С. рыбаков

Лирические народные песни принято разделять на обрядовые и необрядовые .

Все важные события в жизни человека в давние времена сопровождались обрядами, которые соответствовали временам года и главным календарным датам: Рождеству, Новому году, Ивану Купале, праздникам: Пасхе, Троице, Масленице, а также семейным и народным событиям: свадьбе, жатве.

Песни, которые исполнялись при совершении обрядов, получили название обрядовых . Например, обряд встречи весны, лета, осени сопровождался песнями с просьбами к природе о хорошем урожае, благодатном лете, богатой осени.

В таких песнях отразилась вера людей и возможность прямого общения с природой, вера в её помощь:

Приди к нам, весна,

Со радостью!

Со великою к нам

Со милостью!

Необрядовые (бытовые) лирические песни возникли как самостоятельный жанр в XV XVI вв. Их пели на посиделках, вечеринках и просто для удовольствия. Главное их назначение — передать переживания людей в разные моменты жизни: в минуты печали или радости, тяжкой работы или отдыха, домашнего семейного досуга или путешествия...

За века народом создано очень много необрядовых песен. Исходя из содержания, песни подразделяют на бытовые (любовные, семейные, шуточные), песни социального содержания (разбойничьи, «удалые», солдатские) и отходнические (бурлацкие, ямщицкие, чумацкие).

Особенности лирических народных песен

Независимо от темы все лирические народные песни создавались по одним правилам. Обычно их исполняли от первого лица. Главное в лирической песне — мысли и чувства ее героя. Поэтому она имела форму монолога или диалога героев.

Для того, чтобы полнее выразить душевный мир героя, лирическая народная песня обращалась к природе. Картины природы оттеняли или выражали состояние человеческой души. Установление аналогии между миром природы и внутренним миром человека называется параллелизмом .

Параллелизм, или «искание человека в природе», позволял в малой форме и в немногих словах выразить всю полноту чувств человека в разные моменты его жизни. Грусть молодого рекрута в солдатской песне выражена так:

Не кукушечка во сыром бору куковала,

Не соловушко в зелёном саду громко свищет —

Добрый молодец, во неволюшке сидя, плачет,

Обливается добрый молодец горючими слезами...

Ощущение тоски и одиночества героя здесь усиливается образом кукушки. Кукушка в фольклорной лирической песне — это символ одиночества.

В лирических песнях использовалось много символов, например, символы девушки «белая лебёдушка», «ягодка», «красная калина». Символы молодца «зелёный дуб», «селезень», «соловей», «ясный месяц», «сизый орёл». Выразительность лирической песни усиливают напевная мелодия, повторы, лирические обращения («Я скажу тебе...»), постоянные эпитеты («добрый конь», «тугой лук»). Обычно песня слагалась фольклорным стихом, не имеющим, как правило, рифмы. В литературе нерифмованный стих называется белым стихом. Название произошло от того, что его окончания, где обычно помещается рифма, остаются незаполненными («белыми»).

Основные черты лирических песен :

  • словесно-музыкальный жанр фольклора;
  • разделение на обрядовые и необрядовые;
  • стихотворная форма, обычно без рифмы;
  • форма: монолог, реже диалог;
  • разговорный язык;
  • использование тропов, символов, параллелизмов и т. п.;
  • мелодичность и напевность;
  • выражение внутреннего состояния лирического героя;
  • сольное и хоровое исполнение.

​ ​

Министерство образования Российской Федерации Курский государственный педагогический университет Кафедра литературы КУРСОВАЯ РАБОТА ЖАНРОВАЯ СПЕЦИФИКА ЛИРИЧЕСКОЙ ПЕСНИ ВЫПОЛНЕНА Черниковой Ольгой, студенткой 41 группы филологического факультета ОЗО ПРОВЕРИЛА Гридина Лидия Андреевна, старший преподаватель кафедры литературы Курск - 2001 П Л А Н |ВВЕДЕНИЕ | | | | | |СПЕЦИФИКА ЖАНРА ЛИРИЧЕСКОЙ ПЕСНИ: | | | а) особенности композиции; | | | б) основные мотивы сюжета; | | | в) основные герои; | | | г) поэтика. | | |ЗАКЛЮЧЕНИЕ | | |СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ | | В В Е Д Е Н И Е Сладостные звуки родимой песни и музыки в живой человеческой душе ум пробуждают и чувств высокие воспитывают. М. Ломоносов Нигде нет такой литературы, как у нас, у русских. А народные песни? Они широки, как эпопея, и глубоки, как раздумье. Такие песни могли родиться только у народа великой души – в мятеже, в тоске по правде и справедливости. М. Горький Лирическая песня имеет долгую, но интересную историю. «Истоки русской народной песни уходят в седую древность. Уже в начале первого тысячелетия нашей эры греческие, римские и арабские историки с восторгом писали о славянских песнях, а самих славян называли «песнелюбцами». Историки музыки утверждают, что уже на ранних этапах своего развития славянские песни оказывали влияние на музыку соседних народов и становились фактором мировой музыкальной культуры. При этом в самом начале пути, то есть в раннюю языческую эпоху, определились два главных пласта русской народной песни – обрядовые и необрядовые, первые из них довольно четко разделились на календарно-обрядовые и семейно-бытовые» /Выходцев 1990: 7/. В данной работе мы остановимся на лирической песне. Почему? Потому что, на наш взгляд, именно лирическая песня, позволяет в полной мере представить внутренний мир русского человека. В песне слились воедино слово и музыка. Слово несет информацию, музыка создает тон, влияет на то или иное настроение. На вопрос о возникновении лирических песен до сих пор нет однозначного ответа. Существует лишь предположение, что лирика – более раннее явление, чем эпос. Причем вначале возникли лиро-эпические жанры, а собственно лирика – намного позже. Лирическая песня была тесно связана с обрядами – древнейшими видами народной культуры. Существует мнение, что лирическая песня необходима в обряде для того, чтобы комментировать сам обряд. Большинство лирических песен – любовной или семейной тематики, «раскрывающей социально-бытовую жизнь народа и объясняющей тематическое своеобразие лирических обрядовых песен при их сравнении с необрядовыми» /Круглов 1982: 133/. В связи с этим у песни была своя особенность – преобладание магического начала. Человека издавна окружал страшный и таинственный мир природы, животных, его «манила трепещущая тайна леса, седые камни точно вырастали из земли. Все это, казалось, старо, давно жило и правилось, довлея самому себе, тогда как человек только что начинал устраиваться, распознавая и борясь; за ним лежали более древние, сложившиеся культуры, но он сам пошел от них, потому что везде он видел или подозревал веяние той же жизни. И он представлял себе, что его праотцы выросли из камней, пошли от зверей, зародились от деревьев и растений» /Веселовский 1989: 102/. Человек невольно переносил на предметы и явления окружающей его действительности человеческие возможности и способности, выражающиеся в способности двигаться, разговаривать, мыслить. Так в песнях мы встречаем, как разговаривают птицы, животные, как часто наделяются эпитетами, относящимися к человеку, растения и природные явления и т.п. Человек пытался усилить свои способности в борьбе с природой, облегчить свой труд, «вызвать необходимые изменения окружающего мира путем выполнения магических действий, где песня играла значительную роль» /Сидельников 1959: 13/. Представления человека о природе, наделение предметов и явлений окружающей действительности человеческими качествами придавали песне магическую функцию. Обряды, сопровождающиеся песнями, по древним религиозным представлениям, являлись заклинаниями, которые помогали улучшить урожайность, принести удачу в охоте, сохранить семью и т.п. Но человек развивался, познавал себя. Он выявил границу между ним, человеком, и окружающей природой. «Древний синкретизм удалялся перед расчленяющими подвигами знания: уравнение молния – птица, человек – дерево сменились сравнениями: молния, как птица, человек, что дерево, и т.п.» /Веселовский 1989: 106/. В процессе развития меняется мировоззрение народа, меняются принципы песенного творчества. Появляются новые темы, идеи и образы, в песнях отражаются новые связи с жизнью народа, новые общественные функции. У песни появляется иная функция – эстетическая. Магическое начало утрачивается, разрушается. «Фольклористы-словесники и фольклористы-музыковеды сходятся во мнении, что окончательное оформление жанра необрядовой традиционной лирической песни, выработка им тех идейно-художественных качеств, какие мы находим в песнях, записанных приблизительно за последние два столетия, относятся к XVI-XVII векам» /Лазутин 1965: 12/. Русские народные лирические песни специфичны еще и тем, что наряду с богатством народных мыслей и чувств в них ярко изображены и те события, которые вызывали эти мысли, чувства и настроения. Связь песенного жанра с реальной действительностью проявляется не только в том, что «в основе песенного творчества лежали те или иные факты реальной действительности, но и в том, как эта действительность была отражена, в каких поэтических формах» /Сидельников 1959: 3/. Каждая поэтическая форма отражала определенные условия жизни народа, что обязательно влияло на язык, стиль, композицию того или иного произведения народного творчества. Народно-поэтическое творчество со всем богатством своих жанров представляет собой «народную мудрость», так как раскрывает внутренний мир простого народа, его взгляды, идейную сущность, его дух, правдиво показывает его жизнь в контексте исторической эпохи. В русской песне наиболее ярко отражена история русского народа. Песня – «это народная история, – писал Гоголь, – живая, яркая, исполненная красок, истины, обнажающая всю жизнь народа…» / Цит. по: Сидельников 1959: 5/. Народная песня имеет ряд особенностей. Прежде всего от других жанров народно-поэтического творчества ее отличают «краткость текста, ясность, простота изложения и чистота языка, близость тематики к народной жизни, к народным запросам и интересам» /Сидельников 1959: 11/. Необычен и самобытен стиль русской народной песни. Песня воодушевляла русских композиторов, обогащая их музыку различными мелодическими оборотами. Мелодия в песне играет первостепенное значение. Она выражает чувства героя, его волнения. Например, когда лирическому героя открывается картина вечерней степи с ее раздольем, с ее широкими просторами, с ее бесконечными далями, слово сливается в песне со звуками широкой, спокойной мелодия, с плавными медленными переходами. Музыкальность и певучесть русского языка, игра слов и звуков были характерными особенностями русской народной лирической песни. Песня живет своей жизнью, и от исполнительского мастерства певца зависит и понимание песни людьми. «Талантливые певцы всегда поют «с душой». В их исполнении чувствуется искренность и непосредственность переживаний. С огромным поэтическим мастерством и художественным вкусом они передают все оттенки человеческих переживаний» /Сидельников 1959: 18/. Народные певцы имеют не только богатую поэтическую и музыкальную одаренность, но и полную «коробку с песнями» (как сказано одной латышской песенницей). Имея богатый материал, они изменяют, соединяют, расширяют его, складывая тем самым все новые и новые песни. Они наполняют песни великолепными поэтическими сравнениями и образами, взятыми из окружающей природы, соединяют воедино слово и чувство. Искусные певцы ставят задачей не показ своих «певческих способностей», а прежде всего – «знакомство слушателей с песней, с ее художественным богатством» /Сидельников 1959: 19/. Простота русской народной песни объясняется ее близостью к народу, и эта близость определяется тем, насколько глубоко и правдиво в песне отражен дух народа, его мечты, его историческое прошлое. Человек поет о том, что более всего его тяготит, тревожит. «Показывая теневые стороны народной жизни, песня… указывала на истоки, породившие их. Песня способствовала разрушению старых феодальных порядков, домостроевщины в быту, помогала подрывать основы крепостничества и капиталистического строя» /Сидельников 1959: 15/. Таким образом, русская лирическая песня – яркая картина исторического прошлого нашего народа. Она раскрывает перед нами все богатство и красоту «внутреннего мира» России. Лирическая песня позволяет нам понять и узнать источники обрядов, а также художественные вкусы крестьян и трудящихся. Роль песни в народной жизни четко охарактеризовал Гоголь: «Я не распространяюсь о важности народных песне. Это народная история, живая, яркая, исполненная красок, истины, обнажающая всю жизнь народа… Кто не проникнул в них глубоко, тот ничего не узнает о прошедшем быте России» /Лирические песни 1990: 5/. СПЕЦИФИКА ЖАНРА ЛИРИЧЕСКОЙ ПЕСНИ Прежде чем приступить к исследованию лирической песни, необходимо сказать несколько слов о классификации этого жанра. В науке этот вопрос долгое время остается нерешенным и до сих пор не выработана единая точка зрения. Большинство ученых в основу песенной классификации положили тематический принцип. Так С.Г. Лазутин, выделяет бытовую крестьянскую песню и историческую. Бытовая песня посвящена первоначально темам любви и семейно-бытовых отношений. Позже в них развиваются и различного рода социальные мотивы, прежде всего – антикрепостническая тема. В бытовых песнях раскрываются социально-общественные отношения людей: крестьяне рассказывают о своей тяжелой жизни в условиях крепостничества, ярко представлена и нелегкая жизнь дворовых людей. К социально-бытовой песне С.Г. Лазутин относит также солдатские и рабочие песни, в которых семейные отношения никаким образом не затрагиваются. Сюда входит и так называемая лакейская песня. К солдатским песням тесно примыкают казацкие песни. С.Г. Лазутин указывает и на существование военно-исторических песен, куда также входили солдатские песни, отличающиеся от солдатских песен бытовой тематики. Здесь появляются новые герои, новые мотивы и темы. Помимо песен, рассказывающих о нелегкой жизни солдат и казаков, в солдатской среде возникают также шуточные, юмористические песни. К трудовым песням С.Г. Лазутин относит и рабочие песни, в которых главной темой становится тема труда, раскрывающая «взаимоотношения между рабочими и теми, кому они вынуждены были подчиняться (хозяин, предприниматель, администрация, мастера, надсмотрщики и т.п.)» /Лазутин 1965: 103/. Богаты сюжетами и близки к любовно-бытовой тематики отходнические песни, возникшие во второй половине XVIII – начале XIX века. В них девушка просит своего дружка, отправляющегося в Питер, отложить отъезд, но он отвечает, что никак не может. Опечаленная девушка клянется в вечной любви. До к.XVIII-н.XIX вв. в песнях представлен образ робкой, застенчивой девушки, но с указанного периода в песнях появляется и другой образ – девушки смелой, боевой, решительной. Выделяет также С.Г. Лазутин и городские песни, названные мещанским романсом, главной темой которых является несчастная любовь. Тематика фольклорного произведения также лежит в основе классификации, предлагаемой А.И. Соболевским. А.И. Соболевский, издавая «Великорусские народные песни», писал: «Печатая песни, мы расположили их в порядке по содержанию. Само собой разумеется, мы руководствовались нашим собственным пониманием песен Конечно, можно было бы разделить песни по группам: «беседные», «хороводные», «игровые», «плясовые», «протяжные» и т.п. Но что бы тогда получилось? Большинство напечатанных нами песен записано без отметки, которая из них «беседная», которая – «хороводная» и т.д., и нам пришлось бы помещать их в ту или в другую группу по своему благоусмотрению Отметки тех из них, которые у нас помещены в нескольких вариантах, очень часто различны. Так, известнейшая песня «Калинушка с малинушкой лазоревый свет» в одном варианте помечена «хороводною», в другом – «обыденною» и в двух – «протяжною» Сверх того, самое значение отметок «хороводная» и т.п., по нашему мнению, очень невелико. Если песня отмечена «хороводною», это указывает единственно на то, что она поется в хороводе; последнее нисколько не мешает ее употреблению в «беседе», на свадьбе и вообще во всяком собрании молодежи Понятно, при таком положении дела распределение песен по группам невозможно» /Цит. по: Круглов 1982: 7-8/. Существует и другая классификация песенного творчества – по функции. Она представлена К.С. Давлетовым. Традиционная песня «распадалась на четыре основных жанра: песен заклинательных, игровых, величальных и лирических» /Давлетов 1966: 251/. К лирическим песням он относит, например, любовные, семейные, или солдатские, рабочие, ямщицкие. К.С. Давлетов указывает на то, что именно лирические песни подверглись историческому изменению. Также им выделены так называемые «эмигрантские» песни, в плане профессиональном – бурлацкие, студенческие песни. Существует также и следующее мнение: к лирическим стихотворным жанрам относятся песни социального содержания, любовные песни, семейные песни, малые лирические жанры (частушки, припевки и проч.). Мы предлагаем свою классификацию песен, учитывая приведенные выше. 1. Семейно-бытовая песня. Сюда мы включаем песни любовной и семейной тематики, которые раскрывают взаимоотношения возлюбленных, а также в полной мере раскрывают внутрисемейные отношения, нелегкую жизнь крестьянства в условиях крепостничества 2. Трудовые песни. Мы считаем, что к данной группе традиционных крестьянских песен следует отнести антикрепостнические, поскольку они пронизаны ненавистью крепостных к своим угнетателям, они рассказывают о каторжном труде, невероятных условиях жизни. 3. Отходнические песни включают следующие: а) бурлацкие; б) чумацкие; в) ямщицкие. Мы считаем, что в данную группу песен следует отнести и солдатские песни. Бессрочная или двадцатипятилетняя военная служба в армии почти навсегда отрывала солдата от семьи. Вдали от дома складываются песни, в которых солдаты тоскуют по родным краям, по своей семье. 4. К удалым песням относим: а) разбойничьи; б) каторги и ссылки; в) тюремные. 5. Отдельно выделяем шуточные, сатирические, хороводные. 6. В особую группу относим песни литературного происхождения. Особенно привлекают нас лирические семейно-бытовые песни, поскольку их характеризует богатство тематики, образов, символов, художественно- выразительных средств. Особенности композиции Важную роль в лирической песне играет композиция. Она раскрывает характеры героев через последовательность изображения событий, через связи с характерами других героев. В семейно-бытовых лирических песнях можно выделить несколько типов композиции, которые явно прослеживаются, несмотря на такую особенность жанра, как вариативность и контаминация. Контаминация обычно возникает в результате сходства песен по содержанию, мелодии, напеву и т.д. Часто контаминированный текст песни носит отпечаток той среды, в которой он бытовал или бытует (песня «Лучинушка»). Песни вступают в контаминацию на основе их идейно-тематической близости, «и такие контаминированные тексты одновременно являются показателем и разрушения, и своеобразного развития этих песен» /Лазутин 1965: 83/. Но нередко вступают в контаминацию и песни, различные по сюжетам, но близкие по своим образами. Это в основном песни, изображающие образы нерадивых, ленивых и легкомысленных жен. В контаминацию могут вступать отдельные картины и мотивы песни. Чаще из песни отделяется зачин. Итак, о композиции. Наиболее распространенным типом лирической семейно- бытовой песни является песня-монолог, «когда повествование передается от лица главного героя песни или певца-автора» /Сидельников 1959: 41-42/. Вы не дуйте, ветры буйные, Над моим над новым сеням, Над высоким теремочком, Над косящатым окошком!.. /«Вы не дуйте, ветры буйные»; Соб. Т. II/; Песня-монолог прямо выражает мысли и чувства лирического героя. «Песня- монолог – это или излияние своих чувств девушки к милому, или, наоборот, его к ней, или горький плач крестьянки, выданной за нелюбимого, или жалобы молодца на «худую жену», или размышления бурлака о своей судьбе, или воспоминания ямщика о родине и т.п.» /Лазутин 1965: 34/. Нередко песня- монолог начинается обращением к предметам и явлениям природы. В таких случаях данные обращения часто выполняют риторическую функцию, усиливая драматизм и эмоциональную выразительность песни. Мысли мои, мысли, мысли дорогие, Скажите вы, мысли, про мое несчастье: Долго ли нам жити в печали-напасти? Печальное сердце беспрестанно тужить, Тужить и горюеть, сам не знай, что будеть… / «Мысли мои, мысли, мысли дорогие»; Соб. Т.III/ Обращения в песне бывают символическими, в отличие от несимволических, или риторических. «Символические обращения в конечном счете определяют живых адресатов, действительных участников обряда, несимволические же обращения (или риторические), как правило, относятся не к человеку, а к окружающему его миру» /Курглов 1982: 165/. Обращения в песнях имеют характерную для лирических песен особенность: они всегда сопровождаются тавтологией, которая позволяет более точно определить объект, к которому обращаются. «Обращения нередко строятся при помощи анафоры» /Круглов 1982: 166/ (единоначалие). Второй тип композиции песни – диалог. Это, на наш взгляд, наиболее архаичная композиционная форма. Часто разговор ведет девушка с соловушкой, но встречается и диалог с другими природными реалиями: Ах ты, рощица, ты моя зеленая! Чем же ты, рощица, изукрашена? Изукрашена разным ягодам, Я калиною да со малиною, Черной ягодой смородиной… / «Ах ты, рощица, ты моя зеленая»; Соб. Т.II/. Мы находим и диалог матушки со своей дочерью в семейных песнях, повествующих о нелегкой замужней жизни девушки в чужой семье: Нет ли де здесь таковых-то людей, Кто бы распорол мою белую грудь И кто бы посмотрел ретивое сердце? «На что пороть твою белую грудь, На что смотреть ретивое сердце…» / «Кабы на цветы не морозы»; Соб. Т.III/ Диалог усиливает драматизм лирического содержания, более ярко передает мысли и чувства героя. В каждой песне существует последовательное развитие сюжетной линии. Параллельно идет и развитие внутреннего настроения героя, в котором постепенно «нарастает необходимость конфликтов между героями, а затем идет развязка, вывод. В этих столкновениях каждый герой получает свой характер. Он наделяется своими настроениями, словами, поступками, репликами и т.п.» /Сидельников 1959: 42/. Также часто встречается повествовательная форма народной песни, в которой рассказывается о различных действиях героев, раскрываются их настроениях и переживания. Над ней вился млад ясен сокол; Он ушиб-убил лебедь белую… / «Как по морю-морю синему»; Соб. т.II/; По улицам воробушек попархивает, Красных девушек молодушек засматривает… / «По улицам воробушек попархивает» ; Соб. т.II/; Садилася птичка-ласточка Красной девке на окошечко, Слушала-выслушивала… / «За долом, долом» ; Соб. т.II /. Но самой распространенной композиционной формой лирической песни является, пожалуй, сочетание трех композиционных форм: «монолог, диалог и повествовательная часть + монолог (или диалог)» /Аникин, Круглов, 265/. Вы не дуйте, ветры буйные, Над моим над новым сеням, Над высоким теремочком, Над косящатым окошком!.. / «Вы не дуйте, ветры буйные» ; Соб. т.II /; Сосенка, сосенушка зелененькая! Чего ты, сосенушка, не зеленая? - Отчего мне, сосенушке, зеленой-то быть?.. / «Сосенка, сосенушка зелененькая!» ; Соб. т.II/. Из-за лесу, лесу темнаго, Из-за садику зеленаго Выходила туча грозная… «Ты лети-ка, мой соловьюшко, На родимую сторонушку, Скажи батюшке низкой поклон… / «Из-за лесу, лесу темнаго»; Соб.т.III/. Чаще всего песня с такой композиционной формой состоит из двух частей: описание природного мира, которое представляет собой символическую часть, и описание жизни людей, которое следует сразу после природной характеристики. Так чувства и переживания героя сопоставляются с картинами природы. Но также для необрядовой лирической песни специфической формой является цепочечная композиция, когда «отдельные картины песни связываются между собой цепочно» /Аникин, Круглов, 265/. То есть строится следующая цепочка: последний образ первой картины песни является первым образом второй картины, последний образ второй картины – первым образом третьей и т.д.: Уж ты хмель ли моя, хмель, веселая голова, От чего же ты, хмель, зарождаешься? Зарождалася хмель от сырой земли, Подымалася хмель по точиночке вверх… / «От чего же ты, Хмель, зарождаешься?» ; Соб. т.II /. Следует отметить, что важной особенностью построения лирической песни является то, что кульминационный момент «всегда падает на самый конец песни, представляющий собой монолог или диалог» /Лазутин 1965: 38/. Лирическая песня содержит повествовательную часть, в которой рассказывается о каком-либо обрядовом или необрядовом событии, благодаря которому происходит семейный или любовный конфликт. Рассказ о событии ведется как бы от третьего лица. В этом состоит сущность лирической повествовательности. «Часто песни начинаются со своеобразного введения- описания» /Круглов 1982: 147/. При изложении содержания песни от первого лица перед нами раскрываются картины жизни того персонажа, от имени которого ведется повествование. Реальность лирической песни представлена не только в описании картин жизни, чувств, настроений и характеров народа, но и в описании предметного мира песни. Действие обрядовой лирической песни происходит в одном и том же месте, ограничено временными рамками. В этом отличие повествовательной обрядовой лирической песни от необрядовой. Композиционная форма лирической песни символическая часть плюс реальная «раскрывает» так называемый психологический параллелизм, в котором «общая схема психологической параллели представлена в сопоставлении двух мотивов: «… один подсказывает другой, они выясняют друг друга, причем перевес на стороне того, который наполнен человеческим содержанием». «Основной тип параллели: картина природы, притягивающая свои аналогии к картине человеческой жизни» /Круглов 1982: 153/. Основные мотивы сюжета Песня живет в народе своей жизнью. Развиваясь, она изменяется по- разному на каждом историческом этапе. Песня изменяется так же, как изменяются взгляды и чувства, настроения и мировоззрения народа. Они «стремятся ответить современным идейно-эстетическим потребностям народа» /Лазутин 1965: 56/. Сюжет является одним из важнейших компонентов композиции лирических песен. Большинство народных лирических песен, в отличие от литературной лирики имеют сюжет, хотя основной их задачей является передача мыслей, чувств и настроений народа. Сюжет народной лирической песни очень специфичен. В нем нет указания на то или иное событие, очень сложно определить завязку, кульминацию или развязку. «Применительно к лирической песне, пожалуй, точнее было бы говорить не о сюжетах, а о сюжетных ситуациях» /Лазутин 1965: 44/. В народной лирике сюжет является поводом для выражения тех или иных чувств или мыслей героя. Давлетов говорит о том, что «основных песенных сюжетов протяжной лирической песни мы можем назвать не более пятисот, вокруг которых группируются вновь возникшие песенные варианты» /Давлетов 1966: 279/. В основе традиционных лирических песен лежит отражение семейно-бытовых отношений. Часто они отражали не только жизнь в семье в эпоху патриархальных отношений, но и касались социально-общественной тематики. В конце ХIX века, особенно после падения крепостного права, происходит расширение семейно-бытовой тематики лирической песни. В песню все глубже проникают социальные мотивы. Наряду с темой женитьбы или замужества поднимаются социальные вопросы, «дается яркая характеристика социально- экономических условий жизни самых различных слоев общества, начиная от кузнеца, нищего и кончая купцом и боярином» /Лазутин 1965: 58/. Так в песне «Калину с малиной вода поняла» рассказывается о том, как дочь упрекает мать в том, что та рано ее выдала замуж, как нелегко ей жить в чужой семье. Через несколько лет она решила кукушкой полететь на родину. Мать будит своих невесток и просит их посмотреть, кто это плачет в саду. В некоторых песнях вместо невесток в сад собираются пойти сами братья прилетевшей кукушки. Они по-разному реагируют на прилет кукушки, в этом проявляются свойства характера каждого из них. Традиционные песни из семейно-бытового плана переходят в план социально-бытовой. Среди рассмотренных нами семейных песен, собранных А.И. Соболевским, наиболее распространенными сюжетными линиями являются следующие: девушка тоскует в чужой семье по родным краям, по батюшке и матушке. Она обращается к соловушке с просьбой полететь на родимую сторонку и передать весточку родным. При этом мы наблюдаем варианты сюжета: девушка просит соловья полететь к милому, а не к родителям; в некоторых песнях девушка просит, чтобы соловушка поведал батюшке и матушке о ее горькой жизни, в других – просит просто повидать родных, но не печалить их рассказами о ее нелегкой судьбе. Кроме того, героиня песен обращается с просьбами не только к соловью, но и к кукушке, ласточке. Не менее популярным является сюжет, где сокол убивает лебедушку. Здесь образы символичны: сокол – молодец, лебедушка – красна девица, убивает – значит берет девушку в жены, лишает девственности. Распространенным является сюжет песни «Калину с малиной вода поняла» (см. выше). Таким образом, мотивы сюжета в семейных песнях остаются традиционные: тоска по родному дому, нелегкая жизнь в чужой семье, тяжесть семейной жизни. И, наконец, на фоне картин крепостнической жизни ярко представлена любовь русского человека к родной природе. В связи с развитием капитализма в традиционные крестьянские песни все глубже проникают мотивы отходничества. («Калина с малиной, лазоревый цвет»). Песня развивается в период XIX-ХХ вв. При этом она продолжает наполняться новым идейно-тематическим содержанием. Изменяются и сами творческие принципы отражения действительности. На смену символических образов и мотивов все чаще приходят образы и мотивы реалистические. (Ах, по морю, морю синему») В соответствии с новыми историческими условиями человеческие образы получают определенную социальную конкретизацию («Соловей кукушку подговаривал»). «В пореформенное время, в связи с развитием капитализма, расширением рынка, возникают купеческие варианты песни. Девушек в этих вариантах приглашают не солдаты и не матросы, а купцы. Соответственно изменяется и монолог, в котором говорится о приглашении девушки. На первое место в нем теперь выступает не красота города, в который приглашается девушка, а богатство его рынка» /Лазутин 1965: 65/. Меняются эстетические взгляды народа. Некоторые песни настолько изменяются в своем содержании и форме, что по существу превращаются в новые песни. «Язык и стиль традиционных лирических песен сохраняют удивительную устойчивость даже тогда, когда эти песни существенно изменяются в своем содержании, значительно трансформируются в композиционном отношении. И все же язык и стиль традиционных лирических песен на протяжении веков не остаются мертвенно неподвижным» /Лазутин 1965: 69/. Происходят изменения как в самом словаре, так и в стилистике отдельных песен. Изменяются устаревшие слова современными («Ах по морю, морю синему»), появляются и различного рода социально-профессиональная терминология. Появляются новые эпитеты. В песнях утрачивается начальная развернутая описательная картина, превращаясь в короткую повествовательную информацию. Происходит упрощение художественной формы и усложнение содержания песни. Солдаты и казачество в XVIII веке представляли собой новую значительную социальную группу со специфическими условиями быта, жизни. В связи с этим и появляются в народном поэтическом творчестве солдатские и казацкие песни. Их тематика разнообразна. Здесь отражены и военно- исторические события, в которых ярко изображены картины сражений, в которых рассказывается о смелости и храбрости русских воинов, создаются образы полководцев. Война рисуется суровыми, правдивыми красками. Солдатские песни военно-исторической тематики представляют совершенно новое явление в русском народном песенном творчестве. В них представлены иные образы, сюжеты, темы и мотивы. В XVIII веке в связи с развитием мануфактурной промышленности и горнорудного производства в России появляются работные люди. Происходит развитие так называемого рабочего фольклора, где главной темой является тема труда. В этих песнях рассказывается и об орудиях производства, и о самом процессе труда. Мотив наказания рабочего является характерным в песнях рабочего фольклора. Содержание песен в конце XIX – начале ХХ веков максимально отражает действительность. Эволюция содержания песен оказало свое влияние и на эволюцию основных песенных образов. Основные герои Специфичность содержания лирических песен определяется прежде всего характером лирического героя. «Лирический герой народной песни – это всегда простой человек: крестьянин, крестьянка, ямщик, бурлак, повстанец – «удалой разбойник» /Лазутин 1965: 33/. Именно их чувства, мировоззрения и мысли составляют основное содержание лирической песни. Герой-солдат появляется в солдатских военно-исторических песнях. Он предстает храбрым, смелым воином на фоне суровой войны. В тех же песнях мы встречает и образы русских полководцев Суворова, Платова и Кутузова. Героем песен становится и казак, который ставится на один уровень с солдатом. Главным героем рабочего фольклора является рабочий-умелец. Он выполняет любую работу, о чем ярко повествует лирическая песня. Помимо этого в песнях рисуется тяжелая жизнь рабочих, тяжелые условия труда во время крепостничества. «Особенно показательны в этом отношении песни горнозаводских рабочих Урала и Сибири» /Лазутин 1965: 104/. В песнях показан также и образ хозяина фабрики – угнетателя рабочих масс. Отходнические песни развивают любовную и семейно-бытовую тематику традиционных песен. Героями являются девушки и их любимые. Образ отходника скупо изображен в песнях. Крестьяне уходили на заработки в другие города, возвращаясь в родные места после долгого скитания. Отходники в песнях разделены на две группы: отходники, которые после долгой работы возвращались в деревню, и отходники, которые, поработав в трактире, отвыкли от тяжелой жизни в деревне. Именно о любителях «легкой жизни» слагали сатирические и юмористические песни. Героями песен были также бурлаки, извозчики. Бурлаки в песнях называются «людьми вольными», они сравниваются с вольными птицами гусями- лебедями. Впоследствии изменяется народное мировоззрение по отношению к бурлачеству. Бурлачество становится символом каторжного труда и бедности. «Находясь в тесном творческом взаимодействии, крестьянские, солдатские и рабочие песни представляют собой единый песне-творческий процесс XIX века» /Лазутин 1965: 141/. Однако именно со второй половины XIX века в песнях этих групп развивались яркие специфические черты, своеобразие каждой группы песен, особенно в идейно-тематическом плане. Более отчетливо и ярко показан лирический герой в песнях XIX – начала ХХ века, где в качестве лирического героя выступает коллектив /Лазутин 1965: 166/. Однако мысли и чувства, раскрывающиеся в народной поэзии, не лишены конкретности и выражают идеологии определенного класса. В семейных лирических песнях, рассмотренных нами, главными героями являются девушка и молодец. Девушка тоскует по родному дому, томится в чужой семье. В песне все это представлено с помощью различных эпитетов и метафор, которые помогают четче представить нелегкую жизнь «в неволе». В одних песнях она находит друга – соловья или подругу – кукушечку (пташечку). Героиня обращается к ним с просьбой повидать родных батюшку и матушку, поведать им о ее нелегкой жизни. Героями народных песен являются и представители из животного или растительного мира. Так мы встречаем сокола, голубя, лебедушку, голубку, дубчик, ивушку и т.п. Эти образы, как правило, символичны. За каждым из них закреплена определенная черта характера. Так, например: дубчик – символ молодости, крепости; лебедушка – символ девушки-невесты; стадо лебединое – символ невесты и ее подруг; лебедь с лебедятками – женщина с детишками; голубь с голубкой – древний символ влюбленных. Но в песнях, рассмотренных нами, голубь с голубкой практически не встречается. «Следует заметить, что символ голубя редко встречается в народной лирике» /Сидельников 1959: 74/. Соловей – пожалуй, самый распространенный персонаж лирических песен. Он посланец любви. Девушка часто просит соловушку спеть. Его песня наполнена грустью и печалью, тоской и болью. Яркая песня соловья как бы раскрывает перед нами картину внутренних переживаний лирической героини. Уважение к этому герою выражается с помощью ласкового обращения: его называют и соловушкой, и соловьюшкой, и соловеюшкой, и соловейкой, и соловейкой вольной пташечкой. Все говорит о любви к пташке вольной. Сокол – это добрый молодец, суженый, выбирающий себе лебедушку – красную девицу. Поэтика Стиль лирических песен сложен и разнообразен. С помощью метафор, гипербол, эпитетов создавался традиционный фольклорный мир, в котором в несколько идеализированном виде представлены и «русская природа с ее темными лесами, широкими реками, глубокими озерами, зелеными полями, и русский быт с его избами, теремами, горницами, лавками, и конечно же сами люди – персонажи песен» /Аникин, Круглов, 259/. Именно используемые в песнях художественные средства и способствуют передаче чувств и настроений героев лирических песен, оказывая эмоциональное воздействие на слушателей. Традиционная лирическая песня разработала цельную символическую систему, в основе которой лежит сопоставление человеческого мира с природным. Так, часто символом молодца является соловей, сокол, селезень и голубь. В качестве символа девицы в рассматриваемых нами песнях – лебедушка, утушка, голубка. В качестве символов в песнях выступают образы и предметы растительного мира. Символом девицы являются калина, верба, береза; молодца – дуб, хмель, встречается виноград. Однако чаще растения в песнях символизируют какое-либо состояние, то или иное чувство или настроение. «Так, например, если калина и малина могут быть символами радости и веселья, то полынь, осина, крушина и рябина, наоборот, всегда являются символом печали, горя и тоски. Как правило, цветение любого растения означает радость, веселье, любовь, и наоборот, его увядание – печаль, горе, разлуку» /Лазутин 1965: 33/. Таким образом, символические образы лирических песен еще более подчеркивают специфику их содержания. Употребление символов в лирической песне позволяет глубже раскрыть чувства и переживания лирического героя, придают песне яркую эмоциональную выразительность. Характерным художественным средством лирических песен является эпитет. В песнях встречаются определительные эпитеты (батюшков, матушкин, женихов и т.п.), выразительные эпитеты (родимый батюшка, миленький братец, добрый молодей, красна девица и т.п.), изобразительные эпитеты (создают условно- символический мир, о котором говорилось выше, они в сочетании с выразительными эпитетами формируют эмоциональный настрой песен) (голубка сизая, блюдо златое и т.п.). В лирических песнях функция эпитета главным образом «выразительная, эмоционально-оценочная» /Лазутин 1965: 48/. Очень редко встречаются в песнях гиперболы, которые прежде всего определяют чувства и настроения героя. «Типичным местом в лирических песнях в гиперболических масштабах созданные картины женского плача» /Лазутин 1965: 49/. Средством эмоционально-психологической выразительности в лирических песнях выступают и метафоры. Но они употребляются довольно редко. Рассмотрим более подробно художественный прием олицетворения как один из видов метафоры. Олицетворение – древнейший художественный прием, тесно связанный с формированием образного мышления человека и свойственный устной народной поэзии. Способы выражения олицетворения многообразны. Среди них выделяются олицетворения в позиции обращения, глагольные олицетворения (особая роль здесь принадлежит антропоморфному сказуемому), именные олицетворения, олицетворения-приложения, олицетворения в прямой речи и диалоге. Следует обратить внимание на способ выражения олицетворения через позицию обращения. Обращение используется в речевом общении с целью привлечения внимания того лица, к которому обращаются с речью. Помимо этого, обращение побуждает слушателя слушать, то есть выполняет побудительную функцию. В лирических песнях встречаются однословные обращения, «не содержащие в своей семантической структуре и в ближайшем окружении дополнительные антропоморфные действия, кроме местоимений второго лица» /Константинова 1997: 34/: Верея ли ты, моя вереюшка, Поддержи-ка ты бабу пьяную… / «Я вечор, молода, во пиру была»; Соб. Т.II/. Встречаются в рассматриваемых нами контекстах лирических песен и конструкции с распространенными обращениями, где присутствуют антропоморфные приложения и оценочные эпитеты: Подуй, подуй, мать погодушка низовенькая, Раздуй, раздуй, мать погодушка, калину в саду … /«Подуй, подуй, мать погодушка низовенькая»;Соб. Т.II /. Побудительную функцию обращение как способ выражения олицетворения выполняет при наличии императивной формы, то есть глагола в повелительном наклонении: Соловеюшка премилый, Сядь поближе ты, голубь, к дружку; Ты скажи-ка дружку моему… / «Соловеюшка премилый»; Соб. т.II /; Ты лети-ка, мой соловьюшко, На родимую сторонушку, Скажи батюшке низкой поклон… / «Из-за лесу, лесу темнаго»; Соб. т.III/. Нередко наблюдаются олицетворения-обращения, осложненные вопросительными конструкциями, в которых вопрос чаще всего является риторическим: Лучина, лучинушка березовая! Что же ты, лучинушка, не ясно горишь… / «Лучина, лучинушка березовая»; Соб. Т.II /. В песнях выявление олицетворения через прямую речь и диалог встречается реже, чем олицетворения-обращения. Однако прямая речь и диалог являются самыми наглядными способами создания олицетворения, поскольку именно в них неодушевленные предметы, животные и растительные реалии наделяются способностью говорить. Например: Ах ты, рощица, ты моя зеленая! Чем же ты, рощица, изукрашена? Изукрашена разным ягодам, Я калиною да со малиною, Черной ягодой смородиной… / «Ах ты, рощица, ты моя зеленая»; Соб. Т.II /. Способы создания олицетворения с помощью антропоморфных глаголов, атрибутивных характеристик (определения), приложений также характерны для лирических песен. Степень олицетворения при антропоморфных глаголах усиливает деепричастие, поскольку оно обладает ярко выраженными глагольными признаками: По улицам воробушек попархивает, Красных девушек молодушек засматривает… / «По улицам воробушек попархивает»; Соб. Т.II /; Кричит гагара, на воде сидючи, Красных девушек к себе манючи … / «У меня ли муж водопьяница»; Соб. Т.II /. Структура построения олицетворения в песнях связана, прежде всего с композицией лирических песен, в основе которой лежат «три композиционные формы: монолог, диалог и повествовательная часть + монолог (или диалог)» /Аникин, Круглов, 265/. В лирических песнях широко употребительны повторы. Особо распространен «синтаксический параллелизм, который является формой выражения так называемого психологического параллелизма, когда две параллельно развивающиеся картины находятся в отношении друг к другу как символ к символизируемому» /Лазутин 1965: 50/. Данный прием усиливает эмоциональное звучание лирической песни. Символическая параллель создает настроение, человеческая параллель конкретизирует данное настроение. Встречаются в песнях и морфологические средства выражения идейно- художественной функции песен. Это прежде всего суффиксы. «Основное назначение слов с уменьшительными суффиксами в лирических песнях – служить средством выражения любви, ласки и нежности» /Лазутин 1965: 51/. «Поэтический стиль традиционных лирических песен отличается ярким жанровым своеобразием. Если в эпических песнях… различные приемы и средства поэтического стиля выполняют в основном функцию изобразительную, то в лирических песнях их роль главным образом – эмоционально-выразительная» /Лазутин 1965: 52/. При помощи образного сопоставления создателям и исполнителям народных песен удавалось ярче выражать свои чувства. «Кроме того, эти сопутствующие образы или образы из мира природы в народной песенной лирике как бы срастались с теми человеческими обликами, которые они символизировали. Они дополняли те стержневые образы, которые несли на себе всю смысловую нагрузку песни» /Сидельников 1959: 49/. З А К Л Ю Ч Е Н И Е Из глубины веков песня донесла до нас память о людях, их страстях, переживаниях и идеалах, она связывает времена, радует и печалит человеческие души. Сопровождая народные жизни, она по-своему отражает духовные искания, нравственные идеалы русского народа, показывает жизнь народа в различные исторические периоды. Народная песня – летопись народной жизни, хранитель духовных начал жизни. Влияние народной песни на русскую литературу огромно. Оно проявляется и в созданных крупных характерах, особенно женских, и в развитии так называемой лирической прозы, в трактовке темы «человек и природа», в стилистических элементах. «Русская народная песня – явление уникальное, грандиозное и вечно живое» /Выходцев 1990: 26/. Мы привели свою классификацию песен, опираясь на имеющиеся в литературе. Так, мы выделяем семейно-бытовые песни, которые включают песни любовной и семейной тематики; трудовые песни; отходнические: бурлацкие, чумацкие, ямщицкие, солдатские; удалые песни – разбойничьи, каторги и ссылки, тюремные; шуточные, сатирические, хороводные песни и песни литературного происхождения. Выявляя композиционные особенности песни, уделяем внимание вариативности песенных сюжетов и такому песенному явлению, как контаминация. Часто встречается такой композиционный тип, как песня- монолог, реже – песня-диалог. Особенностью песни-монолога является наличие обращений, которые, в основном, выполняют риторическую функцию. Характерным для песенной композиции является повествовательная форма, которая как таковая сама по себе встречается редко. В основном этот композиционный тип встречается в сочетании с монологом или диалогом, что является наиболее распространенным композиционным типом. Анализируя каждый композиционный тип, находим, что композиция влияет на восприятие слушателя. Она, соединяясь с содержанием и мелодией, не только участвует в раскрытии характеров героев через события, но и позволяет сопоставить внутренний мир человека с миром окружающей природы. Сюжетную основу, по нашему мнению, составляют социальные мотивы: женитьбы или замужества, неразделенной любви, родительской власти, любви к родному дому и т.п. Антикрепостническая тематика также является характерной для лирических песен, поскольку крепостное право оказывало огромное влияние на семейные отношения. Герои – это выходцы из простого народа: девушки и молодцы из крестьянских семей. Они обладают богатым внутренним миром и нежеланием смириться с окружающей несправедливостью. Так рождаются жалобы, переживания, плачи героев. Представители растительного и животного мира также являются героями русских народных лирических песен, но часто их образы символичны. Именно эти образы-символы позволяют глубже понять внутреннюю жизнь русского народа. Анализируя фольклорный текст, находим, что его основой является все же слово. Оно, соединяясь с музыкой, раскрывает внутренний мир героя. Именно сочетание слова и музыки и определяет специфику жанра лирической песни. Каждое слово в песне важно, каждое слово участвует в описании мира чувств, характеров и настроений. Слово в песне изменяет свое значение, которое определяется контекстом. Все это связано с тем, что фольклорные произведения создаются на живом, разговорном народном языке. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. – М.: Высшая школа, 1989. 2. Давлетов К.С. Фольклор как вид искусства. – М.: Наука, 1966. – 365 с. 3. Константинова С.К. Семантика олицетворения. – Курск, 1997. 4. Кравцов Н.И., Лазутин С.Г. Русское устное народное творчество. Учебник для филол. фак. ун-тов. М.: Высшая школа, 1977. – 375 с. 5. Круглов Ю.Г. Русские обрядовые песни. – М.: Высшая школа, 1982. – 272 с. 6. Лазутин С.Г. Русские народные песни. – М.: Просвещение, 1965. – 302 с. 7. Лирические песни / Составление, предисловие, подготовка текстов и примечания П.С. Выходцева. – М.: Современник, 1990. – 653 с. 8. Сидельников В.М. Поэтика русской народной лирики. Пособие для вузов / Под ред. Л.И. Тимофеева. – М.: Гос-е уч.-пед. изд-во мин-ва просвещения РСФСР, 1959. – 128 с. 9. Соболевский А.И. Великорусские народные песни. – Т.2, 3. – СПб, 1896, 1897.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1

Влияние народной лирической

песни на творчество русских

композиторов

ученик 6 класса «МОУ СОШ№1»


Научный руководитель: Кукулава Лиана Джимшериевна,

учитель музыки, «МОУ СОШ №1»

г. Александровск

2010 г.
Оглавление


Введение………………………………………………………………………….3

Особенности жанра народной лирической песни……………………………... 5

Лирика и народная лирическая песня в творчестве русских

композиторов…………………………………………………………………….8

Уровень заинтересованности учащихся и педагогов творчеством русских композиторов…………………………………………………………………… ..9

Заключение……………………………………………………………………….11

Список литературы………………………………………………………………12

Введение

Доброй протяжной песней отогреваю душу…

Б. Викторов

Существуют разные предположения о возникновении русских лирических протяжных песен, но сходство в одном: они не оставляют равнодушным никого - ни гения, ни простого человека. «Протяжные песни очень современны. Они захватывают и певца и слушателей потрясающе ясным, органичным и выразительным согласием мелодии и слова» .

Изучая лирические песни лирические песни на уроках музыки, мы замечали, что они нашли отражение в творчестве русских композиторов. «Народная песня, как сказочный источник живой воды, давала композиторам силу и вдохновение, учила их красоте и мастерству, учила любить жизнь и человека» .

Цель нашей работы – выявление жанровых особенностей народных песен, их влияния на творчество русских композиторов. Мы постараемся найти ответ на вопрос, за что так любили русские композиторы народную лирическую песню.

Основные задачи работы - дать определение понятия «музыкальный жанр», «жанровый анализ»;

выявить жанровые особенности народных лирических песен;

раскрыть значимость лирической народной песни для творчества русских композиторов;

определить уровень заинтересованности учащихся и педагогов творчеством русских композиторов;

создать презентацию к уроку «Один день в русском селе» для 4класса.

Выполняя работу, мы слушали произведения русских композиторов: М.И. Глинки (опера «Иван Сусанин»), Н.А. Римского - Корсакого (опера «Садко»), А.П. Бородина (опера «Князь Игорь»), П.И Чайковского (романс «Я ли в поле да не травушка была…»), С.В. Рахманинова (концерт №3для фортепиано с оркестром).

При написании работы мы использовали литературу деятелей культуры, и искусствоведов, затрагивающих вопросы музыкального жанра, народной лирической песни и творчества русских композиторов. Например, в словарях Н.Л. Шестерниной, М. C. Друскина и музыкальной энциклопедии

Дж. Тэтчелл раскрыты значения понятий «жанр» и «музыкальный жанр». Особенностям народной лирической песни посвящены работы Н.П. Колпаковой и Б.В. Асафьева, Г.Я. Левашевой. Некоторые моменты творчества русских композиторов освещены в учебниках Е.Э. Смирновой «Русская музыкальная литература», Е.Д. Критской «Музыка», книге Д.Б. Кабалевского «Про трёх китов и про многое другое».

Наша работа может быть полезна работающим педагогам и учащимся, занимающимся не только в общеобразовательных школах, но и школах с углублённым изучением предметов художественно - эстетического цикла.

Особенности жанра народной лирической песни

Прежде, чем раскрыть особенности жанра лирической народной песни, нужно объяснить, что такое «жанр» и «музыкальный жанр».

В переводе с французского, жанр (genre) означает "род", или "вид". В разнообразных видах искусства жанр отличается особыми свойствами. Например, в литературе мы можем отличить рассказ от поэмы, в живописи – портрет от пейзажа, в музыке – песню от марша и танца. Говоря о музыке, мы коснулись простейших жанров, хотя в мире музыки присутствуют и сложные: опера, симфония, фуга, кантата, ноктюрн и т.д.

Исследователи считают, что музыкальный жанр – это вид музыкального произведения, определяемый по различным признакам: по характеру тематики, природе сюжета, обстоятельствам исполнения, особенностям формы (законов построения произведения), составу исполнителей.

Все эти признаки, попутно коснувшись истории возникновения, мы постараемся найти в лирической протяжной песне.

Вопрос о возникновении лирических народных песен до сих пор остаётся закрытым. Исследователи предполагают, что лирические песни складываются в 16веке. История рождения лирических протяжных песен была связана с обрядами, трудовым процессом, душевными переживаниями человека. Поэтому возникают обрядовые и необрядовые лирические песни.

В обрядовой лирической песне обязательно присутствовали невидимые помощники – духи. Многое из того, что происходило у человека на глазах, нельзя было объяснить. Люди верили в силы природы, просили помощи у невидимых духов. И поэтому мелодия обрядовых лирических песен была молящая.

Позже появляются необрядовые лирические песни с разнообразной тематикой. Бывают песни о тяжелой крестьянской доле, о безответной любви и о скромном счастье. «Идёт человек по полю, медленно, не торопясь зачерпывает из лукошка зерно и широким плавным жестом рассеивает его по вспаханной земле. Одна песня…Зима настала – и тут, в долгие зимние вечера, за веретеном или прялкой, не обойтись без песни.…Другая…».

Любовные переживания занимают в лирических песнях особое место. Очень часто девушка или парень поют о несчастной любви:

«…Как напала на меня грусть жестокая,

Изменила видно мне черноокая.

Я другую изберу себе милую,

Сарафан я ей сошью, ала бархата…»

В лирических песнях всегда присутствуют символы. И каждый символ имеет своё значение: «ясный месяц » - молодец, «лебёдушка » - девица, «ясны звёздочки» - дети и т.д.

Нередко девица или молодец сравнивает свою беду с явлениями природы:

«Что ж ты, ноченька,

Притуманилась,

Что ж, осенняя,

Принахмурилась?...
Что ж ты, девица,

Притуманилась,

Что ж ты, красная,

Припечалилась?»

Почти всегда события в песне развиваются следующим образом: главный персонаж обращается к природе, затем природа наделяется человеческими качествами, и завершаются события трагедией, в редких случаях счастливыми моментами:

«Что стоишь, качаясь,

Тонкая рябина

Головой склоняясь

До самого тына?
А через дорогу

За рекой широкой

Также одиноко

Дуб стоит высокий.
Как бы мне, рябине,

К дубу перебраться,

Я б тогда не стала

Гнуться и качаться….
Но нельзя рябине

К дубу перебраться,

Знать, судьба такая, –

Век одной качаться.

Мелодия лирических песен выразительна, широка и протяжна. Вот что писала Е.Э. Линёва об исполнении песни простой крестьянской женщиной: «…несмотря на широкую протяжную мелодию, выразительность была так велика, что она как будто в одно и то же время пела и сказывала песню…».

При широкой развитой мелодии текст бывает протяжнее напева, поэтому певец повторяет мелодию с разными словами.

Часто в русской народной песне участвуют несколько голосов – основную мелодию поёт запевала, другие дополняют этот напев подголосками.

Песни передавались от одного исполнителя к другому, от прошлого века в век настоящий. Конечно, мелодия, содержание песен изменялось, потому что меняются люди. И хотя не каждый человек может сразу назвать характерные признаки лирической песни - широту мелодии, душевность и красивое созвучие голосов - многие из людей современного мира просто скажут, что лирические песни нравятся им. У кого - то народная лирическая песня остаётся любимою.

Лирика и народная лирическая песня

в творчестве русских композиторов

На творчество русских композиторов народные лирические песни оказали сильное влияние. Композиторы широко пользовались лирическими мелодиями бытовавших народных песен, обрабатывали их. Нередко, мелодия, рождённая фантазией композитора, напоминала народную.

Считается, что история русской классической музыки начинается с творчества М.И.Глинки. «… Глинка вошел в историю музыкальной культуры не только как великий композитор, но и основоположник национального стиля, народности в русской музыке» . Композитор слушал песни в исполнении крестьян, «проникался их неповторимым строем» . Примеры – фрагменты оперы «Иван Сусанин» (песня Вани из III действия «Как мать убили у малого птенца …»; ария Сусанина из III действия «Ты взойдёшь, моя заря »).

А.П. Бородин продолжает традиции М.И.Глинки. Яркий пример использования лирики в творчестве – фрагмент лирической мелодии II раздела оперы «Князь Игорь» («Ты одна, голубка-Лада, Ты одна винить не станешь, Сердцем чутким всё поймёшь ты…») .

А.А.Римский – Корсаков утверждает в классической музыке народные тексты и мелодии. Нередко композитор сочиняет «в жанре народных протяжных напевов» . Пример – песня Садко «Ой ты, тёмная дубравушка » из оперы «Садко». Выразительная мелодия песни содержит распевы, свойственные народным лирическим песням.

В жанре народных протяжных напевов создаёт произведения и П.И.Чайковский. Ели кто-то слышит романс Чайковского, на стихи И.Сурикова «Я ли в поле да не травушка была…» впервые, нередко принимает его за народную песню. Народная песня в произведениях П.И. Чайковского – «частая гостья».

Необходимо вспомнить о творчестве С.В. Рахманинова. Очень красив и технически сложен концерт №3 b-moll. Просто и тихо запевает свою мелодию фортепиано, как солист. Оркестр аккуратно подхватывает мелодию, как хор. «Я хотел, - писал Рахманинов, - спеть мелодию на фортепиано, как поют её певцы» .

Творчество указанных композиторов изучалось в 4 - 6классах. Это только некоторые композиторы, чьё творчество было связано лирической музыкой.

Но мы узнаем о них позднее.
Уровень заинтересованности учащихся и педагогов творчеством русских композиторов

Исторические и научные источники свидетельствуют о том, что русские композиторы оставили огромное культурное наследство, но находит ли отклик в душах современных людей творчество композиторов? Чтобы проверить это, мы провели анонимное анкетирование среди учащихся 6-7 классов и педагогов ближайших школ.

Вниманию участников анкеты были предложены следующие вопросы:


  1. Можно ли сказать, что вы знакомы с историей народной и профессиональной русской музыкой?

  2. С жизнью и творчеством каких русских композиторов вы знакомы?

  3. Какие произведения русских композиторов вы знаете?

  4. Считаете ли вы, что в музыке русских композиторов преобладает лиричность, протяжность?

  5. Считаете ли вы, что историю русской музыки достаточно изучать на уроках музыки в общеобразовательной школе?

  6. Хотите ли вы самостоятельно изучать музыку своей Родины (посещать концертный зал, смотреть передачи, связанные с русской музыкой и т.д.)?
Анкетирование показало, что среди опрошенных учеников с историей народной и профессиональной русской музыкой учащиеся, отвечая на первый вопрос, не задумались над его сутью.

Вопрос «какие произведения русских композиторов вы знаете?» не вызвал ни у кого затруднений. Только ученики, в отличие от учителей, называли много произведений Чайковского и Римского-Корсакова. В ответах учителей было огромное количество самых разнообразных произведений Стравинского, Скрябина, Мусоргского и т.д.


Приятно, что большинство участников считает, что историю русской музыки не достаточно изучать на уроках музыки.


Анкетирование показало, что мы чувствуем и слышим певучесть русской музыки, но не все увлечены историей русской музыки. Мы не знаем, как она развивалась, и кто оказывал сильное влияние на её развитие.


Заключение

Почему композиторы так любили народные лирические песни и почему их произведения напоминали народную музыку?

Прежде, чем мы ответили на эти вопросы, нам пришлось раскрыть особенности жанра лирической народной песни, попутно выделяя и объясняя понятия «жанр», «музыкальный жанр».

Мы выяснили, что жанровые черты лирической протяжной песни – широкая распевность, загадки символов, гибкость и красота музыкального языка. Об этом упоминают в своих работах Н.П. Колпакова, Б.В. Асафьев, Г.Я. Левашева.

Те же черты - выразительность, распевность, созвучие голосов и инструментальных мелодий - присутствуют в музыке русских композиторов.

Творчество каждого композитора индивидуально, но мы выяснили, что композиторы любили лирическую песню, учились у неё, воспевали её красоту в своих шедеврах.

Проведение анкетирования учащихся и педагогов показало, что некоторые из опрошенных плохо знакомы с историей русской музыки, имеют небольшие знания о творчестве русских композиторов. Но высокий процент участников чувствует и слышит певучесть русской музыки.

Мы должны учиться слушать и понимать лирическую музыку не только на уроках музыки в школе, но и вне стенах школы – в концертном зале и в звуках природы.

Список литературы


  1. Асафьев Б.В. О народной музыке / сост. и комм. Земцовский И.И. – Л.; Музыка, 1987.

  2. Кабалевский Д.Б. Про трех китов и про многое другое. М; Издательство: Детская литература, 1972.

  3. Колпакова Н.П. Песни и люди. О русской народной песне. Л.; Наука, 1977.

  4. Краткий словарь музыкальных терминов / сост. М. C. Друскин. - М.; 1970.

  5. Критская Е.Д. Музыка: учебник 4 кл. М.; Издательство: Просвещение, 2006.

  6. Левашева Г.Я. Музыкальные вечера. Л.; Издательство: Детская литература, 1963.

  7. Смирнова Э. В. Русская музыкальная литература: учебник для VI - VII класса ДМШ.М.; Музыка, 2002.

  8. Соколова М. В. Мировая культура и искусство. М.; Издательство: Академия, 2007.

  9. Тэтчелл Дж. Детская музыкальная энциклопедия. М; Издательство: АСТ / Астрель, 2002.

  10. Шедевры мировой классической музыки. М.; Мир книги, 2003.

  11. Шестернина Н.Л. Толковый словарь иностранных слов. М.; Издательство: Кучково поле, 1998.

  12. Эпиро де П., Пинкович М.Д. 100000 вопросов и ответов: Что такое семь чудес света / пер. с англ. Е.Я. Мигуновой. – М.; РИПОЛ классик, 2006.

  13. Этносфера. М.; Музыкальное издательство «Изба рекордс», 2008.

Народные песни - это те сказания, музыка и слова которых появились в ходе развития определённой культуры. В большинстве случаев эти песни не имеют автора, так как были составлены народном. Все существующие жанры народных песен невозможно перечислить. Но о самых основных вы сможете узнать из этой статьи.

В школе детям дают азы фольклора на уроках музыки и литературы. О том, какие же бывают жанры народных песен, 4 класс узнаёт именно там. Учителя проводят общеобразовательные уроки, на каждом из которых дети ознакамливаются с определённым типом народного творчества. Особый акцент делается на жанры народных песен, примеры воплощения которых ученики пытаются отыскать в реальности.

О родине

Наверное, самые первые песни, которые появились на Земле - это песни о родине. Они возглавляют раздел «жанры народных песен». Примеры такого творчества можно найти в культуре народов Франции, Германии, Англии и Шотландии.

Песни о родине, в свою очередь, делятся на:

Небылицы.

Первый тип народных песен несёт в себе некий мрачный характер. Их содержание было чётким, ясным и последовательным. Появление самых первых баллад приписывают ещё к средневековью, в России же этот жанр появился лишь в XIX веке.

Самые знаменитые примеры этого типа песен: «Громвал», «Людмила», «Солнце и месяц», «Воздушный корабль», «Песнь о вещем Олеге».

Былины также появились в Средние века и означают «рассказ, согласно фактам». Яркий пример - «Слово о полку Игореве». Основу таких песен составляли рассказы о предметах быта и некоторые факты истории.

Свадебные;

Причитания;

Пестушки.

Свадебные песни были основой каждой семьи, ведь их знал каждый. Такой великий праздник сопровождался различными песнями, как грустными, о расставании дочери с родительским домом, так и весёлыми, которые пророчили молодой счастливую жизнь. Петь песни о любви начинали ещё на девичнике.

Жанр причитания - это песни, которые несли в себе трагическое содержание и сопровождались грустной мелодией. Этот тип народного творчества сочетал в себе не только песни о безответной любви или любви на расстоянии, но также это могли быть песни-рассказы о каком-то плачевном событии.

Пестушки можно отнести и к жанру песен о любви и к жанру колыбельных, так как начинали их петь матери своим детям ещё в колыбели. Эти песни восхваляли ребёнка, желали ему здоровья и счастья в его жизни.

Хороводные и плясовые

Хороводное и плясовое творчество - самые весёлые и любимые Примеры этого типа сохранились в очень большом количестве: «Просо», «На Иванушке чапан», «Не спасибо те, игумну тебе», «У ворот, ворот батюшкиных», «Катенька веселая».

Хороводные и плясовые песни состоят из приглашения к танцу (хороводу), самого действия и заключительной его части.

Эти жанры народных песен несли в себе сатирическое содержание, которое было связано с танцами и поэзией. Какое-то время этот тип творчества был неким магическим обрядовым ритуалом. Но с годами эти песни потеряли свою актуальность и стали просто способом развлечения на праздниках. Чаще всего хороводы водили весной, так как считалось, что так можно призвать тепло, намного реже народ развлекался в летнее время, так как работы и так хватало. А вот зимние посиделки заканчивались очень быстрыми танцами и песнями.

О природе

Природа России очень богата и разнообразна, соответственно, и песен о ней просто не сосчитать. Придумывали эти песни земледельцы и пахари, в свободное время, так как им хотелось отдохнуть от работы, и они всегда находились среди живой природы.

Многие жанры народных песен, календарно-обрядовые, трудовые, солдатские, приписывают этот вид песен к подразделу своего основного. Но это вовсе не правильное суждение. Песен о природе очень много, они проводят параллель между самой природой и существованием человека, а также созданного мира вокруг него. Здесь нет места работе или военным разборкам, или же каким-либо празднованиям. Они созданы лишь с целью рассказать обо всей красоте вокруг рабочих людей.

Поэтому песни о природе явление самостоятельное и не может быть частью ни одного из разделов «жанры русской народной песни». Примеры песен о природе просто не сосчитать: «Снежки белые, пушистые», «Слушай, жаворонок», «Спускается солнце за степи», «Весна. Большая вода», «Вечерний звон».

Обрядовые

Календарно-обрядовые песни сопровождали русский народ очень долгое время, так как исполнялись они во все времена года и независимо от праздников или погоды. Данные вид фольклора существует уже более двух тысяч лет. Выделяют очень много подвидов этого жанра:

Зимние песни (колядки);

Весенние (веснянки);

Летние (песни на Ивана Купала);

Песни пахоты и сева, сбор урожая;

Вознесенские песни;

Масленичные.

Данный список можно продолжать ещё долго, ведь это самые распространённые жанры русской народной песни. Примеры обрядовых песен сохранились и до сегодня, их разучивают на уроках музыки в 4-м классе. Это «Коледа-Моледа», «Посеяли девки лён», «Завью венки».

Частушки

Для русской культуры характерны различные смешные мотивы и самые разнообразные жанры народных песен. 4 класс, например, в обязательном порядке разучивает частушки и делает это с большим удовольствием, так как это очень лёгкие четверостишья, которые имеют музыкальное сопровождение. В древние времена эти песни сочиняла сельская молодёжь и исполняла на различных гуляньях под балалайку или гармонь. Со временем частушки приобрели более бытовой характер и имеют отображение даже в сегодняшней культуре.

Существует мнение, что первые частушки появились в XVII веке. Но они были больше похожи на сатирические стихотворения, а не на песни.

Частушки включают в себя и другие жанры народных песен:

Лирические (с самым различным содержанием);

Страдания (о любви);

Матаня (обращение к возлюбленной/ному);

Плясовые (самый распространённый сатирический вариант частушек).

Колыбельные

Самым народной песни принято считать колыбельную. Ещё с давних времён повелось, что их исполняют либо матери, либо няни детям для их убаюкивания. Музыкального сопровождения требуют все предыдущие жанры народных песен. Колыбельные же песни исполняются акапельно.

Данный жанр песни - это некий оберег ребёнка от злых сил. Считалось, что во сне можно увидеть страшных существ, привидений или просто неприятные события, но когда ребёнок открывал глаза - всё это исчезало. Именно поэтому в некоторых колыбельных можно услышать устрашающие слова, например «придёт серенький волчок и укусит за бочок».

Солдатские

Солдатские песни входят в состав более крупного жанра - отходнических песен. К ним же относятся бурлацкие, чумацкие, рабочие (если эта работа далеко от дома) и ямщицкие.

Первые солдатские песни появились вместе с казачеством в XVII в. Так как это явление было новым (новые условия жизни и традиции), песни смогли в полной мере отобразить события тех лет. Основные темы таких песен: военно-исторические события, которые в красках описывают всё происходящее, создание образов героев. Солдатский фольклор рассказывал о военных действиях правдиво и сурово, но это не означало, что у солдаты и казаки не придумывали юмористических песен.

Данные жанры народной песни с примерами сохранились до сегодня в очень большом количестве. Это «За рекой Ляохэ загорались огни», «Знают турки нас и шведы», «Полтавский бой», «Ура Царю - Отцу России», «Вороные кони рвутся».

В зеленом-то саду груша
Зашумела, зашумела.
Народная песня
Лирическая песня выразила бесконечный в своей самоуглубленности, торжествующей красоте мир переживания простого человека, прежде всего - крестьянина. Она показала устойчивость духовных ценностей, выработанных народом вопреки давлению сил, пытающихся растоптать человеческое достоинство «податного сословия».
Антикрепостническими были песни не только дворовых или разбойников. Такими всегда были любовные и семейно-бытовые, воплотившие утонченность эмоций «крещеной собственности» задолго до часа, когда гуманная словесность открыла: «и крестьянки любить умеют».
Как у ключика у гремучего,
У колодезя у студеного
Добрый молодец сам коня поил,
Красна девица воду черпала;
Почерпнув, ведры и поставила.
Как поставивши, призадумалась...
На всем протяжении XVII-XX веков народная песня неудержимо влекла к себе деятелей отечественной культуры, желающих вместить в свое творчество могущественное дыхание народной стихии, отразить в слове и музыке беспредельную ширь народной души.
Лирическая песня вышла из обрядовой стихии, поэтому у них так много общего, и, главное, в восприятии человека, его внутреннего мира.
Веселая голова,
Не ходи мимо сада;
Не прокладывай следа,
Дороженьки не тори,
Худой славы не клади!
Худа славушка придет -
Никто замуж не возьмет.
Жизнь песенная принимала в свое лоно из жизни настоящей какие-то «очищенные» ее проявления, идеальную красоту ликов, а не лиц. Всякая песенная девушка- «красна девица»: «Белолика, круглолика», «Без румян-то румяненькая», щеки ее-«маков цвет», брови-«черны соболя». Всякий песенный парень - «раскудрявый добрый молодец», у которого «на каждой кудринке по жемчужинке», очи «ясна сокола», бравая «поступка молодецкая» и непременно «чист-пречист». В песенной действительности была достигнута гармония состояний человека и окружающего мира:
Полюбеши молодчика, не мил девке белый свет...
Проклятая осинушка без ветру шумитъ...
Зеленая ивушка приунывши стоить...
Белая березица пригорюнивши...
Купоресово древечко призадумавши...
Они взаимно сочувствуют друг другу - человек, дерево, конь, птица - переговариваются между собой на равно понятном языке людей.
Система изображения в лирической песне идеализирует реальность, она далека от конкретности внешнего и внутреннего рисунка, что придет в искусство позднее благодаря «самовыражению в стиле». Однако вся выражаемая песней жизнь вбирается в оправу определенного человеческого чувства и возникает сквозь призму достаточно определенного же характера. В песенном искусстве выделяются те зачатки истинного психологизма, с которыми далее - в частушке - фольклор сделает шаг навстречу конкретному жизнеотражению.
А. С. Пушкин восхищался народной песней, видел в ней «лестницу чувств», использовал в своих произведениях. В народной песне нет разграничения «я» исповедующейся личности и «я» другого человека-героя, о котором заходила речь.
«Я любить-то не люблю -
Насмотреться не могу;
Насмотреться, наглядеться, нарадоваться:
Очень миленький хорош -
Чернобров, душа, пригож!»
А еще песня учила (и учит по сей день) языку метафор и намеков, внепове-ствовательному развертыванию сюжета, приемам композиционной градации, симметрии; интонационно обогатила не только поэзию, но и прозу, приобщила к национальной символике.
Народная песня является неисчерпаемым кладезем, откуда во все века брали и продолжают обогащать свое творчество мастера слова, музыки, живописи.
Ах, не одна-то, не одна,
Эх, во поле дороженька, ах, одна пролегала...
Эх, ельничком да березничком, эх, горьким
Частым осинничком!