Информационный материал по нач школе. Использование икт в начальной школе

План:

1. Сущность и содержание профессиональной информационно - технологической компетентности учителя начальной школы.

2. Информационно-технологическая деятельность учителя начальной школы, ориентированная на достижение образовательных результатов начальной ступени общего образования.

3. Использование средств ИКТ при обучении младших школьников.

4. Программно-педагогические средства и электронные ресурсы, используемые при обучении младших школьников.

5. Обеспечение сохранности физического и психического здоровья младшего школьника при работе за компьютером.

Усвоение приемов первой группы предполагает развитие у учащихся умений ориентироваться в учебнике (уметь использовать систему навигации), быстро находить необходимый материал в тексте, запоминать главное из основного текста. Эти умения обозначены как «организационные», так как они использовались для организации внимания и учебной деятельности учащихся.

Приемы второй группы включают при изучении школьниками текстов учебника в процессе приобретения знаний и воспитания позитивных отношений к содержанию учебника путем анализа, сравнения, классификации изучаемого материала и т. д. Формируемые умения этой группы именуют как «интеллектуальные», способствующие развитию мыслительной деятельности учащихся.

Усвоение приемов третьей группы направлено на формирование у школьников умений практического характера - уметь самостоятельно выполнить задания учебника, находить ответ на поставленный вопрос, составлять схемы, таблицы, уметь работать с тестами.

Вместе с тем, материал учебника это не только содержание информации, но еще и отражение учебной деятельности, направленной на выполнение заданий и решение вопросов. Все это учащимся следует усвоить при работе с учебником таким образом, чтобы оно стало достоянием личности. Следует так же включать приемы работы с учебником, способствующие развитию самостоятельности учащихся в приобретении знаний, с целью приобщения их к самообразованию.

В ходе обучения можно применять традиционные приемы работы с учебником, такие как выделение главной мысли текста учебника, заполнение, таблиц на основе текста учебника и другие, которые обеспечивают усвоение знаний и умений воспроизводящей, исполнительской деятельностью, когда ученик ориентируется на прочное запоминание и текстовое воспроизведение учебника.

В то же время при использовании учебника следует включать учащихся и в преобразующую деятельность, для которой характерно самостоятельное добывание знаний из учебника, перестраивание ранее полученных знаний и умений, осуществление широкого переноса сформированных приемов на решение новых учебных практических задач.

В процессе обучения на уроках математики в четвертом классе, следует поставить учащихся в положение необходимости и заинтересованности заниматься самообразованием.

учебника

Умение работать со школьным учебником – сложное умение. Следовательно, при формировании у учащихся умения работать с учебником надо иметь в виду разные аспекты использования учебника.

На первом этапе формирования умений необходимо вооружить учащихся знаниями об объекте деятельности, о способах действия и условиях деятельности.

Для запуска электронного учебника «Задачи на движение» необходимо открыть файл oblozhka. html, затем при помощи гиперссылки перейти на страницу содержания, где можно выбрать нужный раздел: введение, задачи на встречное движение двух тел, задачи на движение двух тел в одном направлении, задачи на движение двух тел в противоположном направлении, задачи на движение по реке, зачетный класс, где представлена контрольная работа , приложение с разработкой уроков для учителя и список литературы. Также для удобства пользования учебником используются клавиши навигации, например, стрелка, предназначена для перехода на следующую, либо предыдущую страницу, домик – переход на станицу содержания.

На практическом занятии при ознакомлении с приемами работы с учебником учащиеся, прежде всего, воспроизводят знания о содержании учебников: сравнивают содержание учебного материала, устанавливают на одной из тем многолинейное построение учебного материала. Для формирования умений пользоваться учебником как методическим пособием включаются упражнения, направленные на выявление аппарата организации усвоения учебного материала. Примером таких заданий для учащихся могут служить следующие упражнения:

Найдите в учебнике раздел, с помощью которого будем работать на этом уроке.

Рассмотрите, как вводится новый материал в учебнике (указывается тема).

Учащимся необходимо научиться, не только выделять структурные компоненты учебника, но и работать с ними. Важнейшим условием успешного овладения учащимися умением работать с учебником своевременный контроль и самоконтроль за выполняемыми действиями.

Психологически безопасные методы использования информационных технологий в начальной школе/

Ни для кого не секрет, что компьютеризацию сегодня принято считать панацеей – только компьютер может повысить эффективность образования и промышленности, банковского дела и торговли, объединить через Интернет весь мир! И, очевидно, эта "пандемия" неостановима. Как всякий новый этап в развитии общества, компьютеризация несет с собой и новые проблемы. И одна из наиболее важных – экологическая. У экологической проблемы компьютеризации две составляющие. Первая определяется физиологическими особенностями работы человека за компьютером. Вторая – техническими параметрами средств компьютеризации. Эти составляющие – "человеческая" и "техническая" – тесно переплетены и взаимозависимы. Исследования подобных проблем – предмет эргономики, науки о взаимодействии человека, основной целью которой является создание совершенной и безопасной техники, максимально ориентированной на человека, организация рабочего места, профилактика труда. То, что работа за компьютером вовсе не безопасна, раньше других почувствовали в самой компьютеризированной стране мира - Соединенных Штатах Америки. Эпидемия "белых воротничков" охватила США, нанося вред здоровью многих людей. По данным Министерства труда, одни только так называемые "повторяющиеся травмирующие воздействия при работе с компьютером" (ПТВРК) обходятся корпоративной Америке в 100 млрд. долларов ежегодно. Компенсации, выплаченные служащим , достигают астрономических размеров, а некоторым пострадавшим от работы за компьютером приходится расплачиваться жестокими болями в течение всей жизни. Но какие причины, ведут к столь серьезным проблемам, связанным с постоянным использованием компьютера?

Уже в первые годы компьютеризации было отмечено специфическое зрительное утомление у пользователей дисплеев, получившее общее название "компьютерный зрительный синдром" (CVS-Computer Vision Syndrome). Причин его возникновения несколько. И, прежде всего – сформировавшаяся за миллионы лет эволюции зрительная система человека, которая приспособлена для восприятия объектов в отраженном свете (картин природы, рисунков, печатных текстов и т. п.), а не для работы с дисплеем. Изображение на дисплее принципиально отличается от привычных глазу объектов наблюдения – оно светится; состоит из дискретных точек; оно мерцает, т. е. эти точки с определенной частотой зажигаются и гаснут; цветное компьютерное изображение не соответствует естественным цветам (спектры излучения люминофоров отличаются от спектров поглощения зрительных пигментов в колбочках сетчатки глаза, которые ответственны за наше цветовое зрение). Но не только особенности изображения на экране вызывают зрительное утомление. При работе на компьютере часами у глаз не бывает необходимых фаз расслабления, глаза напрягаются, их работоспособность снижается. Большую нагрузку орган зрения испытывает при вводе информации, так как пользователь вынужден часто переводить взгляд с экрана на текст и клавиатуру, находящиеся на разном расстоянии и по-разному освещенные.

В чем же выражается зрительное утомление? Сегодня уже миллионы пользователей жалуются на затуманивание зрения, трудности при переносе взгляда с ближних на дальние и с дальних на ближние предметы, кажущееся изменение окраски предметов, их двоение, неприятные ощущения в области глаз – чувство жжения, "песка", покраснение век, боли при движении глаз.

С целью профилактики зрительного переутомления необходимым представляется обучить учащихся методу аутогенной тренировки, технике нервно-мышечной релаксации, медитации в рамках специально организованных циклов занятий. Форма организации занятий по обучению этим методам психологической саморегуляции может существенно варьировать в трех основных направлениях: индивидуальные самостоятельные занятия учеников с помощью специальной методической литературы, групповые или индивидуальные занятия под непосредственным руководством психолога (гетеротренинг), групповые занятия с использованием аудиовизуальных средств. Две последние формы более предпочтительны. Например, мы считаем полезным проводить особые релаксационные тренинги-медитации для учащихся. На этих тренингах можно дать установку на хорошее зрение, на оптимальное рабочее расстояние, на правильную осанку, на концентрацию внимания на уроках и т. д.

Важно, чтобы ученики правильно выполняли рекомендации психолога и следовали его инструкциям. Медитация должна проходить в спокойной обстановке, когда ученика ничего не беспокоит. Очки следует снять. Сам медитирующий должен находиться в удобном положении - сидя или лежа, по возможности расслабиться и беззвучно (в уме) повторять, например, следующее: "Я абсолютно спокоен и невозмутим... Дыхание мое ровное и спокойное... Покой и релаксация во всем теле... Мои глаза расслабляются... Мое зрение становится лучше, окружающий мир виден более четко. Мне легко и приятно смотреть вокруг... Я чувствую, что мои глаза лучше видят... И т. п.". Длительность подобной медитации 15-20 минут.

Микротравма - это постепенный износ организма в результате ежедневных нагрузок. Большинство нарушений в организме происходит из-за накапливающихся микротравм. Такой тип повреждений не возникает вдруг, как перелом руки или ноги (макротравма). Прежде, чем вы почувствуете боль, может пройти несколько месяцев сидения в неправильной позе или повторяющихся движений. Боль может ощущаться по-разному: в виде жжения, колющей или стреляющей боли, покалывания.

Повторяющиеся действия приводят к накоплению продуктов распада в мышцах. Эти продукты и вызывают болезненные ощущения. Очень трудно предотвратить повторяющиеся движения кистей и ладоней при работе на компьютере, однако регулярные перерывы и упражнения на растягивание мышц могут предотвратить проблемы.

