Отправка сообщений делфи. Пользовательские сообщения

Плавно подходим мы к отправке sms -сообщений через sms-шлюз операторов сотовой связи. В данной статье мы рассмотрим как вообще можно отправить сообщение (email -сообщение) средствами Delphi . Отсылать email -сообщения мы будем через TidSMTP . То есть получается, что, нам надо знать адресс smtp -сервера, с которого мы будем отсылать сообщение. Обычно, сервисы, которые предоставляют услуги почты, перед их адрессом приписывается smtp и получается адресс smtp -сервера. В итоге возьмем rambler.ru . Соответственно, подставим smtp и получим smtp.mail.ru — это и есть адресс нашего smtp-сервера, порт почти везде одинаков данных серверов и он равняется 25 . Это нам все пригодится при подключении к нашей серверу. Далее нам необходим наш пароль и логин с rambler.ru для подключения к нашей почте, с которой мы будем отсылать сообщения. Теперь приступим на форму установим следующие компоненты

  • TidSMTP
  • TidAntiFreeze
  • TButton

Компоненты на форме, значит осталось как ничего подключиться к нашему серверу и отправить сообщения. Для подключения к нашему серверу на событие формы OnCreate напишем следующий код

procedure TForm1. FormCreate (Sender: TObject ) ; begin try IdSMTP1. AuthenticationType : = atLogin; IdSMTP1. Host : = "smtp.rambler.ru" ; IdSMTP1. Port : = 25 ; IdSMTP1. Username : = "[email protected]" ; IdSMTP1. Password : = "password" ; IdSMTP1. Connect ; except on e: Exception do end ; end ;

Строчка IdSMTP1.AuthenticationType:=atLogin; указывает на то, что мы авторитизируемся на нашем сервере. Это у нас и есть подключение к нашему smtp -серверу, с помощью Connect мы указываем, что подключаемся. Далее нам необходимо отправить сообщение, для этого существует специальный тип данных TidMessage , который определяет полностью формат нашего отправляемого письма. Чтобы использовать данный тип данных, необходимо в Uses подключить модуль idmessage . Для начала его необходимо создать и затем заполнить по определенному шаблону и после чего отослать на нужный нам адресс. Теперь на событие TButton - Onclick напишем заполнение нашего сообщения и отправку его.

procedure TForm1. Button1Click (Sender: TObject ) ; var msg: TIdMessage; begin try msg: = TIdMessage. Create (nil ) ; msg. Body . Add ("test mail" ) ; msg. Subject : = "header message" ; msg. From . Address : = "[email protected]" ; msg. From . Name : = "Andrey" ; msg. Recipients . EMailAddresses : = "[email protected]" ; msg. IsEncoded : = True ; IdSMTP1. Send (msg) ; msg. Free ; IdSMTP1. Disconnect ; except on e: Exception do begin msg. Free ; IdSMTP1. Disconnect ; end ; end ; end ;

Теперь можете залезть на эмаил , куда вы отправляли письмо и убедиться, что оно пришло, если конечно ошибок при отправке никаких не было.Как видите Body.Add — задает текст сообщения, Subjects - заголовок сообщения, From.Adress — адресс отправителя, From.Name — имя отправителя, Recipients.EMailAddresses - определяет адрессат получателя (то есть кому отправляем мы email ). В конце мы просто отключаемся от нашего smtp -сервера при помощи метода Disconnect .

Зачастую, программы на delphi используют средствами email. В этой статье будет полностью рассказано, как отправляется ваше письмо другому пользователю. при помощи delphi. При этом, будем использовать только стандартные компоненты делфи.

Для начала создадим новый проект и назовём его \»Отправка писем средствами delphi\». Затем, на форму необходимо перенести несколько компонентов 1x Memo, 3x Edit, 2x Botton, а также необходимо перенести IdSMTP, IdAntiFreeze, IdMessage. Далее, на событие onclick любой кнопки пишем:

