Современные гаджеты и маленькие дети — нужно ли их рано знакомить? Гаджеты и дети: польза и вред. Влияние гаджетов на детей - горячая тема для родителей

Общество разделено на три части. Первая часть говорит о том, что современные дети стали развиваться медленнее. Вторая часть утверждает, что дети стали развиваться значительно быстрее. Знают больше, чем их сверстники 20 лет назад. И те и те не последним фактором считают Третьи говорят, что и первые и вторые морочат голову себе и всем остальным. Если человек хочет поволноваться, то он найдет повод.

Стали ли дети развиваться медленнее и какую роль играют гаджеты в жизни ребенка ? Это вопрос, который перестает существовать в тот момент, когда мы четко обозначаем о каком развитии мы говорим.

Давайте начнем сначала с простого: функциональное, моторное развитие .

Дети стали позже начинать ходить на горшок.

Восьмимесячный карапуз, сидящий на горшке 20 лет назад, никого не удивлял. Как только начинал самостоятельно сидеть – сидел уже на горшке. Сейчас история немного другая. К двум годам в большинстве своем дети осваивают этот навык. Причина скорее всего в потрясающих изобретениях: одноразовый подгузник и стиральная машина автомат. Мой первый сын в 9 месяцев уже показывал пальцем на горшок и оказывался на нем. Он ногами не доставал до пола. Матвей (разница 19 лет) вообще не знал, что такое горшок и сразу начал сидеть на унитазе в 2 года. Не думаю, что я сильно изменился, но обстоятельства изменились и мое отношение к вопросу изменилось значительно. 24 года назад подгузники были хуже, дороги и стиральной машины у меня еще не было. Приходил я с работы и стирал бесконечное количество пеленок и тряпочек. Я стоял перед несложным выбором: стирать или не стирать. С Матвеем выбор был мягче – тратить деньги на подгузники или перестать. Перестал, но экономии не получилось – диван, который он уничтожил, дороже.

Дети позже начинают говорить.

В советское время ребенка отдавали в ясли в год. Декретный отпуск был 12 месяцев, а немногим раньше 3 месяца. Ребенок оказывался в ситуации, когда речь была необходима самому ребенку. Изменилась и еда. Не качество и количество – фактура. Помните эти пластиковые терки, на которых натирали яблоко. Не удобно, долго, достает. На ешь целое.
Блендеры не висели на каждой кухне. Ребенок начинал раньше есть пищу кусочками. Надо сказать, что у меня и сейчас ничего не поменялось в этом плане. Пюре в баночках стоит невостребованным, блендера нет и мой ребенок в год есть курицу, как есть. Протирает её волокна деснами. К чему это приводит. Он отказывается есть пюре и существует мнение, что моторика языка у ребенка при пище кусочками изменяется так, что ребенку проглотить пюре становится тяжело.

Ребенок так много получает информации и удовольствия, ничего для этого не делая. Вспомните кроватку новорожденного ребенка 20 лет назад. Это «остров невезения». Нужно было срочно рыть от туда. Сейчас? Это остров блаженства. Осталось только установить туда датчики движения, которые будут реагировать на открытие глаз и включать музыку, поднял руку и закрутился мобил. Что-то мне подсказывает, что развитие игровых приставок дойдет и до самых маленьких и это случится раньше, чем мне кажется. Или уже есть? В этом смысле сказывается в замедлении развития.

“Недавнее научное исследование повторило опыт 1940-х годов: тогда психологи попросили детей разных возрастов (3,5 и 7 лет) выполнить определенные упражнения. Результаты стали следующими: 5-летний ребенок сегодня выполняет упражнения на уровне тогдашнего 3-летнего малыша, а 7-летний - едва дотягивает до уровня 5-летнего, который жил 60 лет назад». По медицинским нормам 1940-х годов дети должны были сделать первые шаги в возрасте от 8 до 12 месяцев, сегодня возрастные нормы для ходьбы - 12-15 месяцев. Учитывая, что разница на самом деле всего в одном поколении, можно говорить об огромном откате в функциональном развитии” , – Брэнди Брейтбеч - выпускница Университета Северной Дакоты (США), имеет степень магистра эрготерапии.
Давайте подитожим. Да, действительно, у современных детей есть задержка функционального развития , по сравнению с прошлыми поколениями.

Но! Информационное развитие у современных детей на совершенно другом уровне. И тут нельзя недооценивать влияние гаджетов на детей

Посмотрите, на них количество информации и умение оперировать потоком совершенны. Дети значительно быстрее ориентируются в сфере цифровых технологий. Знают, как включать компьютер, телевизор и смартфон. О том, что в моем телефоне стоит устройство, которое включает телефон при его вращении показал мне мой годовалый ребенок. Он виртуозно бросал его на кровать. Я не сразу понял зачем, а потом увидел, что он так включается. Может знаете, как отключить эту функцию?

Исследования психологов по всему миру: американские, итальянские и французские психологи делали исследования начиная с 50 годов о понимании детей в области экономики. За последнее время отчетливо наметилась тенденция большего понимания отношений в области потребления: товар – деньги и уменьшилось в сфере производства. И это понятно. Делать своими руками мы стали меньше, значительно меньше. Нет этого опыта. Вспомните, когда вы своими руками делали игрушку своим детям. Я помню, как сам делал лыжные ботинки ребенку из валенок. Зачем? Невозможно было купить. Теперь можно купить готовое и потратить на это меньше денег и не потратить времени.

Но! я всегда повторяю, что мы не можем жить только информацией. Необходим личный сенсорный опыт , не только навык пользоваться информационным потоком, т.е зрительным и слуховым анализатором. Гаджеты в жизни ребенка сейчас – это данность. И современным родителям надо просто следить за тем, чтобы его не обеднить, этот опыт.

Доклад

Тема: Влияние гаджетов на детей и подростков.

Докладчик: учитель истории и обществознания Сопов А. И.

Влияние гаджетов на детей и подростков.

    Вступление

    Что такое гаджет?

