Что такое ритм в песне. Что такое ритм в музыке, изучаем и осваиваем ритм

ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА МУЗЫКИ: РИТМ
Вначале был ритм

В ритме есть нечто волшебное;
он заставляет нас верить, что возвышенное принадлежит нам
.
И. В. Гёте

Мелодия - одно из главных средств музыкальной выразительности. Может быть, самое главное. Правда, Николай Андреевич Римский-Корсаков считал, что самое главное средство выразительности - ритм. Можно с ним не соглашаться, но доказать его правоту очень легко.

Люди произносят слова во времени, то ускоряя свою речь, то замедляя ее. Ведь трудно представить себе человека, говорящего предельно точно, размеренно. Такая речь быстро утомит слушателя, и он плохо воспримет смысл сказанного.

Вы, конечно, замечали, что в музыке звуки длятся неодинаково. Одни из них короткие, другие - более длинные. Давайте вспомним песенку, которую многие из вас пели: «Петушок, петушок, золотой гребешок».

Видите, в ней два коротких звука сменяются одним длинным (чередование длинных и коротких звуков).

Чередование длительностей, которое в музыке всегда повторяется, называется ритмом. Академик Асафьев назвал ритм пульсом музыкального произведения. Это очень удачное сравнение.

Ритм вносит порядок в музыку, выстраивает и согласует звуки во времени, то есть по их длительности. То есть ритм - это согласованность звуков по длительности. Они могут быть различными. Количество ритмических вариантов бесконечно велико, все здесь зависит от фантазии композитора. Вообще ни одна мелодия невозможна без ритма. Как бы ни была совершенна и проста мелодия - ее нельзя даже представить вне ритма.

Не будь ритма, не было бы и мелодии, а остался бы только набор разных по высоте звуков. Хотя ритм без мелодии существует. У многих народов Востока есть танцы, которые исполняются только под ритм ударных инструментов.

Ритм является сильнейшим выразительным средством. От него во многом зависит характер музыки. Ровный ритм делает мелодию плавной и мягкой, прерывистый - придает мелодии взволнованность, напряженность, часто используется в решительной, маршевой музыке. Благодаря ритму мы можем сразу же, даже в незнакомом произведении определить: это вальс, это полька, это марш и т. д. Для каждого из этих жанров характерны определенные ритмические фигуры, которые повторяются в течение всего произведения.

Греческое слово «rythmos» означает мерное течение. Термин этот - не только музыкальный. В нашей жизни все подчинено определенному ритму.

Ритм обнаруживает себя повсюду в окружающем мире. Ритмично чередуются времена года, месяцы, недели, дни и ночи. Ритмичны человеческое дыхание и биение сердца. Ритмичны архитектурные сооружения, дворцы и дома с их симметрично расположенными окнами, колоннами и лепными украшениями.

Храм Христа Спасителя. Москва, Россия


Все это говорит о том, что ритм является одной из первооснов жизни: он присутствует в живой и неживой природе, мы его слышим и видим - в шуме морского прибоя, в узоре на крыльях бабочки, в срезе любого дерева, любого сучка.

Чувство ритма очень сильно развито в народе. Ритм свойственен работе тогда, когда человек исполняет ряд однообразных движений. Песни, которыми народ сопровождал однообразный, утомительный труд, как, например, известная «Дубинушка», подчеркивают ритмическое начало труда.


И. Репин. Бурлаки на Волге

Приходилось ли вам задумываться когда-нибудь, почему маленькие дети так быстро и легко засыпают под звуки колыбельной песни? Почему они тут же начинают приплясывать, если поешь им какую-нибудь музыкальную прибаутку? Ведь ребенок еще не учился ничему и не знает, что на музыку следует как-то реагировать - двигаться, танцевать и т. д.

Наверное, это происходит оттого, что музыкальный ритм наиболее близок природе человека и, воздействуя на нее, способен вызывать ответную реакцию. А любая ответная реакция - это уже диалог, общение человека с внешним миром, первое ощущение единения с ним. Ведь так важно чувствовать себя не одинокой, затерянной в бесконечности песчинкой, а полноправной частичкой мира, живущего и чувствующего так же, как и ты сам.

Вот почему иногда говорят, что ритм - изначальная форма связи человека с жизнью, с людьми, со своим временем. Ритм отражает связь природы, человека и его деятельности с мирозданием. Слово ритм означает «мерность».