//выбираем SMTP сервер. В данный момент стоит yandex. IdSMTP1.Host:= "smtp.yandex.ru"; //ваш логин (для некоторых необходимо писать с доменом). IdSMTP1.Username:= "[email protected]"; //пароль от почты. IdSMTP1.Password:= "qwerty123"; //порт, рекомендуем использовать 587. IdSMTP1.Port:=587; //в Edit2 будет вписываться тема письма. IdMessage1.Subject:= Edit2.Text; //в Edit1 будет адрес получателя. IdMessage1.Recipients.EMailAddresses:= Edit1.Text; //ваш email с которого идёт отправка. IdMessage1.From.Address:= "[email protected]"; //в memo1 будет текст который вы ходите послать. IdMessage1.Body.Text:= memo1.Text ; //в Edit3 будет ваша электронная подпись (Имя). IdMessage1.From.Name:= Edit3.Text; //соединяемся IdSMTP1.connect; //отправляем IdSMTP1.Send(IdMessage1); //отсоединяемся IdSMTP1.Disconnect;

Если IdMessage отображает знаки вопроса

Данный баг связан с тем, что Вы вписываете русские буквы, а компонент memo не может их грамотно прочитать, для этого необходимо указать кодировку Utf8.

// устанавливаем кодировку IdMessage1.Charset:="UTF-8"; // переводим текст в нужную кодировку IdMessage1.Body.Text:=UTF8Encode(memo1.text);

В данной статье рассмотрим методы отправки и приема почты средствами Delphi . Прием и отправку почты реализовать довольно просто, но всё же существует множество подводных камней, поэтому лучше всего читать данную статью внимательно. Для отправки почты нам понадобится компонент idSMTP со страницы Indy Clients палитры компонентов Delphi . Данный компонент реализует всё необходимое для отправки электронной почты по протоколу SMTP (Simple Mail Transfer Protocol ), обычно он использует 25 порт, но его можно поменять на другой (свойство Port ). Так же необходимо произвести настройки формы (размер, цвет и т.д.)

Начнем реализовывать наш клиент, для этого разместим на форме idSMTP . Так же произведите настройку внешнего вида формы (название, размер и т.д.). По необходимости можно изменить порт, но главное не стоит забывать, что данный порт должен быть разблокирован в файерволе. Для соединения с SMTP сервером необходимо указать его хост (свойство host ). Например: IdSMTP1.Host:= " smtp . mail . ru "; Или (как сделаем мы) разместить на форму Label и Edit . Немного забегая вперед скажу, что соединение с сервером осуществляется методом Connect .

Пример:

procedure Connect (const ATimeout : Integer ); override ;

Где ATimeout - необязательный параметр, задает максимальное время в миллисекундах ожидания ответа с SMTP сервера, по истечении которого попытка установить соединение прекращается. Например: IdSMTP1.Connect(5000);

Если при соединении с сервером необходима авторизация, то значение свойства AuthenticationType нужно установить в atLogin , при этом в инспекторе объектов также нужно определить свойства Username (имя пользователя). Наример, Username почтового ящика [email protected] то имя пользователя будет в данном случае Delphi и Password (пароль на ящик), или данное действие можно сделать программно.

IdSMTP1.AuthenticationType:=atLogin;
IdSMTP1.Username:="delphi";
IdSMTP1.Password:="password";

IdSMTP1.AuthenticationType:=atNone ;

В нашем же примере мы будем считать, что для авторизации нам будет требоваться логии и пароль.

После применения метода Connect необходимо проверить результат его выполнения. Это делается с помощью свойства Connected, если оно имеет значение true , то подключение прошло нормально.

Для отправки сообщений используется функция Send.

Пример:

IdSMTP1.Send(Msg);

Теперь более подробно рассмотрим структуру письма. Как было уже сказано раньше, метод send отправляет тело сообщения, представляющего из себя структуру типа TIdMessage . Сама структура письма в Delphi реализуется отдельным компонентов TIdMessage . Он находиться на палитре компонентов Indy Misc .

Пример определения TIdMessage структуры:

var
Msg: TIdMessage;
begin
Msg.Subject:="тема сообщения"; //текст темы сообщения
Msg.Recipients.EMailAddresses:="[email protected]";
//указываем адрес получателя
Msg.From.Adress:="[email protected]"; //указываем автора письма
Msg.Body.Text:="текст сообщения"; //размещаем текст сообщения
Msg.Date:=StrToDate("01.12.2004");//дата отправки письма может быть любой
end;

Свойство Subject определяет тему сообщения. Свойство Recipients включает в себя свойство EMailAddresses оно определяет собой адресатов. То есть попросту кому предназначается письмо, разделителем двух и более почтовых адресов служит запятая.

Пример:

Msg.Recipients.EMailAddresses:="builder @mail.ru, [email protected] ";

Свойство From представляет из себя объект типа TIdEmailAddressItem в нем содержится информация об отправителя письма. Это свойство включает в себя три свойства: Name, Address, Text . Свойство Address содержитинформацию об электроном ящике отправителя, оно имеет тип String .

