Индоевропейские народы. Вопросы и задания. От Рейна до Донца

Формирование народов. Конец былого равенства людей. В результате нарушается прежнее, в основном равномерное, развитие человеческого общества на огромных пространствах Европы, Азии, Африки. Новые возможности, появившиеся тогда у людей, позволяют им лучше, эффективней использовать природные преимущества той местности, в которой они обитали. И напротив, там, где природа и климат были суровы, людям было труднее использовать новые замечательные достижения.

Даже в жарких странах горные районы создают острова холодного климата, например. в предгорьях Гималаев есть сосны, а не пальмы, яблоки, а не манго. Смещение смысла могло иметь место в любом направлении: вполне возможно, что эмигранты из Индии передали свой термин для «мангуста» первым бобрам, с которыми они столкнулись в России или на другой территории, свободной от мангустов. Более восточные языки не имеют этого слова, и их ораторы не знакомы с этим деревом, которое существует только в западной и центральной Европе.

Но в этом случае можно было ожидать, что по крайней мере некоторые из восточных языков взяли слово с ними на их восточном исходе, применив его к другим, но несколько похожим деревьям. Мало кто сейчас воспринимает аргумент «бука», когда-то решительный.

Отныне различными становятся темпы развития отдельных районов мира. Быстрее всего развивались те местности, где были мягкий климат и плодородные почвы, где земледельцы могли получать громадные урожаи. Это происходило в Передней Азии, Северной Африке (долина Нила), Средиземноморье, Индии, Китае. Почти одновременно в степных районах Восточной Европы, Сибири, Дальнего Востока шло формирование кочевых скотоводческих обществ.

Положительные свидетельства лингвистической палеонтологии. Одно дело, чтобы показать, что условия фауны не дают никаких доказательств для северного Урхемата. Слово «лев» встречается как родное слово, в регулярной фонетической переписке, на греческом, идическом, германском и хеттском языках и с неопределенным значением «зверь», в славянском и тохарическом.

Во втором случае значение «верблюда» может быть оригинальным, если мы примем миграцию через богатую верблюдами Среднюю Азию в Грецию, где торговые контакты с Египтом сделали слона известным; слово может быть производным от слова, означающего «олень», например. При этом мы вкратце вошли в игру лингвистической палеонтологии, но не без сохранения скептицизма перед всей идеей восстановления среды протоязыка из словаря его гораздо более младших дочерних языков. Как писал Стефан Циммер: Длинный спор о надежности этой «языковой палеонтологии»еще не завершен, но приближается к его неизбежному концу - конечно, с отрицательным результатом.

И у земледельцев, и у кочевников быстро росло население, накапливались богатства. Появилась возможность для выделения из состава родовых общин отдельных семей, которые могли самостоятельно обеспечивать свое существование. В прошлое уходило былое равенство людей времен родоплеменного строя.

Вожди племен, старейшины, воины имели возможность получить в свои руки лучшие земли для пахоты и пастбища, собрать в своих руках большие богатства, нанять людей, чтобы защитить и умножить эти богатства, организовать их захваты на чужих территориях. Дело шло к созданию государств.

Обмены с другими языковыми семействами. Сувениры языковых контактов. Одним из лучших ключей географического маршрута языка является обмен лексическими и другими элементами с другими языками. Следует различать два типа языковых контактов. Первым типом языковых контактов является обмен лексикой и другими лингвистическими чертами, будь то связь междугородной торговли, соприкосновение или влияние субстрата между языками, которые необязательно связаны друг с другом. В нем также много говорится об отношениях между чайными китайскими фермерами и молочно-питьевыми скотоводческими «варварами» на северо-западных границах.

Еще в период неолита зародились в плодородных долинах рек Передней Азии (Евфрат и Тигр), Египта (Нил), Индии (Инд). Позже, уже в бронзовом веке, возникли государства в Китае, Средиземноморье, у некоторых кочевых народов Европы и Азии.

Медленнее шло развитие на юге Европы и совсем медленно на севере и востоке этого континента, на обширных просторах Азии. На несколько тысяч лет позже здесь произошел переход от охоты, рыболовства, собирательства к земледелию и скотоводству. Жители этих мест отставали от обитателей юга во всем: в типе орудий и оружия, утвари, жилищах, религиозных обрядах и даже украшениях.