    Гаджеты и успеваемость

    Гаджеты и Русский язык

    Влияние на здоровье

    Симптомы зависимости

    Вывод

Вступление

В любой очереди, в метро, на лавочках парка, за столиками в кафе мы можем видеть одну и ту же картину. Молодые люди сидят, уставившись в экран телефона, планшета, ноутбука. Они что-то просматривают, кому-то отвечают. Иногда вид у них сильно занятой и сосредоточенный, иногда – откровенно скучающий. Но, к сожалению, очень грустно наблюдать за тем, как компания друзей дружно «клацает» свои телефоны вместо того, чтобы общаться друг с другом вживую. В общественном транспорте редко можно встретить человека без наушников в ушах, откуда раздается громкая ритмичная музыка. На улицах города каждый встречный человек разговаривает по мобильному телефону. Люди перестали видеть, что вокруг них происходит. Они перестали думать, так как им просто некогда это делать.

Что такое гаджет?

«Гаджет - небольшое устройство, предназначенное для облегчения и усовершенствования жизни человека».

Но так ли это на самом деле? Действительно ли гаджеты совершенствуют нашу жизнь? Конечно, в их использовании можно найти не только минусы, но и плюсы. Но для того, чтобы справедливо оценить влияние гаджетов, давайте рассмотрим все стороны.

Плюсы использования гаджетов и ПК

ПК, ноутбуки, планшеты и смартфоны хороши тем, что дают доступ к информации в Интернете и позволяют использовать различные программы. Можно выделить следующие положительные моменты использования данных устройств:

    Развитие мелкой моторики. Работа на устройствах с джойстиком, кнопками и тачскрином (сенсорным экраном) позволяют разрабатывать пальчики и тренировать мелкую моторику. А слежение за движением компьютерной мыши на экране позволяет тренировать внимание малыша.

    Обучение младших школьников. Происходит с помощью специальных обучающих программ и игр, использующих зрительные образы и активные формы работы самого ребенка. Очень хороши игры, в которых ребенку предлагается проблемная ситуация и требуется найти ее разрешение, анализируя исходные данные, занимаясь поисковой и исследовательской активностью. Например, это могут быть игры с построением букв из линий, соотнесением понятий с изображениями и т.д.

    Доступ прямо из дома к большому количеству полезной информации. В Интернете школьники могут прочитать последние новости, найти тексты книг, отыскать интересную информацию о великом открытии, путешественнике, историческом событии и пр. Преимущество Интернета перед библиотекой -мгновенное поступление новой информации.

    Возможность развиваться и совершенствоваться. Включить обучающую лекцию, просмотреть урок на ю-тубе, прочитать книгу можно везде и в любой момент. Это удобно для тех, кто по несколько часов в день тратит на дорогу или что еще хуже, постоянно застревает в пробках. Можно найти книгу, которой нет в библиотеке.

    Формирование у школьников навыка поиска и фильтрации информации. Наиболее активно данное умение формируется в подростковом возрасте. Обилие различных информационных сайтов ставит школьника перед необходимостью анализировать все получаемые сведения и отбирать из них достоверные. Помимо навыков поиска и фильтрации информации это развивает также способность к критическому мышлению.

    Возможность зафиксировать определенный момент . Сфотографировать или снять на камеру. Сейчас все современные гаджеты снабжены встроенной фотокамерой. На самом деле это очень удобно;

    Связь с одноклассниками и учителями. Очень хороши специальные блоги и группы в соцсетях, создаваемые для учеников определенного класса. Здесь учитель и ученики могут обмениваться информацией и новостями, дискутировать по спорным вопросам, обсуждать прочитанные произведения.

    Выполнение заданий. Учитель может выдавать дистанционно задания ученикам и они их могут выполнять, как лично, так и совместно. Совместная подготовка проектов, рефератов и других заданий.

Минусы использования гаджетов и ПК

Частое и ненормированное использование гаджетов может привести к ряду негативных последствий:

1. Уход от реальности. В современном мире людей окутывает такое множество страхов, внутренних комплексов и тревог, что они буквально не могут оставаться наедине с самим собой. Чувство страха заставляет их бежать от реальности, отвлекаясь с помощью гаджетов. Музыка, игры, постоянный просмотр социальных сетей помогает заглушить свой внутренний голос и создать самому себе иллюзию того, что в их жизни все в порядке;

2. Зависимость. Зависимость от использования гаджетов прослеживается у большинства их пользователей. Пролистнуть новостную ленту социальных сетей, просмотреть фотографии в Инстаграмме, поставить лайки, написать комментарии. Или же наоборот, выставить очередную фотографию себя любимого где-нибудь, а потом заходить через каждую минуту и смотреть, не появился ли к ней новый комментарий.

3. Жизнь в виртуальном мире . Пообщаться с друзьями не при личной встрече, а по скайпу. Перекинуться смс-ками, познакомиться на сайте знакомств. Поддерживать статус своей страницы в социальных сетях, редактировать новые и новые фотографии для своего профиля. Виртуальный мир полностью захватил все наше время.

4. Гонка за новинками. Создатели гаджетов извлекают из такого массового помешательства свою выгоду, выпуская все новые и новые модели. Более удобные, совершенные, функциональные. А стоят они совсем не дешево. Устаревшие модели выходят из моды, снимаются с продаж, а по телевизору нам показывают все преимущества новых технологий. И мы загораемся, тратим ценное время своей жизни ради того, чтобы на последние деньги купить более совершенный гаджет.

5. Деградация личности . Очень многие игры созданы не для развития логики или обогащения интеллекта, а для сжигания времени. В сети их называют «убивалки» времени. И ими пользуются, в них играют. Проходят уровень за уровнем вместо того, чтобы познавать этот мир, заниматься спортом, духовно развиваться, в конце концов. Замкнутый круг из ежедневных «лайков» фотографий в социальных сетях, бесполезных игр, переписки с друзьями «ни о чем».

Гаджеты и успеваемость

Многие родители стараются как можно раньше приобрести для своего ребенка персональный компьютер, который, по их мнению, является первоочередным помощником в учебе. Однако ученые утверждают, что наличие дома компьютера оказывает отрицательный эффект на школьную успеваемость

В 2010-2015 гг. проведены исследования 150 тыс. школьников в возрасте от 10 до 14 лет, в которых изучали информацию о владельцах компьютеров и сравнивали годовые отметки по основным дисциплинам до и после покупки домашнего компьютера. В результате установлен умеренный, но вполне заметный отрицательный эффект, вызванный доступностью компьютера.

