Помощь. Легендарная "шарманка" Виртуальная шарманка не работает на передачу


Обзор программы Виртуальная Шарманка

Прямо сейчас и без вопросов уважаемый юзер можете всегда виртуальная шарманка программа для радиолюбителей скачать бесплатно. Программа предназначена для голосового общения через Интернет по типу общения “шарманщиков”, или так называемых свободных операторов. Пользователи программы как бы находятся в диапазоне 3 мегагерца с возможностью перестройки частоты от 2 мГц до 4 мГц с шагом 10 килогерц.

Вначале была идея сделать эмуляцию максимально приближенную к реальному эфиру, с двумя видами модуляции АМ и ВБ. И что бы присутствовали особенности этих модуляций с характерными искажениями голоса. На тестовой, не сетевой версии, это получилось более или менее правдоподобно. Но пока эта идея отложена, поскольку еще не достаточно протестирована сетевая версия обмена звуковыми потоками больших объемов.

Возможности данной программы:

— Обмен не сжатым звуковым потоком в следующих режимах в одном из каналов, которые имеют частотное название, как в эфире.

Прием не зависит от выбранного вами режима, а зависит от выбранного режима корреспондента, которого вы слушаете. В одном канале может находиться и вещать несколько корреспондентов с разными режимами передачи. И соответственно вы будете их слышать с разным качеством. А они вас будут слышать с тем качеством передачи звука, который вы выбрали у себя.

— Имеется возможность контролировать свою передачу, и при этом выставить нужный вам уровень звука. Например, вы транслируете музыку, и слушаете обратный контроль с приглушенным уровнем. Слышите, что именно передается в канал. Если кто-то позовет вас в этом канале, то вы это услышите с тем уровнем громкости, который выставили для приема. Прямо сейчас и без вопросов уважаемый юзер всегда можете виртуальная шарманка программа для радиолюбителей скачать бесплатно.

— Регулировка ровня свой передачи

— Регулировка уровня своего приема

— Регулировка уровня своего приема при своей передаче. Это бывает необходимо для более комфортного общения с корреспондентом не в гарнитуре, а когда его голос звучит из динамиков. Вы его слышите во время своей передачи, то есть вас может перебить, но тише обычного уровня, и не возникает эффекта самовозбуда.

— управление режимом передача/прием мышью, для этого надо щелкнуть по надписи передача, клавишей пробел (оно программы должно быть активным), или левой клавишей Ctrl. Этот режим выставляется дополнительно.

При этом окно программы может быть не активным. Для передачи вы должны удерживать эту клавишу. Удобно для оперативных переговоров.

Внешний вид программы

Перестройка по частоте производиться нажатием на треугольники возле значения частоты.

Если включить все регулировки, программа выглядит так

Мышью выставляются необходимые уровни. Красный сектор обозначает уменьшение сигнала относительно его первоначального качества. Зеленый сектор обозначает усиление. Но при это работает компрессионное АРУ, и оно автоматически понизит сигнал, если уровень его слушком большой.

Для интриги, эмуляции работы в эфире, пользователи не видят, кто в данный момент присутствует в канале. Корреспондент может обозначить себя только голосом.

Идея создания этой программы была подсказана пользователями моей программы в этом проекте. Людям не хватало качества звука. Интернет у них быстрый и есть желание обмениваться звуковыми записями. Прямо сейчас и без вопросов уважаемый юзер есть возможность всегда виртуальная шарманка программа для радиолюбителей скачать бесплатно.

Сейчас в данный момент, 14:10 05.06.2014, на частоте 3 Мгц у меня вещается альбом с качеством звука моно 8 кГц, на частоте 3.010 стерео 11025, на 3.020 стерео 44100. Интернет должен быть достаточно быстрым. Для борьбы с задержаниями сетевых потоков введена существенная буферизация. При этом задержка звука около секунды. При увеличение задержки более 3 секунд включается режим выравнивания скорости. Это проявляется в более быстром темпе воспроизведения. Чем больше была задержка, тем быстрее проигрывается звуковой поток.

Подходим, тестируем

Забыл сказать про выбор звуковых устройств. Правым кликом мыши вызывается меню выбора звукового устройства.