Пример интересен, но не содержит информации об Урхемате, за исключением того, что он не был в кельтской Западной Европе. Часто элементы субстрата не идентифицируются ни с одним известным языком. Основными кандидатами были бы Анатолия и бассейн Инда. Это было одностороннее движение, приносящее некоторые тохарические, десятки иранских, а также несколько, казалось бы, индоарийских терминов либо прото-уральским, либо прото-финно-угорским. Среди кредитов индоиранского или индоарийского мы отмечаем сапта: «семь, неделя», асура, «лорд», сасар, «сестра», шата, «сотня».

Складывание народов . Различия в развитии человечества повлияли и на формирование отдельных больших групп людей, говоривших на своих особых языках, имевших свои особые обычаи и даже внешние отличия.

Так, на северо-востоке Европы, в Зауралье, Западной Сибири стал складываться тип людей, которые стали предками угрофинских народов .

На первый взгляд это, похоже, подтвердит европейскую теорию урхематов: на пути из Европы индокрановские и тохарические племена столкнулись с уральским народом в Уральском регионе и передали им некоторый лексикон. Это было бы даже возможно, если, как полагают ведущие ученые Урала, сами уральские языки пришли с востока, с реки Иртыш и на озеро Балхаш.

Вопрос об уральской родине, очевидно, имеет последствия. Кароли Редей сообщает о работе одного из венгерских ученых Питера Хайду: Согласно Хайду, уральский урхеймат, возможно, был в Западной Сибири. В этом случае два альтернативных объяснения одинаково устойчивы. За исключением Тохарика, который оставался в этом районе, они не вступали в контакт с Ураликом, или когда они это делали, они лингвистически проглотили это маргинальное уральскоязычное население, не давая ему большого влияния на субстрат.

В Восточной Сибири на безраздельных степных пространствах Азии, в зоне появления пастушеских племен стали формироваться предки будущих монгольских и тюркских народов .

На юго-востоке Европы и сопредельных территориях складывались земледельческо-скотоводческие племена, которые стали предками будущих индоевропейцев .

Это были иранцы, которые вступили в контакт с Ураликом в широких масштабах, отчасти потому, что они заполнили всю Центральную Азию и даже Восточную Европу до Западной Украины и Белоруссии, где существовало более старое славянское население и приняло много иранской лексики, как и уральское население на северо-востоке; и отчасти потому, что уральско-говорящие люди двигались на запад через Уральский регион в движение, параллельное иранскому расширению на запад.

Но как вписываются, казалось бы, индоарийские слова? Эта катастрофа вызвала миграцию во всех направлениях: на побережье Малабар, на внутреннюю и восточную Индию, в Западную Азию морем и в Центральную Азию. Аналогичная эмигрантская группа, возможно, оказалась в уральскоязычной среде, из его собственной терминологии, но усваивается с течением времени, точно так же, как их двоюродные братья-митанны.

В районе Кавказа начали формироваться кавказские народы .

Во всех этих группах племен Евразии шел бурный рост населения. Им становилось тесно на прежних территориях, а земля была велика, обильна и прекрасна. Люди поняли это очень давно. Они продолжали перемещаться с места на место в поисках лучшей доли. А это значит, что уже в те времена начинается не только обособление больших групп населения Земли, но и их смешение.

Альтернативная возможность заключается в том, что лингвистический обмен между протоуральским и иранским происходил на гораздо более ранней стадии, прежде чем иранцы стали отличаться от индоарийского. Это означало бы, что авангард иранской эмиграции из Индии еще не изменил асуру и сапта в ахуру и хафта, и что иранцы разработали свои типичные черты за пределами Индии.

Это связано с тем фактом, что ведические сообщения о борьбе с иранскими племенами, такими как Дасас и Панис, Пактас, Паршус, Птус и Бхаланы, никогда не упоминают ни слова, ни фразы, ни названия с типично иранскими особенностями. 21. Если кетра была действительно передана Уралику ранним индоиранцем, это могло быть результатом торговли, а не миграции, поскольку бассейн Инда был передовым производственным центром, который экспортировал товары вглубь Центральной Азии.

