Контрольная работа по информатике «Моделирование и формализация. Урок Контрольная работа «Модели и моделирование" Какие пары объектов находятся в отношении

Цели:

  • повторение и обобщение знаний, полученных при изучении темы;
  • воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности.
  • развитие мышления, познавательных интересов, навыков работы на компьютере, работы с электронными таблицами.

Программно-дидактическое обеспечение: ПК, проектор, песочные часы или секундомер.

План урока:

  1. Организация начала занятия (старт).
  2. Проверка выполнения домашнего задания (1 конкурс).
  3. Обобщение и систематизация знаний (2, 3, 4, 5 конкурсы).
  4. Контроль и самопроверка знаний (6 конкурс).
  5. Подведение итогов (финиш).

Ход урока

Старт. Здравствуйте дорогие участники и гости нашего небольшого мероприятия. Наш урок-соревнование сегодня проходит в виде игры "Инфо-СТАРТЫ" и посвящен теме "Моделирование и формализация". На стартовых дорожках две команды: __________ и __________. Уважаемые гости просим Вас исполнить роль жюри. Если перед началом конкурса система оценки не будет оговорена, конкурс будем оценивать по пятибалльной шкале.

Каждый этап урока сопровождается иллюстрацией на слайдах <Приложение1>.

Первый конкурс "Обязательная программа" - проверка домашнего задания: участники стартов подготовили:

  • эмблему команды, выполненную в графическом редакторе и описать ее значение в текстовом редакторе;
  • приветствие соперников и членов жюри - в произвольной форме.

Каждый этап оценивается отдельно (максимально за первый конкурс команда может набрать 10 баллов).

Второй конкурс "100 Мбайт с препятствиями"

Каждой команде в течение минуты я задаю вопросы, за правильный ответ 1 балл, если ответа нет, говорите "дальше", чем быстрее вы будете отвечать, тем больше очков вы сможете набрать. Кто из команд начнет первым решит жребий.

Вопросы для 1 команды:

  1. Процесс построения моделей называется: (моделированием)
  2. Можно ли разные объекты описать одной моделью? (Да)
  3. Модели, описывающие состояние системы в определенный момент времени, называются: (статические информационные модели)
  4. Процесс построения информационных моделей с помощью формальных языков называется: (формализацией).
  5. Информационная модель, состоящая из строк и столбцов, называется: (таблицей)
  6. Назовите программу, с помощью которой можно создавать описательные модели. (текстовый редактор)
  7. Схема электрической цепи является материальной или информационной моделью? (информационной)
  8. Что является материальной моделью Земли? (глобус)
  9. Какие пары объектов не находятся в отношении "объект - модель": "компьютер - его фотография" или "компьютер - его процессор"? (компьютер - его процессор)
  10. Как называются модели, в которых объекты распределены по уровням, каждый элемент более высокого уровня может состоять из нескольких элементов нижнего уровня, но не наоборот? (иерархические)

Вопросы для 2 команды:

  1. Новый объект, который отражает существенные особенности изучаемого объекта, явления или процесса называется:. (моделью).
  2. Может ли один объект иметь несколько моделей? (Да)
  3. Модели, описывающие процессы изменения и развития систем, называются: (динамическими информационными моделями)
  4. Описание модели при помощи формального языка называется: (формализацией)
  5. Модели, объекты и свойства которых представлены виде списки, а их значения размещаются в ячейках таблицы, называются: (табличными).
  6. Назовите программу, с помощью которой можно создавать графические модели. (графический редактор)
  7. Анатомический муляж является материальной или информационной моделью? (материальной)
  8. Назовите инструмент для компьютерного моделирования. (компьютер)
  9. Какие пары объектов находятся в отношении "объект - модель": "компьютер - данные" или "компьютер - его функциональная схема"? (компьютер - его функциональная схема)
  10. Как называется граф, предназначенный для отображения вложенности, подчиненности, наследования между объектами? (деревом)

Третий конкурс "Информационный фристайл"

Перед вами на столе лежат всевозможные модели (заранее подготовьте куклу, игрушечную машину, самолет; статьи об автомобиле, компьютере, самолете, хорошем человеке; технические характеристики автомобиля и танка в виде таблицы; приметы человека в виде таблицы; различные рисунки и фотографии, так, чтобы среди них были модели человека и автомобиля ). У меня в руках два конверта, где написаны названия объектов (в одном конверте лежит надпись "человек", в другом - "автомобиль" ), для которых вам необходимо выбрать модели и записать к какому классу они относятся, например, объекту "самолет" соответствует модель "макет самолета" - она относиться к классу "материальные объекты". Каждый участник подходит к столу и берет только одну модель, возвращается на место, тогда идет следующий, первый тем временем классифицирует свою модель в бланке:

За каждую правильную модель 1 балл.

Четвертый конкурс "Фигурное рисование"

Цель конкурса совместными усилиями создать графическую модель ноутбука в раскрытом виде. Команды выстраиваются по росту перед доской (для каждой команды по половине доски и маркер или листу ватмана). Возле каждой части доски по емкости со свернутыми записками. Участники по очереди добегают до доски вытягивают наугад записку и рисуют то, что там написано.

Записки:

- "Монитор";

- "Клавиатура";

- "Тачпад";

- "Web-камера";

- "Кнопка питания";

- "Динамики";

- "Надпись "Ноутбук команды ___________ ".

Пятый конкурс "Гимнастика периферийных устройств". В конвертах лежат названия устройств. Требуется изобразить пантомимой устройство в момент работы, название, которого вы достанете из конверта. Число участников в пантомиме неограниченно. Команда соперников должна отгадать данное устройство.

В конвертах лежат листы со следующими названиями:

Принтер;

Графический планшет;

Колонки;

Шестой конкурс "Excel-кёрлинг". В этом конкурсе вам предстоит большая работа по созданию и исследованию модели. Стартуют команды (включают программу <Приложение2> ) по моему сигналу. Ваши задания лежат в этих конвертах. На финише у команд должен быть сохранен файл с исследованиями и обязательным выводом.

В конвертах лежат следующие задания:

1. Исследуйте преобразование графика функции y= 2(x+a) 2 +b при различных значениях a и b.

2. Исследуйте преобразование графика функции y= 3|x+a|+b при различных значениях a и b.

В программе участникам напоминают этапы создания и исследования компьютерной модели, а так же приводится пошаговая инструкция по выполнению задания.

Финиш. Итак, подведем итог наших Инфо-СТАРТОВ. Озвучиваются суммы набранных баллов за всю игру, называют победителей.

Помогите, пожалуйста, ответить на вопросы. Заранее благодарю.
1. Какие пары объектов не находятся в отношении "объект - модель"?
А) компьютер - его фотография;
Б) компьютер - его функциональная схема;
В) компьютер - его процессор;
Г) компьютер - его техническое описание.
2. Информационной моделью, которая имеет иерархическую структуру является...
Б) расписание уроков;
В) таблица Менделеева;
Г) программа телепередач.
3. Какая модель является статической (описывающей состояние объекта)?
А) формула химического соединения;
Б) формулы равноускоренного движения;
В) формула химической реакции;
Г) второй закон Ньютона.
4. Информационной моделью, которая имеет сетевую структуру является...
А) файловая система компьютера;
Б) таблица Менделеева;
В) генеалогическое дерево семьи;
Г) модель компьютерной сети Интернет.
5. Информационной (знаковой) моделью является …
А) анатомический муляж;
Б) макет здания;
В) модель корабля;
Г) химическая формула.
6. В информационных моделях разомкнутых систем управления отсутствует...
А) управляющий объект;
Б) управляемый объект;
В) канал управления;
Г) канал обратной связи. 7. Какие из приведенных ниже определений понятия «модель» верные? Отметить все правильные на ваш взгляд ответы. А) модель - это некое вспомогательное средство, объект, который в определенной ситуации заменяет другой объект; Б) модель - это новый объект, который отражает некоторые стороны изучаемого объекта или явления, существенные с точки зрения цели моделирования;
В) модель - это физический или информационный аналог объекта, функционирование которого - по определенным парамет-рам - подобно функционированию реального объекта; Г) модель некоторого объекта - это другой объект (реальный, знаковый или воображаемый), отличный от исходного, он обладает существенными для целей моделирования свойствами и в рамках этих целей полностью заменяет исходный объект. 8. Вставьте в предложение наиболее точный термин из предложенного ниже списка. Если материальная модель объекта - это его физическое подобие, то информационная модель объекта - это его... А) описание; Б) точное воспроизведение; В) схематичное представление; Г) преобразование. 9. Какое из утверждений верно? А) информационные модели одного и того же объекта, пусть даже предназначенные для разных целей, должны быть во многом сходны; Б) информационные модели одного и того же объекта, предназначенные для разных целей, могут быть совершенно разными. 10. Может ли передаваться информация от человека к человеку и от поколения к поколению без использования моделей? А) нет, без моделей никогда не обойтись; Б) да, иногда, например, генетическая информация; В) да, чаще всего знания передаются без использования каких-либо моделей. 11. Верно ли, что моделирование представляет собой один из основных методов познания, способ существования знаний? А) нет; Б) да. 12. Какие из приведенных ниже моделей являются вероятностными? Выбрать три правильных ответа.
А) прогноз погоды; Б) отчет о деятельности предприятия; В) схема функционирования устройства; Г) научная гипотеза; Д) оглавление книги; Е) план мероприятий, посвященных Дню Победы. 13. Правильно ли определен вид следующей модели: «Компьютерная модель полета мяча, брошенного вертикально вверх, - динамическая формализованная модель, имитирующая поведение данного объекта»? А) нет; Б) да

