Использование икт в игровой деятельности. Применение ИКТ (информационно-коммуникативные технологии) в музыкально игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкальных занятий в ДОУ (дошкольном образовательном учреждении)

Компьютер может войти в жизнь ребенка через игру. Игра - одна из форм практического мышления. В игре ребенок оперирует своими знаниями, опытом, впечатлением, отображенными в общественной форме игровых способов действия, игровых знаков, приобретающих значение в смысловом поле игр. Ребенок обнаруживает способность наделять нейтральный (до определенного уровня) объект игровым значением в смысловом поле игры. Именно эта способность является главнейшей психологической базой для введения в игру дошкольника – компьютера, как игрового средства. В ходе игровой деятельности дошкольника, с использованием компьютерных средств у него развивается: теоретическое мышление, развитое воображение, способность к прогнозированию результата действия, проектные качества мышления и др., которые ведут к резкому повышению творческих способностей детей. По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников компьютер обладает рядом преимуществ:
 предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
 несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
 движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;
 проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей;
 предоставляет возможность индивидуализации обучения;
 ребенок сам регулирует темп и количество решаемых игровых обучающих задач;
 в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может;
 позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (полет ракеты, половодье, неожиданные и необычные эффекты);
 компьютер очень "терпелив", никогда не ругает ребенка за ошибки, а ждет, пока он сам исправит их.
Компьютер, являясь самым современным инструментом для обработки информации, служил и служит мощным техническим средством обучения и играет роль незаменимого помощника в воспитании и общем психическом развитии дошкольников. Компьютер привлекателен для детей, как любая новая игрушка, а именно так в большинстве случаев они смотрят на него. Общение детей дошкольного возраста с компьютером начинается с компьютерных игр, тщательно подобранных с учетом возраста и учебной направленности. Использование компьютеров в учебной и внеурочной деятельности выглядит очень естественным, сточки зрения ребенка и является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации обучения развития творческих способностей и создания благополучного эмоционального фона. Современные исследования в области дошкольной педагогики К.Н. Моторина, М.А.Холодной, С.А.Шапкина и др.свидетельствуют о возможности овладения компьютером детьми в возрасте 3-6лет. Как известно, этот период совпадает с моментом интенсивного развития мышления ребенка, подготавливающего переход от наглядно-образного к абстрактно-логическому мышлению. На этом этапе компьютер выступает особым интеллектуальным средством для решения задач разнообразных видов деятельности. И чем выше интеллектуальный уровень осуществления деятельности, тем полнее в ней происходит обогащение всех сторон личности. Как известно, игра является одной из форм практического мышления. В игре ребенок оперирует своими знаниями, опытом, впечатлениями, отображенными в общественной форме игровых способов действия, игровых знаков, приобретающих значение в смысловом поле игры. Исследования С.Л.Новоселовой свидетельствуют, что ребенок обнаруживает способность наделять нейтральный доопределенного времени объект игровым значением в смысловом поле игры. Именно эта способность является психологической базой для введения в игру дошкольника компьютера как игрового средства. Изображение, возникающее на дисплее, может быть наделено ребенком игровым значением в ситуации, когда он сам строит сюжет игры, оперируя образными и функциональными возможностями компьютерной программы. Способность детей замещать в игре реальный предмет игровым с переносом на него реального значения, реальное действие - игровым, замещающим его действием, лежит в основе способности осмысленно оперировать символами на экране компьютера. Из этого следует вывод, что компьютерные игры должны быть неразрывно связанны с обычными играми. Одна из важнейших линий умственного развития ребенка-дошкольника состоит в последовательном переходе от более элементарных форм мышления к более сложным. Научные исследования по использованию развивающих и обучающих компьютерных игр, организованные и проводимые специалистами Ассоциации «Компьютер и детство» в содружестве сучеными многих институтов, начиная с 1986 года, и исследования, проведенные во Франции, показали, что благодаря мультимедийному способу подачи информации достигаются следующие результаты:
 дети легче усваивают понятия формы, цвета и величины;
 глубже постигаются понятия числа и множества;
 быстрее возникает умение ориентироваться на плоскости и в пространстве
 тренируется эффективность внимания и память;
 раньше овладевают чтением и письмом;
 активно пополняется словарный запас;
 развивается мелкая моторика, формируется тончайшая координация движений глаз.
 уменьшается время, как простой реакции, так и реакции выбора;
 воспитывается целеустремлѐнность и сосредоточенность;
 развивается воображение и творческие способности;
 развиваются элементы наглядно-образного и теоретического мышления.
Играя в компьютерные игры, ребенок учится планировать, выстраивать логику элемента конкретных событий, представлений, у него развивается способность к прогнозированию результата действий. Он начинает думать прежде, чем делать. Объективно все это означает начало овладения основами теоретического мышления, что является важным моментом при подготовке детей к обучению школе. Одной из важнейших характеристик компьютерных игр является обучающая функция. Компьютерные игры выстроены так, что ребенок может получить себе неединичное понятие или конкретную учебную ситуацию, но получит обобщенное представление обо всех похожих предметах или ситуациях. Таким образом, у него формируются столь важные операции мышления, как обобщение, классификация предметов по признакам. Компьютерные игры повышают самооценку дошкольников. Хочу заметить, что достижения детей не остаются незамеченными им самим и окружающими. Дети чувствуют большую уверенность в себе, осваиваются наглядно-действенные операции мышления. Использование компьютерных игр развивает способность ребенка находить наибольшее количество принципиально различных решений задачи. Формирование элементарных математических представлений происходит на основе построения и использования детьми наглядных моделей. Педагогами подобрано много компьютерных программ предназначенных для развития элементарных математических представлений детей 4-7летнего возраста. Программы для обучения счету и обозначению множества цифрой, закрепления знаний о величине предметов, их форме, знакомства с геометрическими фигурами (плоскими: кругом, квадратом, прямоугольником, треугольником и др.). Ориентировка в пространстве (близко, далеко, справа, слева) и во времени (сутки, день, месяц, год). Компьютерные математические программы помогают детям закрепить представление о том, что число не зависит ни от предметного содержания множества, ни от пространственного расположения его элементов. В компьютерных программах этой серии дети упражняются в прямом и обратном порядковом счете, учатся решать задачи на сложение и вычитание, определять состав числа (в пределах 10). Они внимательно всматриваются в картинки на экране, изображающие разные фигуры, и с интересом отыскивают их в окружающих предметах. При успешном счете, решении задач, правильном выборе на экране дорисовываются картинки, предметы перемещаются, изменяется игровая ситуация, ребенку предлагаются новые более трудные задания. Благодаря этим программам занятия приобретают непринужденный характер, вызывают желание добиться успеха. Компьютерные математические игры, помогая закрепить, уточнить конкретное математическое содержание, способствуют совершенствованию наглядно-действенного мышления, переводу его в наглядно-образный план, формируют элементарные формы логического мышления, учат анализировать, сравнивать, обобщать предметы, требуют умения сосредоточиться на учебной задаче, запоминать условия, выполнять их правильно. Компьютерные математические игры не навязывают детям темп игры, в них учитываются ответы детей при формировании новых заданий, тем самым, обеспечивая индивидуальный подход к обучению. Компьютерных математических программ для детей старшего дошкольного возраста с ролевыми способами решения необоснованно мало. Между тем именно такие программы помогут привлечь внимание детей к внутреннему миру другого, побуждает поставить себя на его место, помочь преодолеть препятствия. «Все компьютерные программы для дошкольников должны иметь положительную нравственную направленность, в них недолжно быть агрессивности, жестокости, насилия» Особый интерес вызывают программы с элементами новизны, сюрпризности, необычности. Компьютерные математические программы и дидактические задания, разработанные педагогами для детей старшего дошкольного возраста, строятся по принципу самоконтроля. Сам сюжет программы подсказывает детям, верное или неверное решение они приняли. В дошкольном возрасте широко применяются приемы внешнего поощрения: при правильном решении игровых задач ребенок слышит веселую музыку, либо видят печальное лицо, если задача неправильно решена. Дети ждут оценку, эмоционально реагируют на ее характер. У них отмечается яркое эмоциональное положительное отношение к занятиям, к компьютеру. Использование интерактивного оборудования при обучении старших дошкольников математике, музыке, ИЗО помогает закрепить, уточнить конкретное математическое содержание, способствует совершенствованию наглядно-действенного мышления, переводу его в наглядно-образный план, формирует элементарные формы логического мышления, развивает чувство цвета. Использование информационных технологий помогает учителю повышать мотивацию обучения детей и приводит к целому ряду положительных следствий:
 обогащает учащихся знаниями в их образно-понятийной целостности и эмоциональной окрашенности;
 психологически облегчает процесс усвоения материала школьниками;
 возбуждает живой интерес к предмету познания;
 расширяет общий кругозор детей;
 возрастает уровень использования наглядности на уроке;
 повышается производительность труда учителя и учащихся на уроке.
Бесспорно, что в современном образовании компьютер не решает всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения. Не менее важны и современные педагогические технологии и инновации в процессе обучения, которые позволяют не просто ―вложить‖ в каждого обучаемого некий запас знаний, но, в первую очередь, создать условия для проявления познавательной активности учащихся. Информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными (или спроектированными) технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания. Итак, использование средств информационных технологий позволит сделать процесс обучения и развития детей достаточно простым и эффективным, освободит от рутинной ручной работы, откроет новые возможности раннего образования. В отличие от обычных технических средств обучения информационно-коммуникационные технологии позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в дошкольном детстве – умение самостоятельно приобретать новые знания. Использование информационных технологий в образовании дает возможность существенно обогатить, качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность.

