Контрольная работа по информатике «Моделирование и формализация. Урок Контрольная работа «Модели и моделирование" Какие пары объектов находятся в отношении
Цели:
- повторение и обобщение знаний, полученных при изучении темы;
- воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности.
- развитие мышления, познавательных интересов, навыков работы на компьютере, работы с электронными таблицами.
Программно-дидактическое обеспечение: ПК, проектор, песочные часы или секундомер.
План урока:
- Организация начала занятия (старт).
- Проверка выполнения домашнего задания (1 конкурс).
- Обобщение и систематизация знаний (2, 3, 4, 5 конкурсы).
- Контроль и самопроверка знаний (6 конкурс).
- Подведение итогов (финиш).
Ход урока
Старт. Здравствуйте дорогие участники и гости нашего небольшого мероприятия. Наш урок-соревнование сегодня проходит в виде игры "Инфо-СТАРТЫ" и посвящен теме "Моделирование и формализация". На стартовых дорожках две команды: __________ и __________. Уважаемые гости просим Вас исполнить роль жюри. Если перед началом конкурса система оценки не будет оговорена, конкурс будем оценивать по пятибалльной шкале.
Каждый этап урока сопровождается иллюстрацией на слайдах <Приложение1>.
Первый конкурс "Обязательная программа" - проверка домашнего задания: участники стартов подготовили:
- эмблему команды, выполненную в графическом редакторе и описать ее значение в текстовом редакторе;
- приветствие соперников и членов жюри - в произвольной форме.
Каждый этап оценивается отдельно (максимально за первый конкурс команда может набрать 10 баллов).
Второй конкурс "100 Мбайт с препятствиями"
Каждой команде в течение минуты я задаю вопросы, за правильный ответ 1 балл, если ответа нет, говорите "дальше", чем быстрее вы будете отвечать, тем больше очков вы сможете набрать. Кто из команд начнет первым решит жребий.
Вопросы для 1 команды:
- Процесс построения моделей называется: (моделированием)
- Можно ли разные объекты описать одной моделью? (Да)
- Модели, описывающие состояние системы в определенный момент времени, называются: (статические информационные модели)
- Процесс построения информационных моделей с помощью формальных языков называется: (формализацией).
- Информационная модель, состоящая из строк и столбцов, называется: (таблицей)
- Назовите программу, с помощью которой можно создавать описательные модели. (текстовый редактор)
- Схема электрической цепи является материальной или информационной моделью? (информационной)
- Что является материальной моделью Земли? (глобус)
- Какие пары объектов не находятся в отношении "объект - модель": "компьютер - его фотография" или "компьютер - его процессор"? (компьютер - его процессор)
- Как называются модели, в которых объекты распределены по уровням, каждый элемент более высокого уровня может состоять из нескольких элементов нижнего уровня, но не наоборот? (иерархические)
Вопросы для 2 команды:
- Новый объект, который отражает существенные особенности изучаемого объекта, явления или процесса называется:. (моделью).
- Может ли один объект иметь несколько моделей? (Да)
- Модели, описывающие процессы изменения и развития систем, называются: (динамическими информационными моделями)
- Описание модели при помощи формального языка называется: (формализацией)
- Модели, объекты и свойства которых представлены виде списки, а их значения размещаются в ячейках таблицы, называются: (табличными).
- Назовите программу, с помощью которой можно создавать графические модели. (графический редактор)
- Анатомический муляж является материальной или информационной моделью? (материальной)
- Назовите инструмент для компьютерного моделирования. (компьютер)
- Какие пары объектов находятся в отношении "объект - модель": "компьютер - данные" или "компьютер - его функциональная схема"? (компьютер - его функциональная схема)
- Как называется граф, предназначенный для отображения вложенности, подчиненности, наследования между объектами? (деревом)
Третий конкурс "Информационный фристайл"
Перед вами на столе лежат всевозможные модели (заранее подготовьте куклу, игрушечную машину, самолет; статьи об автомобиле, компьютере, самолете, хорошем человеке; технические характеристики автомобиля и танка в виде таблицы; приметы человека в виде таблицы; различные рисунки и фотографии, так, чтобы среди них были модели человека и автомобиля ). У меня в руках два конверта, где написаны названия объектов (в одном конверте лежит надпись "человек", в другом - "автомобиль" ), для которых вам необходимо выбрать модели и записать к какому классу они относятся, например, объекту "самолет" соответствует модель "макет самолета" - она относиться к классу "материальные объекты". Каждый участник подходит к столу и берет только одну модель, возвращается на место, тогда идет следующий, первый тем временем классифицирует свою модель в бланке:
За каждую правильную модель 1 балл.