Данному процессу способствовали начавшийся обмен продуктами питания, орудиями труда, оружием, ознакомление с производственным опытом друг друга. Война и мир продолжали идти рядом по нашей планете.

Индоевропейцами ученые называют древнее население огромных территорий Европы и Азии, которые дали начало многим современным народам мира, в том числе русским и другим .

Это приводит нас к третьей возможности, а именно: что казалось бы, индоарийские слова на Урале были переданы торговцами на большие расстояния, независимо от миграции, возможно, даже в довольно поздний срок. Возможно, они были чистыми индоарийцами, в отличие от иранцев, которые обычно говорили только в самой Индии, но доставляли уральским людям посредством междугородной торговли, независимо от того, какие языки были произнесены на территории между ними, запись арабских и персидских слов на европейских языках в средние века.

Некоторые люди высмеивают эту теорию и смело ссылаются на «ностратосферу», но ее основной постулат имеет прекрасный смысл: должно было произойти дифференциация языков-предков, как это было подробно изложено в случае латинской и романской языковой семьи на ранних этапах истории. Является ли нынешняя теория надсемейства и методы, фактически используемые для восстановления предполагаемого ностратического словаря, вообще приемлемы, это другое дело.

Где была древняя прародина индоевропейцев ? И почему древних предков большинства народов Европы, в том числе славян, называют индоевропейцами? Большинство ученых считают, что такой прародиной стал большой район Юго-Восточной и Центральной Европы, в частности Балканский полуостров и предгорья Карпат, и, вероятно, юг России и Украины. Здесь, в омываемых теплыми морями частях Европы, на плодородных почвах, в прогретых солнцем лесах, на покрытых мягкой изумрудной травой горных склонах и долинах, где текли неглубокие прозрачные речки, и складывалась древнейшая индоевропейская общность людей. Существуют и другие точки зрения на место прародины индоевропейцев.

Но для того, чтобы быть в безопасности в случае прорыва теории Ностратики, мы делаем. В остальном лучше всего оставить эти прото-протоязыки и сконцентрироваться на реальных языковых семьях. Общность некоторых элементарных лексических элементов поразительна и включает в себя цифры 6 и 7, возможно, даже все первые семь цифр.

Контакт с Аккадским и даже Протосемитским подтверждается хорошей горстью слов, особенно. некоторые условия для посуды и животных. Семитские геди, все еще узнаваемые на английском козе. Это показание слишком тонкое, хотя для того, чтобы сделать вывод о том, что западные индоевропейцы пришли с Востока и столкнулись с семитами по пути на Запад.

Когда-то люди, принадлежавшие к этой общности, говорили на одном языке. Следы этого общего происхождения до сих пор сохранились во многих языках народов Европы и Азии. Так, во всех этих языках есть слово «береза», обозначающее либо дерево вообще, либо название самой березы. Немало в этих языках и иных общих названий и терминов.

Индоевропейцы занимались скотоводством и земледелием, позднее стали выплавлять бронзу.

Еще более примечательны общие фундаментальные грамматические черты, которые указывают на общее генетическое происхождение, а не на влияние одной языковой семьи, с другой. С другой стороны, теперь, когда дело о независимом генезе неолитической революции в Мехраргахе становится все сильнее, нам, возможно, придется пересмотреть направление такого процесса.

Помимо общения между различными языками, которые продолжают существовать, также может быть влияние исчезнувшего языка на сохранившийся язык, часто в форме субстрата: люди берут на разговор на новом языке и все свои старые языки оставляют некоторые лексические элементы, некоторые фонетические наклонности, некоторые грамматические способы организации информации.

Примером поселений индоевропейцев стали остатки древнего поселка в районе среднего течения Днепра у села Триполье, относящиеся к 4—3-му тысячелетию до н. э.

«Трипольцы» жили уже не в землянках, а в больших деревянных домах, стены которых для тепла обмазывались глиной. Глиняным был и пол. Площадь таких домов достигала 100—150 м2. В них жили большие коллективы, возможно, родовые общины, разделенные на семьи. Каждая семья обитала в отдельном, отгороженном отсеке с печью из обожженной глины для обогревания и приготовления пищи.

