Как выбрать диски для машины. Колесные диски: что нужно знать при выборе

→ Как выбрать диски для автомобиля?2011-08-25

Автодиск - это центральная часть колеса, благодаря которой оно «садится» на ступицу. Современные производители предлагают огромный ассортимент этих изделий. Как выбрать диски для авто правильно? Попробуем ниже разобраться в этом вопросе.

Один из важнейших показателей, на которые нужно ориентироваться при выборе дисков - материал, из которого они изготовлены. Немаловажную роль играют и технологии, в соответствии с которыми произведены колеса.

Появились на рынке самыми первыми. Их название точно отражает технологию, по которой они производятся. Именно так и происходит: берут лист стали, помещают под специальный пресс, и штампуют диск, примерно как чеканят монеты.

Штампованные диски для авто обладают следующими преимуществами:

  • Высокая надежность. Сталь, из которой изготовлены эти диски, не является хрупким материалом. Если колесо получит «травму», то оно деформируется, но его целостность, скорее всего, не нарушится. Чаще всего его можно будет легко поправить в мастерской.
  • Низкая стоимость. Технология производства достаточно проста, поэтому такие колеса стоят недорого.

Штампованные диски, как более надежный и дешевый вариант, часто устанавливаются в составе заводских комплектаций разных автомобилей.

Если Вы думаете о том, какие диски лучше выбрать , то Вам стоит знать и об основных недостатках штамповки:

  • Стальные штампованные колеса отличаются высокой массой. Это не лучшим образом влияет на динамические показатели колеса, торможение.
  • Высокая подверженность коррозии. Стальные диски начинают относительно быстро ржаветь, теряя и свой привлекательные внешний вид, и прочностные качества.
  • В отношении дизайна штамповка проигрывает всем остальным видам колес. Технология не позволяет экспериментировать с формами.

За последнюю пару десятилетий набрали высокую популярность. Обычно их изготавливают из легких сплавов алюминия. Применяют иногда производители и магниевые сплавы, но последние имеют существенные недостатки, поэтому не нашли широкого применения.

Неоспоримые преимущества литых дисков:

  • Небольшая масса. Благодаря этому улучшены динамические характеристики, снижены нагрузки на тормозную систему.
  • Большой ассортимент дизайнов. Фантазия производителя ограничена только необходимостью придания колесам соответствующих прочностных характеристик.
  • Хорошая сбалансированность. Обычно необходимость в балансировке во время установки таких колес минимальна. Качественные формы для литья позволяют добиваться высокой геометрической точности.

Перед тем как выбрать литые диски , стоит учесть и их недостатки:

  • Высокая хрупкость. Во время ударов на литых колесах практически никогда не образуются вмятины. «Травмы» грозят сколами и трещинами. А иногда диск может и совсем расколоться на части. В большинстве случаев после этого колеса уже не могут быть отремонтированы. Современные производители стараются справиться с этой проблемой, применяя современные технологии.
  • Высокая стоимость. Часто она зависит от сложности дизайна колес. Цены на элитные тюнинговые модели могут быть совсем запредельными.

Какие литые диски лучше купить ? Этот вопрос достаточно риторичен. В последнее время на рынке появилось много производителей. Есть хорошие бренды западного и азиатского происхождения.

Кованые диски имеют преимущества по сравнению с литыми и штампованными:

  • Благодаря специальным технологиям производства металл, из которого состоит колесо, имеет слоистую структуру. Это повышает его прочность. Кованый диск даже прочнее подвески.
  • Современная технология ковки позволяет экспериментировать с дизайном. В данном отношении кованые диски не уступают литым.

Самым большим недостатком ковки является ее цена. Обычно такие диски стоят настолько дорого, что их нецелесообразно покупать даже ради дополнительной прочности.

С целью уменьшения стоимости современные производители предлагают диски, при изготовлении которых применено сочетание разных технологий. Например, центральная часть отлита, а обод изготовлен методом раскатки, напоминающим ковку.

Как выбрать литые диски для автомобиля?

Если мы посмотрим в инструкцию по эксплуатации любого автомобиля, то мы увидим, что производитель указал в ней соответствующие размеры колес. Эти цифры - первое, на что нужно ориентироваться при выборе колесных дисков.

