Информационные войны: история, сущность и методы. Кемерово: на острие информационной атаки

Пожалуй, точнее всего состояние сегодняшнего дня передает понятие «информационная война». Конечно, остриё этой войны — информация о войнена юго-востоке Украине, настоящей, страшной, безумной. Но за остриём идут другие слои, более или менее яркие, с неровными границами, вполне себе актуальные для определённых аудиторий — политической, национальной, патриотической, спортивной, религиозной и т.п. Я думаю, что у христиан в отношении информационных войн должна быть особая позиция.

Отличительные черты

В моём понимании война имеет принципиальное отличие от дискуссий, споров, драк, да и любого противостояния. Она, как и древний Молох, требует в жертву себе на съедение людей. Живых, настоящих, тех, кого мы зовём по имени, тех, чьё лицо, чей взгляд нам дороги, тех, кого мы любим или любили. Война требует жертв именно себе! И люди с радостью, как и древнему Молоху, приносят на эту жуткую трапезу друг друга и самих себя!

Война почти не приемлет такое понятие, как «ближний», у неё не бывает человеческого лица. Все — не более чем шахматные фигуры, пусть и разного веса. Война живёт чёрно-белым разделением «свой»/«чужой». Причём «свои» должны всё время доказывать «своёвость», иначе они «чужие».

Информационная война тоже требует жертв. Понятно, что не людей, не их жизни, хотя и такое бывает. Она высасывает жизненные ценности, смыслы, мировоззрение, мировосприятие, веру, личные отношения, свободу, любовь. Этот информационный Молох питается самым человечным в человеке. Он, так же, как жуткое существо дементор из сказки о Гарри Поттере, высасывает из человека его душу, если под душой понимать жизнь. Чёрно-белое сознание, обесценивающее человеческую жизнь в сравнении с «правильными» идеями, мировосприятие, раскрашивающее мир, как шахматную доску, маркирование каждого — это всё, что остаётся от свободной, яркой, многогранной, наполненной смыслом и тёплыми живыми отношениями жизни.

Осаждённая крепость

Я думаю, что информационные войны основаны на простой идее и имеют своей целью отнюдь не дезинформацию «врага». Главное в информационной войне — воспитание в людях мировоззрения и системы отношений «осадной крепости». Причём в своих людях!

На практике, как я вижу, информационная война решает две задачи: внедрить в сознание людей неправду и заставить обывателя жить по принципу «у страха глаза велики», то есть включить самоцензуру, чёрно-белое восприятие, своего рода информационные фильтры таким образом, чтобы он обязательно увидел в окружающей действительности угрозу.

Идеология «осаждённой крепости» очень эффективна. Она достаточно быстро приживается среди ограниченной в чьих-то интересах свободы и при ограниченных ресурсах, а значит, и возможностях. Неполноценная жизнь простых людей нуждается в оправдании и внутренней компенсации неполноценности и неудовлетворенности. «Осаждённая крепость» перестраивает мировоззрение и через это снимает ответственность и даёт чувство превосходства. Жертвы информационной войны сами отдают всё живое, включая свободу, чтобы не брать ответственность за личную позицию, свои решения, смыслы и отношения.

Всё в головах

Информационная война всегда кем-то организована и направлена, отнюдь не на противника, а на своих. Свои и только они могут и должны стать ресурсом.

Неважно, какие есть стороны конфликта. Информационная война всегда выигрышна только для своих организаторов и проигрышна для всех остальных вне зависимости от стороны баррикад, ибо они выступают просто ресурсом. Две противостоящие «осаждённые крепости» могут жить только одним — пожирая изнутри самих себя. У них нет никакого другого выхода, они же в самозаперти. А при таком исходе ресурсом становятся простые люди, принявшие мировоззрение информационной войны и сами подчинившие себя узкой группе выгодополучателей. Дело в том, что главная аудитория информационной войны — это её организаторы-выгодополучатели. Те же, кто внутри «крепости», не более, чем «мясо».

Поэтому особенность информационной войны в том, что у неё по-настоящему нет участников. Нет тех самых реальных «своих» и «чужих». Тут то же, что и с рекламным понятием «позиционирование». Позиции, разделения и всё прочее существуют не более чем в головах. Понятно же, что, в конечном счёте, может быть только одна «осаждённая крепость», воюющая с пустотой вокруг.

Я думаю, что победу в информационной войне одерживает не тот, кто смог повлиять на противника (которого может в реальности и не быть), а тот, кто перевоспитал под себя окружающих людей.

Информационная война очень скудна не только на идеи, смыслы, оттенки. Она скудна и на лица. Войне нужны только избранные и проверенные персоны, только собственные проповедники и толкователи воли организаторов войны. Ещё одной особенностью войны, бьющей прежде всего по своим, является наличие толкователей знающих и дешифрующих, толкующих волю и информацию «врага» и учащих не попадаться на удочку. Те же, кто в «крепости», таким образом, получают со всех сторон только «правильную» особо подготовленную информацию. Со стороны организаторов информационных войн нет доверия простым людям. Их способности и права разбираться самим не принимаются всерьёз, через что воспитывается инфантилизм, недоверие к себе и чувство вины.

Что же христианство?

По-моему, всё просто. Христиане тоже люди, причём большей частью люди обычные, почти как все. И потому они порой втянуты в «информационные войны», тоже нередко рады пожить чужой бездушной жизнью, не обременённой ответственностью, свободой, личными отношениями. Не прочь некоторые и стать ресурсом ради каких-то «высших целей» или против каких-то «врагов». Думаю, все это знают и видят. Потому у общества представление о христианстве, как об «одном из...», наряду с футбольными фанатами, политическими партиями, националистами, патриотами и т. д. И всё же, поскольку христианство — это евангельское благовестие и вера в Сына Божия Иисуса Христа, то на определённой глубине жизни все должно быть иначе.

Какие бы ни бушевали информационные войны, у христиан всегда есть фундамент, своего рода скала, на которой они призваны строить дом своей жизни. Да, конечно, и на этот дом, и на эту жизнь обрушиваются ветры и бури, дом может пострадать. Но он несдвигаем и способен защитить своих жителей. Эта скала — вера в Живого и Личного Бога. Вера не в природу, не в государство, не в родину, не в военную мощь, не во «врагов». Это вера в Бога! И эта вера раскрывает глаза, делает, в конечном счёте, бессмысленными любые информационные войны.

Другие люди для христиан никак не могут быть ресурсом и даже «врагами». Люди вокруг, как бы это чудовищно для многих ни звучало, — ближние, они братья и сёстры, а если верующие, то братья и сёстры во Христе. Каждый человек уникален и ценен. Он Богом любим. Христос пострадал на кресте и умер в том числе и за наших врагов. Не нам решать судьбы других людей и не нам их маркировать. Мир — не чёрно-белый, а цветной. Да, он во зле лежит, да, часто царствует грех. Но зло и грех побеждены Христом. В мире нет, или почти нет чистого зла и греха. Призыв Иисуса Христа обращён ко всем. До последнего вздоха каждый из нас может обратить свой выбор, свою волю ко Христу Спасителю.

Жизнь — отнюдь не минное поле, где главное — миновать опасность. Жизнь — это скорее творчество, поиск, свой опыт, осмысление, личные отношения, это всегда свободный и личный выбор, это ответственность. Жизнь — и не «осаждённая крепость», не самоцензура и ограничение. Это доверие Богу и людям, это желание научиться всему доброму и хорошему, что встречается на пути.

Нет у христиан однозначных непререкаемых учителей, толкователей и проповедников истины, кроме одного Учителя — Христа. Его слова и пример, Он Сам — Истина. Остальное — должно поверяться Евангелием.

Христиане призваны жить не картиной мира в голове, да ещё и в виде шахматной доски, а прежде всего отношениями с Живым и Личным Богом и людьми, каждый их которых «ближний». А это то, что можно потрогать, это то, что имеет настоящую ценность, это то, за что перед Богом, в конце концов, придётся держать ответ. От суда не уйти.