Для германцев он включает около 30% признанного «германского» словаря, включая такие основные лексические предметы, как овцы и напитки. Для греков это составляет около 40% словарного запаса, как из вымерших ветвей анатолийской семьи, так и из неязыковых языков.

Филиал, наименее затронутый чужими элементами, славян, но это не нужно воспринимать как доказательство южнорусской родины: по сценарию индийского урхемата путь для славянских был бы очищен предшественниками, главным образом кельтскими и германскими, и хотя эти языки впитывали бы многие древнеевропейские элементы в качестве компонентов субстрата, они также устраняли древнеевропейские языки как таковые и мешали им влиять на славянское влияние. Наблюдение было сделано ранее западными учеными: сближение индоарийского и дравидийского в лексических и грамматических особенностях не должно быть связано с дравидийским субстратом, для которого на самом деле нет убедительных признаков.

В центре дома располагалось небольшое возвышение — жертвенник, где «трипольцы» совершали свои религиозные обряды и жертвоприношения богам. Одной из главных считалась богиня-мать — покровительница плодородия. Дома в поселке часто располагались по кругу. Поселение состояло из десятков жилищ. В центре его располагался загон для скота, а само оно было огорожено от нападений людей и хищных зверей валом и частоколом. Но удивительно, что в поселениях «трипольцев» не обнаружено остатков оружия — боевых топоров, кинжалов и других средств обороны и нападения. А это значит, что здесь обитали в основном мирные племена, для которых война еще не стала частью жизни.

Во всяком случае, так много взаимодействия индоарийцев с дравидийцами, в том числе с обменом людьми и товарами, что дравидийский вклад совершенно нормален; этот вклад остается в любом случае намного меньшим, чем известное индоарийское влияние на дравидийские языки, которое никто не пытается объяснить как субстратный эффект.

В этом отношении показания названий мест могут быть полезными. В поясе хинди и большей части Панджаба нет доказательств существования дравидийского субстрата в топонимах. В Синдхи, а тем более в Гуджарати и Марати, наблюдается дравидийское влияние. в существовании двух местоимений для нас, инклюзивного и исключительного. Напротив, у хинди гораздо меньше дравидийских элементов, даже «теряющих» ряд заимствованных слов, которые были приняты на санскрите. Нет причин предполагать присутствие дравидийцев в Северной Индии, но, похоже, это было в прибрежной зоне.

Основным занятием «трипольцев» были земледелие и разведение домашних животных. Они засевали большие пространства земли пшеницей, ячменем, просом, горохом; обрабатывали поле мотыгами, собирали урожай при помощи деревянных серпов со вставленными в них кремниевыми вкладышами. «Трипольцы» разводили рогатый скот, свиней, коз, овец.

Это соответствовало бы теории Эламо-Дравидиан Дэвида Макалпина, которая ставит прото-эламо-дравидийский на побережье Ирана, распространяясь на запад в Месопотамию и на восток в Синд и вдоль индийского побережья на юг 28. Эта теория подтверждается сходствами между нерасширенным ранним эламитским сценарием и сценарием Хараппана, а также выживанием бразильского дравидийского речевого кармана в Белуджистане. Это сделало бы район культуры Хараппана бинарным и, возможно, многоязычным: совершенно нормальная ситуация, сопоставимая с многоязычной Месопотамией или с латинско-греческим билингвизмом в Римской империи.

Переход к земледелию и скотоводству значительно продвинул вперед хозяйственную мощь индоевропейских племен, способствовал росту их населения. А приручение лошади, освоение бронзовых орудий труда и оружия сделали индоевропейцев в 4 — 3-м тысячелетии до н. э. более легкими на подъем в поисках новых земель, более смелыми в освоении новых территорий.

Расселение индоевропейцев. С юго-востока Европы и началось распространение индоевропейцев по просторам Евразии. Они двинулись на запад и юго-запад и заняли всю Европу до Атлантики. Другая часть индоевропейских племен распространилась на север и восток. Они заселили север Европы. Клин индоевропейских поселений врезался в среду угрофинских народов и уткнулся в Уральские горы, дальше которых индоевропейцы не пошли. На юге и юго-востоке они продвинулись в Малую Азию, на Северный Кавказ, в Иран и Среднюю Азию, расселились в Индии.