Если Вы думаете о том, какие диски выбрать для авто , то Вам стоит ориентироваться на следующие показатели:

  • Диаметр и радиус. Радиус измеряется в дюймах и обозначается буквой R. Например, R17 - радиус диска 17 дюймов.
  • Ширина обода. Это показатель, который должен сочетаться с соответствующей шириной профиля шины. Если водитель выбирает диск с более широким ободом, то есть вероятность того, что он будет задевать за тормозной диск.
  • Сверловка (разболтовка) - это радиус воображаемой окружности, которая проведена через центры крепежных отверстий. Обычно рядом указывается вторая цифра - число крепежных отверстий.
  • Вылет. Показатель, характеризующий смещение центральной части диска относительно плоскости, которая делит его вдоль пополам. Вылет может быть нулевым, положительным или отрицательным. Он напрямую влияет на ширину колесной базы.
  • Посадочный диаметр - это диаметр отверстия, которым диск надевается на ступицу. Он ни в коем случае не должен быть меньше - это не позволит монтировать диск. Если же отверстие больше, то зазор можно исправить при помощи проставочных колец. Но и здесь есть опасность. Если параметры колеса не соответствуют оригинальным, и оно устанавливается вместе с проставочными кольцами, то это обычно дает дилеру право отказать в гарантийном обслуживании машины.

Всем перечисленным параметрам для автомобиля полностью соответствуют оригинальные диски . Для Вашей машины оригинальными будут те колеса, которые идут в заводской комплектации, и типоразмеры которых указаны в инструкции по эксплуатации. Если Вы решили изменить какие-то размеры дисков и шин, то Вам обязательно стоит проконсультироваться со специалистами.

Стоит ли покупать диски «Реплика»?

Если Вы планируете сменить колесные диски, то у Вас есть два варианта:

  • Выбрать модель от любого из представленных на рынке брендов, предварительно убедившись в том, что размеры выбранного Вами колеса соответствуют штатным.
  • Приобрести диски «Реплика» - точные копии колес из заводской комплектации.

Диски «Реплика» - это не название бренда или производителя. Они выпускаются разными компаниями по всему миру. Главные заводы находятся в Италии, Турции, Китае. Их объединяет одно - точное соответствие всех параметров оригинальным. Это те же оригинальные диски с теми же типоразмерами, с тем же дизайном и даже с логотипом автопроизводителя в центре. Проблема в том, что происхождение таких колес не всегда понятно, а это порождает сомнения в уровне качества. Единственная возможность купить диски, которые будут иметь все необходимые характеристики - обратиться к надежному продавцу. Например, на нашем сайте представлены диски «Реплика», в уровне качества которых мы полностью уверены.

Как выбрать диски для внедорожника?

Если Вас интересует вопрос о том, как выбрать диски для кроссовера , то здесь все практически так же, как и с легковыми автомобилями. Но следует учитывать и специфику машины:

  • Для поездок по городскому асфальту подойдут литые диски.
  • Если же часто приходится покорять просторы бездорожья и путешествовать по неровным грунтовым дорогам, особенно при высокой загрузке автомобиля, то лучше отдать предпочтение штамповке.

Какие диски выбрать для авто на лето и зиму?

В большинстве регионов России изменения климата в течение года весьма существенны. Поэтому рекомендуется иметь два комплекта шин и дисков: на лето и на зиму.

Если Вы любите стильные литые диски, то их вполне можно приобрести на лето. Зимой стоит устанавливать на автомобиль штампованные диски. На первое место выступает надежность. А литые диски во время сильного удара могут расколоться.


Обеспечение безопасности на дороге – основная задача, которая стоит перед каждым автолюбителем. Поэтому на первое место для автовладельца становится выбор в пользу надежного авто, забота о его исправном техническом состоянии, соблюдение ПДД. Одним из важных, а иногда и ключевым моментом и залогом комфортной и безопасной езды, сокращения затрат на обслуживание и заправку автомобиля...

Как выбрать колеса для автомобиля, чтобы повысить комфорт и безопасность, а также раскрыть потенциал авто? Таким вопросом задается каждый водитель.

Основные элементы колеса

Автомобильное колесо состоит из двух основных элементов. Это колесный диск и шина, грамотный подбор которых позволит значительно улучшить эксплуатационные характеристики машины.

Выбор дисков

С заменой колесных дисков, как правило, автолюбители сталкиваются реже, чем с заменой резины, которая осуществляется обычно дважды в год (по сезону). Однако необходимость в замене дисков, все же, иногда возникает.