Причина такого положения объясняется тем, что в основном школьники компьютер используют для игровой и коммуникативной деятельности посредством Интернета, и лишь немногие используют его для поиска полезной информации.

Чрезмерное увлечение тинэйджеров гаджетами и глобальной сетью, безусловно, влияет на успеваемость. Гаджеты ухудшают внимательность учащихся и не позволяют им концентрироваться на том, что происходит на уроке, говорят эксперты. Таким образом, педагоги, психологи и исследователи во всем мире все чаще говорят о пагубном влиянии социальных сетей и Интернета в целом на сознание и успеваемость школьников.

Гаджеты и Русский язык

По мнению экспертов, большое влияние на грамотность школьников оказывает Интернет и смс-сообщения. Популярный «албанский», или «падонковский», а точнее исковерканный язык переходит из игры в жизнь. «Игра в неграмотность» становится действительно неграмотностью, потому что, увлекшись, новички в обычной жизни очень часто не различают, да и не придают значения тому, грамотно они пишут или нет. Негативное влияние разговорного языка, языка форумов и чатов очевидно, исковерканный язык распространяется как вирус. Употребляя словечки из него, подростки считают себя «своими». Последствия этого процесса плачевны, привыкая к неправильному языку в общении, они так же пишут в школе. И очень бывают удивлены, когда за «правильное» написание учитель ставит двойку.

Влияние на здоровье

Исследователи из российского центра электромагнитной безопасности утверждают, что электромагнитное излучение от современных коммуникационных устройств оказывает негативное влияние на центральную нервную систему. Причем наиболее подвержен именно детский организм. Анализ групп школьников показал, что дети, регулярно использующие планшеты и смартфоны, отличаются рассеянным вниманием и снижением коэффициента развития интеллекта.

Ученые и психологи отмечают:

во-первых , у детей часами проводящими за сенсорным экраном начинаются проблемы с координацией действий между командами головного мозга и движениями рук. Наблюдались случаи, когда такие ребята не могут даже кинуть мяч по прямой линии, поскольку верхние конечности неадекватно реагируют на сигналы из головы.

Во-вторых , постоянное вглядывание в небольшие объекты на экранах смартфонов и планшетов развивает близорукость (особенно у тех, кто близко подносят экран к глазам), а сухость напряженных глаз может приводить к их воспалению и инфицированию.

В-третьих , регулярное применение планшетов и смартфонов вредно для позвоночника (особенно шейного отдела), который у детей еще имеет податливую структуру и быстро искривляется.

в-четвертых , постоянный и неестественный наклон головы вниз и прижимание подбородка к шее может приводить к ухудшению кровоснабжения головного мозга, воспалительным процессам на коже и впоследствии к её более быстрому старению.

Симптомы зависимости

Специалисты выделяют следующие симптомы компьютерной, гаджет- или интернет-зависимости:

    Фанатичное отслеживание новинок техники и неконтролируемое желание их получать (частые просьбы купить устройство, капризы и истерики, если этого не происходит)

    Возникновение чувства эйфории при использовании устройства – ребенок чувствует себя счастливым только тогда, когда имеет возможность подержать гаджет в руках, посидеть за компьютером, зайти в Интернет и т.д.

    Отсутствие других интересов, целей и стремлений – школьник забывает обо всем и не имеет других радостей, все время проводит только с устройством

    Пренебрежение семьей и друзьями: члены семьи и друзья отходят на второй план – ребенок практически не общается с ними

    Возникновение проблем в школе (проблемы с поведением, прогулы, плохие отметки и т.д.)

    Негативная реакция (плач, агрессия, истерика, обида и др.) на попытки ограничить работу с устройством

Конечно, у школьников настоящая зависимость от гаджетов формируется достаточно редко. Но если появился хотя бы один из вышеперечисленных симптомов, то это уже является тревожным звоночком для родителей. В этом случае необходимо срочно отвлечь ребенка от пагубного воздействия ПК или гаджета.

Что делать?

Правила использования компьютеров и гаджетов детьми

Чтобы избежать ненужных проблем от слишком частого или неправильного использования ПК и гаджетов, необходимо помнить, что:

    В раннем возрасте работа должна протекать под контролем родителей

    Расстояние от глаз до дисплея устройства должно составлять 50-70 см

    Яркость дисплея должна быть низкой

    При использовании устройства локти ребенка не должны висеть – необходима опора

    При работе с устройством спина школьника должна быть прямой

Ребенку дошкольного возраста старайтесь давать гаджет как можно реже. Необходимо объяснять, что данное устройство предназначено для работы, и вместо просмотра мультиков лучше запустить развивающие программы и ролики. Для детей старшего возраста, которые самостоятельно используют компьютеры, необходимо делать акцент на том, что информация в Интернете не всегда достоверна. Поэтому нужно очень внимательно ее выбирать. Для ограничения времени пользования устройством можно установить «родительский контроль».

Родителям стоит строго ограничивать время ребенка, которое он проводит за современными мультимедийными гаджетами. Необходимо больше акцентировать внимание ребят на подвижных играх, на времяпровождении на природе и занятиях спортом.

Стоит помнить, что ребенок не должен постоянно сидеть в виртуальном мире. Время на компьютер должно ограничиваться родителем и составлять в 6-8 лет – не более часа; в 9-16 лет – не более 2-3 часов в день для школьников. Этого времени достаточно, чтобы чадо не отстало в технических знаниях от сверстников, но и не сформировало у себя компьютерную зависимость. Также особое внимание стоит обратить на то, что конкретно делает ребенок на компьютере. Обращайте внимание на возрастные ограничения.

В особо сложных случая, когда ребенок ведет себя совсем неадекватно при запрете планшета лучше всего обратиться к помощи специалиста – детского психолога.