В мифах и сказках народов Индии сохранились воспоминания об их древнейшей северной прародине, на севере же России до сих пор существуют названия рек и озер, восходящие к санскриту — древнему языку Индии.

В ходе переселений 4—3-го тысячелетий до н. э. индоевропейская общность, занявшая огромные земли от Западной Европы до Индии (отсюда и название), стала распадаться. В условиях постоянного движения, освоения новых территорий, индоевропейские племена все больше отдалялись друг от друга.

Воинственные, энергичные индоевропейцы приходили туда, где уже жили другие народы. Эти вторжения носили далеко не мирный характер. Задолго до того, как на территории Евразии появились первые государства, армии, начались войны, наши древние предки боролись за удобные земли, щедрые рыбные угодья, богатые зверем леса. На месте многих древних стоянок различимы следы пожара, жарких схваток: там обнаружены черепа, кости, пробитые стрелами и проломанные боевыми топорами.

Индоевропейцы и предки других народов. Уже в период расселения индоевропейцев началось их взаимодействие и смешивание с другими племенами. Так, на северо-востоке Европы они соседствовали с предками угрофиннов (сейчас к ним относятся многие рос-сийские народы — мордва, удмурты, мари, коми, а также венгры, эстонцы и финны).

В Азии и Европе индоевропейцы сталкивались с предками тюрков и монголов (их потомками из российских народов являются татары, башкиры, чуваши, калмыки, буряты и др.).

В районе Северного Урала располагались предки уральских народов. В Южной Сибири сложились древние алтайцы.

Бурные процессы протекали на Кавказе, где формировалось население, говорившее на кавказских языках (древние жители Дагестана, Адыгеи, Абхазии).

Поселившиеся в лесной зоне индоевропейцы вместе с другими здешними обитателями осваивали скотоводство и земледелие лесного типа, по-прежнему развивали охоту и рыболовство. Здешнее население, жившее в суровых условиях леса и лесостепи, отставало от набиравших быстрые темпы развития народов Средиземноморья, юга Европы, Передней Азии, Египта. Природа в это время являлась главным регулятором человеческого развития, а она была не в пользу севера.

Основным занятием индоевропейцев было пашенное земледелие. Земля обрабатывалась с помощью упряжных пахотных орудий (рала, сохи). В то же время им, видимо, было известно садоводство. Существенное место в хозяйстве индоевропейских племен занимало скотоводство. Скот использовали в качестве основной тягловой силы. Животноводство обеспечивало индоевропейцев продуктами - молоком, мясом, а также сырьем - кожами, шкурами, шерстью и т.д.

На рубеже IV-III тыс. до н.э. жизнь индоевропейских племен стала преображаться. Начались глобальные климатические изменения: понизилась температура, повысилась континентальность - более жаркие, чем прежде, летние месяцы чередовались со все более суровыми зимами. В результате снизились урожаи зерновых культур, земледелие перестало давать гарантированные средства для обеспечения жизни людей в зимние месяцы, а также дополнительные корма для животных. Постепенно усилилась роль скотоводства. Увеличение стад, связанное с этими процессами, потребовало расширения пастбищ и поиска новых территорий, где могли бы прокормиться и люди, и животные. Взоры индоевропейцев обратились к бескрайним степям Евразии. Наступил период освоения соседних земель.

С начала III тыс. до н.э. открытие и колонизация новых территорий (что нередко сопровождалось столкновениями с коренным населением) стали нормой жизни индоевропейских племен. Это, в частности, нашло отражение в мифах, сказках и легендах индоевропейских народов - иранцев, древних индийцев, древних греков. Особые масштабы миграция племен, прежде составляющих праиндоевропейскую общность, приобрела с изобретением колесного транспорта, а также приручением и использованием для верховой езды лошадей. Это позволило скотоводам перейти от оседлого образа жизни к кочевому или полукочевому. Следствием изменения хозяйственно-культурного уклада стал распад индоевропейской общности на самостоятельные этносы.

Итак, приспособление к изменившимся природно-климатическим условиям заставило протогреков, лувийцев, хеттов, индоиранцев, индоариев и другие племенные объединения, сформировавшиеся в рамках праиндоевропейских племен, отправиться на поиски новых, более подходящих в хозяйственном отношении территорий. А продолжавшееся дробление этнических объединений вело к колонизации новых земель. Эти процессы заняли все III тыс. до н.э Абаев В.И. Скифо-европейские изоглоссы. - М.: Наука, 1965. с 127.

> Индоевропейская проблема

Термин "индоевропейские языки" был введен в научный оборот в начале XIX века основателем сравнительно-исторического языкознания Фр. Боппом. Позднее, немецкие ученые стали употреблять в том же значении термин "индогерманские языки", а также термины "арийские языки" (А.А. Потебни) и "ариоевропейские языки" (И.А. Бодуэн-де-Куртенэ, В.А. Богородницкий). Сегодня термин "арийские" употребляется применительно к индоиранским языкам, а термин "ариоевропейские" вышел из научного употребления. Термин "индогерманские языки" также продолжает использоваться. Несмотря на то, что ни время и пути расселения индоевропейских протоплемен ни место их первоначального проживания остаются неизвестными, исследователи, придерживающиеся индоевропейской теории, относят к этой языковой семье следующие группы языков:

· Индийская группа. Древнеиндийский язык, являющийся языком ведийских текстов. Хотя ведийские тексты не датированы, период их возникновения принято относить к II тыс. до н.э. Древнейшие же датированные тексты относятся к III веку до н.э. и принадлежат периоду и месту правления царя Ашоки, т.е. территориально это южная и восточная части Индии. При этом, согласно некоторым представлениям, первоначальное расселение древних ариев на территории Индии происходило в северной и западной ее частях. Такое расхождение датировок те, кто придерживается мнения о глубокой древности вед, склонны объяснять существовавшей длительное время брахманистской традицией их устной передачи. Устная передача вед производилась с целью охраны их содержания от глаз "низкорожденных" (представителей неарийских варн). Санскрит - литературная и нормализованная форма древнеиндийского. Между языком вед и санскритом имеются хронологические и диалектные различия, т.е. эти языки восходят к разным диалектам древнеиндийской речи. Современные языки, относимые к индийской группе - хинди, бенгали, урья, гуджарати, пенджаби, синдхи, маратхи, сингалезский и др. Абаев В.И. Скифо-европейские изоглоссы. - М.: Наука, 1965. с 150

· Иранская группа. В раннюю эпоху была представлена древнеперсидским (VI-V вв. до н.э., клинописные надписи ахеменидских царей) и опять же точно не датированным, но считающимся еще более древним, авестийским. К этой группе, на основе нескольких сохранившихся слов и имен собственных (надгробные надписи), относят язык скифов северного Причерноморья. Древнеперсидский сменился так называемыми языками среднеиранского периода (с III века до н.э. по VII-XIII века н.э.) - среднеперсидским, парфянским, согдийским, хорезмийским и сакским, в основном принадлежащими народам Средней Азии. К новоиранским относят таджикский, новоперсидский, курдский, белуджский, талышский, татский, пушту и некоторые памирские языки - ягнобский, шугнанский, рушанский и др. На Кавказе, к иранской группе относят осетинский.

· Тохарский язык. Общее обозначение двух загадочных языков - турфанского и куганского, тексты на которых были найдены в начале XX века в Синьцзяне. Несмотря на то, что эти языки не принадлежат ни к одной из известных групп, они были включены в число индоевропейских.

· Славянская группа. Древнеславянский лучше всего зафиксирован в памятниках старославянского или "церковнославянского". В основу перевода Евангелия и других богослужебных текстов, сделанного Кириллом и Мефодием в IX веке, был положен южнославянский диалект города Солунь (Македония). Предполагают, однако, что этот диалект был понятен всем славянским племенам того времени, поскольку древнеславянский не имел серьезных различий. По поводу древнеславянского А. Мейе, утверждая его архаичность и близость к древнейшим индоевропейским, указывает на отсутствие в нем большого числа таких форм, которые могут быть отождествлены с общеиндоевропейским. К современным славянским языкам причисляют русский, белорусский, украинский (восточная группа), болгарский, македонский, сербохорватский, словинский (южная группа), чешский, словацкий, польский, кашубский, лужицкий (западная группа). К западной группе относят также исчезнувший язык, германизированных в XVIII веке, полабских славян, живших по нижнему течению реки Эльбы (Лабы).

