Как выбрать студийный микрофон.

Как и обещал, начинаю серию статей о домашней звукозаписывающей студии. Первым и основным предметом, который нам понадобиться при записи вокала к песням - это, конечно, микрофон. Поэтому сегодняшнюю статью посвящаю именно этому аксессуару.

Начну с того, что расскажу о типах микрофонов. Полная классификация их достаточно обширная, и напрямую зависит от того, какой источник звука будет записываться. В нашей домашней студии, микрофон нам нужен в основном для записи вокала, то разобраться нам нужно только в некоторых типах. Для себя я, например, выделил два основных типа микрофонов: динамические и конденсаторные.

Динамические микрофоны - это наиболее часто встречающиеся микрофоны, принцип действия которых основан на преобразовании действия звуковой волны в механические колебания диафрагмы, прикрепленной к катушке индуктивности. В связи с тем, что в изготовлении микрофоны этого типа достаточно просты, стоимость их, как правило, невысока. Используются в основном на концертах, либо в студиях на репетициях. Внешнего напряжения для работы таких микрофонов не требуется.

Конденсаторные микрофоны - это микрофоны более сложной конструкции, роль диафрагмы в которых выполняет металлическая мембрана, являющаяся также одной из обкладок конденсатора (собственно, поэтому они и называются конденсаторными). Когда звуковая волна начинает воздействовать на мембрану, сжимая или расширяя её. Из-за этого происходит изменение емкости конденсатора, вследствие чего постоянное напряжение преобразуется в переменное. Для работы конденсаторных микрофонов требуется внешнее питание (фантомное), которое обычно составляет 48 В и подается, как правило, через микшерный пульт. Бывает, что используется питание в 9 В, в этом случае оно подается батарейкой или, например, по USB кабелю. В сам конденсаторный микрофон встраивается предварительный усилитель, способный согласовать выходное сопротивление микрофона с входным сопротивлением микшерного пульта или усилителя, к которому он подключен. Микрофоны конденсаторного типа более сложны в изготовлении, эксплуатироваться должны бережнее, но обладают очень качественными частотными характеристиками, поэтому стоимость их выше динамических. Очень часто такие микрофоны используются для записи звука в студийных либо домашних условиях. Для нашей домашней студии как раз то, что нужно, такой мы и будем выбирать.

Но прежде, чем перейду к конкретным моделям, хочу добавить, что помимо описанных выше типов существует ещё один интересный тип микрофонов - ламповые . Хотя, если быть точным, ламповые микрофоны являются всего лишь разновидностью конденсаторных микрофонов. Интересны они тем, что за счет использования вместо полупроводниковых элементов ламп накаливания, звук становится более натуральным и как выражаются профессиональные звукорежиссеры, «теплым». Единственный минус ламповых микрофонов - эта их заоблачная стоимость, исчисляемая в несколько тысячах долларов.

Стоит оговориться, что сейчас в некоторых магазинах появились относительно недорогие модели ламповых микрофонов (например, Behringer T-1 , Behringer T-47 - стоимостью около 7,5 тыс. рублей), но использовать их профессионалы, почему-то не советуют. Конкретных отзывов об использовании именно этих микрофонов, к сожалению не нашел, но в качестве микрофона для домашней студии я их всё же рассматривать пока не буду (не считаю, что это действительно оправдано).

С типами более-менее разобрались, теперь переходим ко второму вопросу, который должен возникать: по каким параметрам выбирать микрофон?

Первым и наиболее важным параметром для нас является динамический диапазон, а именно те частоты, которые микрофон сможет воспроизвести и записать. Человеческое ухо воспринимает звуки частотой от 16 Гц до 20 кГц , так что для нашей студии будем выбирать микрофон с близким к указанному динамическим диапазоном.

Вторым актуальным параметром при выборе записывающего устройства является направленность (диаграмма направленности). Существует их всего три:

  1. Круговая или всенаправленная характеристика - в этом случае микрофон сможет записать любой источник звука расположенный вокруг него на 360 градусов.
  2. Направленная (кардиоида, суперкардиоида, гиперкардиоида) характеристика - записывается только источник звука, расположенный непосредственно перед диафрагмой.
  3. Двунаправленная (восьмерка) характеристика - микрофон воспримет источник звука, расположенный перед ним и за ним.

Здесь тоже несложно, для записи вокала нам наиболее подойдет вторая диаграмма направленности, а, точнее, кардиоида (наиболее распространенная).

Собственно, основное мы знаем, теперь переходим к описанию конкретных марок.

Behringer С-1 и Behringer С-1U
(3 460 руб. и 4 910 руб.)

Самый недорогой микрофон конденсаторного типа с 16 мм диафрагмой. Отличается достаточно ровной АЧХ (амплитудно-частотной характеристикой), повышающейся только при записи высоких частот (порядка 10-20 кГц), и малошумящей схемой, что позволит записать кристально чистый. Микрофоны Behringer С-1 и Behringer С-1U отличаются только способом подключения. В случае с Behringer С-1U микрофону не требуется внешнего питания и использования микшерного пульта, так как в комплекте имеет USB кабель, с помощью которого он и подключается к компьютеру.

Частотный диапазон: 40 Гц - 20 кГц
Диаграмма направленности: кардиоидная
136 дБ
Масса (нетто): 0,53 кг

AKG Perception 120
(6 130 руб.)

Качественный конденсаторный микрофон с отличной сборкой, подойдет под самые различные нужды в домашней студии. Обеспечивает качественную детализацию и чистоту звука. Имеется переключаемый басовый фильтр. Кроме этой версии с обычным шнуром XLR, выпущена версия с USB проводом.

