Совместная игровая деятельность с детьми с применением ИКТ - технологии педагог Бархатова О.И. Ваше мнение Использование икт в игровой деятельности дошкольников

Компьютер может войти в жизнь ребенка через игру. Игра - одна из форм практического мышления. В игре ребенок оперирует своими знаниями, опытом, впечатлением, отображенными в общественной форме игровых способов действия, игровых знаков, приобретающих значение в смысловом поле игр. Ребенок обнаруживает способность наделять нейтральный (до определенного уровня) объект игровым значением в смысловом поле игры. Именно эта способность является главнейшей психологической базой для введения в игру дошкольника – компьютера, как игрового средства. В ходе игровой деятельности дошкольника, с использованием компьютерных средств у него развивается: теоретическое мышление, развитое воображение, способность к прогнозированию результата действия, проектные качества мышления и др., которые ведут к резкому повышению творческих способностей детей. По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников компьютер обладает рядом преимуществ:
 предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
 несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
 движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;
 проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей;
 предоставляет возможность индивидуализации обучения;
 ребенок сам регулирует темп и количество решаемых игровых обучающих задач;
 в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может;
 позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (полет ракеты, половодье, неожиданные и необычные эффекты);
 компьютер очень "терпелив", никогда не ругает ребенка за ошибки, а ждет, пока он сам исправит их.
Компьютер, являясь самым современным инструментом для обработки информации, служил и служит мощным техническим средством обучения и играет роль незаменимого помощника в воспитании и общем психическом развитии дошкольников. Компьютер привлекателен для детей, как любая новая игрушка, а именно так в большинстве случаев они смотрят на него. Общение детей дошкольного возраста с компьютером начинается с компьютерных игр, тщательно подобранных с учетом возраста и учебной направленности. Использование компьютеров в учебной и внеурочной деятельности выглядит очень естественным, сточки зрения ребенка и является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации обучения развития творческих способностей и создания благополучного эмоционального фона. Современные исследования в области дошкольной педагогики К.Н. Моторина, М.А.Холодной, С.А.Шапкина и др.свидетельствуют о возможности овладения компьютером детьми в возрасте 3-6лет. Как известно, этот период совпадает с моментом интенсивного развития мышления ребенка, подготавливающего переход от наглядно-образного к абстрактно-логическому мышлению. На этом этапе компьютер выступает особым интеллектуальным средством для решения задач разнообразных видов деятельности. И чем выше интеллектуальный уровень осуществления деятельности, тем полнее в ней происходит обогащение всех сторон личности. Как известно, игра является одной из форм практического мышления. В игре ребенок оперирует своими знаниями, опытом, впечатлениями, отображенными в общественной форме игровых способов действия, игровых знаков, приобретающих значение в смысловом поле игры. Исследования С.Л.Новоселовой свидетельствуют, что ребенок обнаруживает способность наделять нейтральный доопределенного времени объект игровым значением в смысловом поле игры. Именно эта способность является психологической базой для введения в игру дошкольника компьютера как игрового средства. Изображение, возникающее на дисплее, может быть наделено ребенком игровым значением в ситуации, когда он сам строит сюжет игры, оперируя образными и функциональными возможностями компьютерной программы. Способность детей замещать в игре реальный предмет игровым с переносом на него реального значения, реальное действие - игровым, замещающим его действием, лежит в основе способности осмысленно оперировать символами на экране компьютера. Из этого следует вывод, что компьютерные игры должны быть неразрывно связанны с обычными играми. Одна из важнейших линий умственного развития ребенка-дошкольника состоит в последовательном переходе от более элементарных форм мышления к более сложным. Научные исследования по использованию развивающих и обучающих компьютерных игр, организованные и проводимые специалистами Ассоциации «Компьютер и детство» в содружестве сучеными многих институтов, начиная с 1986 года, и исследования, проведенные во Франции, показали, что благодаря мультимедийному способу подачи информации достигаются следующие результаты:
 дети легче усваивают понятия формы, цвета и величины;
 глубже постигаются понятия числа и множества;
 быстрее возникает умение ориентироваться на плоскости и в пространстве
 тренируется эффективность внимания и память;
 раньше овладевают чтением и письмом;
 активно пополняется словарный запас;
 развивается мелкая моторика, формируется тончайшая координация движений глаз.
 уменьшается время, как простой реакции, так и реакции выбора;
 воспитывается целеустремлѐнность и сосредоточенность;
 развивается воображение и творческие способности;
 развиваются элементы наглядно-образного и теоретического мышления.
Играя в компьютерные игры, ребенок учится планировать, выстраивать логику элемента конкретных событий, представлений, у него развивается способность к прогнозированию результата действий. Он начинает думать прежде, чем делать. Объективно все это означает начало овладения основами теоретического мышления, что является важным моментом при подготовке детей к обучению школе. Одной из важнейших характеристик компьютерных игр является обучающая функция. Компьютерные игры выстроены так, что ребенок может получить себе неединичное понятие или конкретную учебную ситуацию, но получит обобщенное представление обо всех похожих предметах или ситуациях. Таким образом, у него формируются столь важные операции мышления, как обобщение, классификация предметов по признакам. Компьютерные игры повышают самооценку дошкольников. Хочу заметить, что достижения детей не остаются незамеченными им самим и окружающими. Дети чувствуют большую уверенность в себе, осваиваются наглядно-действенные операции мышления. Использование компьютерных игр развивает способность ребенка находить наибольшее количество принципиально различных решений задачи. Формирование элементарных математических представлений происходит на основе построения и использования детьми наглядных моделей. Педагогами подобрано много компьютерных программ предназначенных для развития элементарных математических представлений детей 4-7летнего возраста. Программы для обучения счету и обозначению множества цифрой, закрепления знаний о величине предметов, их форме, знакомства с геометрическими фигурами (плоскими: кругом, квадратом, прямоугольником, треугольником и др.). Ориентировка в пространстве (близко, далеко, справа, слева) и во времени (сутки, день, месяц, год). Компьютерные математические программы помогают детям закрепить представление о том, что число не зависит ни от предметного содержания множества, ни от пространственного расположения его элементов. В компьютерных программах этой серии дети упражняются в прямом и обратном порядковом счете, учатся решать задачи на сложение и вычитание, определять состав числа (в пределах 10). Они внимательно всматриваются в картинки на экране, изображающие разные фигуры, и с интересом отыскивают их в окружающих предметах. При успешном счете, решении задач, правильном выборе на экране дорисовываются картинки, предметы перемещаются, изменяется игровая ситуация, ребенку предлагаются новые более трудные задания. Благодаря этим программам занятия приобретают непринужденный характер, вызывают желание добиться успеха. Компьютерные математические игры, помогая закрепить, уточнить конкретное математическое содержание, способствуют совершенствованию наглядно-действенного мышления, переводу его в наглядно-образный план, формируют элементарные формы логического мышления, учат анализировать, сравнивать, обобщать предметы, требуют умения сосредоточиться на учебной задаче, запоминать условия, выполнять их правильно. Компьютерные математические игры не навязывают детям темп игры, в них учитываются ответы детей при формировании новых заданий, тем самым, обеспечивая индивидуальный подход к обучению. Компьютерных математических программ для детей старшего дошкольного возраста с ролевыми способами решения необоснованно мало. Между тем именно такие программы помогут привлечь внимание детей к внутреннему миру другого, побуждает поставить себя на его место, помочь преодолеть препятствия. «Все компьютерные программы для дошкольников должны иметь положительную нравственную направленность, в них недолжно быть агрессивности, жестокости, насилия» Особый интерес вызывают программы с элементами новизны, сюрпризности, необычности. Компьютерные математические программы и дидактические задания, разработанные педагогами для детей старшего дошкольного возраста, строятся по принципу самоконтроля. Сам сюжет программы подсказывает детям, верное или неверное решение они приняли. В дошкольном возрасте широко применяются приемы внешнего поощрения: при правильном решении игровых задач ребенок слышит веселую музыку, либо видят печальное лицо, если задача неправильно решена. Дети ждут оценку, эмоционально реагируют на ее характер. У них отмечается яркое эмоциональное положительное отношение к занятиям, к компьютеру. Использование интерактивного оборудования при обучении старших дошкольников математике, музыке, ИЗО помогает закрепить, уточнить конкретное математическое содержание, способствует совершенствованию наглядно-действенного мышления, переводу его в наглядно-образный план, формирует элементарные формы логического мышления, развивает чувство цвета. Использование информационных технологий помогает учителю повышать мотивацию обучения детей и приводит к целому ряду положительных следствий:
 обогащает учащихся знаниями в их образно-понятийной целостности и эмоциональной окрашенности;
 психологически облегчает процесс усвоения материала школьниками;
 возбуждает живой интерес к предмету познания;
 расширяет общий кругозор детей;
 возрастает уровень использования наглядности на уроке;
 повышается производительность труда учителя и учащихся на уроке.
Бесспорно, что в современном образовании компьютер не решает всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения. Не менее важны и современные педагогические технологии и инновации в процессе обучения, которые позволяют не просто ―вложить‖ в каждого обучаемого некий запас знаний, но, в первую очередь, создать условия для проявления познавательной активности учащихся. Информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными (или спроектированными) технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания. Итак, использование средств информационных технологий позволит сделать процесс обучения и развития детей достаточно простым и эффективным, освободит от рутинной ручной работы, откроет новые возможности раннего образования. В отличие от обычных технических средств обучения информационно-коммуникационные технологии позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в дошкольном детстве – умение самостоятельно приобретать новые знания. Использование информационных технологий в образовании дает возможность существенно обогатить, качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность.

