Модели использования икт в игровой и учебно-воспитательной деятельности. Консультация для воспитателей «Возможности использования ИКТ в игровой деятельности Икт и вытеснение игровой деятельности

Современные дети очень много общаются с телевидением, видео и компьютером. Если предыдущее поколение было поколением книг, то современное поколение - поколение новых технологий.
Информатизация общества существенно изменила практику повседневной жизни. И мы, педагоги-дошкольники, должны идти в ногу со временем. Компьютеризация школьного образования в нашей стране имеет уже почти двадцатилетнюю историю, постепенно использование компьютерных технологий (ИКТ) входит и в систему дошкольного образования, начинается использование компьютеров в детских садах.
Информационные технологии - это не только и не столько компьютеры и их программное обеспечение, это комплексное использование компьютера, Интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, то есть всего того, что может предоставлять широкие возможности для коммуникации.
Каковы же основные направления развития ИКТ в дошкольном образовании? В нашем детском саду в непосредственно образовательной деятельности мы используем презентации. Этот удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ сочетает в себе динамику, звук и изображение, то есть те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта, чем при традиционном предложении обучающего материала.
Для приобщения детей к современным техническим средствам передачи и хранения информации мы используем компьютер в различных игровых технологиях. Это компьютерные игры: развлекательные, обучающие, развивающие, диагностические, сетевые игры. В работе с дошкольниками используются в основном развивающие, реже обучающие и диагностические игры. При использовании компьютерных игр в непосредственно образовательной деятельности дети знакомятся с компьютером и осваивают работу с ним. Восприятие материала происходит быстрее, так как весь материал сопровождают сказочные герои. Решая поставленную задачу, ребенок осваивает и сам компьютер. Занятия на компьютере имеют большое значение для развития не только интеллекта ребенка, работая мышкой, ребенок развивает координацию движения руки, мелкую моторику рук. При этом формируются психофизические процессы - память, внимание, восприятие, воображение. В игровой форме дети знакомятся со звуками, счетом, окружающим миром.
В современном обществе достаточно высок уровень требований, предъявляемых к педагогам. Сейчас выигрывает тот воспитатель, который не только может дать базовые знания ребенку, но и направить их действия на самостоятельное освоение знаний. Для развития у ребят устойчивого познавательного интереса к обучению у педагога есть задача сделать занятие интересным, насыщенным и занимательным, то есть материал должен содержать в себе элементы необычайного, удивительного, неожиданного, вызывающие интерес у дошкольников к обучению, способствующие созданию положительной эмоциональной обстановки, а также развитию мыслительных способностей. Ведь именно прием удивления ведет за собой процесс понимания.
Применение компьютерной техники в своей работе как раз позволяет сделать каждое занятие нетрадиционным, ярким, насыщенным.
В нашем детском саду проводят консультации для педагогов по использованию ИКТ, обучение созданию презентаций.
Овладевая навыками создания презентаций, педагог постепенно входит в мир современных технологий, может, в будущем появится возможность создания виртуального детского сада для родителей, чьи дети по каким-либо причинам не посещают дошкольные учреждения.
Сегодня значительно изменилось понимание роли компьютерных технологий в процессе преподавания. Первоначально большинство педагогов были убеждены, что назначение ИКТ - быть подручным материалом, который можно изредка использовать, нынешнее же понимание роли ИКТ, что компьютер был создан для того, чтобы во многом облегчить труд человека, повысить его производительность.
Педагог должен не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности.

Юлия ПАПАНОВА, воспитатель детского сада №2443

Консультация для педагогов

«Применение ИКТ в игровой деятельности»

Невозможно представить современную жизнь без информационных ресурсов. Современный мир требует владения компьютером не только в начальной школе, но и в дошкольном детстве. На сегодня ИКТ значительно расширяют возможности родителей, педагогов и специалистов в сфере раннего обучения. Грамотное использование компьютера позволяет наиболее полно и успешно реализовать творческие способности ребенка.