страница 1

1 вариант

а) компьютер – данные;

в) компьютер – программа;

г) компьютер – алгоритм;


2.




3. Базы данных - это:

г) совокупность данных, организованных по определенным правилам;

а) без модулей;

б) без запросов;

в) без отчетов;

г) без таблиц;

в) хранения данных базы;


6.

а) иерархического;


б) сетевого;
в) табличного;
г) логического;
7.
а) MS Word;
8. Операционная система – это...

а) программа, обеспечивающая управление базами данных;

б) антивирусная программа;

в) программа, управляющая работой компьютера;

г) система программирования;
9. Может ли присутствовать компьютерный вирус на чистой дискете (на дискете отсутствуют файлы)?

а) нет;


б) да, в области данных;

в) да, в области каталога;

г) да, в загрузочном секторе дискеты;
10.

а) пониженной температуры;

г) ударов при установке;
11. В рулетке общее количество лунок равно 32. Какое количество информации мы получаем в зрительном сообщения об остановке шарика в одной из лунок?

г) 1 бит;
12. Какой вид примет содержащая абсолютную и относительную ссылку формула, записанная в ячейке C1, после ее копирования в ячейку С2?


а) =$A$1*B2;

13. Браузер является...

а) сетевым вирусом;

14. Модем - это...

а) почтовая программа;

б) сетевой протокол;

в) сервер Интернет;

г) техническое устройство;

15.

а) 1 минуты;

в) 1 секунды;

16.

а) HTTP;
в) TCP;

17.

а) IP-адрес;

б) Web-сервер;

в) домашнюю web-страницу;

нет
усл 1
серия 1

серия 2


серия 3

г) доменное имя;

18. Какой вид модели представлен на рисунке?
а) графическая модель;
б) алгоритмическая модель;
в) вербальная;
г) описательная;

19.

20.

а) *.txt;
б) *.htm;
в) *.doc;
г) *.exe;
21.

а) иерархической;

б) табличной;

в) алгоритмической;

г) сетевой;
22. Что такое формализация?

г) описание информационных моделей с помощью естественных языков;
23. Всемирная паутина - это…

г) средство доступа к информационным ресурсам Интернет;
24.

а)контроллер;

в)процессор;

г)адаптер;
25. Объединение компьютеров и локальных сетей, расположенных на удаленном расстоянии, для общего использования мировых информационных ресурсов, называется...

а) локальная сеть;

б) глобальная сеть;

в) корпоративная сеть;

г) региональная сеть;
26. Компьютер предоставляющий свои ресурсы в пользование другим компьютерам при совместной работе, называется:

а) адаптером;

б) коммутатором;

в) сервером;

г) клиент-сервером;
27.

а) из оперативной памяти;

б) из ПЗУ;

в) с магнитного диска;

г) с компакт диска;
28. Как записывается десятичное число 5 в двоичной системе счисления?


б) 110;
г)100;
29. Гипертекст - это...

а) очень большой текст;

б) структурированный текст, в котором могут осуществляться переходы по выделенным меткам;

в) текст, набранный на компьютере;

г) текст, в котором используется шрифт большого размера;
30.