Четвертый конкурс "Фигурное рисование"
Цель конкурса совместными усилиями создать графическую модель ноутбука в раскрытом виде. Команды выстраиваются по росту перед доской (для каждой команды по половине доски и маркер или листу ватмана). Возле каждой части доски по емкости со свернутыми записками. Участники по очереди добегают до доски вытягивают наугад записку и рисуют то, что там написано.
Записки:
- "Монитор";
- "Клавиатура";
- "Тачпад";
- "Web-камера";
- "Кнопка питания";
- "Динамики";
- "Надпись "Ноутбук команды ___________ ".
Пятый конкурс "Гимнастика периферийных устройств". В конвертах лежат названия устройств. Требуется изобразить пантомимой устройство в момент работы, название, которого вы достанете из конверта. Число участников в пантомиме неограниченно. Команда соперников должна отгадать данное устройство.
В конвертах лежат листы со следующими названиями:
Принтер;
Графический планшет;
Колонки;
Шестой конкурс "Excel-кёрлинг". В этом конкурсе вам предстоит большая работа по созданию и исследованию модели. Стартуют команды (включают программу <Приложение2> ) по моему сигналу. Ваши задания лежат в этих конвертах. На финише у команд должен быть сохранен файл с исследованиями и обязательным выводом.
В конвертах лежат следующие задания:
1. Исследуйте преобразование графика функции y= 2(x+a) 2 +b при различных значениях a и b.
2. Исследуйте преобразование графика функции y= 3|x+a|+b при различных значениях a и b.
В программе участникам напоминают этапы создания и исследования компьютерной модели, а так же приводится пошаговая инструкция по выполнению задания.
Финиш. Итак, подведем итог наших Инфо-СТАРТОВ. Озвучиваются суммы набранных баллов за всю игру, называют победителей.
Помогите, пожалуйста, ответить на вопросы. Заранее благодарю.
1. Какие пары объектов не находятся в отношении "объект - модель"?
А) компьютер - его фотография;
Б) компьютер - его функциональная схема;
В) компьютер - его процессор;
Г) компьютер - его техническое описание.
2. Информационной моделью, которая имеет иерархическую структуру является...
Б) расписание уроков;
В) таблица Менделеева;
Г) программа телепередач.
3. Какая модель является статической (описывающей состояние объекта)?
А) формула химического соединения;
Б) формулы равноускоренного движения;
В) формула химической реакции;
Г) второй закон Ньютона.
4. Информационной моделью, которая имеет сетевую структуру является...
А) файловая система компьютера;
Б) таблица Менделеева;
В) генеалогическое дерево семьи;
Г) модель компьютерной сети Интернет.
5. Информационной (знаковой) моделью является …
А) анатомический муляж;
Б) макет здания;
В) модель корабля;
Г) химическая формула.
6. В информационных моделях разомкнутых систем управления отсутствует...
А) управляющий объект;
Б) управляемый объект;
В) канал управления;
Г) канал обратной связи. 7. Какие из приведенных ниже определений понятия «модель» верные? Отметить все правильные на ваш взгляд ответы. А) модель - это некое вспомогательное средство, объект, который в определенной ситуации заменяет другой объект; Б) модель - это новый объект, который отражает некоторые стороны изучаемого объекта или явления, существенные с точки зрения цели моделирования;
В) модель - это физический или информационный аналог объекта, функционирование которого - по определенным парамет-рам - подобно функционированию реального объекта; Г) модель некоторого объекта - это другой объект (реальный, знаковый или воображаемый), отличный от исходного, он обладает существенными для целей моделирования свойствами и в рамках этих целей полностью заменяет исходный объект. 8. Вставьте в предложение наиболее точный термин из предложенного ниже списка. Если материальная модель объекта - это его физическое подобие, то информационная модель объекта - это его... А) описание; Б) точное воспроизведение; В) схематичное представление; Г) преобразование. 9. Какое из утверждений верно? А) информационные модели одного и того же объекта, пусть даже предназначенные для разных целей, должны быть во многом сходны; Б) информационные модели одного и того же объекта, предназначенные для разных целей, могут быть совершенно разными. 10. Может ли передаваться информация от человека к человеку и от поколения к поколению без использования моделей? А) нет, без моделей никогда не обойтись; Б) да, иногда, например, генетическая информация; В) да, чаще всего знания передаются без использования каких-либо моделей. 11. Верно ли, что моделирование представляет собой один из основных методов познания, способ существования знаний? А) нет; Б) да. 12. Какие из приведенных ниже моделей являются вероятностными? Выбрать три правильных ответа.