Как предотвратить зависимость

Для того чтобы увлечение устройством не переросло в настоящую тягу или для того чтобы скорректировать уже начавшуюся формироваться зависимость, необходимо:

    Сократить время работы с устройством. Однако помните, что не нужно строго запрещать ребенку сидеть за компьютером или отбирать у него планшет. Это вызовет негативную реакцию и может лишь усугубить ситуацию. Придумайте какой-то хитрый ход, например, давайте поручения, просите участия ребенка в делах, делая акцент на том, что без него с ними справиться трудно. В более серьезных случаях можно отдать устройство «в ремонт», чтобы за это время привить малышу любовь к другим занятиям.

    Найти для ребенка другие интересы. Попробуйте увлечь его чем то не связанным с электронными устройствами. Это могут быть прогулки, катание на велосипеде, чтение книг, плетение из бисера и многое другое. Посмотрите, что вызывает у Вашего ребенка наибольший интерес и культивируйте это.

    Стараться больше времени проводить с ребенком. Совместные прогулки, игры, беседы, обсуждения интересных вопросов (книг, фильмов, музыки, истории и т.д.) помогут ребенку не только избежать зависимости от гаджета, но и улучшат Ваши отношения, и позволят малышу почувствовать свою значимость.

Вывод

Компьютеры и гаджеты – весьма полезные в обучении устройства. Однако они могут стать злом, если неправильно или слишком часто использовать их, если на них сосредоточены все интересы. Чтобы избежать этого, родителям необходимо больше внимания уделять детям и при необходимости контролировать использование устройств.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Влияние современных гаджетов на детей (плюсы и минусы)

Жизнь современного человека уже не представляется без таких вещей, как планшет, телефон, компьютер. Дети, наблюдая за жизнью взрослых, с пелёнок начинают интересоваться гаджетами: раз мама и папа так много внимания уделяют этим вещам, значит, они действительно интересны. Отношение родителей к внедрению гаджетов в жизнь ребёнка неоднозначное: одни активно их используют, другие настойчиво пытаются оградить чадо от современных веяний.

Не стоит бросаться в крайности, ведь истина, как обычно, где-то между ними. Ребёнок рождается и растёт в современном мире, и современная жизнь предъявляет к человеку достаточно высокие требования. Уже в начальной школе ребёнку понадобится знание компьютера, поэтому старательно не допускать знакомства ребёнка с разными электронными устройствами не очень предусмотрительно. Бесконтрольное использование гаджетов ребёнком тоже не приводит к хорошему, поэтому гаджеты должны быть в жизни детей, но дозировано и под родительским контролем. Рассмотрим подробнее, в чём заключаются плюсы и минусы использования гаджетов.

Плюсы использования гаджетов

  1. Способ временно занять ребёнка в «полевых» условиях. Дети достаточно тяжело переносят длительное ожидание в очередях, дальнюю дорогу, стояние в пробках. Игрушки, книги, фломастеры и альбом далеко не всегда могут оказаться под рукой, а вот с гаджетами взрослые не расстаются, и тут они будут очень кстати. Смартфон или планшет с мультиками, играми или интересными приложениями помогут скрасить ребёнку томительные минуты и часы.
  2. Развитие познавательных процессов и получение новых знаний. Некоторые компьютерные игры и приложения действительно способствуют развитию внимания, памяти, логического мышления, учат читать, считать, рисовать. Так же существуют познавательные мультики, которые позволяют ребёнку получить новые знания об окружающем мире. Подвох в том, что качественных развивающих игр и мультфильмов не так уж много, большинство только заявляют о развивающем эффекте.

Малышам в возрасте 2–3 лет (именно в это время дети начинают интересоваться новыми современными устройствами) можно установить на ноутбук или планшет развивающие игры, соответствующие возрасту. Главное, чтобы родители контролировали время, проведенное ребенком с гаджетом. Детям до 3-х лет заниматься с устройствам не более часа в день, каждые 20 минут нужно делать перерыв, для того чтобы отдохнули глаза. Ребенку более старшего возраста время «общения» с гаджетами можно увеличить, но также необходимо совершать перерывы после 20–30 минут занятий или игр.

Минусы использования гаджетов

  1. «Однобокость» развивающего эффекта. Раз уж мы заговорили о том, что гаджеты способствуют развитию ребёнка, стоит сказать и об обратной стороне медали. Для ребёнка раннего возраста, у которого образное мышление ещё только формируется, развивающий эффект от мультиков и передач стремится к нулю. Когда ребёнок активно осваивает мир предметов, важно, чтобы у него были задействованы все каналы восприятия. Чтобы понять, что кубик квадратный, а мяч круглый, ему недостаточно увидеть изображения – обязательно нужно потрогать, ощутить ручками грани и рёбра кубика, округлость мяча. В итоге развивающее видео даёт однобокий эффект: формально ребёнок что-то запоминает, но фактически не осваивает информацию глубоко и качественно.
  2. Отрицательное влияние на здоровье и физическое развитие. В первую очередь речь идёт об ухудшении зрения. Если ребёнок регулярно больше 20 минут в день смотрит в монитор компьютера или экран телефона или планшета, то через полгода острота его зрения начинает снижаться. Второй аспект негативного влияния на здоровье связан с тем, что дети, проводящие много времени за играми и мультиками, гораздо меньше двигаются, а это системно сказывается на состоянии всего организма. Детки за компьютером/планшетом/ноутбуком сидят часто сутулясь, а это это провоцирует искривление позвоночника и проблемы с осанкой в будущем.
  3. Снижение творческой активности. Никакие игры и приложения никогда не заменят спонтанное творчество, работу с настоящими материалами и живым цветом. В реальной жизни ребёнок фантазирует. Он клеит, лепит, вырезает, раскрашивает, комбинирует, находит самые неожиданные решения. Виртуальное пространство лишает его творчества, ведь там он может действовать только в рамках опций, предусмотренных производителем программы.
  4. Вытеснение интересов, отношений и привязанностей в виртуальное пространство. Это очень серьёзное последствие, и возникает оно только при злоупотреблении гаджетами. Ребёнок буквально выпадает из реальной жизни: все его интересы сосредоточены на виртуальном мире. В этом случае можно говорить о зависимости от гаджетов.
  5. Редко, но возможно наблюдаться и психическое расстройство. Если ребенок часто играет в игры где много крови и ужасов.