- В последнее время все чаще разгораются дискуссии с негативными высказываниями в адрес священнослужителей. Удивляет то, что после нелестного высказывания о священниках какого-либо одного блогера, к нему тут же подключается множество других - таких же негативно настроенных людей. И хотя понятно, что эти люди ни разу в жизни со священниками дела не имели (иначе в этих отзывах были бы какие-то факты, примеры из жизни), в их ответах встречается много злобы. Как это можно объяснить? Ведь мы обычно не злимся на людей, которые не причиняли нам никакого вреда. А священники определенно ничего плохого не сделали всем этим людям, пишущим о них с такой ненавистью. Хотелось бы узнать психологическое объяснение этой ненависти.

Тут присутствует такой интересный момент: почти вся блогосфера, как многим известно, является эффективным оружием пропаганды разных структур общества: социальных, экономических, политических и прочих. Для этих целей различными заинтересованными группами специально выделяются деньги и нанимаются работники. Разработаны специальные программы, позволяющие одному блогеру писать одновременно под разными именами, с разных IP. В блогах во время интернет-обсуждений зачастую идет скрытое навязывание определенных, выгодных заказчику фактов и позиций по различным вопросам. Об этом знают практически все блогеры, называя таких заинтересованных участников троллями. Но поделать с этим ничего не могут, поскольку невозможно выявить всех троллей, и даже слова выявленных невозможно стереть из памяти.

Результатом таких долгосрочных манипуляций может стать искажение фактов, разжигание розни между народами, и даже подрыв политической системы и экономики государства. Известно, что госдепартамент США выделяет на информационную войну в блогосфере огромные деньги. Известны и некоторые результаты этой войны. К примеру, признано, что народные волнения и революции, которые разгорелись недавно в ряде стран Африки и Ближнего Востока начались с подготовки в социальных сетях.

Но в мире существуют и другие революции - революции сознания, направленные на то, чтобы подготовить общественное мнение к определенным изменениям. Именно это и наблюдается сейчас в нагнетании атмосферы негатива по отношению к православию и служителям Церкви. Ведь что такое религия? Религия для народа - это то, что его цементирует и делает его единым, то, что делает его более крепким и стабильным. Этот факт подтверждается словами бывшего советника президента США по национальной безопасности США Збигнева Бжезинского, который еще в 1991 году после развала СССР открыто заявил: «После разрушения коммунизма единственным врагом Америки осталось русское православие».

- Но у нас в стране живут люди различных верований, не разъединяют ли разные религии народы России?

Несколько религий в стране было всегда, но они никогда не разделяли народ по этому признаку, а всегда мирно существовали рядом и созидали духовную основу народа российского. Например, в Казани уже несколько веков прекрасно жили рядом и русские, и мусульмане. И никто там никогда не слышал о каких-то глобальных выступлениях против иноверцев. Были дагестанцы в составе Российской Империи, были среднеазиатские народы. Но не было тех вражеских сил, которые настраивали их друг против друга. А теперь они чрезвычайно активизировались, и их подрывная работа ведется во всех средствах массовой информации, в том числе и в интернете.

То, что происходит сейчас, - вся эта навязанная нам национальная и религиозная вражда - настоящая катастрофа для страны. Ведь мы вместе прошли через страшную войну, вместе победили нацизм. Никто тогда не разделял народ на мусульман, христиан и так далее - не было этой вражды, а была настоящая дружба. И в Российской Империи ее тоже не было. А теперь мусульман пытаются натравить на православных священников, и мы, кстати говоря, стали свидетелями уже многих таких не только выступлений, но и преступлений. Вспомните убитых в Чечне, в Дагестане, да и в самой России священников Православной Церкви. То же противостояние религий происходит и в других мусульманских регионах. В Татарстане, в Башкирии, в других республиках - почти нигде не осталось спокойных мест, где бы ни натравливали местное население на православных священников. Соответственно в более спокойных в этом отношении, скажем так - «русских регионах» - натравливают народ на мусульман. Организуются выступления против строительства мечетей.

Думаю, что на это есть политический заказ, и многие над ним уже работают. Ведь обходится такое влияние на умы людей достаточно дешево: зашел в интернет один человек и за день написал триста постов, за которые получил, допустим, 10 долларов. И потом написал и ответы на свои же посты. А по закону социального подтверждения подобное притягивает подобное: все, кому более-менее созвучно то, что он написал, начинают вставлять свои идиотские комментарии.

Так называемым «троллям» деньги платят за выполнение разных задач. В том числе и для того, чтобы дискредитировать Церковь, ослабить доверие населения к своим пастырям. Кроме таких «троллей», комментарии, направленные на очернение священного сана, могут писать и участники множества атеистических форумов и организаций. Возможно, что кто-то из них «кидает призыв», и все активисты форума устремляются в определенный блог развивать начатую им тему, все по одному посту… В результате, у читателей этого «топика» складывается впечатление, что весь народ абсолютно и категорически настроен против священства, хотя на самом деле такого быть не может. Хотя бы потому, что если у кого-то из тех же людей умирает родственник, то даже многие самые атеистически настроенные люди идут в храм на отпевание, заказывают службы, обращаются к священникам за советом и так далее. Число же по-настоящему верующих достаточно велико. Считающих себя верующими - еще больше. Более пятидесяти процентов… Это результат многих опросов и исследований.

Так спрашивается, откуда же тогда столько ненависти, столько лжи выплескивается в этих блогах, кто это все пишет? И где же тогда эти пятьдесят процентов верующих? Да где же, хотя бы, те пять процентов людей, которые являются настоящими членами Церкви? Ответ прост: это дело техники. Это - назовем вещи своими именами - информационная война против Церкви, которая ведется некими силами, и ведется весьма эффективно.

Информационное оружие в наше время – главное средство ведения войн. Одна из из целей таких войн - подорвать доверие не только к формальным лидерам, но и к носителям национального духа и нравственности.

Так было и раньше. На кого, в первую очередь, всегда была направлена вражеская активность? На старший офицерский состав и на генералов. Безусловно, священник, он же пастырь, он же «пастух» - это офицер. Тем более архиереи (епископы, митрополиты, патриарх) - их уже можно сравнить с генералами, которые ведут людей, структурируют общество. Убийством или дискредитацией руководства достигаются задачи информационной войны. Поэтому не удивительно, что пропаганда сейчас направлена именно против этих людей.

- Задача - дискредитировать, а что после этого?

Цель у любой войны одна. Дискредитировав командование, достигается неуправляемость самой структуры. Дальше уже можно легко рушить всю эту структуру. Потому что там, где нет доверия к руководству, в том числе и к духовному, - там сама структура становится неуправляемой. Это уже не войско и не единение. Такая структура не может решать никаких задач. Это толпа, которую можно повести и завести куда угодно: хоть в плен, хоть на минное поле, хоть в западную «демократию» или в антирелигиозное мракобесие. Вот в чем цель.

- Понятно, что нравственное влияние Церкви на людские души благоприятно и для страны в целом. Ведь народ нравственный труднее обмануть, поработить и завоевать, чем безнравственный?

Естественно, и этому есть множество исторических подтверждений. Как только народ склоняется к какому-то греху, например, к гомосексуализму, как только разрушаются вследствие этого его нравственные категории, которые определяются религией, сразу начинается деградация общества и разрушение государства. Вспомним Римскую Империю, древних греков…. В России перед революцией 1917-го года, куда было направлено острие революционной пропаганды? На дворянство, офицерство и духовенство. Хотя духовенство в то время тоже ничего плохого революционерам не сделало.

Так внешние враги пытаются сейчас подорвать доверие людей к служителям церкви, чтобы препятствовать ее задаче нравственного, духовного воспитания. Чтобы ими потом было проще управлять процессом нравственной, интеллектуальной и физической деградации народа, который сейчас успешно осуществляется.

Такой способ манипуляции сознанием можно рассмотреть на простом примере. Чтобы вовлечь подростка в бандитскую среду, первое, что стремятся сделать бандиты - принизить доверие этого подростка к своим родителям и учителям, разрушить их авторитет. Им нужно каким-то образом его вывести из-под влияния тех, кто его воспитывает и учит. Только после этого есть шанс, что он будет участвовать вместе с ними во всех их грязных делишках. Вот такой «увод из-под влияния» и является целью заказчиков этого очернительства Церкви, которые сейчас организовали информационную войну против Православия.

- Мне кажется, что все-таки такое внешнее информационное влияние находит еще и какую-то внутреннюю опору в тех людях, которые ему подвержены. Это не только обычное невежество в вопросах реальной жизни священников и церковной жизни вообще, но и какие-то внутренние причины, по которым эти люди так охотно принимают ложь за истину.

Ну конечно, такие причины есть. Такие «слабые места» в человеке - это его внутреннее несовершенство, его грехи. Душевная нечистота противится всему нравственному точно так же, как грязнуля противится мытью рук, а ленивый ученик противится учению. Тот же блудник или гомосексуалист не могут принять Церковь в том виде, в каком она есть, потому что она задает слишком для них высокие нравственные планки. Им остается ее только осуждать и поливать грязью.

Когда какому-нибудь моральному уроду становится тяжело и неуютно находиться среди нравственно-чистых людей, он обязательно начнет говорить про них какие-нибудь гадости, чтобы создать для себя иллюзию «одинаковости». «Да кто в России не ворует?» - это выражение стало для нас уже привычным. Значит, можно спокойно воровать. «А гомосексуализмом даже животные занимаются, и вообще - это нормально!» - тоже из серии самооправданий и попытки сделать из черного белое. Сейчас, когда в стране царит культ стяжательства, многие начали с умным видом заявлять что-нибудь наподобие: «Человек, по самой своей сути, - существо низменное». Значит, иметь низменные побуждения тоже нормально? Тогда можно творить что угодно!

То есть Церковь задает определенную планку отношений в человеческом обществе. И те, кто живет вне этих рамок, чувствуют себя неуютно. Они думают, что если уничтожить Церковь, то и духовные законы действовать перестанут. Но это не так.

- Скажите, как с точки зрения человеческой психологии можно объяснить убийства священников? Ведь что-то этими убийцами движет? Или ничего, кроме злобной непримиримости к православию, как к чужой вере?

Почему убивают хороших, чистых душой людей? Да потому, что этими убийцами-подонками движет не просто ненависть, а ненависть, вызванная черной завистью. Зависть рождает ненависть, и прикрывается презрением.

Возьмем такую метафору: попал по недоразумению на олимпиаду по какой-нибудь науке полный неуч, к тому же злобный. И как он будет себя чувствовать в этой среде? Конечно, он подумает или даже скажет: «Все вы здесь чокнутые «ботаники», все придурки, один я нормальный».

Больше всего ненавидят тех, кто умнее или добрее, - тех, кто тебя в чем-то превзошел. Потому что ненавидеть того, кто ниже тебя и меньше умеет, смысла никакого нет - нечему завидовать. Сознательно или подсознательно, но эти ненавистники понимают, что священники их выше и чище, и что правда на их стороне, а от этого чувствуют себя приниженными и начинают их ненавидеть.

- Некоторые люди упрекают священников в невнимательности, в том, что они не уделяют внимания или резко отвечают на заданный вопрос, обличают.

Конечно, священники не идеальны, ведь они тоже люди. Бывает, что некоторые из них ведут себя неподобающим священнику образом: бывают невнимательные священники, бывают священники, страдающие осуждением - у каждого свои личностные особенности и недостатки. Так что кое-кого из них, возможно, упрекают вполне заслуженно. Но давайте посмотрим на вопрос шире: если вы приходите на прием к врачу и видите, что у него масса недостатков: он нетерпелив, малограмотен, не отвечает на ваши вопросы, не дает советов… Что вы предпримете? Скорее всего, пойдете к другому. Плохо лечит один - найдете того, кто лечит хорошо. Но из-за того, невнимательного и грубого, вы ведь не перестанете лечиться совсем? Не разуверитесь в медицине, как таковой? Так почему из-за одного недостаточно вежливого священника некоторые начинают делать необоснованные обобщения, и обвинять абсолютно всех служителей Церкви?

Кстати говоря, я замечал такой феномен: против священников, как и против, например, инородцев, выступают массово и агрессивно, но почему нет таких выступлений против олигархов? Бывает, ругнется один, другой – и все. Тишина! Никакой истерии, как против священников. Хотя эти люди у каждого из нас украли деньги. Почему бы это?

- Может быть, таких выступлений против олигархов в блогах нет, потому что для этого нет заказчиков?

Я думаю, так оно и есть. Сам против себя информационную войну финансировать не будешь, поэтому и возмущений по этому поводу нет.

Сейчас уже очень много написано об информационной войне: как она организуется и проводится, для чего существуют эти манипуляции людским сознанием, как они происходят, на что опираются и так далее. По политтехнологии написано огромное количество книг и найти такую литературу достаточно легко. Если кому-то читать лень - все это информационное безобразие можно увидеть по телевизору, и давно можно было уже понять, для чего это все придумано. Но и тут подумать лень. Процветает нежелание и пассивность разбираться в ситуации с рассуждениями типа: «А зачем мне это надо?» Так же проще жить - не напрягать свой интеллект, а ждать, когда тебе кто-то даст готовое решение. 80 процентов людей, к сожалению, устроены в крайней степени примитивно. В их представлении - они нормальные, умные люди, которые из себя что-то значат, но в сущности интересует их только то, что они могут ощутить и потрогать.

- Ощутить и потрогать? Значит, их интересуют только материальные ценности и удовольствия?

Да - то, что основано в большей степени на чувствах и эмоциях. Не какие-то глобальные вещи, не интересы народа и государства, не понимание мироустройства, ни даже интересы твоей собственной души, а только то, что служит самым примитивным из твоих потребностей. Им хочется просто пожить легко и бездумно, получить от жизни все тебе нужное сегодня, а завтра - будь что будет.

Показательным является недавний случай. Один известный атеистический сайт объявил акцию помощи онкобольным детям с лозунгом: «Бога нет, кто же кроме нас поможет детям?» Давайте деньги собирать - жертвуйте для лечения детей! За полмесяца собрали всего 20 тысяч рублей, а примерно сколько собирают известные православные сайты всего за 2 часа, хотя посетителей там не больше. Атеистический сайт собрал по сравнению с ними всего лишь крохи. Вот они сами себе и показали, кем они по большому счету являются. Потому что неверующие в Бога в основном эгоисты.

Эгоизм - главный фактор, который не дает принимать ничто духовное. Когда «я» - центр Вселенной, то какие там попы, какой еще Бог, зачем мне эти конкуренты! Я самодостаточный, ни в чьих указаниях не нуждаюсь, и вообще все должны мне кланяться…

- Значит священники стали основной мишенью антинародных сил?

Да, но они являются мишенью не только антироссийских сил, но в первую очередь еще и мишенью темных сил.

У таких людей всегда много искушений - больше, чем у обычного человека. И потому как их жизнь проходит на глазах у всех, иногда их недостатки гиперболизируются обществом. Например, если обычный человек на машине проехал на красный свет, то никого этим не удивишь и никто этого факта даже не запомнит. А если вдруг увидят, что на красный свет проехал дядька в рясе и с крестом на груди, то это моментально станет поводом для эмоциональных разговоров. Сколько у нас, извините, пьяниц спивается на тех же поминках, сколько просто дегенеративно ведут себя на свадьбах? И кто, когда друг другу пересказывает эти выходки? Но если увидел кто-то попа нетрезвого - все, будьте любезны - тут разговоров и сплетен хватит всем и надолго.

Более того - все такие рассказы ради красного словца обрастают со временем кучей домыслов и вымыслов и превращаются в конечном итоге во что-то совершенно невообразимое. И немного выпивший священник уже будет в них изображен в абсолютно непотребном виде…

Хочу привести подходящую к месту цитату из документального рассказа священника Ярослава Шипова, который долго служил на сельском приходе. Этот отрывок – от отношении деревенского народа к священнику: «Они неутомимо придумывали всякие слухи: то батюшка нехорош, потому что богатый, а когда оказалось, что бедный, и это плохо - настоящий поп не может быть нищим; то - в каждом селе жена, а коли не так, то - больно строг с женщинами, мог бы и внимание оказать: мало ли что священник - мужчина все же…»

- Есть более образованная часть аудитории - люди, которые знают, какую огромную позитивную роль играла Церковь в истории всей страны, особенно в годы испытаний. Некоторые из них даже читали духовную литературу. Бывает, что они говорят: «Вот раньше Церковь была - да! А той Церкви, которая теперь стала, я принять не могу». Как вы прокомментируете такие высказывания?

Вкратце такие претензии можно выразить вопросом: современные священники - не святые, так зачем же их слушать и на них равняться? Эту тему можно так шутливо обыграть: достигни святости сам, и Церковь будет равняться на тебя. Раз ты не можешь принять эту Церковь, а образцы знаешь - живи по этому образцу. Покажи своим примером святую жизнь. А как только начнешь трудиться духовно, сразу убедишься, что грехов у тебя предостаточно, и быть ни в чем непогрешимым и безупречным не каждому по силам.

- А он скажет: «Нет, я не хочу быть святым, я хочу, чтобы они были святыми, потому что это их дело - быть святыми»…

Святой должна быть Церковь и ее заповеди, потому что она стремится к любви и ведет за собой народ. Но каждый из ее членов святым быть не может. Как не может быть гением каждый ученый. Церковь нужно воспринимать, как целостную структуру, и не судить о ней по отдельным людям. Следуйте церковным заповедям, и не поддавайтесь на провокации.

Нравственно здоровым может быть, при желании, каждый. А это в человеке - основное, потому что именно в его душевных качествах заключается личность. И если, например, кто-то из ваших друзей имеет больную печень, то он от этого не перестает быть вашим другом, потому что вы его воспринимаете не по частям, а как личность. Точно так же при несовершенстве отдельных «органов» Церковь в целом не становится недееспособной.

(Из блога священника Константина Пархоменко )
65 причин, почему я не моюсь
Психолог: что отпугивает людей от Церкви? (Михаил Хасьминский, психолог )
Под властью ментального вируса, или Как отличить вброс от новости (Игорь Ашманов )
Церковь для битья (Дмитрий Соколов-Митрич )
О машинах священников и новых савонаролах (Сергей Худиев )
Интеллигенция и церковь (Сергей Лукьяненко, писатель )
Недействительные отпевания (Священник Константин Пархоменко )

Вся военная пропаганда, все крики, ложь и ненависть, исходят всегда от людей, которые на эту войну не пойдут

Джордж Оруэлл

Для чего начинаются войны? Этот вопрос выглядит несколько странным: конечно же, чтобы добыть победу и одолеть супостата. Но что есть победа? Полное и тотальное уничтожение врага? Так тоже не раз бывало в истории человечества, но жесткий геноцид – это скорее исключение, чем правило. Чаще всего войну начинают для того, чтобы навязать противнику свою волю, заставить его отказаться от собственной идеологии, части своей свободы и принудить делать то, что необходимо вам. Любой военный конфликт – это акт вооруженного насилия, который преследует чисто политические и экономические цели.

Поражение в войне – это состояние одной из сторон, когда она уже не в силах оказывать сопротивление и отказывается от борьбы. История знает массу примеров, когда побежденный противник обладал всеми необходимыми материальными ресурсами для продолжения боевых действий, но не имел моральных сил и сдавался на милость победителя. Это и есть настоящая виктория. Добиться ее можно не только с помощью танков, ружей или ковровых бомбардировок, но и применяя более тонкие инструменты, направленные на разум противника. Сегодня подобные действия называют информационной войной. Она может быть направлена не только на вооруженные силы врага и население вражеской страны, но и на солдат своей армии и собственных граждан.

Понятие информационной войны появилось всего лишь несколько десятилетий назад, но на самом деле эта война стара как наш мир. Человечество научилось вести ее много тысяч лет назад. Иногда такую войну еще называют психологической, и в широком смысле – это комплекс действий, направленных на изменение сознания вашего противника, внедрение в него нужных вам установок. Информационная война (ИВ) может вестись или непосредственно в ходе боевых действий, или же предшествовать им. Основная задача ИВ в военное время – деморализовать армию противника, сломить ее волю к сопротивлению, склонить к капитуляции. Информационная война неразрывно связана с таким термином, как пропаганда.

История информационных войн

Ведение информационной войны часто входит в круг обязанностей различных разведывательных структур, хотя существуют и специальные подразделения и организации, которые занимаются этим вопросом. В СССР это было 7-е управление ГлавПУР РККА , в Третьем Рейхе – Министерство народного просвещения и пропаганды, а в США – «Бюро информации». Профессиональные пропагандисты впервые появились во время Первой мировой войны .

Методы информационной войны различны и многообразны. Самым старым из известных является запугивание противника. Например, персидский царь Ксеркс I перед тем как вторгнуться в Грецию, через своих агентов распространял слухи о непобедимости своего войска: «… если все персидские воины выстрелят из луков , то стрелы затмят солнце ». Неплохо работала дезинформация о секретном оружии, от которого нет спасения. Так поступали Чингисхан и Ганнибал. Чтобы добиться покорности населения захваченных территорий, против него нередко устраивали тотальный террор, граничащий с геноцидом. Любая попытка сопротивления захватчикам подавлялась максимально кроваво и демонстративно. С помощью таких действий в сердца людей вселяли ужас и заставляли их отказаться от дальнейшей борьбы. Так обычно поступали монголы.

Еще один проверенный способ ведения психологической войны – это внесение раскола в стан противника. Необходимо посеять смуту среди врагов, лишить их единства, а в идеале заставить убивать друг друга. Если вы действуете против коалиции – то необходимо разрушить ее и бить врагов поодиночке.

Главным методом ИВ является дезинформация. В разные времена ее доносили до врага самыми причудливыми способами – насколько хватало таланта и фантазии. Типичный способ – это заброска лазутчика в стан противника. Но иногда использовали и более интересные варианты. В очередной раз разбив венгров, монголы захватили личную печать венгерского короля и начали от его имени печатать указы о прекращении сопротивления захватчикам. Затем их рассылали во все концы Венгрии.

Излюбленной технологией информационной войны в Средневековье было подстрекательство к мятежу части феодальной знати государства-противника.

Учитывая авторитет церкви, ее в прошлом нередко подключали к ведению информационной войны. Например, во время войны 1812 году католик Наполеон был дважды предан анафеме московской православной церковью, о чем было объявлено российским подданным. Правда, между отлучениями он был награжден высшей наградой империи – орденом Андрея Первозванного.

С появлением книгопечатания и постепенным проникновением грамотности в широкие массы в информационной войне все чаще стали использовать печатное слово. Так началась информационная война в СМИ. Типичным носителем пропаганды и дезинформации стала листовка, их разными способами доставляли до вражеских солдат или населения. В «промышленных» масштабах использование листовок началось во время Первой Мировой войны. В этот же период основные участники конфликта создали специальные службы, которые занимались пропагандой.

Вообще, следует сказать, что именно Первая Мировая дала небывалый толчок развитию информационных средств ведения войны. После окончания этого конфликта значительное число исследователей занялось разработкой теоретической базы психологической войны. Впервые появилось определение, что целью войны является не уничтожение армии противника, а подрыв морального состояния всего населения государства-противника до такой степени, чтобы оно заставило свое правительство капитулировать.

Удивительно, но Первая Мировая война четко показала, что пропаганда в первую очередь должна быть направлена на собственное население и армию. Лучшими пропагандистами ПМВ были англичане. Кроме всего прочего, они первыми додумались до создания агитснарядов, агитмин и даже винтовочных агитгранат.

Одной из блестящих технологий информационной войны, которую вероломные англосаксы применяли против немцев, стала так называемая пропаганда ужасов. В самых известных газетах печатали полностью фейковые материалы о жестокостях и зверствах германских войск: насилии над монашками, казнях священников, жестоких убийствах пленных британских солдат. Типичным примером фейка того времени является история распятого канадского солдата, так что сюжет украинских СМИ о покушении на бывшего журналиста Бабченко - это унылый плагиат с некоторой добавкой треша.

Самой гнусной выдуманной историей того времени является английский фейк о том, что немцы перерабатывают трупы своих и чужих солдат для корма свиней. Он вызвал целую бурю негодования во всем мире: после этой новости Китай присоединился к Антанте, а в самой Англии и в Америке материал вызвал небывалый наплыв добровольцев, желающих отправиться на фронт. Мол, как же это так, братцы? Кормить павшими джентльменами свиней?! Давайте-ка надерем задницы этим гнусным тевтонам!

Следует отметить, что материалы были отлично сфабрикованы – все факты подтверждали подготовленные свидетели, и люди действительно верили в них.

Немцы также пытались провернуть что-то подобное: они рассказывали своему населению, что русские казаки едят младенцев (им опять же верили). Это заставляло германских солдат на фронте сражаться еще более героически, дабы защитить Фатерлянд от диких азиатских людоедов.

Здесь следует сделать одно небольшое отступление. Для психически здорового человека не является нормальным лишать жизни себе подобных во имя непонятных политических интересов или абстрактных идей. Поэтому основная задача любого пропагандиста – «расчеловечить» противника. Мол, смотри: они едят младенцев или детей распинают на досках объявлений — ну какие же они люди? Ату их, ребята! Бей-убивай!

Дело в том, что во время войны психика человека работает несколько иначе, чем в нормальное мирное время. Стресс заставляет работать самые глубинные механизмы нашей личности и четко делит мир на «своих» и «чужих». Во многом человек теряет способность к критической оценке действительности и может поверить самые нелепые байки.

Еще одним направлением английской пропаганды ПМВ было преуменьшение собственных потерь и преувеличение военных достижений. Естественно, солдаты Антанты изображались в газетах в качестве благородных и бесстрашных рыцарей.

Руководил британской пропагандой во время Первой Мировой войны лорд Нортклифф. Можно сказать, что этот человек поднял информационную войну на совершенно новый уровень. Сегодня каждый грамотный человек знает фамилию гитлеровского министра пропаганды Геббельса. Однако не вызывает сомнения, что этот злой гений Гитлера имел очень хороших учителей и проверенные методики превращения среднестатистического гражданина в убийцу и чудовище.

Нельзя сказать, что лорд Нортклифф открыл что-то совсем новое: во все времена собственных солдат изображали героями, а вражеских - убийцами и злодеями. Однако пропагандисты ПМВ получили в свои руки новый мощный инструмент – средства массовой информации, – которые могли донести идеи пропагандистов до основной массы населения. Англичанам оставалось доработать всего лишь «незначительные» детали: решиться на создание абсолютно трешевых и полностью выдуманных материалов, научиться готовить подставных свидетелей и фабриковать фотографии своих ужасов. И поставить все вышеперечисленное на конвейер.

Кстати, немцы во время ПМВ так и не решились на такое (зато они по полной отыгрались во время следующей мировой бойни). Позже будущий фюрер Третьего Рейха Адольф Гитлер в своей книге Mein Kampf написал следующее: «Чем чудовищнее солжёшь, тем скорее тебе поверят. Рядовые люди скорее верят большой лжи, чем маленькой… Большая ложь даже просто не придёт им в голову. Вот почему масса не может себе представить, чтобы и другие были способны на слишком уж чудовищную ложь…»

Новое развитие информационные методы ведения боевых действий получили в эпоху Холодной войны . Это было время столкновения двух идеологических систем: западной и советской. Однако после двух мировых войн пропаганда несколько изменилась. Американские специалисты психологической войны высказали это таким образом: «Пропаганда практически только тогда обречена на провал, если она внешне похожа на пропаганду».

Американцы весьма активно и довольно успешно использовали методы психологической войны во Вьетнаме. Основной упор делался на деморализацию и запугивание местного населения и бойцов партизанских отрядов. За время боевых действий им удалось добиться перехода на свою сторону более 250 тыс. вьетнамцев.

СССР оттачивал методы ведения психологической войны в Афганистане. Проводились самые разные агитационно-пропагандистские мероприятия, от раздачи материальной помощи до распространения слухов и анекдотов про главарей моджахедов. Однако следует отметить, что советские войска в афганской войне уделяли пропаганде намного меньше внимания, чем США во Вьетнаме.

Будни современных пропагандистов

В настоящее время современные информационные технологии вывели психологическую войну на абсолютно новый уровень. Компьютерные технологии практически стерли государственные границы, превратив планету в единое информационное поле. Современные средства массовой информации имеют такие возможности, что великие пропагандисты прошлого просто зеленеют в аду от зависти.

Начиная с первой войны в Персидском заливе, западные страны (а сейчас и Россия) могут вести боевые действия просто в прямом эфире, в режиме онлайн. При этом современное телевидение не только способно давать искаженную информацию, оно может создавать новую реальность, весьма далекую от действительности. Действия собственных войск подаются с максимально позитивных ракурсов, противник всячески демонизируется. Подход мало изменился со времен Первой мировой войны, но инструментарий пропагандистов просто сказочно обогатился.

В ход идет все: «абсолютно правдивые репортажи» с места чудовищных и массовых злодеяний противника (с привлечением тщательно подобранных свидетелей, конечно), сокрытие важных фактов или погружение их в информационную шелуху. При этом само качество репортажей настолько реалистично, что не вызывает у зрителя никаких вопросов.

Одна из основных целей информационной войны – достижение полного доминирования в информационном пространстве. Противник просто не должен иметь возможность донести альтернативную точку зрения. Достигается этот результат разными средствами: полным контролем над СМИ, которые работают в зоне боевых действий, или военными методами. Ретранслятор или телецентр можно просто разбомбить, как это делали американцы в Югославии.

Если говорить про информационные войны США, то хорошим примером того, как работают янки, будет первая война в Персидском заливе. Информация, которая поступала с места боевых действий, четко контролировалась. На телеэкране полностью отсутствовали кадры раненых и убитых американских солдат или мирных жителей. Зато много внимания уделялось военным победам коалиции: журналисты с удовольствием показывали колонны сожженной иракской бронетехники и вереницы пленных солдат противника.

Хорошим примером, на котором можно показать роль информационной войны в современном мире, являются первая и вторая чеченские кампании. Первую войну на Северном Кавказе в информационном плане Россия проиграла, что называется «в одни ворота». Именно поэтому этот конфликт для большинства россиян является символом позора, предательства, абсолютно бессмысленных жертв и страданий, слабости страны и армии.

Обычно подобные атаки сопровождаются работой с частью политической элиты страны, которая начинает сотрудничать с агрессором. Через СМИ и интернет транслируются призывы к демонстрациям, забастовкам и другим акциям неповиновения, которые еще больше расшатывают ситуацию. При этом уличные акции, опять же, правильным образом освещаются в СМИ, прославляя протестантов и показывая в негативном свете проправительственные силы и органы правопорядка.

Проведение такого комплекса действий (в случае его успеха, конечно) приводит к потере управляемости в стране, экономическому спаду, а нередко и к гражданской войне.

Тут есть еще один, более глубокий аспект. Современные СМИ не просто могут приводить к хаосу в государстве и вызывать гражданские конфликты. Сегодня они практически формируют устои современного общества, донося до людей определенные ценности и вызывая отрицание других. Человеку говорится, что правильно, а что нет, что следует считать нормой, а что грубым отклонением от нее. Причем все это делается в настолько легкой и ненавязчивой манере, что пропагандистских приемов просто не видно.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Моргоев Хетаг


Информационные войны сегодня главные на планете, и данное утверждение не является новостью. Так же победу в горячей войне можно превратить в поражение в последующей информационной. Все возможно в информационной войне можно перевернуть вверх ногами всю историю, убедить всех, что черное - это белое и наоборот. Информационные войны тотальны и глобальны. Такие войны беспрерывно ведут государства и блоки, различные партии, религиозные конфессии, идеологии и т. д. Мы не ошибемся, если скажем, что информационные войны существуют столько, сколько существует человек.

Информационная война на современном уровне вплетена в систему массовой коммуникации. Простейшую коммуникационную модель определил еще Аристотель, она включала три компонента: источник – сообщение – получатель. Современная модель включает обратную связь, связывающую «получателя» с «источником». В нашем контексте огромное значение имеет социальный статус источника информации. Например, СМИ, имея статус официального источника информации, уже претендуют в силу своей “официальности” на то, что всегда сообщают только достоверную информацию. Однако, истинность смысловой информации трудно проверить, поэтому для аудитории намного важнее оценочная информация, которая целенаправленно отражает доминирующие тенденции в обществе. Оценочная информация во многом способствует формированию общественного мнения, поэтому, как правило, она контролируется и служит политическим, идеологическим, экономическим и иным целям. Здесь следует выделить регулятивную функцию массовой коммуникации, она связана с интерактивным взаимодействием контроля над обществом. Данная функция сопряжена с формированием общественного сознания, общественного мнения, с созданием социальных стереотипов, с манипулированием, с социальным контролем. Создание определенных социальных условий может обусловить использование данной функции для формирования различных технологий “промывания мозгов”. Таким образом, СМИ в современных условиях являются ключевым, главным инструментом в манипулировании информацией. При помощи информации правящий класс, реальные владельцы и заказчики СМИ формируют «общественное» мнение, манипулируют сознанием индивида, придавая ему качественные и ценностные ориентации, которые необходимы индивиду для функционирования в той системе общественных отношений которые, в свою очередь, опять таки выстраивают и формируют владельцы и заказчики СМИ. В условиях информационной войны СМИ являются главным, хотя и не единственным оружием.

Информационная война в области религиозной жизни наиболее характерна для авраамических религий, экспансия которых всегда носит характер войны, будь то горячей либо на идейном уровне. На каком-то историческом этапе, не имея возможность вести войну физическую, иудаизм перевел постоянную, без начала и конца религиозную войну, с ее ужасными посвящениями захваченной добычи своему племенному богу, когда умерщвлялось все: все люди, все животные, все растения, даже орудия труда подлежали уничтожению, в плоскость информационной и психологической войны.

Преодолев узкие этнорелигиозные рамки, адепты одной из иудейских сект, проповедь и догматика которых впоследствии стали называться христианством, также воспользовались методами и возможностями информационной войны. Христианские сочинения показывают динамику изменений в объективации иудеохристианской проповеди. В евангелии от Матфея, Иисус, призвав апостолов, направляет их на проповедь, предназначенную исключительно для евреев: «Сих двенадцать послал Иисус и заповедовал им, говоря: на путь к язычникам не ходите и в город Самарянский не входите; а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева» (Мат. 10, 5. 6). В сохранившихся фрагментах евангелия эбионитов Иисус говорит об обращении проповеди апостолов к евреям: «…Я хочу, чтобы вы были двенадцатью апостолами для свидетельства Израилю» 1 . Необходимость широкой проповеди христианского учения заложена в речах новозаветного Иисуса: «и сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари» (Мар. 16, 15) «Вы свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит во всем доме. Так да светит свет вам пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца нашего Небесного» (Мат. 5, 14 – 16; ср. Мат. 10, 26; Мар. 4, 21; Лук. 8, 16; 11, 33) Далее каждый апостол наделяется знанием «иного языка» для проповеди свидетельства воскресения Иисуса. Люди, находившиеся в Иерусалиме, - свидетели чуда, так же «…изумлялись и дивились, говоря меж собою: сии говорящие не все ли Галилеяне?» (Деян. 2, 7).

Можно сказать, что мы осетины на протяжении уже не одного столетия находимся в состоянии информационной войны со всякого рода представителями различных религиозных систем, пытающихся подчинить нас, сделать послушным орудием (или оружием) для достижения своих целей. Условным «началом» этой войны мы можем считать христианские легенды о якобы проповеди в Скифии некоего иудео-христианского проповедника Андрея, в христианской традиции Андрей Первозванный ученик Иисуса Христа, он якобы дошел аж до Киева (которого тогда еще не существовало). Впрочем, сами христианские историки-сочинители не дают каких-либо внятных сведений о проповеди Андрея в странах Причерноморья и Кавказа.

В наше время информационная война против осетин со стороны христианской конфесии принимает разные формы и выражения. Имея своих адептов, резидентов и как надо полагать оплачиваемых агентов в системе руководства и в самих СМИ, церковь умело навязывает, создает иллюзию «блага» для осетин перехода к христианским ценностям и мировоззрению, однако нигде не упоминается, что это самое мировоззрение противоречит основам осетинского?гъдау и навязывается с целью его уничтожения. СМИ в Осетии тиражируют представления о религиозной жизни осетинского народа подчас ничего общего не имеющие ни с нашей историей, ни с нашей религией.

Создавая подложный миф о древности своего культа среди нашего народа, в СМИ, например, многократно повторяется нечто вроде заклинания: «Алания официально приняла христианство в X веке» 2 . Впрыскивание данной тезы рассчитано на восприятие готовой формулы, значение и смысл которой, я утверждаю, не могут объяснить ее сочинители. Сама христианская традиция отрицает возможность «официального принятия христианства» чем бы то ни было, в каком бы то ни было веке, году или сезоне. В этом случае «искажение информации (от открытой лжи до смещения понятия по семантическому полю) позволяет корректировать степень и меру психологического воздействия, изготавливать такой образ реальности, в котором главное не реальность, а то, как ее хотят преподать, как организуют то, что надо в ней увидеть» 3 . Здесь же налицо умалчивание, утаивание информации, а именно, что в 931 году аланы относительно христианской веры «…отвратились от нее и изгнали епископов и священников, присланных к ним византийским императором»4 . А также многочисленных исторических примеров борьбы алан и осетин против христианства.

Следует уточнить, рассматривая проблему взаимоотношений осетин и пришлых религий, и в частности христианства, мы имеем дело с религиозно-информационной войной, эта война направлена против нас, но, в то же самое время, она идет за нас, за наше самосознание, за наши души. В этой войне цели и задачи церкви и чиновничества смыкаются, переплетаются в стремлении получить послушную паству и легко управляемую массу. Эта масса – объект манипуляции - ведомое большинство.

Усложнение общественной жизни, усиление ее противоречивости, неравномерное распределение образования, культуры и информации неизбежно ведут к образованию “познавательных барьеров”, к продуцированию, сохранению и усложнению препятствий, затрудняющих осмысление массами социальных и культурных реалий. Человеку все труднее становится разбираться в происходящем. Знанию он предпочитает его облегченную, готовую интерпретацию, предоставляемую владельцами СМИ. «По мнению многих (исследователей – М.Х.), современное коммуникационное сообщение в своей психологической основе является особого рода мифом. В последние десятилетия деятельность роль средств массовой коммуникации рассматривается как мифопроизводящая… Мифотворчество перестраивает восприятие и мышление аудитории. Особый, клиповый характер непрерывного потока сообщений диктует иную скорость психических процессов. Сокращение времени для комментариев и аналитических программ ведет к деградации мышления аудитории. В итоге, она становится все более легковерной для восприятия разного рода мифов» 5 . Например, для восприятия навязываемого, алогичного по своей сути, представления о чуть ли не извечной принадлежности осетин христианскому или мусульманскому культу.

Влияние и формирование у индивида и массы в целом взглядов на действительность путем искажения информации есть информационно-психологическая война. В результате психологического воздействия на интеллектуально-познавательную сферу человека изменяются его представления, характер восприятия вновь поступающей информации и, в итоге, его "картина мира" меняется в нужную для информатора сторону. В наших условиях это переход от осмысленного, активного и соразмерного поведения необходимого в рамках традиционного осетинского религиозного самосознания к простому восприятию готовых догм, поучений представляемых и внедряемых церковью пастве, или же готовых решений относительно важнейших аспектов жизни масс внедряемых в общество правящим классом. В последних случаях индивид отстраняется от активной деятельности в рамках религиозной и общественной жизни, ему навязывается роль пассивного наблюдателя, потребителя.

В системе средств массовой коммуникации используемой для активного воздействия на аудиторию, часто, в случае освещения религиозной ситуации в Осетии, путем прямого подлога и обмана, телевидение имеет неоспоримое преимущество. Оно заключено в самой его сущности, а именно в наличии изображения, видеоряда. Подавляющее большинство информации (знаний) человек получает через зрение. Доминантность визуального канала также позволяет преувеличивать/преуменьшать значимость того или иного события в общественной жизни 6 .

Видеоряд, предоставляемый телевидением, упрощает усвоение нужной информации, а так же усиливает контекстное воздействие на массовое сознание аудитории. «Именно это придает телевизионному воздействию огромную ни с чем не сравнимую эмоциональную силу… телевидение обращено прежде всего к эмоциональным и непосредственно действенным структурам. В силу данного основного преимущества телевидение может не просто создавать у зрителя всем известный «эффект присутствия». Наблюдая за развитием событий на телеэкране, зритель часто отождествляет себя с очевидцем или даже участником события. Так достигается самый главный психологический эффект идентификации телеаудитории с происходящими событиями и их героями. В отличие от рациональной логики, здесь действует эмоциональная «психологика». У телевизионной аудитории работает удивительный для здравого смысла принцип: «Я видел – значит, это правда!» 7 . И человек в Осетии видит многократно повторяемые новостные сюжеты о деятельности церкви, адептов христианства, многократно повторяемые ссылки так или иначе связанные с работой христианских клириков или их паствы, многократно повторяемые ложные утверждения о происхождении осетинской культуры из христианского культа.

Еще одной особенностью нынешней информационно пропагандисткой ситуации является тотальная пропаганда разврата государственными органами через средства массовой информации в Осетии (сюда мы можем отнести также наружную рекламу на улицах городов). Разврат форма деградации общества в целом и индивида в частности. Такому индивиду нет места в рамках традиционного осетинского мировоззрения, он из него выпадает, становится противен ему. Местное чиновничество ориентирует налогоплательщиков на потребительское отношение друг к другу, когда человек видит в себе подобном лишь средство, но чаще просто плоть, мясо, хоть и хорошо сложенное и выставленное на показ возбужденной похотью. Тем самым чиновники готовят для церкви ее паству, которая ищет в церкви спасение и рано или поздно приползет за покаянием, прощением грехов.

Одним из мощнейших средств массовой коммуникации на современном этапе стал Интернет. Для нас поле борьбы за свою самоидентификацию расширилось. Не имея возможности, рычагов влияния пробиться к аудитории посредством официальных СМИ (хотя они содержатся в том числе и на наши налоговые отчисления) мы имеем вероятность предоставить альтернативную, в нашем случае правдивую информацию, расширить информационное пространство занимаемое предметом нашей религии или?гъдау. Но и здесь оборотной стороной данной для нас возможности явилось сильнейшее противодействие со стороны сил заинтересованных в уничтожении нас как этноса. Качественно новый виток информационной войны с использованием новых средств предоставляемых Интернетом дает возможность всяким полуграмотным индивидуумам, «анонимам из комментариев» клеветать, оскорблять, создавать фон, шлейф грязи и лжи сопровождающий просветительскую деятельность (или хотя бы попытки) людей патриотов стремящихся сохранить себя и свой народ в мире. Безнаказанность за клевету, поливание грязью всего и вся в Интернете вылилось в целую субкультуру и, разумеется, это обстоятельство, этот фон, эта субкультура используются для информационных войн большими игроками, вплоть до государств и, конечно всевозможных идеологических образований таких как церковь. Следует заметить, сам этот фон - это тоже война и война не только Петь и Вань, Азаматов и Сарматов друг с другом, но и идеологическая информационная война за право на самоидентификацию.

Несомненно, что какая-то часть из этих анонимов-ников – это работающие под Петь и Вань агенты тех или иных (не трудно догадаться каких) структур, работающие для того, чтобы тонко и расчетливо направлять потоки грязи в нужном их хозяевам направлении. Прежде всего, против тех, кто воюет с их идеологией или разоблачает какие-то их неблаговидные действия. Не будучи способными опровергать аргументы идейного противника, когда невозможно их опровергнуть, легче тем или иным способом его оболгать, очернить, заставить замолчать.

Информационная, идеологическая война, участниками которой мы все являемся, осознает это кто-то или нет, направленная на сокрытие от нас же самих истины о нашей истории и культуре, направленная на искажение реальных фактов о нашей религиозной жизни, имеет все-таки для нас явный потенциал, так как ценностью и целью для нас является правда и в этом наше преимущество. «Ибо нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, ни сокровенного, что не сделалось бы известным и не обнаружилось бы». (Лук. 8, 17).

Примечания:

1 Фрагменты Евангелия эбионитов/Апокрифы древних христиан. М., 1989. С. 66.

3 Каландаров К. Х.Управление общественным сознанием. Роль коммуникативных процессов.

4 Ал-Масуди / Алемань А. Аланы в древних и средневековых письменных источниках. М. 2003, с. 346

5 Ольшанский Д.В. Психология масс. СПб. 2001, с. 300 - 301

6 ПОЧЕПЦОВ Г. КАК "ПЕРЕКЛЮЧАЮТ" НАРОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ/ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ОПЕРАЦИИ как технологии воздействия на массовое сознание в ХХ веке

7 Ольшанский Д.В. Психология масс. СПб. 2001, с. 304.

— Понятно, что нравственное влияние Церкви на людские души благоприятно и для страны в целом. Ведь народ нравственный труднее обмануть, поработить и завоевать, чем безнравственный?

— Естественно, и этому есть множество исторических подтверждений. Как только народ склоняется к какому-то греху, например, к гомосексуализму, как только разрушаются вследствие этого его нравственные категории, которые определяются религией, сразу начинается деградация общества и разрушение государства. Вспомним Римскую Империю, древних греков…. В России перед революцией 1917-го года, куда было направлено острие революционной пропаганды? На дворянство, офицерство и духовенство. Хотя духовенство в то время тоже ничего плохого революционерам не сделало.

Так внешние враги пытаются сейчас подорвать доверие людей к служителям церкви, чтобы препятствовать ее задаче нравственного, духовного воспитания. Чтобы ими потом было проще управлять процессом нравственной, интеллектуальной и физической деградации народа, который сейчас успешно осуществляется.

Такой способ манипуляции сознанием можно рассмотреть на простом примере. Чтобы вовлечь подростка в бандитскую среду, первое, что стремятся сделать бандиты — принизить доверие этого подростка к своим родителям и учителям, разрушить их авторитет. Им нужно каким-то образом его вывести из-под влияния тех, кто его воспитывает и учит. Только после этого есть шанс, что он будет участвовать вместе с ними во всех их грязных делишках. Вот такой «увод из-под влияния» и является целью заказчиков этого очернительства Церкви, которые сейчас организовали информационную войну против Православия.

— Мне кажется, что все-таки такое внешнее информационное влияние находит еще и какую-то внутреннюю опору в тех людях, которые ему подвержены. Это не только обычное невежество

в вопросах реальной жизни священников и церковной жизни вообще, но и какие-то внутренние причины, по которым эти люди так охотно принимают ложь за истину.

— Ну конечно, такие причины есть. Такие «слабые места» в человеке — это его внутреннее несовершенство, его грехи. Душевная нечистота противится всему нравственному точно так же, как грязнуля противится мытью рук, а ленивый ученик противится учению. Тот же блудник или гомосексуалист не могут принять Церковь в том виде, в каком она есть, потому что она задает слишком для них высокие нравственные планки. Им остается ее только осуждать и поливать грязью.

Когда какому-нибудь моральному уроду становится тяжело и неуютно находиться среди нравственно-чистых людей, он обязательно начнет говорить про них какие-нибудь гадости, чтобы создать для себя иллюзию «одинаковости». «Да кто в России не ворует?» — это выражение стало для нас уже привычным. Значит, можно спокойно воровать. «А гомосексуализмом даже животные занимаются, и вообще — это нормально!» — тоже из серии самооправданий и попытки сделать из черного белое. Сейчас, когда в стране царит культ стяжательства, многие начали с умным видом заявлять что-нибудь наподобие: «Человек, по самой своей сути, — существо низменное». Значит, иметь низменные побуждения тоже нормально? Тогда можно творить что угодно!

То есть Церковь задает определенную планку отношений в человеческом обществе. И те, кто живет вне этих рамок, чувствуют себя неуютно. Они думают, что если уничтожить Церковь, то и духовные законы действовать перестанут. Но это не так.

— Скажите, как с точки зрения человеческой психологии можно объяснить убийства священников? Ведь что-то этими убийцами движет? Или ничего, кроме злобной непримиримости к православию, как к чужой вере?

— Почему убивают хороших, чистых душой людей? Да потому, что этими убийцами-подонками движет не просто ненависть, а ненависть, вызванная черной завистью. Зависть рождает ненависть, и прикрывается презрением.

Возьмем такую метафору: попал по недоразумению на олимпиаду по какой-нибудь науке полный неуч, к тому же злобный. И как он будет себя чувствовать в этой среде? Конечно, он подумает или даже скажет: «Все вы здесь чокнутые «ботаники», все придурки, один я нормальный».

Больше всего ненавидят тех, кто умнее или добрее, — тех, кто тебя в чем-то превзошел. Потому что ненавидеть того, кто ниже тебя и меньше умеет, смысла никакого нет — нечему завидовать. Сознательно или подсознательно, но эти ненавистники понимают, что священники их выше и чище, и что правда на их стороне, а от этого чувствуют себя приниженными и начинают их ненавидеть.

— Некоторые люди упрекают священников в невнимательности, в том, что они не уделяют внимания или резко отвечают на заданный вопрос, обличают.

— Конечно, священники не идеальны, ведь они тоже люди. Бывает, что некоторые из них ведут себя неподобающим священнику образом: бывают невнимательные священники, бывают священники, страдающие осуждением — у каждого свои личностные особенности и недостатки. Так что кое-кого из них, возможно, упрекают вполне заслуженно. Но давайте посмотрим на вопрос шире: если вы приходите на прием к врачу и видите, что у него масса недостатков: он нетерпелив, малограмотен, не отвечает на ваши вопросы, не дает советов… Что вы предпримете? Скорее всего, пойдете к другому. Плохо лечит один — найдете того, кто лечит хорошо. Но из-за того, невнимательного и грубого, вы ведь не перестанете лечиться совсем? Не разуверитесь в медицине, как таковой? Так почему из-за одного недостаточно вежливого священника некоторые начинают делать необоснованные обобщения, и обвинять абсолютно всех служителей Церкви?

Кстати говоря, я замечал такой феномен: против священников, как и против, например, инородцев, выступают массово и агрессивно, но почему нет таких выступлений против олигархов? Бывает, ругнется один, другой – и все. Тишина! Никакой истерии, как против священников. Хотя эти люди у каждого из нас украли деньги. Почему бы это?

— Может быть, таких выступлений против олигархов в блогах нет, потому что для этого нет заказчиков?

— Я думаю, так оно и есть. Сам против себя информационную войну финансировать не будешь, поэтому и возмущений по этому поводу нет.

Сейчас уже очень много написано об информационной войне: как она организуется и проводится, для чего существуют эти манипуляции людским сознанием, как они происходят, на что опираются и так далее. По политтехнологии написано огромное количество книг и найти такую литературу достаточно легко. Если кому-то читать лень — все это информационное безобразие можно увидеть по телевизору, и давно можно было уже понять, для чего это все придумано. Но и тут подумать лень. Процветает нежелание и пассивность разбираться в ситуации с рассуждениями типа: «А зачем мне это надо?» Так же проще жить — не напрягать свой интеллект, а ждать, когда тебе кто-то даст готовое решение. 80 процентов людей, к сожалению, устроены в крайней степени примитивно. В их представлении — они нормальные, умные люди, которые из себя что-то значат, но в сущности интересует их только то, что они могут ощутить и потрогать.

— Ощутить и потрогать? Значит, их интересуют только материальные ценности и удовольствия?

— Да — то, что основано в большей степени на чувствах и эмоциях. Не какие-то глобальные вещи, не интересы народа и государства, не понимание мироустройства, ни даже интересы твоей собственной души, а только то, что служит самым примитивным из твоих потребностей. Им хочется просто пожить легко и бездумно, получить от жизни все тебе нужное сегодня, а завтра — будь что будет.

Показательным является недавний случай. Один известный атеистический сайт объявил акцию помощи онкобольным детям с лозунгом: «Бога нет, кто же кроме нас поможет детям?» Давайте деньги собирать — жертвуйте для лечения детей! За полмесяца собрали всего 20 тысяч рублей, а примерно сколько собирают известные православные сайты всего за 2 часа, хотя посетителей там не больше. Атеистический сайт собрал по сравнению с ними всего лишь крохи. Вот они сами себе и показали, кем они по большому счету являются. Потому что неверующие в Бога в основном эгоисты.

Эгоизм — главный фактор, который не дает принимать ничто духовное. Когда «я» — центр Вселенной, то какие там попы, какой еще Бог, зачем мне эти конкуренты! Я самодостаточный, ни в чьих указаниях не нуждаюсь, и вообще все должны мне кланяться…

— Значит священники стали основной мишенью антинародных сил?

— Да, но они являются мишенью не только антироссийских сил, но в первую очередь еще и мишенью темных сил.

У таких людей всегда много искушений — больше, чем у обычного человека. И потому как их жизнь проходит на глазах у всех, иногда их недостатки гиперболизируются обществом. Например, если обычный человек на машине проехал на красный свет, то никого этим не удивишь и никто этого факта даже не запомнит. А если вдруг увидят, что на красный свет проехал дядька в рясе и с крестом на груди, то это моментально станет поводом для эмоциональных разговоров. Сколько у нас, извините, пьяниц спивается на тех же поминках, сколько просто дегенеративно ведут себя на свадьбах? И кто, когда друг другу пересказывает эти выходки? Но если увидел кто-то попа нетрезвого — все, будьте любезны — тут разговоров и сплетен хватит всем и надолго.

Более того — все такие рассказы ради красного словца обрастают со временем кучей домыслов и вымыслов и превращаются в конечном итоге во что-то совершенно невообразимое. И немного выпивший священник уже будет в них изображен в абсолютно непотребном виде…

Хочу привести подходящую к месту цитату из документального рассказа священника Ярослава Шипова, который долго служил на сельском приходе. Этот отрывок – от отношении деревенского народа к священнику: «Они неутомимо придумывали всякие слухи: то батюшка нехорош, потому что богатый, а когда оказалось, что бедный, и это плохо — настоящий поп не может быть нищим; то — в каждом селе жена, а коли не так, то — больно строг с женщинами, мог бы и внимание оказать: мало ли что священник — мужчина все же…»

— Есть более образованная часть аудитории — люди, которые знают, какую огромную позитивную роль играла Церковь в истории всей страны, особенно в годы испытаний. Некоторые из них даже читали духовную литературу. Бывает, что они говорят: «Вот раньше Церковь была — да! А той Церкви, которая теперь стала, я принять не могу». Как вы прокомментируете такие высказывания?

— Вкратце такие претензии можно выразить вопросом: современные священники — не святые, так зачем же их слушать и на них равняться? Эту тему можно так шутливо обыграть: достигни святости сам, и Церковь будет равняться на тебя. Раз ты не можешь принять эту Церковь, а образцы знаешь — живи по этому образцу. Покажи своим примером святую жизнь. А как только начнешь трудиться духовно, сразу убедишься, что грехов у тебя предостаточно, и быть ни в чем непогрешимым и безупречным не каждому по силам.

— А он скажет: «Нет, я не хочу быть святым, я хочу, чтобы они были святыми, потому что это их дело — быть святыми»…

— Святой должна быть Церковь и ее заповеди, потому что она стремится к любви и ведет за собой народ. Но каждый из ее членов святым быть не может. Как не может быть гением каждый ученый. Церковь нужно воспринимать, как целостную структуру, и не судить о ней по отдельным людям. Следуйте церковным заповедям, и не поддавайтесь на провокации.

Нравственно здоровым может быть, при желании, каждый. А это в человеке — основное, потому что именно в его душевных качествах заключается личность. И если, например, кто-то из ваших друзей имеет больную печень, то он от этого не перестает быть вашим другом, потому что вы его воспринимаете не по частям, а как личность. Точно так же при несовершенстве отдельных «органов» Церковь в целом не становится недееспособной.

Все эти обвинения священников и самой Церкви, если это не открытая вражда, чаще всего от неумения понять главное: Церковь живет не для себя, а для народа и его спасения. И свои функции она всегда выполняла и выполняет.