А) прогноз погоды; Б) отчет о деятельности предприятия; В) схема функционирования устройства; Г) научная гипотеза; Д) оглавление книги; Е) план мероприятий, посвященных Дню Победы. 13. Правильно ли определен вид следующей модели: «Компьютерная модель полета мяча, брошенного вертикально вверх, - динамическая формализованная модель, имитирующая поведение данного объекта»? А) нет; Б) да
1 вариант
а) компьютер – данные;
в) компьютер – программа;
г) компьютер – алгоритм;
2.
3. Базы данных - это:
г) совокупность данных, организованных по определенным правилам;
а) без модулей;
б) без запросов;
в) без отчетов;
г) без таблиц;
в) хранения данных базы;
6.
а) иерархического;
б) сетевого;
в) табличного;
г) логического;
7.
а) MS Word;
8. Операционная система – это...
а) программа, обеспечивающая управление базами данных;
б) антивирусная программа;
в) программа, управляющая работой компьютера;
г) система программирования;
9. Может ли присутствовать компьютерный вирус на чистой дискете (на дискете отсутствуют файлы)?
а) нет;
б) да, в области данных;
в) да, в области каталога;
г) да, в загрузочном секторе дискеты;
10.
а) пониженной температуры;
г) ударов при установке;
11. В рулетке общее количество лунок равно 32. Какое количество информации мы получаем в зрительном сообщения об остановке шарика в одной из лунок?
г) 1 бит;
12. Какой вид примет содержащая абсолютную и относительную ссылку формула, записанная в ячейке C1, после ее копирования в ячейку С2?
а) =$A$1*B2;
13. Браузер является...
а) сетевым вирусом;
14. Модем - это...
а) почтовая программа;б) сетевой протокол;
в) сервер Интернет;
г) техническое устройство;
15.
а) 1 минуты;в) 1 секунды;
16.
а) HTTP;в) TCP;
17.
а) IP-адрес;б) Web-сервер;
в) домашнюю web-страницу;
нет
усл 1
серия 1
серия 2
серия 3
г) доменное имя;
18. Какой вид модели представлен на рисунке?
а) графическая модель;
б) алгоритмическая модель;
в) вербальная;
г) описательная;
19.
20.
а) *.txt;б) *.htm;
в) *.doc;
г) *.exe;
21.
а) иерархической;
б) табличной;
в) алгоритмической;
г) сетевой;
22. Что такое формализация?
г) описание информационных моделей с помощью естественных языков;
23. Всемирная паутина - это…
г) средство доступа к информационным ресурсам Интернет;
24.
а)контроллер;
в)процессор;
г)адаптер;
25. Объединение компьютеров и локальных сетей, расположенных на удаленном расстоянии, для общего использования мировых информационных ресурсов, называется...
а) локальная сеть;
б) глобальная сеть;
в) корпоративная сеть;
г) региональная сеть;
26. Компьютер предоставляющий свои ресурсы в пользование другим компьютерам при совместной работе, называется:
а) адаптером;
б) коммутатором;
в) сервером;
г) клиент-сервером;
27.
а) из оперативной памяти;
б) из ПЗУ;
в) с магнитного диска;
г) с компакт диска;
28. Как записывается десятичное число 5 в двоичной системе счисления?
б) 110;
г)100;
29. Гипертекст - это...
а) очень большой текст;
б) структурированный текст, в котором могут осуществляться переходы по выделенным меткам;
в) текст, набранный на компьютере;
г) текст, в котором используется шрифт большого размера;
30.
а) проекционная панель;
г) плоттер;
Итоговый тест по информатике11класс
2 вариант
1. Какого типа информационной модели не существует?
