Интересные факты о компьютерной мышке. История компьютерной мыши: от первой модели до наших дней

В эпоху, когда компьютеры занимали целые комнаты, многие разработчики и учёные старались сделать их максимально понятными для простого пользователя и облегчить взаимодействие пользователя с машиной. Один из них - Дуглас Энгельбарт.

Он был одним из первопроходцев в области попыток сделать компьютер мксимально удобным в обращении. Помимо всем привычной сегодня компьютерной мышки Дуглас Энгельбарт поучаствовал в разработке первых сервисов по обмену электронными сообщениями, которые сегодня стали массово используемой электронной почтой.

Но, пожалуй, самым известным его изобретением является устройство ввода, запатентованное в 1970 году. Изначально это чудо техники планировалось назвать "жуком", однако позднее закрепилось название "мышь", к которому прицепилось слово "компьютерная". Чтобы не перепутать.

Первая реализация мыши была не пластмассовой, а - деревянной. Сверху на ней имелось два металлических колесика, которые соотносили движения курсора на экране с осями координат X и Y.

Презентация нового устройства состоялась в декабре далёкого 1968 года. Выглядело новое устройство ввода громоздко и было далеко от эргономичности. На рынок первая компьютерная мышь была выведена далеко не сразу. Это радостное для многих пользователей событие состоялось только в 1984 году. Мышка была включена в комплектацию одного из первых домашних компьютеров Apple-Macintosh, а стоило это "миниатюрное" удовольствие почти 400 долларов США.

По справедливости надо отметить, что с тех пор во всём мире было продано более одного миллиарда компьютерных мышей.

Шариковая мышка

Как любая нужная и полезная техника, компьютерная мышь эволюционировала просто с невероятной скоростью. Первые громоздкие агрегаты вскоре сменились на более компактные шариковые мыши.

Выглядели они примерно так: достаточно большого размера корпус с привычными нам правой и левой кнопкой, иногда даже с колёсиком между ними, а снизу - прорезиненный шарик, чуть выступающим из основания устройства и перекатывающимся при движении мышкой.


Вращаясь, этот шарик передавал сигнал определённого направления движения двум роликам внутри устройства. Ролики же, в свою очередь, передавали его на специальные датчики, которые и "превращали" движение мышки в движение курсора на мониторе.

Работал этот механизм вполне исправно и довольно хорошо, но в нём, как и везде, имелись свои минусы и плюсы. В частности, шарик на мышках данного типа рано или поздно загрязнялся, и мышка, как следствие, начинала заедать. Бороться с этим можно было только одним способом: вынуть из мышки шарик, очистить его и затем поставить на место.

Несмотря на всю простоту, эта процедура отнимало некоторое количество времени и далеко не все умели или хотели её проделывать. По этой самой причине (а может были и другие) довольно скоро шариковые мыши эволюционировали до мышек с оптическим "приводом".

Оптическая мышь


Оптическая компьютерная мышь, в отличие от своей предшественницы, не содержала в конструкции никаких вращающихся элементов. По сути, в корпус оптической мышки встроена маленькая камера, которая делает до тысячи снимков в секунду.

При перемещении мыши камера фотографирует рабочую поверхность, освещая ее. Процессор обрабатывает эти "снимки" и отправляет сигнал на компьютер – курсор перемещается. Такая мышка может работать практически на любой поверхности, кроме зеркальной, и не нуждается в чистке.

Несмотря на все свои достоинства, некоторые из оптических мышек оказались чрезвычайно "привередливы" к рабочей поверхности. Их можно запросто встретить в домах и офисах и сегодня, но чем дальше, тем больше пользователей предпочитают мыши лазерные и даже беспроводные.

Мышь лазерная и беспроводная

Лазерная компьютерная мышь является усовершенствованным вариантом мыши оптической. Принцип их работы во многом похож. Разница лишь в том, что для подсветки поверхности используется не светодиод, а лазер . Такая доработка сделала устройство практически идеальным: работает устройство на любой поверхности. Она более надежна и потребляет сравнительно мало энергии, а движения курсора максимально соответствуют реальному перемещению мыши. Помимо этого у лазерных мышек очень слабая подсветка.


В свою очередь лазерные компьютерные мыши бывают хвостатые и бесхвостые, то есть проводные и беспроводные. Последние не имеют кабеля и, в отличие от проводных, не требуют подсоединения к компьютеру: они передают сигнал через радиоволны или через Bluetooth.

Обычные радиомышки способны работать на расстоянии до 5 метров от компьютера, Bluetooth-мыши – до 10-15 метров. Такие мыши наиболее удобны для любителей компьютерных игр. Но и у них есть недостаток: радиомыши могут создавать помехи для находящихся рядом устройств. Кроме этого, отсутствие кабеля равно отсутствию стационарного питания.

Беспроводные мыши требуют отдельного источника питания – от батарейки или аккумуляторы, что не всегда удобно. Помимо этого беспроводные устройства могут сбоить из-за не всегда устойчивого соединения.

А какая мышь у вас и что вам в ней нравится? Поделитесь с нами и нашими читателями своей историей про мышь компьютерную.

  • Официальный сайт Лента.ру. Раздел "Наука и техника". Материал "Мышиный день.
  • Компьютерной мыши исполнилось 40 лет"
  • Официальный сайт журнала "Домашний ПК"
  • Свободная электронная энциклопедия Википедия, раздел "Компьютерная мышь"
  • Статья "Почему изобретатель компьютерной мыши не стал миллиардером?"
Родился Карл Дуглас Энгельбарт 30 января 1925 года в американском городе Портленде. Детство будущего изобретателя прошло на небольшой . Мальчик ничем не выделялся среди сверстников, не обладал выдающимися талантами. В 1942 году он поступил в университет штата Орегон и готовился работать инженером-электриком. Однако судьба распорядилась иначе. Вскоре Энгельбарт был призван в ВМС США и отправился служить на Филиппины.

Дуглас стал радиотехником и обслуживал радарные установки на одной из военно-морских баз. Там, в библиотеке «Красного креста», Энгельбарт и обнаружил публикацию, перевернувшую всю его дальнейшую жизнь. Эта была статья американского ученого в области IT и вычислительной техники Вэнивара Буша «Как мы можем мыслить» (As We May Think). Молодой человек всерьез увлекся изложенной в ней теорией одушевления неживой природы.

Мечтой Дугласа было развитие интеллектуальных способностей человека или как он выражался, «раскрутка» (bootstrapping) при помощи искусственного разума. Наблюдая за кривыми на мониторах, Дуглас задавался вопросом, почему для предварительной обработки информации не используются возможности вычислительных машин. Гораздо удобнее было бы отдавать команды при помощи ЭВМ, а на мониторах видеть врага и их характеристики.

Повелитель мышей

После войны Дуглас оканчивает университет и с 1948 по 1955 год работает в калифорнийской лаборатории NASA. К этому времени относится идея создания манипулятора, который должен облегчить управление компьютером для космонавтов. Но созданное Энгельбартом устройство не могло работать в условиях невесомости и было забраковано. А идеи Дугласа о слиянии человеческого разума и компьютерной мощи не нашли поддержки у руководства.

В 1955 году Энгельбарт получает степень доктора наук и покидает NASA, чтобы принять участие в работах над проектом CALDIC (Califotnia Digital Computer), разработка которого финансируется военными. А еще через год он перебирается в Стэндфордский исследовательский институт, где занимается разработками магнитных компонентов ЭВМ. Там молодой ученый, наконец, получил возможность создать свою лабораторию, известную под названием Augmentation Research Center.

Методом жесточайшего отбора он привлек к работе 47 человек, приступив к разработкам системы NLS (On-Line System). В ней впервые были применены графический интерфейс, многооконная система вывода информации, реализована возможность работать с буфером обмена, созданы электронная почта и текстовый редактор. Мэйнфрейм Дугласа стал вторым компьютером, подключенным к создающейся в те годы военной сети ARPANet - прообразу современного интернета.

Победное шествие

Но самым известным изобретением Энгельбарта оказалась разработанная именно для NLS компьютерная мышь. Первый экземпляр, носивший официальное название «индикатор позиций X и Y», был собран в 1962 году одним из коллег Дугласа, инженером Биллом Инглишем. Драйверы к устройству написал Джефф Рулифсон. Манипулятор мог передвигаться по столу только в одном направлении - по горизонтали или вертикали. Его перемещения преобразовывались в движение курсора по .

Разработки Дугласа оказались чересчур сложны для того времени и не имели успеха. Сотрудники стали покидать изобретателя. Билл Инглиш перешел в компанию Xerox PARC, где продолжил работу над манипулятором. Вместо внутренних дисков был применен прорезиненный металлический шар, перемещение которого фиксировалось роликами внутри корпуса. Это дало возможность двигать мышь под углом. Количество кнопок управления выросло до трех.

В таком виде применялась в компьютерных системах Xerox Star 8010 и Alto. Но настоящая популярность пришла к ней только в 80-х годах, когда патент на ее изготовление выкупила компания Apple. Новая модель однокнопочной мыши, предназначенной Lisa, была представлена фирмой в 1983 году. При этом цена манипулятора снизилась с 400 до 25$. А в конце 1990-начале 2000 годов на рынке появились лазерные и беспроводные мыши, разработанные компанией Logitech.

Есть такие предметы, без которых в буквальном смысле как без рук. Это устройство одно из них: редкий пользователь компьютера обходится без него. Имеется в виду манипулятор мышь (таково ее официальное название), предназначение которой преобразовывать механические движения пользователя в движения указателя-курсора на экране. Конечно, можно обойтись одной клавиатурой или сенсорными устройствами тачскрином и тачпадом, и все же работу за компьютером без мыши смело можно сравнить с ездой на велосипеде без педалей.

Почему мышь назвали мышью, есть две версии. Одни считают, что это имя ей дал изобретатель американский инженер Дуглас Энджелбарт, поскольку ее провод был похож на хвост (другое название «жук», связанное с формой корпуса, не прижилось). Другие уверены, что английское mouse «мышь» это аббревиатура от Manually Operated User Signal Encoder («управляемый вручную кодировщик пользовательского сигнала»). Сам Энджелбарт упоминал в интервью, что идея подобного устройства родилась у него в начале 1950-х годов, во время учебы в университете Беркли и работы в лаборатории по радарным установкам, принадлежащей NACA (будущему NASA).

Однако реализована эта идея была лишь в 1964 г., когда Энджелбарт, занимаясь созданием компьютерной операционной системы oN-Line System (NLS), рассматривал концепцию оконного интерфейса. Необходим был удобный манипулятор для указания объектов на экране при интерактивной работе с текстами. Энджелбарт и его коллеги свели в таблицу характеристики всех известных на начало 19б0-х манипуляторов, включая ножные, наколенные и проч.

Мышь Энджелбарта.

Д. Энджелбарт.

Ни один из уже существующих не удовлетворял требованиям ученых, и тогда на свет появилось довольно неуклюжее сооружение толстостенный деревянный коробок с крохотной красной кнопкой, неудобным «хвостом» под запястьем пользователя и большими металлическими дисками, которые поворачивались при движении устройства. Первую мышь собрал инженер Билл Инглиш, а программы для демонстрации ее возможностей написал Джефф Рулифсон.

NASA не оценило по достоинству ни операционную систему, ни прилагавшийся к ней манипулятор. Их посчитали излишне сложными, к тому же Энджел-барт никогда не умел представлять свои разработки с выгодной стороны, полагая, что грамотные люди и так разберутся. В 1968 г. он все же получил патент на «индикатор координат х и у для дисплейной системы». Эта модель значительно отличалась от экспериментального образца, у нее было уже три кнопки, но все же до современной мыши ей было еще очень далеко.

После неудачи с системой NLS лаборатория Энджелбарта была закрыта. Инглиш перешел в исследовательский центр Xerox PARC, где увидели свет многие из современных компьютерных технологий, и продолжил совершенствовать мышь. В 1972 г. он получил патент на новую модель. Два больших диска Инглиш заменил одним подшипником, перемещения которого фиксировались с помощью двух роликов. Дизайн корпуса также стал больше похож на тот, к которому мы привыкли.

Б. Инглиш.

Трехкнопочная мышь. 1970-е гг.

Дальнейшая судьба мыши тесно связана с компанией Apple. Ее исполнительный директор Стив Джобе заказал разработку новой модели небольшой компании Hovey-Kelley Design. Задача была поставлена непростая: требовалось уменьшить стоимость изделия как минимум в десять раз, сделать мышь более надежной и простой в обращении. В результате стальной подшипник в сложной механической подвеске был заменен резиновым шаром, свободно катящимся в корпусе. Дорогостоящая система кодирующих дисков и ненадежных электрических контактов сменилась простыми оптоэлектронными преобразователями и колесиками с щелевыми прорезями. Кроме этого, был предложен литой пластиковый корпус, в котором все детали крепились на своих местах. Такая мышь элементарно собиралась на конвейере. В итоге Apple получила надежное и недорогое устройство, которое стало одной из причин ошеломляющего успеха компьютеров Macintosh, вышедших на рынок в 1984 г.

Созданная по заказу Джобса мышь оказалась настолько удачной, что ее эксплуатация продолжалась без малого два десятилетия. Только во второй половине 1990-х годов в исследовательской лаборатории Agilent Technologies, принадлежавшей на тот момент Hewlett-Packard, была создана мышь нового типа оптическая.

Мышь с шаровым приводом.

Первое поколение оптических мышей было основано на использовании различных схем оптопарных датчиков с непрямой оптической связью. У всех этих датчиков был общий недостаток: на рабочей поверхности (коврике) должна была иметься специальная штриховка из линий, пересекающихся под определенным углом. Для некоторых моделей штриховка выполнялась невидимыми в обычном свете красками. Неудобства в эксплуатации были налицо: мышь приходилось держать в строгой ориентации относительно коврика, а сами коврики быстро загрязнялись и приходили в негодность. Заменить же их было непросто: рисунок штриховки у различных производителей не совпадал, а отдельно от мышей коврики не выпускались. В связи с этим широкого распространения модель так и не получила.

В 1999 г. начался выпуск оптических мышек второго поколения на базе микросхемы, содержащей фотосенсор и процессор обработки изображения. Удешевление и миниатюризация компьютерной техники позволили уместить все это в одном элементе. Фотосенсор периодически сканировал участок рабочей поверхности под мышью. При изменении рисунка процессор определял, в какую сторону и на какое расстояние сместилась мышь. Сканируемый участок подсвечивался светодиодом (обычно красного цвета).

Коврики для мышек предоставляют огромный простор для фантазии дизайнеров: разные формы, расцветки, рисунки...

В 2004 г. Logitech представила мышь MX 1000, использующую для подсветки поверхности не светодиод, а инфракрасный лазер. Преимуществом такой технологии является большая контрастность получаемого на сенсоре снимка поверхности, что обеспечивает лучшую распознаваемость. Минусом является необходимость рассеивать пучок лазера, чтобы увеличить площадь захватываемой поверхности. Достигается это за счет установки дополнительных линз, а в результате растет стоимость.

В последнее время на рынке появилось немало новых моделей манипуляторов, в том числе и беспроводные мыши, пользующиеся большим спросом. Связь между мышью и подключенным к компьютерному порту приемным устройством может осуществляться двумя способами. Контакт при помощи инфракрасного излучения имеет существенный недостаток: любое препятствие между мышью и датчиком мешает работе.

Беспроводная мышь Logitech.

Более удобной является радиосвязь при помощи Bluetooth-соединения, которая позволяет отказаться от приемного устройства ведь большинство современных компьютеров оснащены Bluetooth-адаптерами.

Своеобразным ответвлением от оптических мышек первого поколения стали индукционные манипуляторы. Они идут в комплекте со специальным ковриком, который, питаясь от компьютера, создает небольшое электромагнитное поле, наводящее индукционный ток в катушке манипулятора. Особый процессор может отслеживать перемещение манипулятора в этом магнитном поле, передавая сигнал обратно к компьютеру. Такие конструкции, однако, довольно дороги, и чаще используются гибридные мыши, в которых от индукционного тока питается обычная оптическая система.

Функциональные возможностей мышек разных модификаций могут значительно различаться. Когда-то Энджелбарт планировал оснастить мышь пятью кнопками для всех пальцев, однако долгое время мыши были либо трехкнопочными, либо однокнопочными, как у Apple. При этом средняя кнопка использовалась очень редко и в конце концов была заменена на колесико для скроллинга (прокрутки текста). Тем не менее некоторые производители оснащают свои мыши дополнительными колесиками и кнопками. В конструкцию могут быть включены мини-джойстики и трекболы вращающиеся шарики, обеспечивающие скроллинг в любом направлении.

В 2009 г. Apple представила Magic Mouse первую в мире мышь с сенсорным управлением и поддержкой технологии мультитач. Вместо элементов управления в ней используется сенсорный тачпад, позволяющий при помощи различных жестов осуществлять нажатия, прокрутку в любом направлении, различные переходы и прочие действия. Появились также гироскопические мыши, которые распознают движение не только на поверхности, но и в пространстве, и мыши, которые можно использовать в качества пульта дистанционного управления (например, MediaPlay от Logitech).

Мышь Apple, модель Pro Mouse.

У стандартных офисных мышей есть экстравагантные родичи, предназначенные для любителей компьютерных игр. Эти более чувствительные устройства обладают дополнительными индивидуально настраиваемыми кнопками и нескользящей внешней поверхностью. А компания Logitech сделала попытку внедрить интерактивные мыши линейки iFeel, которые легкой вибрацией оповещали хозяина о различных событиях на экране, однако новинка пользователей не воодушевила.

Не просто мыши

Проектирование необычных мышек превратилось для дизайнеров в своеобразное соревнование. Так, конструкторы из Южной Кореи разработали надувную мышь JellyClick, электронная начинка которой умещается на небольшой гибкой пластине. В сдутом состоянии мышь можно свернуть до размера этой пластины, а провод с USB-разъемом пропустить через специальный держатель. А круглую гелевую Jelfin mouse можно использовать как стресс-болл мять и давить, снимая стресс от напряженной работы.

Одной из самых необычных моделей мыши является NoHands Mouse от компании Hunter Digital, управляемая... ногами. Устройство состоит из двух педалей, одна из которых контролирует перемещение указателя по экрану, а вторая нажатие на кнопку. Разработчик утверждает, что его устройство не только более удобно по сравнению с обычными моделями мышей, но и позволяет избавиться от запястного синдрома, который имеют 70 % людей, проводящих много времени за компьютером. Также отмечается, что при использовании NoHands Mous обе руки свободны для работы на клавиатуре.

Одно время казалось, что прогрессивный сенсорный интерфейс отберет у мыши статус основного координационного устройства ввода. Однако выяснилось, что при длительной работе он более утомляет, поскольку руки приходится удерживать на весу. Поэтому мышь не собирается сдавать свои позиции, даже несмотря на то, что ее обвиняют в провоцировании болезненного синдрома запястного канала. Ведь новые эргономичные модели и рациональный режим работы позволяют использовать мышь с большей производительностью и комфортом.

Современный компьютер вообще невозможно себе представить без этого гаджета, который существенно упрощает процесс управления ПК. Но лишь немногие пользователи знают, в каком году изобрели компьютерную мышь, и кто является ее создателем. Давайте вспомним, как появился этот гаджет, и каким он был с самого начала.

В каком году изобрели компьютерную мышь?

9 декабря 1968 год - именно в этот день мир увидел прообраз всех современных компьютерных мышей. Конечно, это был всего лишь прототип. Однако до этого времени существовали специальные компьютеризированные радары и манипуляторы, которые стали базой для созданий современной мышки.

Самый первый прообраз появился в начале 50-х годов. Тогда по казаку ВМФ Канады были созданы компьютеризированные радары с первым графическим интерфейсом. Для них требовалась специальная система позиционирования курсора, в качестве которой применялось простое устройство на основе гладкого шара. Его назвали трекбол, и это был первый шаг на пути создания современной компьютерной мыши.

Немного позже, в 1951 году Дуглас Энгельбарт (создатель) уже раздумывал на счет разработки манипулятора, и в 1955 году он принимал участие в изготовлении радарных систем. В частности он разрабатывал системы отображения информации в рамках компьютерной программы NASA. По словам самого Дугласа, он вместе со своей командой создал таблицу с параметрами и возможностями всех современных на то время манипуляторов, определили их функции и требуемые параметры, которых тогда еще не было. В ходе исследования в 1963 году была сформирована идея о создании дисплейного указателя, который бы перемещался в системе координат X-Y.

Первый прототип

В 1964 году по разработке Дугласа Энгельбарта аспирант Стэнфордского исследовательского института Билли Инглиш собрал первый прототип компьютерной мыши. Тогда же была написана и программа для демонстрации ее возможностей.

Это была большая квадратная деревянная коробка коричневого цвета с большой красной кнопкой на самом верху. Шнур располагался спереди, однако со временем его переместили назад. Так он практически не мешал. Внутри находился датчик плоскостного перемещения, который представлял собой два металлических диска. Они были расположены перпендикулярно друг другу: один вращался при движении устройства в сторону, а другой отвечал за движение вперед или назад. Учитывая эту конструкции, мышь нельзя было двигать по диагонали, она могла перемещаться вперед или назад.

Говоря о том, в каком году изобрели компьютерную мышь, стоит уточнить, что некоторые люди справедливо считают, что "родилось" это изобретение именно в 1946 году. Ведь именно в этот год появилось устройство-прообраз всех современных компьютерных гаджетов.

Первое представление мышки

Немного позже, 9 декабря 1968 года Дуглас Энгельбарт представил группе инженеров более совершенную модификацию этого устройства. Оно работало как манипулятор ОС oN-Line System. Мышь имела три кнопки, хотя сам Дуглас Энгельбарт утверждал, что хотел сделать 5 кнопок (на каждый палец). И хотя сначала планировали назвать устройство "жуком", позже прижилось название "мышь" - из-за толстого соединительного кабеля, напоминающего хвосты грызуна.

Итак, если логично посчитать, в каком году изобрели компьютерную мышь, то можно говорить о двух датах: 1964 и 1968 год. В 1970 году изобретатель получил патент, который фиксировал авторство манипулятора, основанного на использовании двух перпендикулярно расположенных колес. При этом сам принцип манипулятора не был запатентован.

В 1972 году данным исследованием активно занялись в компании Xerox PARC, которая существенно улучшила подобный гаджет. В частности, тогда диски заменили небольшим шаром или роликами. Так появились новые виды компьютерных мышей.

В 1979 году фирма Xerox создала компьютер Xerox Alto, который был исследовательским прототипом и не вошел в серию. Зато он комплектовался компьютерной мышью и имел графический интерфейс в виде рабочего стола. Было создано несколько тысяч таких компьютеров.

Появление резинового шара внутри корпуса

В 1979 году Стэнфордский исследовательский институт (именно там работала команда Энгельбарта) продал проект мышки Apple за 40 тыс. долларов. Получив лицензию на такое изобретение, компания Apple поручила студии Hovey-Kelley Design улучшить мышку. В результате вместо стального подшипника она получила удобный резиновый шар, который свободно катался в корпусе. Внедрение этой инновации позволило избавиться от сложной системы кодирующих колес и электрических контактов. Вместо нее были реализованы простые оптоэлектронные преобразователи и колесика со щелевыми прорезями.

Дальнейшее развитие

В 1983 году уже десяток компаний производили и продавали разные виды компьютерных мышей. В этот же год Apple выпустила однокнопочную мышку Lisa. Она была разработана по заказу Apple в центре Пало Альто. Инженеры смогли создать дешевую модификацию этого устройства, сделать его компактным и разборным. Можно было вынуть шарик изнутри, очистить его от пыли. Эту мышку включали в комплект домашнего компьютера Apple-Macintosh.

В 1987 году истек срок патента Дугласа Энгельбарта и лишь в 1998 году заслуги этого изобретателя были признаны официально. Сам Энгельбарт получил премию Lemelson-MIT Prize в размере $500 000.

С 1999 года начинают появляться оптические мыши, которые работают на любой поверхности. Многие модели, вышедшие после 2000 года, дожили и до наших дней. Более того, некоторые из них успешно используются.

В заключение

История создания компьютерной мыши короткая. Приблизительно за 30 лет удалось из примитивного и очень дорого устройства создать высокотехнологичный гаджет, который сегодня дешево стоит. Что касается современных моделей, то они кардинально отличаются от первой компьютерной мыши. От нее осталась лишь идея позиционирования курсора на графическом интерфейсе.

Теперь вы знаете, кто изобрел компьютерную мышь. В этом плане сомнений нет ни у кого. А вот что касается даты создания, то здесь есть 2 мнения:

  1. В 1964 году аспирантом Стэнфордского исследовательского института был создан прототип этого гаджета (по проекту Энгельбарта).
  2. В 1968 году сам Энгельбарт представил рабочую усовершенствованную версию мышки.

Здесь уже каждый для себя решает, когда появилась первая компьютерная мышь. Однако принято считать, что впервые она увидела мир 9 декабря 1968 год.

Мышь воспринимает своё перемещение в рабочей плоскости (обычно - на участке поверхности стола) и передаёт эту информацию компьютеру. Программа, работающая на компьютере, в ответ на перемещение мыши производит на экране действие, отвечающее направлению и расстоянию этого перемещения. В разных интерфейсах (например, в оконных) с помощью мыши пользователь управляет специальным курсором - указателем - манипулятором элементами интерфейса. Иногда используется ввод команд мышью без участия видимых элементов интерфейса программы: при помощи анализа движений мыши. Такой способ получил название «жесты мышью » (англ. mouse gestures ).

В дополнение к датчику перемещения, мышь имеет одну и более кнопок, а также дополнительные детали управления (колёса прокрутки, потенциометры, джойстики, трекболы, клавиши и т. п.), действие которых обычно связывается с текущим положением курсора (или составляющих специфического интерфейса).

Составляющие управления мыши во многом являются воплощением замыслов аккордной клавиатуры (то есть, клавиатуры для работы вслепую). Мышь, изначально создаваемая в качестве дополнения к аккордной клавиатуре, фактически её заменила.

В некоторые мыши встраиваются дополнительные независимые устройства - часы, калькуляторы, телефоны.

История

Первым компьютером, в набор которого включалась мышь, был миникомпьютер Xerox 8010 Star Information System (англ. ), представленный в 1981 году. Мышь фирмы Xerox имела три кнопки и стоила 400 долларов США, что соответствует примерно $930 в ценах 2009 года с учётом инфляции . В 1983 году фирма Apple выпустила свою собственную однокнопочную мышь для компьютера Lisa , стоимость которой удалось уменьшить до $25. Широкую известность мышь приобрела благодаря использованию в компьютерах Apple Macintosh и позднее в ОС Windows для IBM PC совместимых компьютеров.

Датчики перемещения

В процессе «эволюции» компьютерной мыши наибольшие изменения претерпели датчики перемещения.

Прямой привод

Первая компьютерная мышь

Изначальная конструкция датчика перемещения мыши, изобретённой Дугласом Энгельбартом в Стенфордском исследовательском институте в 1963 году , состояла из двух перпендикулярных колес, выступающих из корпуса устройства. При перемещении колеса мыши крутились каждое в своем измерении.

Такая конструкция имела много недостатков и довольно скоро была заменена на мышь с шаровым приводом.

Шаровой привод

В шаровом приводе движение мыши передается на выступающий из корпуса обрезиненный стальной шарик (его вес и резиновое покрытие обеспечивают хорошее сцепление с рабочей поверхностью). Два прижатых к шарику ролика снимают его движения по каждому из измерений и передают их на датчики, преобразующие эти движения в электрические сигналы.

Основной недостаток шарового привода - загрязнение шарика и снимающих роликов, приводящее к заеданию мыши и необходимости в периодической её чистке (отчасти эта проблема сглаживалась путём металлизации роликов). Несмотря на недостатки, шаровой привод долгое время доминировал, успешно конкурируя с альтернативными схемами датчиков. В настоящее время шаровые мыши почти полностью вытеснены оптическими мышами второго поколения.

Существовало два варианта датчиков для шарового привода.

Контактные датчики

Контактный датчик представляет собой текстолитовый диск с лучевидными металлическими дорожками и тремя контактами, прижатыми к нему. Такой датчик достался шаровой мыши «в наследство» от прямого привода.

Основными недостатками контактных датчиков является окисление контактов, быстрый износ и невысокая точность. Поэтому со временем все мыши перешли на бесконтактные оптопарные датчики.

Оптронный датчик

Устройство механической компьютерной мыши

Оптронный датчик состоит из двойной оптопары - светодиода и двух фотодиодов (обычно - инфракрасных) и диска с отверстиями или лучевидными прорезями, перекрывающего световой поток по мере вращения. При перемещении мыши диск вращается, и с фотодиодов снимается сигнал с частотой, соответствующей скорости перемещения мыши.

Второй фотодиод, смещённый на некоторый угол или имеющий на диске датчика смещённую систему отверстий/прорезей, служит для определения направления вращения диска (свет на нём появляется/исчезает раньше или позже, чем на первом, в зависимости от направления вращения).

Оптические мыши первого поколения

Оптические датчики призваны непосредственно отслеживать перемещение рабочей поверхности относительно мыши. Исключение механической составляющей обеспечивало более высокую надёжность и позволяло увеличить разрешающую способность детектора.

Первое поколение оптических датчиков было представлено различными схемами оптопарных датчиков с непрямой оптической связью - светоизлучающих и воспринимающих отражение от рабочей поверхности светочувствительных диодов. Такие датчики имели одно общее свойство - они требовали наличия на рабочей поверхности (мышином коврике) специальной штриховки (перпендикулярными или ромбовидными линиями). На некоторых ковриках эти штриховки выполнялись красками, невидимыми при обычном свете (такие коврики даже могли иметь рисунок).

Недостатками таких датчиков обычно называют:

  • необходимость использования специального коврика и невозможность его замены другим. Кроме всего прочего, коврики разных оптических мышей часто не были взаимозаменяемыми и не выпускались отдельно;
  • необходимость определённой ориентации мыши относительно коврика, в противном случае мышь работала неправильно;
  • чувствительность мыши к загрязнению коврика (ведь он соприкасается с рукой пользователя) - датчик неуверенно воспринимал штриховку на загрязнённых местах коврика;
  • высокую стоимость устройства.

В СССР оптические мыши первого поколения, как правило, встречались только в зарубежных специализированных вычислительных комплексах.

Оптические светодиодные мыши

Мышь с оптическим датчиком

Микросхема оптического датчика второго поколения

Второе поколение оптических мышей имеет более сложное устройство. В нижней части мыши установлен специальный светодиод, который подсвечивает поверхность, по которой перемещается мышь. Миниатюрная камера «фотографирует» поверхность более тысячи раз в секунду, передавая эти данные процессору, который и делает выводы об изменении координат. Оптические мыши второго поколения имеют огромное преимущество перед первым: они не требуют специального коврика и работают практически на любых поверхностях, кроме зеркальных или прозрачных; даже на фторопласте (включая черный). Они также не нуждаются в чистке.

Предполагалось, что такие мыши будут работать на произвольной поверхности, однако вскоре выяснилось, что многие продаваемые модели (в особенности первые широко продаваемые устройства) не так уж и безразличны к рисункам на коврике. На некоторых участках рисунка графический процессор способен сильно ошибаться, что приводит к хаотичным движениям указателя, не отвечавших реальному перемещению. Для склонных к таким сбоям мышей необходимо подобрать коврик с иным рисунком или вовсе с однотонным покрытием.

Отдельные модели также склонны к детектированию мелких движений при нахождении мыши в состоянии покоя, что проявляется дрожанием указателя на экране, иногда с тенденцией сползания в ту или иную сторону.

Мышь с двойным датчиком

Датчики второго поколения постепенно совершенствуются, и в настоящее время мыши, склонные к сбоям, встречаются гораздо реже. Кроме совершенствования датчиков, некоторые модели оборудуются двумя датчиками перемещения сразу, что позволяет, анализируя изменения сразу на двух участках поверхности, исключать возможные ошибки. Такие мыши иногда способны работать на стеклянных, оргстеклянных и зеркальных поверхностях (на которых не работают другие мыши).

Также выпускаются коврики для мышей, специально ориентированные на оптические мыши. Например, коврик, имеющий на поверхности силиконовую плёнку с взвесью блёсток (предполагается, что оптический сенсор гораздо чётче определяет перемещения по такой поверхности).

Недостатком данной мыши является сложность её одновременной работы с графическими планшетами, последние ввиду своей аппаратной особенности иногда теряют истинное направление сигнала при движении пера и начинают искажать траекторию движения инструмента при рисовании. При использовании мышей с шаровым приводом подобных отклонений не наблюдается. Для устранения данной проблемы рекомендуется использовать лазерные манипуляторы. Также, к недостаткам оптических мышей некоторые люди относят свечение таких мышей даже при выключенном компьютере. Поскольку большинство недорогих оптических мышей имеют полупрозрачный корпус, он пропускает красный свет светодиодов, который мешает уснуть в случае, если компьютер находится в спальне. Это происходит, если напряжение на порты PS/2 и USB подаётся от линии дежурного напряжения; большинство материнских плат позволяют изменить это перемычкой +5V <-> +5VSB, но в этом случае не будет возможности включать компьютер с клавиатуры.

Оптические лазерные мыши

Лазерный датчик

В последние годы была разработана новая, более совершенная разновидность оптического датчика, использующего для подсветки полупроводниковый лазер .

О недостатках таких датчиков пока известно мало, но известно об их преимуществах:

  • более высоких надёжности и разрешении
  • отсутствии заметного свечения (сенсору достаточно слабой подсветки лазером видимого или, возможно, инфракрасного диапазона)
  • низком энергопотреблении

Индукционные мыши

Графический планшет с индукционной мышью

Индукционные мыши используют специальный коврик, работающий по принципу графического планшета или собственно входят в комплект графического планшета. Некоторые планшеты имеют в своем составе манипулятор, похожий на мышь со стеклянным перекрестием, работающий по тому же принципу, однако немного отличающийся реализацией, что позволяет достичь повышенной точности позиционирования за счёт увеличения диаметра чувствительной катушки и вынесения её из устройства в зону видимости пользователя.

Индукционные мыши имеют хорошую точность, и их не нужно правильно ориентировать. Индукционная мышь может быть «беспроводной» (к компьютеру подключается планшет, на котором она работает), и иметь индукционное же питание, следовательно, не требовать аккумуляторов, как обычные беспроводные мыши.

Мышь в комплекте графического планшета позволит сэкономить немного места на столе (при условии, что на нём постоянно находится планшет).

Индукционные мыши редки, дороги и не всегда удобны. Мышь для графического планшета практически невозможно поменять на другую (например, больше подходящую по руке, и т. п.).

Гироскопические мыши

Кроме вертикальной и горизонтальной прокрутки, джойстики мыши могут быть использованы для альтернативного перемещения указателя или регулировок, аналогично колёсам.

Трекболы

Индукционные мыши

Индукционные мыши чаще всего имеют индукционное питание от рабочей площадки («коврика») или графического планшета. Но такие мыши являются беспроводными лишь отчасти - планшет или площадка всё равно подключаются кабелем. Таким образом, кабель не мешает двигать мышью, но и не позволяет работать на расстоянии от компьютера, как с обычной беспроводной мышью.

Дополнительные функции

Некоторые производители мышей добавляют в мышь функции оповещения о каких-либо событиях, происходящих в компьютере. В частности, Genius и Logitech выпускают модели, оповещающие о наличии непрочитанных электронных писем в почтовом ящике свечением светодиода или воспроизведением музыки через встроенный в мышь динамик.

Известны случаи помещения внутрь корпуса мыши вентилятора для охлаждения во время работы руки пользователя потоком воздуха через специальные отверстия. Некоторые модели мышей, предназначенные для любителей компьютерных игр, имеют встроенные в корпус мыши маленькие эксцентрики, которые обеспечивают ощущение вибрации при выстреле в компьютерных играх. Примерами таких моделей является линейка мышей Logitech iFeel Mouse.

Кроме того, существуют мини-мыши, созданные для владельцев ноутбуков, имеющие малые габариты и массу.

Некоторые беспроводные мыши имеют возможность работы как пульта ДУ (например, Logitech MediaPlay). Они имеют немного изменённую форму для работы не только на столе, но и при удержании в руке.

Достоинства и недостатки

Мышь стала основным координатным устройством ввода из-за следующих особенностей:

  • Очень низкая цена (по сравнению с остальными устройствами наподобие сенсорных экранов).
  • Мышь пригодна для длительной работы. В первые годы мультимедиа кинорежиссёры любили показывать компьютеры «будущего» с сенсорным интерфейсом, но на поверку такой способ ввода довольно утомителен, так как руки приходится держать на весу.
  • Высокая точность позиционирования курсора. Мышью (за исключением некоторых «неудачных» моделей) легко попасть в нужный пиксель экрана.
  • Мышь позволяет множество разных манипуляций - двойные и тройные щелчки, перетаскивания , жесты , нажатие одной кнопки во время перетаскивания другой и т. д. Поэтому в одной руке можно сконцентрировать большое количество органов управления - многокнопочные мыши позволяют управлять, например, браузером вообще без привлечения клавиатуры.

Недостатками мыши являются:

  • Опасность синдрома запястного канала (не подтверждается клиническими исследованиями).
  • Для работы требуется ровная гладкая поверхность достаточных размеров (за исключением разве что гироскопических мышей).
  • Неустойчивость к вибрациям. По этой причине мышь практически не применяется в военных устройствах. Трекбол требует меньше места для работы и не требует перемещать руку, не может потеряться, имеет большую стойкость к внешним воздействиям, более надёжен.

Способы хвата мыши

По данным журнала «Домашний ПК ».

Игроки различают три основных способа хвата мыши.

  • Пальцами. Пальцы лежат плашмя на кнопках, верхняя часть ладони упирается в «пятку» мыши. Нижняя часть ладони - на столе. Преимущество - точные движения мыши.
  • Когтеобразный. Пальцы согнуты и упираются в кнопки только кончиками. «Пятка» мыши в центре ладони. Преимущество - удобство щелчков.
  • Ладонью. Вся ладонь лежит на мыши, «пятка» мыши, как и в когтеобразном хвате, упирается в центр ладони. Хват более приспособлен для размашистых движений шутеров .

Офисные мыши (за исключением маленьких мышей для ноутбуков) обычно одинаково пригодны для всех видов хвата. Геймерские же мыши, как правило, оптимизированы под тот или иной хват - поэтому при покупке дорогой мыши рекомендуется выяснить свой метод хвата.

Программная поддержка

Отличительной особенностью мышей как класса устройств является хорошая стандартизованность аппаратных