Частотный диапазон: 20 Гц - 20 кГц
Диаграмма направленности: кардиоидная
Максимальный уровень звукового давления: 130 дБ (150 дБ при переключении басового фильтра)
Масса (нетто): 0,46 кг

Audio-Technica AT2020 USB
(7 770 руб.)

Студийный конденсаторный микрофон с высококачественным А/Ц конвертером, который позволяет записывать звук точно таким, каким его слышите вы. Отличается встроенным разъемом для наушников, позволяющим осуществлять мониторинг звука в реальном времени, а также отдельными регуляторами громкости и усилителя. В комплекте имеется крепление для стойки и защитный чехол для переноски. Выпускается с обычным шнуром XLR и со шнуром USB, для быстрого подключения к компьютеру.

Частотный диапазон: 20 Гц - 16 кГц
Диаграмма направленности: кардиоидная
Максимальный уровень звукового давления: 138 дБ
Масса (нетто): 0,39 кг

Октава МК 319
(9 050 руб.)

Российский профессиональный микрофон, который считается легендарным. Отличается максимально достоверным звуком и его «прозрачностью». Для использования с повышенным уровнем звукового давления на микрофоне имеется специальный переключатель «-10 дБ». Питание фантомное (48 В), шнур стандартный XLR.

Частотный диапазон: 20 Гц - 20 кГц
Диаграмма направленности: кардиоидная
Максимальный уровень звукового давления: 122 дБ
Масса (нетто): 0,51 кг

ART M-ONE U
(10 260 руб.)

Ещё один микрофон с USB проводом, сразу подключаемый к компьютеру. Отличительной чертой микрофона является большая 32 мм диафрагма, которая сможет передать все красочные нюансы голоса. Поставляется в комплекте с жестким держателем для стойки.

Частотный диапазон: 20 Гц - 20 кГц
Диаграмма направленности: кардиоидная
Максимальный уровень звукового давления: 138 дБ
Масса (нетто): 0,47 кг

На этом, наверное, и все. Здесь я привел только те микрофоны, которые, по отзывам, больше всего подходят для использования в домашних мини-студиях. Сильно дорогие микрофоны я рассматривать не стал, так как это не всем по карману. А какой из них использовать, и использовать ли вообще, выбирать вам. Для себя, на данный момент, планирую купить AKG Perception 120 или Behringer С-1U .

Сложность выбора микрофона под вокал заключается в неоднозначности характеристик данного устройства с точки зрения раскрытия индивидуальных голосовых качеств исполнителя. В идеале каждый пользователь стремится выбирать модель, которая бы наилучшим образом подчеркивала достоинства его вокала и также скрывала недостатки. Определить, насколько конкретный микрофон сможет справиться с этой задачей, не так просто. Более того, даже покупка дорогостоящей премиальной версии с передовыми рабочими показателями не будет гарантией его эффективной работы в разных условиях применениях. И все же выбрать оптимальный микрофон для вокала можно, если в комплексе учитывать его эксплуатационные свойства, не забывая о функциональных особенностях и конструкционной эргономике.

Основные критерии выбора

Рабочие свойства микрофона дают понять, насколько точно может раскрыть вокальные данные конкретная модель. Это не означает, что он позволит лучшим образом их отразить, но сам факт наличия такого потенциала является основой для выбора. Итак, внимание рекомендуется обращать на такие показатели, как чувствительность, амплитудно-частотный диапазон и особенности направленности. Это главные характеристики, которыми отличаются микрофоны вокальные разных моделей. На практике эти параметры могут влиять на детализацию звучания, отсутствие или присутствие завалов отдельных частот, стабильность поддержки громкости и т. д.

Амплитудно-частотный спектр в аудиоаппаратуре чаще всего представлен одинаковыми значениями, поэтому особого внимания на эту величину не обращают. Тем не менее в случае с микрофонами важна каждая деталь и учет импульсной частотной характеристики имеет большое значение. Например, если выбирается микрофон для записи вокала, то эта характеристика определит, насколько эффективной будет реакция устройства на электрические импульсы. В совокупности чувствительность, частотный спектр и тип направленности прибора обеспечат тот или иной характер взаимодействия не только исполнителя с микрофоном, но и связку с дополнительным оборудованием. Не стоит забывать, что в процессе записи и воспроизведения участвует также другая специализированная техника. Микрофон как минимум должен соответствовать качественными характеристиками основному оборудованию. И напротив, если был приобретен высококачественный современный микрофон, то его функция может быть неэффективной при использовании в комплексе с бюджетной аппаратурой. Например, эксплуатационные показатели могут не раскрыться, даже если используется дешевый акустический кабель.

Чувствительность микрофона

От чувствительности зависит уровень напряжения, которое формируется на выходе микрофона в процессе звукового воздействия. Иными словами, это электрическая отдача акустического импульса, получаемая в момент исполнения вокальных партий. Обычно для оценки этого показателя используется понятие звукового давления, но специалисты все же рекомендуют использовать комплексный подход, то есть учитывать и частоту синусоидального сигнала звуковой волны, и выходное напряжение. Как же влияет чувствительность микрофона на качество его работы? На первый взгляд может показаться, что высокое значение как таковое свидетельствует о возможности раскрытия широкого потенциала вокальных данных. Но это не совсем так, и как раз чувствительность демонстрирует обманчивость высоких эксплуатационных показателей как прибора.