Пример:

Msg.From.Address:="[email protected]";

Свойство name представляет собой имя отправителя, имеет тип String .

Пример:

Msg.From.Name:="Иван Иванович";

Свойство Text содержит себе объединенную информацию этих обоих свойств. Теперь перейдем к телу письма, оно имеет тип TStrings . Теперь же поговорим об присоединение к письму файлов, то есть об аттачменте . Если вам потребовалась прикрепить файл к письму, то необходимо будет создать объект класса TidAttachment . Для этого необходимо будет применить конструктор вида:

constructor Create(Collection: TIdMessageParts; const AFileName: TFileName = ""); reintroduce;

Где Collection представляет собой коллекцию приложений к письму, его тип TIdMessageParts . Контстанта AFileName имеющая тип TFileName являеться обычной текстовой строкой. В ней необходимо указать правильный путь к файлу.

Пример:

TIdAttachment.Create(Msg.MessageParts,"c:file.zip");

После отправки сообщения желательно разорвать связь с сервером, что бы не грузить канал связи. Разрыв связи производиться методом Disconnect.

Пример:

IdSMTP1.Disconnect;

Последовательность обработки сообщений в Delphi
Все классы Delphi имеют встроенный механизм обработки сообщений, называемый обработчики сообщений. Класс получает какое-либо сообщение и вызывает один из набора определенных методов в зависимости от полученного сообщения. Если соответствующий метод не определен, то вызывается заданный по умолчанию обработчик. Более подробно этот механизм работает следующим образом.

После того, как сообщение получено, система сообщений VCL выполняет большую предварительную работу по его обработке.

Как уже отмечалось выше, первоначально сообщение обрабатывается методом TApplication.ProcessMessage, который выбирает его из очереди в основном цикле сообщений. При этом проверяет содержимое поля FOnMessage (фактически проверяет наличие’обработчика у события OnMessage) и, если оно не пусто, то вызывает обработчик этого события, а если поле пусто (Nil), то вызывает функцию API DispatchMessage(Msg). При отправке сообщения этого не происходит.

Если обработчик события OnMessage не определен, то для обработки полученного сообщения вызывается функция API DispatchMessage, которая передает сообщение главной процедуре окна.

Рассмотрим цикл обработки сообщения после поступления его в главное окно компонента. Последовательность обработки сообщения представлена на следующем рисунке:

Видно, что сообщение передается в MainWndProc, далее в WndProc, далее в Dispatch, далее в DefaultHandler.

В Delphi предусмотрен главный не виртуальный метод MainWndProc (Var Message: TMessage) для окна каждого компонента. Он содержит блок обработки особых ситуаций, передавая структуру сообщения от Windows до виртуального метода, определенного в свойстве WindowProc. При этом этот метод обрабатывает любые исключения, которые происходят в течение обработки сообщения, вызывая метод HandleException приложения. Начиная с этого места можно обеспечить специальную обработку сообщения, если это требуется логикой работы вашей программы. Обычно на этом этапе обработку изменяют, чтобы не дать состояться стандартной обработке VCL.

По умолчанию значение свойства WindowProc объекта инициализируется адресом виртуального метода WndProc. Далее, если нет зарегистрированных перехватчиков сообщения типа TWindowHook, WndProc вызывает виртуальный метод TObject.Dispatch, который, используя поле Msg структуры поступившего сообщения, определяет, находится ли это сообщение в списке обработчиков сообщения для данного объекта. Если объект не обрабатывает сообщение, исследуется список обработчиков сообщений предков. Если такой метод, в конце концов, будет найден, то он вызывается, в противном случае вызывается виртуальный метод DefaultHandler.

Наконец сообщение достигает соответствующей процедуры его обработки, где производится предусмотренная для него обработка. С помощью ключевого слова Inherited оно далее отправляется для обработки в предках. После этого сообщение также попадает в метод DefaultHandler, который производит завершающие действия по обработке сообщений и передает его процедуре DefWindowProc (DefMDIProc) для стандартной обработки Windows.

Обработка сообщений компонентами Delphi
Таким образом, краткое описание последовательности обработки сообщения выглядит следующим образом. Все сообщения первоначально проходят через метод, адрес которого указан в свойстве WindowProc. По умолчанию это метод WndProc. После чего они разделяются и рассылаются по своим методам сообщений. В конце они вновь сходятся в методе DefaultHandler, если не были обработаны ранее или в обработчиках вызывается унаследованный обработчик (Inherited). Следовательно, у компонентов Delphi есть следующие возможности для обработки сообщений:
а) До того, как какой-нибудь обработчик сообщения увидит сообщение. В этом случае требуется либо замена адреса метода в свойстве WindowProc, либо замещение метода TControl.WndProc.
Свойство WindowProc объявлено следующим образом:

Туре TWndMethod=Procedure (Var Message: TMessage) Of Object ;
Property WindowProc: TWndMethod;

Фактически, используя свойство WindowProc, можно создать метод типа TWndMethod и временно заменить исходный метод на созданный, однако, поскольку адрес метода в свойстве WindowProc не сохраняется, то необходимо предварительно сохранять адрес исходного метода WndProc, чтобы его можно было восстановить позднее.

OldWndProc: TWndMethod;
procedure NewWndProc(var Message: TMessage);
procedure TForm1.NewWndProc(var Message: TMessage);
var Ch: char;
begin
if message.Msg= WM_MOUSEMOVE then begin
Edit1.Text:=’x=’+inttostr(message.LParamLo)+’, y=’+inttostr(message.LParamHi);
end
else WndProc(Message);
end;

procedure TForm1.FormCreate(Sender: TObject);
begin
OldWndProc:=WindowProc;
end;

procedure TForm1.CheckBox1Click(Sender: TObject);
begin
If CheckBox1.Checked then WindowProc:= NewWndProc
else WindowProc:= OldWndProc;
end;

б) Внутри соответствующего метода сообщения.
Приведем еще один аналогичный пример.
Воспользуется сообщением, посылаемым компонентам для перерисовки WMPAINT.

В классе TForml объявим этот метод с целью его переопределения и представим реализацию переопределенного метода сообщения:

Туре TForml=Class(TForm)
… // Все иные необходимые объявления
Protected
Procedure WMPaint(Var Msg: TWMPaint); Message WM_PAINT; End;
Procedure TForml.WMPaint(Var Msg: TWMPaint); Begin
If CheckBox1.Checked Then ShowMessage(‘О6pa6oтчик сообщения!’);
Inherited;
End;

При переопределении конкретных обработчиков сообщений всегда целесообразно вызывать Inherited для выполнения базовой обработки сообщения, которое необходимо Windows.

в) После того, как каждый из соответствующих сообщению методов увидит его.

В этом случае необходимо замещать метод DefaultHandler.

procedure DefaultHandler(var Message); override;
procedure TForm1.DefaultHandler(var Message);
var i:integer;
begin
if Cardinal(Message)=WM_defh then
for i:= 0 to 10 do begin
beep;
sleep(100);
end
else
inherited;
end;

procedure TForm1.Button5Click(Sender: TObject);
begin
SendMessage(Handle,WM_defh,0,0);
end;

Связь между сообщениями и событиями
Многие события VCL Delphi непосредственно связаны с сообщениями Windows. В справочной системе Delphi эти соответствия перечислены. Представлены они в табл.1.

Таблица 1

Событие VCL Сообщение Windows Событие VCL Сообщение Windows
OnActivate WM_ACTIVATE OnKeyPress WM_CHAR
OnClick WM_LBUTTONDOWN OnKeyUp WM_KEYUP
OnCreate WM_CREATE OnPaint WM_PAINT
OnDblClick WM_LBUTTONDBLCLK OnResize WM_SIZE
OnKeyDown WM_KEYDOWN OnTimer WM_TIMER

He стоит создавать обработчики сообщений, если для него имеется предопределенное событие. В подобных случаях целесообразно использовать обработку события, поскольку на нее накладывается меньше ограничений.

где то так

IdTCPClient1.Host:= "127.0.0.1"; IdTCPClient1.Connect;// подключились IdTCPClient1.Socket.WriteLn("command"); // отправили команду command и перевод строки //Ожидаем ответ и закрываем соединение txtResults.Lines.Append(IdTCPClient1.Socket.ReadLn); IdTCPClient1.Disconnect;

в данном случае команда - это просто текст с переводом строки. Это сильно упрощает прием команды с другой стороны (просто ReadLn). В общем же случае нужно придумывать (или использовать готовый) протокол.

выше это был клиент. А теперь сервер. С сервером все немного сложнее. Понятное дело, что для сервера нормально обслуживать не одного клиента, многих. И для этого есть несколько "схем".

    Классическая - один клиент - один поток. Схема проста в кодировании, интуитивно понятна. Хорошо распаралеливается по ядрам. Недостаток - обычно очень сложно создать много потоков, а это ограничивает кол-во клиентов. Для 32битных программ верхний предел где то в районе 1500 (полторы тысячи) потоков на процесс. Но в этом случае накладные расходы на их переключение могут "скушать" весь проц. Именно эта схема используется в indy.

    Вторая классическая - все клиенты на один поток. Эта схема часто более сложна в кодировании, но при правильном подходе позволяет держать 20-30к "медленных пользователей" практически не нагружая ядро. Сильный плюс этой схемы - можно обойтись без мютексов и других примитивов синхронизации. Эту схему использует NodeJS и стандартные классы для работы с сетью в Qt.

    Смешанная. В этом случае создается несколько потоков, каждый с которых обслуживает какое-то кол-во клиентов. Самая сложная в кодировании, но позволяет по максимуму использовать ресурсы железа.

Как это сделано в Indy. Indy tcp сервер для каждого подключения создает отдельный поток (TThread) и дальнейшая работа с клиентом идет в нем. Indy красиво это прячет, оставляя для пользователя только необходимость реализовать метод IdTCPServer.onExecute . Но, как я сказал выше, этот метод запускается в отдельном треде и он у каждого клиента свой личный. Это значит следующее:

  • в этом методе можно позвать sleep и только один клиент будет ждать. Все остальные будут работать (а вот если в обработчике нажатия кнопки позвать sleep, то результат известен)
    • обращаться к глобальным переменным лучше только через примитивы синхронизации.
    • обращаться к элементам gui нужно аккуратно и правильно. Напрямую лучше не делать (некоторые компоненты разрешают обращаться к ним с других потоков, но нужно внимательно читать доки).
    • обращаться к другим клиентам нужно через блокировку (потому что если два потока захотят писать одному и тому же пользователю - ничего хорошего с этого не выйдет).

Рассмотрим очень простой пример. На любой запрос клиента отвечаем тем же и закрываем соединение (такой себе echo сервер).

Procedure TForm1.IdTCPServer1Execute(AContext: TIdContext); var strText: String; begin //Принимаем от клиента строку strText:= AContext.Connection.Socket.ReadLn; //Отвечаем AContext.Connection.Socket.WriteLn(strText); //Закрываем соединение с пользователем AContext.Connection.Disconnect; end;

AContext это специальный объект, который содержит всю необходимую информацию о клиенте. Сам idTcpServer содержит список этих контекстов и к нему можно обратиться. Рассмотрим более сложный бродкаст. То есть, разослать одно сообщение всем

Var Clients: TList; i: integer; begin // защита от дурака:) if not Assigned(IdTCPServer1.Contexts) then exit; // получим список клиентов, и заблокируем его Clients:=IdTCPServer1.Contexts.LockList; try for i:= 0 to Clients.Count-1 do try //LBuffer имеет тип TBytes и содержит подготовленные данные для отправки // но можно и WriteLn использовать. TIdContext(Clients[i]).Connection.IOHandler.Write(LBuffer); except // тут нужно добавить логику. Клиент может отключиться в процессе end; finally // важно! список нужно разблокировать, иначе другие методы не смогут пройти дальше Contexts.LockList IdTCPServer1.Contexts.UnlockList; end; end;

инди содержит BytesToString() и ToBytes() для предобразования String и TIdBytes друг в дружку.

Список блокируется, что бы другие не могли его модифицировать. Иначе сам цикл сильно усложняется. И главное, не забывать разблокировать!

Остался последний вопрос. Как отправить сообщение какому то определенному клиенту. Для этого нужно научиться идентифицировать соединение. Это можно сделать несколькими способами - посмотреть в айпи/порт. Но есть лучше. У IdContext (точнее у его предка idTask) есть свойство Data типа TObject. В него можно записать свой объект и хранить там все нужные данные. Типичный пример использования будет следующий. Когда клиент только подключился - это поле пустое. Когда он прошел проверку имени-пароля - создаем объект (свой), сохраняем имя туда и прописываем в свойство Data. А потом, когда нужно делать цикл по подключенным клиентам, просто вычитываем его. Конечно, если пользователей тысячи, каждый раз просматривать всех пользователей будет накладно. Но как делать это более оптимально - тема другой большой статьи.