а) проекционная панель;

г) плоттер;

Итоговый тест по информатике11класс

2 вариант
1. Какого типа информационной модели не существует?

а) иерархической;

б) табличной;

в) алгоритмической;

г) сетевой;
2. При отключении компьютера информация стирается:

а) из оперативной памяти;

б) из ПЗУ;

в) с магнитного диска;

г) с компакт диска;
3. В целях сохранения информации жесткие магнитные диски необходимо оберегать от...

а) пониженной температуры;

б) перепадов атмосферного давления;

г) ударов при установке;

4. Модем - это...

а) почтовая программа;

б) сетевой протокол;

в) сервер Интернет;

г) техническое устройство;

5. Объединение компьютеров и локальных сетей, расположенных на удаленном расстоянии, для общего использования мировых информационных ресурсов, называется...

а) локальная сеть;

б) глобальная сеть;

в) корпоративная сеть;

г) региональная сеть;
6. Что такое формализация?

а) процесс построения информационных моделей с помощью формальных языков;

б) метод познания, состоящий в создании и исследовании формальных моделей;

в) визуализация процесса исследования формальных моделей;

г) описание информационных моделей с помощью естественных языков;

7. Всемирная паутина - это…

а) глобальная компьютерная сеть, объединяющая локальные, региональные, корпоративные сети и миллионы компьютеров;

б) десятки миллионов Web – серверов Интернета, содержащих Web – страницы, в которых используется технология гипертекста;

в) набор универсального указателя ресурсов включающих в себя протокол доступа к документам, доменные имена и IP-адрес;

г) средство доступа к информационным ресурсам Интернет;

8. Гиперссылки на Web - странице могут обеспечить переход...

а) только в пределах данной web - страницы;

б) только на web - страницы данного сервера;

в) на любую web - страницу данного региона;

г) на любую web - страницу любого сервера Интернет;


9. Устройство, производящее преобразование аналоговых сигналов в цифровые и обратно, называется:

а)контроллер;

в)процессор;

г)адаптер;

10. Web-страницы имеют формат (расширение)...

а) *.txt;
б) *.htm;
в) *.doc;
г) *.exe;
11. Какие пары объектов находятся в отношении "объект - модель"?

а) компьютер – данные;

б) компьютер - его функциональная схема;

в) компьютер – программа;

г) компьютер – алгоритм;
12. Базы данных - это:

a) интерфейс, поддерживающий наполнение и манипулирование данными;

б) совокупность программ для хранения и обработки больших массивов информации;

в) определенная совокупность информации;

г) совокупность данных, организованных по определенным правилам;
13. Таблицы в базах данных предназначены для:

а)автоматического выполнения группы команд;

б) выполнения сложных программных действий;

в) хранения данных базы;

г) отбора и обработки данных базы;
14. Какие программные средства помогают создавать табличные модели?
а) MS Word;


15. В состав мультимедиа-компьютера обязательно входит...

а) проекционная панель;

б) CD-ROM дисковод и звуковая плата;

г) плоттер;
16. Без каких объектов не может существовать база данных?

а) без модулей;

б) без запросов;

в) без отчетов;

г) без таблиц;
17. Какие из приведённых ниже определений понятия «модель» верные?
а) модель – это некоторое вспомогательное средство, объект, который в определённой ситуации заменяет другой объект;
б) модель – это новый объект, который отражает некоторые стороны изучаемого объекта или явления, существенные с точки зрения цели моделирования;
в) модель – это физический или информационный аналог объекта, функционирование которого – по определённым параметрам – подобно функционированию реального объекта;
г) модель некоторого объекта – это другой объект (реальный, знаковый или воображаемый), отличный от исходного, который обладает существенными для целей моделирования свойствами и в рамках этих целей полностью заменяет исходный объект;
18. Информационной моделью какого типа является файловая система компьютера?

а) иерархического;


б) сетевого;
в) табличного;
г) логического;
19. Материальной моделью является …

а) анатомический муляж;


б) карта;
в) чертеж;
г) диаграмма;
20. Задан полный путь к файлу C:\DOC\PROBA.TXT . Каково имя каталога, в котором находится файл PROBA.TXT?
б) DOC;
в) C:\DOC\PROBA.TXT;
г) TXT;
21. Результатом вычислений в ячейке C1 будет:

а) 100;
б) 50;


в) 200;
г) 150;

22. Серверы Интернет, содержащие файловые архивы, позволяют...