В ходе игровой деятельности с использованием компьютерных средств у дошкольника развивается мышление, воображение и другие качества, которые ведут к резкому повышению творческих способностей. По сравнению с традиционными играми, игры компьютерные обладают рядом современных новшеств:

Информация на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;

Движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;

Проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей;

Ребенок сам регулирует темп и количество решаемых игровых задач;

В процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе;

Позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни

Компьютерные игры помогают закрепить знания, умения и навыки, полученные в процессе обучения, их можно использовать в индивидуальной работе.

Во всех играх есть свои герои, которым нужно помочь выполнить задание. Таким образом, компьютер помогает развить не только интеллектуальные способности ребенка, но и воспитывает волевые качества, такие как самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость, а так же приобщает ребенка к сопереживанию, помощи героям игр, обогащая тем самым его отношение к окружающему миру.

Работа с интерактивной доской позволяет по-новому использовать в образовательной деятельности дидактические игры и упражнения, коммуникативные игры, проблемные ситуации, творческие задания. Использование интерактивной доски в совместной и самостоятельной деятельности ребенка является одним из эффективных способов мотивации и индивидуализации обучения, развития творческих способностей и создания благоприятного эмоционального фона.

Применение интерактивной доски в детском саду позволяет развивать у детей способность ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими навыками работы с информацией, развивает разносторонние умения, что способствует осознанному усвоению знаний дошкольниками и повышает уровень готовности ребенка к школе.

Использование ИКТ в игровой деятельности обусловлено необходимостью значительных перемен в системе дошкольного образования.

Анкета для воспитателей ИКТ.
При работе с таблицей Вам нужно в столбце «Ответ» поставить знак + напротив правильного ответа. Правильных ответов может быть несколько. За каждый правильный ответ начисляется 1 балл. Максимальное количество баллов – 20
№ п/пВопрос Варианты ответов Верный ответ
1 Расшифруйте аббревиатуру ИКТ а) информационные и коммуникационные технологии б) информационно-компьютерные
технологии в) информационные коллективные
технологии 2 Расшифруйте аббревиатуру ЭОР а) электронные
образовательные
результаты б) электронные
образовательные ресурсы 3 Расшифруйте аббревиатуру ЦОР а) централизованные образовательные ресурсы б) целенаправленные образовательные результаты в) цифровые
образовательные ресурсы 4 Верно ли указан адрес сайта для воспитателей ДОУ?
http://dohcolonoc.ru/а) да б) нет 5 Верно ли утверждение:
«ИКТ (информационные и коммуникационные технологии) – это широкий спектр цифровых технологий, используемых для создания, передачи и распространения информации, а также для оказания услуг (сотовая связь, электронная почта, Интернет, компьютерное оборудование и др.)? а) да б) нет 6 Верно ли утверждение: «ЭОР (электронные образовательные ресурсы) – специальным образом сформированные блоки разнообразных информационных ресурсов, предназначенные для использования в образовательном процессе, представленные в электронном (цифровом) виде и функционирующие на базе средств ИКТ»? а) да б) нет 7 Верно ли утверждение: «Информационные и коммуникационные технологии значительно расширяют возможности родителей, педагогов и специалистов в сфере дошкольного образования»? а) да б) нет 8 Верно ли утверждение: «Педагоги ДОУ должны владеть ИКТ-компетенциями, необходимыми и достаточными для реализации ФГОС дошкольного образования»? а) да б) нет 9 Какими знаниями и умениями должен обладать воспитатель ДОУ в соответствии с требованиями к должности воспитателя, предусмотренными в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»? а) основы работы с текстовыми редакторами б) основы работы с электронными таблицами в) основы работы с электронной почтой и браузерами г) основы работы с мультимедийным оборудованием 10 В каких направлениях могут быть использованы ИКТ? а) при организации образовательного процесса с детьми б) при взаимодействии с родителями в) в процессе методической работы 11 Верно ли утверждение: «ИКТ помогают объяснить ребенку в доступной форме то, что непонятно ему на словах» (например, показать, что такое круговорот воды в природе)? а) да б) нет 12 Верно ли утверждение: «ИКТ нельзя совмещать с игровой деятельностью детей»? а) да б) нет 13 Верно ли утверждение: «Текстовые ЭОР содержат преимущественно текстовую информацию»? а) да б) нет 14 Верно ли утверждение: «Звуковые ЭОР содержат цифровое представление звуковой информации в форме, допускающей ее прослушивание»?
а) да б) нет 15 Верно ли утверждение: «Сетевые ЭОР доступны потенциально неограниченному кругу пользователей через телекоммуникационные сети»? а) да б) нет 16 Верно ли утверждение: «Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке»? а) да б) нет 17 Как называется экскурсия, которую можно провести с помощью средств ИКТ? а) информационная б) виртуальная в) электронная 18 Как называется устройство, предназначенное для вывода на экран текстовой и графической информации? а) клавитураб) мышка в) монитор 19 Как называется устройство фиксации на бумаге информации, найденной в сети Интернет или созданной педагогом или ребенком? а) клавитураб) принтер в) монитор 20 На что нужно обращать особое внимание для профилактики заболеваний при работе с компьютером? а) на профилактику нарушения зрения б) на профилактику нарушения осанки в) на профилактику заболеваний кистей рук

Разделы: Работа с дошкольниками

В структуре базовых компетентностей личности современного дошкольника важную роль играет информационный компонент, что обусловлено реалиями жизни. Современная жизнедеятельность ребенка-дошкольника, мир электронных игрушек, социальная среда, наполненная информационными средствами и носителями, - все это актуализирует информационный опыт детей. Информационная компетентность дошкольника представляет собой основы, элементы знаний, умений и ценностного отношения к информации и информационным процессам, позволяющим ребенку включаться в доступные ему виды информационной деятельности: познавательной, игровой и др.
Развитию информационной компетентности современного дошкольника могут способствовать информационно-коммуникативные технологии (ИКТ), являющиеся мощным орудием развития формирующегося интеллекта ребенка - базы, лежащей в основе способности к обучению. Ускорение раннего развития детей делает реальностью внедрение ИКТ в период дошкольного детства. Современные исследования свидетельствуют о возможности овладения компьютером детьми в возрасте трех-шести лет, поскольку в этом возрасте интенсивно развивается мышление ребенка, и компьютер может выступать особым интеллектуальным средством для решения задач разнообразных видов деятельности. Самое главное для эффективного применения компьютера - это развитое логическое, алгоритмическое и системное мышление. Все это можно сформировать у детей дошкольного возраста, при помощи детально разработанной серии развивающих игр и задач.
В современном мире ребенок практически с рождения видит вокруг себя различные технические устройства, они очень привлекают ребенка. Общество живет в мире постоянного умножения потоков информации, постоянного изобретения устройств для обработки этой информации. Решать практические задачи человеку помогает компьютер. “Завтра” сегодняшних детей - это информационное общество. И ребенок должен быть готов психологически к жизни в информационном обществе. Компьютерная грамотность становится сейчас необходимыми каждому человеку. Воспитание правильного отношения к техническим устройствам, в первую очередь, ложится на плечи родителей, но и предъявляет качественно новые требования и к дошкольному воспитанию - первому звену непрерывного образования. Успешность осуществления позитивных для общества перемен связана с использованием в дошкольном учреждении информационных технологий.
Использование мультимедийных технологий в учебно-воспитательном процессе в дошкольном образовательном учреждении - это одна из самых новых и актуальных проблем в отечественной дошкольной педагогике.
Наиболее эффективная форма организации работы с компьютером в детском саду - проведение медиазанятий с применением мультимедийных презентаций. Она дает возможность оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с разным уровнем познавательного развития и значительно повысить эффективность психолого-педагогической деятельности.
Внедрение ИКТ в воспитательно-образовательный процесс детского сада имеет много преимуществ:

  • предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
  • несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
  • движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;
  • проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей;
  • предоставляет возможность индивидуализации обучения;
  • ребенок сам регулирует темп и количество решаемых обучающих задач;
  • в процессе своей деятельности за компьютером ребенок приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может;
  • компьютер очень "терпелив" во взаимоотношениях с ребенком, никогда не ругает его за ошибки, а ждет, пока он сам исправит недочеты, что создает в процессе обучения необходимую "ситуацию успеха";
  • дает возможность расширения использования электронных средств обучения, так как они передают информацию быстрее, чем при использовании традиционных средств;
  • позволяют делать поправки во время занятия, выполнять совместную работу детей во взаимодействии, осуществлять интерактивную взаимосвязь ребенок - педагог;
  • с помощью компьютера можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать на занятии либо увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков животных; природы, работу транспорта и т. д.) ;
  • занятия с использованием информационно-коммуникационных технологий побуждает детей к поисковой и познавательной деятельности, включая и поиск в сети Интернет самостоятельно или вместе с родителями;

Использование компьютерных технологий в образовательном процессе дает нам следующие возможности:

  • Компьютер - это средство выравнивания возможностей детей.
  • Система сама обеспечивает контроль, коррекцию, дает возможность самопроверки.
  • Расширение профессиональных контактов педагогов и повышению качества обучения детей.
  • Повышение качества демонстрационных материалов-иллюстраций, возможности показа видеофрагментов.
  • Тесный контакт в цепи педагог-ребенок-родитель.
  • Индивидуализация образовательного процесса по темпу, скорости, содержанию.
  • Высокая скорость обновления дидактического материала на экране значительно экономит время на занятии.
  • Эффективное игровое средство отработки навыков чтения, счета и т. п., развития творческих способностей дошкольников.
  • Оперативность управления и возможность компактного хранения больших объемов информации в текстовой и образной форме.

Целью работы при использовании ИКТ в организованной образовательной деятельности (ООД) является повышение качества образования через активное внедрение в воспитательно-образовательный процесс информационных технологий.

Задачи нашей работы:

  • разработать и апробировать технологию мультимедийного сопровождения воспитательно-образовательного процесса;
  • создать тематическую копилку мультимедийных презентаций;
  • увеличить объем использования информационно-компьютерных технологий с субъектами образовательного пространства: администрация, педагоги, родители, воспитанники.
  • повышение познавательной мотивации воспитанников;
  • обогащение кругозора и словарного запаса;
  • развитие соответствующих возрасту ребёнка умений;
  • развитие пространственного мышления;
  • ускорение усвоения ребёнком подаваемого материала;
  • создание положительного эмоционального настроя;

Основные требования, которые необходимо соблюдать педагогу при проведении ООД с использованием компьютеров:

  • ООД должна быть четко организована и включать многократное переключение внимания детей на другой вид деятельности;
  • на ООД дети должны не просто получить какую-то информацию, а выработать определенный навык работы с ней или получить конечный продукт (продукт должен быть получен за одну ООД, без переноса части работы, так как у детей происходит ослабление мотивации в процессе длительной работы);
  • на ООД не рекомендуется использовать программы, пропагандирующие применение физической силы к персонажам, программный продукт, с одной стороны, должен критически реагировать на неправильные действия ребенка, а с другой - реакция не должна быть очень острой;
  • перед ООД должна быть проведена специализированная подготовка - социально-ориентированная мотивация действий ребенка.