В левой части программы щелкаем для выбора входа, в правой для выхода.

Скриншоты из программы Виртуальная Шарманка

Пользователи программы как бы находятся в диапазоне 3 мегагерца с возможностью перестройки частоты от 2 мГц до 4 мГц с шагом 10 килогерц. Вначале была идея сделать эмуляцию максимально приближенную к реальному эфиру, с двумя видами модуляции АМ и ВБ. И что бы присутствовали особенности этих модуляций с характерными искажениями голоса. На тестовой, не сетевой версии, это получилось более или менее правдоподобно. Но пока эта идея отложена, поскольку еще не достаточно протестирована сетевая версия обмена звуковыми потоками больших объемов.
Возможности данной программы:

Обмен не сжатым звуковым потоком в следующих режимах в одном из каналов, которые имеют частотное название, как в эфире.

Прием не зависит от выбранного вами режима, а зависит от выбранного режима корреспондента, которого вы слушаете. В одном канале может находиться и вещать несколько корреспондентов с разными режимами передачи. И соответственно вы будете их слышать с разным качеством. А они вас будут слышать с тем качеством передачи звука, который вы выбрали у себя.

Имеется возможность контролировать свою передачу, и при этом выставить нужный вам уровень звука. Например, вы транслируете музыку, и слушаете обратный контроль с приглушенным уровнем. Слышите, что именно передается в канал. Если кто-то позовет вас в этом канале, то вы это услышите с тем уровнем громкости, который выставили для приема.

Регулировка ровня свой передачи

Регулировка уровня своего приема при своей передаче.

Это бывает необходимо для более комфортного общения с корреспондентом не в гарнитуре, а когда его голос звучит из динамиков. Вы его слышите во время своей передачи, то есть вас может перебить, но тише обычного уровня, и не возникает эффекта самовозбуда.

Управление режимом передача/прием мышью, для этого надо щелкнуть по надписи передача, клавишей пробел (оно программы должно быть активным), или левой клавишей Ctrl. Этот режим выставляется дополнительно.

При этом окно программы может быть не активным. Для передачи вы должны удерживать эту клавишу. Удобно для оперативных переговоров.

Внешний вид программы

Мышью выставляются необходимые уровни. Красный сектор обозначает уменьшение сигнала относительно его первоначального качества. Зеленый сектор обозначает усиление. Но при это работает компрессионное АРУ, и оно автоматически понизит сигнал, если уровень его слушком большой.

Для интриги, эмуляции работы в эфире, пользователи не видят, кто в данный момент присутствует в канале. Корреспондент может обозначить себя только голосом.

Саму программу можно скачать по ссылке .

Идея создания этой программы была подсказана пользователями моей программы в этом проекте. Людям не хватало качества звука. Интернет у них быстрый и есть желание обмениваться звуковыми записями.

Интернет должен быть достаточно быстрым. Для борьбы с задержаниями сетевых потоков введена существенная буферизация. При этом задержка звука около секунды. При увеличение задержки более 3 секунд включается режим выравнивания скорости. Это проявляется в более быстром темпе воспроизведения. Чем больше была задержка, тем быстрее проигрывается звуковой поток.

Забыл сказать про выбор звуковых устройств. Правым кликом мыши вызывается меню выбора звукового устройства.
В левой части программы щелкаем для выбора входа, в правой для выхода.



Автор программы: Колотуша Василий Михайлович RN6LIQ.

Похожие материалы:

Движение «радиохулиганов» зародилось на рубеже шестидесятых годов, во времена хрущевской оттепели, и пик расцвета пришелся на 1965-75 годы.

Включив радиоприемник на средних волнах, в районе волны 200 метров можно было принимать множество радиостанций, транслирующих разнообразную музыку: Аркадия Северного, Высоцкого, песни собственного сочинения под аккомпанемент гитары, баяна и балалайки, Beatles и Deep Purple - все, что было запрещено в те далекие времена…
В пятидесятых годах двадцатого века, в связи с наступлением политической оттепели и общим ростом благосостояния граждан резко усилился интерес к радио.
В прошлые исторические периоды сам факт владения радиоприёмником с одной стороны всегда мог послужить причиной доноса в соответствующие органы, дескать «из-за стенки слышна речь на несоветском языке», а с другой характеризовал обладателя как зажиточного человека.


В самом же начале войны вообще все находящиеся в частном пользовании радиоприёмники были изъяты, для облегчения борьбы с вражеской пропагандой и как ресурс комплектующих для военного производства.
Не случайно, после 1945 года солдаты-победители вывозили из поверженной Германии не только мотоциклы, велосипеды, швейные машинки, но и многие тысячи отнятых у населения «трофейных» радиоприёмников.


Вместе с тем, вставшая ни мирные рельсы промышленность СССР производила всё больше и больше, хотя и недешёвых, но более менее доступных аппаратов. После войны был возобновлён выпуск популярного журнала «Радио» и в эфире стали появляться коротковолновики. Однако, получение разрешения на выход в эфир сопровождала длительная и тягостная бюрократическая процедура.
Кроме того, советские коротковолновики находились под тотальным идеологическим прессом и контролем, достаточно сказать, что им до конца пятидесятых годов разрешалось проводить радиосвязи только внутри страны и со странами так называемых «народных демократий», то есть сателлитами СССР.

Пережитки этого состояния сохранялись до конца социалистической эпохи в виде непременного членства в ДОСААФ, необходимости получать отдельное разрешение на работу с иностранцами и запрет на передачу в эфир даже собственного адреса и телефона. Как результат, с середины пятидесятых годов в эфире стали появляться кустарные незарегистрированные станции, но радиохулиганами их тогда ещё не называли.
В течении марта – июня 1960 года Президиумы Верховных Советов всех союзных республик приняли указы «Об ответственности за незаконное изготовление и использование радиопередающих устройств».


Ответственность предусматривалась следующая: меры общественного воздействия или административная ответственность в виде штрафа с конфискацией аппаратуры.
Сам термин – радиохулиганство появился в СССР с 3 июля 1963, когда, следуя указаниям Пленума Верховного суда, суды низшей инстанции стали выносить приговоры за использование незаконно действующих передатчиков (НДП) по той же самой статье, по которой квалифицировалось обычное, бытовое хулиганство с применением технических средств, а именно по части второй статьи 206 УК РСФСР и по соответствующим статьям УК других союзных республик.


Критериями начала уголовного преследования нарушителя служил не просто незаконный выход в эфир, а «умышленные действия, выразившиеся в ведении по радио передач, связанных с проявлением явного неуважения к обществу, из озорства, грубо нарушающих общественный порядок, либо создающих помехи радиовещанию и служебной радиосвязи».
«Шарманка» - хулиганка
Радиохулиганы в СССР появились примерно в середине 50-х годов. В эфир радиолюбители-нелегалы выходили с помощью самодельного устройства - «приставки» или «шарманки» (также машины, машинки, марахайки). Так на жаргоне назывался стационарный радиохулиганский передатчик, изготавливаемый кустарным способом для нелегального радиовещания и радиосвязи в верхней части CB диапазона (выше 1500 кГц). Изготовить такой простейший передатчик мог даже подросток. Благо, тогда везде открывались школьные радиокружки.
Подключалась «самоделка» к усилителю низкой частоты, как правило, к ламповому приемнику или проигрывателю. Такой аппарат обеспечивал слышимость станции в радиусе нескольких километров.


Основным занятием «шарманщиков» было «гонять музыку». Радиохулиганы 50-х крутили «отравляющий души молодежи» рок-н-ролл и буги-вуги, а также другое тлетворное влияние Запада. «Я работал в 71-73 годах, - рассказывает Константин Воронежский, - Помню оператора „Директор кладбища“, связывался с ним.
Десятки голосов вызывали друг друга на связь своеобразными мантрами: «Всем свободным, здесь „Мойдодыр“ кто слышит, прием».
В случае, если кто отзывался на вызов, следовал рапорт о приеме, силе сигнала в 120% с захлестом - высшая оценка силы приема, основанная на показателях индикатора настройки бытового радиоприемника.


О своих занятиях вспоминаю только с теплом. Если не касаться проблем этики при работе в эфире, связанных с матерщиной и бестактным приземлением на частоты дальних операторов, когда связь между операторами еще не завершена, полагаю, что этот опыт для целого поколения был неоценим. Ведь выходами в эфир занимались сотни и сотни молодых людей, для которых это было началом и основой для выбора профессии.
Работа в эфире была еще и средством обмена опытом и средством общения, что крайне важно в юном возрасте. Несомненным фактом является и то, что тогда молодежь ощущала дефицит, голод в прослушивании музыки.


Я обладал сокровищем в виде магнитофона „Гинтарас“, в котором для экономии пленки был переточен шкив для введения скорости 9 см вместо 19 см… Крутили в эфир все, от передачи „Алло, мы ищем таланты“ и песен с рентгенпленок типа „Портрета работы Пабло Пикассо“ до „Дип перпл“, „Зеппелинов“ и довольно редких „Муди блюз“, „Вархорс“.
Кстати, в советские времена существовала еще одна разновидность радиохулиганства. Дело в том, что квартирные радиоточки-«брехунцы» во времена СССР ежедневно с 14.00 до 15.00 замолкали на обеденный перерыв. Этой часовой паузой и пользовались проводные радиохулиганы.


Эти умельцы никаких радиопередатчиков не мастерили – подключали к умолкшей сети выход усилителя и гнали свою любимую музыку. Кроме усилителя таким меломанам достаточно было иметь магнитофон и два провода. В результате целый дом мог слушать то, что транслировал радиохулиган. Благодаря подобным обеденным включениям многие днепродзержинцы и узнали о существовании рок-музыки».
Убеленные сединой бывшие нарушители радиоэфира иногда с ностальгией вспоминает те времена. «Радиохулиганами были почти все мальчишки в нашем дворе, - рассказывает бывший днепродзержинец, а ныне житель германского города Аугсбург Леонид Шипельский. - Из рук в руки передавалась схема простейшего средневолнового передатчика: высокочастотная катушка, вариометр - конденсатор переменной емкости, еще по паре мелких деталей - сопротивлений и конденсаторов, а также электронная лампа-пентод или триод.


Детали можно было извлечь из старого радиоприемника, выменять у других или купить все в том же магазине «Культтовары». Особо экзотическим образом добывались микрофоны.
Кто-то просто отпиливал половину телефонной трубки и использовал ее нижнюю, микрофонную часть. Кто-то - изящный пластмассовый и очень плохой микрофончик, который продавался в комплекте с любым магнитофоном. Это было в 1964-65 ггодах, когда только появились транзисторные приемники „Атмосфера“, „Турист“, » Селга".


Наказание рублем

Пик расцвета радиохулиганства пришелся на 1960-70 годы. Тогда, настроив радиоприемник на средние волны (как говорили, «за 200 метров в край шкалы»), можно было услышать битлов, роллингов, Высоцкого – все, что в те далекие времена было запрещено. Также в ходу были песни собственного сочинения под аккомпанемент гитары.
Кроме запрещенной музыки, каждый божий день в днепродзержинском радиоэфире можно было услышать десятки разных голосов. «Свободный оператор», «Черная метка», «Соловей», «Черная кошка», «Пересмешник», «Стрелочник», «Борода» - какие только позывные не изобретали себе доморощенные ди-джеи в те времена, когда это слово даже в нашем лексиконе не существовало.

Добропорядочные граждане клеймили позором радиохулиганов и требовали привлекать их по всей строгости закона. В конце 60-х термин «радиохулиганство» получил свое определение в Уголовном кодексе: «умышленные действия, выразившиеся в ведении по радио передач, связанных с проявлением явного неуважения к обществу, из озорства, грубо нарушающих общественный порядок, либо создающих помехи радиовещанию и служебной радиосвязи».
Наказание за «хулиганство с применением технических средств» варьировалось от денежного штрафа до полутора лет лишения свободы. Чаще всего ограничивались карой «рублем». За первое правонарушение штрафовали на 10-50 рублей, чаще на 50 – сумма по тем временам немалая. За повторное – на 50-150 рублей. А что такое 150 рублей? Не у всех в те годы была такая месячная зарплата.


Пеленгаторы на базе УАЗа
Избежать наказания удавалось далеко не многим. Во-первых, «радиохулиганов» выводили на чистую воду их добропорядочные соседи – жалобы на тех, из-за кого экраны телевизоры покрывались бегающими полосками, поступали в милицию регулярно. Во-вторых, координаты радиохулиганов специальные служебные «уазики» пеленговали с необыкновенной точностью.
После зловещего звонка в дверь и фразы «Откройте, милиция!» радиохулиганам оставалось немногое – либо выбрасывать выдранную с мясом, еще раскаленную «шарманку» в окно, либо судорожно распихивать все оборудование по укромным местам. Нерасторопных хулиганов ждала полная чаша возмездия. У пойманного подпольного радиолюбителя конфисковывали всю наличную аппаратуру: «шарманку», приемники, радиолы, магнитофоны, телевизоры… все вплоть до утюга. (Это не шутка).


Радиопеленгатор «Сойка». Устройство, предназначенное для определения направления на работающий источник коротковолновых передач в ближней зоне. В 1960-1970-е годы использовался для скрытного поиска месторасположения радиопередающих устройств.
Официальный орган ДОСААФ - журнал «Радио» периодически публиковал страшилки о пагубности этого явления; сбитых эшелонах поездов и эскадрилий самолетов, о морских судах, не сумевших передать сигнал SOS.


Сложность получения разрешительных документов препятствовала большей части радиолюбителей иметь легальный статус коротковолновика и под присмотром контролирующих органов и института «стукачества» проводить сеансы радиосвязи на коротких волнах.
Но те, кто смог пробиться через различные препоны и имея незапятнанную биографию, получили хорошую школу и смогли себя реализовать на ниве радиоспорта, добиться высоких результатов в соревнованиях и получить престижные DX дипломы.

Схемы генераторов, приведенные в статье, не предназначены для работы в средневолновом участке радиовещательного диапазона. Схемы могут быть применены в аппаратуре любительского диапазона 1,9 МГц, официально разрешенного для работы в эфире зарегистрированных радиолюбителей, т.е. имеющих разрешение на право эксплуатации любительской радиостанции и позывной сигнал. Некоторые технические решения из этих схем можно использовать при конструировании любительских радиопередатчиков, а можно просто поностальгировать по прошлому — ведь "радиохулиганская юность” за плечами многих радиолюбителей и просто любителей радио.

приставка "Шарманка-1"

На рис.1 приведена схема простейшей передающей средневолновой приставки с АМ модуляцией к радиоприемнику. В приставке используется радиолампа 6ПЗС, максимальная рассеиваемая мощность на аноде которой составляет 20,5 Вт Вместо 6ПЗС можно применить лампу 6П6С (максимальная рассеиваемая мощность на аноде — 13,2 Вт) — цоколевка у них одинаковая.
Колебательный контур L1С1 включен между анодом лампы и управляющей сеткой. Он обеспечивает положительную обратную связь каскада — одно из условий, необходимых для самовозбуждения генератора. Питание на анод лампы подается через колебательный контур (через отвод в катушке И). Выключатель SА1 служит для включения каскада в режим передачи и отключения в режиме приема.
Напряжение питания поступает с анода выходной лампы УНЧ приемника, поэтому при подаче на вход УНЧ приемника сигнала от микрофона происходит амплитудная модуляция генерируемых приставкой ВЧ колебаний.
Катушка L1 выполнена на эбонитовом каркасе диаметром D-30 мм и содержит 55 витков провода ПЭЛ-0,8 (виток к витку) с отводом от 25-го витка, считая от нижнего (по схеме) вывода. Эта приставка работала хорошо, но имела один недостаток — настроечный конденсатор С1 был гальванически связан с анодом лампы (а это небезопасно!), поэтому приходилось ручку настройки изготавливать из диэлектрика.


приставка "Шарманка-2"

Несколько позже мне удалось отыскать схему “шарманки” (рис.2), лишенную этого недостатка. В ней контур включен между управляющей сеткой и катодом лампы. Причем, применено частичное включение катода в контур за счет отвода в катушке. Такая схема более безопасна, но отдает в антенну мощность, несколько меньшую чем предыдущая. Применение конденсатора переменной емкости С1. позволяет оптимально согласовать контур И-СЗ с антенной.
В этой схеме радиолампу 6ПЗС также можно заменить на 6П6С. Катушка И намотана на керамической оправке диаметром D-32мм проводом ПЭЛ-0,7. Количество витков — 50 (намотка — виток к витку с отводом от середины).


приставка "Шарманка-3"

На рис. З приведена схема еще одной “шарманки”. В ней КПЕ С2 гальванически связан с корпусом через катушку L2. При случайном замыкании выводов этого конденсатора на корпус ничего опасного не произойдет — всего лишь прекратится генерация ВЧ сигнала.
Выходная мощность этой приставки больше, чем у предыдущей (примерно такая же, как у схемы на рис.1), т.к. колебательный контур L2-СЗ подключен к цепи анода лампы. Дроссель L1 заключен в экран. Катушка L2 намотана на пластмассовой оправке диаметром D-30 мм проводом ПЭЛ-0,8 и содержит 50 витков провода, намотанного виток к витку. Отвод — от середины обмотки.
Еще одна принципиальная схема простейшей передающей приставки на радиолампе 6ПЗС (6П6С) приведена на рис.4.


приставка "Шарманка-4"

Эта схема отличается от предыдущих наличием дросселя L1 в анодной цепи лампы, что позволило подключить выходной контур к аноду. При этом статоры конденсаторов переменной емкости С2 и С5 подключены к “общему” проводу, что существенно повышает безопасность устройства и облегчает управление элементами настройки. В катодную цепь лампы включен переключатель SА1, с помощью которого можно регулировать глубину положительной обратной связи, что позволяет довольно точно выбрать требуемый режим работы каскада. Катушка L3 с регулируемой индуктивностью позволяет согласовать сопротивление выходного контура с входным сопротивлением антенны. Это важно, т.к. в качестве антенны часто используют отрезок провода произвольной длины. Катушка L2 намотана на керамической оправке диаметром D-40мм и имеет 40 витков провода ПЭЛ-0,7 (намотка — виток к витку, отводы равномерно распределены по всей длине намотки), L4 — на керамической оправке диаметром D-35мм и имеет 50 витков провода ПЭЛ-0,6. В авторском варианте катушкаL1(дроссель) имеет индуктивность 1 мкГн, L2 — 8 мкГн, L3 — 250 мкГн, L4 —16 мкГн. Я предлагаю намотать L1 на керамическом каркасе диаметром D-18мм и длиной 95мм проводом ПЭЛИЮ-0,35 (130 витков). Первые 15 витков (ближайшие к аноду) следует выполнить вразрядку с шагом 1,5мм, остальная часть обмотки — виток к витку. Катушку же L3 рекомендую изготовить аналогично L4, но количество витков увеличить до 100 и сделать от нее отводы (11 отводов — по числу контактов в переключающей галете) с целью обеспечения возможности изменения индуктивности катушки. Отводы следует расположить равномерно по длине, катушки — это упростит ее конструкцию и, в то же время, позволит сохранить ее настроечные функции.
Настройку на частоту в этой схеме производят с помощью конденсатора С2, а емкость конденсатора С5 подбирают по максимуму сигнала на выходе, т.е. настраивают выходной контур L4-С5 в резонанс. Такое построение схемы позволяет настраивать выходной контур не только на основную частоту, но и на ее гармоники (чаще всего используют третью). Таким образом можно повысить стабильность частоты вырабатываемого генератором сигнала, т.к. гетеродин при этом работает на частоте в три раза ниже частоты выходного сигнала.


приставка "Шарманка-5"

На рис.5 приведена схема “шарманки”, выполненная на двух радиолампах 6ПЗС (можно использовать и лампы 6П6С, но смысла в этом нет — лучше применить одну 6ПЗС). Эта схема обеспечивает на выходе более мощный сигнал (примерно вдвое по сравнению со схемой на одной лампе). Аноды ламп включены в контур генератора частично — для снижения влияния шунтирования. В авторском варианте рекомендуется катушки L1—L3 намотать на одном керамическом каркасе диаметром D-40мм. Катушка L1содержит 32 витка провода ПЭЛ-0,3, L2 — 41 виток провода ПЭЛ-0,4, L3 — 58 витков провода ПЭЛ-0,7. Все катушки намотаны виток к витку. Я рекомендую уменьшить количество витков каждой катушки процентов на 60, иначе частота генерации из средневолнового диапазона уйдет в длинноволновый. Подстройкой сопротивления резистора R1 можно изменить режим работы радиоламп.


приставка "Шарманка-6"

На рис.6 приведена схема передатчика на двух радиолампах. Колебательный контур L1-С2 включен в цепи катодов ламп. Катушки L1 и L2 намотаны на одном керамическом каркасе D-20 мм: И содержит 60 витков провода ПЭЛ-0,3, L2 — 30 витков ПЭЛ-0,4 (намотка обеих катушек — виток к витку). Сверху катушки L2 намотано 2-3 витка монтажного провода (в изоляции), концы которого подключены к лампочке накаливания на напряжение 6,3 В и ток 0,28 мА (от карманного фонарика). Эта простейшая цепочка обеспечивает индикацию наличия ВЧ генерации. Кроме того, в качестве ВЧ индикатора можно использовать неоновую лампочку, размещенную недалеко от катушки. По интенсивности свечения лампы можно судить об изменении выходной мощности при перестройке по диапазону либо об изменении параметров антенны (например, при ее настройке). Так, если при настройке антенны частота будет приближаться к резонансной, то лампочка станет светиться слабее (по минимуму свечения можно судить о настройке антенны в резонанс с генерируемой передатчиком частотой, т.к. имеет место максимальный отбор мощности). В случае обрыва антенны лампочка будет светиться максимально ярко, а при коротком замыкании в антенне может совсем по- гаснуть (это зависит от величины связи выходного контура с антенной, которая определяется емкостью конденсатора переменной емкости С1). Выключатель питания SА1 служит одновременно и переключателем “прием/передача”.


приставка "Шарманка-7"

На рис.7 приведена схема передающей приставки на радиолампе ГУ50. Существенным отличием данной схемы от предыдущих является повышенная выходная мощность. Амплитудная модуляция осуществляется по защитной сетке лампы. С помощью конденсатора переменной емкости С5 приставка настраивается на выбранную частоту, а с помощью конденсатора С1 обеспечивается согласование выходного сопротивления передатчика с входным сопротивлением антенны. Не следует забывать, что в данной схеме одна из обкладок конденсатора переменной емкости С5 находится под напряжением 800 В, поэтому будьте очень осторожны и используйте для регулировки емкости этого конденсатора ручку управления, изготовленную из качественного диэлектрического материала.
Катушка L1 намотана на керамическом каркасе D-40 мм и содержит 50 витков провода ПЭЛ-0,7 (намотка — виток к витку) с отводом от середины.


приставка "Шарманка-8"

На рис.8 приведена еще одна схема передатчика, выполненного на радиолампе ГУ50. В ней частота генерации задается контуром L1- С2, а на выходе устройства используется так называемый П-контур С7-L2-С8, который позволяет очень хорошо согласовать выходное сопротивление каскада с входным сопротивлением антенны. С помощью конденсатора переменной емкости С7 настраивают П-контур в резонанс (согласовывают выходное сопротивление лампы с сопротивлением П-контура), а с помощью С8 подбирают величину связи с антенной. Амплитудная модуляция выходного сигнала осуществляется по защитной сетке лампы.
Цепочка С3-VD1-R2 — это элементы защиты цепей динамика от ВЧ наводок. Подбором сопротивлений резисторов (в пределах 0,5—1 МОм) и R3 можно подобрать оптимальный режим работы лампы.
Катушка L1 намотана на цилиндрическом керамическом каркасе D-40 мм проводом ПЭЛ 0,9 и содержит 60 витков, намотанных виток к витку. Катушка L2 намотана на керамическом каркасе D-50 мм и содержит 70 витков провода ПЭЛ диаметром 1,2—1,5 мм (намотка — виток к витку). Анодный дроссель L3 намотан на керамическом каркасе D-12 мм. В оригинальной рекомендации указано, что он содержит 7 секций по 120 витков провода ПЭЛ-0,4, намотанных в навал, но, скорее всего, достаточно двух секций по 120 витков.


приставка "Шарманка-9"

В.Рубцов, UN7BV
г. Астана, Казахстан