· Балтийская группа. Включает в себя современные литовский и латышский языки. Древнейшие найденные памятники относятся к XVI веку н.э.

· Германская группа. Древнейшие памятники зафиксированы с III века н.э. (древнескандинавские рунические надписи). Имеются памятники на англосаксонском (VII век н.э.), древнесаксонском (VIII век н.э.), древневерхненемецком (VIII век н.э) и готском (перевод Евангелия IV века) языках. Есть также более поздние рукописные памятники на древнеисландском, древнешведском и древнедатском языках, хотя предполагают, что ряд зафиксированных в этих текстах черт относится к более архаическому периоду. К числу современных германских языков относят немецкий, английский, голландский, шведский, норвежский, датский и исландский.

· Кельтская группа. Свидетельства древнего состояния этой группы крайне скудны и представлены, главным образом, в остатках галльского языка (краткие надписи на надгробных памятниках) и в ирландских огамических надписях IV-VI веков н.э. Современные языки кельтской группы - ирландский, шотландский, валлийский, бретонский, мэнкский.

· Италийская группа. Древние - латинский, оскский, умбрский. Древнейший памятник латинского языка - Пренестинская фибула (датирована 600 годом до н.э.). Большая часть памятников на латыни относится к III-II векам до н.э., незначительное число памятников на оскском и умбрском относят к пограничному периоду (I век до н.э.- I век н.э.). Современные италийские (романские) языки - французский, итальянский, румынский, молдавский, испанский, португальский, каталонский, ретороманский и др.

· Древнегреческий. Найдены памятники письменности начиная с VII века до н.э. Новогреческий является потомком общего греческого языка (койнэ) эллинистической эпохи, сложившегося в IV веке до н.э.

· Албанский язык. Самые ранние памятники письменности датированы XV веком н.э. Некоторые исследователи предполагают, что албанский - это единственный сохранившийся до наших дней представитель древней группы иллирийских языков. По другим мнениям - это потомок древнефракийской речи.

· Армянский язык. Древнейшие памятники датированы V веком н.э.

· Хеттский (несийский) язык. Язык доминировавшей народности Хеттского государства (II тыс. до н.э.). Каргер М.К. История древней Руси. АН СССР. М - с 94

Из классификации хорошо виден временной разрыв между сохранившимися письменными памятниками в различных группах, относимых к индоевропейской языковой семье. Фрагментарность имеющегося материала представляет собой серьезную проблему для лингвистов и, с нашей точки зрения, вносит значительную погрешность в результаты исследований. Постоянно возникает вопрос, где архаическое родство, а где поздние наслоения.

Современное состояние проблемы примерно таково. Сложились три точки зрения. Согласно первой, индоевропейский праязык - это реально существовавший исторический языковой "индивид", характеризовавшийся минимальной диалектной расщепленностью. Согласно второй - это существовавшее когда-то языковое единство, характеризовавшееся значительной диалектной дифференциацией. Согласно третьей - за построенными праязыковыми моделями стоит некоторая группа родственных языков, представляющая собой определенную конфигурацию языковой семьи в прошлом. Следует помнить, что во всех случаях речь идет лишь о гипотетических построениях, о моделях, а не об исторических фактах. Не следует забывать также и о том, что в каждом из языков, относимых к индоевропейской семье, присутствует огромный языковой материал, не сводящийся к какой бы то ни было общности, но имеющий веские основания претендовать на исконность. Напротив, большая часть языковых сопоставлений, приводящихся в доказательство языкового родства, хотя и кажутся родственными по корню, тем не менее, не сводятся к одному оригиналу Каргер М.К. История древней Руси. АН СССР. М - с 96

индоевропеец язык лужицкий культура