Список литературы
1. Справочник руководителя дошкольного учреждения. – М, Сфера, 2006
2. Управление инновационными процессами в ДОУ. – М., Сфера, 2008
3. Калинина Т.В. Управление ДОУ. «Новые информационные технологии в дошкольном детстве». М, Сфера, 2008
4. Моторин В. "Воспитательные возможности компьютерных игр". Дошкольное воспитание

11 ноября 2016г. воспитатель Бархатова О.И. провела совместную игровую деятельность с детьми старшей гуппы на тему «Компьютер, компьютер, компьютер-это круто» по аналогу игры «Что? Где? Когда?».

Данная игра была разработана в интерактивном формате, дети были активными участниками игры, команда соперников детей также была представлена в интерактивном формате. Команда «Фиксиков» появлялась на экране и задавала свои вопросы. Участие воспитателя сводилось к минимуму, так как был записан голос «виртуального ведущего», который и озвучивал всю информацию и вопросы для детей.

Данная форма совместной деятельности с детьми способствуют развитию у детей самостоятельного познавательного интереса, способствует формированию личностных качеств: инициативы, умения самостоятельно принимать решения, умения работать в команде, предполагает совершенствование профессиональных компетенций воспитателя дошкольного учреждения в использовании в работе с детьми современных ИКТ-технологий, способствует смене позиции воспитателя с носителя знаний и информации на организатора деятельности, консультанта по решению поставленной задачи.

Данная интерактивная игра является авторской разработкой педагога Бархатовой О.И., игра была представлена в декабре 2016г. на V Республиканский конкурс педагогического мастерства по применению ИКТ - технологий в образовательном процессе.

ВИЗУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ (Вм) Презентации

Видеофрагменты фильмов и мультфильмов Модули действий.

Собирание в правильной последовательности пирамидок

Конструирование различных предметов и т.п.

Одним из основных средств расширения детских представлений являются презентации, слайд-шоу, мультимедийные фотоальбомы. Это наглядность, дающая возможность воспитателю выстроить объяснение на занятиях логично, научно, с использованием видеофрагментов. При такой организации материала включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная. Презентация дает возможность рассмотреть сложный материал поэтапно, обратиться не только к текущему материалу, но и повторить предыдущую тему. Также можно более детально остановиться на вопросах, вызывающих затруднения. Использование анимационных эффектов способствует повышению интереса детей к изучаемому материалу.

Также в качестве мультимедиаресурсов выступают видеофрагменты, интерактивные схемы и модели. Задача разного рода слайд-шоу и видеофрагментов – показать детям те моменты из жизни животных, растений, наблюдение которых непосредственно вызывает затруднения

(дикие животные, животные и растения различных природных зон и т.д.). Задача схем и моделей – наглядно представить процессы в неживой природе, такие как смена времен года, круговорот воды пр.

В обучении грамоте мультимедиаресурсы призваны, с одной стороны, помочь смоделировать звучащую речь с помощью различных схем и моделей, с другой стороны, наряду с традиционной статичной наглядностью предложить альтернативные динамичные образы и объекты наблюдения. Так, те же предметные картинки в движении будут способствовать формированию глагольной лексики, а динамичный образец артикуляции звука позволит организовать и наблюдение за ним, и контроль собственного произношения. Возможность использования аудиоматериалов позволяет также организовать работу по правильному звукопроизношению.