Чувствительность лишь дает информацию о способности устройства улавливать сигнал с той или иной силой, что будет выражаться в мощности обратной отдачи с воспроизведением звука. Однако качество работы микрофона именно с точки зрения акустических свойств в минимальной степени зависит от чувствительности, поскольку высокую степень восприимчивости мембраны могут свести к нулю искажения и помехи, значимость которых также возрастает. Несмотря на для вокала должен подбираться с учетом оптимального показателя чувствительности. Если планируется выступление на сцене, то этот показатель должен быть высоким, но для студии звукозаписи нет потребности в усилении восприимчивости. К слову, для универсальных нужд оптимальным выбором станет цифровая модель, так как она позволяет гибко настраивать величину чувствительности под конкретные задачи и условия применения устройства.

Учет параметров направленности

В некотором смысле с чувствительностью связана и направленность микрофона. Показатель чувствительности, как уже отмечалось, выражает способность устройства улавливать силу далее преобразуя ее в напряжение. Диаграмма направленности, в свою очередь, указывает на то, с какой именно стороны прибор воспринимает сигнал наилучшим образом. Например, всенаправленные микрофоны вокальные одинаково работают с боковой чувствительностью, в обработке передних и задних звуковых волн. Двунаправленные модели обычно ориентируются на работу с боковыми сторонами, но не воспринимают сигналы спереди и с заднего направления.

Наиболее популярны однонаправленные модификации, в которых предусматривается три диаграммы направленности на выбор. Что это значит на практике? Это схемы захвата звучания, которые представлены кардиоидной, суперкардиоидной и гиперкардиоидной моделями диаграмм. При этом все три варианта нечувствительны к внеосевому и заднеосевому звучанию, которое исходит от источников, расположенных позади или сбоку. Например, традиционная диаграмма кардиоидного типа по своей форме охвата напоминает сердце. В такой конфигурации устройство игнорирует звуки в передней зоне и отчасти - сбоку. Гиперкардиоидная и суперкардиоидная конфигурации отличаются тем, что оставляют узкие зоны охвата звукового спектра сбоку и в передней части. Современный микрофон для вокала в некоторых исполнениях предусматривает и возможность настройки зон чувствительности. Это круговые или мультидиаграммные модели, которые позволяют переключать устройство на разные направления захвата в зависимости от условий применения - например, в студии или на сцене.

Частотный диапазон

Амплитудно-частотный спектр определяет коридор величин, в рамках которых будет формироваться выходной сигнал. На данный момент сегмент вокальных моделей представляет устройства, работающие в диапазоне 80 Гц - 15 кГц. Это оптимальный спектр именно для вокального прибора. Если же требуется профессиональный микрофон для вокала, том-томов и малых барабанов, то лучше обращаться к версиям с диапазоном от 50 Гц. Аппараты, работающие с частотами от 30 Гц, уже относятся не просто к профессиональным, а к специализированным, которые используются для нестандартных задач звукозаписи.

Частотный спектр может быть связан с чувствительностью. Так, если восприимчивость сигнала определяет, насколько микрофон способен улавливать ходящий сигнал, то частотный спектр свидетельствует о способности прибора работать с передачей выходного сигнала в разных уровнях. Это очень важная зависимость именно в плане индивидуального выбора. Даже при номинальной поддержке вышеупомянутого спектра разные микрофоны по-своему могут обрабатывать частоты. Одни модели лучше работают с верхними диапазонами, а другие - с нижними. Причем громкость микрофона как средство коррекции показателей частотной обработки и воспроизведения не поможет. Значение имеет именно базовый потенциал способностей справляться с пиками и спадами выходного сигнала. Также следует учитывать так называемый эффект близости. Он выражается в том, что по мере приближения микрофона к источнику звучания низкий спектр частот становится более детальным и глубоким. По сути, это явление относится к искажениям, но в некоторых случаях звукоинженеры используют его именно как дополнительный акустический эффект.

Динамический или ленточный микрофон для вокала?

Рабочую основу представляет комбинация катушки индуктивности и чувствительного элемента в виде мембраны. В процессе воздействия звукового сигнала происходит изменение напряжения в катушке под действием и самой мембраны с ее колебаниями. Причем катушка работает в условиях постоянного действия магнитного поля. Это оптимальный микрофон для голоса, который рассчитан на использование в рамках концертов. Конструкция отличается массивностью корпуса и наличием специального крепления для удержания в руке. Что касается рабочих свойств, то они ориентируются на живую запись с игнорированием внеосевых звуков.

Модели ленточного типа, напротив, имеют хрупкую конструкцию и более чувствительную внутреннюю начинку, которая ориентируется на более точную и детализированную обработку сигналов. Вместо мембраны в таком микрофоне используется тонкая лента, за счет колебаний которой и происходит изменение показателей напряжения. Работа ленточного устройства характеризуется мягкой восприимчивостью, что позволяет с большей эффективностью применять его в звукозаписи, причем не только голоса, но и музыкальных инструментов. Впрочем, микрофон для студийной записи можно найти и в линейках с динамическими моделями. Обычно это универсальные устройства, благодаря настройкам которых можно решать разные задачи.

Если говорить о работе с записью инструментальных звуков, то обращать внимание стоит и на специализированные модификации. Например, те же динамические микрофоны выпускаются в версиях для барабанов, том-томов, духовых инструментов и т. д. Обычно такие модификации обеспечиваются широким спектром параметров регуляции, как в показателе чувствительности, так и по направленности захвата сигнала.

Чем отличается конденсаторный микрофон для сцены?