Назовем предлагаемые здесь упражнения "эрг-упражнениями" (ErgErcises). Эрг-упражнения повышают выносливость и продуктивность работы пользователя компьютера. Их можно выполнять в любое время и любом месте. Эрг-упражнения просты, не привлекают к себе внимания и занимают очень мало времени. Их можно выполнять в перерывах на кофе, разговаривая по телефону или ожидая на автобусной остановке. Они помогают человеку поддержать прекрасную физическую форму и незаметно становятся естественным способом выполнения работы - здоровым и безболезненным.

Технические методы увеличения безопасности работы за компьютером

В настоящее время многие фирмы производители мониторов начали массовый выпуск так называемых плоскопанельных мониторов (LCD) , которые лишены многих экологических недостатков, присущих мониторам с электронно-лучевой трубкой, как то: электромагнитное излучение, магнитное поле, мерцание и т. д.

Даже самое эргономичное оборудование в мире не поможет вам избежать заболеваний, если использовать его неправильно. Следуя простым советам по эргономичной организации рабочего места, можно предотвратить дальнейшее развитие заболеваний.

Научная организация рабочего пространства базируется на данных о средней зоне охвата рук человека - 35-40 см. Ближней зоне соответствует

область, охватываемая рукой с прижатым к туловищу локтем, дальней зоне - область вытянутой руки.

Неправильное положение рук при печати на клавиатуре приводит к хроническим растяжениям кисти. Важно не столько отодвинуть клавиатуру от края стола и опереть кисти о специальную площадку, сколько держать локти параллельно поверхности стола и под прямым углом к плечу.

Поэтому клавиатура должна располагаться в 10-15 см (в зависимости от длины локтя) от края стола. В этом случае нагрузка приходится не на кисть, в которой вены и сухожилия находятся близко к поверхности кожи, а на более "мясистую" часть локтя. Современные, эргономичные модели имеют оптимальную площадь для клавиатуры за счет расположения монитора в самой широкой части стола.

Глубина стола должна позволяет полностью положить локти на стол, отодвинув клавиатуру к монитору.

Монитор, как правило, располагается чрезмерно близко. Существует несколько научных теорий, по-разному определяющих значимые факторы и оптимальные расстояния от глаза до монитора. Например, рекомендуется держать монитор на расстоянии вытянутой руки. При этом что человек должен иметь возможность сам решать, насколько далеко будет стоять монитор.

Именно поэтому конструкция современных столов позволяет менять глубину положения монитора в широком диапазоне. Верхняя граница на уровне глаз или не ниже 15 см ниже уровня глаз.

Значимым фактором является под пространство столешницей. Высота наших столов соответствует общепринятым стандартам, и составляет 74 см. Также необходимо учесть, что пространства под креслом и столом должно быть достаточно, чтобы было удобно сгибать и разгибать колени.

Казалось бы, требования к нему сформулировать предельно просто, - оно должно быть удобным. Но это еще не все. Кресло должно обеспечивать физиологически рациональную рабочую позу, при которой не нарушается циркуляция крови и не происходит других вредных воздействий. Кресло обязательно должно быть с подлокотниками и иметь возможность поворота, изменения высоты и угла наклона сиденья и спинки. Желательно иметь возможность регулировки высоты и расстояния между подлокотниками, расстояния от спинки до переднего края сиденья. Важно, чтобы все регулировки были независимыми, легко осуществимыми и имели надежную фиксацию. Кресло должно быть регулируемым, с возможность вращения, чтобы дотянуться до далеко расположенных предметов.

Регулируемое оборудование должно быть таким, чтобы можно было принять следующее положение:

· Поставьте ступни плоско на пол или на подножку.

· Поясница слегка выгнута, опирается на спинку кресла.

· Руки должны удобно располагаться по сторонам.

· Линия плеч должна располагаться прямо над линией бедер.

· Предплечья можно положить на мягкие подлокотники на такой высоте, чтобы запястья располагались чуть ниже, чем локти.

· Локти согнуты и находятся примерно в 3 см от корпуса.

· Запястья должны принять нейтральное положение (ни подняты, ни опущены).

Литература

1.Леонтьев, сознание, личность. - М.: Политиздат,197с. 2., Молокова вопросы информатизации образования//Образовательные технологии: Сб. науч. ст. Вып.1./Под ред. .- Новосибирск: СИОТ РАО, 1997-с.77-81. 3. О перспективных направлениях в информатизации учебного процесса в средних общеобразовательных учебных заведениях file://Третий Сибир-ский Конгресс по прикладной и индустриальной математике: Тез. докл., часть V.-Новосибирск: инст. математики Компетентностный подход в педагогическом образовании. Коллективная монография под редакцией проф. , проф. – СПб: Изд-во РГПУ им. , 20с. Вербицкий подход и теория контекстного обучения. Методологический семинар «Россия в Болонском процессе: проблемы, задачи, перспективы».\ Материалы к четвертому заседанию методологического семинара. 16 ноября 2004 г. - М: МО РФ, Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 20с. Алексашина идея: зарождение, осмысление, воплощение: Практическая методология решения педагогических задач. СПб.:СпецЛит., 20с. Педагогика профессионального образования : Учебн. пособ. для студ. высш. пед уч. заведений. / , и др.; Под ред. . М. Издательский центр «Академия», 20с. Мылова задач в процессе профессиональной информационно-технологической подготовки студентов./ Журнал «Информатика и образование», №2, 2006. - с. 82-89.

Информационные технологии в начальной школе

Байлукова Наталья Анатольевна

учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 111 г. Минеральные Воды

Школьное обучение традиционно ставило своей основной целью вооружить учащегося определенной суммой знаний, умений и навыков. Но в настоящее время основная задача школы заключается не столько в том, чтобы обогатить школьников знаниями, сколько научить их самостоятельно добывать знания, научить учиться. Умение учиться особенно важно в современном мире в силу того, что во всех сферах профессиональной деятельности изменения происходят достаточно быстро, и человеку, чтобы быть востребованным в его сфере деятельности, необходимо учиться, повышать квалификацию в течение всей своей жизни. То есть можно говорить о том, что современная жизнь требует от человека хорошо развитых познавательных способностей (восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения). Огромная роль в достижении этой цели отводится начальной школе, так как именно в этот период происходит интенсивное развитие умственных способностей учащихся. Педагогическая практика показывает, что для выполнения поставленной задачи, а также усвоения учащимися начальной школы «новой грамотности» эффективно применение информационных технологий.
Основная цель обучения в начальной школе - научить каждого ребенка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромные массивы информации. Помочь учителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных. Использование компьютера на уроке позволяет сделать процесс обучения мобильным, строго дифференцированным и индивидуальным.

Внедрение в процесс обучения младших школьников информационных технологий обеспечивает доступ к различным информационным ресурсам и способствует обогащению содержания обучения, придает ему логический и поисковый характер, а также решает проблемы поиска путей и средств активизации познавательного интереса учащихся, развития их творческих способностей, стимуляции умственной деятельности.

Особенностью учебного процесса с применением информационных технологий является то, что центром деятельности становится ученик, который исходя из своих индивидуальных способностей и интересов, выстраивает процесс познания. Учитель часто выступает в роли помощника, консультанта, поощряющего оригинальные находки, стимулирующего активность, инициативу, самостоятельность.

Каковы же преимущества использования информационных технологий

на уроках в начальных классах?

Позволяют представить учебный материал более доступно и понятно.

Способствуют реализации развивающего обучения, проблемно-диалогического подхода, позволяют организовать на уроке исследовательскую деятельность.

Позволяют осуществить дифференцированный подход в обучении.

Применение на уроке компьютерных тестов, проверочных игровых работ, позволит учителю за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его скорректировать.

Высокая степень эмоциональности учащихся начальной школы значительно сдерживается строгими рамками учебного процесса. Уроки позволяют разрядить высокую эмоциональную напряженность и оживить учебный процесс.

Уроки с использованием информационных технологий не только оживляют учебный процесс (что особенно важно, если учитывать психологические особенности младшего школьного возраста, в частности длительное преобладание наглядно-образного мышления над абстрактно-логическим), но и повышают мотивацию обучения.

На уроках математики при помощи компьютера можно решить проблему дефицита подвижной наглядности, когда дети под руководством учителя на экране монитора сравнивают способом наложения геометрические фигуры, анализируют взаимоотношения множеств, решают задачи на движение, демонстрируемые с помощью PowerPoint.

Компьютер является и мощнейшим стимулом для творчества детей, в том числе и самых инфантильных или расторможенных. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом. На экране можно быстро выполнить преобразования в деформированном тексте, превратив разрозненные предложения в связный текст.

В начальной школе используются информационные технологии на всех этапах урока. При объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, при проведении олимпиад, внеклассных занятий и др.

Использование ИКТ в учебном процессе позволяет:

    усилить образовательные эффекты;

    повысить качество усвоения материала;

    построить индивидуальные образовательные траектории учащихся;

    осуществить дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению;

    организовать одновременно детей, обладающих различными способностями и возможностями.

Можно выделить следующие аспекты использования современных информационных технологий в начальной школе:

1) компьютер как объект изучения;

2) компьютер как средство обучения;

3) компьютер как инструмент.

Первый аспект – компьютер как объект изучения.

Многие изменения, происходящие сегодня в российском обществе, привели к пересмотру не только форм, но и содержания современного школьного образования. Эти изменения обусловлены увеличением потока информации, с которой связана деятельность любого человека.

Психологическая готовность ребёнка к жизни в информационном обществе должна формироваться с первых лет обучения в школе, что предполагает овладение компьютерной грамотностью. Не менее важно формировать у учащегося навыки алгоритмического мышления и умения логически мыслить.

Поэтому возникла необходимость в переносе изучения пропедевтического курса информатики из средних классов школы в начальные, так как наиболее интенсивное развитие интеллекта происходит в младшем школьном возрасте, при этом внимание становится произвольным, происходит переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению, восприятие принимает анализирующий и дифференцирующий характер, совершенствуется память.

С каждым годом растёт количество школьников, имеющих свой персональный компьютер, а распространённость компьютеров в мире настолько велика, что умение использовать их в повседневной деятельности формирует новый стиль жизни и становится элементом общей культуры человека.

У учащихся начальных классов наблюдается большой интерес к компьютерным играм, а, следовательно, и мотивация к изучению информатики.

Внедрение информационных технологий в учебный процесс и объединение их с традиционными методами преподавания ставит школьников перед необходимостью быть готовыми к меняющимся формам обучения, к восприятию усовершенствованного содержания предметов, к самостоятельному поиску межпредметных связей.

Основная цель использования ИТ в начальной школе это пропедевтика информатики, то есть усвоение учащимися основных понятий информатики, приобретение основных навыков работы с компьютером.

Преподавание курса информатики для начальной школы в МБОУ СОШ № 111 ведётся по учебно-методическому комплекту (2-4 классы) Н.В.Матвеевой, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатовой. Для каждого класса предлагаются: учебник, рабочие тетради, контрольные работы, методическое пособие для учителя. Также в состав УМК входит электронное пособие на CD-ROM, обеспечивающее освоение учащимися основных навыков работы на компьютере, и комплект плакатов. Данная программа обучения информатике рассчитана на обязательное использование компьютера на уроках в качестве электронной доски при объяснениях, при организации обучающих игр и эстафет.

Уроки информатики строятся следующим образом:

1 этап: Введение в урок – разминка в виде эвристической беседы или пробного тестирования по теме (3-5-7 минут)

2 этап: Работа с теоретическим материалом с использованием электронной презентации к уроку и с использованием соответствующего текста из учебника по теме (10-12 минут)

3 этап: Работа в рабочей тетради, освоение запланированных действий с информацией с фиксацией результата на бумажном носителе (5-10 минут)

4 этап: обсуждение домашнего задания.

5 этап: подготовка к проведению компьютерного практикума

6 этап: Работа с цифровым образовательным ресурсом (ЦОР) по закреплению и развитию полученных теоретических представлений по теме и получение опыта работы на компьютере – получение и закрепление практических навыков работы на компьютере (10-15 минут).

7 этап: Подведение итогов по пройденной теме (3-5 минут)

Принципы построения заданий.

В процессе выполнения компьютерных заданий происходит не только получение и закрепление знаний, но формируются навыки работы на компьютере и непроизвольное формирование отношения к компьютеру не как к объекту изучения, а как к современному инструменту для работы с информацией и как источнику знаний, источнику информации.

Получение навыков выполнения необходимых операций (щелкнуть, перетащить и пр.) происходит в процессе выполнения содержательных заданий, то есть ненавязчиво, косвенно, так как все внимание ребенка поглощено работой со смыслом, содержанием задания. Ученикам очень нравятся подобные задания. Младшим школьникам кажется, что на уроках информатики, выполняя интересные задания вместе со сказочными героями, они просто играют, соревнуются, поэтому дети не боятся ошибаться, не стесняются говорить, видят доступную образовательную перспективу.

Второй аспект – компьютер как средство обучения, т.е. своеобразный “учитель”. В таком качестве компьютер используется как в курсе “Информатика” так и при изучении других учебных дисциплин (тренажеры, тесты, электронные учебники, мультимедийные энциклопедии и т.п.).

В процессе работы с такими программными средствами учащиеся, с одной стороны, отрабатывают основные пользовательские навыки (чтение с экрана, работа с клавиатурой, мышью) и навыки самостоятельной работы, а с другой - повышают качество знаний по важнейшим школьным дисциплинам.

У младшего школьника лучше развито непроизвольное внимание, которое становится особенно концентрированным тогда, когда учебный материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у школьника эмоциональное отношение. Поэтому совершенно очевидна высокая эффективность использования в обучении медиауроков (используется компьютер и мультимедийный проектор для демонстрации компьютерных презентаций PowerPoint). Можно отметить методические возможности и преимущества медиаурока:

    повышение эффективности образовательного процесса за счёт высокой степени наглядности; появление возможности моделировать объекты и явления;

    повышение мотивации к учению, которая возрастает за счет мультимедийных эффектов;

    развитие наглядно-образного мышления.

Уроки с применением ИКТ строятся с учетом здоровьесберегающих технологий. В начальной школе для укрепления здоровья учащихся на уроках проводятся упражнения на мышечно-телесную и зрительную координацию, смена динамических поз, двигательные паузы, чередование различных видов деятельности, учитывается мера нагрузки на учащихся.

Третий аспект - компьютер как инструмент , позволяющий моделировать учебную задачу, исследовать ту, или иную предметную область и сделать тем самым обучение процессом более творческим.

    Использование проектного метода обучения в урочной и во внеурочной деятельности.

    Организация дополнительного образования учащихся (участие в различных дистанционных олимпиадах, викторинах, конкурсах).

    Использование ИКТ для создания методических и дидактических материалов, необходимых для организации процесса обучения.

Участие в дистанционных мероприятиях

Учащиеся начальных классов нашей школы уже не первый год принимают активное участие в различных дистанционных мероприятиях, есть победители и призёры:

    Международный математический конкурс «Кенгуру - математика для всех», /

    Международный конкурс «Русский Медвежонок - языкознание для всех», /

    Всероссийская дистанционная игра-конкурс по информатике «Инфознайка»,

    Всероссийский конкурс по естествознанию «Человек и природа» (ЧИП),

    Международный дистанционный проект Эрудит-Марафон Учащихся «ЭМУ»,

    Всероссийская игра-конкурс «Спасатели» по основам безопасности жизнедеятельности,/

    Всероссийский дистанционный конкурс по информатике «Найди свой ответ в WWW», /

    Фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио»,

    Всероссийские дистанционные конкурсы и олимпиады Центра Творческих Инициатив «Snail», /

    Всероссийские дистанционные конкурсы и викторины ЦДМ «Фактор Роста», /

    Всероссийский дистанционный конкурс «КИО» (Конструируй. Исследуй. Оптимизируй), /kio/

    Всероссийские конкурсы детского творчества. Система добровольной Сертификации Информационных Технологий «ССИТ»,

    Эвристическая олимпиада младших школьников «Совёнок-2011»
    /

    Краевая многопредметная дистанционная олимпиада школьников «Интеллект», /

Новые информационные технологии в образовании в сочетании с традиционными методами обучения и воспитания повышают качество обучения, способствуя развитию ребенка как творческой личности.

Уроки с использованием информационных технологий не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся. Поскольку фантазия и желание проявить себя у младшего школьника велики, стоит учить его как можно чаще излагать собственные мысли, в том числе и с помощью информационных технологий.

Использование информационных технологий на уроках в начальной школе дает возможность проявить себя любому из учащихся, при этом формы работы выбирает для себя сам ученик. Так, дети с математическими способностями чаще работают по изготовлению программных продуктов - презентаций. Дети “гуманитарии” выбирают работу по составлению кроссвордов или сообщений, докладов, рефератов. Учащиеся имеют прочные, глубокие знания по предметам, у них сформированы стойкие познавательные интересы, развито умение самостоятельно применять полученные знания на практике.

Уверена, что использование информационных технологий может преобразовать преподавание традиционных учебных предметов, рационализировав детский труд, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на неизменно более высокий уровень интерес детей к учебе.

Используя возможности ИКТ, учитель лишь определенным образом трансформирует структуру процесса обучения, организует учебный процесс, оптимизируя самостоятельную учебно-познавательную деятельность учащихся, повышая эффективность обучения. При этом применять средства ИКТ целесообразно только в комплексе с другими средствами обучения, не отрицая, а дополняя их.

Необходимо также соблюдать и необходимые нормы – работа с компьютером для учащихся начальной школы не более 15 минут в течение урока.

С применением электронных материалов на уроках можно решить

следующие проблемы:

    Недостаток наглядного материала в учебнике. А, исходя из того, что у младших школьников преобладает наглядно-образное мышление, электронные материалы помогают богато иллюстрировать изучаемую тему и повышают эффективность урока.

    Компьютерные презентации вызывают устойчивый интерес к изучаемому материалу, активизируется познавательная деятельность учащихся, повышается качество знаний. Решается задача формирования познавательного интереса у младших школьников при изучении ими разных учебных предметов.

    С помощью ИКТ урок проводится на более высоком эстетическом уровне (вставка видеофрагментов, использование эффектов анимации, музыка).

    Презентации сопровождены дополнительными материалами в электронном виде, которые можно распечатать и применять для работы, как на уроке, так и дома.

    ИКТ позволяют более рационально организовать учебный процесс. Ускорение темпа урока на 10-15 %.

    Повышается умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира.

    С использованием ИКТ становятся ненужными самодельные средства наглядности учителя, книги с иллюстрациями, передаваемые по рядам, запись на доске, которую невозможно сохранить надолго.