а) скачивать необходимые файлы;
б) получать электронную почту;
в) участвовать в телеконференциях;
г) проводить видеоконференции;
23. Браузер является...

а) сетевым вирусом;

б) средством просмотра Web-страниц;

в) языком разметки Web-страниц;

г) транслятором языка программирования;

24. Компьютер, подключенный к Интернет, обязательно имеет...

а) IP-адрес;

б) Web-сервер;

в) домашнюю web-страницу;

г) доменное имя;


25. В рулетке общее количество лунок равно 32. Какое количество информации мы получаем в зрительном сообщения об остановке шарика в одной из лунок?

г) 1 бит;
26. Процессор обрабатывает информацию...

а) в десятичной системе счисления;

б) в двоичном коде;

в) на языке Бейсик;

г) в текстовом виде;

27. Модем, передающий информацию со скоростью 28 800 бит/с, может передать две страницы текста (3 600 байт) в течение...

а) 1 минуты;

в) 1 секунды;


28. Компьютер предоставляющий свои ресурсы в пользование другим компьютерам при совместной работе, называется:

а) адаптером;

б) коммутатором;

в) сервером;

г) клиент-сервером;

29. Какой протокол является базовым в Интернет?

а) HTTP;
в) TCP;
30. Информационной (знаковой) моделью является …

а) анатомический муляж;

б) макет здания;

в) модель корабля;

г) формула;
Итоговый тест по информатике
Ф.И.___________________________________________________________класс____________вариант_______________________


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

а

б

в

г

Человек может рассказать не только о свойствах объекта, но и об отношениях , в которых этот объект находится с другими объектами .
Например:
«Иван - сын Андрея»;
«Эверест выше Эльбруса»;
«Винни Пух дружит с Пятачком»;
«21 кратно 3»;
«Кострома такой же старинный город, как и Москва»;
«Текстовый процессор входит в состав программного обеспечения компьютера».

В каждом из приведенных предложений выделено имя отношения, которое обозначает характер связи между двумя объектами.

Отношения могут существовать не только между двумя объектами, но и между объектом и множеством объектов, например:
«Дискета является носителем информации»;
«Камчатка - это полуостров (является полуостровом)».

В каждом из этих предложений описано отношение «является элементом множества» .

Отношение может связывать два множества объектов, например:
«Колеса входят в состав автомобилей»;
«Бабочки - это насекомые (являются разновидностью насекомых)».

Попарно связаны одним и тем же отношением могут быть несколько объектов. Соответствующее словесное описание может оказаться очень длинным, и тогда в нем трудно разобраться.

Пусть про населенные пункты А, Б, В, Г, Д и Е известно, что некоторые из них соединены железной дорогой: населенный пункт А соединен железной дорогой с населенными пунктами В, Г и Е, населенный пункт Е - с населенными пунктами В, Г и Д .

Для большей наглядности имеющиеся связи («соединен железной дорогой») можно изобразить линиями на схеме отношений. Объекты на схеме отношений могут быть изображены кругами, овалами, точками, прямоугольниками и т. д. (рис. 1.2).

Имена некоторых отношений изменяются, когда меняются местами имена объектов, например : «выше» - «ниже», «приходится отцом» - «приходится сыном». В этом случае направление отношения обозначают стрелкой на схеме отношений.

Так, на рис. 1.3 каждая стрелка направлена от отца к его сыну и поэтому отражает отношение «приходится отцом», а не «приходится сыном». Например: «Андрей приходится отцом Ивану».

Стрелки можно не использовать, если удается сформулировать и соблюсти правило взаимного расположения объектов на схеме. Например , если на рис. 1.3 имена детей всегда располагать ниже имени их отца, то можно обойтись без стрелок.

Такие отношения , как «приходится сыном», «соединен железной дорогой», «покупает», «лечит» и т. д. , могут связывать только объекты некоторых видов . А в отношениях «входит в состав» и «является разновидностью» могут находиться любые объекты .

Коротко о главном

В сообщении об объекте могут быть приведены не только свойства данного объекта, но и отношения, которые связывают его с другими объектами. Имя отношения обозначает характер этой связи. Отношения могут связывать не только два объекта, но и объект с множеством объектов или два множества.