Люди издавна стремились понять природу музыкального ритма. Господство ритма во всех сферах бытия послужило причиной того, что первая и наиболее значительная античная теория осмысления мира выдвинула музыку на первый план в устройстве Вселенной. Древнегреческий философ и математик Пифагор представлял мир как своего рода вселенский музыкальный инструмент, управляемый «музыкой сфер» - звучаниями, рождаемыми бесконечным движением небесных сфер. В основе этой грандиозной картины мира находились четыре начальных божественных числа (1- 2- 3- 4), вносящих в мироздание порядок и гармонию. Порядок, то есть истина, красота и симметрия, наделялись и нравственными качествами. Пифагореец Филолай писал: «Лжи не принимает в себя природа числа и гармонии... Порядок и симметрия прекрасны и полезны, беспорядок же и асимметрия безобразны и вредны».

Порядок, симметрия - коренные свойства ритма. Не случайно мы находим их в самых разнообразных музыкальных произведениях - от нехитрой детской песенки до сложной инструментальной темы.

Вот известная всем песня «Елочка» М. Красева. Спойте ее, и вы сразу почувствуете легкость, естественность, соразмерность РИТМА и мелодии. Наверное, эта песенка так популярна потому, что ее без труда запоминают и поют даже маленькие дети.

А вот совсем другой пример. Он взят из финала фортепианной сонаты № 17 Л. Бетховена. Почему мы поставили этот пример в один ряд с немудреной детской песенкой? Ведь многим известно, что бетховенские сонаты – сложнейший мир со своими радостями, сомнениями, философскими раздумьями, что в нем заключен обширный круг всех мыслимых средств музыкальной выразительности.


1770 - 1827
Немецкий композитор, дирижёр и пианист

Однако, несмотря на всю свою сложность, музыка Бетховена как раз и является доказательством того, что естественные законы ритма одинаково действуют и в детской песенке, и в фортепианной сонате, что эти законы неподвластны ни интеллектуальной сложности, ни музыкальной смелости даже такого композитора, каким был Бетховен. Не оттого ли, слушая Бетховена, мы никогда не остаемся безучастными, мы неизменно поддаемся обаянию, живому трепету музыки этого величайшего из музыкантов, сумевшего соединить в своем творчестве необыкновенную личную волю и глубокое почитание коренных, природных свойств музыкального искусства?

Вопросы и задания:
1. Что такое ритм, каково его значение в музыкальном языке?
2. Почему именно ритм является основой музыки? Могла бы музыка существовать без ритма?
3. Как ритм может повлиять на характер музыкального произведения?
4. Как ты можешь объяснить слова: «Порядок, симметрия - коренные свойства ритма».

Презентация

В комплекте:
1. Презентация: 13 слайдов, ppsx;
2. Звуки музыки:
Бетховен Соната № 17, III ч. Allegretto, mp3;
Маленькой ёлочке холодно зимой (минусовая фонограмма), mp3;
Эй, ухнем (в исполнении мужского хора Санкт-Петербургского Подворья Оптиной Пустыни), mp3;
3. Статья, docx.

Мелодическая структура в музыке во многом зависит от ритма, именно этому показателю мы подчас обязаны хорошим настроением, когда хочется кивать в такт или отстукивать ногой сильную долю в любимой песне. При этом бывает непросто объяснить, что представляет собой ритм в музыке, это требует специальных познаний, хотя бы начального музыкального образования. Однако если задаться целью и желанием, то можно объяснить этот вопрос и широкой публике, пользуясь популярными понятиями и развёрнутыми определениями. Само по себе слово «ритм» применяется не только в музыке, это обширное понятие, которое настолько прочно вошло в жизнь, что расценивается как нечто само собой разумеющееся.

Для успешной медитации тоже необходимо подключиться к ритму, останется только выбрать, какой именно больше подходит для вхождения в резонанс с окружающим миром. Кому-то больше нравится ритм волн, другим — биение человеческого сердца. Ритм сам по себе очень важен для достижения гармонии, и музыка помогает достичь этой цели.

В то время как профессиональные музыканты и способны запоминать музыку на слух, большинству новичков необходимо научиться читать музыку. Понимание принципов чтения музыки также важно для танцоров и способно пленить сердце случайного слушателя. Для начала нужно научиться считать музыкальный ритм или знать, как долго задерживать либо играть каждую ноту. Также важно знать, что такое тактовый размер. В данной статье описаны стандартные принципы чтения музыки с использованием тактового размера 4/4.

Шаги

Часть 1

Счет ритма

    Понятие такта. Музыка разделена на такты, обозначающиеся вертикальными полосами. Ноты в музыке именуются согласно тому, сколько времени в такте они занимают. Думайте о такте как о пироге, который можно разрезать на четвертинки, половинки, восемь частей или на комбинацию различных нот.

    Изучите базовую музыкальную нотацию. Названия нот несут в себе информацию о том, какую часть такта они занимают. Для полного понимания вам должно быть известно элементарное значение «долей». Целая нота будет занимать весь такт, половинные ноты - полтакта.

    • Четвертные ноты занимают 1/4 такта.
    • Восьмые ноты занимают 1/8 такта.
    • Шестнадцатые ноты занимают 1/16 такта.
    • Ноты можно объединять для создания одной целой, например, одна половинная нота и две четвертных длятся один полный такт.
  1. Старайтесь сохранять ритм. Если ритм однообразный, попробуйте отбивать его каблуком и несколько раз считать до четырех: 1-2-3-4, 1-2-3-4. Скорость здесь не так важна, как сохранение одинакового промежутка между каждым ударом. Метроном может оказаться полезен в поддержании ровного ритма.

    • Каждый полный цикл счета 1-2-3-4 равняется одному такту.
  2. Попробуйте подсчитать длину базовых нот. Проговорите или спойте «ла», продолжая про себя считать ритм. Целая нота будет занимать весь такт, так что начните петь ноту «ла» на первой доле и удерживайте ее, пока не достигнете четвертой. Вы только что спели целую ноту.

    • Две половинные ноты составляют полный такт. Спойте ноту «ла» для долей 1-2, а затем новую ноту «ла» для долей 3-4.
    • Четыре четвертных ноты составляют полный такт. Спойте ноту «ла» для каждой отбиваемой доли.
  3. Для нот поменьше добавьте слоги. Для восьмых нот необходимо разделить такт на восемь равных отрезков, хотя вы и продолжите отбивать лишь четыре доли за такт. Добавьте союз «и» между каждой отбиваемой долей: «1 и 2 и 3 и 4 и». Практикуйтесь, пока у вас не получится. Каждое слово отвечает за 1/8 ноты.

  4. Значение точки. Иногда в музыке сразу после нот ставится маленькая точка. Она означает, что длину ноты следует увеличить на 50 %.

    • Половинная нота, как правило, занимает две доли, с точкой же она увеличивается до трех долей.
    • Четвертная нота без точки занимает одну долю, с точкой же - 1 1/2 доли.
  5. Попрактикуйтесь в исполнении триолей. Триоли обозначают группу из трех нот, которая длится одну долю. Исполнять их довольно проблематично, так как все изученные ноты до этого имели равные доли. Произносите слоги - это поможет вам освоить триоли.

    • Попробуйте отбить триоли, проговаривая «1-е-и, 2-е-и, 3-е-и, 4-е-и».
    • Не забывайте сохранять числовые доли однообразными, используя метроном или удары ноги.
  6. Делайте по-своему. Фермата - музыкальная нотация, имеет вид точки с дугой над нотой. Согласно этому символу, вы вправе растянуть ноту насколько вам угодно, вне зависимости от музыкальных правил.

    • Если вы состоите в ансамбле, тогда длительность ноты определяется дирижером.
    • Если вы выступаете сольно, заранее определите наиболее подходящую длину.
    • Прослушайте запись своей игры, если вы не уверены, как долго стоит держать ноту. Это даст представление о решении других исполнителей, что поможет вам выбрать наилучшее звучание.

    Часть 2

    Изучите тактовый размер
    1. Определите тактовый размер. В верхнем левом углу нотной записи вы увидите несколько музыкальных нотаций. Первый символ называется «ключом», который, как правило, зависит от инструмента, на котором играется произведение. Затем могут идти диезы или бемоли. А вот после них вы должны увидеть два числа, расположенных в столбик. Это и есть тактовый размер.

      • В первой части этой статьи мы использовали размер 4/4, который обозначается двумя четверками стоящими друг на друге.

Сегодня в русском языке очень много понятий, с которыми стоит ознакомиться. В данной статье мы поговорим о том, что такое ритм и какие обозначения с ним связаны. Определений на разных источниках очень много, но все они имеют один и тот же смысл. Давайте же подробно ознакомимся со всеми особенностями ритма и дадим ему обозначение. Слово «ритм» сегодня имеет несколько значений, это:

  • Ритм жизни.
  • Музыкальный ритм.
  • Стихотворный ритм.
  • Биоритм.

Общие понятия ритма

Слово «ритм» пришло к нам из греческого языка, где Rhytmos означает – мерность, согласованность. Мы привыкли понимать под ритмом что-то размеренное, закономерное чередование тех или иных элементов, к примеру, движений, звуков.

Также с помощью ритма мы определяем:

  • Частоту дыхания.
  • Перемену времени года.
  • Сердцебиение.
  • Колебание маятника и многое другое.

В первую очередь, когда мы слышим слово «ритм», в нашем сознании появляется музыка, танцы и мелодии. Музыкальный ритм – это чередование в определенном порядке длинных и коротких звуков. Разучивая или составляя ту или иную мелодию, музыканты обязательно обращают внимание на ритм. Для этого они могут использовать специальный прибор метроном. Музыке характерны свои ритмы, и они в полной мере отличаются от ритмов жизни, движений и другого.


Ритм в стихосложении

В поэзии свои ритмы, здесь можно отметить такие ритмические единицы, как:

  • Строку или фразу.
  • Стопу.
  • Слог.

В природе тоже очень много ритмов, ведь наша жизнь состоит именно из них. Ритмом можно назвать смену дня и ночи, смену поры года или времени. Именно с природными ритмами связан биоритм человека. Многие люди наблюдают активность в дневное время, в ночное же время преобладает пассивность. Не возможно судить об общих биоритмах, потому что для каждого человека они строго индивидуальные. Все это связано с физиологическими процессами. Каждый биоритм человека влияет на активность, выносливость и общее состояние человека.


Каждый ритм жизни определяется способом и образом жизни человека. Если человек характеризуется повышенной активностью в ночное время, и пассивностью днем, то его биоритм в полной мере отличается от человека, бодрствующего днем. Если научиться определять свои биоритмы правильно, можно улучшить качество жизни.

К сенсорным музыкальным способностям относится и чувство музыкального ритма. Оно имеет связь с обычным (не музыкальным) чувством ритма, который характерен для всех процессов мироздания - от ритмов вселенной до биоритмов внутри живых организмов - и одновременно отличается от него. Если чувство ритма - «способность воспринимать и воспроизводить ритмические процессы», то чувство музыкального ритма предполагает реакцию на специфику временных процессов в музыке и их воспроизведение.

Существует множество определений музыкального ритма. Согласно одному из них, «ритм - временнáя структура любых воспринимаемых процессов, один из трех (наряду с мелодией и гармонией) основных элементов музыки, распределяющий по отношению ко времени... мелодические и гармонические сочетания» (В.Холопова). Или: «Ритм – временнáя организация в музыке; в более узком смысле – последовательность длительностей звуков, отвлечённая от их высоты...» (М.Харлап).

Отличительной особенностью музыкального ритма является то, что он включает не только понятие времени, но и понятия динамики, темпа, артикуляции, так как он зависит от темпа - скорости движения, ритмической плотности, артикуляции, динамики. Чувство музыкального ритма тесно взаимодействует с динамической и артикуляционной сторонами музыкального слуха.

В создании музыкального ритма большую роль играют все элементы музыкальной речи - от звуков и пауз до мотивов, периодов, фактуры и т.д. фактурный ритм образует своего рода полиритмию. Понятие «музыкальный ритм» неотделимо от категории метр. Это - «ритмическая форма, служащая мерой, в соответствии с которой музыкальные и поэтические тексты делятся, кроме смыслового членения, на метрические единицы» (там же, с.34). С метром связано наличие сильных и слабых долей. Метр бывает регулярный и нерегулярный.

На все эти свойства музыкального ритма человек реагирует благодаря чувству музыкального ритма. Некоторые исследователи вводят такое понятие как «ритмический слух». Ритм имеет моторную природу, и музыкальный ритм прежде всего апеллирует к телесно-мускульному началу в человеке. Реакция на музыкальный ритм проявляется в активных мышечных сокращениях, в которых задействованы не только голосовые связки, но и внешние телесные мышцы. Поэтому не случайно в древнерусских музыкально-педагогических пособиях давались строгие наставления по ритмической природе пения, чтобы ритмика была спокойной, незаметной, не отвлекала от пения.

Уже в XIII веке отмечалось два вида ритма: строгий ритм, основанный на единстве пульсации, и свободный. И если строгий ритм более мускульно- моторен по своей природе, то свободный ритм предполагает обращение к эмоционально-интеллектуальному началу, активнее взаимодействует с аналитическим слухом.

К этому следует добавить, что музыкальному ритму присуща яркая эмоциональная природа, которой нет в каких-либо других ритмических процессах. Он является выражением некоего эмоционального содержания.

Чувство ритма относится к тем основным музыкальным способностям, которые, как свидетельствует практика, начинают развиваться наиболее рано, на подсознательном уровне.

В европейской музыке чувство музыкального ритма немыслимо без звуковысотного движения. В чувстве музыкального ритма ярче, нежели в музыкальном слухе проявляется сенсорная природа этой музыкальной способности.