Дидактические принципы применения компьютерных технологий:

  • принцип научности определяет содержание, требует включения в него не только традиционных знаний, но и фундаментальных положе-ний науки.
  • принцип систематичности и последовательности связан как с орга-низацией учебного материала, так и с системой действий обучаемого по его усвоению: восприятием информации с экрана, разъяснениями воспитателя, самостоятельной работой.
  • принцип поэтапного преодоления трудностей предусматривает пе-реход от всеобщей доступности задания для определенной возрастной группы в принцип индивидуальной доступности. К заданиям предъявляют-ся особые требования: они должны быть интересными и разнообразны-ми, по силам каждому, но с постепенно нарастающей степенью сложности.
  • принцип прочности закрепляет усвоение знаний и развитие познавательных способностей дошкольников.
  • принцип преемственности предусматривает сохранение связи ста-дий обучения - различных по содержанию и способам осуществления.
  • принцип наглядности называется также принципом интерактивной наглядности. С представленными в компьютерной форме объектами мож-но осуществить разные действия, изучить не только их статичное изобра-жение, но и динамику развития в различных условиях, вычленить главные закономерности исследуемого предмета, явления или рассмотреть их в деталях. Процессы, моделируемые компьютером, могут быть разнооб-разными по форме и содержанию, демонстрировать физические, социальные, исторические, экологические и другие явления действительности.
  • принцип мультимедийности предполагает способность транслиро-вать аудиовизуальную информацию в любой форме (текст, графика, анима-ция и др.), реализовывать интерактивный диалог ребенка с компьюте-ром.
  • принцип когнитивности коммуникации является новым по сути и присущ только компьютерному обучению. Он заключается в организа-ции диалога между компьюте-ром и ребенком. Неслучайно компьютерные обучающие системы называ-ют интерактивными (диалоговыми). Диалог человека и ПС имеет свои особенности, его можно определить как обмен информацией между вычислительной системой и пользователем, проводимый с помощью ин-терактивного терминала по определенным правилам.
  • принцип активизации познавательной деятельности детей позволяет включить в организационную схему занятия компьютерные технологии для расширения кругозора, интеллектуальному обогащению.
  • принцип межпредметных связей способствует целостному воспри-ятию системы знаний, формированию логического мышления. Объем учебного материала успешно может быть освоен воспитанниками больше с помощью логики мышления, чем памяти, сознатель-но, творчески, обобщенно, а не механически и фрагментарно. Усвоение знаний требует использования сведений из других разделов программы, базируется на системе понятий.

Основные формы использования ИКТ:

1. Непосредственное применение в воспитательно-образовательном процессе.
2. Применение ИКТ в проведении досугов и развлечениях.
3. Организация работы с родителями воспитанников не только в группе, но и в семье.

В работе используем следующие методы обучения:

  • Метод демонстраций используется для визуализации изучаемых объектов, явлений, процессов с целью их изучения дошкольниками.
  • Метод иллюстраций позволяющий показ предметов, процессов, явлений в их символическом изображении (фотографии, рисунки) .
  • Дидактический метод помогает детям овладеть предметно-продуктивной, игровой, музыкальной, конструктивной, изобразительной и другими видами деятельности, которые являются базовыми.
  • Словесный (беседа, рассказ, пересказ) с сопровождением слайдов.

В процессе обучения используются технологии:

  • игровые;
  • личностно-ориентированные;
  • социоигровые,
  • здоровьесберегающие.

Формы организации деятельности обучающихся:

  • групповая,
  • индивидуальная

Для проведения групповых занятий необходим один персональный компьютер (ноутбук), мультимедийный проектор, колонки, экран.
Использование мультимедийной презентаций позволяет сделать занятие эмоционально окрашенными, интересными, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности занятия.
На индивидуальном занятии используется один или несколько компьютеров, за которыми работают несколько воспитанников одновременно. Ребенок самостоятельно выполняет задание и после этого проходит проверку компетентности по данной теме.
Мы применяем в своей практике мультимедийные презентации в различных образовательных областях: «Познание», «Речевое развитие»,

Художественно-эстетическое развитие», «Художественная литература», «Физическая культура», что позволяет нам:
. значительно сократить время на формирование и развитие языковых и речевых средств, коммуникативных навыков.
. развивать память и концентрацию, которые так необходимы для дальнейшей успешной учёбы в начальной школе.
. развитию высших психических функций - внимания, памяти, словесно-логического мышления, эмоционально-волевой сферы.