    Удобство использования материалов, благодаря гиперссылкам.

Хорошо известно, что одним из главных условий осуществления деятельности, достижения определенных целей в любой области является мотивация. В основе мотивации лежат, как говорят психологи, потребности и интересы личности. Следовательно, чтобы добиться хороших успехов в учебе школьников, необходимо сделать обучение желанным процессом. Вспомним, что французский писатель Анатоль Франс отмечал: «Лучше усваиваются те знания, которые поглощаются с аппетитом». А поможет нам в этом применение информационных технологий.

Документ

Батырмурзаева» Особенности использования современных информационных технологий в работе учителя начальных классов Качество, эффективность и... современного общества. Внедрение информационных технологий в начальную школу дает возможность учите лю...

  • Задачи: Повышение качества обучения: организовать методическое сопровождение введения фгос второго поколения в 1 классах оу; активно использовать современные педагогические и информационные технологии

    Документ

    ИГПИ 1987 21 лет «Использование информационных технологий в начальной школе » 12 Корявченкова Надежда Николаевна Средне... п. Голышман 1978 34 г. «Использование информационных технологий на уроках в начальной школе » Заседания МО Планируемая работа...

  • Рабочая программа по технологии (умк: «Начальная школа 21 века»)

    Рабочая программа

    Характеристика учебного предмета Учебный предмет «Технология » в начальной школе обладает мощным развивающим потенциалом. Благодаря... людям и результатам их труда; интереса к информационной и коммуникационной деятельности; практическое применение правил...

  • Использование информационно-коммуникативных технологий в начальной школе

    "Если бы компьютер не был изобретен как универсальное техническое устройство, его следовало бы изобрести специально для целей образования".

    Энтони Маллан

    Цель: изучить возможности применения информационно-коммуникативных технологий в практике работы с учащимися начальной школы, повышение эффективности собственной педагогической деятельности

    Задачи:

      Рассмотреть актуальность использования информационно-коммуникативных технологий в начальных классах;

      Осваивать современные информационные технологии для использования в урочной и внеурочной деятельности (работа с интерактивной доской);

      Обучать учащихся работе с разными источниками информации;

      Подготовить электронную библиотеку наглядных пособий, электронные версии контрольных работ, презентаций

    Рассматривая актуальность использования ИКТ в практике работы с учащимися начальной школы, обратимся:

      К научным фактам:

    Еще до появления технологии мультимедиа эксперты по маркетингу, по результатам многочисленных экспериментов, обнаружили зависимость между методом усвоения материала и способностью воспроизвести приобретенные знания через какое-то время. Если материал был подан в звуковом виде, то человек мог запомнить около 1/4 информации, если информация была подана визуально - около 1/3. При комбинировании влияния (зрительного и слухового) запоминание повышалось до 1/2, а если человек вовлекался в активные действия в процессе изучения, то усвояемость материала повышалась до 75 %. В своей работе я руководствуюсь этими данными и уверенно могу сказать, что ожидаемые результаты исполняются, что применение мультимедиа значительно повышает эффективность обучения. Компьютерная среда дает возможность управлять учебной деятельностью ученика, его активностью.

      К наблюдениям психологов:

    У сегодняшних учащихся потребность в визуализации информации гораздо выше. и презентации и Интерактивная доска, независимо от того, для каких целей, на каком этапе урока они применяются, являются инструментом визуального представления данных (нельзя забывать и о том, что в младшем школьном возрасте преобладает наглядно-действенное и наглядно-образное мышление).

    Роль аудиовизуальных и интерактивных технологий в образовании с каждым годом возрастает, они становятся неотъемлемой частью современного учебного процесса. Намечаются тенденции, важные для системы образования: интеграция аудиовизуальных технологий с технологиями информационными и коммуникационными, новые возможности видеоконференцсвязи, использование возможностей интерактивной доски.

    Учебник, доска, мел, карточки с заданиями и бумажные плакаты – это составляющие части педагогических технологий, которые были хороши в прошлом. Новое поколение школьников, выросшее на ТВ, компьютерах и мобильных телефонах, у которого гораздо выше потребность в темпераментной визуальной информации и зрительной стимуляции, требуют от учителя другого подхода. (Психологи ввели такой термин как «клиповое мышление» для объяснения психических процессов, происходящих у современных детей.)

    Интерактивный технологии как раз соответствуют тому способу восприятия информации, которым отличается новое поколение, у которого гораздо выше потребность в темпераментной визуальной информации и зрительной стимуляции

    Каждый учитель осознает, что новые информационные технологии имеют большое влияние на содержание учебных предметов:

      расширяется возможность поиска новой информации, а значит, появляется возможность более углубленно изучить тот или иной материал;

      разнообразные формы работы с использованием ИКТ позволяют заинтересовать учащихся и привлечь их к самостоятельной работе, поиск нетрадиционных методов решения той или иной ситуации, задачи;

      возможность качественно и быстро осуществлять контроль учащихся. А следовательно, в дальнейшем можно построить учебный процесс так, чтобы каждый ученик усвоил основное содержание предмета.

    Использование ИКТ на уроках в начальной школе позволяет:

      активизировать познавательную деятельность учащихся;

      индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания.

      усилить образовательные эффекты;

      повысить качество усвоения материала;

      осуществить дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению;

      проводить уроки на высоком эстетическом уровне (музыка, анимация);

      развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира,

      овладевать практическими способами работы с информацией,

      перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности.

    Свою деятельность по применению информативно-коммуникативных технологий я разделила на четыре этапа:

      I этап. Овладеть современными операционными системами и текстовым редактором, - учиться использовать действующие учебные компьютерные программы. Девизом этого этапа может служить лозунг «Компьютерная грамотность!». Задачи, решаемые на этом этапе, – традиционные задачи всеобуча.

      II этап. «Применение ИКТ при изучении различных дисциплин Важной составляющей является накопление опыта использования ИКТ на школьном уроке.

      III этап. «Интегрируем ИКТ в учебный процесс». Главной задачей на этом этапе становится широкая межпредметная интеграция и индивидуализация обучения.

      IV этап. Этот этап за рубежом чаще всего называют этапом трансформации школы. Его главная задача – введение в практику систематических процедур, обеспечивающих индивидуализированные решения всего комплекса задач обучения и воспитания.

    Анализируя опыт по использованию ИКТ в учебном процессе, можно сказать, что I этап освоен. Основные используемые методы – это прохождение курсов по информационным технологиям, обмен опытом с коллегами и метод «проб и ошибок».

    Второй важнейшей задачей, без решения которой невозможно было двигаться вперед, является задача по применению ИКТ. Компьютер нужен учителю как дополнительный, а может быть, и как основной инструмент в учебном процессе. Это уже не роскошь – это необходимость. Учитель должен был научиться пользоваться компьютерной техникой, владеть информационными технологиями и умело применять полученные знания и навыки для совершенствования методики урока. И свою основную задачу я вижу в том, чтобы владеть компьютером и использовать его так же, как используем сегодня авторучку или мел для работы на уроке.

    Важной составляющей информатизации образовательного процесса на II этапе является накопление опыта использования ИКТ на школьном уроке. Задача состоит в том, чтобы информационно-коммуникативные технологии органично вплетались в деятельность учителя, чтобы они стали неотъемлемой органичной частью любого урока.

    Начальная школа - это образовательная область, где ИКТ можно и нужно использовать практически на каждом уроке и на каждом этапе, не забывая о санитарно-гигиенических требованиях и об отрицательных сторонах применения презентаций.

    Во-первых, презентации создают четкую последовательность действий на уроке, а урок – это творчество (урок должен рождаться на уроке);

    Во-вторых презентации могут превратить урок в развлечение (излишнее увлечение анимационными картинками, нагромождение демонстрационных картинок)

    В-третьих, необдуманное использование интерактивных программ, которые не дают право на ошибку, противоречит закону, что на ошибках учатся

    Поэтому, прежде чем на уроке использовать ту или иную компьютерную программу, в том числе для интерактивной доски, спросите себя: «Что я хочу от урока? Как данная программа поможет мне добиться моей цели? Чему ребенок учится, работая с этой программой? Какие умственные умения стимулируются?» Если вы затрудняетесь ответить на этот вопрос, то, возможно, эта программа и не нужна.

    Процесс обучения – это всегда тяжелая, упорная работа, преодоление трудностей, решение проблем и, в конечном счете, успех, формирующий реальную мотивацию к обучению. Чудеса творят не компьютеры и интерактивные доски, чудеса творят учителя, в чьих мудрых рукам эти инструменты дарят детям радость познания.

    Практическое применение ИКТ в педагогической деятельности

    Сегодня уже никого не удивишь демонстрационными презентациями, с анимационными эффектами, звуком, тренажёрами, анимационными физминутками и т.д. В своей педагогической деятельности я использую готовые презентации, самостоятельно подготовленные презентации, презентации, подготовленные на основе шаблонов (из Интернета), детские презентации, элементы программы SMaRt Board к интерактивной доске, анимированные карты, тренажёры. Считаю возможным использование презентаций на всех этапах урока: сообщение темы урока, минутки чистописания, задания для умников и умниц, устный счёт, орфографическая разминка, сообщение новых знаний, контроль знаний, обобщение, рефлексия, физминутки. Примером таких заданий могут быть: «Учимся писать цифры(буквы)», «Кроссворды анимированные» (помогают за короткое время проверить знания детей и познакомить с новыми фактами), тренажёры (и на этапе закрепления и при контроле знаний), анимированные карты, физминутки.