Любые отношения между объектами можно наглядно описать с помощью схемы отношений . Объекты на схеме отношений могут быть изображены кругами, овалами, точками, прямоугольниками и т. д. Связи между объектами могут быть изображены линиями или стрелками.

Вопросы и задания

1. Назовите имя отношения в каждом приведенном предложении. Какое имя можно будет дать отношению, если имена объектов в предложении поменять местами? В каких парах имя отношения при этом не изменится?
а) Колобок поет песню Лисе.
б) Конек-Горбунок помогает Ивану.
в) В Москве есть Манежная площадь.
г) Пилюлькин лечит Сиропчика.
д) Страшила путешествует вместе с Элл и.

2. Для каждой пары объектов укажите соответствующее отношение.

3. Какую связь отражает каждая схема отношений на рис. 1.4-1.8? Выберите правильный ответ из следующих вариантов:
«является разновидностью»;
«входит в состав»;
«является условием (причиной)»;
«предшествует».




Разновидности объектов и их классификация



Из двух множеств , связанных отношением «является разновидностью» , одно является подмножеством другого . Например, множество попугаев является подмножеством множества птиц, множество натуральных чисел является подмножеством множества целых чисел.

Схему отношения «является разновидностью» мы будем называть схемой разновидностей (рис. 1.9). Такие схемы используются в учебниках, каталогах и энциклопедиях для описания самых разных объектов, например растений, животных, сложных предложений, транспортных средств и т. д.

На схеме разновидностей имя подмножества всегда располагается ниже имени включающего его множества.

Объекты подмножества обязательно обладают всеми признаками объектов множества (наследуют признаки множества) и кроме них имеют еще свой, дополнительный признак (или несколько признаков). Этим дополнительным признаком может быть свойство или действие. Например, любое домашнее животное нужно кормить, собаки, кроме того, лают и кусаются, а ездовые собаки, кроме того, еще и бегают в упряжке.

Важно понимать , что сами по себе объекты не делятся ни на какие множества и подмножества . Например , арбузу совершенно «безразлично», относят его к семейству тыквенных растений, к подмножеству полосатых или шарообразных объектов. Подмножества объектов выделяет и обозначает человек, потому что ему так удобнее усваивать и передавать информацию. Дело в том, что человек одновременно может концентрировать свое внимание лишь на 5-9 объектах. Для упрощения работы с множеством объектов его делят на несколько частей; каждую из этих частей опять делят на части; те, в свою очередь, еще раз и т. д. Деление большого множества на подмножества происходит не стихийно, а по некоторым признакам его объектов.

Подмножество объектов, имеющих общие признаки, называется классом . Деление множества объектов на классы называется классификацией . Признаки, по которым один класс отличается от другого, называются основанием классификации.

Классификация называется естественной, если в качестве ее основания взяты существенные признаки объектов. Примером естественной классификации является классификация живых существ, предложенная Карлом Линнеем (1735 г.). В настоящее время ученые разделяют множество всех живых существ на пять основных царств: растения, грибы, животные, простейшие и прокариоты. Каждое царство разделено на уровни - систематические единицы. Высший уровень называется типом. Каждый тип делится на классы, классы - на отряды, отряды - на семейства, семейства - на роды, а роды - на виды.

Классификация называется искусственной , если в качестве ее основания взяты несущественные признаки объектов. К искусственным классификациям относятся вспомогательные классификации (алфавитно-предметные указатели, именные каталоги в библиотеках). Пример искусственной классификации - деление множества звезд на небе на созвездия, проводившееся по признакам, которые к самим звездам не имели никакого отношения.

Можно предложить следующую классификацию объектов, с которыми взаимодействует пользователь в операционной системе Windows (рис. 1.10).


Коротко о главном

Схема разновидностей - это схема отношений «является разновидностью» между множествами и подмножествами объектов.

У объектов подмножества есть дополнительные признаки, кроме тех, которые есть у объектов множества, включающего данное подмножество.

Подмножество объектов, имеющих общие признаки, называется классом. Деление множества объектов на классы называется классификацией. Признаки, по которым один класс отличается от другого, называются осно¬ванием классификации.