Список литературы
1. Справочник руководителя дошкольного учреждения. – М, Сфера, 2006
2. Управление инновационными процессами в ДОУ. – М., Сфера, 2008
3. Калинина Т.В. Управление ДОУ. «Новые информационные технологии в дошкольном детстве». М, Сфера, 2008
4. Моторин В. "Воспитательные возможности компьютерных игр". Дошкольное воспитание

ИКТ в игровой деятельности детей

В условиях современного развития общества и производства невозможно себе представить мир без информационных ресурсов, не менее значимых, чем материальные, энергетические и трудовые. Современное информационное пространство требует владения компьютером не только в начальной школе, но и в дошкольном детстве. На сегодня информационные технологии значительно расширяют возможности родителей, педагогов и специалистов в сфере раннего обучения. Возможности использования современного компьютера позволяют наиболее полно и успешно реализовать развитие способностей ребенка.

В отличие от обычных технических средств обучения информационно-коммуникационные технологии позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в раннем детстве - умение самостоятельно приобретать новые знания.

Способность компьютера воспроизводить информацию одновременно в виде текста, графического изображения, звука, речи, видео, запоминать и с огромной скоростью обрабатывать данные позволяет специалистам создавать для детей новые средства деятельности, которые принципиально отличаются от всех существующих игр и игрушек

По сравнению с традиционными формами обучения и развития дошкольников компьютер обладает рядом преимуществ:

предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;

Несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;

Движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;

Проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей;

Предоставляет возможность индивидуализации обучения;

Ребенок сам регулирует темп и количество решаемых игровых обучающих задач;

В процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может;

Позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (полет ракеты, половодье, неожиданные и необычные эффекты) ;

Компьютер очень "терпелив", никогда не ругает ребенка за ошибки, а ждет, пока он сам исправит их.

Коллективное участие в игре помогает избежать данной зависимости. Его помогает организовать использование интерактивной доски, которая помогает ребенку увидеть себя как бы со стороны, наблюдать за действиями партнеров по игре

Работа с интерактивной доской позволяет по-новому использовать в образовательной деятельности дидактические игры и упражнения, коммуникативные игры, проблемные ситуации, творческие задания. Использование ИД в совместной и самостоятельной деятельности ребенка является одним из эффективных способов мотивации и индивидуализации обучения, развития творческих способностей и создания благоприятного эмоционального фона.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместная деятельность по развитию игровой деятельности детей раннего возраста. "В гостях у бабушки".

Цели и задачи: ¢Расширять ориентировку в окружающем; узнавать животных и птиц, живущих рядом с человеком (кошка, собака, петух)¢Продолжать знакомить детей с фольклорными произведениями, обо...

Художественное творчество и моделирование предметно-игровой среды в театрально-игровой деятельности детей

Организация педагогического процесса требует таких форм и методов работы, которые позволяют вовлечь в активную деятельность всех дошкольников. Одним из путей, содействующих решению этой сложной задачи...

АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА по результатам тематической проверки «Состояние развития игровой деятельности детей посредством применения инновационных игровых технологий»

Цель: Выяснить состояние работы по игровой деятельности с применениеминновационных игровых технологий в МБДОУ детском саду №5 «Искорка»...

Консультация для воспитателей "Предметно-игровая среда как условие для развития самостоятельной игровой деятельности детей в дошкольном учреждении."

Одним из педагогических средств, стимулирующих самостоятельную игру детей, являются игрушки. Особенно большое значение игрушки имеют на этапах раннего и младшего дошкольного возраста, где предметно-иг...