а) иерархической;
б) табличной;
в) алгоритмической;
г) сетевой;
2. При отключении компьютера информация стирается:
а) из оперативной памяти;
б) из ПЗУ;
в) с магнитного диска;
г) с компакт диска;
3. В целях сохранения информации жесткие магнитные диски необходимо оберегать от...
а) пониженной температуры;
б) перепадов атмосферного давления;
г) ударов при установке;
4. Модем - это...
а) почтовая программа;б) сетевой протокол;
в) сервер Интернет;
г) техническое устройство;
5. Объединение компьютеров и локальных сетей, расположенных на удаленном расстоянии, для общего использования мировых информационных ресурсов, называется...
а) локальная сеть;
б) глобальная сеть;
в) корпоративная сеть;
г) региональная сеть;
6. Что такое формализация?
а) процесс построения информационных моделей с помощью формальных языков;
б) метод познания, состоящий в создании и исследовании формальных моделей;
в) визуализация процесса исследования формальных моделей;
г) описание информационных моделей с помощью естественных языков;
7. Всемирная паутина - это…
а) глобальная компьютерная сеть, объединяющая локальные, региональные, корпоративные сети и миллионы компьютеров;
б) десятки миллионов Web – серверов Интернета, содержащих Web – страницы, в которых используется технология гипертекста;
в) набор универсального указателя ресурсов включающих в себя протокол доступа к документам, доменные имена и IP-адрес;
г) средство доступа к информационным ресурсам Интернет;
8. Гиперссылки на Web - странице могут обеспечить переход...
а) только в пределах данной web - страницы;б) только на web - страницы данного сервера;
в) на любую web - страницу данного региона;
г) на любую web - страницу любого сервера Интернет;
9. Устройство, производящее преобразование аналоговых сигналов в цифровые и обратно, называется:
а)контроллер;
в)процессор;
г)адаптер;
10. Web-страницы имеют формат (расширение)...
а) *.txt;б) *.htm;
в) *.doc;
г) *.exe;
11. Какие пары объектов находятся в отношении "объект - модель"?
а) компьютер – данные;
б) компьютер - его функциональная схема;
в) компьютер – программа;
г) компьютер – алгоритм;
12. Базы данных - это:
a) интерфейс, поддерживающий наполнение и манипулирование данными;
б) совокупность программ для хранения и обработки больших массивов информации;
в) определенная совокупность информации;
г) совокупность данных, организованных по определенным правилам;
13. Таблицы в базах данных предназначены для:
а)автоматического выполнения группы команд;
б) выполнения сложных программных действий;
в) хранения данных базы;
г) отбора и обработки данных базы;
14. Какие программные средства помогают создавать табличные модели?
а) MS Word;
15. В состав мультимедиа-компьютера обязательно входит...
а) проекционная панель;
б) CD-ROM дисковод и звуковая плата;
г) плоттер;
16. Без каких объектов не может существовать база данных?
а) без модулей;
б) без запросов;
в) без отчетов;
г) без таблиц;
17. Какие из приведённых ниже определений понятия «модель» верные?
а) модель – это некоторое вспомогательное средство, объект, который в определённой ситуации заменяет другой объект;
б) модель – это новый объект, который отражает некоторые стороны изучаемого объекта или явления, существенные с точки зрения цели моделирования;
в) модель – это физический или информационный аналог объекта, функционирование которого – по определённым параметрам – подобно функционированию реального объекта;
г) модель некоторого объекта – это другой объект (реальный, знаковый или воображаемый), отличный от исходного, который обладает существенными для целей моделирования свойствами и в рамках этих целей полностью заменяет исходный объект;
18. Информационной моделью какого типа является файловая система компьютера?
а) иерархического;
б) сетевого;
в) табличного;
г) логического;
19. Материальной моделью является …
а) анатомический муляж;
б) карта;
в) чертеж;
г) диаграмма;
20. Задан полный путь к файлу C:\DOC\PROBA.TXT . Каково имя каталога, в котором находится файл PROBA.TXT?
б) DOC;
в) C:\DOC\PROBA.TXT;
г) TXT;
21. Результатом вычислений в ячейке C1 будет:
а) 100;
б) 50;
в) 200;
г) 150;
22. Серверы Интернет, содержащие файловые архивы, позволяют...