Данная версия вокального микрофона в своей внутренней конструкции предусматривает содержание чувствительной тонкой ленты и металлической пластины. Такая комбинация и образует своего рода конденсатор, на который от сетевого источника или аккумулятора подается заряд. Непосредственно колебания напряжения происходят за счет взаимодействия вибрирующей ленты и пластины. Это хороший микрофон для звукозаписи в студии, но в открытых концертных площадках он проявляет себя не лучшим образом. При этом существуют разные модификации Например, пользуется популярностью целая линейка устройств, рассчитанных на работу с музыкальными инструментами - от струнных до ударных.

В некоторых исполнениях конденсаторные устройства дополняются специальными переключателями, расширяющими акустические возможности прибора. Так, система roll-off предназначена для коррекции частотного диапазона на низком уровне. Также с его помощью при необходимости можно понижать чувствительность - эта функция особенно важна при использовании микрофона в студии. Но следует учитывать, что дополнительная оснастка опциями повышает и ценник модели. Ответ на вопрос о том, сколько стоит микрофон с переключателем roll-off, может предполагать суммы порядка 40-50 тыс. руб. Правда, это касается продукции известных фирм, славящихся хорошим качеством. Распространены и широкомембранные конденсаторные модели. Эти версии отличаются крупной конструкцией и большим диаметром мембран порядка 3 см. Они также предназначены для звукозаписи, но по большей части в любительских нуждах.

Модель Shure SM-58

Американская компания Shure относится к лидерам в сегменте производства звукового оборудования. В данном случае рассматривается модель динамического микрофона SM-58, которая подходит для использования на концертах и в студийной звукозаписи. Данный микрофон «Шур» хорош не только основными рабочими характеристиками, но и эргономикой конструкции. Разработчики этой фирмы традиционно выпускают компактные ручные модели с удобными формами и эта версия полностью укладывается в концепцию комфортного минимализма.

Что касается акустических возможностей, то начинка заточена на глубокую обработку всех основных оттенков голоса. Устройство работает с кардиоидной диаграммой направленности, что позволяет рационально разграничивать области целевого и стороннего звучания. Частотный диапазон варьируется от 50 Гц до 15 кГц. Данный спектр позволяет рассчитывать на раскрытие возможностей вокала с ясным и прозрачным звучанием. Вопрос о том, сколько стоит микрофон в этом исполнении, также не разочарует поклонников марки: ценник в среднем составляет 10 тыс., что неплохо для качественного устройства такого уровня. Особенно если учесть наличие технологических особенностей, которые выражаются и в оригинальной конструкции, и в устройстве коммутационных систем.

Модель Neumann U 87 Ai

Высококачественная и технологичная модель, предназначенная для профессиональной Данное устройство некоторые специалисты рассматривают как эталон студийных микрофонов на сегодняшний день. Аппарат отличается несколькими диаграммами направленности, среди которых круговая, восьмиобразная и кардиоидная. И если микрофон «Шур» в модификации SM-58, скорее, рассчитан на использование одного определенного спектра охвата звука, то в данном случае пользователь может с помощью селектора выбирать наиболее подходящую конфигурацию по узким направлениям. Кроме того, предусматривается и возможность выполнения среза частот и понижения сигнала. Это касается обработки нижнего спектра.

Если говорить о конструкционных особенностях, то они выражаются в увеличенном размере мембраны, применении разъема нового поколения XLR3F, а также в отключаемом аттенюаторе на 10 дБ. Данная модель оптимально подойдет и для любительских задач, поскольку эргономика настройки и управления реализована по традиционной схеме. Но, есть и недостаток, которым обладает этот микрофон. Цена устройства составляет порядка 220-230 тыс. По этой причине данную модификацию в основном применяют крупные музыкальные студии и телекомпании, которым необходимо обеспечивать высококачественное чистое звучание.

Модель Sennheiser MK 8

Немецкий производитель Sennheiser, скорее, известен традиционным акустическим оборудованием, а также наушниками для профессионального и любительского использования. Но и удачные микрофоны нередко появляются в семействах данной марки. В частности, хороший микрофон в исполнении MK 8 можно использовать и в домашних условиях, и в студийной записи. Это конденсаторная модель с двойной диафрагмой, характеризующаяся точной и мягкой трансляцией звучания. Для максимального раскрытия вокальных данных разработчики предусмотрели возможность использования круговой, расширенной, суперкардиоидной и стандартной кардиоидной конфигураций направленности.

Примечательна и другая особенность модели. Дело в том, что пользователь MK 8 получает возможность адаптации микшера любого типа к аудиотракту через трехступенчатый аттенюатор. Вообще, набор аксессуаров в комплекте с данной моделью сделал устройство практически универсальным, во всяком случае, это касается каналов подключения модели к сторонней аппаратуре помимо микшера. Отдельного внимания также заслуживают и высококачественные системы фильтрации, которые при необходимости могут устранить и упомянутый эффект приближения к источнику звучания, и воздействие структурного шума. В целом же можно констатировать, что это технологичный, функциональный и просто качественный микрофон. Цена модели, правда, тоже немаленькая и составляет порядка 50 тыс.

Как выбрать оптимальный вариант?

В выборе микрофона сложно ориентироваться на конкретные характеристики, не имея четкого понимания о будущей эксплуатации устройства. Так, отличия в подходах к выбору обуславливаются не только сферой применения, но и тонкостями технической организации рабочего процесса. Значение имеет и способ подключения, и требования к записи, а также возможные внешние воздействия на конструкцию аппарата.

При этом в подборе устройства для универсальных нужд специалисты рекомендуют придерживаться усредненных характеристик, делая акцент все же на передовых технологиях. Например, стандартный разъем микрофона XLR для балансного подключения постепенно уступает место более выгодному формату XLR3F. Правда, подобные изменения преимущественно затрагивают именно аксессуары и внешнюю фурнитуру. Внутренняя начинка с конструкционным устройством тех же ленточных мембран сохраняет принципиальную конфигурацию с допуском незначительных корректировок. В любом случае рассчитывать на качественную реализацию технического устройства микрофона придется только в случае приобретения модели от крупного производителя. Даже если бюджетная модификация от малоизвестного изготовителя будет располагать схожими номинальными характеристиками, это вовсе не значит, что и на практике модель обеспечит то же качество звучания. Впрочем, бывают и такие исключения.

Если вы проводите много времени за компьютерными играми велик шанс, что вы играете хотя бы в одну мультиплеерную игру. Не важно, MOBA это, шутер от первого лица или инди игра, вам нужен микрофон, чтобы вы могли разговаривать с другими игроками и координировать ваши действия. Совсем не обязательно, чтобы ваш микрофон был профессиональным, достаточного качества можно добиться от гораздо более дешёвой и практичной модели.

В нашей подборке нет очень дорогих решений, потому что дорогие микрофоны созданы для других целей. Нам достаточно, чтобы микрофон хорошо передавал вашу речь и не давал заметных помех или искажений в эфир. А ещё он должен быть удобен в использовании.

Blue Snowball

Если вы ищите хороший микрофон за разумную цену, который отлично и необычно выглядит, обратите внимание на Blue Snowball. Особенность микрофона в том, что он способен понижать уровень чувствительности так, чтобы с минимальной громкостью передавать в эфир посторонние шумы, которые вас окружают. Скажу сразу — микрофон не очень подходит для профессиональной работы или для озвучивания видеороликов, но его вполне хватит для передачи вашей речи в игре, к тому же он получил официальный сертификат качества Discord .

Blue Snowball это микрофон с базовыми возможностями, если вам нужен более качественный звук, обратите внимание на знаменитый микрофон Blue Yeti. Я довольно долго использовал Snowball и могу сказать что он отлично справляется со своей задачей.

Плюсы :

  • Недорогой;
  • Хорошее качество передачи речи;
  • Получил официальный сертификат Discord;
  • USB подключение.

Минусы :

  • Ограниченный круг задач;
  • В некоторых случаях может понадобится поп-фильтр.

AntLion ModMic

AntLion ModMic уже довольно давно стал некоторого вида стандартом для игровой индустрии. Впервые этот микрофон засветился в комплекте с 2011 года Audio-Technica ATH-AD700, с тех пор он ежегодно продаётся уверенным тиражом и не теряет своей популярности. В чём его секрет? Наверное в том, что его легко прикрепить почти к любым наушникам.

Но есть у AntLion ModMic одна особенность, которая может понравится не всем — они крепятся к наушникам с помощью клея. Т.е. вы берёте ваши любимые наушники, которые вы слушаете и считаете отличными, и приклеиваете к одной из их чаш небольшое крепление, в которое вы вставляете сам микрофон. Если микрофон вам не нужен вы можете его отсоединить от крепления, но само крепление будет всегда приклеено к наушникам. Наверное, это не лучший способ испортить корпус наушников за несколько сот, а то и тысяч долларов. Но зато вы получите уникальный микс: отличные наушники и хороший микрофон.

Если вы готовы приклеить к своим наушникам микрофон — AntLion ModMic это отличный вариант, т.к. он очень хорошо передаёт голос вашим собеседникам.

Плюсы :

  • Подсоединяется к любым наушникам;
  • Модульная конструкция (можно в любой момент отсоединить от наушников);
  • Есть кнопка отключения микрофона.

Минусы :

  • Нельзя использовать без наушников, т.к. у микрофона нет никакого комплектного способа закрепить его на столе или чём то ещё.

V-Moda BoomPro Mic

Съёмный микрофон V-Moda BoomPro Mic отлично подойдет тем, чьи наушники имеют съёмный кабель. Этот микрофон является промежуточным звеном между источником звука и наушниками. Он подключается в 3.5 мм разъём наушников и сам же является кабелем, который подключается к источнику звука.

Если вам повезло, у вас наушники со съёмным кабелем — рекомендую обратить внимание на V-Moda BoomPro Mic. Качество передачи речи на хорошем уровне, голос не искажает, фоновый шум сведён к минимуму. И стоит не дорого.

Но если ваши наушники не имеют съёмного кабеля — этот микрофон не подойдет.

Плюсы :

  • Подключается к наушникам через 3.5 мм разъём;
  • Компактные размеры;
  • Съёмный;
  • Цена.

Минусы :

  • Подходит только для тех, чьи наушники имеют съёмный кабель.

Audio-Technica ATR2500

Это лучший микрофон в сегодняшней подборке. Качества передачи речи хватит даже на то, чтобы или . Audio-Technica ATR2500 это кардиоидный USB микрофон, который отлично работает без кропотливой настройки, просто достаньте его из коробки, подключите, выставьте желаемую громкость и всё. Будьте уверены, ваши сопартийцы скажут вам огромное спасибо за то, что от вас, кроме чёткого и ясного голоса больше не доносится никаких помех.

Если ваш бюджет позволяет вам купить Audio-Technica ATR2500 — смело решайтесь на этот шаг, уверен, вы останетесь довольны.

Плюсы :

  • Отличное качество передачи речи;
  • Совместим с любым компьютером, у которого есть USB выход;
  • USB подключение.

Минусы :

  • Многих от покупки может отпугнуть цена;
  • Микрофон не компактный, поэтому вам следует заранее продумать как вы его установите на рабочий стол.

Zalman ZM-MIC1

Zalman ZM-MIC1 это самый доступный экземпляр в сегодняшней подборке. Это микрофон-прищепка, который нужно крепить к одежде на себе. Во многих ситуациях это действительно удобно. Однако, чудес не бывает и этот микрофон работает хуже, чем любой другой в нашей подборке. Но даже он обеспечит ваш достаточное качество передачи речи, чтобы ваш собеседник слышал вас ясно и чётко. Правда, качество передачи речи будет во многом зависеть от того какая звуковая карта подключена к вашему компьютеру. Поэтому если в вашем компьютере используется встроенная в материнскую плату звуковой кодек, качество может быть ниже среднего.

Зато стоит Zalman ZM-MIC1 совсем небольших денег, и при подключении к хорошей звуковой карте может дать вам приемлемое качество.

Плюсы :

  • Цена;
  • Во многих случаях метод крепления «прищепка» может быть очень удобен.

Минусы :

  • Качество сильно зависит от звуковой карты, в которую подключается микрофон.

Сегодня на рынке представлен огромный выбор микрофонов разных ценовых категорий. В целом, к микрофонам применимо правило, что чем выше цена, тем лучше качество. Однако за последние несколько лет ситуация немного изменилась - в продаже появились качественные микрофоны по доступной цене. Большинство недорогих моделей представляет собой урезанные копии более дорогих аналогов.

Как вы собираетесь его использовать?

Самое главное - подобрать такой микрофон, который будет соответствовать вашим запросам. Каким образом вы собираетесь использовать микрофон - для выступления на сцене или для записи инструментов? Или для звукозаписи? Или, возможно, вам нужен универсальный микрофон? Есть много микрофонов, которые могут использоваться как для живого звука, так и для записи в студии. Один из таких примеров - Shure SM57.

Микрофон следует подбирать с учетом того, где и с каким оборудованием, он будет использоваться. Нет смысла тратить тысячи долларов на студийный микрофон Neumann, если вы будете делать домашнюю звукозапись в комнате, где акустика далека от совершенства. В данном случае подойдет менее чувствительный и более бюджетный микрофон. С технической стороны даже самый лучший микрофон в большой степени зависит от качества используемого микрофонного предусилителя. Без высококачественного предусилителя все достоинства профессионального микрофона гаснут.

Понимание технических характеристик

Понимание технических характеристик и терминологии облегчает выбор микрофона, который будет отвечать вашим требованиям. Ниже мы рассмотрим основные технические характеристики и термины, встречающиеся в описаниях микрофонов.

Диаграмма направленности

Диаграмма направленности показывает зависимость чувствительности микрофона от местоположения источника звука в пространстве. Всенаправленный микрофон улавливает максимальное количество пространственных звуков. Двунаправленный микрофон снимает звуки справа и слева, но спереди и сзади его чувствительность значительно ниже. Однонаправленный микрофон «слышит» звуки главным образом с одного направления и имеет низкую чувствительность к звукам из других направлений.

Однонаправленные микрофоны наиболее популярны и имеют три диаграммы направленности: кардиоидную, суперкардиоидную и гиперкардиоидную. Все три диаграммы нечувствительны к заднеосевым и внеосевым звукам, исходящим от источников, которые находятся сбоку или позади микрофона. Грубо говоря, кардиоидная диаграмма по форме напоминает сердце (отсюда и ее название). То есть, микрофон снимает звуки спереди и немного сбоку, при этом звуки от источников, расположенных сзади микрофона, в идеале не будут слышны на записи. Суперкардиоидная диаграмма частично снимает звук от источника сзади микрофона. При этом она отличается более узкой зоной захвата звука спереди диафрагмы микрофона. Гиперкардиоидная диаграмма, по сравнению с суперкардиоидной, имеет еще более узкую зону захвата звука сбоку, но и более широкую сзади.

Диаграммы направленности имеют значение тогда, когда микрофон используется в шумном помещении, например, для выступления вокалиста на концерте. Кардиоидные, суперкардиоидные и гиперкардиоидные микрофоны исключают все звуки, кроме голоса самого певца. Звучание получается более чистым, а обратная связь сводится к минимуму.

Мультидиаграммные микрофоны

Некоторые конденсаторные микрофоны имеют возможность переключения диаграмм направленности. С помощью переключателя или взаимозаменяемых капсюлей можно переключаться с одной диаграммы на другую (например, с круговой на кардиоидную). Такая характеристика микрофона очень полезна для студийной записи.

Частотная характеристика

Это диапазон частот (от низких до высоких), в пределах которых микрофон формирует выходной сигнал. Может составлять, например, от 80 Гц до 15 кГц. Для вокального микрофона это нормальные показатели. Для малых барабанов и том-томов нужно искать микрофон с диапазоном от 50 Гц, а для «бочки» нижний порог желателен на уровне 40 Гц или даже 30 Гц.

Чувствительность и УЗД

Чувствительность показывает, насколько тихий звук способен определять микрофон. Выражается с помощью разных систем. Для неспециалиста достаточно знать, что чем ниже цифры, тем выше чувствительность микрофона.

УЗД - это уровень звукового давления (измеряется в децибелах, дБ). Показывает максимальную громкость звука, с которой может работать микрофон. Своего рода, это противоположность чувствительности. Этот параметр особо важен в том случае, если планируется использование микрофона с громкими инструментами, например с барабанами. Среднее значение УЗД - 100 дБ; высокое - 130 дБ.

Кривая частотной характеристики (АЧХ)

Частотная характеристика показывает только воспроизводимый микрофоном диапазон. Кривая частотной характеристики характеризует зависимость частотной чувствительности. Поскольку на графике эта зависимость начинается с нуля и со временем опять возвращается к нулю, ее форма напоминает кривую. На кривой в ряде мест имеются пики и спады, что придает микрофону определенные свойства и позволяет использовать его для тех или иных целей. Например, у вокального микрофона может быть пик в верхнем диапазоне, в результате чего он качественнее и ровнее передает голоса людей.

Эффект близости (proximity effect)

Хоть эффект близости это и не техническая характеристика, но он является важным параметром и часто встречается в описаниях. У конденсаторных микрофонов эффект близости выше, чем у динамических. Когда источник звука приближается к микрофону, эффект близости делает низкие частоты более четкими. Это заинтересует тех певцов, которые «работают с микрофоном» для создания эффектов. Звукоинженер может выбрать микрофон с высоким эффектом близости, если есть необходимость выделить низкие частоты при записи того или иного инструмента.

О чем молчат технические характеристики

В микрофонах кроме технических характеристик не меньшее значение имеют и другие параметры - конструкция, используемые материалы, качество изготовления. Поскольку некоторые производители любят приукрашивать цифры, по одним только техническим характеристикам бывает сложно понять разницу между 50-долларовым микрофоном и аналогом за несколько сотен. Нельзя не упомянуть, что цена - это уже важная характеристика. Но по-настоящему увидеть отличие между хорошим микрофоном и ширпотребом можно только на практике.

Типы микрофонов и их применение

Практически все микрофоны делятся на две категории: динамические и конденсаторные . Для динамических микрофонов не требуется источник питания; для конденсаторных - требуется. Принципы их работы, отличия между ними и способы их использования мы рассмотрим ниже.

Динамические микрофоны

Принцип работы: Динамический микрофон представляет собой мембрану, соединенную с катушкой индуктивности, которая помещена в сильное постоянное магнитное поле. Движения мембраны движется вместе с катушкой, таким образом изменяя таким образом, напряжение, производимое катушкой.

Основные характеристики: Динамические микрофоны массивны и отличаются высоким УЗД, а также имеют противоударное крепление для удержания в руке. Диаграмма направленности у таких микрофонов не «слышит» внеосевые звуки. Они используются для работы с живым звуком, для вокала и инструментов. Некоторые модели могут применяться для звукозаписи. На протяжении многих лет Shure SM57 зарекомендовал себя хорошим как студийным, так и концертным микрофоном. Как группа в целом динамические микрофоны сравнительно недороги, и многие известные производители выпускают экономные серии динамических микрофонов с оптимальным соотношением цена/качество.

Ленточные (Ribbon) микрофоны

В отличие от других динамических микрофонов, ленточные микрофоны очень хрупкие. Принцип их работы ничем не отличается от других динамических микрофонов, но вместо мембраны здесь используется тонкая лента, вибрация которой изменяет напряжение. Ленточные микрофоны ставят в студиях для записи голоса и многих инструментов. Они смягчают звук и делают звукозапись теплее. Ленточные микрофоны отличаются высоким УЗД, а значит, их можно ставить вблизи от источника звука.

Специальные динамические микрофоны

В последние несколько лет производители начали выпускать модели динамических микрофонов, разработанные специально под конкретный инструмент. Вот несколько примеров:

  • Микрофон для барабанов

Разные барабаны имеют разное звучание; соответственно существуют микрофоны для «бочек», малых барабанов, том-томов и тарелок. Каждый тип микрофонов имеет определенные параметры и диапазон чувствительности. Микрофоны для барабанов, как правило, продаются в комплекте по четыре, пять и больше штук. Они недороги, удобны в использовании и хорошо справляются с поставленными задачами.

  • Микрофон для духовых инструментов

Как правило, имеют небольшой размер, малый вес и частотную характеристику, соответствующую тому или иному инструменту. Также в них имеется специальное крепление для присоединения микрофона к инструменту или телу. Благодаря такому креплению сохраняется постоянная дистанция между микрофоном и инструментом, что обеспечивает хорошую плотность звука. Кроме того, музыкант получают бóльшую свободу действий.

  • Миниатюрные микрофоны (т.н. Bullet микрофоны)

Часто используются музыкантами, играющими на губной гармонике . Имеют небольшой круглый корпус и могут прятаться между рук музыканта. Крохотная мембрана такого микрофона издает искаженный звук, который так нравится любителям губной гармошки.

  • Беспроводные микрофоны. По сути, ничем не отличаются от проводных аналогов за исключением встроенного радиопередатчика.

Конденсаторные микрофоны

Принцип работы: В микрофонах этого типа тонкая проводящая пленка находится на небольшом расстоянии от металлической пластины (так называемой «задней пластины»), в результате чего образовывается конденсатор. На конденсатор подается слабый электрический заряд либо от фантомного питания, либо от аккумулятора. Звуковые колебания заставляют мембрану вибрировать. Изменение расстояния между мембраной и задней пластиной воздействует на напряжение на выходе. Это и является полезным сигналом с микрофона.

Основные характеристики: Конденсаторные микрофоны питаются либо от внешнего источника, либо от встроенного аккумулятора, либо используют фантомное питание с разъема микшера. Сегодня практически во всех микшерах имеется фантомное питание в микрофонных разъемах. Если микшер был куплен ранее, убедитесь, что в нем есть фантомное питание, прежде чем приобретать конденсаторный микрофон.

Существует несколько типов конденсаторных микрофонов, и большинство из них используется для звукозаписи. Хотя некоторые применяются и для живого звука: хор, пианино, акустические струнные инструменты и ряд ударных инструментов. Также конденсаторные микрофоны могут работать с тарелками. Основными типами конденсаторных микрофонов считаются:

Переключатели roll-off и аттенюаторы

Этими переключателями оборудованы многие конденсаторные микрофоны, что расширяет их возможности. Переключатель roll-off изменяет диапазон частот (как правило, низких), снижая чувствительность до определенного уровня. Roll-off используется для живого звука, когда необходимо уменьшить низкочастотный шум и улучшить работу усилителя. Многие усилители не способны воспроизводить низкочастотные звуки, хотя электроэнергию они при этом потребляют. Благодаря переключателю roll-off усилителю не приходится работать с низкими частотами. При звукозаписи это придает звуку особую четкость. Аттенюаторы изменяют чувствительность и объем в микрофоне во избежание перегрузки при воздействии очень громкого источника звука.

Широкомембранные конденсаторные микрофоны

Это массивные звукозаписывающие микрофоны, диаметр мембраны которых составляет от 2 до 3 см. Как правило, имеют высокую цену и требуют использования внешнего источника питания и подвески. Большой размер и необходимость подвески не позволяют применять такие микрофоны, например, для барабанов, где требуется жесткая фиксация. В то же время, они идеально подходят для записи голоса и многих других инструментов. В большинстве случаев, широкомембранные микрофоны служат в качестве студийных универсальных микрофонов. Лучшие их модели чрезвычайно дороги. В последние годы на рынке появился целый ряд недорогих широкомембранных конденсаторных микрофонов, конструкция которых имитирует более дорогие аналоги, а их качество вполне годится для непрофессиональной звукозаписи.

Конденсаторные микрофоны с боковым приемом

Это еще один тип больших конденсаторных микрофонов. У таких микрофонов широкая мембрана размещена горизонтально и направлена в сторону под углом 90 градусов. Над мембраной, как правило, имеется широкая, плоская ветрозащита. Если микрофон установлен вертикально, кажется, что артист поет в него немного сбоку (отсюда и название).

Конденсаторные микрофоны с двумя мембранами

Как правило, это микрофоны с боковым приемом, в которых имеется две мембраны, направленных в противоположные стороны. Используются для записи дуэтов и коллективов или для создания акустической атмосферы. По сравнению с применением двух одномембранных микрофонов, конденсаторный микрофон с двумя мембранами значительно облегчает балансировку двух одновременных источников.

Ламповые конденсаторные микрофоны

Это винтажные микрофоны, которые использовались в студиях звукозаписи десятки лет назад. Из-за того, что такие микрофоны позволяют делать особенно качественную звукозапись - как ламповый усилитель заставляет гитару звучать по-новому, - они до сих пор выпускаются и используются в профессиональных студиях звукозаписи. Ламповые микрофоны требуют определенного напряжения, так как именно лампа дает теплый насыщенный звук.

Узкомембранные конденсаторные микрофоны

Диаметр мембраны у таких микрофонов составляет 1,5 см и менее. Могут использоваться как для звукозаписи, так и для работы с живым звуком. Рекомендуется использовать узкомембранные микрофоны для воспроизведения высокочастотных звуков и источников с резко меняющейся громкостью звука. Часто устанавливаются сверху над барабанными тарелками. Как и другие конденсаторные микрофоны, узкомембранные работают от фантомного питания или аккумулятора.

Направленные микрофоны

Это конденсаторные микрофоны с очень узкой и вытянутой диаграммой направленности. Чаще всего используются для теле- и радиотрансляции (например, спортивных мероприятий), так как хорошо снимают определенные звуки на расстоянии.

Микрофоны граничного слоя

Микрофоны граничного слоя достаточно универсальны. Используются на подиумах, конференциях и в студиях. Их, как правило, размещают на ровной поверхности - на полу, потолке или стене. Так лучше снимается звук. Микрофонами граничного слоя можно записывать большие музыкальные коллективы.

Список марок

Telefunken — своего рода «элита» среди микрофонов. Отличное качество, богатые традиции фирмы. Многие производители сегодня ровняются именно на них. Очень дорогие микрофоны.

Neumann легендарная марка. Их модели U47 и U87 стали настоящим «стандартом» в мире звукозаписи и используются практически на каждой студии. Дорогие микрофоны.

Violet Design — прибалтийская фирма. Микрофоны собираются вручную и славятся своим качеством и характером звучания. В их пользу так же говорит и хороший модельный ряд — есть и дорогие, и вполне бюджетные экземпляры.

RODE — австралийская фирма RODE Microphones с более чем 30-летней историей. В последнее время завоевала огромную популярность среди музыкантов пост-советского пространства, во многом — из-за хорошей ценовой политики. Вполне доступные микрофоны, очень хорошего качества.

AKG — очень известная фирма с невероятно широким модельным рядом. Их микрофон С414 — пожалуй единственный в мире, про который невозможно сказать что-то плохое. Однако, в последние годы, качество продуктов этой фирмы стало стремительно снижаться. И сейчас уже нет никаких оснований переплачивать за их бренд.

Marshall Electronics MXL — фирма с более чем 30-летней историей, к которой стоит присмотреться всем начинающим домашним музыкантам. Очень демократичные цены и потрясающее качество за такие деньги.

Shure — конечно же, один из лидеров. Их легендарные инструментальный SM57 и вокальный SM58 — попросту «иконы стиля», использующие, ну, наверное, во всех без исключения, малых и больших студиях в мире.

Заключение

Наверное, самым полезным при выборе микрофона станет простой метод сбора информации. Опросите других об их микрофонах, об опыте использования . Поговорите с продавцами-консультантами в нескольких музыкальных магазинах, почитайте отзывы в Интернете, а также обзоры разных моделей микрофонов. Удачи в выборе и покупке!