стижениям. Развитие сетей ведет к новым формам педагогики, ориентированной на совместную работу, использующей все возможности взаимодействия этих сетей (таких как Web 2.0). Мы должны выяснить, как социальные сети могут улучшить преподавание и обучение, а также использовать наиболее продвинутые технологии для создания «улучшенной и дополненной педагогики». Основным улучшением, ставшим возможным благодаря ИКТ, является возможность персонализации и индивидуализации обучения. Мы должны создать персонализированную педагогику, основанную на индивидуальных параметрах обучения каждого ученика – систему менеджмента педагогики!

Будущее – цифровое гражданство

В цифровом обществе остро стоит вопрос цифрового гражданства. Образование должно готовить граждан такого общества. Существует большой риск цифрового неравенства – не в отношении технологии или доступности цифровых устройств, а главным образом в отношении получения доступа к знаниям и получению цифровых компетенций.

Вопросы, поднимаемые цифровым обществом, в основном – это вопросы педагогики и политики. Они связаны с целями цифрового общества, основанного на знаниях, с человеческими коммуникациями – важнейшей стороной взаимоотношений в цифровом обществе.

Конечно, будущее станет совершенно другим, когда учителя станут аборигенами цифрового общества. Однако, темп настоящих изменений настолько высок, что мы не можем предсказать, какие новые концепции и схемы будут возникать в нашем обществе, поэтому разрыв между новыми и предшествующими поколениями будет оставаться. Изменяющиеся поколения – вот основная характеристика цифрового общества.

Требуется постоянно искать ответы на вопросы: каково наше видение педагогики цифрового общества, какие стратегии нам нужны для реализации основных образовательных ценностей?

Аборигены цифрового общества – новые граждане цифровых обществ. Определяйте и анализируйте важнейшие изменения, и не только технологические, происходящие в цифровом обществе. Анализируйте компетенции представителей нового поколения: компетенции, которые у них уже есть, и которые они должны приобрести. Анализируйте и принимайте во внимание, какие знания есть в цифровом обществе, какие знания востребованы для аборигенов цифрового общества, а также как эти знания развиваются.

Цифровые общества ведут к информационным обществам и обществам знаний. Следует помнить и принимать во внимание гуманитарные аспекты общества знания, развивать гуманитарные стороны цифровых обществ. Для создания стратегий преподавания и обучения аборигенов цифрового общества мы должны определить не только цифровые характеристики, но также их социальное, экономическое и гуманитарное содержание.

Аборигены цифрового общества вовлечены в сети, совместную работу и коллективный разум. Стратегии преподавания и обучения должны учитывать эти принципы. Сети должны быть введены в школы, и школы должны работать по принципу сетей.

Аборигены цифрового общества учатся по-новому. Запустите исследовательские проекты по способам получения знаний аборигенами цифрового общества. Что они станут изучать? Почему? Как? Где? Самостоятельно или в группе? Как мы можем установить «индивидуальные параметры обучения» для аборигена цифрового общества?

Аборигенов цифрового общества нужно обучать иным образом. Создавайте и пробуйте новые педагогические модели для аборигенов цифрового общества, сокращая возрастающий разрыв между технологией и педагогикой. Вовлекайте в процесс разработки соответствующих методик, педагогических стратегий самих школьников.

Определяйте политические аспекты для аборигенов цифрового общества. Какое политическое развитие претерпевает общество знаний? Как это отражается в обучении аборигенов цифрового общества? Какие ценности должны быть выработаны в таком обществе?

5.2. ИКТ в дошкольном образовании

Дошкольное образование и воспитание – это право, признанное Конвенцией о правах ребенка, в соответствии с которым все дети дошкольного возраста имеют право на уход, развитие, образование, защиту и безопасность. Являясь первой из шести целей программы «Образование для всех» (ОДВ), развитие

и совершенствование воспитания и образования детей младшего возраста играет ключевую роль в реализации других целей ОДВ (например, общего начального образования), а также в достижении «Целей развития Тысячелетия».

В 2010 году ИИТО ЮНЕСКО приступил к реализации проекта, посвященного применению ИКТ в дошкольном образовании, результаты которого отражены в обзоре «ИКТ в дошкольном образовании: существующий опыт и рекомендации» (2011), а также в аналитической записке «ИКТ в воспитании и образовании детей дошкольного возраста» (2012).

В разных странах понятия образование детей младшего возраста и дошкольное образование могут подразумевать разные возрастные группы детей, охватывая возраст от 3 до 6-7 лет, т.е. дошкольников.

В проекте приняли участие пилотные учреждения дошкольного образования (ДО) из Бразилии, Венгрии, Норвегии, Португалии, России, Словакии, Чехии и Чили. По результатам проекта были определены «Возможности информационных и коммуникационных технологий в дошкольном образовании» (публикация на английском, русском и словацком языках). В ходе исследования ИИТО были использованы три источника информации: сведения, полученные из 17 центров ДО, расположенных по всему миру; обзоры специальной литературы, посвященной тому, как ИКТ могут влиять на процессы обучения в учреждениях ДО и как они могут быть интегрированы в широкий спектр методов ДО; профессиональный опыт привлеченных экспертов и данные исследовательских проектов, имеющих отношение к ДО в контексте ИКТ. Несмотря на немалые различия, все 17 образовательных центров, принявших участие в аналитическом исследовании, обладают важной объединяющей чертой: все они принадлежат к числу новаторских учреждений ДО в своих странах или регионах, лидирующих в деле интеграции ИКТ в обучение дошкольников. Такой целевой отбор центров ДО был основан на рекомендациях органов управления образованием

и исследовательских центров соответствующих стран. Сделанная выборка учреждений представляет убедительную картину реальных инновационных тенденций в области использования ИКТ в дошкольном образовании.

Анализ реальной ситуации в этих центрах охватывал вопросы об имеющемся у них оборудовании, педагогическом составе и компетентности учителей в области ИКТ, о приоритетах учреждений, об их деятельности и приемах работы, о стратегиях и педагогических установках, о выводах относительно пройденного пути и планах дальнейшего развития.

Суммируя полученные в ходе реализации проекта результаты, сформирована общая стратегия интеграции ИКТ в дошкольное образование, представляющая собой восемь последовательных этапов (шагов). Эти рекомендации могут также оказаться полезными руководителям учреждений ДО, а также консультантам местных органов управления образованием.

Восемь шагов стратегии интеграции новых ИКТ в дошкольное образование

1. Развивайте имеющиеся возможности.

2. Определите свою роль.

3. Сформулируйте цели и задачи.

4. Создайте ИКТ среду.

5. Содействуйте профессиональному развитию персонала.

6. Интегрируйте, наблюдайте, размышляйте.

7. Постройте партнерские отношения и сети.

8. Планируйте дальнейшее развитие.

Ниже приводится описание этапов интеграции и рекомендации по оптимизации каждого шага.

ИКТ в дошкольном и начальном образовании

Развивайте имеющиеся возможности

В настоящее время мы являемся свидетелями беспрецедентного внимания к качеству дошкольного образования как части системы образования. Все больше и больше детей сталкиваются с компьютером до поступления в школу и даже до того, как они приходят в учреждения ДО и испытывают как позитивное, так и негативное воздействие ИКТ. Дошкольное образование не может игнорировать это явление. В дошкольном образовании надо искать эффективные процедуры и стратегии, чтобы реальнее, действеннее и практичнее использовать ИКТ для достижения целей, которые мы всегда ставим в обучении, когда для привлечения ИКТ есть веские основания.

Решив начать интеграцию ИКТ в игры и обучение детей в вашем учреждении ДО, вы столкнетесь с рядом вопросов. В поисках ответов на них попытайтесь расширить и углубить свое понимание контекста и развить имеющиеся возможности:

Ознакомьтесь с созданной государством структурой освоения ИКТ и стратегическими документами, касающимися ИКТ на всех стадиях образования, особенно в ДО. Во многих странах недавно разработали (или разрабатывают в настоящее время) стратегию использования ИКТ в дошкольном образовании или иные концептуальные документы.

Развивайте собственные навыки владения ИКТ. Это понадобится вам в процессе их интеграции по нескольким причинам. Например, вам придется составить план повышения квалификации сотрудников вашего учреждения ДО и контролировать его выполнение. Кроме того, учтите, что развитие навыков владения ИКТ – процесс, продолжающийся на протяжении всей жизни.

Изучайте качественные источники – научную литературу о применении ИКТ в дошкольном образовании и источники, в которых излагаются практические соображения о том, как следует действовать. Это нелегко, поскольку таких источников немного. Попытайтесь найти новые источники на вашем родном языке. Используйте их в поиске возможностей, которые предлагают дошкольному образованию ИКТ.

Ищите примеры правильных и эффективных методов работы на родине и за рубежом.

Ищите новые контакты. Возможно, в вашем районе существуют другие организации ДО, в которых начинают тот же процесс и размышляют над ним.

Все эти сложные преобразования доставят вам и вашим коллегам много дополнительной работы, возникнут многочисленные вопросы и проблемы, вашу работу будут критиковать, но в то же время перед вами откроются новые способы обучения детей, новые знания о технологиях, которые вы будете получать с помощью ИКТ. Если вы верите в раннее обучение, где во главу угла поставлены интересы развития ребенка, если вы хотите понимать новые возможности, предоставляемые ИКТ, и полны решимости открыть подходящие способы их использования в играх и обучении, можно уверенно сказать, что процесс перехода в вашей организации уже начался.

Определите свою роль

Возможно, вы работаете в организации ДО, где уже предприняты шаги по интеграции ИКТ в ее деятельность. Если вы решили сделать этот процесс более эффективным и энергичным, полезно уделить более пристальное внимание анализу вашего положения, подумать, какое место в этом процессе занимаете вы персонально.

В процессе интеграции ИКТ можно выделить и изучать следующие стороны:

Мотивация и инициализация. Кто выступает инициатором процесса и почему? Можно выделить внешних (родители, местные органы власти или представители учреждений более высокого уровня образования, исследователи и т.д.) и внутренних инициаторов (импульс обычно исходит от руководителя учреждения ДО или от его ведущих педагогов). Мы представили примеры мотивации обоих типов и их сочета-

ния. Нельзя сказать, что один тип мотивации лучше другого. Однако можно утверждать, что без внутренней мотивации шансы на успех весьма невелики.

Цели, которые ставят люди, инициирующие процесс интеграции. Есть ли какие-то официальные документы, относящиеся к содержанию образования, которым вы собираетесь следовать? Четко ли сформулированы ваши цели? Сформулированы ли ваши цели подробнее, чем в официальных документах, определяющих содержание и учебное планирование? Что было бы невозможно без новых технологий (и нового педагогического подхода)?

Какие виды ИКТ вы используете? Используете ли вы только одну-две технологии (например, компьютер и цифровую камеру, компьютер и обучающие программы, черепашек-роботов)? Сознаете ли вы, что ИКТ - широкий спектр ресурсов, что они дают нам множество разных возможностей получения нового опыта, необходимого для комплексного развития детей?

Как вы применяете средства ИКТ для поддержки процесса обучения и игр? Используете ИКТ как дополнительное и необязательное развлечение для детей или интегрируете их в спланированный вами процесс в качестве инструмента достижения поставленных вами же целей?

Какими педагогами вы располагаете? Насколько хорошо они владеют ИКТ? А вы сами? Сколько ваших педагогов (и в какой степени) готовы учиться и имеют мотивацию к учению, готовы обсуждать, открывать и осуществлять инновации? Способны ли вы создать в вашем учреждении ДО атмосферу обучающегося сообщества?

Кто поддерживает вас? Кто предоставляет вам финансовую поддержку? Поддерживают ли вас родители, органы образования? Политика государства в области ИКТ?

В каких целях (помимо административных) ваше учреждение ДО использует ИКТ?

Используете ли вы ИКТ в интересах дошкольников и вместе с дошкольниками, для поддержки обучения дошкольников или для поддержки детей старшего возраста? Для планирования развития и деятельности, для анализа, для создания электронных портфелей, для общения с их родителями?

Как вы анализируете, оцениваете и планируете продолжение этого процесса? Как много внимания уделяете размышлениям над своей ситуацией, развитием ваших учеников с применением ИКТ, над социальным, интеллектуальным, творческим и эмоциональным развитием детей? Какие инструменты (внутренние и внешние) вы используете?

Перечисленные выше вопросы позволят задуматься над различными аспектами использования ИКТ в ДО. Эти вопросы можно использовать как своего рода методологию улучшения понимания нынешней ситуации в процессе интеграции ИКТ.

Сформулируйте цели и задачи

Процесс интеграции ИКТ в образование должен иметь четкую ориентированность, а специалистам следует иметь относительно ясное понимание причин, побуждающих коллектив учреждения включиться в этот процесс. Данный переход - гигантское вложение сил и средств, огромное бремя личного участия (как руководителя, так и его подчиненных). Очевидно, что в такой ситуации важную роль играют цели, стратегии и видение. Не нужно рассчитывать, однако, что удастся найти единственную и наилучшую стратегию. Существуют многочисленные планы и эффективные способы действий. Необходимо выбрать ту стратегию, которая соответствует традициям и возможностям конкретного учреждения ДО. Постарайтесь изучить и проанализировать успехи, достигнутые с помощью понравившихся вам стратегий, и неудачи:

Формулируйте свои цели и стратегии просто и сохраняйте эту простоту формулировок, ведь вам придется объяснять их другим людям, обладающим иным уровнем знаний ИКТ, и завоевывать их внимание и поддержку.

Обеспечьте гибкость своих целей и стратегий. Чем больше вы будете познавать ИКТ и чем глубже понимать их, тем лучше осознаете возможности, которые открывает использование технологий в образовательных целях, и тем лучше сможете формулировать цели и средства их достижения.

Определяя цели, подумайте, какие аспекты обучения, игр и развития вы считаете особенно важными для ДО и как поддерживать развитие детей в этих направлениях с помощью ИКТ.

Важно также выяснить, что и почему не входит в ваши цели. Обучение навыкам пользования ком-

ИКТ в дошкольном и начальном образовании

пьютером и другими средствами ИКТ было бы неверной задачей. Разумеется, дети приобретут и разовьют такие навыки и знания, но в ходе достижения других целей. Для детей дошкольного возраста достаточно освоить ИКТ через использование в других занятиях. Изучение самих ИКТ включено в школьное образование.

Несомненно, предоставление детям доступа к ИКТ в качестве вознаграждения за успешное выполнение других задач или хорошее поведение не может быть целью вашей стратегии. Напротив, следует искать стратегии, которые, во-первых, позволят применять ИКТ в различных видах повседневной деятельности и решать задачи более эффективным, адекватным и мотивированным образом, и во-вторых - уточнить новые, невозможные ранее цели, что создаст новые возможности поддержки детей, нуждающихся в самовыражении, общении и сотрудничестве при решении задач.

Создайте ИКТ среду

Ознакомьтесь с правилами, регулирующими все аспекты применения ИКТ в учреждении ДО, и соблюдайте их.

Независимо от того, существуют такие правила или нет, и от того, насколько они сложны или кратки, помните: безопасность детей со всех точек зрения, рассмотренных в предыдущих главах, - высший приоритет.

В зависимости от ваших начальных целей выберите и закупите соответствующие средства ИКТ. Не допускайте использования старого оборудования, которое вам хотят подарить (или будьте с ним осторожны). Помните о возможности вредного для здоровья воздействия ИКТ, особенно старых мониторов с электронно-лучевыми трубками.

Создайте выделенное ИКТ-пространство. Если вы не ограничены никакими правилами, выберите класс (или все классы) как место для этого пространства и установите там ИКТ-устройства или создайте компьютерный уголок. Помните о приоритетах: (а) безопасность; (б) функциональность и практичность (эти принципы облегчат вам интеграцию оборудования в различные виды деятельности); (в) управляемость (будьте скромны, для начала вам не нужно многого); (г) расположение (необходимо беспрепятственно наблюдать за всеми учениками и тем, что происходит в компьютерном уголке); (д) гибкость (ваши потребности будут развиваться, и пространство должно позволять проводить дальнейшие изменения).

Если возможно, подключите уголок ИКТ к Интернету.

Если возможно, поставьте в компьютерном классе или уголке ИКТ новую мебель, соответствующую возрасту детей. Все провода, разъемы и розетки должны быть полностью спрятаны от детей и недоступны им. В качестве альтернативы можно выбрать простое и временное решение, а затем, после нескольких недель или месяцев наблюдения за функциональностью пространства, окончательно расставить мебель. Довольствуйтесь хорошим решением, не ищите абсолютно оптимального.

Обратите особое внимание на правильное освещение, которое должно быть легко регулируемым.

Помимо всех технических требований, предъявляемых к ИКТ и к их использованию, уголок должен соответствовать всем требованиям, предъявляемым к помещениям для дошкольников.

Если вы устанавливаете интерактивные доски, обратите особое внимание на высоту их размещения, которая должна позволять детям работать с досками самостоятельно. Хорошо продумайте размещение проектора и направление его луча.

Установите правила пользования для коллег, но прежде всего для детей (такие же, какие вы, возможно, ввели для других уголков, другого оборудования или определенных ситуаций). Сделайте эти правила ясными, видимыми и понятными не только детям, но и их родителям.

Содействуйте профессиональному развитию персонала

Не ждите того, что вы сами и ваши коллеги-педагоги освоите ИКТ за несколько дней на курсах повышения квалификации. Имейте в виду: профессиональное овладение ИКТ - непрерывный процесс личностного развития на протяжении жизни.

вышению. Если необходимо, подумайте об эффективных способах усиления их мотивации.

Разработайте личную стратегию планирования, наблюдения и оценки долгосрочного процесса повышения квалификации ваших сотрудников.

Постарайтесь создать и поддерживать в вашем учреждении ДО атмосферу образовательного сообщества, в котором люди ценят знания, ежедневно учатся друг у друга и поддерживают друг друга.

Если ваша организация участвует в каком-либо более крупном проекте, это может существенно помочь делу: в рамках таких проектов распространены программы повышения квалификации всех педагогов.

Как указано в докладе Новозеландского совета образовательных исследований (New Zealand Council for Educational Research, 2004), успешные подходы к эффективному повышению квалификации педагогов в ИКТ имеют следующие особенности, которые нужно учитывать при выборе программ обучения ИКТ для ваших педагогов. Как правило, такие курсы повышения квалификации:

вовлекают педагогов в постановку задач, планирование повышения квалификации и профессиональной переподготовки;

проходят в рабочих классах;

предусматривают сотрудничество в малых группах;

опираются на имеющиеся у педагогов знания и опыт;

основаны на конкретном проекте, в рамках которого педагоги планируют осуществлять свою деятельность;

увязаны с педагогической теорией;

предоставляют время и возможности для экспериментов и размышлений о новом опыте;

предусматривают обучение навыкам использования ИКТ исходя из реальной потребности.

В структуре программ повышения квалификации в области ИКТ для дошкольного образования можно выделить различные направления и уровни планируемых результатов:

программы овладения базовыми навыками работы на компьютере с применением основных инструментов для коммуникации, написания сообщений, просмотра Интернета и т.д.;

программы, направленные на овладение расширенными навыками использования ИКТ, в том числе различными инструментами самовыражения и коммуникации;

программы повышенного уровня , как правило, сочетающие модули освоения различных ИКТ по выбору с изучением новых педагогических подходов;

программы обмена инновационным опытом , предназначенные для лидеров, работающих в дошкольном образовании, и предусматривающие стажировки в самых передовых учреждениях ДО.

Для педагогов консультации друг с другом, обсуждение приемов преподавания и обмен этими приемами, наблюдение за работой коллег с детьми, стимулирование коллегиальности и поддержки, содействие качественному преподаванию - стратегия профессионального развития.

В связи с этим приобретение базовых и расширенных навыков предусматривает такие формы обучения, как:

разовые модули, проводимые вне учреждения ДО, в течение нескольких часов, одного дня или нескольких рабочих дней;

регулярные курсы, проводимые в течение определенного периода раз в неделю или раз в месяц;

регулярные внутренние курсы, организованные в вашем учреждении ДО; самостоятельное обучение;

взаимное обучение коллег в рамках учреждения ДО.

Навыки повышенного уровня (по выбору) и обмен инновационным опытом лучше формировать в рамках учебных мероприятий:

семинары и открытые занятия, организуемые одним учреждением ДО для демонстрации определенной деятельности, инструментов, приемов и т.д. коллегам из других детсадов;

видеоконференции, дистанционные семинары, дискуссии по конкретным модулям, отражающим специфику использования ИКТ в учреждении ДО;

активное вовлечение педагогов в различные образовательные сети.

Интегрируйте, наблюдайте, размышляйте

Начните с самых простых методических приемов и минимального оборудования ИКТ уголка (с ис-

ИКТ в дошкольном и начальном образовании

пользования цифровой камеры, графических планшетов для рисования картинок или с использования программируемых игрушек).

Накопив некоторый опыт и проверив функциональность вашего ИКТ уголка, сосредоточьтесь на первых попытках интеграции ИКТ в разные виды деятельности, предусмотренные вашим учебным планом. Уровень интеграции будет постепенно повышаться, и вы будете использовать ИКТ для поддержки основных целей той или иной деятельности все эффективнее:

Используйте разнообразные сценарии и способы организации работы группы детей.

Постарайтесь описать полученный опыт использования новых ИКТ и проанализируйте переход к новым способам и педагогическим приемам для более успешного достижения поставленных целей.

Развивайте свое педагогическое мастерство, как и способы документирования вашей работы в группе - для детей и их родителей, но и в целях более глубокого анализа и оценки полученных результатов. Как и при других действиях, делайте это совместно с коллегами.

Интегрируйте все больше инструментов и средств ИКТ, расширяйте арсенал возможностей, сценариев и форм работы.

Используйте ИКТ при работе с детьми и в помещениях и на улице.

Развивайте навыки интеграции ИКТ в деятельность целой группы (разбитой на команды).

Учитесь наблюдать, как дети развивают свои способности в использовании ИКТ. Наблюдайте за тем, как им удается использовать ИКТ в своем развитии во всех проявлениях.

Размышляйте о достижениях и совершенствовании, наблюдайте за развитием группы в целом, команд и отдельных детей. Совершенствуйте практику рефлексии.

Постоянно собирайте лучшие образцы своей деятельности, например, в форме электронного портфолио. Эти документы потребуются коллегам, родителям и вам самим для углубленного анализа и планирования дальнейшего развития.

Для того чтобы лучше понимать роль, надлежащие форматы и выгоды интеграции ИКТ в процесс обучения в ДО, необходимы постоянные исследования. Наряду с учеными, занимающимися теоретическими проблемами образования, педагоги-практики ДО могут внести значительный вклад в виде повседневных наблюдений и размышлений об опыте детей, а также в виде оформленных результатов собственных исследований.

Постройте партнерские отношения и сети

Организуя новаторский процесс, не оставайтесь в одиночестве. Стройте сообщества практиков, сеть людей, объединенных одинаковыми целями, настроениями и проблемами (или включайтесь в такие сообщества). Формируйте различные партнерские и сетевые отношения. В пределах вашего учреждения ДО на основе построения, расширения знаний и обмена ими инициируйте и поддерживайте сотрудничество педагогов вашей организации. Они должны поверить в трансформацию, идентифицировать себя с ней и поддерживать ее. Обычно это означает, что учителям придется больше работать, и хотя трансформация создает проблемы, она также генерирует мотивацию собственного развития.

Пытайтесь формировать (лично или в группе) ясные представления о будущем и планы развития, порождающие новые подходы к обучению с помощью ИКТ. Выстраивайте сотрудничество с родителями ваших учеников на основе объединения усилий, так как любое изменение оказывается невозможным до тех пор, пока вы не добьетесь одобрения и поддержки родителей. Необходимо объяснить им смысл ваших идей и целей. Узнайте, что делают дети с ИКТ дома, и попытайтесь использовать эту информацию в дошкольном учреждении. Позднее вы сможете оказывать влияние на выбор родителей в вопросах «домашней политики ИКТ». Учитесь у родителей и одновременно учите их. Подумайте о различных формах кооперации с родителями.

Поддерживайте общение и сотрудничество с другими специалистами по образованию (на основе обмена опытом, накопления и распространения знаний), другими организациями ДО. Учитесь у них и одновременно учите их. Если можно, делитесь своим опытом, всеми ресурсами преподавания (учения), созданными вашими педагогами. Укрепляйте сотрудничество с местными органами управления образованием. Старайтесь установить отношения сотрудничества с научно-исследовательскими учреждения-

ми, которые активно занимаются применением ИКТ в дошкольном образовании. Такое сотрудничество даст вам интересные связи и научно-методическую помощь, возможность принимать участие в проектах, найти ИКТ по совету специалиста.

Сотрудничайте с начальными школами, куда пойдут дети из вашего учреждения ДО. Такая командная работа будет взаимовыгодной.

Планируйте дальнейшее развитие

Являясь лидером столь важной трансформации, вы должны заглядывать в будущее, за пределы сегодняшних проблем, и проектировать общий вектор развития.

Внимательно наблюдайте за тем, как интеграция ИКТ меняет климат в группах, как развиваются отношения и способы общения между вами и вашими учителями, как они сотрудничают друг с другом в новых условиях. Постоянно наблюдайте за процессом в целом, размышляйте над всеми его аспектами, оценивайте их и планируйте следующие шаги.

Изучайте актуальные тенденции в дошкольном образовании, особенно в применении ИКТ. (а) Читайте специальную литературу по этой теме. (б) Будьте активными участниками общения с другими учреждениями ДО и педагогами-новаторами. Во многих странах в настоящее время считают, что передовой опыт в деле применения ИКТ сосредоточен не в университетах или в центрах подготовки педагогов ДО, а в инновационных учреждениях ДО. Таким образом, самым удобным способом распространения этого опыта является организация открытых мероприятий, их посещение в других учреждениях ДО. (в) Описывайте свой опыт. Если вы хотите ознакомиться с результатами работы других педагогов ДО, напишите о собственных идеях и успехах, поделитесь ими, распространите их.

В ходе применения ИКТ многие учреждения ДО даже не знают о существовании ряда новых ИКТ. Подумайте, какие виды средств ИКТ используют в вашем учреждении ДО, а какие нет.

Задайте себе вопросы:

Что выиграют ваши дети от расширения спектра ИКТ?

Какие новые формы интеграции ИКТ мы могли бы принять, какие новые формы управления группой (сценарии) могли бы мы применить?

Каковы самые серьезные препятствия, которые нам надо преодолеть?

Как можно избежать этих препятствий или уменьшить их?

Хорошо ли развиваются наши партнерские отношения и сети?

Заметна ли наша работа всем, кто интересуется ею?

Достаточные ли площади выделены в вашем учреждении под ИКТ, например, ИКТ уголки?

Можно ли улучшить эти помещения в функциональном отношении?

Можете ли вы сделать их безопаснее, интереснее, более соответствующими вашим образовательным целям?

Можно ли использовать ИКТ так, чтобы поддержать новшества, которые каким-то образом надо отразить в учебном плане ДО?

Модели интеграции ИКТ в дошкольное образование

Потенциал ИКТ для детей младшего возраста может быть продуктивно использован, только если новые технологии интегрированы в детское дошкольное образование наряду с другими видами повседневной деятельности, но не замещают их.

Педагоги и лица, принимающие решения, заинтересованы в том, чтобы понять положительную роль ИКТ в воспитании и образовании детей дошкольного возраста. К сожалению, в данной области было проведено лишь небольшое количество систематических исследований. Ключевыми областями дошкольного образования, которым могут помочь ИКТ, являются:

общение и сотрудничество;

когнитивное развитие детей;

ИКТ в дошкольном и начальном образовании

развитие творческих способностей детей;

использование в развитии сюжетно-ролевых игр;

формирование установок и выработка навыков учения.

Для того, чтобы ИКТ внесли позитивный вклад в дошкольное образование, они должны использоваться в соответствии со свойственными им наиболее эффективными методами обучения. Это применение должно поддерживать их творческую активность и уверенность в своих силах (Хайес и Уайтбред, 2006 г.).

Хотя в этой области еще не хватает опыта и значимых открытий, уже сейчас мы можем сделать вывод о том, что использование потенциала ИКТ в комплексном развитии детей требует полной интеграции новых технологий в повседневный игровой процесс и учебную деятельность. Не стоит просто добавлять их к уже имеющемуся оборудованию в качестве новых игрушек и пособий.

В ведущих инновационных центрах ДО компьютеры и другие ИКТ являются частью учебного процесса наряду со многими другими видами деятельности. Новые цифровые технологии не должны рассматриваться в качестве элемента, замещающего традиционную практику. В любом случае использование ИКТ не должно происходить за счет каких-либо видов деятельности на открытом воздухе или в закрытом помещении. Физические упражнения и подвижные игры (бег, лазание, прыжки), использование

игрушек на колесах, игрушек-конструкторов способствуют развитию общей моторики (Сирадж-Блэтчфорд и Уайтбред, 2006 г.).

Проектирование внедрения ИКТ в дошкольное образование может быть рассмотрено с нескольких моделях.

«Макроперспектива». Эта модель ориентирована на политику ИКТ для ДО в различных видах образовательных стандартов. Разумеется, зачастую государственная политика развивается только после того, как некоторые отдельные и исключительно инновационные центры ДО демонстрируют определенный опыт и таким образом привлекают внимание к новым возможностям, которые используются для широкого распространения.

Модель «Центр развития». Эта модель работает на региональном или районном уровне. Например, инновационная инициатива нескольких учреждений ДО в одном сообществе или в определенной области, управляемой соответствующей администрацией по образованию или учебным заведением. Преимущество заключается в том, что все задействованные учреждения тесно связаны (в географическом или партнерском смысле) и обычно имеют схожие условия и взаимодействуют ради совместного обучения и стимулирования друг друга.

«Микроперспектива». В дошкольном образовании это самый важный уровень из всех, где происходит весь процесс интеграции. На этом уровне аккумулируется

большая часть практического ноу-хау в использовании ИКТ, и можно выделить пять ключевых аспектов развития.

Модель «Микроперспектива» включает в себя обязательные составляющие, описанные ниже. Участники. В то время как дети, учителя, руководители учреждений ДО и начальной школы, образова-

тельные структуры являются очевидными участниками этого процесса, крайне необходимо организовать тесное сотрудничество с родителями, а также вовлечь их в процесс преобразования. Позже мы рассмотрим другой жизненно важный аспект, касающийся учителей, а именно, их сопутствующее профессиональное развитие.

Стимулы. Этот аспект был детально рассмотрен в предыдущем разделе: мы понимаем важность дошкольного образования и признаем огромный потенциал ИКТ при достижении целей, соответствующих ожиданиям и требованиям XXI века.

Разнообразие ИКТ. Было бы ошибкой интерпретировать концепцию ИКТ в образовании как компьютеризацию или обучение пользованию компьютером . Напротив, мы должны особо выделить тот факт, что ИКТ включают в себя широчайший набор цифровых инструментов, условий работы и процедур, которые могли бы использоваться для комплексной поддержки всех областей, связанных с развитием детей. При планировании ИКТ оборудования следует учитывать такую всеобъемлющую цель и детально рассматривать так называемое соответствие развития нашего выбора (см. следующий раздел).

ИКТ пространство. Важной проблемой является организация пространства с ИКТ не только непосредственно в помещении, в специально отведенном месте, но использовать мобильные инструменты (камеры, планшетные ПК и т.д.) на свежем воздухе.

Управление учебной ИКТ средой. Необходимо разработать, внедрить и оценить продуктивное управление ИКТ деятельностью в детской группе, встроить ИКТ в рабочие планы для отдельных малых групп детей, больших групп и целых классов. Управление классом также включает проблемы безопасности.

Уже существуют веб-сайты учреждений ДО, где представлен опыт, знания и практики, которыми делятся педагоги с местными специалистами и международным сообществам. Они обычно четко излагают свой процесс обучения и стратегию развития, стратегию ИКТ, включая проблемы безопасности; иногда они предлагают экспертизу или сотрудничество, различные ресурсы, методики и т.д.

В качестве примера, мы можем посетить сайт детского центра Homerton в Великобритании (www.homerton.cambs.sch.uk ). Опыт, накопленный на этом веб-сайте, может быть крайне полезен для тех, кто в настоящее время формирует свои государственные стратегии ИКТ в ДО или формулирует роль ИКТ в дошкольном обучении и игровых видах деятельности (www.ictearlyyears.e2bn. org/gallery.html ).

Вопросы реализации моделей интеграции ИКТ в дошкольное образование

Безопасность. В то время как множество педагогов указывают на разнообразные и эффективные формы интеграции ИКТ в игры и обучение дошкольников, многие специалисты по дошкольному образованию выказывают озабоченность в связи с безопасностью. И несмотря на то, что в большинстве случаев нет основания для беспокойства, многие авторы и специалисты согласны с необходимостью осведомленности педагогов ДО о спорах, ведущихся вокруг использования ИКТ

в обучении детей младшего возраста, и осознании необходимости заботы о здоровье и развитии. Согласно (Байрон, 2008 г.), (Новозеландский совет образовательных исследований, 2004 г.)

и (Стивен и Плауман, 2003 г.) большинство вопросов безопасности можно классифицировать по группам:

негативное физическое воздействие,

степень поддержки процесса обучения, а также когнитивное, социальное и эмоциональное развитие детей,

воздействие вредного содержания,

вытеснение ИКТ важной игровой и обучающей деятельности.

Мы должны принимать во внимания эти вопросы. Однако, большинство авторов, которые предупреждают нас обо всех рисках и опасностях, часто имеют ввиду уединенную игру в компьютерные игры и могут не иметь фактического понимания современных тенденций во многих инновационных учреждениях ДО. Как сказано у Адамс и Бриндли (Хайес и Уайтбред, 2006 г.), модель пассивного ребенка перед монитором сохраняется до тех пор, пока его не включат во взаимодействие с какой-либо формой

Консультация для педагогов

«Применение ИКТ в игровой деятельности»

Невозможно представить современную жизнь без информационных ресурсов. Современный мир требует владения компьютером не только в начальной школе, но и в дошкольном детстве. На сегодня ИКТ значительно расширяют возможности родителей, педагогов и специалистов в сфере раннего обучения. Грамотное использование компьютера позволяет наиболее полно и успешно реализовать творческие способности ребенка.

В ходе игровой деятельности с использованием компьютерных средств у дошкольника развивается мышление, воображение и другие качества, которые ведут к резкому повышению творческих способностей. По сравнению с традиционными играми, игры компьютерные обладают рядом современных новшеств:

Информация на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;

Движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;

Проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей;

Ребенок сам регулирует темп и количество решаемых игровых задач;

В процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе;

Позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни

Компьютерные игры помогают закрепить знания, умения и навыки, полученные в процессе обучения, их можно использовать в индивидуальной работе.

Во всех играх есть свои герои, которым нужно помочь выполнить задание. Таким образом, компьютер помогает развить не только интеллектуальные способности ребенка, но и воспитывает волевые качества, такие как самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость, а так же приобщает ребенка к сопереживанию, помощи героям игр, обогащая тем самым его отношение к окружающему миру.

Работа с интерактивной доской позволяет по-новому использовать в образовательной деятельности дидактические игры и упражнения, коммуникативные игры, проблемные ситуации, творческие задания. Использование интерактивной доски в совместной и самостоятельной деятельности ребенка является одним из эффективных способов мотивации и индивидуализации обучения, развития творческих способностей и создания благоприятного эмоционального фона.

Применение интерактивной доски в детском саду позволяет развивать у детей способность ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими навыками работы с информацией, развивает разносторонние умения, что способствует осознанному усвоению знаний дошкольниками и повышает уровень готовности ребенка к школе.

Использование ИКТ в игровой деятельности обусловлено необходимостью значительных перемен в системе дошкольного образования.

Анкета для воспитателей ИКТ.
При работе с таблицей Вам нужно в столбце «Ответ» поставить знак + напротив правильного ответа. Правильных ответов может быть несколько. За каждый правильный ответ начисляется 1 балл. Максимальное количество баллов – 20
№ п/пВопрос Варианты ответов Верный ответ
1 Расшифруйте аббревиатуру ИКТ а) информационные и коммуникационные технологии б) информационно-компьютерные
технологии в) информационные коллективные
технологии 2 Расшифруйте аббревиатуру ЭОР а) электронные
образовательные
результаты б) электронные
образовательные ресурсы 3 Расшифруйте аббревиатуру ЦОР а) централизованные образовательные ресурсы б) целенаправленные образовательные результаты в) цифровые
образовательные ресурсы 4 Верно ли указан адрес сайта для воспитателей ДОУ?
http://dohcolonoc.ru/а) да б) нет 5 Верно ли утверждение:
«ИКТ (информационные и коммуникационные технологии) – это широкий спектр цифровых технологий, используемых для создания, передачи и распространения информации, а также для оказания услуг (сотовая связь, электронная почта, Интернет, компьютерное оборудование и др.)? а) да б) нет 6 Верно ли утверждение: «ЭОР (электронные образовательные ресурсы) – специальным образом сформированные блоки разнообразных информационных ресурсов, предназначенные для использования в образовательном процессе, представленные в электронном (цифровом) виде и функционирующие на базе средств ИКТ»? а) да б) нет 7 Верно ли утверждение: «Информационные и коммуникационные технологии значительно расширяют возможности родителей, педагогов и специалистов в сфере дошкольного образования»? а) да б) нет 8 Верно ли утверждение: «Педагоги ДОУ должны владеть ИКТ-компетенциями, необходимыми и достаточными для реализации ФГОС дошкольного образования»? а) да б) нет 9 Какими знаниями и умениями должен обладать воспитатель ДОУ в соответствии с требованиями к должности воспитателя, предусмотренными в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»? а) основы работы с текстовыми редакторами б) основы работы с электронными таблицами в) основы работы с электронной почтой и браузерами г) основы работы с мультимедийным оборудованием 10 В каких направлениях могут быть использованы ИКТ? а) при организации образовательного процесса с детьми б) при взаимодействии с родителями в) в процессе методической работы 11 Верно ли утверждение: «ИКТ помогают объяснить ребенку в доступной форме то, что непонятно ему на словах» (например, показать, что такое круговорот воды в природе)? а) да б) нет 12 Верно ли утверждение: «ИКТ нельзя совмещать с игровой деятельностью детей»? а) да б) нет 13 Верно ли утверждение: «Текстовые ЭОР содержат преимущественно текстовую информацию»? а) да б) нет 14 Верно ли утверждение: «Звуковые ЭОР содержат цифровое представление звуковой информации в форме, допускающей ее прослушивание»?
а) да б) нет 15 Верно ли утверждение: «Сетевые ЭОР доступны потенциально неограниченному кругу пользователей через телекоммуникационные сети»? а) да б) нет 16 Верно ли утверждение: «Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке»? а) да б) нет 17 Как называется экскурсия, которую можно провести с помощью средств ИКТ? а) информационная б) виртуальная в) электронная 18 Как называется устройство, предназначенное для вывода на экран текстовой и графической информации? а) клавитураб) мышка в) монитор 19 Как называется устройство фиксации на бумаге информации, найденной в сети Интернет или созданной педагогом или ребенком? а) клавитураб) принтер в) монитор 20 На что нужно обращать особое внимание для профилактики заболеваний при работе с компьютером? а) на профилактику нарушения зрения б) на профилактику нарушения осанки в) на профилактику заболеваний кистей рук