Взаимодействие с педагогами и родителями

Работа с педагогами предусматривает беседы, консультации по повышению ИКТ компетенции, проведение мастер-классов, семинаров-практикумов, показ открытых занятий с использованием мультимедийных презентаций
Использование информационных технологий в работе с родителями предоставляет возможность проводить различные консультации, родительские собрания, развлекательные мероприятия с применением ИКТ; оформлять информационные стенды, групповую документацию в красочной и эстетической форме. Способствует созданию работоспособной системы поддержки семейного воспитания, активизации педагогического и культурного сознания родителей, участию родителей в воспитательно-образовательном процессе детского сада.

Преимущества использования ИКТ во взаимодействии с родителями:

  • минимизация времени доступа к информации субъектов коммуникации;
  • возможность продемонстрировать любые документы, фотоматериалы;
  • обеспечение индивидуального подхода к субъекту коммуникации;
  • оптимальное сочетание индивидуальной работы с групповой;
  • рост объема информации;
  • оперативное получение информации.

Ожидаемые результаты :

  • формирование навыков учебной деятельности: умения принимать и ставить учебно-познавательную задачу, умения слышать и следовать указаниям, умения планировать собственную деятельность и работать по алгоритмам, умения контролировать ход деятельности и оценивать результаты собственной деятельности;
  • формирование представлений и знаний по различным образовательным областям программы: математика и логика, познавательное развитие, художественно-эстетическая деятельность детей, правила личной безопасности;
  • развитие сенсорных возможностей ребенка. Дошкольники приобретут самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость; будут приобщены к сопереживанию, сотрудничеству, сотворчеству;
  • развитие основных психических процессов: памяти, внимания, воображения, мышления.

Важно соблюдать условия для сбережения здоровья ребенка:

  • Детям до 5 лет не рекомендуется пользоваться компьютером. Детям пяти-семилетнего возраста можно "общаться" с компьютером не более 10-15 минут в день 3-4 раза в неделю.
  • Желательно, чтобы монитор был жидкокристаллическим или плазменным.
  • Нужно включать в занятия игры, направленных на профилактику нарушений зрения и отработку зрительно-пространственных отношений.
  • Регулярно проводить гимнастику для глаз: во время работы необходимо периодически переводить взгляд ребенка с монитора каждые 1, 5-2 мин. на несколько секунд, так же важна и смена деятельности во время занятия.
  • Для проведения фронтальных занятий мы используем мультимедийный проектор, расстояние от экрана до стульев на которых сидят дети 2-2,5 метра.

Образовательная область «Познание» (ознакомление с миром природы)
Представленные игры могут быть использованы в организованной образовательной деятельности в образовательной области «Познание» и «Речевое развитие» по изучаемым лексическим темам, а также на индивидуальных занятиях для закрепления изученного материала. Игры могут быть предложены родителям для развития познавательных способностей детей, логического мышления, внимания, памяти. Презентация 1
Образовательная область «Речевое развитие»
Представленные игры могут быть использованы в организованной образовательной деятельности в образовательной области «Речевое развитие» и «Познание» по изучаемым лексическим темам, а также на индивидуальных занятиях для закрепления изученного материала. Игры могут быть предложены родителям для развития речи детей, логического мышления, внимания, памяти. Презентация 2
Математические игры
Представленные игры могут быть использованы в организованной образовательной деятельности в образовательной области «Познание» (развитие элементарных математических представлений), а также на индивидуальных занятиях для закрепления изученного материала. Игры могут быть предложены родителям для развития речи детей, логического мышления, внимания, памяти.