    Интерактивная доска позволяет воспроизводить информацию в формате, видимом всеми учащимися. Работая на доске электронным маркером как мышью, преподаватель может быстро и наглядно показать тот или иной прием работы. Когда учитель в центре внимания, все видят его действия, и сам он обращен к классу - объяснение доходит гораздо лучше, чем когда он сидит за своим компьютером, а ученики пытаются уследить за мельканием курсора мыши на экране. Самое важное на уроке – это живое взаимодействие учителя и ученика, постоянный обмен информацией между ними. Поэтому неотъемлемый атрибут любого учебного класса – школьная доска. Доска – это не просто кусок поверхности, на которой может писать и взрослый, и ребенок, а поле информационного обмена между учителем и учеником. Работая с интерактивной доской, учитель всегда находится в центре внимания, обращен к ученикам лицом и поддерживает постоянный контакт с классом.

    Важным направлением в моей работе является обеспечение компьютерного сопровождения собственной педагогической деятельности. Возможности здесь неограниченны. Накопила электронные версии контрольных работ, раздаточных дидактически карточек, схем анализа различной деятельности (вычислительных навыков, техники чтения, мониторинг учебного процесса).

    Для меня компьютер – это источник не только информации, средство моей успешной работы, это будто живой организм, который порождает энергию для творческих планов, преодоления трудностей, которые обязательно возникают, когда ты занимаешься творчеством и в то же время информационно - пространственный аккумулятор питательных сил, которые создадут успешного ученика, успешного человека.

    Китайская мудрость гласит: "Не бойся, что не знаешь, бойся, что не научишься". Человеку никогда не поздно учиться, постигать новое. Не бойтесь новых знаний, а, наоборот стремитесь к ним. Стремление к самообразованию является отличительной чертой современного педагога.

    "Урок – это зеркало общей педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора и эрудиции".

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Размещено на http://www.allbest.ru/

    Курсовая работа

    Использование информационно-компьютерных технологий в начальных классах

    Введение

    Глава 1. Педагогические основы информационно-компьютерных технологий в начальной школе

    1.1 Информационно-компьютерные технологии как условие улучшения образования младших школьников

    1.2 Виды информационно-компьютерных технологий их характеристика

    1.3 Требования к использованию информационно-компьютерных технологий на уроках

    Глава 2. Применения информационно - компьютерных средств в процессе обучения в начальной школе

    2.1 Особенности использования информационно-компьютерных технологий на уроках в начальных классах

    2.2 Анализ эффективности информационно-компьютерных технологий в начальных классах

    Заключение

    Введение

    В последние 10-15 лет компьютеры и компьютерные информационные технологии активно входят в нашу жизнь.

    Понятие «технология» определяется как совокупность процессов обработки и переработки материалов в определённой отрасли производства, а также научное описание способов производства .

    «Информационно-компьютерные технологии» - это совокупность четко определённых целенаправленных действий учителя по переработке информации на компьютере и использованию её в образовательном процессе . Поставлена задача использования компьютерных технологий на уроках, начиная с начальной школы. Компьютер сегодня - это мощнейший инструмент получения и обработки информации. Возможности компьютерных и сетевых технологий, их быстродействие потрясают воображение. Информационно- компьютерные технологии позволяют заменить почти все традиционные технические средства обучения. Во многих случаях такая замена оказывается более эффективной, дает возможность учителю оперативно сочетать разнообразные средства, способствующие более глубокому усвоению изучаемого материала, экономит время урока, насыщает его информацией. Поэтому совершенно естественно внедрение этих средств в современный учебный процесс .

    Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности, обеспечивают распространение информационных потоков в обществе, образуя глобальное информационное пространство. Неотъемлемой и важной частью этих процессов является компьютеризация образования. Информационно-компьютерные технологии призваны стать не дополнением в обучении, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающий его эффективность.

    За последние 5 лет число детей, умеющих пользоваться компьютером, увеличилось примерно в 10 раз. Однако, как выявлено во многих исследованиях, дети знакомы в основном с игровыми компьютерными программами, используют компьютерную технику для развлеченья. При этом познавательные, в частности образовательные, мотивы работы с компьютером стоят примерно на двадцатом месте. Таким образом, для решения познавательных и учебных задач компьютер используется недостаточно.

    Одна из причин такого положения связана с тем, что информационно-компьютерные технологии в школе не нашли еще своего должного применения. В школах же, где ведется обучение детей на компьютере, не все его возможности реализуются в полной мере .

    Информационно-компьютерные технологии естественно вписывается в жизнь школы и является еще одним эффективным средством, при помощи которых можно значительно разнообразить процесс обучения. Каждое занятие вызывает у детей эмоциональный подъем, даже отстающие ученики охотно работают с информационно-компьютерными технологиями. С другой стороны, применение технологий в обучение весьма привлекательное и для учителей: помогает им лучше оценить способности и знания ребенка, понять его, искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения. Это большая область для проявления творческих способностей.

    Ряд педагогов считают, что информационно-компьютерные технологии представляют собой не что иное, как еще одно средство отвлечения внимания детей в классе. Другие настаивают на том, что невозможно подготовить учителей к использованию информационно-компьютерных технологий на уроках и компетентному обучению детей компьютерной грамотности без серьезной профессиональной подготовки их в области вычислительной техники. Третьи выражают опасение, что постоянное использование информационно-компьютерных технологий в школе приведет к такому положению, что целое поколение людей не сможет правильно писать слова, если не будет рядом компьютера. Еще более серьезным возражением служит то обстоятельство, что дети будут гораздо меньше общаться друг с другом, поскольку значительную часть времени они будут проводить за компьютером. В этой связи выражается опасение, что дети, привыкшие к общению с компьютерами, будут отдавать предпочтение таким формам общения, которым свойственны точность и четкость, а не интуиция или неоднозначность, которые необходимы для искусства и гуманитарных видов деятельности .

    Однако у школы нет иного выбора, кроме как адаптация ее к информационному веку. Ознакомление с информационно-компьютерной техникой является только частью такой адаптации. Основная же цель адаптации в том, что детей необходимо научить обрабатывать информацию, решать задачи, общаться с людьми и понимать суть изменений, необходимых обществу.

    Информационно-компьютерным технологиям посвящены работы ряда ведущих российских и белорусских исследователей - М.И. Башмакова, М.М. Буняева, Е. П. Велихова, И. А. Павловского, Б.С. Гершунского, А. П. Ершова, И.А. Буйницкая, Э. М. Кравченко, Е. Н.Оснирко. Этими учёными очерчена методология решения многих проблем, предложены различные концепции информатизации образования .

    Цель исследования: изучение использования информационно- компьютерных технологий в начальной школе.

    Задачи исследования: 1)осуществить анализ литературы по исследованию проблемы; 2)изучить значение использования информационно- компьютерных технологий на уроках; 3)описать виды информационно- компьютерных технологий на уроках; 4)определить особенности и требования к использованию информационно- компьютерных технологий в начальной школе; 5)проанализировать эффективность информационно- компьютерных технологий в начальной школе; 6) разработать серию фрагментов уроков с использованием информационно- компьютерных технологий.

    Объект исследования: процесс обучения.

    Предметом исследования: информационно-компьютерные технологии в начальных классах.

    Методы исследования: теоритический анализ, контентанализ, наблюдение, анкета (незаконченное предложение), изучение школьной документации.

    Глава 1. Педаг огические основы информационно- компьютерных технологий в начальной школе

    1.1 Информационно-компьютерные технологии как условие улучшения образования младших школьников

    Использование информационно-компьютерные технологии является актуальным ответом в условии современного образовательного стандарта, способствует улучшению образования, позволяет расширить возможности учебной информации, способствует наиболее широкому раскрытию возможностей школьников, активизации их умственной деятельности, а также позволяет повысить качество контроля над их деятельностью .

    Проникновение современных информационно-компьютерных технологий в сферу образования позволяет педагогам качественно изменить содержание, методы и организационные формы обучения. Целью этих технологий в образовании является улучшение интеллектуальных возможностей учащихся в информационном обществе, а также гуманизация, индивидуализация, интенсификация процесса обучения и повышение качества обучения на всех ступенях образовательной системы.

    Использование информационно-компьютерной технологии - это мощное орудие, с помощью которого можно развить формирующий интеллект младшего школьника - базу, лежащую в основе способности к обучению. Поэтому так важен учет особенностей интеллектуального развития учеников начальной школы. Использование средств позволяет усилить мотивацию учения благодаря не только новизне работы с компьютером, которая сама по себе нередко способствует повышению интереса к учебе, но и возможности регулировать предъявление задач по трудности, поощряя правильные решения, не прибегая при этом к нравоучениям и порицаниям. Работая на компьютере, ученик получает возможность довести решение любой учебной задачи до конца, поскольку ему оказывается необходимая помощь, а если используются наиболее эффективные обучающие системы, то ему объясняется решение, он может обсудить его оптимальность и выявить наиболее рациональные решения. Компьютер может влиять на мотивацию учащихся, раскрывая практическую значимость изучаемого материала.

    Богатейшие возможности представления информации на компьютере позволяют изменять и неограниченно обогащать содержание образования, включая в него интегрированные курсы, знакомство с историей и методологией науки, с творческими лабораториями великих людей, с мировым уровнем науки, техники, культуры и общественного сознания.

    Наиболее высокое качество усвоения должно достигаться при непосредственном сочетании слова учителя и предъявляемого ученикам изображения в процессе обучения. Потенциал компьютера как основного средства реализации информационных технологий позволяет более полно использовать возможности зрительных и слуховых анализаторов. Это, в свою очередь, оказывает влияние, прежде всего на начальный этап процесса усвоения знаний - ощущения и восприятия . Сигналы, воспринимаемые органами чувств, далее подвергаются логической обработке и попадают в сферу абстрактного мышления. В итоге чувственные образы включаются в суждения и умозаключения. Вследствие этого создается основа для успешного протекания следующего этапа процесса познания - осмысления.

    По мнению психологов и дидактов, аудиовизуальные возможности современных компьютеров влияют на создание условий, необходимых для процесса мышления, лежащего в основе осмысливания. Они играют большую роль в запоминании как логическом завершении процесса обучения, так как, создавая яркие опорные сигналы, помогают выявить логическую нить материала, способствуют закреплению полученных знаний и их систематизации .

    Ускорение раннего развития детей делает реальностью внедрения компьютерных технологий на ранних этапах обучения. К моменту поступления в школу (6 - 7 лет) у детей, как правило, есть некоторый опыт общения с компьютерными устройствами, поэтому начинать обучение целесообразно с младше школьного возраста, так как известно, что самые прочные и пожизненные знания и навыки человек получает в начальной школе. Информация, воспринятая зрительно, более осмысленна и лучше сохраняется в памяти. Установлено, что педагогически целесообразное и методически грамотное применение звуковых устройств увеличивает объем усваиваемой информации на 15 %, визуальных - на 25 %, совместное использование звуковой и визуальной техники обеспечивает усвоение учебной информации объемом до 65 %. Если же компьютерная деятельность на уроке ориентирована на поддержку традиционного курса обучения, то в этом она ни только не будет отвлекать детей от школьного курса обучения, а наоборот способствовать развитию у ребенка повышенного интереса к нему. В том случае, риск создания таких учебных курсов, которые безнадежно устаревают до того, как по ним начинают учить детей будут меньше.

    Эмоциональное воздействие от применения в процессе обучения информационные технологии способствует концентрации внимания учащихся на содержании предлагаемого материала, вызывает интерес и положительный эмоциональный настрой на восприятие. Сохранение внимания на протяжении всего учебно-воспитательного взаимодействия является одной из актуальных проблем педагогики. Еще К.Д. Ушинский отмечал, что внимание обучаемого является чрезвычайно важным фактором, способствующим успешности воспитания и обучения, и указывал средства для сохранения внимания: усиление впечатления, прямое требование внимания, меры против рассеянности, занимательность преподавания.

    Три из четырех названных К.Д. Ушинским средств, присущи информационным технологиям, которые, обладая широким диапазоном выразительных и технических возможностей, позволяют усилить впечатление от излагаемого материала .

    Использование средств информационно-компьютерных технологий во многих случаях может привести к автоматизации такой деятельности и сокращению нагрузки, лежащей на учителе. Как следствие, подобное использование средств информатизации в расчете, планировании и администрировании педагогической деятельности может положительно отразиться на эффективности системы обучения школьников. Использование информационно-компьютерных технологий учителями, позволяет более эффективно управлять познавательной деятельностью школьников, оперативно отслеживать результаты обучения и воспитания, принимать обоснованные и целесообразные меры по повышению уровня обучаемости и эффективности системы качеств знаний учеников, целенаправленно совершенствовать методическое мастерство, иметь оперативный адресный доступ к организационной информации, собираемой в школе .

    Таким образом, информационно-компьютерные технологии позволяют улучшить познавательную, образовательную деятельность младших школьников.

    1.2 Виды информационно -компьютерн ых технологий их характеристика

    В настоящее время информационно-компьютерные технологии делятся на виды по следующим признакам:

    по способу реализации в автоматизированных информационно-компьютерных системах;

    по степени охвата задач управления;

    по классам реализуемых технологических операций;

    по типу пользовательского интерфейса;

    по обслуживаемой предметной области .

    1) По способу реализации информационно-компьютерные технологии делятся на традиционные и современные технологии. Традиционные технологии существовали в условиях централизованной обработки данных, до периода массового использования. Они были ориентированы главным образом на снижение трудоемкости пользователя (например, инженерные и научные расчеты, формирование регулярной отчетности на предприятиях и др.). Новые (современные) информационные технологии связаны в первую очередь с информационным обеспечением процесса управления в режиме реального времени.

    2) По степени охвата информационно-компьютерными технологиями задач управления выделяют: электронную обработку данных, автоматизацию функций управления, поддержку принятия решений, электронный офис, экспертную поддержку.

    В первом случае электронная обработка данных выполняется с использованием компьютера без пересмотра методологии и организации процессов управления при решении локальных математических и экономических задач.

    Во втором случае при автоматизации управленческой деятельности вычислительные средства используются для комплексного решения функциональных задач, формирования регулярной отчетности и работы в информационно-справочном режиме для подготовки решений.

    К названной группе относятся в настоящее время информационно-компьютерных технологий, получившие название электронного офиса и экспертной поддержки принятия решений.

    3) По классу реализуемых технологических операций информационно-компьютерные технологии подразделяются: а) учебные, б) тренажеры, в) контролирующие, г) демонстрационные, д) справочно-информационные, е) имитационные, ж) мультимедиа-учебники .

    а) Учебные (наставнические) программы -- ориентированные преимущественно на усвоение новых знаний. Многие из них работают в режиме, близком к программированному обучению с разветвленной программой. В эту же группу можно включить программы для проблемного обучения, которые осуществляют непрямое управление деятельностью учащихся.

    б) Программы-тренажеры -- предназначенные для формирования и закрепления умений и навыков, а также для самоподготовки учащихся. Использование этих программ предполагает, что теоретический материал обучаемыми уже усвоен.

    в) Контролирующие программы - предназначенные для контроля определенного уровня знаний и умений. Этот тип программ представлен разнообразными проверочными заданиями, в том числе и в тестовой форме.

    г) Демонстрационные программы -- предназначенные для наглядной демонстрации учебного материала описательного характера, разнообразных наглядных пособий (картины, фотографии, видеофрагменты, аудио фрагменты). К

    д) и е) Справочно-информационные и имитационные программы используются для различных справочных работ и воспроизведения точных сведений. К ним относятся малые и большие энциклопедии электронного вида, различные словари.

    ж) Мультимедиа-учебники включили в себя всю базу имеющих учебников электронного типа, мультимедийные презентации.

    4) По типу пользовательского интерфейса. Сетевой интерфейс предоставляет пользователю средства доступа к территориально-распределенным информационным и вычислительным возможностям благодаря развитым средствам связи. Сетевые информационно-компьютерные технологии подразделяются на: локальные, многоуровневые, распределенные и вычислительные системы.

    5) По обслуживаемым предметным областям информационно-компьютерные технологии подразделяются на: бухгалтерский учет, банковская, налоговая и страховая деятельность.

    В современной школе из всего перечисленного эффективно используется вид по классу реализуемых технологических операций, или

    Мультимедиа - это:

    ь технология, описывающая порядок разработки, функционирования и применения средств обработки информации разных типов;

    ь информационный ресурс, созданный на основе технологий обработки и представления информации разных типов;

    ь компьютерное программное обеспечение, функционирование которого связано с обработкой и представлением информации разных типов;

    ь компьютерное аппаратное обеспечение, с помощью которого становится возможной работа с информацией разных типов;

    ь особый обобщающий вид информации, которая объединяет в себе как традиционную статическую визуальную (текст, графику), так и динамическую информацию разных типов (речь, музыку, видео фрагменты, анимацию и т.п.) .

    Таким образом, в широком смысле термин "мультимедиа" означает спектр информационно-компьютерных технологий, использующих различные программные и технические средства с целью наиболее эффективного воздействия на пользователя (ставшего одновременно и читателем, и слушателем, и зрителем).

    Для разработки мультимедийных образовательных ресурсов:

    1. Педагогическое проектирование: разработка структуры ресурса; отбор и структурирование учебного материала; отбор иллюстративного и демонстрационного материала; разработка системы лабораторных и самостоятельных работ; разработка контрольных тестов.

    2. Техническая подготовка текстов, изображений, аудио- и видеоинформации.

    3. Объединение подготовленной информации в единый проект, создание системы меню, средств навигации.

    4. Тестирование и экспертная оценка.

    Средства, используемые при создании мультимедийных продуктов:

    системы обработки статической графической информации;

    системы создания анимированной графики;

    системы записи и редактирования звука;

    системы видеомонтажа;

    системы интеграции текстовой и аудиовизуальной информации в единый проект .

    Таким образом, информационно-компьютерные технологии подразделяются на различные виды подачи информации, самый распространённый вид, используемый в образовательном процессе является мультимедиа.

    1.3 Требования к использованию информационно-компьютерных технологий на уроках

    Из применяемых видов информационно-компьютерных технологии в начальных классах используется мультимедиа. Для правильного использования информационно-компьютерных технологий выдвигается ряд требований, которые необходимо соблюдать в работе.

    При работе с использованием информационно-компьютерных технологий необходимо учесть ряд основных требований :

    Стиль. Соблюдение единого стиля оформления, который не будет отвлекать от получения необходимой информации. Вспомогательная информация не должна преобладать над основной информацией (текст, рисунок).

    Фон. Для фона выбираются более холодные тона (синий или зелёный). Любой фоновый рисунок повышает утомляемость глаз обучаемого и снижает эффективность восприятия материала. Фон является элементом второго плана, должен выделять, оттенять, подчёркивать информацию. Белое пространство является одним из сильнейших средств выразительности.

    Использование цвета. Для усвоения информации рекомендуется использовать не более трёх цветов: один для фона, один для заголовков, один для текста. Для фона и текста необходимо выбирать контрастные цвета. Наиболее хорошо воспринимаемые сочетания цветов шрифта и фона: белый на тёмно-синем, жёлтый на синем, лимонно-жёлтый на пурпурном, чёрный на белом. Некоторые пары цветов не только утомляют зрение, но и могут привести к стрессу (зелёные буквы на красном фоне).

    Анимационные эффекты.Используемые анимационные эффекты не должны отвлекать внимание от содержания.

    Расположение информации на странице. Предположительное горизонтальное расположение информации. Наиболее важная информация должна располагаться в центре. Если на странице размещена картинка, то надпись должна располагаться под ней. Наличие фотографий или картин должно быть взаимосвязано с текстом. Желательно, чтобы изображение было не столько фоном, сколько иллюстрацией, равной по смыслу самому тексту, чтобы помочь по-новому его понять и раскрыть.

    Шрифты.Для заголовков используется шрифт не менее 24, для информации - не менее 18. Нельзя смешивать различные типы шрифтов в одной презентации. Для выделения важной информации следует использовать жирный шрифт, курсив или подчеркивание.

    Способы выделения информации.Выделение информации рекомендуется с помощью рамок, границ, заливок, разных цветов шрифтов, штриховки. Рисунки, диаграммы, схемы для иллюстрации наиболее важных фактов должны по возможности иметь максимальный размер, равномерно.

    Объём информации.Не стоит заполнять слишком большим объёмом информации: люди могут запомнить не более трёх фактов, выводов, определений. Наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отображаются по одному.

    Виды информация.Для обеспечения разнообразия следует использовать различные виды информации: с текстом, с таблицами, с диаграммами.

    При работе с мультимедийными презентациями на просмотр одного слайда следует отводить достаточно времени (не менее 2-3 мин), чтобы учащиеся могли сконцентрировать внимание на экранном изображении, проследить последовательность действий, рассмотреть все элементы слайда, зафиксировать конечный результат, сделать записи в рабочих тетрадях.

    Учебный эффект всякого наблюдения будет зависеть от того, насколько учитель, использующий в своей работе мультимедийные образовательные программы, сумеет объяснить учащимся, что и для чего они должны наблюдать, а также сумеет привлечь и сохранить внимание учеников на протяжении всего процесса обучения. Школьники могут привыкнуть к тому, что информация подаётся визуальным способом. На этом пути есть опасность «избыточной наглядности», когда постоянное снабжение учащихся готовыми мультимедиа демонстрациями начинает тормозить развитие. Могут возникать разрывы между тем, что говорит учитель, и тем, что на самом деле воспринимает ученик.

    Таким образом, в преподавании стоит трудная задача выбора оптимальной зрелищности, которая помогала бы обучению, а не мешала ему.

    В своей работе необходимо использовать учебные и энциклопедические электронные пособия и создание презентации к урокам:

    В качестве наглядного пособия (схема задачи),

    При самопроверке работ учащимися (устный счёт на карточках),

    При организации самостоятельной работы,

    При проведении тестовых работ с последующей проверкой,

    Для вовлечения учащихся в исследовательскую деятельность,

    Показ алгоритма изготовления поделок на уроках трудового обучения,

    Создание презентаций исследовательских работ, классного коллектива.

    Труд, затраченный на управление познавательной деятельностью с помощью средств информационных технологий, оправдывает себя: повышает качество знаний, продвигает ребенка в общем развитии, помогает преодолеть трудности, вносит радость в жизнь ребенка, позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития, создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся и их сотрудничества в учебном процессе.

    Информационно-компьютерные технологии расширяют возможности учителя для введения учеников о увлекательном мире, где им предстоит самостоятельно добывать, анализировать, представлять и передавать другим информацию; эти технологии значительно повышают дидактические и личностно-ориентированные параметры учебного процесса.

    Таким образом, существенный ряд требований определяет, как необходимо работать с информационно-компьютерными технологиями на уроках в начальной школе.

    Выводы по первой главе :

    Информационно-компьютерные технологии позволяют улучшить познавательную, образовательную деятельность младших школьников.

    Информационно-компьютерные технологии подразделяются на различные виды подачи информации, самый распространённый вид используемый в образовательном процессе является мультимедиа.

    Существенный ряд требований определяет, как необходимо работать с информационно-компьютерными технологиями на уроках в начальной школе.

    Глава 2. Применение информационно- компьютерных технологий в проц ессе обучения в начальной школе

    2.1 Особенности использования информационно-компьютерных технологи й на уроках в начальных классах

    В течение преддипломной практики велось наблюдение за работой учителя в классе, а в частности за тем, какие же современные технологии используются на уроках в начальной школе. Обучение с помощью компьютера дало возможность организовать самостоятельную работу каждого ученика. Существующее в современном обществе носители позволили выводить на экран информацию различном виде. Использование на уроке компьютера позволило преподавателю переложить часть своей работы на компьютер, делая при этом процесс обучения более интересным и интенсивным. Компьютер на уроке является дополнение к слову преподавателя. Пробор обучающих программ зависел от текущего учебного материала, уровня подготовки обучаемых и их способностей.

    Работа с компьютером не только повышает интерес к учебе, но и регулировать положительные и отрицательные стороны в получении информации. При помощи компьютера возможно устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учебе - неудачи, обусловленные не усвоения материала. Учащимся предоставляли возможность использовать различное объяснение неизвестных слов, а также занимательные иллюстрации, которые можно было вывести на экран. Работая на компьютере, ученики получал возможность довести решения задачи до конца, опираясь на необходимую помощь.

    В практике применение информационно-компьютерных технологий в учебном процессе особо подчеркивалась его обучающая функция.

    Компьютер является инструментом, который организовывает самостоятельную деятельность обучаемых.

    Применение компьютера широко используется в обучении. Компьютер мог быть эффективно использован для ознакомления с новым материалом, с изучаемыми образами в начальных классах.

    В начальных классах наиболее эффективно использовать информационно-компьютерные технологии на определённых этапах урока. Оптимально использовать на этапе тренировки и на этапе применения сформированных знаний, навыков, умений.

    В результате компьютер создает оптимальные условия для успешного освоения программного материала: при этом обеспечивалась гибкая, достаточная и посильная нагрузка упражнениями всех учеников классе. Нельзя не учитывать, что при помощи компьютерных технологий, возможно осуществлять контроли и самоконтроль учащихся.

    2.2 Анализ эффективности использования информационно-компьютерных технологий в начальной школе

    Преддипломная практика проходила в период с 26.01.2013 по 15.03.2013 в СШ №5 г. Волковыска. Объектами исследования является: учитель начальных классах Рында Тамара Ивановна. В классе 15 человек - 7 девочек и 8 мальчиков. Ученики 4 «Б» класса имеют высокий уровень успеваемости - 40% учеников занимаются на 8 и выше. Класс характеризуется всплаченностью, коллективностью, целеустремленностью, а также достижением новых знаний. Во время прохождения преддипломной практики, посещались уроки учителя и велось наблюдение за работай в классе. Для решения поставленных задач были использованы следующие методы:

    § наблюдение,

    § анкета (незаконченное предложение),

    Метод наблюдения

    Цель: изучить особенности компьютера учителем в школе на уроках в начальных классах.

    Определит уровень готовности учеников в работе с компьютером, который составляет основу в информационно-компьютерных технологиях.

    План наблюдения

    1) Возможности использования информационно-компьютерных технологий на уроках в начальных классах (наличие учебно-методической литературы, наличие мультимедийных установок, компьютеров).

    2) Умение учителя владеть компьютерными технологиями на уроках в начальных классах.

    3) Выявление эффективности использования информационно-компьютерных технологий на уроках.

    4) Результаты использования компьютера на уроках в 4 классе.

    Обработка результатов.

    Наблюдение показало, что в школе есть все для использования информационно-компьютерных технологий на уроках. Всему свидетельствует наличие учебно-методического материала, компьютеров, мультимедийная установка.

    В классе учитель часто используются информационно-компьютерными технологии на уроках. При использовании мультимедийных средств реализуются личностно-ориентированный подход в обучении, также индивидуализация и дифференциация обучения детей, с учетом их особенностей.

    При использование информационно-компьютерных технологий на уроках изобразительного искусства, а именно видеообъяснения, у детей повышалась активность, что способствовала выполнению всей работы за очень короткое время.

    Использование мультимедийных презентаций позволяет лучше усвоить необходимую информацию.

    Компьютерные технологии позволяли представить любой вид деятельности в форме картинок и анимации. Является самым важным моментом:

    При изучении нового материала, демонстрирую красочные картинки, схемы, что способствует лучшему усвоению изучаемого материала.

    Эффективность использования информационно-компьютерных технологий зависит от условий организации урока:

    Правильный подбор этапа использования компьютерных технологий;

    Правильное расположение оборудования при демонстрации информации;

    Не перегружать материал.

    В результате показано, что использование информационно-компьютерных технологий в образовательном процессе создаёт благоприятные условия для формирования личности учащихся и отвечает нормам современного общества. Все учителя активно используют компьютеры и мультимедийные презентации в структуре урока. Но необходимо подчеркнуть, что компьютер не исключает из учебного процесса традиционные методы обучения.

    Метод незаконченное предложение

    Цель: определить заинтересованность детей на уроке с использованием информационно-компьютерных технологий.

    1. Мне больше всего нравится использование на уроке …

    2. Я хотел(а), чтобы чаще на уроках было …

    3. Самый интересные уроки …

    4. Информационно-компьютерные технологии -это…

    5. Использование на уроке компьютера помогает мне на уроке…

    Обработка результатов.

    На основе ответов учеников на первый поставленный вопрос можно сказать, что детям больше всего нравится на уроке видеообъяснение и мультимедийной презентации.

    Рисунок 2.1 Результат первого вопроса опросника «Незаконченное предложение»

    В результате анализа ответов на второй вопрос выявлено, что большинство (62%) детей заинтересованы видеть на уроках мультимедийные презентации с дополнительным материалом к изучаемому. 13% детей хотят использовать на этапе закрепления тренажёры, где бы они могли увидеть свой результат после изучения темы. 12% детей выделяют видеообъяснение и электронные учебники. 8% хотели бы заниматься при помощи видеоуроков и 5% предпочитает не использовать информационно-компьютерных технологий на уроке.

    При ответе на третий вопрос была поставлена цель: определить самые интересные уроки. На первом месте учащиеся определили, использование мультимедийной презентации, на второе место поставили видеообъяснения, а третье место занимает использование на уроке тренажёров и тестов (электронного вида).

    Рисунок 2.2 Результат третьего вопроса опросника «Незаконченное предложение»

    Результатами четвертого вопроса были следующими:

    Информационно-компьютерные технологии - это…

    1) 72% учащихся ответили, что это использование компьютера и все что можно выполнит при помощи его; 2) 24% ответили, что это мультимедийная презентация, тренажеры; 3) 4 % сказали, что это компьютерные возможности, электронные учебники и интернет.

    Рисунок 2.3 Результат четвертого вопроса опросника «Незаконченное предложение»

    При ответе на данный вопрос дети имеют конкретное представление о понятии информационно-компьютерные технологии. Это свидетельствует о том, что учителем формирует представление о технологиях.

    Ответы на пятый вопрос учащиеся выделили разнообразные. 1) 81% учащихся ответили для лучшего усвоения изучаемого материала, 2) 19% - ответили увидеть разнообразные изображения, характеризующие словесное описание.

    Рисунок 2.4 Результат пятого вопроса опросника «Незаконченное предложение»

    Проведенный метод показал, что дети очень заинтересованы использованием информационно-компьютерные технологии на уроке. Это позволяет повысить уровень получаемых знаний.

    Метод тестирования

    Цель: определить использование информационно-компьютерных технологий на уроках.

    1. Какие информационные технологии используются на уроке?

    Варианты ответов:

    а. Мультимедийные установки;

    б. Видеообъяснение;

    в. Тренажеры;

    г. Тестирование.

    2. Выберите наиболее используемые технологии?

    Варианты ответов:

    а. Тренажеры;

    б. Аудиозаписи;

    в. Видеозаписи;

    г. Мультимедийные презентации.

    3. Какое объяснение учителя вам больше запоминается?

    Варианты ответов:

    а. С использованием мультимедийный презентации;

    б. С использованием, только записи на доске;

    в. С использованием интерактивной доски;

    г. С использованием видеообъяснения.

    На основе ответов на первый вопрос выяснилось, что учителем на уроках используется тестирование и мультимедийные установки, а оставшиеся технологии используются в меньшей степени.

    информационный компьютерный средство младший

    Рисунок 2.5 Результат первого вопроса опросника «Тестирование»

    По результатам анализа ответов на второй вопрос, выяснилось, что 85% учащихся отметили использование мультимедийной презентации, по 5% тренажеры, аудиозаписи, видеозаписи.

    Рисунок 2.6 Результат второго вопроса опросника «Тестирование»

    Ответы учеников на третий вопрос были следующие: 42% с использованием мультимедийной презентации, 20% с использованием, только записи на доске, 28% с использованием видеообъяснения, 10% с использованием интерактивной доски. Показано, что учащиеся больше запоминается материал с использованием мультимедийной презентации, но при помощи записи на доске.

    Проведенное тестирование выявлено, что информационно-компьютерные технологии очень часто используются на уроках в начальных классах. У учащихся повышается уровень запоминания нового материала.

    Таким образом, использование информационно-компьютерных технологий в образовательном процессе создаёт благоприятные условия для формирования личности учащихся и отвечает нормам современного общества. Все учителя активно используют компьютеры и мультимедийные презентации в структуре урока. Но необходимо подчеркнуть, что компьютер не исключает из учебного процесса традиционные методы обучения.

    Выводы по второй главе.

    Компьютер создает оптимальные условия для успешного освоения программного материала: при этом обеспечивалась гибкая, достаточная и посильная нагрузка упражнениями всех учеников классе. Нельзя не учитывать, что при помощи компьютерных технологий, возможно осуществлять контроли и самоконтроль учащихся.

    Использование информационно-компьютерных технологий в образовательном процессе создаёт благоприятные условия для формирования личности учащихся и отвечает нормам современного общества. Все учителя активно используют компьютеры и мультимедийные презентации в структуре урока. Но необходимо подчеркнуть, что компьютер не исключает из учебного процесса традиционные методы обучения.

    Заключение

    В ходе курсовой работы была достигнута поставленная цель, которая заключалась в том, чтобы теоретически обосновать и описать возможности использования информационно-компьютерных технологий в образовательном процессе в начальной школе.

    Для реализации поставленной цели были достигнуты задачи исследования:

    1) осуществить анализ литературы по исследованию проблемы; 2) изучить значение использования информационно-компьютерных технологий на уроках; 3) описать виды информационно-компьютерных технологий на уроках; 4) определить особенности и требования к использованию информационно-компьютерных технологий в начальной школе; 5) проанализировать эффективность информационно-компьютерных технологий в начальной школе; 6) разработать серию фрагментов уроков с использованием информационно-компьютерных технологий.

    Таким образом, можно сделать следующие выводы:

    На современном этапе развития образования именно информационно-компьютерные технологии, используемые в сопровождении образовательного процесса, являясь универсальными средствами обучения, позволяют не только формировать у учащихся знания, умения и навыки, но и развивать личность ребёнка, удовлетворять его познавательные интересы.

    Главной целью внедрения информационно-компьютерных технологий в образовательный процесс является появление новых видов учебной деятельности, характерных именно для современной информационной среды .

    Применение информационно-компьютерных технологий в традиционном начальном образовании позволяет дифференцировать процесс обучения младших школьников с учетом их индивидуальных особенностей, дает возможность творчески работающему учителю расширить спектр способов предъявления учебной информации, позволяет осуществлять гибкое управление учебным процессом, является социально значимым и актуальным.

    Размещено на Allbest.ru

    ...

    Подобные документы

      Понятие и классификация методов обучения. Специфика использования наглядных методов обучения в начальных классах школы. Описание опыта работы по использованию наглядных методов на уроках информатики в начальной школе на примере МОУ "ООШ п. Восточный".

      дипломная работа , добавлен 14.01.2014

      Технологии проведения коллективных творческих дел. Значение информационно-коммуникационной технологии для профессионального роста преподавателей. Экспериментальная работа по использованию информационно-коммуникационных технологий в начальной школе.

      курсовая работа , добавлен 11.09.2013

      Информационные технологии и их значение в современной методике обучения. Возможности использования информационно-коммуникативных технологий в обучении истории и методика их применения. Использование видеоносителей, компьютерных программных технологий.

      дипломная работа , добавлен 21.12.2009

      Информационно-коммуникационные технологии в начальной школе как средства повышения качества образования. Возможности использования информационно-коммуникационных технологий обучения и интерактивной доски на уроках эстетического цикла начальной школы.

      курсовая работа , добавлен 20.04.2016

      Методологические основы и типы данных, используемых в психолого-педагогической диагностике. Особенности диагностики с применением средств информационно-коммуникационных технологий. Использование компьютерных тестов в психолого-педагогической диагностике.

      курсовая работа , добавлен 21.08.2011

      Психологические аспекты применения информационных технологий в образовательном процессе. Возможности и преимущества информатизации обучения. Выявление познавательной активности школьников и их отношения к использованию компьютерных средств на уроках.

      дипломная работа , добавлен 06.01.2015

      Изучение условий эффективного использования информационно-компьютерных технологий в коррекционной работе по развитию речи у старших дошкольников с речевыми нарушениями. Методика исследования состояния звукопроизношения у детей с речевыми нарушениями.

      дипломная работа , добавлен 15.08.2014

      Использование качественных аудио- и видеоматериалов как условие успешного обучения на уроках музыки в школе. Использование информационно-компьютерных технологий с целью активизации познавательной и творческой деятельности школьников на уроках музыки.

      реферат , добавлен 07.09.2015

      Сущность информационно-коммуникационных технологий, научно-методические основы использования соответствующих средств в начальной школе, при изучении школьных предметов и во внеклассной работе. Подготовки будущих учителей к использованию технологий.

      дипломная работа , добавлен 08.06.2015

      Организация учебной деятельности на уроках искусства. Применение музыкально-компьютерных технологий (программы Adobe Audition и нотного редактора "Sibelius") в работе над созданием авторского произведения. Диагностика уровня интереса учащихся к предмету.