Диск представляет собой основу, опору, а потому критерием его выбора становится максимальная надежность: прочность, устойчивость к деформациям, износу, коррозии.

Самым недорогим вариантом представляются штампованные или стандартные сварные металлические диски. В большинстве случаев такой вариант идет в базовой комплектации авто. Они отличаются довольно высоким весом, что само по себе не представляется преимуществом, ведь увеличивает расход топлива, создавая дополнительные нагрузки, достаточно легко деформируются при высоких нагрузках и быстро корродируют при частом контакте с влагой. А потому для агрессивного стиля езды и эксплуатации авто в условиях бездорожья – не лучший вариант.


Бюджетный выбор колес для автомобиля

К тому же, колесо – это существенный элемент общей эстетики авто, и «штамповки» здесь сильно проигрывают более привлекательным вариантам. Единственными достоинствами сварных стальных дисков выступают невысокая цена и ремонтопригодность (поврежденный деформированный диск можно прокатать в автомастерской).

Легкосплавные диски отличаются эстетической привлекательностью и рядом высоких технико-эксплуатационных свойств. Они легки, стойки к коррозии и деформациям, обеспечивают снижение расхода топлива и лучшую маневренность.

Различают литые и кованые диски. Первые представлены многообразием внешнего исполнения и относительно недорого стоят. Однако восстановлению такой диск не подлежит, потребуется замена.


Вторые – самые высокотехнологичные, прочные (скорее подвеска выйдет из строя, чем деформируется диск), однако и дорогие. Правда, из-за сложности технологического процесса и множества механических операций, кованые легкосплавные диски не отличаются особой вариабельностью дизайна.


Принимая решение о покупке комплекта, стоит учесть, что выбор колес для автомобиля необходимо осуществлять исходя из рекомендаций, которые дает производитель авто по оптимальным и допустимым размерам дисков. Диапазон вариантов незначителен, и наиболее подходящим и эффективным считается размер колес, устанавливаемый заводом-изготовителем.

Выбор резины

Другое дело – выбор шин. Протектор покрышек обеспечивает контакт колеса с поверхностью дороги, которая может быть в различном техническом состоянии, с различным рельефом, мокрой, скользкой, каменистой, теплой, промерзшей и т.д.

Устанавливаемые на авто шины должны максимально удовлетворять условиям и специфике эксплуатации автомобиля.

Подбор автошин производится с учетом размеров установленных на авто колесных дисков. Если есть сомнения относительно того, как выбрать колеса для автомобиля, подбирая отдельно диски и покрышки, то верным и безопасным решением может стать покупка комплекта колес в сборе. В таком случае можно быть уверенным в том, что шина четко соответствует параметрам диска. Кроме того, такие колеса уже прошли балансировку и пригодны к началу эксплуатации.

Автомобильная шина классифицируется по признаку сезонности:

  • летняя резина, состав и особенности структуры и рисунка протектора которой направлены на наилучшие сцепные свойства шины с дорогой в теплый период года, а также эффективный отвод влаги из пятна соприкосновения;
  • зимняя резина – максимально адаптированная к условиям холода, снега, льда;
  • всесезонная резина – считающаяся универсальным вариантом, однако спорным и проигрывающим в эффективности летней и зимней резине (хотя производители постоянно борются за повышение ее качества и свойств).

Выбор колес для автомобиля производится с учетом того, чтобы шина в итоге не задевала защиту колесных арок, оставляя достаточный зазор. Поэтому при установке дисков, больших по размеру от стандартных, к ним, как правило, подбирается низкопрофильная резина, а к меньшим – высокопрофильная.

Также можно поэкспериментировать с шириной. Для условий лета (теплого дорожного полотна, пыли и дождя), важно обеспечить достаточную площадь соприкосновения, тем самым автомобиль будет уверенно и цепко «держаться» за дорогу. Многие автолюбители «переобувают» свое авто на лето в более широкую резину.

Зимние дороги, часто заснеженные, представляются колоссальным испытанием для авто. Задача номер один – обеспечить эффективную езду в условиях необходимости буквально «выгребать» из сугробов. С этим лучше справляются более узкие шины. По этой причине иногда меняются и диски на меньшие по размерам.

Шинный калькулятор

В выборе подходящей по параметрам резины начинающему автолюбителю поможет шинный калькулятор, воспользоваться которым можно бесплатно на сайте специализированного интернет-магазина колесных дисков и шин.


Подбирая резину по сезону, стоит принять во внимание рейтинг марок и моделей, определиться с бюджетом. Однако цена не должна становиться первоочередным критерием отбора.

В целом высота профиля резины подбирается не только исходя из параметров диска, но и состояния дорожного полотна (или его отсутствия) и стиля вождения:

  • Высокий профиль дополнительно защищает колесо от деформации и разбортировки в условиях бездорожья и плачевного состояния дорожного полотна, а также на поворотах, однако не в лучшую сторону сказывается на управляемости.
  • Низкопрофильная резина – выбор при агрессивном стиле вождения, обеспечивает отличное сцепление, устойчивость и маневренность колес и автомобиля. Но использовать ее стоит на хороших или, по крайней мере, удовлетворительных дорогах. Это поможет снизить риск ДТП.

Форма подбора шин

Специально, чтобы вам было легко выбрать подходящие шины для своего автомобиля, мы разработали удобнейшую форму подбора шин.

С помощью этой формы вы сможете подобрать модель, подходящую именно вашему автомобилю. Итак, теперь вам будет проще определиться, какую летнюю резину лучше выбрать.

Диски это уникальный предмет, который меняет внешний вид автомобиля. Зачастую многие не разбираются во всех нюансах, критериях и особенностях выбора дисков для автомобиля.

Это связано с путаницей и отсутствием определенных знаний и умений, ведь нужно выбирать не только красоту, но и ширину, вылет, формы отверстий и др.

У каждого разные предпочтения. Каждый желает придать свое понимание красоты, подчеркнуть его особенности, вывести из серой массы.

Но одного желания недостаточно. Из статьи вы узнаете, как выбрать диски на автомобиль.

Виды дисков

Всего в автомобильном мире существуют две категории материала из которого изготавливаются автомобильные диски:

  1. стальные;
  2. легкосплавные.

Стальные это штампованные диски, в основном дешевый и практичный вариант. Дешевый, качественный, продаваемый продукт, которым оснащают заводские типы колес.

Из плюсов можно отметить:

  • легкую восстанавливаемость;
  • отличную прочность.

Однако есть и минусы:

  • изготовление не точное;
  • необходима частая балансировка;
  • большой вес;
  • отсутствие дизайна и стиля.

Антиподом являются легкосплавные диски. Превосходя все параметры, радует присутствием разнообразия имиджа.

Они легко окрашиваются, имея множество оригинальных цветовых оттенков.

Точность производства оставляет позади стальной тип, славясь точностью и отводя тепло от тормозов.

Формы и диаметр играют ключевую роль, ведь каждый комплект имеет свою уникальность.

Легкосплавные диски могут быть:

  • кованые,
  • литые.

Говоря про литые автомобильные диски, можно отметить зернистую структуру металла.

Поездив, по бездорожью или многочисленным городским ужасным дорогам появляются микротрещины, из-за которых диск может попросту лопнуть.

Кованые диски отличаются своей прочной структурой, поэтому при выборе кованных или литых дисков стоит учитывать дорогу, по которой будет ездить машина.

Маркировка на каждом диске существует для определения всех его технических параметров. Это очень удобно и позволяет выбрать нужное, не ошибаясь.

Разберем все основные параметры.

Ширина обода

Расстояние в дюймах между краями обода.

Монтажный (посадочный) диаметр

Это размер посадочного обода колёсного диска под шину. В просторечии это тоже самое, что радиус диска.

Измеряется в дюймах.

Вылет диска

ET - Чаще всего называют вылетом или выносом и измеряется в миллиметрах. Чем он меньше, тем больше выступает наружу и наоборот.

Большой вылет начнет тереться об арку, подвеску или тормоза.

Не соблюдая соотношение выноса, способствует ухудшению устойчивости, снижению эффективности тормозов наряду с повышением чувствительности управления.

Расположение крепежных отверстий

PCD – число и диаметр расположения крепежных отверстий. Является самым важным параметром, особенно в определении количества отверстий.

Не все болты и крепежи могут оказаться одинаковыми, именно для этого производитель указывает две цифры 6х120. 6 количество крепёжных болтов, а 120 диаметр окружности крепёжных отверстий.

Диаметр посадочного отверстия

DIA – диаметр посадочного отверстия определяет диаметр для посадки колеса на ступицу.

Центрирующий выступ обязан совпадать с диаметром колеса.

Эти маркировки – основы, которые нужно знать перед покупкой понравившихся вам колёс.

Помните, допустив малейшую ошибку в расчетах или при самом отборе, вы можете попасть в ситуацию, когда само колесо попросту не подходит по размерам или ширине.

Дабы не допустить таких ошибок внимательно замеряйте и выбирайте нужные вам параметры.

При приобретении легкосплавных дисков важно помнить, что крепеж осуществляется специальными болтами, идущими в комплекте, либо отдельно.

Выполнять крепление нужно осторожно, чтобы не повредить колодки тормозов.

Так же в первую очередь стоит сверить посадочные размеры. Запросто может вылезти проблема в задевании элементов тормоза и суппортов, что очень плохо сказывается на езде.

Иметь один комплект колес стал не выгодным в связи с перебортовкой каждый погодный сезон. За 3-4 таких операции вы отдадите сумму равную новенькому комплекту.

При каждой перебортовке появляются микротрещины, которые со временем могут отрицательно сказаться на эксплуатации автомобиля.

Да и очередь в шиномонтажную не всем нравится.

У вас возникли вопросы, жалобы или вы хотите оставить свой позитивный отзыв, вы можете это сделать ниже! Оставляйте свои отзывы и предложения в комментариях!

Любому водителю рано или поздно придется лицом к лицу столкнуться с вопросом: как выбрать диски на автомобиль?

Когда это произойдет, никто не знает. В тот момент, когда ваши диски просто со временем придут в негодность и ремонт уже не поможет или когда вы утром обнаружите свое авто – не дай Бог! – на кирпичах вместо колес. Дабы не стать заложником ситуации, предлагаем вам заранее ознакомиться с данным вопросом вместе с нами.

Мы решили собрать для вас самую важную информацию воедино, чтобы вы смогли без труда купить диски для своего авто.

Вы знали, например, что такое отрицательный вылет диска или что обозначает 5,5J, 4*98, ET 52, R18? Давайте разберемся вместе: со всем и по порядку. Для начала, необходимо понять, какие есть виды дисков:

Штампованные

В данном случае название говорит само за себя, все штампованные диски на вид абсолютно одинаковые. Большинство автоконцернов ставят их на машины при сборке, а покупатели, в свою очередь, предпочитают экономить и не меняют их. Гораздо более бюджетный вариант – купить на штампованные диски колесные колпаки и украсить их внешний вид.

Безусловно, это самый недорогой вариант среди всех видов дисков и самый «не убиваемый». Этим дискам не страшны ямы, ухабы и разбитые дороги. В самом неблагоприятном исходе они погнуться, но этот вопрос решается на раз-два в ближайшем автосервисе.

К недостаткам, пожалуй, можно отнести вес. Они самые тяжелые среди всех вариантов, так как отливаются из стали.

Литые

Литые диски внешне выглядят гораздо привлекательнее штампованных и имеют различные варианты дизайна. Но за красоту придется раскошелиться вдвое больше.

Кстати, этот вид дисков уже куда менее прочный, так как изготавливается из алюминиевого или магниевого сплава. Если у вас литые диски, то ямы придется объезжать и быть бдительным на дороге, так как они попросту могут расколоться без возможности восстановления.

Однако благодаря своему стильному внешнему виду и небольшому весу находят множество поклонников среди автомобилистов.

Кованые

Кованые диски имеют ограниченное количество вариантов дизайна из-за технологии производства. Но выглядят при этом очень стильно! Стоят они немногим дороже литых, но при этом являются куда более прочными и легкими. Пожалуй, на данный момент это самый лучший вариант среди всех видов дисков, поэтому мы советуем не скупиться на лишнюю копеечку и выбрать именно такие «тапочки» на свой автомобиль. Они не бояться бездорожья, но вся сила удара при попадании в яму передается на подвеску.

Существует несколько параметров, по которым необходимо выбирать диски для вашего автомобиля:

    1) Посадочный диаметр
    2) Ширина диска
    3) Вылет диска (ET)
    4) Число и диаметр расположения крепежных отверстий (PCD)
    5) Диаметр центрального (ступичного) отверстия
    6) Форма крепежных отверстий
    7) Наличие хампов

Если вам еще не стало скучно и вас не одолевает желание закрыть эту статью, то давайте разберемся со всем просто и по порядку, потому что любой из этих параметров может повлиять на то, подойдут ли выбранные вами диски на ваш авто.

Посадочный диаметр – это самое основное и простое для понимания. Это диаметр выбранного вами диска. Измеряется в дюймах и имеет обозначение R. Например, R16.

Ширина диска . Тут название говорит само за себя. Обычно размер обозначается так же, как и посадочный диаметр в дюймах и обозначается буквой «J». Например, на диске, шириной 4,5 дюйма, будет обозначение 5,5J.

Вылет диска . Расстояние от плоскости крепления диска к ступице до наружней оси симметрии диска. Вылет бывает положительным, нулевым и отрицательным. Это зависит от положения наружней оси симметрии по отношению к плоскости крепления диска.

Число и диаметр расположения крепежных отверстий . Это основа крепления диска, так называемая «разболтовка», без этого никуда. Обозначается обычно сначала одной цифрой, указывающей на количество крепежных отверстий, а затем идет диаметр окружности, на которой они расположены.

Диаметр центрального (ступичного) отверстия . Так называется размер центрального отверстия. С помощью него диск «насаживается» на ось. Обязательно нужно обращать внимание на этот параметр, потому что в противном случае диск может просто не налезть на ступицу, и ваша покупка окажется напрасной.

Форма крепежный отверстий . Она важна с точки зрения типа болтов или гаек, на которые будет крепить диск. Форма болтов зависит от вида диска. Для штампованных дисков используются достаточно короткие болты с лишь слегка конической формой. Связано это с тем, что штампованный диск имеет минимальную толщину по сравнению с литыми и кованными. Для литых и кованных дисков необходимо выбирать болты длиннее и шире, поскольку они намного шире «штамповки». И не забудьте обратить внимание на форму отверстия на диске, поскольку она бывает конической, плоской и полусферической.

А теперь, уважаемые читатели, можете выдохнуть с облегчением, потому что мы подходим к завершению данной технико-физической лекции. Последний пункт:

8) Наличие хампов. Большая часть шин – бескамерная. И именно на них установлены хампы. Это выступы на наружной поверхности диска, которые служат фиксатором для шины. Если вы все-таки забудете об этом последнем пункте, не беда. Почти все современные диски подготовлены под бескамерные шины, и вероятность, что вы выберете диск без них, крайне мала.

Напоследок мы подготовили приятную новость. Если вы быстро пролистали статью и уже собрались закрывать вкладку, советуем прочитать наш финальный совет.

Если вы не хотите вдаваться в подробности и просто ищете легкий способ купить диски на ваш автомобиль, выбирайте большие онлайн магазины: большинство из них имеет удобный подбор нужный дисков по марке, модели или вин-коду вашего авто.

Если вы уже выбрали диски для вашего авто, то рекомендуем вам прочитать статью нашей редакции о выборе для ваших новых дисков.

Иногда некоторые начинающие автовладельцы сталкиваются с необходимостью замены диска – одного или нескольких, и эта задача на поверку оказывается более сложной, чем выглядит со стороны. И неудивительно: 4*108, 6J, ET47, Dia 63.3, R15 – что все это такое?! Разберемся вместе.

ЧТО НУЖНО СДЕЛАТЬ ПРЕЖДЕ ЧЕМ КУПИТЬ ДИСКИ?

Правильно выбрать колесные диски на имеющийся автомобиль, попутно разобравшись со всеми необходимыми параметрами.

2. КАКИЕ ПАРАМЕТРЫ ДИСКА НЕОБХОДИМО УЧЕСТЬ ПРИ ПОКУПКЕ?

Независимо от того, какой у вас автомобиль, при выборе новых дисков нужно учесть следующие параметры:

  • тип диска;
  • монтажный (или посадочный) диаметр;
  • число и диаметр расположения крепежных отверстий (PCD);
  • ширина диска;
  • вылет диска (ET);
  • диаметр центрального (ступичного) отверстия;
  • форма крепежных отверстий;
  • наличие хампов.

Оговоримся сразу: если к этому моменту у вас отпало желание разбираться со всеми этими параметрами, при выборе дисков просто воспользуйтесь сервисом подбора по автомобилю в крупных онлайн-магазинах. Там можно, просто указав модель своей машины, получить диски, гарантированно подходящие ей по всем параметрам. Ну а если решимость все узнать по-прежнему с вами, то давайте приступим.

ТИП ДИСКА – КАКИЕ ОНИ БЫВАЮТ

Все диски по типу изготовления в целом делятся на три типа: штампованные, литые и кованые. Вопрос выбора конкретного типа – тема для отдельного материала, но здесь мы приведем основные различия.

Штампованные диски – самые дешевые: это те самые колеса, что вы видите на базовых комплектациях бюджетных автомобилей, и их обычно прикрывают пластиковыми декоративными колпаками. Они изготовлены из стали и окрашены эмалью. Среди их преимуществ, помимо самой низкой цены – высокая ремонтопригодность. Дело в том, что штампованные диски при ударе не ломаются, а мнутся, и впоследствии их можно легко починить. Главный недостаток таких колес – высокий вес и отсутствие дизайна: это сугубо функциональное изделие.

Литые диски составляют конкуренцию штампованным по популярности. Такие диски изготавливаются не из стали, а из более легкого сплава – как правило, алюминиевого. Благодаря технологии изготовления литые диски могут иметь самую разнообразную форму, что в совокупности с меньшим, чем у «штампов» весом и обеспечивает им популярность. Из недостатков таких колес можно упомянуть более высокую цену и более низкую ремонтопригодность: литые диски при сильном ударе не мнутся, а трескаются. Разумеется, технология сварочного ремонта и прокатки давно освоена, но гарантировать сохранение изначальных свойств после ремонта невозможно.

Кованые диски – наиболее качественный и дорогой вариант. Они изготавливаются методом горячей объемной штамповки, который обеспечивает наилучшую внутреннюю структуру металла и, соответственно, наивысшую прочность при наименьшем весе. Обратная сторона такого метода – малая распространенность изделий и высокая цена.

Кроме вышеперечисленных трех типов, есть еще так называемые сборные диски – но это уже экзотика, и их мы касаться не будем. В целом для среднестатистического автовладельца выбор стоит между недорогими, но скучными штампованными и более дорогими и красивыми литыми дисками.

МОНТАЖНЫЙ (ПОСАДОЧНЫЙ) ДИАМЕТР

Это вполне очевидный параметр: диаметр окружности диска в дюймах. Как правило, его обозначают буквой R: то есть, диск R17 имеет диаметр 17 дюймов.

Отметим особо: сама по себе буква R не относится к диаметру и пришла из параметров шин, где также ошибочно используется в значении «радиус», в реальности подразумевая посадочный диаметр шины. В случае с шиной R - это маркировка радиальной конструкции корда, для диска же эта маркировка фактически не актуальна. Однако ошибочное «радиус» в значении «диаметр» и сопутствующая R настолько въелись в речь, что большинством продавцов и сервисов по подбору дисков используются уже по умолчанию.

Допустимые диаметры дисков для вашего автомобиля указываются в руководствах по эксплуатации и на наклейках в дверных проемах – вместе с рекомендуемым давлением в шинах. При покупке шин стоит помнить, что их посадочный диаметр должен совпадать с диаметром дисков.

Превышать максимальный указанный производителем диаметр не рекомендуется: слишком большие диски, помимо потенциальной геометрической несовместимости, изменяют параметры работы подвески, влияя на износ ходовой части. Кроме того, чем больше диск и ниже профиль резины, тем меньший комфорт сулит передвижение по плохим дорогам. Однако изменения диаметра в пределах, указанных в руководстве, и даже на дюйм свыше, как правило, проходят без существенных последствий.

ЧИСЛО И ДИАМЕТР РАСПОЛОЖЕНИЯ КРЕПЕЖНЫХ ОТВЕРСТИЙ (PCD)

Это так называемая «разболтовка»: число отверстий и диаметр окружности, на которой они расположены (к слову, английское PCD – это как раз диаметр окружности, «Pitch Circle Diameter»). Число крепежных болтов может быть разным и увеличивается с ростом массы и скорости автомобиля: обычно их 4-6, но может быть и больше, и меньше (минимум 3). У большинства автомобилей ВАЗ разболтовка 4х98, исключение составляют Ока (3х98) и Нива (5х139.7), а также новые модели вроде Largus (4х100).

Разболтовку диска нужно соблюдать: несмотря на то, что некоторые диски – например, 4х98 и 4х100 – кажутся взаимозаменяемыми, это не так. Кажущиеся незначительными 2 миллиметра разницы в диаметре окружности, на которой лежат крепежные отверстия, сильно отразятся на установке: правильно затянутым окажется лишь одно крепление из четырех, а остальные будут смещены относительно центра, вызывая биение колеса. Отчасти проблему можно решить использованием болтов с «плавающим конусом» (о них чуть ниже), но в целом применения дисков с неподходящими параметрами разболтовки нужно избегать.

ШИРИНА ДИСКА

Этот параметр так же прост, как и диаметр: это ширина диска в дюймах. Обычно в списке параметров она обозначается буквой J: например, 5,5J – это диск шириной пять с половиной дюймов.

Ширина диска, как правило, указывается в тех же местах, что и допустимый посадочный диаметр, вместе с ним. Кроме геометрических параметров для автомобиля, ширина диска важна и при выборе шин: шина рассчитана на использование с диском определенной ширины, но с некоторой допустимой погрешностью.

ВЫЛЕТ ДИСКА

Вылет диска – это расстояние от привалочной плоскости крепления диска к ступице до продольной оси симметрии диска. Скажем проще: центральная ось симметрии – это линия, делящая диск пополам по вышеописанной ширине, а привалочная плоскость – точка, где диск соприкасается со ступицей и прикручивается к ней.

Вылет может быть положительным, нулевым и отрицательным: если ось симметрии лежит ближе к автомобилю, чем привалочная плоскость, то вылет положительный, если они на одной оси – то вылет нулевой, а если ось симметрии отдалена от автомобиля больше, чем привалочная плоскость – то положительный. Иными словами, чем больше вылет, тем глубже сидит диск в колесной арке, а чем он меньше, тем больше диск выступает наружу.

Вылет – довольно важный параметр: он тоже напрямую влияет на работу подвески и ступичных подшипников. Неправильный вылет не только увеличивает или уменьшает колею, но и может стать причиной ускоренного износа ходовой части и подшипников.

ДИАМЕТР ЦЕНТРАЛЬНОГО (СТУПИЧНОГО) ОТВЕРСТИЯ

Диаметр центрального отверстия – параметр, не нуждающийся в дополнительном объяснении. В списке характеристик диска он обычно обозначается как «Dia», «DIA» или «D». Это тоже крайне важный показатель: в случае, если центральное отверстие диска будет меньше требуемого, диск попросту нельзя будет установить, а если оно будет больше, то для центровки диска на ступице обязательно потребуются центровочные кольца.

Многие ошибочно полагают, что при установке диск со слишком большим центральным отверстием сам отцентруется на ступице за счет затяжки болтов, но это не так. Соответственно, биение и вибрация, не исчезающие после балансировки колес – это повод проверить совпадение диаметров центрального отверстия диска и ступицы и наличие при необходимости центровочных колец.

ФОРМА КРЕПЕЖНЫХ ОТВЕРСТИЙ

Форма крепежных отверстий важна с точки зрения типа болтов или гаек, которыми будет крепиться диск. Как правило, болты и гайки для штампованных дисков имеют лишь слегка коническую форму плоскости, прилегающей к диску при затяжке, а болты – еще и заметно меньшую длину.

Как узаконить тюнинг внедорожника?

Последнее связано с минимальной толщиной штампованного диска. Литой же диск заметно толще штампованного, а кроме того, его крепежное отверстие имеет более выраженную коническую форму, что требует использования другого крепежа. Кроме конической, посадочное место крепежного отверстия некоторых дисков может быть рассчитано на использование крепежа с полусферической и плоской рабочей частью.

И еще: существуют болты с так называемым «плавающим конусом»: они позволяют частично компенсировать легкое несоответствие PCD диска требуемым параметрам. Рабочая коническая часть у таких болтов выполнена в виде отдельного кольца, надетого на болт, и смещается относительно продольной оси болта при затяжке.

НАЛИЧИЕ ХАМПОВ

Хампы – это выступы на наружной поверхности диска, которые фиксируют бескамерную шину на диске. Помните хлопки, которые раздаются, когда на шиномонтаже накачивают шину после установки на диск? Это и есть момент «посадки» шины: бортовое кольцо шины садится между хампом и закраиной диска. На самом деле, этот показатель указан в нашем материале последним, потому что в настоящее время он практически не актуален: почти все современные диски рассчитаны на установку бескамерных шин и имеют хампы.

Однако если вы, например, решили приобрести ретро-диски солидного возраста, учтите, что они вполне могут быть рассчитаны на установку исключительно камерных шин, не имея хампов. На них, впрочем, можно установить бескамерную резину, однако вопрос ее герметичной посадки, а также безопасности при движении останется открытым: при недостаточном давлении в шине риск «разуться» в повороте будет весьма велик.