а) скачивать необходимые файлы;
б) получать электронную почту;
в) участвовать в телеконференциях;
г) проводить видеоконференции;
23. Браузер является...
а) сетевым вирусом;
б) средством просмотра Web-страниц;
в) языком разметки Web-страниц;
г) транслятором языка программирования;
24. Компьютер, подключенный к Интернет, обязательно имеет...
а) IP-адрес;б) Web-сервер;
в) домашнюю web-страницу;
г) доменное имя;
25. В рулетке общее количество лунок равно 32. Какое количество информации мы получаем в зрительном сообщения об остановке шарика в одной из лунок?
г) 1 бит;
26. Процессор обрабатывает информацию...
а) в десятичной системе счисления;
б) в двоичном коде;
в) на языке Бейсик;
г) в текстовом виде;
27. Модем, передающий информацию со скоростью 28 800 бит/с, может передать две страницы текста (3 600 байт) в течение...
а) 1 минуты;в) 1 секунды;
28. Компьютер предоставляющий свои ресурсы в пользование другим компьютерам при совместной работе, называется:
а) адаптером;
б) коммутатором;
в) сервером;
г) клиент-сервером;
29. Какой протокол является базовым в Интернет?
а) HTTP;в) TCP;
30. Информационной (знаковой) моделью является …
а) анатомический муляж;
б) макет здания;
в) модель корабля;
г) формула;
Итоговый тест по информатике
Ф.И.___________________________________________________________класс____________вариант_______________________
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
21 |
22 |
23 |
24 |
25 |
26 |
27 |
28 |
29 |
30 |
|
а | ||||||||||||||||||||||||||||||
б | ||||||||||||||||||||||||||||||
в | ||||||||||||||||||||||||||||||
г |
Человек может рассказать не только о свойствах объекта, но и об отношениях
, в которых этот объект находится с другими объектами
.
Например:
«Иван - сын Андрея»;
«Эверест выше Эльбруса»;
«Винни Пух дружит с Пятачком»;
«21 кратно 3»;
«Кострома такой же старинный город, как и Москва»;
«Текстовый процессор входит в состав программного обеспечения компьютера».
В каждом из приведенных предложений выделено имя отношения, которое обозначает характер связи между двумя объектами.
Отношения
могут существовать не только между двумя объектами, но и между объектом и множеством объектов, например:
«Дискета является носителем информации»;
«Камчатка - это полуостров (является полуостровом)».
В каждом из этих предложений описано отношение «является элементом множества» .
Отношение может связывать два множества объектов, например:
«Колеса входят в состав автомобилей»;
«Бабочки - это насекомые (являются разновидностью насекомых)».
Попарно связаны одним и тем же отношением могут быть несколько объектов. Соответствующее словесное описание может оказаться очень длинным, и тогда в нем трудно разобраться.
Пусть про населенные пункты А, Б, В, Г, Д и Е известно, что некоторые из них соединены железной дорогой: населенный пункт А соединен железной дорогой с населенными пунктами В, Г и Е, населенный пункт Е - с населенными пунктами В, Г и Д .
Для большей наглядности имеющиеся связи («соединен железной дорогой») можно изобразить линиями на схеме отношений. Объекты на схеме отношений могут быть изображены кругами, овалами, точками, прямоугольниками и т. д. (рис. 1.2).
Имена некоторых отношений изменяются, когда меняются местами имена объектов, например : «выше» - «ниже», «приходится отцом» - «приходится сыном». В этом случае направление отношения обозначают стрелкой на схеме отношений.
Так, на рис. 1.3 каждая стрелка направлена от отца к его сыну и поэтому отражает отношение «приходится отцом», а не «приходится сыном». Например: «Андрей приходится отцом Ивану».
Стрелки можно не использовать, если удается сформулировать и соблюсти правило взаимного расположения объектов на схеме. Например , если на рис. 1.3 имена детей всегда располагать ниже имени их отца, то можно обойтись без стрелок.
Такие отношения
, как «приходится сыном», «соединен железной дорогой», «покупает», «лечит» и т. д.
, могут связывать только объекты некоторых видов
. А в отношениях
«входит в состав» и «является разновидностью»
могут находиться любые объекты
.
Коротко о главном
В сообщении об объекте могут быть приведены не только свойства данного объекта, но и отношения, которые связывают его с другими объектами. Имя отношения обозначает характер этой связи. Отношения могут связывать не только два объекта, но и объект с множеством объектов или два множества.
Любые отношения между объектами можно наглядно описать с помощью схемы отношений
. Объекты на схеме отношений могут быть изображены кругами, овалами, точками, прямоугольниками и т. д. Связи между объектами могут быть изображены линиями или стрелками.
Вопросы и задания
1. Назовите имя отношения в каждом приведенном предложении. Какое имя можно будет дать отношению, если имена объектов в предложении поменять местами? В каких парах имя отношения при этом не изменится?
а) Колобок поет песню Лисе.
б) Конек-Горбунок помогает Ивану.
в) В Москве есть Манежная площадь.
г) Пилюлькин лечит Сиропчика.
д) Страшила путешествует вместе с Элл и.
2. Для каждой пары объектов укажите соответствующее отношение.
3. Какую связь отражает каждая схема отношений на рис. 1.4-1.8? Выберите правильный ответ из следующих вариантов:
«является разновидностью»;
«входит в состав»;
«является условием (причиной)»;
«предшествует».
Разновидности объектов и их классификация
Из двух множеств , связанных отношением «является разновидностью» , одно является подмножеством другого . Например, множество попугаев является подмножеством множества птиц, множество натуральных чисел является подмножеством множества целых чисел.
Схему отношения «является разновидностью» мы будем называть схемой разновидностей (рис. 1.9). Такие схемы используются в учебниках, каталогах и энциклопедиях для описания самых разных объектов, например растений, животных, сложных предложений, транспортных средств и т. д.
На схеме разновидностей имя подмножества всегда располагается ниже имени включающего его множества.
Объекты подмножества обязательно обладают всеми признаками объектов множества (наследуют признаки множества) и кроме них имеют еще свой, дополнительный признак (или несколько признаков). Этим дополнительным признаком может быть свойство или действие. Например, любое домашнее животное нужно кормить, собаки, кроме того, лают и кусаются, а ездовые собаки, кроме того, еще и бегают в упряжке.
Важно понимать , что сами по себе объекты не делятся ни на какие множества и подмножества . Например , арбузу совершенно «безразлично», относят его к семейству тыквенных растений, к подмножеству полосатых или шарообразных объектов. Подмножества объектов выделяет и обозначает человек, потому что ему так удобнее усваивать и передавать информацию. Дело в том, что человек одновременно может концентрировать свое внимание лишь на 5-9 объектах. Для упрощения работы с множеством объектов его делят на несколько частей; каждую из этих частей опять делят на части; те, в свою очередь, еще раз и т. д. Деление большого множества на подмножества происходит не стихийно, а по некоторым признакам его объектов.
Подмножество объектов, имеющих общие признаки, называется классом . Деление множества объектов на классы называется классификацией . Признаки, по которым один класс отличается от другого, называются основанием классификации.
Классификация называется естественной, если в качестве ее основания взяты существенные признаки объектов. Примером естественной классификации является классификация живых существ, предложенная Карлом Линнеем (1735 г.). В настоящее время ученые разделяют множество всех живых существ на пять основных царств: растения, грибы, животные, простейшие и прокариоты. Каждое царство разделено на уровни - систематические единицы. Высший уровень называется типом. Каждый тип делится на классы, классы - на отряды, отряды - на семейства, семейства - на роды, а роды - на виды.
Классификация называется искусственной , если в качестве ее основания взяты несущественные признаки объектов. К искусственным классификациям относятся вспомогательные классификации (алфавитно-предметные указатели, именные каталоги в библиотеках). Пример искусственной классификации - деление множества звезд на небе на созвездия, проводившееся по признакам, которые к самим звездам не имели никакого отношения.
Можно предложить следующую классификацию объектов, с которыми взаимодействует пользователь в операционной системе Windows (рис. 1.10).
Коротко о главном
Схема разновидностей - это схема отношений «является разновидностью» между множествами и подмножествами объектов.
У объектов подмножества есть дополнительные признаки, кроме тех, которые есть у объектов множества, включающего данное подмножество.
Подмножество объектов, имеющих общие признаки, называется классом. Деление множества объектов на классы называется классификацией. Признаки, по которым один класс отличается от другого, называются осно¬ванием классификации.
Вопросы и задания
1. Для каждого из указанных подмножеств назовите множество, с которым оно связано отношением «является разновидностью» (назовите общее имя, отвечающее на вопрос «Что это такое?»):
а) местоимение;
б) запятая;
в) джойстик;
г) параллелограмм;
д) ратуша;
е) басня;
ж) капилляр.
2. Найдите в списке шесть пар множеств, между которыми существуют отношения «является разновидностью». Определите в каждой такой паре имя подмножества. Назовите для него хотя бы одно дополнительное свойство:
книга;
бензин;
врач;
молоко;
строитель;
учебник;
жидкость;
справочник;
человек.
3. Выберите из списка имена девяти множеств, связанных отношениями «является разновидностью». Составьте схему разновидностей:
яблоня;
хвойное дерево;
сосна;
пихта;
дерево;
лиственное дерево;
яблоко;
ствол;
фруктовое дерево;
береза;
дуб;
лиственница;
корень;
желудь.
4. Используя предложенную классификацию паралле-лограммов, опишите свойства квадрата, наследующего их сразу у двух предков - прямоугольника и ромба. Какими дополнительными свойствами обладает квадрат:
а) по отношению к прямоугольнику;
б) по отношению к ромбу?
5. В каждом пункте перечислены объекты, сгруппированные по классам. Например: стол, компьютер, лук / корова, ручка, кастрюля / село, знамя, перо - это существительные, классифицированные по родам. Определите основания классификаций:
а) ель, сосна, кедр, пихта / береза, осина, липа, тополь;
б) картофель, лук, огурцы, помидоры / яблоки, апельсины, груши, мандарины;
в) рожь, тишь, ложь, рысь / пшеница, тишина, истина, кошка;
г) рубашка, пиджак, платье, сарафан / пальто, шуба, плащ, штормовка;
д) волк, медведь, лиса, лось / корова, собака, кошка, лошадь.
6. Предложите свою классификацию компьютерных объектов «файл» и «документ».
Практическая работа №2
«Работаем с объектами файловой системы»
1. Откройте окно Мой компьютер . Просмотрите файлы и папки, расположенные на диске С: .
2. Воспользуйтесь кнопками Вперед и Назад на панели инструментов Обычные кнопки для перемещения между ранее просмотренными объектами.
3. Выберите в меню Вид команды: Эскизы страниц, Плитка, Значки, Таблица. Проследите за изменениями в отображении папок и файлов. Найдите на панели инструментов Обычные кнопки кнопку, обеспечивающую быстрое изменение вида содержимого папок.
4. С помощью кнопки Папки отобразите в левой части окна панель Обозревателя Папки . С ее помощью еще раз просмотрите файлы и папки, расположенные на диске С: . Проследите за изменениями, происходящими в правой части окна.
5. С помощью кнопки Поиск найдите собственную папку - папку, в которой хранятся ваши работы. Для этого в окне Помощника по поиску щелкните на ссылке Файлы и папки . В соответствующих полях укажите имя папки и область поиска.
6. Откройте собственную папку. В ней должны быть вложенные папки Документы, Заготовки_6, Заготовки_7, Презентации и Рисунки. Просмотрите содержимое этих папок.
7. Папка Заготовки_6 содержит файлы, которыми вы пользовались при выполнении работ компьютерного практикума в пошлом году. Так как эта папка вам больше не нужна, удалите ее (например, командой контекстного меню).
8. Папки Документы, Презентации и Рисунки содержат ваши прошлогодние работы. Их хотелось бы сохранить.
Создайте в собственной папке папку Архив. Для этого переведите указатель мыши в чистую область окна собственной папки и щелкните правой кнопкой мыши (вызов контекстного меню). Выполните команду [Создать-Папку] .
Поочередно переместите папки Документы, Презентации и Рисунки в папку Архив. Для этого:
1)
выделите папку Документы и, удерживая нажатой левую кнопку мыши, перетащите папку Документы в нанку Архив;
2)
откройте контекстное меню панки Презентации, выполните команду Вырезать. Откройте папку Архив и с помощью контекстного меню вставьте в нее папку Презентации;
3)
вырежьте папку Рисунки и вставьте ее в папку Архив с помощью команд строки меню.
9. С помощью контекстного меню переименуйте папку Заготовки_7 в Заготовки.
10. Убедитесь, что ваша папка имеет структуру, аналогичную приведенной ниже: