Для всех и обо всем. Краткий экскурс о виниловых пластинках

Гра̀мпласти́нка (от граммофонная пластинка , чаще просто пластинка ) - аналоговый носитель звуковой информации - диск , на одной или на обеих сторонах которого нанесена непрерывная спиральная канавка (дорожка), форма которой модулирована звуковой волной. Долгое время (примерно с конца XIX и до конца XX века) была самым популярным носителем музыкальных записей, недорогим, пригодным для массового тиражирования , обеспечивающим высокое качество звукозаписи и пригодным для воспроизведения на относительно простой и дешёвой аппаратуре.

Для «проигрывания» (воспроизведения звука) грампластинок используются специально предназначенные для этой цели аппараты: граммофоны , патефоны , в дальнейшем - электропроигрыватели и электрофоны .

При движении по дорожке грампластинки игла проигрывателя начинает вибрировать (поскольку форма дорожки неравномерна в плоскости пластинки вдоль её радиуса и перпендикулярно направлению движения иглы, и зависит от записанного сигнала). Вибрации иглы передаются либо, которая непосредственно воспроизводит звук, либо преобразователю механических колебаний в электрические (звукоснимателю), сигнал которого подаётся на усилитель .

Главным достоинством грампластинки являлось удобство массового тиражирования путём горячей прессовки , кроме того, грампластинки не подвержены действию электрических и магнитных полей. Недостатками грампластинки являются подверженность температурным изменениям и влажности, механическим повреждениям (появление царапин), а также неизбежный износ при постоянном использовании (снижение и потеря аудиохарактеристик). Кроме того, грампластинки обеспечивают меньший динамический диапазон , чем более современные форматы хранения звукозаписей .

Историческая справка [ | ]

Самым примитивным прообразом грампластинки можно считать музыкальную шкатулку, в которой для предварительной записи мелодии используется металлический диск, на который нанесена глубокая спиральная канавка. В определённых местах канавки делаются точечные углубления - ямки, расположение которых соответствует мелодии. При вращении диска, приводимого в движение часовым пружинным механизмом, специальная металлическая игла скользит по канавке и «считывает» последовательность нанесённых точек. Игла скреплена с, которая при каждом попадании иглы в канавку издаёт звук.

Старейшей звукозаписью в мире считается запись, которая была сделана в 1860 году. Исследователи из группы изучения истории звукозаписи First Sounds обнаружили её 1 марта 2008 года в парижском архиве и смогли проиграть звуковую запись народной песни, сделанную французским изобретателем Эдуаром Леоном Скоттом де Мартенвилем с помощью устройства, в 1860 году называвшегося им «фоноавтограф » . Её протяжённость составляет 10 секунд и представляет собой отрывок из французской народной песни. Фоноавтограф процарапывал звуковые дорожки на листе бумаги, вычерненном дымом от масляной лампы .

Фонограф Томаса Эдисона, 1899 год

В 1877 году французский учёный Шарль Кро впервые научно обосновал принципы записи звука на барабан (или диск) и его последующего воспроизведения. В этом же году, а именно - в середине 1877 года, молодой американский изобретатель Томас Эдисон изобрёл и запатентовал прибор фонограф , в котором звук записывается на цилиндрическом валике, обёрнутом оловянной фольгой (или бумажной лентой, покрытой слоем воска) при помощи иглы (резца), связанной с мембраной; игла вычерчивает на поверхности фольги винтовую канавку переменной глубины. Его фонограф с восковым валиком не получил широкого распространения ввиду сложности копирования записи, быстрого изнашивания валиков и плохого качества воспроизведения.

В 1892 году был разработан способ гальванического тиражирования с позитива цинкового диска, а также технология прессования грампластинок из эбонита при помощи стальной печатной матрицы. Но эбонит стоил довольно дорого и в скором времени был заменён композиционной массой на основе шеллака - воскоподобного вещества, вырабатываемого тропическими насекомыми из семейства лаковых червецов, обитающих в юго-восточной Азии. Пластинки стали качественней и дешевле, а значит, доступнее, но их главным недостатком была малая механическая прочность - по хрупкости они напоминали стекло. Шеллачные пластинки выпускались до середины XX века, пока не были вытеснены более дешёвыми и небьющимися - из винилита (сополимера винилхлорида и винилацетата), т.н. виниловые пластинки . Название полимера послужило причиной возникновения широко распространённого заблуждения, будто бы пластинки делались из чистого поливинилхлорида. Это не так - чистый поливинилхлорид по механическим свойствам (твёрдость и износостойкость) не годится для этого.

Одной из первых настоящих грампластинок была пластинка, выпущенная в 1897 году фирмой Victor в США .

Первая революция [ | ]

Первые серийные пластинки имели диаметр 6,89 дюймов (175 мм) и назывались 7-дюймовыми. Этот старейший стандарт появился ещё в начале 1890-х годов. Обозначаются такие грампластинки как «7″», где «″» - знак дюйма. В начале своей эволюции грампластинки имели высокую скорость вращения и бóльшую ширину дорожки, что значительно снижало длительность звучания - всего 2 минуты на одной стороне.

Двусторонними грампластинки стали в 1903 году, благодаря разработкам фирмы «Одеон». В этом же году появились первые 12-дюймовые (12″) грампластинки реальным диаметром 11,89″ (300 мм). До начала 1910-х годов на них выпускали в основном отрывки из произведений музыкальных классиков, так как на них помещалось в общей сложности до пяти минут звучания.

Третьим, наиболее популярным, стал размер 10 дюймов (10″), или 250 мм. На таких пластинках помещалось в полтора раза больше материала, чем на стандартную 7-дюймовую.

Четвёртый формат (в СССР использовался вплоть до середины 1960-х годов для производства обычных и долгоиграющих дисков) - 8 дюймов (8″), или 185 мм.

Три основных типоразмера пластинок - 12″, 10″ и 7″ - традиционно называются соответственно «гигант », «гранд » и «миньон ».

«Жизнь» первых пластинок была недолгой - звукосниматель весил более 100 граммов и быстро изнашивал дорожку. Стальные иглы необходимо было менять после каждого проигрывания стороны, чем иногда пренебрегали, и при использовании уже играных игл пластинка портилась ещё быстрее. Иногда, чтобы продлить жизнь любимых произведений, на некоторые пластинки записывали с обеих сторон одну и ту же дорожку.

В 1930-х годах пластинки выпускались с одной композицией на одной стороне, и часто один концерт одного исполнителя продавался комплектом пластинок по несколько штук, обычно в картонных или, реже, кожаных коробках. Из-за внешнего сходства таких коробок с фотоальбомами их стали называть record albums («альбомы с записями»).

Вторая революция [ | ]

Сингл, записанный на пластинке с частотой вращения 45 об/мин

С появлением долгоиграющих грампластинок с частотой вращения 45 и 33⅓ об/мин стали сокращаться тиражи обычных патефонных (78 об/мин), и к концу 1960-х годов их производство было окончательно свёрнуто (в СССР последняя патефонная пластинка выпущена в 1971 году).

В СССР с начала 1950-х и до середины 1970-х гранд был наиболее распространённым форматом долгоиграющей пластинки. Матричные номера долгоиграющих дисков, в отличие от обычных, обрели буквенный индекс «Д» («долгоигорающая») - использовался для монофонических дисков) с обозначением скорости проигрывания (33Д, 45Д). После 1956 года ранее выпущенные пластинки переиздавались с новых матриц и маркировались индексом «НД» с сохранением старого номера. С появлением стереоофонических дисков им присваивался индекс «С» (33С, 45С). По принятой до 1975 года нумерации «винилового» каталога ВСГ «Мелодия » (и её предшественников с 1951 года) гранду присваивался номер по форме XXД(C)-ХХХХХ, диску-гиганту - XXД(C)-0ХХХХХ, пластинке 8″ - XXД(С)00ХХХХХ, миньону - XXД(C)-000ХХХХХ. До начала 1970-х годов практиковался выпуск одних и тех же пластинок параллельно в двух вариантах - моно и стерео. Потом отдельные монодиски делать перестали, и до 1975 года стереофонические пластинки, производившиеся с улучшенной совместимостью с моно-проигрывателями, обозначались индексом «СМ» (стерео-моно).
Для дисков, выпускавшихся со второго квартала 1975 года, принцип индексации был изменён. По новой системе первые три знака номера пластинки несли следующую смысловую функцию:

  • индекс «С» или «М» - стерео или моно;
  • второй по счёту индекс (цифры от 0 до 9) символизировал жанровую принадлежность записи;
  • третий индекс (цифры от 0 до 2) служил для обозначения формата пластинки: 0 - гигант, 1 - гранд, 2 - миньон (производство долгоиграющих 8″-дисков было прекращено в середине 1960-х годов).

Впрочем, к этому времени формат «гранд» был почти вытеснен более вместительным «гигантом» и использовался только для детских записей.

Настоящее время [ | ]

Современный проигрыватель пластинок

Проигрыватель 2 класса «Аккорд-201» 1974 года выпуска

К концу XX века начался спад производства грампластинок и проигрывателей, не в последнюю очередь из-за развития рынка музыкальных компакт-дисков . В СССР использование грампластинок продолжалось вплоть до его распада; вплоть до середины 1990-х годов пластинки производили бывшие филиалы госкомпании «Мелодия» в бывших союзных республиках, полностью перешедшие в коммерческие структуры, хотя и уже значительно меньшими тиражами.

В определённых областях виниловые долгоиграющие стереофонические грампластинки диаметром 30 см (англ. LP ) используются до сих пор:

На современных пластинках, предназначенных для диджеев , на одну сторону «нарезается» около 12 минут музыки - в этом случае расстояние между канавками значительно больше, пластинка более износоустойчива , не боится царапин и неосторожного обращения. Кроме того, для скретча выпускаются специальные пластинки, на которых записан не звук, а специальный синхросигнал, который подаётся на компьютер, что позволяет расширить возможности диджея - например, использовать звуковые фрагменты , записанные непосредственно во время исполнения.

Начиная с 2006 года продажи виниловых пластинок растут каждый год: так, в 2007 г. рост продаж составил 37 %, и это на фоне 20 % спада продаж компакт-дисков в том же году. По оценкам одной из крупнейших американских исследовательских компаний Nielsen SoundScan, в 2009 году только в США было продано 2 млн виниловых пластинок ; в 2012 году там было продано уже 4,6 млн грампластинок, что на 17,7 % больше, чем в 2011 году .

В 2013 году продажи в США составили 6,1 млн пластинок. Кроме США, эффект был заметен в Великобритании и Австралии . В 2016 году в Великобритании было продано более 3,2 миллиона пластинок (в 2007 году, при наименьшей популярности винила, в стране было продано чуть более 200 000 пластинок) . Грампластинки по-прежнему составляют незначительную часть рынка музыкальных записей (2 % в США в 2013 году против 57 % для компакт-дисков).

В продажах грампластинок играет роль как ностальгия (в 2010 году лидером продаж был альбом Битлз Abbey Road), так и другие неясные факторы: первые два места в 2013 году заняли новые альбомы Random Access Memories (Дафт Панк) и Modern Vampires of the City (Vampire Weekend). Теории новой популярности грампластинок включают как желание слышать более «богатый» и «тёплый» звук, так и сознательное отрицание цифрового мира .

Кроме того, немаловажную роль в «виниловом ренессансе » играет городская легенда о том, что современные дешёвые проигрыватели компакт-дисков плохо воспроизводят звук . На самом деле, 16-битное квантование , используемое в компакт-дисках, значительно превосходит качество грампластинок (эквивалентное примерно 11 битам для наиболее качественной штамповки ).

Грампластинка как элемент культуры [ | ]

Обычно под виниловыми пластинками подразумеваются более поздние, рассчитанные на воспроизведение на электропроигрывателях, а не механических граммофонах , и на скорость вращения 33⅓ об/мин или (реже) 45 об/мин.

Гибкие пластинки [ | ]

Имеются редкие пластинки-приложения, которые вкладывались в компьютерные журналы в конце 1970-х годов и на которых были записаны компьютерные программы [ ] (в дальнейшем, до массового распространения дискет , для этих целей использовались компакт-кассеты). Этот стандарт пластинок назывался Floppy-ROM , на такую гибкую пластинку при скорости вращения 33⅓ об/мин вмещалось до 4 КБ данных.

Гибкие пластинки, на которых записывалась эстрадная музыка, были широко распространены в СССР. Они отличались небольшим размером и обычно вмещали всего 4 песни - по 2 на каждой стороне. Такие пластинки с музыкальными записями также часто выпускались в виде приложения к молодёжным журналам и вкладывались между страниц. Наиболее известный пример такого издания - журнал «Кругозор », в каждом номере которого до 1991 года выходила гибкая грампластинка .

Гибкими пластинками также являются записи на старых рентгеновских снимках («музыка на ребрах»).

Также ранее выпускались гибкие пластинки-открытки . Такие сувениры отправлялись по почте и содержали помимо записи рукописные поздравления. Они встречались двух разных видов:

Сувенирные и декоративные пластинки [ | ]

«Звуковой сувенир» - фотокарточка с грамзаписью. Их изготавливали в присутствии заказчика маленькие полукустарные студии звукозаписи в курортных городах СССР.

Привычный цвет грампластинок - чёрный , но выпускаются и разноцветные. Существуют также грампластинки, где под прозрачным слоем с дорожками находится красочный слой, повторяющий рисунок конверта или заменяющий информацию на нём (как правило, это дорогостоящие коллекционные издания). Декоративные пластинки могут быть квадратными, шестиугольными, в виде диска для циркулярной пилы, в форме животных, птиц и т. п.

Кустарные пластинки. «Музыка на рёбрах» [ | ]

Грамзапись на рентгеновской плёнке

Стереопроигрыватели могут воспроизводить и монофонические записи, в этом случае они воспринимают их как два одинаковых канала.

В ранних экспериментах по записи стереосигнала на одну дорожку пробовали совместить более традиционную поперечную и глубинную записи: один канал формировался на основе горизонтальных колебаний иглы, а другой - на основе вертикальных. Но при таком формате записи качество одного канала существенно уступало качеству другого, и от него быстро отказались.

Большинство стереофонических пластинок записано при частоте вращения 33⅓ об/мин при ширине звуковой дорожки 55 мкм. Ранее (особенно в ряде стран за пределами СССР) широко выпускались пластинки с частотой вращения 45 об/мин. В США были особенно популярны их компактные варианты, предназначенные для использования в музыкальных автоматах с автоматической сменой или выбором пластинки. Они были пригодны и для воспроизведения на бытовых проигрывателях. Для записи речевых программ выпускались грампластинки с частотой вращения 8⅓ об/мин и длительностью звучания одной стороны до полутора часов. На территории СССР такие пластинки, как, впрочем, и музыкальные автоматы встречались редко.

Стереопластинки существуют трёх диаметров: 175, 250 и 300 мм, что обеспечивает среднюю продолжительность звучания одной стороны (при 33⅓ об/мин) 7−8, 13−15 и 20−24 минуты. Длительность звучания зависит от плотности нарезки. На одну сторону плотно нарезанной пластинки можно уместить до 30 минут музыки, но игла на таких пластинках может прыгать и вообще будет неустойчива. Также грампластинки с уплотнённой записью быстрее изнашиваются по причине более узких стенок канавок.

Квадрофонические пластинки [ | ]

На квадрофонических пластинках записана информация на четырёх (двух фронтальных и двух тыловых) аудиоканалах, что позволяет передать объём музыкального произведения. Данный формат получил некоторое, довольно ограниченное, распространение в 1970-х годах. Количество альбомов, выпущенных в таком формате, было весьма невелико (к примеру, была выпущена квадроверсия знаменитого альбома рок-группы Pink Floyd «Dark Side of the Moon » 1973 года), а их тиражи ограничены - это было связано с необходимостью применения для их воспроизведения малораспространённых и дорогостоящих специальных проигрывателей и усилителей на 4 канала. К 1980-м годам данное направление было свёрнуто.

Изготовление [ | ]

Пресс-форма для штамповки грампластинки

Дорожки пластинки под микроскопом

Дорожки с записью одной композиции отделены от другой переходными участками без записи и более крупным шагом дорожки (выглядят тёмными полосками)

Звук с помощью специальной аппаратуры преобразуется в механические колебания резца (чаще всего сапфирового), который нарезает на слое материала спиральную звуковую дорожку . На заре грамзаписи дорожки нарезались на воске, впоследствии - на фонографической фольге, покрытой нитроцеллюлозой, в дальнейшем фонографическая фольга была заменена медной фольгой. В конце 1970-х годов фирмой была разработана технология (англ. Direct Metal Mastering ), согласно которой дорожки формируются на тончайшем слое аморфной меди, покрывающем идеально ровную стальную подложку. Это позволило значительно повысить точность воспроизведения записанного сигнала, что привело к заметному улучшению качества звучания фонографических записей. Данная технология применяется и по сей день.

С полученного таким образом диска при помощи гальванопластики в несколько последовательных этапов получают необходимое количество никелевых копий как с позитивным, так и с негативным (когда канавки со звуковой дорожкой выглядят, как выступы над поверхностью диска) отображением механической фонограммы. Изготовленные на последнем этапе негативные копии, которые служат основой в процессе прессования виниловых пластинок, называют; все промежуточные никелевые копии принято называть оригиналами.

Изготовление оригиналов и матриц осуществляется в гальваническом цехе. Электрохимические процессы ведутся в многокамерных гальванических установках с автоматическим ступенчатым регулированием электрического тока и времени наращивания никеля.

Детали пресс-форм изготавливаются на станках с ЧПУ и проходят высокотемпературную пайку в вакуум-печах по специальной технологии. Сами пресс-формы обеспечивают высокую равномерность температурного поля на формующих поверхностях, малую инерционность температурного режима, а значит, и высокую производительность. С помощью одной пресс-формы можно изготовить десятки тысяч грампластинок.

Материал для изготовления современной грампластинки - это особая смесь на основе сополимера винилхлорида и винилацетата с различными добавками, необходимыми для придания пластмассе необходимых механико-температурных свойств. Высокое качество смешения порошкообразных компонентов достигается использованием двухстадийных смесителей с горячим и холодным смешением.

В пресс-цехе в пресс подаётся разогретая порция винила с уже приклеенными сверху и снизу этикетками, которая под давлением до 200 атм растекается между двумя половинками пресс-формы и после остывания образует готовую грампластинку. Далее производится обрезка кромок диска, контроль и упаковка.


Когда изначально мне в голову пришла мысль посвятить материал её величеству грампластинке, я и не предполагал, что разматывая клубок истории наткнусь на такое обилие захватывающей информации. Ведь в этом мире все взаимосвязано, одно вытекает из другого, а с момента появления первых прототипов теперешних диджейских игрушек минуло уже более сотни лет. История существования волшебного хранителя звуков тесно переплетается и с аппаратами по извлечению оного. Оказалось, что технологическое развитие продолжалось практически все то время, что существует само понятие пластинки. И тут в плане раскрытия темы просто поле непаханое (нами до сих пор), поэтому постараюсь быть в меру сил краток, иначе размер материала грозит оказаться неприлично большим.

КАК ЭТО РАБОТАЕТ

Начнем с азов – вдруг кто-то еще не в курсе, каким образом на шершавом кругляше хранится звук. Прежде чем пластинка станет тем, что мы привыкли видеть (а сейчас, может быть, уже есть и те, кто не видел ни разу), она представляет из себя заготовку с гладкой как коленка поверхностью, или, если угодно, непаханое поле. И только после того, как её вспашут на специальном устройстве, она приобретает особенность радовать нас полюбившимися мелодиями.

Звуковая дорожка представляет собой туго скрученную спиральную канавку с неровными краями, настолько мелкую, что подробности рассмотреть удастся только хорошо вооруженным глазом. Кстати размер канавки является основным отличием старых и новых пластинок, а также главным фактором, определявшим время их звучания. В процессе нарезки сходящейся к центру заготовки спирали резец колеблется в соответствии со звуком, который впоследствии должна издавать пластинка. При воспроизведении игла трясется по пролетающим мимо неё колдобинам дорожки и в результате получается звук. Причем никаких хитроумных преобразований, кроме банального усиления сигнала в этом случае не требуется.

Чтобы убедиться в этом, можно произвести достаточно варварский, но зато весьма наглядный тест. Лучше всего это делать не с современными пластинками, они слишком нежны и не исключено, что получат в результате смертельные раны. Однажды в детстве мне стало любопытно, неужели такой складный звук получается от банальной тряски по множеству мельчайших ухабов. Запустив пластинку, я вместо иглы звукоснимателя поставил на дорожку палец, зацепившись за неё ногтем. Помимо "тишины в студии", операция, конечно, требует собранности и грамотной балансировки силы нажатия. В принципе, если бы у меня тогда были рядом зубочистки, особенно деревянные, я бы воспользовался ими. И каково же было мое удивление, когда я услышал, пусть и очень тихо и в неважном качестве, ту же самую мелодию, что минуту назад раздавалась из динамика проигрывателя.

РОЖДЕНИЕ ПЛАСТИНКИ

Это работало, и это было волнительно. Можно себе представить чувства Эдисона, когда его эксперимент по записи голоса на оловянную фольгу через хитроумный рупор увенчался успехом. А ведь им двигало голое любопытство. Просто, работая на телеграфе, он обратил внимание, что при считывании информации с быстро движущейся перфоленты контакты аппарата, скользя по ее дырочкам, издавали звуки разной высоты. Тут я вынужден слегка окунуться в глубины истории и небольшое количество технических подробностей. Впрочем, совсем без них в любом случае не обошлось бы, иначе эволюцию пластинки не осознать.

Итак, аппарат, получивший название фонограф, родился в 1877 году и тогда вместо пластинки был валик. При колебании находящейся под рупором мембраны, связанная с ней игла вибрировала и выписывала по олову канавку переменной глубины в соответствии с воспринимаемым звуком. Так был изобретен способ "глубинной записи".

В том же самом году по эту сторону океана некий Шарль Кро подал во Французкую Академию наук документы на изобретение, надеясь после этого получить под дальнейшую разработку деньги и довести её до ума. К сожалению заявка пролежала нераскрытой до того самого момента, когда в декабре пришло известие об открытии Эдисона. Не вдаваясь в подробности надо сказать, что метод Кро по замыслу был технически более совершенным. Также стоит добавить, что оба исследователя лишь развили существовавший "немой" метод звукозаписи. Аппарат известный за 20 лет до их открытий назывался "фотоавтограф" и аналогичным способом оставлял след звука на закопченной бумаге. Баловство - не более. Ведь воспроизвести такой звуковой автограф было невозможно.

Недостаток метода Эдисона был в его "вертикальности". При воспроизведении дорожка подвергалась повышенным нагрузкам на "ухабах" и как следствие быстро деформировалась. В методе Кро колебания записывались в горизонтальной плоскости на круглую пластину, и именно таким способом идеи обоих первопроходцев развил десятью годами позже Эмиль Берлинер. В результате 26 сентября 1887 года он получил патент на устройство "граммофон". Еще пять лет ушло на разработку носителя звука. Самые первые образцы изготавливались из эбонита.

АЗИЯ НАМ ПОМОЖЕТ, ИЛИ БУКАШКА СПАСАЕТ ГРАМПЛАСТИНКИ

И тут мы вплотную подошли к появлению самой настоящей пластинки в том виде, в котором она прослужила человечеству вплоть до середины прошлого века застав даже своих долгоиграющих собратьев. Как вы понимаете, основная проблема была в подходящем материале, и пробовались разные варианты, пока в итоге не остановились на композите на основе шеллака. Решение было не из самых дешевых, поскольку шеллак представлял из себя воскоподобное вещество, вырабатываемое тропическими насекомыми из семейства лаковых червецов, которые обитают в юго-восточной Азии. Однако ничего более подходящего по качеству на научных горизонтах еще долго не появлялось. Параллельно с шеллачными какое-то время существовали целлулоидные диски, но они заметно отличались уровнем шума – не в лучшую сторону.

ОТЧИСЛЕНИЕ ЗВУКА ИЗ СБОРНОЙ МИРА ПО ПЛАВАНИЮ

В первой четверти прошлого века скорости выпускаемых грампластинок колебались в диапазоне 74-82 оборота в минуту, что было связано с несовершенством механических пружинных граммофонов. Таким образом при прослушивании звук сплошь и рядом "плавал", что не добавляло комфорта. Лишь в 1925 году, когда в механизме проигрывателей стали использовать электрический синхронный двигатель появился первый стандарт скорости. Правда и он слегка отличался по разные стороны океана. Привязка осуществлялась к частоте подаваемого электропитания (60 или 50 Герц) и зависящей от неё оборотистости синхронного электромоторчика, который приводил механизм в движение. В Штатах скорость равнялась 78,26 rpm (мотор делал 3600 оборотов через понижающий с соотношением 46:1 редуктор), в Европе 77,92 (3000 с понижением 38,5:1).

СТРОБОСКОП ПОМОГАЕТ ЗВУКУ РАЗУЧИТЬСЯ "ПЛАВАТЬ"

С возникновением стандартов появилась необходимость и точной настройки проигрывателей на них. Для этого был применен эффект стробоскопа. Многие из вас наверняка обращали внимание на крутящиеся колеса велосипеда и проезжающего мимо автомобиля, или на худой конец вращающиеся лопасти вертолета. И наверняка вы хоть раз замечали забавный эффект, когда мелькающие перед вами "спицы" в один прекрасный момент как будто застывают. Происходит это, когда частота вращения находится в некоторой пропорции с возможностями вашего глаза, воспринимающего строго определенное количество кадров в секунду.

Оказалось, что если на "яблоко" пластинки (информационную наклейку в её центре) нанести по окружности 77 равноудаленных черточек, то при освещении от сети с частотой 50 герц они "замрут" при достижении правильной скорости "блином" (вращающейся основой, на которую кладется пластинка). Для 60-герцового освещения, на яблоко наносится 92 линии. Впоследствии аналогичный механизм настройки скоростей все чаще начал появляться на боковой части "блина", подсвечиваемой специальной лампочкой.

ИНОГДА ДЕЛО ТОЛЬКО В РАЗМЕРЕ - У КОГО БОЛЬШЕ ДЮЙМОВ, ТОТ ИГРАЕТ ДОЛЬШЕ

Теперь поговорим о длительности звуковой дорожки. Самые первые пластинки имели диаметр 7 дюймов (реально 6,89) или 175 миллиметров (у нас такие называли "миньоном"). Это самый древний из стандартов такого рода, он появился еще в 90-х годах позапрошлого века. Если вы сейчас в каком-нибудь каталоге грампластинок увидите напротив интересующего вас названия надпись 7" single или какое-то иное число перед знаком ", то это именно обозначение диаметра в дюймах. Если к не столь впечатляющему размеру добавить высокую скорость вращения и приличную толщину тогдашней дорожки, то мы получим примерно 2 минуты звучания одной стороны. При этом пластинки стали двусторонними не с самого момента появления, а только с 1903 года благодаря разработкам фирмы "Одеон". В этом же году появились первые 12" диски (реально 11,89", или 300 мм). Именно пластинки этого форм-фактора наиболее привычны теперь нашему глазу (в некоторых странах изредка выпускались варианты на два миллиметра больше положенного). В стародавние времена на них в основном выпускали отрывки из опер и классических произведений, так как на одну сторону можно было уместить до пяти минут звучания.

Третьим наиболее популярным форм-фактором стал размер 10" (250 мм). Эти пластинки начали активно завоевывать популярность с 1910 года. Еще бы, на них помещалось в полтора раза больше развлекалова, чем на стандартную семерку. Однако в любом случае радость обладания пластинками в то время омрачал тот факт, что они достаточно быстро теряли свои потребительские качества. Аппаратура механического съема звука достаточно жестко обходилась с дорожкой. Звукосниматель весил до 130 грамм, а стальные иглы приходилось менять после каждого проигрывания стороны. Борьба "верхов" и "низов" шла не на жизнь, а на смерть. Чтобы хоть как-то продлить жизнь любимых мелодий, на некоторые пластинки записывали с обоих сторон одну и ту же дорожку.

ЭЛЕКТРИФИКАЦИЯ ВСЕЙ ЗВУКОЗАПИСИ

Качественный скачок произошел в конце 20-х годов, когда вместо механоакустического способа записи через рупор, стали пользоваться электроакустическим – через микрофон. За счет уменьшения искажений резко повысилось качество звука и его частотный диапазон поднялся с 150-4000 Герц до 50-10000. Сократился и вес звукоснимателя. Теперь он весил не более 80 граммов. Тем не менее, вскоре назрел кризис в связи с началом распространения магнитофонов, которым пластинки по длительности воспроизведения в подметки не годились.

В 1931 году английский физик Блюмлейн предложил способ стереозаписи в одной канавке, но низкий технический уровень того времени не позволил осуществить задуманное. В тех же 30-х появилось понятие "альбом" в привязке к грампластинкам. Поскольку практически на каждой из них находилось по одной единственной композиции на стороне, часто они продавались не только в бумажных конвертах, но и в картонных или кожаных коробках, куда их помещалось несколько штук. Из-за внешнего сходства таких коробок с фотоальбомами, их стали называть record albums.

Следующий эволюционный этап наступил по окончании второй мировой войны. В 1948 году крупнейшая фирма грампластинок "Колумбия" разработала новую систему записи "долгоиграющих" пластинок, для чего был создан специальный полимерный материал винилит (отечественные диски изготовлялись из полихлорвинила). Долгоиграющие пластинки за счет использования уплотненной записи с микроканавками, ставшими раза в три уже, и снижения скорости проигрывания до 33 1/3 оборотов в минуту позволяли записывать произведения, длительность которых достигала 30 минут для одной стороны. Одновременно снизился уровень шума, а частотный диапазон расширился до 16000 Гц. Кроме того, пластинка стала небьющейся. То есть, при желании разбить можно было и её, но даже если метнуть такую пластинку в стену, она не каждый раз рассыпалась на куски, а спружинив, норовила отомстить зазевавшемуся метателю.

На следующий год фирма RCA разработала собственный альтернативный стандарт грампластинки диаметром 175 мм с большим центральным отверстием и скоростью вращения 45 об/мин. Наибольшее применение они нашли в качестве носителей для проигрывания на музыкальных автоматах.

Все три стандарта просуществовали какое-то время параллельно. 78-е пластинки в большинстве стран сошли на нет в 50-х годах. В Индии они выпускались и в 60-х, и даже в 70-х некоторые записи для детей выходили в этом формате.

В 1950-м году появились первые образцы винила с переменным шагом записи, что позволило увеличить время воспроизведения еще на 30%. Как вы понимаете, стандарт 33 и одна треть был наиболее симпатичен конечному потребителю из-за длительности воспроизведения. Такие пластинки стали называть Long Play или сокращенно LP. На кругляши конкурентов влезало существенно меньше. Соответственно, в зависимости от содержимого сорокапятки (не путать с легкой пушкой времен 2-й мировой) использовались названия Single, Maxi-Single или Extended Play (EP). Потолком этого формата стала длительность в 25 минут. Не стоит думать, что не было иных вариантов исполнения диска. История винила знает и отличающиеся от перечисленных скорости и значительно более богатый выбор размеров, но об этом в следующий раз. Буйства фантазии производителей винилов хватит на еще одну статью о всевозможном нестандарте в этой области.

ДВА КАНАЛА В ОДНОЙ КАНАВЕ

Последний революционный этап на пути превращения пластинок в то, что мы знаем сейчас, произошел в 1958 году. В одной канавке было сведено два звуковых канала и два принципа нарезки. Если сказать упрощенно, игла ловила вибрации и вертикально (правый канал) и горизонтально (левый канал) Фактически же края канавки наклонились на 45 градусов каждый. В лабораториях и после этого исчерпывающего достижения пытались выяснять, что же еще можно выжать из куска винила.

НЕПРИЖИВШИЕСЯ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

В 1971 году появились первые квадрофонические системы, в которых с винила снимался четырехканальный звук. Эффект достигался за счет разницы фаз накладываемых на один "борт" дорожки сигналов. Как водится и тут не обошлось без конкуренции. Системы были представлены фирмами CBS и Sansui и назывались весьма занятно – SQ и QS соответственно. Однако, коммерческий успех повернулся спиной к обоим. Судя по всему, стоимость стала основным камнем преткновения, ибо в данном случае воспроизводящему аппарату помимо механической чувствительности требовались неслабые аналоговые мозги. Как бы то ни было их усилия не пропали даром, ведь именно эти разработки стали предшественниками системы surround sound и современных домашних кинотеатров.

С конце 70-х активно развивалась считывающая диски аппаратура, чтобы минимизировать любой возможный вред, наносимый звукоснимателем дорожке. К этому моменту уже давно существовали иглы, позволявшие прокрутить под собой одну и ту же пластинку до двух тысяч раз. Вес звукоснимателя уменьшился до двух-пяти грамм. Японская фирма ELPJ пробовала в 1990-х годах, когда компакт-диск уже теснил винил по всем фронтам, считывать звук лазером. Однако пыль в этом деле оказалась непреодолимой преградой – сколько ни протирай поверхность, полностью от неё не избавишься, а лазер читающий пыльный трек и звук выдает соответствующий.

CD - ТРУДНЫЙ ВИНИЛ

История обычно развивается по спирали и в случае с CD можно сказать, что это качественно новое решение идеи самого первого фонографа. Тут тоже есть спиральная дорожка и вертикальные впадинки с бугорками. Только вот механизмы интерпретации записанной таким способом информации претерпели поразительные метаморфозы, да размеры уменьшились. Зато, если захочется, его можно точно так же испортить ногтем, правда в этот раз звука мелодии вы уже не услышите.

В то время как многие пользователи уже выбросили свои грампластинки в мусорный ящик, а их проигрыватели запихнули в чулан, те пока живы и развиваются. Хотя число магазинов, торгующих грампластинками, заметно сократилось даже у нас в России (тогда как компакт-диски можно встретить чуть ли не в каждой торгующей промышленными товарами лавчонке), ведущие фирмы мира продолжают выпускать и совершенствовать проигрыватели виниловых дисков — грампластинок.

Для получения пластинок со стереофонической информацией два канала ее записываются на две стороны V-образной канавки. Высшим шиком считается прямая запись в начале созда-ния оригинала, без применения вспомогательных студий-ных магнитофонов. Увы, такие пластинки — большая редкость.

Для воспроизведения пластинок используется сдво-енный звукосниматель с одной иглой — составляющие ее колебаний от двух наклонных стенок канавки механичес-ки передаются на две системы преобразования механи-ческих колебаний в электрические. Игла имеет U-образный конец с малым радиусом закругления и располагается внутри V-образной канавки пластинки, не касаясь ее дна. Поэтому на иглу передаются лишь изменения профиля канавки. Игла выполняется из твердого малоизнашивающегося материала — обычно из корунда или алмаза. В мало-мальски качественных проигрывателях применяются только алмазные иглы со сроком службы до 500-1000 часов.

Причины долгой жизни грампластинок не только в том, что у многих меломанов и просто любителей музыки накоплены целые коллекции этих изделий, — многие находят, что звук проигрываемой пластинки мягче, есте-ственнее и теплее, чем у цифровых систем. И с этим нельзя не согласиться. Даже собственные шумы пластинок стали настолько привычными, что разработчики проигрывателей компакт-дисков вынуждены создавать в паузах слабый шум.

Грампластинка (чаще просто пластинка) — аналоговый носитель звуковой информации — диск, на одной или на обеих сторонах которого тем или иным методом нанесена непрерывная спиральная канавка (дорожка), форма которой модулирована звуковой волной.
Для «проигрывания» (воспроизведения звука) грампластинок используются специально предназначенные для этой цели аппараты: граммофоны, патефоны, в дальнейшем — электропроигрыватели и электрофоны.
При движении по дорожке грампластинки игла проигрывателя начинает вибрировать (поскольку форма дорожки неравномерна в плоскости пластинки вдоль её радиуса и перпендикулярно направлению движения иглы, и зависит от записанного сигнала). При вибрации пьезоэлектрический материал либо электромагнитная катушка звукоснимателя вырабатывает электрический сигнал, который усиливается усилителем и далее воспроизводится динамиком/динамиками, воспроизводя звук, записанный в студии звукозаписи.
Слова «грампластинка» и «грамзапись» являются сокращениями от «граммофонная пластинка» и «граммофонная запись», хотя сами граммофоны уже давно широко не используются. В конце XIX и на протяжении XX века грампластинка являлась (до вытеснения её в середине 1990-х годов компакт-диском) популярнейшим средством распространения аудиозаписей, недорогим и доступным.
Главным достоинством грампластинки являлось удобство массового тиражирования путём горячей прессовки, кроме того, грампластинки не подвержены действию электрических и магнитных полей. Недостатками грампластинки являются подверженность температурным изменениям и влажности, механическим повреждениям (появление царапин), а также неизбежный износ при постоянном использовании (снижение и потеря аудиохарактеристик). Кроме того, грампластинки обеспечивают меньший динамический диапазон, чем более современные форматы хранения звукозаписей.
Жёсткие пластинки Различные типоразмеры грампластинок: 30 см (45 об/мин), 25 см (78 об/мин) и 17,5 см (45 об/мин). У последней можно выломать центральное «яблоко», чтобы получить отверстие диаметром 38,24 мм для проигрывателей-автоматов Сам по себе термин «жёсткие» применительно к грампластинкам используется редко, потому что обычно под грампластинками, если нет уточнений, подразумеваются именно такие. Ранние грампластинки чаще всего называют «шеллачными» (по материалу изготовления), или «патефонными» (по распространённому устройству для их проигрывания). Шеллачные пластинки — толстые (до 3 мм), тяжёлые (до 220 г) и хрупкие. Прежде чем проигрывать такие пластинки на относительно современных электрофонах, необходимо убедиться, что их тонарм снабжён сменной головкой или поворотной иглой с маркировкой «78», а диск проигрывателя может вращаться на соответствующей скорости. Патефонные пластинки необязательно сделаны именно из шеллака — по мере развития технологий их стали изготавливать из синтетических смол и пластмасс. В СССР в 1950 году появились пластинки на 78 об/мин из полихлорвинила, на них делали пометки «ПХВ» и «Бесшеллачная». Последняя «бьющаяся» шеллачная грампластинка была выпущена на Апрелевском заводе в 1971 г.
Но обычно под виниловыми пластинками подразумеваются более поздние, рассчитанные на воспроизведение на электропроигрывателях, а не механических граммофонах, и на скорость вращения не выше 45 об/мин.
Гибкие пластинки Имеются редкие пластинки-приложения, которые вкладывались в компьютерные журналы в конце 1970-х годов и на которых были записаны компьютерные программы (в дальнейшем, до массового распространения дискет, для этих целей использовались компакт-кассеты). Этот стандарт пластинок назывался Floppy-ROM, на такую гибкую пластинку при скорости вращения 33⅓ об/мин вмещалось до 4 КБ данных. Гибкими пластинками также являются записи на старых рентгеновских снимках.
Также ранее выпускались гибкие пластинки-открытки. Такие сувениры отправлялись по почте и содержали помимо записи рукописные поздравления. Они встречались двух разных видов:
Состоявшие из гибкой пластинки прямоугольной или круглой формы с односторонней записью, скреплённой с полиграфической карточкой-основой с отверстием в центре. Как и гибкие пластинки, они имели ограниченный рабочий диапазон частот и время звучания;
Дорожки пластинки пропечатывались на лаковом слое, покрывающем фотографию или открытку. Качество звука было ещё ниже, чем на гибких грампластинках (и основанных на них открытках), долго такие пластинки не хранились из-за коробления и пересыхания лака. Зато такие пластинки могли быть записаны самим отправителем: существовали рекордеры, увидеть один из которых в работе можно в фильме «Карнавальная ночь».
Сувенирные и декоративные пластинки «Звуковой сувенир» — фотокарточка с грамзаписью. Их изготавливали в присутствии заказчика маленькие полукустарные студии звукозаписи в курортных городах СССР. Привычный цвет грампластинок — чёрный, но выпускаются и разноцветные. Существуют также грампластинки, где под прозрачным слоем с дорожками находится красочный слой, повторяющий рисунок конверта или заменяющий информацию на нём (как правило, это дорогостоящие коллекционные издания). Декоративные пластинки могут быть квадратными, шестиугольными, в виде диска для циркулярной пилы, в форме животных, птиц и т. п.
Кустарные пластинки. «Музыка на рёбрах» Грамзапись на рентгеновской плёнке
В 1950-х и 1960-х годах в СССР подпольные студии звукозаписи записывали музыкальные произведения, которые по идеологическим соображениям запрещалось распространять фирме «Мелодия», на крупноформатных рентгеновских плёнках. Отсюда пошло выражение «Джаз на костях» (также такие «самодельные» грамзаписи в обиходе назывались «рёбрами» или «записями на рёбрах»). В те годы записи многих западных певцов и музыкальных коллективов (например, группы «The Beatles)» можно было послушать только на таких подпольных пластинках. Из-за высыхания эмульсии плёнки подобные пластинки со временем скручивались, да и вообще были недолговечными.
Такой оригинальный способ звукозаписи нашёл своё отражение в искусстве, например, в песне Виктора Цоя «Когда-то ты был битником» есть слова: «Ты готов был отдать душу за рок-н-ролл, извлечённый из снимка чужой диафрагмы». Также в песне «Мой старый блюз» лидера московской акустической группы «Бедлам» (конец 1990-х — 2002 гг.) Виктора Клюева есть слова: «Пластинка „на костях“ ещё цела, но не понять уже отдельных фраз». Сам процесс записи «на костях» продемонстрирован в фильме «Стиляги» (первоначальное название — «Буги на костях») 2008 года. Как только в продаже появились доступные по цене магнитофоны, кустарная грамзапись практически исчезла.
Форматы записи
Монофонические пластинки
Исторически первыми появились пластинки с монофонической записью (один звуковой канал). Подавляющее большинство таких пластинок имело поперечную, или берлинеровскую запись, при которой игла звукоснимателя колеблется влево-вправо. Однако на заре эры грамзаписи выпускались и пластинки с глубинной («эдисоновской») записью, где игла ходила вверх-вниз. Некоторые граммофоны имели возможность поворота головки с мембраной на 90°, что позволяло им воспроизводить оба типа пластинок. Первые монофонические пластинки серийного выпуска имели скорость вращения 78 об/мин, затем появились пластинки, рассчитанные на скорости 45 и 33⅓ об/мин (для музыки) и 16⅔ и 8½ об/мин (для речи). Монофонические пластинки производства СССР маркировались знаком треугольника или квадрата. На ранних пластинках и проигрывателях величина скорости вращения писалась внутри геометрической фигуры. Иногда указывалась только скорость вращения, без маркировки.
Стереофонические пластинки В монофонических грампластинках профили левой и правой стенок V-образной звуковой дорожки не отличаются, а в стереофонических (два звуковых канала, для правого и левого уха) правая стенка дорожки промодулирована сигналом первого канала, а левая — сигналом второго канала. Стереофоническая головка звукоснимателя имеет два чувствительных элемента (пьезокристалла или электромагнитных катушки), расположенных под углом 45° к поверхности пластинки (и под 90° друг к другу) и соединённых с иглой так называемыми толкателями. Механические колебания, которые игла воспринимает от левой или правой стенки звуковой дорожки, возбуждают электрический сигнал в соответствующем ей звуковом канале проигрывателя. Такая схема была теоретически обоснована английским инженером Аланом Блюмлейном ещё в 1931 г., но практическую реализацию получила только в 1958 году. Именно тогда первые стереопластинки современного образца были впервые продемонстрированы на Лондонской выставке звукозаписы-вающей аппаратуры.
Стереопроигрыватели могут воспроизводить и монофонические записи, в этом случае они воспринимают их как два одинаковых канала.
В ранних экспериментах по записи стереосигнала на одну дорожку пробовали совместить более традиционную поперечную и глубинную записи: один канал формировался на основе горизонтальных колебаний иглы, а другой — на основе вертикальных. Но при таком формате записи качество одного канала существенно уступало качеству другого, и от него быстро отказались.
Большинство стереофонических пластинок записано при частоте вращения 33⅓ об/мин при ширине звуковой дорожки 55 мкм. Ранее (особенно в ряде стран за пределами СССР) широко выпускались пластинки с частотой вращения 45 об/мин. В США были особенно популярны их компактные варианты, предназначенные для использования в музыкальных автоматах с автоматической сменой или выбором пластинки. Они были пригодны и для воспроизведения на бытовых проигрывателях. Для записи речевых программ выпускались грампластинки с частотой вращения 8⅓ об/мин и длительностью звучания одной стороны до полутора часов. Стереопластинки существуют трёх диаметров: 175, 250 и 300 мм, что обеспечивает среднюю продолжительность звучания одной стороны (при 33⅓ об/мин) 7−8, 13−15 и 20−24 минуты. Длительность звучания зависит от плотности нарезки. На одну сторону плотно нарезанной пластинки можно уместить до 30 минут музыки, но игла на таких пластинках может прыгать и вообще будет неустойчива. Также грампластинки с уплотнённой записью быстрее изнашиваются по причине более узких стенок канавок.
Квадрофонические пластинки На квадрофонических пластинках записана информация о четырёх (двух фронтальных и двух тыловых) аудиоканалах, что позволяет передать объём музыкального произведения. Данный формат получил некоторое, довольно ограниченное, распространение в 1970-х годах. Количество альбомов, выпущенных в таком формате, было весьма невелико (к примеру, была выпущена квадроверсия знаменитого альбома рок-группы Pink Floyd «Dark Side of the Moon» 1973 года), а их тиражи ограничены — это было связано с необходимостью применения для их воспроизведения малораспространённых и дорогостоящих специальных проигрывателей и усилителей на 4 канала. К 1980-м годам данное направление было свёрнуто. В СССР первый и единственный эксперимент по освоению четырёхканального звучания состоялся в 1980 году, когда был записан и выпущен альбом группы «Яблоко» под названием «Кантри-фолк-рок-группа „Яблоко“» (КА90—14435-6). Пластинка стоила дороже, чем обычная — 6 рублей (стереопластинка-гигант с эстрадной музыкой стоила тогда 2 руб. 15 коп., выпущенная по зарубежной лицензии — несколько дороже), а общий тираж составил 18 000 копий.
Изготовление Звук с помощью специальной аппаратуры преобразуется в механические колебания резца (чаще всего сапфирового), который нарезает на слое материала концентрические звуковые дорожки. На заре грамзаписи дорожки нарезались на воске, впоследствии — на фонографической фольге, покрытой нитроцеллюлозой, в дальнейшем фонографическая фольга была заменена медной фольгой. В конце 70-х годов фирмой Teldec была разработана технология DMM (Direct Metal Mastering), согласно которой дорожки формируются на тончайшем слое аморфной меди, покрывающем идеально ровную стальную подложку. Это позволило значительно повысить точность воспроизведения записанного сигнала, что привело к заметному улучшению качества звучания фонографических записей. Данная технология применяется и по сей день. С полученного таким образом диска при помощи гальванопластики в несколько последовательных этапов получают необходимое количество никелевых копий как с позитивным, так и с негативным отображением механической фонограммы. Изготовленные на последнем этапе негативные копии, которые служат основой в процессе прессования виниловых пластинок, называют матрицами; все промежуточные никелевые копии принято называть оригиналами.
Изготовление оригиналов и матриц осуществляется в гальваническом цехе. Электрохимические процессы ведутся в многокамерных гальванических установках с автоматическим ступенчатым регулированием электрического тока и времени наращивания никеля.
Детали пресс-форм изготавливаются на станках с ЧПУ и проходят высокотемпературную пайку в вакуум-печах по специальной технологии. Сами пресс-формы обеспечивают высокую равномерность температурного поля на формующих поверхностях, малую инерционность температурного режима, а значит, и высокую производительность. С помощью одной пресс-формы можно изготовить десятки тысяч грампластинок. Материал для изготовления современной грампластинки — это особая смесь на основе сополимера винил-хлорида и винилацетата (поливинилхлорида) с различными добавками, необходимыми для придания пластмассе необходимых механико-температурных свойств. Высокое качество смешения порошкообразных компонентов достигается использованием двухстадийных смесителей с горячим и холодным смешением.
В пресс-цехе в пресс подаётся разогретая порция винила с уже приклеенными сверху и снизу этикетками, которая под давлением до 100 атм растекается между двумя половинками пресс-формы и после остывания образует готовую грампластинку. Далее производится обрезка кромок диска, контроль и упаковка. Первая грампластинка, изготовленная после установки на пресс никелевых матриц, а затем каждая специально отобранная из тиража, тщательно проверяются по размерным характеристикам и прослушиваются в специально оборудованных звуковых кабинах. Во избежание коробления все отпрессованные грампластинки проходят необходимую температурную выдержку, а перед упаковкой в конверт внешний вид каждой грампластинки проверяется дополнительно.
Воспроизведение Воспроизведение виниловых пластинок имеет ряд особенностей, связанных как с физической природой этого носителя, так и с техническими особенностями воспроизведения винилового звука и его усилением. Так, например, обязательным элементом для электрофонов с магнитной головкой звукоснимателя является фонокорректор.
История Самым примитивным прообразом грампластинки можно считать музыкальную шкатулку, в которой для предварительной записи мелодии используется металлический диск, на который нанесена глубокая спиральная канавка. В определённых местах канавки делаются точечные углубления — ямки, расположение которых соответствует мелодии. При вращении диска, приводимого в движение часовым пружинным механизмом, специальная металлическая игла скользит по канавке и «считывает» последовательность нанесённых точек. Игла скреплена с мембраной, которая при каждом попадании иглы в канавку издаёт звук.
Старейшей грампластинкой в мире теперь считается звукозапись, которая была сделана в 1860 году. Исследователи из группы изучения истории звукозаписи First Sounds обнаружили её 1 марта 2008 года в парижском архиве и смогли проиграть звуковую запись народной песни, сделанную французским изобретателем Эдуаром Леоном Скоттом де Мартенвилем с помощью устройства, в 1860 году называвшегося им «фоноавтограф». Её протяжённость составляет 10 секунд и представляет собой отрывок из французской народной песни. Фоноавтограф процарапывал звуковые дорожки на листе бумаги, вычерненном дымом от масляной лампы
В 1877 году французский учёный Шарль Кро впервые научно обосновал принципы записи звука на барабан (или диск) и его последующего воспроизведения. В этом же году, а именно — в середине 1877 года, молодой американский изобретатель Томас Эдисон изобрёл и запатентовал прибор фонограф, в котором звук записывается на цилиндрическом валике, обёрнутом оловянной фольгой (или бумажной лентой, покрытой слоем воска) при помощи иглы (резца), связанной с мембраной; игла вычерчивает на поверхности фольги винтовую канавку переменной глубины. Его фонограф с восковым валиком не получил широкого распространения ввиду сложности копирования записи, быстрого изнашивания валиков и плохого качества воспроизведения.
В 1887 году американский инженер еврейского происхождения Эмиль Берлинер предложил использовать для записи носитель в форме диска. Работая над своей идеей, Берлинер сначала построил и опробовал прибор Шарля Кро, предложенный 20 лет назад, применив пластинку из цинка вместо хромовой. Эмиль Берлинер заменил валики дисками — металлическими матрицами, с которых можно было тиражировать копии. С их помощью и прессовались граммофонные пластинки. Одна матрица давала возможность напечатать целый тираж — не менее 500 пластинок, что значительно снижало расходы на изготовление, и, соответственно, на стоимость продукции. В этом состояло главное преимущество грампластинок Эмиля Берлинера по сравнению с восковыми валиками Эдисона, которые нельзя было массово тиражировать. В отличие от фонографа Эдисона, Берлинер для записи звука разработал специальный аппарат — рекордер, а для воспроизведения звука создал другой — граммофон, на который и был получен патент 26 сентября 1887 года. Вместо глубинной записи Эдисона Берлинер применил поперечную, при которой игла оставляла извилистый след постоянной глубины. В XX веке мембрана была заменена микрофонами, преобразующими звуковые колебания в электрические, и электронными усилителями.
В 1892 году был разработан способ гальванического тиражирования с позитива цинкового диска, а также технология прессования грампластинок из эбонита при помощи стальной печатной матрицы. Но эбонит стоил довольно дорого и в скором времени был заменен композиционной массой на основе шеллака — воскоподобного вещества, вырабатываемого тропическими насекомыми из семейства лаковых червецов, обитающих в юго-восточной Азии. Пластинки стали качественней и дешевле, а значит, доступнее, но их главным недостатком была малая механическая прочность — по хрупкости они напоминали стекло. Шеллачные пластинки выпускались до середины XX века, пока не были вытеснены ещё более дешёвыми — из поливинилхлорида («винил») Одной из первых настоящих грампластинок была пластинка, выпущенная в 1897 году фирмой Victor в США.

Изобретение винила было не менее сложным, чем изобретение электрических лампочек, пришедших на смену газовым и масляным фонарям. Не все с восторгом воспринимали это изобретение, даже на заре его появления. Но особенностью виниловых дисков является то, что они развивались параллельно с аппаратами, проигрывающими их.


История появления

История звукозаписи начинается ещё с 16 века, когда первые попытки записи звука совершались с помощью механических инструментов – музыкальных игрушек и аппаратов. В это время данные изобретения попадают и в Россию. Но пик популярности музыкальных игрушек пришёлся на конец 19 – начало 20 века.


Первый прибор для записи и воспроизведения звука был сконструирован американским изобретателем Томасом Алва Эдисоном в 1877 году. Сейчас мы знаем этот прибор как фонограф.

Звук записывался на восковой валик тонкой металлической иглой. Но, естественно, такой звук не мог быть долговечным и качественным. Несмотря на это, в то время было разработано очень много видов фонографов. Кстати, усовершенствованными фонографами пользовались ещё наши деды вплоть до тридцатых годов.

В 1888 году немецким изобретателем Э. Берлинерем был создан граммофон – настоящее «чудо века»! Вместе с граммофоном начинается эпоха массовой культуры и история граммофонной пластинки. Первая такая пластинка была изготовлена из целлулоида и сегодня хранится в Национальном музее США. Уже в 1897 году ей на смену приходит диск из шеллака, сажи и шпата.


Появление понятия «виниловая пластинка»

Понятие «виниловая пластинка» появилось только после Второй мировой войны. В это время производитель пластинок «Колумбия» создал новые «долгие» пластинки, которые делались из винилита. Именно благодаря этой технологии стало возможным записывать на пластинку целые альбомы.

В 1934 году виниловая пластинка подарила популярность комментатору Мартину Блоку, который в перерывах между новостями вставлял музыку с пластинок. За эту новую идею его коллега Уолтер Винчелл дал ему название «диск-жокей». Создавалось впечатление, что радиовещание ведётся из танцзала. После этого программа стала пользоваться огромной популярностью.

Сегодня же виниловые пластинки являются раритетом. Однако в последнее десятилетие винил стал частью молодёжной субкультуры. Жаль, что используют его лишь для декора, а не для прослушивания музыки.

Типы пластинок

Имеются редкие пластинки-приложения, которые вкладывались в компьютерные журналы в конце 70-х годов и на которых были записаны компьютерные программы (в дальнейшем, до массового распространения дискет , для этих целей использовались компакт-кассеты). Этот стандарт пластинок назывался Floppy-ROM и на такую гибкую пластинку при скорости вращения 33,3 оборотов в минуту вмещалось до 4 кБ данных.

Гибкими пластинками также являются записи на старых рентгеновских снимках (см. ниже).

Также ранее выпускались гибкие пластинки-открытки . Такие сувениры отправлялись по почте и содержали, помимо записи, рукописные поздравления. Они встречались двух разных видов:

  • Состоявшие из гибкой пластинки прямоугольной или круглой формы с односторонней записью, скреплённой с полиграфической карточкой-основой с отверстием в центре. Как и гибкие пластинки, они имели ограниченный рабочий диапазон частот и время звучания;
  • Дорожки пластинки пропечатывались на лаковом слое, покрывающем фотографию или открытку. Качество звука было ещё ниже, чем на гибких грампластинках (и основанных на них открытках), и долго такие пластинки не хранились из-за коробления и пересыхания лака. Но такие пластинки могли быть записаны самим отправителем: существовали рекордеры , увидеть один из которых в работе можно в х/ф «Карнавальная ночь».

Цвет грампластинок в основном чёрный , хотя для детей и ди-джеев зачастую выпускают и разноцветные. Существуют и грампластинки, где под прозрачным слоем с дорожками находится красочный слой, повторяющий рисунок конверта или заменяющий информацию на нём (как правило, это дорогостоящие коллекционные издания). Декоративные пластинки могут быть квадратными, шестиугольными, в виде диска для циркулярной пилы, а также в форме животных и птиц.

Форматы

Различные форматы грампластинок: 30 см с 45 об/мин, 25 см с 78 об/мин и 17,5 см с 45 об/мин (у последней можно выломать центральное «яблоко», чтобы получить отверстие диаметром 24 мм для проигрывателей-автоматов)

В основном выпускались пластинки диаметром 30, 25 и 17,5 см (12″ , 10″ и 7″), традиционно называвшиеся «гигант», «гранд» и «миньон» соответственно. Изредка встречаются и другие размеры - 12, 15, 23, 28, 33 см (5″, 6″, 8″, 9″, 11″, 13″). Нестандартный диаметр звуковой дорожки на пластинке или звуковой открытке может приводить к ложному срабатыванию автостопа проигрывателя.

Частота вращения может быть 78, 45, 33⅓ и 16⅔ об/мин.

Диаметр отверстия пластинки 7 или 24 мм , толщина варьируется от 1,5 до 3 мм, масса 120-220 г. Пластинки с отверстием 24 мм предназначены для проигрывателей с автоматической сменой пластинок (джукбоксов), а также ряда бытовых проигрывателей зарубежного производства. Они часто изготавливались с 7-мм отверстием (для обычных проигывателей) и с дугообразными просечками по диаметру 24 мм. По этим просечкам можно было легко выломать центральную часть и получить большое отверстие.

Виниловые пластинки производства СССР маркировались знаком перевернутого треугольника в случае монозаписи или пересекающимися окружностями в случае стерео .

На современных пластинках, предназначенных для ди-джеев , на одну сторону «нарезается» около 12 минут музыки - в этом случае расстояние между канавками значительно больше, пластинка более износоустойчива, со временем меньше шумит, не боится царапин и неосторожного обращения.

Стереофонические пластинки

Записи «на костях»

Копия записи, сделанная на рентгеновской плёнке

История

Самым примитивным прообразом грампластинки можно считать музыкальную шкатулку, в которой для предварительной записи мелодии используется металлический диск, на который нанесена глубокая спиральная канавка. В определённых местах канавки делаются точечные углубления - ямки, расположение которых соответствует мелодии. При вращении диска, приводимого в движение часовым пружинным механизмом, специальная металлическая игла скользит по канавке и «считывает» последовательность нанесённых точек. Игла скреплена с мембраной , которая при каждом попадании иглы в канавку издаёт звук.

Старейшей грампластинкой в мире теперь считается звукозапись, которая была сделана в 1860 году. Исследователи из группы изучения истории звукозаписи First Sounds обнаружили её 1 марта 2008 года в парижском архиве и смогли проиграть звуковую запись народной песни, сделанную французским изобретателем Эдуардом-Леоном Скоттом де Мартенвилем с помощью устройства, в 1860 году называвшегося им «фоноавтограф». Её протяжённость составляет 10 секунд и представляет собой отрывок из французской народной песни. Фоноавтограф процарапывал звуковые дорожки на листе бумаги, вычерненном дымом от масляной лампы .

Фонограф Томаса Эдисона, 1899 год

В 1892 году был разработан способ гальванического тиражирования с позитива цинкового диска, а также технология прессования грампластинок из эбонита при помощи стальной печатной матрицы. Но эбонит стоил довольно дорого и в скором времени был заменен композиционной массой на основе шеллака - воскоподобного вещества, вырабатываемого тропическими насекомыми из семейства лаковых червецов, обитающих в юго-восточной Азии. Пластинки стали качественней и дешевле, а значит, доступнее, но их главным недостатком была малая механическая прочность - по хрупкости они напоминали стекло. Шеллачные пластинки выпускались до середины XX века, пока не были вытеснены ещё более дешёвыми - из поливинилхлорида («винил») .

Одной из первых настоящих грампластинок была пластинка, выпущенная в 1897 году фирмой Victor в США.

Первая революция

Самые первые пластинки имели диаметр 6,89 дюймов и назывались пластинками 7 дюймов или 175 мм. Этот старейший стандарт появился ещё в начале 1890-х годов. Обозначаются такие грампластинки 7″, где ″ - это обозначение диаметра в дюймах. В начале своей эволюции грампластинки имели высокую скорость вращения и большую толщину дорожки, что значительно снижало длительность звучания - всего 2 минуты на одной стороне. Двусторонними грампластинки стали в 1903 году, благодаря разработкам фирмы «Одеон». В этом же году появились первые 11,89 или 12 дюймовые (12″) грампластинки диаметром 300 мм. До начала 10-х годов XX века на них выпускали в основном отрывки из произведений музыкальных классиков, так как на них помещалось в общей сложности только до пяти минут звучания.

Третьим, наиболее популярным, стал размер 10 дюймов (10") или 250 мм, на таких пластинках помещалось в полтора раза больше материала, чем на стандартную в 7 дюймов. «Жизнь» подобных пластинок была кратковременна - звукосниматель весил более 100 граммов , а стальные иглы приходилось менять после каждого проигрывания стороны. Иногда, чтобы продлить жизнь любимых произведений, на некоторые пластинки записывали с обеих сторон одну и ту же дорожку.

В 30-х годах XX века пластинки выпускались по одной композиции на одной стороне, и часто один концерт одного исполнителя продавался комплектом пластинок по несколько штук, часто в картонных, реже в кожаных, коробках. Из-за внешнего сходства таких коробок с фотоальбомами их стали называть record albums или «альбом с записями».

Вторая революция

Сингл, записанный на пластинке с частотой вращения 45 об/мин

С появлением долгоиграющих грампластинок с частотой вращения 45 и 33 об./мин. стали сокращаться тиражи граммофонных (78 об./мин.), и в конце 60-х гг. их производство свернули окончательно (в СССР в 1970 году).
В зависимости от содержимого грампластинки на 45 об./мин. использовались названия Single, Maxi-Single или Extended Play (EP).

Настоящее время

В настоящее время грампластинки и проигрыватели массово не производятся и не используются, будучи вытесненными компакт-дисками. В СССР использование грампластинок продолжалось вплоть до его распада. Однако, ещё несколько лет спустя, вплоть до середины 90-х годов, тиражи производили бывшие филиалы гос.компании «МЕЛОДИЯ» в бывших союзных республиках, полностью перешедшие в коммерческие структуры, хотя и уже значительно меньшими тиражами. Так, например, в 1991 г. первый винил независимой Украины «Самотний дощ» поп-группы «Вечерняя школа» вышел тиражом всего 10.000 экз.(компания «Аудио-Украина»).

В определённых областях виниловые долгоиграющие стереофонические грампластинки диаметром 30 см, англ. LP , используются до сих пор:

  • для диджейской работы и экспериментов в области звука;
  • поклонниками данного вида звукозаписи (в том числе аудиофилами);
  • любителями старины, коллекционерами;
  • Космический аппарат Вояджер-1 несёт на борту грампластинку с записью звуков земной цивилизации вместе с фонографической капсулой и иглой для воспроизведения записи. Выбор такого способа хранения звука продиктован его надёжностью и естественностью. Простота устройства придаёт ему надёжности. Вдобавок, цифровые способы записи и воспроизведения звука (которые не были развиты в 1977 году настолько, чтобы вписаться в задачи программы Вояджер) используют приближения, возможность применения которых продиктована особенностями человеческого слуха (например, относительной инерционностью слуха, неспособностью слышать звуки частотой выше 20 кГц). У гипотетических внеземных существ слух может быть устроен по-другому. И, кроме того, грампластинка является единственным носителем звука, который может быть воспроизведен без помощи электричества.

Тем не менее на развитии виниловой индустрии рано ставить крест. По данным RIAA , продажи винила уже прошли свою низшую точку в 2005 году и показывают достаточно устойчивый рост .

Можно выделить два основных рынка грампластинок:

  1. Первичный
  2. Вторичный

На первичном рынке основными покупателями являются ди-джеи и аудиофилы, предпочитающие музыку на аналоговых носителях. Именно темпы развития данного сегмента наиболее интересуют звукозаписывающие компании, его статистика представлена выше.

В настоящее время дорогие коллекционные пластинки производятся на так называемом «тяжёлом» виниле, такая пластинка действительно тяжёлая и весит 180 граммов, такие пластинки обеспечивают больший динамический диапазон. Качество штамповки и самого материала таких пластинок выше чем на обычном виниле. Хотя большая часть пользователей приобретают музыку на современных носителях (чьи удобство, мобильность и износостойкость на порядок выше), однако многие меломаны и аудиофилы по-прежнему покупают виниловые пластинки.

Вторичный рынок представляет собой торговлю бывшим в употреблении винилом. В этом сегменте происходит торговля коллекционными экземплярами и частными коллекциями винила. В настоящее время стоимость особо раритетных пластинок может превышать несколько тысяч долларов.

Особым вниманием коллекционеров традиционно пользуются первые выпуски (так называемый first press) пластинок (за их считающееся лучшим звучание), а также пластинки, выпущенные ограниченным тиражом, различные коллекционные издания. Основными местами торговли являются интернет-аукционы , а также локальные магазины подержанного музыкального товара.

Так как сейчас значительная часть торговли ведется через Интернет , и покупатель не может непосредственно оценить качество предлагаемого товара (от чего крайне существенно зависит как качество звучания, так и его цена), то продавцами и покупателями используется стандартная система оценки виниловых пластинок .

См. также

Примечания

Литература

  • Васильев Г. А. Запись звука на целлулоидных дисках. (Массовая радиобиблиотека , вып. 411) - М.-Л.:Госэнергоиздат, 1961

Ссылки

  • Набор-конструктор для изготовления механического записывающего граммофона (англ.)