Зависимость от гаджетов и как её избежать

Если гаджеты занимают все сознание ребёнка, можно говорить о том, что формируется зависимость. Распознать ее можно по следующим признакам:

  • Ребёнок перестаёт интересоваться реальной жизнью: не играет в игрушки, не стремиться к общению со сверстниками.
  • Отношения с родителями отходят для ребёнка на второй план, и вместо совместного занятия он так же предпочитает проводить время с планшетом или компьютером.
  • Попытки ограничить время за играми и мультиками вызывает бурный протест и истерику.

Нормальное интеллектуальное и личностное развитие при таком раскладе невозможно, ведь оно может происходить только в реальных отношениях и в реальном мире. Чтобы не допустить зависимости от гаджетов и снизить их негативное влияние, важно использовать их с умом и придерживаться следующих правил.

  1. Не допускайте превышения допустимого времени нахождения за компьютером/планшетом. Для каждого возраста оно своё. Возможно, ребёнок будет протестовать, но родителям стоит проявить твёрдость. Не забывайте, что вы – взрослый человек, и ответственность за жизнь и здоровье маленького существа лежит на вас.
  2. Придерживайтесь возрастных рекомендаций к играм и мультфильмам. Не стоит перегружать ребёнка той информацией, которую он не сможет воспринять.
  3. Не используйте гаджеты чтобы «отделаться» от ребёнка без особой надобности. В каких-то ситуациях они действительно – спасение, но если мама, к примеру, собирается готовить обед или заниматься домашними делами – лучше включить ребёнка в этот процесс, чем включить ему мультик.

Кстати, давать детям играть в гаджеты перед сном не рекомендуется, так как ребенок может перевозбудиться и от этого плохо спать или не заснуть вовсе.

Таким образом, родителям важно не допустить, чтобы гаджеты в жизни ребёнка стали источником проблем. Грамотное и умеренное использование гаджетов действительно будет способствовать развитию ребёнка и поможет ему шагать в ногу со временем.

Семинар для родителей детей, находящихся на сопровождении в ГКП

Тема: « Влияние современных гаджетов на детей (плюсы и минусы)»

Жизнь современного человека уже не представляется без таких вещей, как планшет, телефон, компьютер. Дети, наблюдая за жизнью взрослых, с пелёнок начинают интересоваться гаджетами: раз мама и папа так много внимания уделяют этим вещам, значит, они действительно интересны.

Цель: объяснить родителям плюсы и минусы современных гаджетов.

Основные вопросы для обсуждения:

  • Плюсы гаджетов. Какие причины мешают родителям пожалеть ребенка.
  • Минусы гаджетов. Крайности в воспитании ребенка.
  • Время «работы» с гаджетов.
  • Зависимость от гаджетов.

Современные дети едва ли не с пеленок на ты с компьютерами, смартфонами и планшетами. Эта тенденция вызывает обеспокоенность у родителей, педиатров и психологов, которые говорят о возможных негативных последствиях чрезмерного увлечения гаджетами . Как же обезопасить наших детей в современных реалиях?

8 способов вырастить детей, которые будут независимы от гаджетов.

1. Определите предельно допустимое время, проводимое ребенком за цифровыми устройствами

Время, которое ребенок может проводить у экрана телевизора и цифровых устройств, зависит от его возраста. Авторитетная в этом вопросе Американская академия педиатрии дает следующие рекомендации :

  • От рождения до 18 месяцев: никаких экранов, включая телевизор. Исключение составляют только сеансы видеосвязи по скайпу с любимой бабушкой и другими родственниками.
  • От 2 до 5 лет: время, проводимое у экранов в день, - не больше 1 часа. В этот час входит все: смартфон, телевизор, планшет и компьютер.
  • Для детей старше 6 лет стоит установить определенный предел времени, проводимого за цифровыми устройствами (большинство специалистов говорят максимум о 2 часах в день).При этом важно удостовериться, что гаджеты не отнимают время у сна, физической активности и других видов деятельности, необходимых для здоровья и развития ребенка.

2. Не запрещайте - предлагайте другие варианты

Забрать смартфон / планшет / ноутбук и сказать «займись чем-нибудь» - это верный путь к истерике. Нужно предложить альтернативную, интересную совместную деятельность: спорт, походы, рисование, чтение, рыбалку с папой - в зависимости от возраста и предпочтений ребенка.

3. Будьте примером

Дети копируют поведение своих родителей. Если мама с книгой, вероятность того, что ребенок тоже захочет книгу, гораздо выше, чем если мама проводит время преимущественно с телефоном.

Пересмотрите свои отношения с гаджетами. Как много времени вы им уделяете? Насколько часто проверяете почту, обновления ленты или новости? Выделяете ли вы себе дни, свободные от интернета и цифровых устройств?

4. Будьте посредником и проводником в общении ребенка с цифровым миром

Покажите ребенку, что интернет и цифровые устройства - это не только развлечение, но и источник информации, кладезь знаний. Побуждайте детей исследовать, задавать вопросы, будьте и сами готовы отвечать и делиться опытом.

5. Обращайте внимание на качество контента, которым интересуется ребенок

До 9 лет возможность доступа в интернет и посещаемые ребенком сайты должны контролироваться родителями. Лучше если в приоритете будут образовательные программы и сайты, которые помогали бы ребенку тренировать навыки внимания, общения, запоминания, стимулировали его познавательный интерес.

Желательно использовать функцию «родительский контроль», которая ограничивает список доступных для ребенка сайтов.

6. Обозначьте зоны, которые будут свободны от интернета и цифровых устройств

Выделяйте зоны (спальня, детская) и время (семейный обед, ужин, поездки на природу), которые всегда будут свободны от интернета и цифровых устройств. Не надо ставить компьютер в комнате ребенка . Дайте ему понять, что приносить в спальню, детскую, за обеденный стол планшет или смартфон нельзя.

7. Помогите подростку понять принципы сетевой жизни и избежать возможных ошибок

Важно в этот момент быть рядом и помочь подростку лучше понять принципы сетевой жизни. Однако не включайте своих детей в число друзей в соцсетях и тем более не оставляйте комментариев на стене и под снимками - помните о праве ребенка на личное пространство.

8. Предупреждайте о рисках

В том возрасте, когда вы разрешаете ребенку «гулять» в сети без вашего присмотра, ему нужно рассказать, какие там есть опасности. Важно объяснить:

  • про то, как реагировать на интернет-травлю;
  • про настройки приватности;
  • расскажите об опасных последствиях открытого доступа к персональной информации;
  • поговорите с ребенком о скачивании материалов и плагиате;
  • расскажите ребенку, что все, что мы публикуем в интернете, попадает в публичный доступ и остается там навечно и что ко всему, что мы там находим, необходимо относиться критично и с осторожностью;
  • дайте понять ребенку, что он всегда может обратиться к вам в случае проблемы, не боясь, что вы его отчитаете.

Оказалась полезной статья «8 способов вырастить детей, которые будут независимы от гаджетов» Делись с друзьями с помощью кнопочек социальных сетей. Добавляй статью в закладки, что бы не потерять.

«Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» ().

Развитие научно-технического прогресса повлияло на характер общения людей, изменило стиль и способы коммуникации, выдвинув на первое место использование электронных устройств. Человечество оказалось пленником гаджетов, позволяющих мгновенно получать необходимую информацию, быть на связи с родными, друзьями, коллегами, находясь при этом в любой точке земного шара. Как же влияет информационно-компьютерная экспансия на наших детей? Возможно, сюжеты из футуристических сценариев не за горами, и виртуальная реальность станет неизбежной действительностью их будущего, а посему есть ли смысл родителям бороться с гаджетами?

Крис Роуэн из Канады, детский терапевт, биолог, автор книги «Виртуальный ребенок», пишет в статье, опубликованной в Huffington Post: «Я призываю родителей, учителей и правительство запретить пользование всеми портативными электронными приборами детям до 12 лет». Не слишком ли радикально? Крис Роуэн выдвигает следующим доводы в пользу запрета:

1. Неверное стимулирование мозга

Мозг младенца троекратно увеличивается в своих размерах от рождения до двух лет и продолжает расти вплоть до 21 года. Развитие мозга в раннем возрасте определяется раздражителями окружающей среды или их отсутствием. Стимулирование мозга избыточным воздействием гаджетов, Интернетом или телевидением, как показывают исследования, связано с когнитивными задержками, повышенной импульсивностью, снижением способности к саморегуляции.

2. Задержка в развитии

Статичное времяпрепровождение влечёт за собой недостаток движения и может привести к задержке физического и умственного развития.

3. Ожирение

Телевидение и компьютерные игры — пример непищевых привычек, которые напрямую связаны с эпидемией лишнего веса. Среди детей, которые балуются портативными устройствами, ожирение встречается на 30% чаще.

4. Потеря сна

Сухие цифры по США говорят, что 60% родителей вообще не контролируют, как тесно их чада дружат со всевозможными гаджетами, а три четверти семей разрешают детям таскать за собой электронику в кровать. Свечение экранов телефонов, планшетов и ноутбуков препятствует началу сна, что приводит к сокращению времени отдыха и недосыпанию.

5. Психические заболевания

Ряд зарубежных исследований проводят чёткие параллели между видеоиграми, Интернетом, телевидением и их негативным влиянием на психику молодёжи. Так, игромания становится причиной неудовлетворённости жизнью, увеличения тревожности и усиления депрессии. Всемирная сеть, в свою очередь, приводит к замкнутости и развитию фобий.

6. Жесткость на ТВ и в компьютерных играх находит своё отражение в реальной жизни. Ребёнок получает готовую схему поведения, которую он может реализовать в окружающей его действительности. И самое важное, множество исследований приходят к одному и тому же выводу: насилие с экрана имеет как краткосрочный, так и долгосрочный эффект — агрессия может проявиться далеко не сразу.

7. Цифровая деменция

Научные наблюдения доказывают, что увлечение телевизором в возрасте от одного до трёх лет приводит к проблемам с концентрацией внимания к седьмому году жизни. Дети, которые не могут сосредоточиться, попросту теряют возможность что-либо узнать и запомнить. Постоянный поток быстрой информации приводит к изменениям головного мозга, а после к деменции — снижению познавательной деятельности с утратой ранее усвоенных знаний и практических навыков и затруднением или невозможностью приобретения новых.

8. Зависимость

Чем больше родители проверяют почту, стреляют в монстров и смотрят сериалы, тем больше они отдаляются от своих детей. Нехватка внимания взрослых часто компенсируется всё теми же гаджетами и цифровыми технологиями. Каждый одиннадцатый ребёнок в возрасте от 8 до 18 лет — «цифровой наркоман».

9. Вредное излучение

В 2011 году Всемирная организация здравоохранения и Международное агентство по изучению рака классифицировали радиоизлучение сотовых телефонов и других беспроводных устройств как потенциальный канцероген, определив в группу 2B «возможно канцерогенных для человека» факторов.

Если не знать меру, гаджеты могут отрицательно влиять и на здоровье детей. От них можно получить разные проблемы:

  • Раздражительность.
  • Ухудшение зрения и осанки.
  • Нарушение режима.
  • Снижение качества учёбы.

Отечественные авторы на столь категоричны в отношении гаджетов, предлагают находить мирный путь сосуществования с ними. Так, А.В. Ковалева, к.с.н., доцент кафедры социальной работы и психологии Тихоокеанского государственного университета пишет:

«В настоящее время мировое сообщество обеспокоенно распространением гаджетов и особое беспокойство вызывает их использование в кругу детского сообщества. Родители констатируют: «Раньше, когда мы собирались компанией — наши дети играли между собой, а теперь мы наблюдаем, как они с упоением поглощены своими гаджетами, и обычные ролевые игры им уже не интересны. Им интересней кнопки понажимать». И действительно, сейчас мы можем наблюдать типичную картину в сообществе детей, увлеченных своими техническими устройствами.

Известно, что гаджеты это общечеловеческая проблема, свойственная всем странам, где гаджеты довольно распространены и не являются новинкой, это уже не требует доказательств. Сталкиваясь с житейской проблематикой, возникает естественное желание искоренить ее. Однако известно также, что никто еще не придумал как от этой проблемы уйти. Очевидно, что если мы не можем с ней справится, то необходимо, хотя бы научиться с ней жить. Это не значит смириться, это значит найти компромисс, что вызывает необходимость взглянуть на сущность проблемы. Чтобы найти альтернативы нужно понять, чем нас беспокоит проблема, что нас тревожит в чрезмерной любви ребенка к гаджету. Обращаясь к глубинным противоречиям между признанием необходимости технического прогресса и его негативных влияний в сфере детского использования можно обнаружить два утверждающих фактора.

Первое утверждение. Отдавая предпочтение гаджету, дети не имеют возможности получать житейского (жизненного) опыта, что дают им обычные детские ролевые игры: дочки — матери, больница, школа, магазин, «казаки — разбойники» и многое другое.

Отсутствие чего-либо нужного порождает необходимость подумать, чем это компенсировать. И здесь есть возможность использования альтернатив. Первоосновой в данном вопросе является развитие способностей к межличностному взаимодействию, коммуникационных навыков, формирование способностей к поиску оптимальных действий в конкретных ситуациях и т.п. Для данного комплекса лучшим способом усвоения являются ролевые игры. Однако, если детское мировоззрение не получает информацию из игр, значит необходимо эту информацию предоставить в другом виде.

Существенный вклад в данное должны делать, прежде всего, родители. Как альтернатива, это тривиальные разговоры с ребенком, диалоги в горизонтали «вопрос — ответ». Важно, чтобы разговор не сводился к монологу, а формировался именно в рамках диалога, поскольку он предполагает инициирование мыслительной деятельности ребенка. Постановка вопросов в виде житейских ролевых ситуаций, позволяет ребенку, в силу своих способностей, концентрировать свою мысль на поиске верного решения. Ребенок должен самостоятельно находить ответ на предложенные ситуации. В ходе разговора, в случае затруднительных для ребенка ситуаций, родитель помогает справиться с предложенными задачами готовыми решениями с обоснованием последних. И здесь важно не превращать такие беседы в «уроки». Они должны быть непосредственны по своему характеру и вместе с тем часты по времени использования. Необходимо заполнять разговорами с ребенком любое свободное семейное время.

В данном контексте проблемы очень важно с ребенком разговаривать как с взрослым, не нужно его лишать взрослых проблем. В ходе общения ситуация интерпретируется на уровне детского мировоззрения, подбирается тот сленг, который ребенок поймет, переводя взрослые обстоятельства на детские примеры. Рассмотрим пример. «На работе проблемы с начальником, родитель переживает». Стоит ли об этом разговаривать с ребенком? Казалось бы, зачем ему об этом знать? Однако это тоже ролевая ситуация, с подобными в жизни сталкиваются люди. И об этом ребенок должен знать, ему должно быть известно, что люди могут испытывать препятствия, с которыми человек способен справиться при помощи необходимых решений. Таким образом, в разговоре с ребенком ситуация должна быть представлена как она есть, по взрослому с детской интерпретацией: «У меня на работе появилась трудная ситуация с коллегой, из-за которой у меня плохое настроение (далее на помощь приходит аналогия), это как будто ты обидела Машу (уважаемая подруга в глазах ребенка) и она больше не хочет с тобой общаться». Таким образом, ребенок проецирует ситуацию на себя и проникается ею, что дает активность мыслительному процессу с бОльшим эффектом.

Таким образом, роль разговоров родителей с ребенком, осмысленных диалогов между ними оставляет за собой важную роль в снятии напряженности использования детьми гаджетов. Впрочем немалую важность подобные разговоры несут за собой и в других областях воспитания. В данном контексте они выступают носителями компенсаторных акций в познании мира.

Второе утверждение. У ребенка происходит потеря всех приоритетов перед гаджетом. Интерес к нему захватывает ребенка так, что ничего другого он делать не хочет.

Согласимся, что гаджетами грешат не только дети, но и взрослые люди, только в этом вопросе мы отличаемся от детей. Отличаемся присутствием и мерой ответственности. Предположим, что если взрослому человеку необходимо исполнить работу на производстве или в доме по хозяйству, то он откладывает гаджет в сторону и осуществляет сначала то, что ему необходимо выполнить первоочередно. По мере увеличения мотивации личности растет и чувство ответственности. Если я не сделаю свою работу — лишусь рабочего места, не приготовлю ужин и не накормлю свою семью — будет стыдно перед самим собой и т.д. Ответственность появляется тогда, когда понимаешь зачем тебе это нужно. Откладывая воспитание ответственности в ребенке, он все больше не справляется с ее исполнением, следствием чего развлечения становятся центральными в его поведенческой деятельности.

Это ставит перед нами задачу научить ребенка ответственности. И это проблема проблем. В современном обществе в различных областях отмечаются тенденции снижения личной ответственности. Это отражается как в семейных отношениях (распространение «гражданских» браков, оставление детей на плечи государства или супруга, утрачивание связи с пожилыми родителями и т.д.), так и на внесемейных уровнях (производственная сфера, учебная деятельность студентов и т.д.).

Ответственности вообще сложно научить, это весьма важная и трудная задача. Педагоги говорят, что ребенка приучают к ответственности с малого. В первую очередь для привития навыков ответственности в доме у ребенка непременно должно быть (скорее не очень приятное) обязательство, такое дело которое кроме него никто больше не сделает. В разных семьях избирают разные обязательства (мытье полов, вынос мусора, уборка за животными и мн. др.), но оно должно быть. Причем это дело, должно быть полезным не столько для него самого, сколько на благо всей семьи. Найти мотивацию для ребенка удел самого родителя, но точно не за материальные ценности и тем более не за деньги, здесь важен моральный норматив.

Формирование ценностных ориентиров также является весьма важным направлением, поскольку ценности являются базисным основанием проявления ответственности. Необходимые ценности в паре с ответственностью будут выдерживать партнерские отношения между ребенком и гаджетом.

Разрешив задачу по усвоению ребенком ответственности, мы приобретем массу положительных моментов. Она, как известно, важна в жизни и не только во взаимодействии с гаджетом. Усвоив навыки ответственности, ребенку не сложно будет, расставив приоритеты, отвлечься от любимой игрушки. А если ребенок сможет в нужный момент отложить свое устройство, то нет ничего страшного в его использовании. В конце концов, ученые в использовании гаджетов усматривают и полезные навыки.

В условиях современности уже нет возможности отречься от технических устройств. Да и есть ли в этом необходимость? Они несут в себе удобство, комфорт, а в некоторых случаях даже необходимость. Однако в распространении гаджетов становится главной задачей уберечь детей от осознания приоритетности технических устройств. Главная роль в урегулировании проблемы использования детьми гаджетов ложится, главным образом, на плечи родителей. Здесь отражают себя различные методы и ресурсы воспитания. Все они известны родителям в современном обществе, однако, не осознавая степень их важности, используются родителями не в полную силу, что дает возможность техническому прогрессу брать верх над социальными навыками»

С одной стороны, с помощью Интернета и гаджетов находить информацию стало легко и просто. Не прикладывая усилий, ребенок получает знание о чем-либо. С другой стороны, информации стало слишком много, и в процессе поиска нужной, ребенок может потеряться и застрять в ненужной, а также получить какое-то лишнее знание от переизбытка информации. В свою очередь пресыщенность информацией существенно снижает эффект новизны и соответствующую мотивацию учения-познания, затрудняет осознание и понимание содержания. Т.А. Хагуров пишет о том, что эти способности стремительно исчезают у детей компьютерного века: «вместо понимания формируются простейшие интеллектуальные навыки распознавания и комбинаторики, блокирующие самостоятельность мышления».

Проблема понимания также связана с переизбытком информации, который засоряет сознание и подавляет самостоятельное мышление. Поэтому среди выпускников школ, ставших нашими студентами, немало весьма эрудированных, но всё меньше тех, кто может «держать мысль» (М.К. Мамардашвили) и способен к системному мышлению, основанному на соединении воображения и интуиции с обоснованием и доказательностью.

Наличие безграничного доступа к информации ведет к тому, что у детей формируются поверхностные знания, совмещенные к тому же с «клиповым» сознанием. То есть они знают немного обо всем, прыгают «по верхам», перескакивают с одной темы на другую, ни одну из них глубоко не анализируя.

Стоит ли говорить, что из-за гаджетов многие дети перестали читать, а малыши даже недослушивают читаемые им вслух сказки, а просят включить мультик.

Пашков А.Г., д.п.н., профессор Курского государственного университета:

«Наибольшее внимание посетителей социальных сетей привлекают сообщения с картинками, а также специальные ресурсы, на которых только изображения. Старая добрая наглядность, назначение которой в обучении — дать толчок самостоятельной мысли ученика (Я.А. Коменский), вытеснена яркой и завершённой зрелищностью, а учитель (преподаватель) всё чаще выступает в роли презентатора.

Но тысячелетиями сознание и мышление детей формировались в условиях получения информации со слуха, когда в процессе развития ребёнок овладевал словом, состоящим из акустических образов — звуков речи, устанавливал связи между слова

Речь и вербальное мышление «гаджетных детей» недостаточно развиты, поэтому они функционально слегка глухие, немые, ограниченные, хотя и считаются талантливыми. Речь перестаёт быть важной составляющей детской жизни, так как многие дети, поглощённые яркой и многообразной виртуальной средой, не умеют слушать и слышать, не умеют выражать свои мысли и чувства. Разносторонние, многомерные понятия нередко понимаются примитивно, а глубокие чувства, не имеющие зрительного образа, сводятся к «смайлам» и «лайкам». Даже самые навороченные гаджеты не могут донести до детей, что такое грех, совесть, честь, долг, отвага, стыд, сострадание, самопожертвование. Однако именно эти понятия делают человека Человеком, выступают культурными и нравственными регуляторами его жизни»

Есть ли все же польза от гаджетов?

Разработчики приложений прикладывают много усилий, чтобы гаджеты приносили реальную помощь в развитии ребенка. Существует множество сайтов и учебных приложений, направленных на развитие мелкой моторики, реакции, логики, памяти и других важных навыков. Малышам гораздо больше нравится учиться в игровой форме, и под присмотром родителей такие занятия могут быть очень эффективны. Школьники могут пользоваться такими приложениями, как график дел, расписание уроков, ведение дневника и т. д. Это развивает навыки самостоятельности и учит извлекать пользу из гаджетов, а не рассматривать их только как развлечение.

Игры также могут быть не только развлекательными, но и обучающими. Вряд ли ребенок поумнеет, играя целый день в планшет. Тут важно понять, во что именно он играет. Например, «стрелялки» наряду с внимательностью могут развить агрессию. Стратегии или квесты представляют меньшую опасность, но сильно «затягивают».

Предпочтительнее начинать знакомство ребенка с просветительских игр, энциклопедий. Например, компьютерная игра ««Святой равноапостольный князь Владимир и духовные потомки великого крестителя Земли Русской» позволяет в интерактивной форме приступить к изучению младшими школьниками ряда вопросов по истории христианства и православия, истории Отечества через познание образов Святых земли русской, выдающихся воинов и деятелей просвещения, прославивших нашу Родину: святого равноапостольного князя Владимира, святого благоверного князя Ярослава Мудрого, святого благоверного князя Александра Невского, святого Преподобного Сергия Радонежского, святого благоверного князя Дмитрия Донского, праведного воина Федора Ушакова.

Уже выросло поколение родителей, которые знакомы с компьютером с детства, играли в разные игры, но не стали зависимыми.

Однако не всем так везет, и некоторым детям изначально категорически нежелательно погружаться в виртуальность. Если у ребенка после игр в планшет появляется агрессивность, либо постоянное ненасытное желание быть в сети, о гаджетах не может быть и речи. В подобных вопросах следует непременно руководствоваться советом духовника (если таковой имеется), своими наблюдениями и опытом.

ЛИЧНОСТЬ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ: КУДА ВЕДУТ ЧЕЛОВЕКА ЭЛЕКТРОННЫЕ «ГАДЖЕТЫ»?- Пашков А.Г. Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова 2016, Том 22