Обучающие игры с элементами грамоты развивают и поддерживают интерес к таким занятиям, способствуют формированию положительной мотивации к чтению. Этому же способствует просмотр некоторых мультфильмов, например «Улица Сезам», «Азбука-малышка». Кроме того, просмотр мультфильмов целесообразно устраивать после знакомства с соответствующим произведением художественной литературы.

Задействованное оборудование для визуальной модели Телевизор;

Компьютер с периферией: экран и проектор; Сканер; Интерактивная доска.

АУДИО-МОДЕЛЬ (Ам) Музыкальное сопровождение Аудиокнига Радиоспектакль

Одним из основных средств организации учебно-воспитательного и

игрового процесса издавна являются радио и проигрыватель. Сегодня они заменяются более современными средствами. Фактически во всех типах занятий и во всех образовательных областях используется музыкальное сопровождение. Звуки музыки сопровождают ребёнка на протяжении всего дня. Для реализации этой модели имеется большая коллекция музыкальных фрагментов, разрабатываемая многими фирмами. В большинстве своём эти кассеты, диски и проч. изготовлены в нарушение авторского и имущественного права.

Другим не менее важным средством является аудио-книга, использование которой в условиях непомерной скученности групп, является одним из выходов для воспитателя, не имеющего возможности постоянно держать в поле зрения большое количество детей. Ассортимент предлагаемых аудиокниг – велик. Речь идёт лишь о грамотном отборе, так как не все аудио-книги хорошего качества.

Радиоспектакли в этом отношении – более качественные, так как сделаны в период, когда такого рода продукции был совсем другой подход.

Задействованное оборудование для аудиомодели: Музыкальные плееры с акустической системой. Проигрыватель Компьютер с акустической системой Радио.

ИГРОВАЯ МОДЕЛЬ (Им)

Игровая модель опирается на использование ИКТ в детском саду для игр. При этом для игр используются не только традиционные ИКТ, но и электронные игрушки, включённые в процесс учебно-образовательной деятельности.

Игровая модель, таким образом, оперирует электронными игрушками и компьютерными играми. Электронные игрушки подразделяются на: детские

компьютеры, интерактивные обучающие игрушки, электронные игры, интерактвные развлекательные игрушки.

Детский обучающий и развивающий компьютер, или детский игровой компьютер предназначен, прежде всего, для того, чтобы развивать ребенка, хотя для него все будет выглядеть, как игра. Обучающий и развивающий электронный прибор рассчитан на помощь ребёнку в освоении алфавита, счёта, чтения и письма. Детские компьютеры проектировались в расчете на детей от 2 до 16 лет. Детские игровые компьютеры для детей младшего возраста будут иметь интерактивные фигурки персонажей мультфильмов или смогут рассказать сказку. Детские игровые компьютеры могут сыграть мелодию, показать мультик или предложить сыграть в интересную игру.

Интерактивные, обучающие и развивающие товары выпускаются с четко заданной целью для развития определенных знаний умений или навыков. Мягкие развивающие игрушки предназначены для детей самого юного возраста и рассчитаны на развитие моторики и двигательной активности. Мягкие развивающие товары позволят мять, колотить, бросать себя и все лишь для того, чтобы у малыша наилучшим образом шло развитие опорно-двигательного аппарата.

Мягкие обучающие игрушки позволят развить необходимую систему знаний, к примеру, разучить цифры, алфавит, научить считать или познакомят с многообразием окружающего мира.

Детские настольные и карманные электронные игры подразделяются на две основные категории это, собственно, игры, созданные для развлечений, а также специальные, развивающие. Более дорогие карманные электронные игры могут даже самостоятельно генерировать кроссворды.

Задействованное оборудование для игровой модели: Интерактивные обучающие игрушки Электронные игры Интерактивные развлекательные игрушки Компьютеры


МЕТОДИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ (Мм)

Важнейшую роль в организации учебно-воспитательного процесса играет методическая модель применения ИКТ, которая формируется буквально сегодня. Методическая модель включает следующие части: методические видео-занятия; дидактические аудио-книги; система вебинаров; дистанционные семинары и лекции; электронные педагогические СМИ и методические интернет-ресурсы.

Методические видео-занятия представляют собой большую, но разрозненную коллекцию занятий педагогов, созданных с разными целями. Среди целей выделяются: рекламные, мемориальные, а также непосредственно методические. Пока методические видео-занятия не стали частью методической поддержки образовательной системы и используются спорадически.

Дидактические аудио-книги. Этот ресурс тоже насчитывает несколько лет истории. Некоторые методические разработки, в частности комплексная программа «Детство» была начитана для использования в аудио-режиме. Этот опыт один из первых, хотя количество аудио-книг быстро растёт, но пока нет методики использования этого ресурса.

Вебинары получили быстрое и повсеместное распространение, образовав своего рода сообщество тех людей, которые быстро освоили этот тип повышения квалификации. Наиболее авторитетным центром организации таких семинаров стал МЦФЭР – Московский центр финансово-экономического развития (www.menobr.ru).

Дистанционные семинары и лекции – более традиционный по сравнению с предыдущим способ обучения с применением ИКТ.

Электронные педагогические СМИ. Сегодня фактически все издания (из 235 педагогических изданий разного толка, зарегистрированных в Федеральном Агентстве по печати и информации) имеют свой сайт. Но едва ли 10 процентов из них имеют электронную версию. Представляемые ими материалы – также замечательная методическая база.

Задействованное оборудование для методической модели Телевизор

Компьютер с периферией: акустическая система Веб-камера Интернет Плеер Радио и др.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ МОДЕЛЬ (Пм)

Еще одна из возможностей применения ИКТ в образовательной деятельности педагога ДОУ, которая более широко применяется – это электронный вид материалов для подготовки заданий для самостоятельной работы дошкольников. Известно, что зачастую тетради на печатной основе, столь любимые детьми, родителями и педагогами, содержат ошибки, иногда довольно грубые. Известно также, что часто воспитатели, найдя хорошую книгу с упражнениями и заданиями для детей, обращаются к родителям с просьбой сделать копии. Использование обычных сканера и принтера и элементарных навыков работы в любом графическом редакторе позволяет решить эти проблемы. Педагог практически в любой момент может выбрать именно те задания, которые соответствуют теме и задачам занятия, расположить их в нужной последовательности, скорректировать что-то в их содержании, оформлении, исправить ошибки, распечатать в нужном количестве и сохранить в электронном виде, чтобы вернуться к ним при необходимости.

Подготовительная модель позволяет: изготовить необходимые дидактические пособия, изготовить раздаточный материал, изготовить предметные и сюжетные картинки,

изготовить маски, медальоны для подвижных игр,

изготовить атрибуты для театральной деятельности и многое другое.

Задействованное оборудование для подготовительной модели Компьютер с периферией: издательская система Сканер Брошюратор

Графические программы

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ (Дм)

Проведение диагностики сопровождается заполнением большого количества бумаг, таблиц, которые зачастую подходят лишь для демонстрации проверяющему лицу как свидетельство того, что «ведется большая работа», а, по существу, происходит имитация пользы такой работы для ребенка.

Для решения обозначенных проблем в ряде дошкольных образовательных учреждений организованы диагностические службы, советы, творческие группы; педагогическая диагностика внесена в годовые и календарные планы дошкольного учреждения и педагогов; ведется соответствующая документация (имеются диагностические программы и заключения по результатам педагогической диагностики). Таких дошкольных образовательных учреждений с каждым годом становится больше, и все-таки в настоящее время они скорее являются исключением, чем правилом.

Вместе с тем согласно принятым ФГТ, требуется вести постоянный мониторинг. Для этой цели ИКТ являются крайне необходимым средством.

Существуют различные методы обследования и диагностики, начиная с физиологических данных на ребёнка, которые могут быть замерены аппаратными средствами и зафиксированы в базу данных компьютера и, заканчивая, специально разработанными программами по диагностике разных видов деятельности.

Задействованное оборудование для диагностической модели Компьютер Аппараты для диагностики физиологических параметров:

электронные весы и т.п.

ИНФОРМАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ (Инф-м)

Информационная модель – это колоссальный объём справочной литературы, блогов, рисунков, программ игровых и обучающих, которые хранятся в Интернете

Задействованное оборудование для информационной модели Компьютер и интернет

КОММУНИКАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ (Км)

Коммуникационная модель – способ профессиональной связи с помощью ИКТ со специалистами в профессиональной сфере.

Задействованное оборудование для коммуникационной модели Компьютер и интернет

- Решение проблем: каждый педагог должен знать, как разрешать возникающие проблемы, связанные с технологическими инструментами.

Педагоги должны знать, что, если компьютер начинает себя вести как-то не так, самый простой способ решить эту проблему – выключить его, а потом снова включить. Иногда следует проверить периферическое оборудование, оно может быть не плотно подключено в разъемах. Иногда следует заново отформатировать диски или проверить, не осталась ли дискета в выключенном компьютере. Педагоги должны знать эти и другие


проблемы, возникающие при использовании компьютеров. Перед их глазами должна быть таблица, соотносящая суть проблемы с алгоритмом ее решения.

- Техническая помощь: каждый педагог должен знать, куда, следует обратиться за технической помощью.

Иногда появляются технические проблемы, которые выходят за уровень компетенции педагогов. Педагоги, использующие в своей работе информационно-компьютерные технологии должны установить хорошие рабочие отношения с техническим персоналом и знать, как оперативно подключить его к решению возникающих проблем. В крайнем случае, на видном месте, рядом с компьютерным столом должен находиться номер телефона «скорой компьютерной помощи».

- Веб-ресурсы: каждый педагог должен знать, какие ресурсы имеются в Интернете по его профессиональной деятельности и сфере интересов.

Интернет – чудесный источник для повышения квалификации педагога. И этот источник становится все богаче. Педагоги должны знать, к каким Интернет-ресурсам они могут обратиться, чтобы повысить свой профессиональный уровень. С этой целью можно провести специальный семинар для педагогов детского сада, познакомить их с образовательными сайтами (Всероссийский Интернет-педсовет – http://pedsovet.org/mtree/task, Информатика и ИКТ в образовании - http://www.rusedu.info, Информационные технологии в образовании - http://www.itoedu.ru, Искусство

и Интернет-технологии – http://art.ioso.ru и др.) и педагогическими Интернет-клубами («Детский сад настоящего: 100 резервов» - http://www.pik100.ucoz.ru, Всероссийский педсовет - http://pedsovet.org/mtree/task и др.).

- Умение искать в Сети: каждый педагог должен обладать хорошими навыками поиска информации в Сети.


Поиск в сети становится главным навыком для всех пользователей компьютерами. Педагоги сегодня проводят довольно много времени в он-лайн в поисках различных медиа-ресурсов и информации, которые можно использовать в работе с детьми. Для этого нужно научиться работать по опорным словам в поисковых системах типа Yandex, Google, Rambler и др.

- Интерес и гибкость: каждый педагог должен быть открыт новым способам работы.

С целью повышения квалификации и улучшения своей работы педагогу необходимо постоянно поддерживать в себе интерес к новым педагогическим технологиях и научным разработкам, находится в непрерывном поиске идей. Один из лучших способов получения идей – участие в форумах, где педагоги обсуждают друг с другом актуальные педагогические проблемы, делятся опытом своей профессиональной деятельностью. Для общения можно заходить на сайты и форумы педагогических журналов, департаментов и управлений образования и др.

Используя данные памятки, руководитель и старший воспитатель дошкольного образовательного учреждения смогут:

Повысить уровень своей профессиональной культуры;

Развивать плодотворное сотрудничество с педагогами, родителями и детьми;

Повысить уровень функциональной грамотности в сфере информационных технологий;

Получить возможность самореализации и самоутверждения;

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бессонова Л.Е. Информационные технологии в системе гуманитарного образования. http://www.crimea.edu/tnu/conference/el/bes1.htm.

2. Большой толковый словарь компьютерных терминов. /АйенСинклер. –

М.: Вече Аст, 1998. – 510 стр.

3. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность. – М.: Мозаика-

Синтез, 2008. – 112 стр.

4. Виноградова Н.А. Образовательные проекты в детском саду. Согласование с федеральными требованиями. Пособие для воспитателей/Н.А.Виноградова, Е.П.Панкова. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 208 стр.

5. Виноградова Н.А., Микляева Н.В., Кодачигова Ю.В.. Образовательная программа детского сада. – М.: АРКТИ, 2011 – 264 стр.

6. Волошина Л.Н. Играйте на здоровье! Программа и технология физического воспитания детей 5-7 лет. - М.; АРКТИ, 2004. - 144с.

7. Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 128 с.

8. Давыдова О.И., Майер А.А., Богославец Л.Г. Интерактивные методы в организации педагогических советов в ДОУ. – 2009. – 176 стр.

9. Дашниц Н. Л. Подготовка педагогических кадров к комплексному использованию информационных и коммуникационных технологий: методические рекомендации. – Ярославль: изд-во «Александр Рутман»,

10. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А.Михайлова и др. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-

ПРЕСС», 2011. – 528 стр.

11. Евдокимова Е.С., Додокина Н.В, Кудрявцева Е.А. Детский сад и семья: Методика работы с родителями. Пособи6е для педагогов и родителей – М.: Мозаика-Синтез, 2007. – 144 с.

12. Играем вместе с детьми: развитие игровой деятельности у детей. Программа по обучению, воспитанию и развитию детей дошкольного возраста/ Под ред. С.А.Лебедевой. – М.: ИЛЕКСА, 2009. – 165 стр.

13. Истоки: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования.-4-е изд., перераб. и доп. /Под ред. Л.А. Парамоновой. - М.: ТЦ Сфера, 2011.- 320 стр.

14. Информационные технологии: Учебник /М.Е. Елочкин, Ю.С. Брановский, И.Д. Николенко; Рук. авт. группы М.Е. Елочкин. – М.: Изд-во Оникс, 2007.

15. Комарова Т.С., Савенков В.И. Коллективное творчество детей. Учебное пособие. М.: Педагогическое общество России, 2005. – 128 с.

16. Народное искусство в воспитании детей. Книга для педагогов дошкольных учреждений, учителей начальных классов, руководителей художественных студий. Под ред. Т.С. Комаровой. М.: Педагогическое общество России, 2005. – 256 с.

17. Комарова Т.С., Филипс О.Ю. Эстетическая среда в ДОУ. Учебно-методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005. –

18. Комарова Т.С. Детское художественное творчество: Методическое пособие для воспитателей и педагогов. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. –

19. Комарова Т.С., Зацепина М.Б. Интеграция в системе воспитательно-образовательной работы детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2010. – 144стр.

20. Комарова Т.С., Комарова И.И., Туликов А.В. и др. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. – С.128.

21. Компьютерные сети, Интернет и мультимедиа технологии / В.Г. Михасев, Г.Б. Прончев. – М.: МИПК им. И.Федорова, 2007.

22. Митяева A.M. Здоровьесберегающие педагогические технологии: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.М.Митяев. - М.:

Академия, 2008. - 192 с.

23. Михайленко Н.Я. Организация сюжетной игры в детском саду: пособие для воспитателей/Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2009. – 96с.

24. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»: mon.gov.ru/dok/abt/6591/

25. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. высших учебных заведений / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В.Моисеева, А.Е.Петров; под ред. Е.С. Полат.

– 4-е изд.стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 272 стр. 26. Новые формы дошкольного образования в Москве. Методическое

пособие. Составители: Т.Н. Гусева, М.М. Цапенко, Н.Ю. Симонова, К.Ю.

Белая. М., 2009.


27. Основные и дополнительные программы дошкольных образовательных учреждений: метод. пособие/О.А. Соломенникова – 3-е изд., испр. и доп.

– М.: Айрис-пресс, 2010. – 224 стр.

28. Программы дополнительного профессионального образования для специалистов дошкольных образовательных учреждений/Под ред. О.А. Соломенниковой. – М.: УЦ «Перспектива», 2012. – 384 стр.

29. «От рождения до школы» Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/Под ред. Е.Н. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой.- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.- 336 стр.

30. Рабинович П.Д. Техносфера образовательного учреждения как платформа для реализации стратегических задач модернизации системы образования. Электронный ресурс. Семинар по результатам выполнения работ в рамках реализации субсидий (из средств ФЦПРО на 2011-2015 гг.), предоставленных на поддержку региональных программ развития образования. Москва, ФГАУ ФИРО, 2012, http://mrso-mon.ru/sites/default/files/tehnosfera_obrazovatelnogo_uchrezhdeniya.pdf

31. Рабинович П.Д. Баграмян Э.Р. Практикум по интерактивным технологиям. М.: Бином, 2011

32. Самоучитель работы на компьютере: официальный учебный курс для получения Европейского сертификата. – М.: Триуфм, 2008.

33. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях. - М.:УЦ Перспектива, 2011.

34. Селевко Г.К. Традиционные педагогические технологии и ее гуманистическая модернизация. М.: НИИ школьных технологий, 2005. –

35. Симонович С.В., Мураховский В.И. Персональный компьютер. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007

36. Соловьева Л.Ф. Компьютерные технологии для преподавателя. 2-у изд., перераб. и доп. – СПб.: БХВ-Петербург, 2008.

37. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях. - М.:УЦ Перспектива, 2011.

38. Скоролупова О.А., Логинова Л.В.. Играем?..Играем!!!Педагогическое руководство играми детей дошкольного возраста. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2005.

39. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Э. Я.


Степаненкова. - 3-е изд., стер. - М: Издательский центр «Академия», 2007. - 368 с.

40. Соловьева Л.Ф. Компьютерные технологии для преподавателя. 2-у изд., перераб. и доп. – СПб.: БХВ-Петербург, 2008.

41. Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду.- М.: Мозаика-Синтез, 2005. – 104 стр.

42. Урмина И.А. Инновационная деятельность в ДОУ: програм.-методич. Обеспечение: пособие для рук. и адм. работников/И.А. Урмина, Т.А.Данилина. – М.: Линка-Пресс, 2009. – 320 стр.

43. Успех. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Н.О.Березина, О.Е. Веннецкая, Е.Н. Герасимова и др.; научн. руководитель А.Г.Асмолов; руководит. Авторского коллектива Н.Ф. Федина. – М.: «Просвещение», 2011.- 240 стр.

44. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. - М.:УЦ Перспектива, 2011. – 52 стр.

45. Физкультурно-оздоровительная работа детского сада в контексте новых федеральных требований. Методическое пособие /Под общей ред. Микляевой Н.В. - М.:УЦ Перспектива, 2011.

46. Ходакова Н.П. Информационные технологии – часть профессиональной подготовки специалиста дошкольного образования. // Современный детский сад. – 2009. - № 3.С. 26.

47. Чупаха И.В. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе / И.В. Чупаха, Е.З. Пужаева, И.Ю. Соколова. - М. : Илекса: Народное образование; Ставрополь; Ставропольсервисшкола, 2003. - 400с.

Дополнительная литература

1. Белая К.Ю. Использование современных информационных технологий в ДОУ и роль воспитателя в освоении детьми начальной компьютерной грамотности. //Современное дошкольное образование. №4/2010. – C.14.

2. Бодраченко И.В. Разнообразие форм работы музыкального руководителя с родителями.//Современный детский сад №3, 2011. - С. 49.

3. Мирофанова О.Н., Малмыго Н.П. Игровые упражнения в процессе социализации ребенка 4-5 лет. //Современный детский сад №6, 2010. - С. 60.

4. Машталь О. Программа развития способностей ребенка. 200 заданий, упражнение и игр. (+CD) – СП.: Наука и техника, 2007. – 256 стр.

5. Минина Г.П. «Компьютер в детском саду: зло или благо? Взгляд со стороны разработчика образовательных программ. //Современное дошкольное образование. №4/2010. – C.26.

6. Никитенко С.Г. Интернет ресурсы по дошкольному образованию за рубежом. //Детский сад от А до Я №2 (32), 2008. – С.137.

7. Пирская Т.Б. Новые подходы к организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.//Современный детский сад №3, 2010. - С. 43.

8. Проблемы разработки и внедрения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в ДОУ. //Материалы круглого стола «Проблемы разработки и внедрения ИКТ в ДОУ». Современное дошкольное образование. №3. 2011. – С.32.

9. Скуратова К. В. Информационно-компьютерные технологии как условия перевода детского сада в режим функционирования и развития как открытой образовательной системы. //Детский сад от А до Я №5 (35), 2008 - С24.

10. Солнцева О.В., Коренева-Леонтьева Е.В. «Встреча с городом» как форма организации совместной деятельности воспитателя с детьми….//Современный детский сад №5, 2011. - С. 38.

1. Бабаева Ю.Д. и др. Диалог с ЭВМ: психологические аспекты // Вопросы психологии. - 1983. - №2.

2. Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е. Психологические последствия информатизации // Психологический журнал. - 1998. - №1.

3. Бершадский А. М; Кревский И. Г. Дистанционное обучение --форма или метод? // Дистанционное образование. - 1998.- № 4.

4. Берлянд Й.Б. Игра как феномен сознания. Кемерово, 1992.

5. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. - М.,1995.

6. Бешенкова С.А., Прытко Н.Н., Матвеева Н.В., Нурова Н.А. Формирование системно-информационной картины мира на уроках информатики // Информатика и образование. - 2000. - №4.

7. Босова Л.Л. Компьютерные уроки в начальной школе // Информатика и образование. - 2002. - №1.

8. Боковиков А.М. Модус контроля как фактор стрессоустойчивости при компьютеризации профессиональной деятельности // Психологический журнал. - 2000. - №1.

9. Васильева И.А., Осипова Е.М., Петрова Н.Н. Психологические аспекты применения информационных технологий // Вопросы психологии. - 2002. - №3.

10. Гершунский Б.С. Компьютеризация в сфере обучения: проблемы и перспективы. - М.:Педагогика, 1987.

11. Гершунский Б. С. Философия образования. - М., 1998.

12. Горячев А.В. О понятии «Информационная грамотность» // Информатика и образование. - 2001. - №№3,8.

13. Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред. А.Е. Войскунского. - М.:Можайск-Терра, 2000.

14. Дистанционное обучение: Учебное пособие для вузов / Под ред. Е. С. Полат. - М., 1998.

15. Доронина О.B. Страх перед компьютером: природа, профилактика, преодоление // Вопросы психологии. - 1993. - №1.

16. Дубинина В.В. Информатика для малышей. - Казань:ИПК, 1993.

17. Духлянов В.Л., Мылова И.В. Информатика в младших классах (Машина Поста.) / Книга для учителя. - СПб.:ЛОМУУ, 1992.

18. Жорж Папи. Мини–Компьютер // газета "Начальная школа" - еженедельное приложение к газете "Первое сентября". - 1996. - №№1...12.

19. Жинкина А.Е:, Белинская Е.П. Самопрезентация в виртуальной коммуникации и особенности идентичности подростков - пользователей Интернета. // Труды no социологии образования. Works on sociology of education: V. 5. Вып. VII / Под ред. B.C. Собкина. - М.:Центр социологии образования РАО, 2000.

20. Жичкина А.Е. О возможностях психологических исследований в сети Интернет // Психологический журнал. - 2000. - №2.

21. Зак А.З. Развитие умственных способностей младших школьников. - М.:Просвещение: Владос, 1994.

22. Зарецкий А.В., Труханов А.В. А я был в компьютерном городе. - М.:Просвещение, 1990.

23. Зарецкий А.В., Труханов., Зарецкая М.О. Энциклопедия профессора Фортрана: Для детей мл. шк. возраста. - М.:Просвещение, 1991.

24. Звонкин А.К., Ландо С.К., Семенов А.А., Шень А.Х. Алгоритмика. - М.:ПЭМ, 1993.

25. Иванов В.Л. Электронный учебник: системы контроля знаний // Информатика и образование. - 2002.- №1.

26. Извозчиков В.В., Соколова Г.Ю., Тумалева Е.А. Интернет как компонент информационной картины мира и глобального информационно-образовательного пространства // Наука и школа. - 2000. - №4.

27. Интернет в гуманитарном образовании / Под ред. Е. С. Полат. - М., 2000.

28. Калягин И., Михайлов Г. Новые информационные технологии и учебная техника // Высшее образование в России. - 1996. - №1.

29. Кершан Б., Новембер А., Стоун Дж. Основы компьютерной грамотности: Пер.с англ.-М.: Мир, 1989.

30. Клейман Г.М. Школа будущего: компьютеры в процессе обучения: Пер. с англ.- М.:Радио и связь, 1987.

31. Концепция информатизации образования // Информатика и образование. - 1990. - №1.

32. Концепция компьютеризации сельских школ. Интернет-источник www.еd.gov.ru/koi8/goscom/ischool/concept

33. Коул М. Новые информационные технологии, основные навыки и изнанка образования: что следует делать? // Социально-исторический подход в психологии обучения / Под ред. М. Коула. - М.: Педагогика, 1989.

34. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: Учебно–методическое пособие. - М.:Педагогическое общество России, 2000.

35. Малитиков Е. М., Колмогоров В. П., Карпенко М. П. Актуальные проблемы развития дистанционного образования в Российской Федерации и странах СНГ // Право и образование. - 2000. - № 1.

36. Маргулис Е.Д. Психологические особенности групповой деятельности по решению задач с помощью ЭВМ. - Киев, I998.

37. Машбиц Е.И. Психолого-педагогические аспекты компьютеризации // Вести высшей школы. - 1986. - № 4.

38. Методическое письмо по вопросам обучения информатике в начальной школе // Информатика и образование. - 2002.- №3.

39. Монахов В.М Концепция создания и внедрения новой информационной технологии обучения / Проектирование новых информационных технологий обучения. - М.,1991.

40. Молоков Ю.Г. Компьютер в школах Сибири // Информатика и образование. - 1997.

41. Молоков Ю.Г., Молокова А.В. Актуальные вопросы информатизации образования // Образовательные технологии: Сборник научных трудов. - Новосибирск, ИПСО РАО, 1997.

42. Носов Н.А. Психологические виртуальные реальности. - М.: Институт человека РАН, 1998.

43. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е. С. Полат. - М., 2000.

44. Образование в Швеции. Интернет-источник www.kapustin.da.ru

45. Основные компоненты содержания информатики в общеобразовательных учреждениях / Приложение 2 решению коллегии Министерства образования Российской Федерации // Информатика и образование. - 1995. - №4.

46. Педагогико–эргономические условия безопасного и эффективного использования средств вычислительной техники, информатизации и коммуникации в сфере общего среднего образования // Информатика и образование. - 2002. - №1.

47. Пейперт С. Поворот в сознании: Дети, компьютеры и плодотворные идеи: Пер.с англ. / Под ред. Беляевой А.В., Леонаса В.В. - М.:Педагогика, 1989.

48. Первин Ю.А.и др. Роботландия: Пособие для учителя. - М.:Научный центр программных средств обучения при МГК по народному образованию, 1991.

49. Первин Ю.А. и др. Роботландия: Книга для школы. - М.:Научный центр программных средств обучения при МГК по народному образованию, 1991.

50. Полат Е.С. Новые педагогические технологии / Пособие для учителей - М., 1997.

51. Полат Е. С Петров А. Е. Дистанционное обучение: Каким ему быть? // Педагогика. - 1999. - № 7.

52. Приказ Министерства образования Российской Федерации "О формировании межвузовской научно-технической программы". Интернет-источник de.unicor.ru/Mntp/prikaz.htm

54. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании. - М.:Школа-Пресс, 1994.

55. Роберт И.В. Распределенное изучение информационных и коммуникационных технологий в общеобразовательных предметах // Информатика и образование. - 2001. - №5.

56. Смолян Г.Л. и др. Информационно-психологическая безопасность (определение и анализ предметной области). - М.:Институт системного анализа РАН, 1997.

57. Фишер Т.Б. Интегрированные уроки музыки и информатики // Информатика и образование. - 2002. - №8.

58. Хантер Б. Мои ученики работают на компьютерах: книга для учителя: пер. с англ. - М.:Просвещение, 1989.

59. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.:Владос, 1999.


ГИПЕРТЕКСТ (англ. hypertext) -1. совокупность реализованных в s-среде электронных документов, связанных между собой гиперссылками (для быстрого перехода от одного документа в заданное место другого и произвольных перемещений внутри документов);2. технология построения совокупностей связанных гиперссылками документов, являющаяся технологическим основанием Веба (применяется при разработке веб-сайтов, электронных энциклопедий, словарей, справочных систем и др).

2 Геоинформационные системы (также ГИС - географическая информационная система) - системы, предназначенные для сбора, хранения, анализа и графической визуализации пространственных данных и связанной с ними информации о представленных в ГИС объектах. Другими словами, это инструменты, позволяющие пользователям искать, анализировать и редактировать цифровые карты, а также дополнительную информацию об объектах, например высоту здания, адрес, количество жильцов.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.) .
В старшем дошкольном возрасте очень важно вызывать и поддерживать у ребенка положительные эмоции, радостное настроение для эмоционального восприятия и положительного психологического настроя. Настроение, поведение и работоспособность маленького человечка в основном зависят от того на сколько нравится, на сколько интересно, доставляет ли это занятие удовольствие или нет. Поэтому является необходимым включение в игровую деятельность ребенка музыки. Музыка обогащает эмоциональный опыт ребенка-дошкольника, служит средством эффективного развития всех личностных качеств ребенка. Планирование и организация музыкально-воспитательного процесса с использованием информационно-коммуникативных технологий (Далее – ИКТ) должно учитывать наличие необходимого оборудования для проведения занятий, развлечений: наличие компьютера или ноутбуку, программного обеспечения, необходимых DVD или CD дисков, музыкального центра, музыкальных колонок, интерактивной доски, оптического прибора (проектора), наличие проекционного экрана. Наличие интерактивной доски позволяет педагогу и воспитанникам сочетать компьютерные и традиционные методы организации музыкально-воспитательного процесса. Однако, на современном этапе в образовательном процессе ДОУ недостаточно используют ИКТ как информационный ресурс в организации музыкально-игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста. Сказанное определяет актуальность темы работы.
Объект исследования – процесс применения ИКТ в музыкально игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкальных занятий.
Предмет исследования – педагогические условия применения ИКТ в музыкально игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкальных занятий.
Цель исследования – изучить возможности применения ИКТ в музыкально игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста на музыкальных занятиях.
Для достижения поставленной цели в работе были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть теоретические аспекты организации музыкально-игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста на музыкальных занятиях.
2. Проанализировать возможности использования ИКТ в организации музыкально-игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста на музыкальных занятиях в процессе опытно-экспериментальной работы.
3. Определить педагогические условия применения ИКТ в музыкально игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкальных занятий по результатам опытно-педагогической работы.
Гипотеза: выдвинуто предположение, что игра является наиболее естественной и природосообразной формой жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Поэтому применение ИКТ в музыкально-игровой деятельности в ДОУ представляется целесообразным и будет способствовать раскрытию их творческого потенциала, развитию музыкальных способностей, а также созданию в группе эмоционально-позитивной атмосферы.
В работе использованы методы: теоретические методы: анализ и обобщение содержания педагогической, психологической литературы, методических источников; построение гипотезы, моделирование, количественный и качественный анализ фактического материала; эмпирические методы: наблюдение, эксперименты; методы математической статистики для обработки и интерпретации полученных данных.
Методологическую основу исследования составили научные труды Н.А. Ветлугиной, Л.С. Выготского, Т.С. Комаровой, Е.В. Середа, Н.В. Увариной, Д.Б. Эльконина и др. Игру как ведущую деятельность ребенка дошкольного возраста всесторонне рассматривали такие ученые, как Л.С. Выготский, Е.В. Середа, Н.В. Уварина, Д.Б. Эльконин и другие. А.А. Люблинская, В.С. Мухина раскрыла особенность игровой деятельности в каждый из периодов дошкольного детства. Т.Д. Антонова, Ю.В. Терентьева, Д.Б. Эльконин раскрыли методические аспекты обогащения музыкой сюжетные детские игры. К.К. Соколова, Р.О. Юрчик, Н.Г. Яковлева и др. обосновали необходимость использования ИКТ в организации музыкально-игровой деятельности дошкольников на музыкальных занятиях. Н.Г. Яковлевой составлена картотека сюжетных детских игр с использованием музыкального сопровождения для детей старшего дошкольного возраста посредством применения ИКТ.
База исследования:
Структура исследования. Цель и задачи обусловили структуру дипломной работы. Она состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений. Общий объем составляет 70 страниц.[...]

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ МУЗЫКАЛЬНОЙ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОУ

1.1. Сущность понятия «музыкальной игровой деятельности» в ДОУ

В настоящее время игровая деятельность признается важнейшим фактором формирования эстетической культуры ребёнка (Т.С. Комарова , Д.Б. Эльконин и др.). Современные исследователи исходят из той позиции, что игра является формой и способом образного отражения действительности, принятия и сохранения художественного опыта народа. Так, исследователь детской игры Д.Б. Эльконин полагал, что игра учит ориентироваться в явлениях культуры, духовности в целом и использовать их соответствующим образом . Вместе с тем необходимо отметить тот факт, что создание общей философско-эстетической теории игры ещё не завершено.
Идея использования игры в деле воспитания принадлежит к давним и прочно утвердившимся теоретическим достижениям педагогической науки. Феномен игры – явление многомерное. Различные его аспекты исследуются философией, культурологией, психологией, педагогикой, эстетикой, искусствоведением и другими науками. Отсюда – многообразие акцентов в определениях понятия игры: изначальная школа поведения (С.Н. Кайдаш) , инстинктивное самообразование развивающихся задатков (И.В. Кошмина) , способ ориентирования в явлениях культуры с помощью культовых символов (Д. Эльконин) , механизм самоорганизации и самообучения (Т.С. Комарова) , способность к продуцированию разнообразных идей и замыслов (А.М. Новиков) , совокупность способов взаимодействия ребёнка с миром, открытие и познание его и нахождение своего места в нем (Б.М. Рунин) . Но при всем многообразии подходов к феномену игры, при всем различии теорий её происхождения общим для них остается признание социализирующей, обучающей, развивающей функции игры, её огромного педагогического потенциала.
Исследователи детской игры (Л.С. Выготский , Д.Б. Эльконин и др.) отмечают, что в игре формируются такие способности человеческой личности, которые влияют на эстетический характер отношения к окружающему и в целом на эстетическое мировосприятие. Именно в игре происходит одушевление ребёнком неживых объектов, способность перевоплощаться в другого человека, видеть в объектах и предметах богатство отношений, а также вера в вымысел, иллюзию без утраты чувства реальности. Следовательно, игровое поведение очень тесно переплетено с искусством.
Как известно, среди всех видов музыкальной деятельности детей музыкальное восприятие является ведущим. Рассмотрение игры как системообразующего фактора педагогического процесса в музыкальном воспитании опирается на игровую природу музыкального восприятия. Теоретический анализ процесса музыкального восприятия ставит проблему его развития в контекст игровой деятельности слушателя. Сравнивая музыкальное восприятие и игровую деятельность, мы обнаруживаем целый ряд общих принципов: во-первых, преобладание эмоционального начала в игре и в восприятии музыки. Сложность и своеобразие эмоций в игре во многих исследованиях сравнивается с художественными эмоциями (Л.С. Выготский , В.Н. Дружинин и др.). Игра не ограничивается чистым действием – субъективное эмоциональное состояние её участников привносит в игру осмысленность, становится источником удовольствий, наслаждений, вызываемых игрой.[...]

Консультация для педагогов

«Применение ИКТ в игровой деятельности»

Невозможно представить современную жизнь без информационных ресурсов. Современный мир требует владения компьютером не только в начальной школе, но и в дошкольном детстве. На сегодня ИКТ значительно расширяют возможности родителей, педагогов и специалистов в сфере раннего обучения. Грамотное использование компьютера позволяет наиболее полно и успешно реализовать творческие способности ребенка.

В ходе игровой деятельности с использованием компьютерных средств у дошкольника развивается мышление, воображение и другие качества, которые ведут к резкому повышению творческих способностей. По сравнению с традиционными играми, игры компьютерные обладают рядом современных новшеств:

Информация на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;

Движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;

Проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей;

Ребенок сам регулирует темп и количество решаемых игровых задач;

В процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе;

Позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни

Компьютерные игры помогают закрепить знания, умения и навыки, полученные в процессе обучения, их можно использовать в индивидуальной работе.

Во всех играх есть свои герои, которым нужно помочь выполнить задание. Таким образом, компьютер помогает развить не только интеллектуальные способности ребенка, но и воспитывает волевые качества, такие как самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость, а так же приобщает ребенка к сопереживанию, помощи героям игр, обогащая тем самым его отношение к окружающему миру.

Работа с интерактивной доской позволяет по-новому использовать в образовательной деятельности дидактические игры и упражнения, коммуникативные игры, проблемные ситуации, творческие задания. Использование интерактивной доски в совместной и самостоятельной деятельности ребенка является одним из эффективных способов мотивации и индивидуализации обучения, развития творческих способностей и создания благоприятного эмоционального фона.

Применение интерактивной доски в детском саду позволяет развивать у детей способность ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими навыками работы с информацией, развивает разносторонние умения, что способствует осознанному усвоению знаний дошкольниками и повышает уровень готовности ребенка к школе.

Использование ИКТ в игровой деятельности обусловлено необходимостью значительных перемен в системе дошкольного образования.