Вопросы и задания

1. Для каждого из указанных подмножеств назовите множество, с которым оно связано отношением «является разновидностью» (назовите общее имя, отвечающее на вопрос «Что это такое?»):
а) местоимение;
б) запятая;
в) джойстик;
г) параллелограмм;
д) ратуша;
е) басня;
ж) капилляр.

2. Найдите в списке шесть пар множеств, между которыми существуют отношения «является разновидностью». Определите в каждой такой паре имя подмножества. Назовите для него хотя бы одно дополнительное свойство:
книга;
бензин;
врач;
молоко;
строитель;
учебник;
жидкость;
справочник;
человек.

3. Выберите из списка имена девяти множеств, связанных отношениями «является разновидностью». Составьте схему разновидностей:
яблоня;
хвойное дерево;
сосна;
пихта;
дерево;
лиственное дерево;
яблоко;
ствол;
фруктовое дерево;
береза;
дуб;
лиственница;
корень;
желудь.

4. Используя предложенную классификацию паралле-лограммов, опишите свойства квадрата, наследующего их сразу у двух предков - прямоугольника и ромба. Какими дополнительными свойствами обладает квадрат:
а) по отношению к прямоугольнику;
б) по отношению к ромбу?

5. В каждом пункте перечислены объекты, сгруппированные по классам. Например: стол, компьютер, лук / корова, ручка, кастрюля / село, знамя, перо - это существительные, классифицированные по родам. Определите основания классификаций:
а) ель, сосна, кедр, пихта / береза, осина, липа, тополь;
б) картофель, лук, огурцы, помидоры / яблоки, апельсины, груши, мандарины;
в) рожь, тишь, ложь, рысь / пшеница, тишина, истина, кошка;
г) рубашка, пиджак, платье, сарафан / пальто, шуба, плащ, штормовка;
д) волк, медведь, лиса, лось / корова, собака, кошка, лошадь.

6. Предложите свою классификацию компьютерных объектов «файл» и «документ».

Практическая работа №2
«Работаем с объектами файловой системы»

1. Откройте окно Мой компьютер . Просмотрите файлы и папки, расположенные на диске С: .

2. Воспользуйтесь кнопками Вперед и Назад на панели инструментов Обычные кнопки для перемещения между ранее просмотренными объектами.

3. Выберите в меню Вид команды: Эскизы страниц, Плитка, Значки, Таблица. Проследите за изменениями в отображении папок и файлов. Найдите на панели инструментов Обычные кнопки кнопку, обеспечивающую быстрое изменение вида содержимого папок.

4. С помощью кнопки Папки отобразите в левой части окна панель Обозревателя Папки . С ее помощью еще раз просмотрите файлы и папки, расположенные на диске С: . Проследите за изменениями, происходящими в правой части окна.

5. С помощью кнопки Поиск найдите собственную папку - папку, в которой хранятся ваши работы. Для этого в окне Помощника по поиску щелкните на ссылке Файлы и папки . В соответствующих полях укажите имя папки и область поиска.

6. Откройте собственную папку. В ней должны быть вложенные папки Документы, Заготовки_6, Заготовки_7, Презентации и Рисунки. Просмотрите содержимое этих папок.

7. Папка Заготовки_6 содержит файлы, которыми вы пользовались при выполнении работ компьютерного практикума в пошлом году. Так как эта папка вам больше не нужна, удалите ее (например, командой контекстного меню).

8. Папки Документы, Презентации и Рисунки содержат ваши прошлогодние работы. Их хотелось бы сохранить.

Создайте в собственной папке папку Архив. Для этого переведите указатель мыши в чистую область окна собственной папки и щелкните правой кнопкой мыши (вызов контекстного меню). Выполните команду [Создать-Папку] .

Поочередно переместите папки Документы, Презентации и Рисунки в папку Архив. Для этого:
1) выделите папку Документы и, удерживая нажатой левую кнопку мыши, перетащите папку Документы в нанку Архив;
2) откройте контекстное меню панки Презентации, выполните команду Вырезать. Откройте папку Архив и с помощью контекстного меню вставьте в нее папку Презентации;
3) вырежьте папку Рисунки и вставьте ее в папку Архив с помощью команд строки меню.

9. С помощью контекстного меню переименуйте папку Заготовки_7 в Заготовки.

10. Убедитесь, что ваша папка имеет структуру, аналогичную приведенной ниже: