Теоретические основы формирования информационной компетентности у школьников. Особенности формирования информационной компетентности Формирование информационной компетентности

Учитель информатики играет непосредственную роль в формирование информационной компетентности учеников. Знания, умения и навыки, полученные на уроках информатики позволяют учащимся решать задачи встречающиеся им на протяжении всего учебного процесса.

Приведем несколько примеров способствующие формированию этих навыков.

Урок №1 - 7 класс

Тема урока: «Информация и ее виды».

Цели урока:

1. Развивающие:

развитие психических качеств учащихся: мышления (аналитического, синтезирующего, аналитико-синтезирующего, абстрактного), умений применять знания на практике;

развитие познавательных умений (выделять главное, вести конспект);

развитие общетрудовых и политехнических умений (коммуникативно-технических);

развитие умений учебного труда: умения работать в должном темпе (читать, писать);

развитие воли, самостоятельности (инициативы, уверенности в своих силах, настойчивости, умения преодолевать трудности для достижения намеченной цели, умения владеть собой и действовать самостоятельно).

2. Образовательные:

добиться усвоение учащимися понятий информация, виды информации, носители информации;

совершенствовать умения и навыки в использовании программного приложения Microsoft Office Word;

отработать навыки работы в построении диаграмм Microsoft Excel;

обеспечить усвоение учащимися особенностей различных видов информации.

3. Воспитательные:

воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям;

воспитание дисциплинированности;

воспитание эстетических взглядов.

Оборудование урока: демонстрационный материал, презентация Microsoft PowerPoint.

Раздаточный материал:

карточки

для групп;

с домашним заданием.

Проекционное оборудование:

интерактивная доска;

компьютер;

проектор.

План урока:

самоопределение к деятельности (оргмомент);

актуализация знаний;

постановка проблемы;

построение проекта выхода из затруднения. «Открытие» новых знаний;

первичное закрепление;

самостоятельная работа с проверкой по образцу;

включение в систему знаний и повторение;

рефлексия.

Урок № 2 - 8 класс.

Конспект урока на тему «Файл. Расширение и атрибуты файла».

Цель урока: сформировать умение описывать и изменять атрибуты файлов; развивать информационную компетентность учащихся.

Задачи урока:

Образовательные: ввести атрибуты и расширения файлов, алгоритмы архивации файлов; научить изменять атрибуты файлов, открывать файлы в соответствующем приложении; освоить навыки архивации файлов с заданием параметров архивации;

Развивающие: формирование и развитие приемов умственного труда и логических приемов (анализ, синтез, обобщение);

Воспитывающие: формирование коммуникативных качеств личности, восприятие компьютера как инструмента обработки информации.

Оборудование урока: проектор, локальные компьютеры - 12 , электронная доска Polyvision, стационарная таблица с типами файлов.

Программное обеспечение: архиваторы 7-Zip и WinRAR, файловый менеджер Total Commander, ПО «Webster» для интерактивной доски, презентация для интерактивной доски.

План урока:

Проверка домашнего задания:

Устный отчет о практической работе (с использованием проектора и электронной доски).

«Дефрагментация диска» (демонстрацией результатов в виде сохраненных учеником копий изображений экрана монитора).

«Форматирование дискеты» (Выполнение и сопровождение рассказом ученика).

«Объем файла в различных файловых системах» (Сравнительная характеристика файлов, сохраненных на различных носителях).

Актуализация знаний с использованием презентации:

Создание проблемной ситуации.

Что лишнее в каждой из данных логических цепочек? (Почему?).

Проблемные вопросы:

Как связаны между собой расширение файла и приложение, в котором этот файл был создан?

Можно ли изменить приложение, с которым связан файл?

Объяснение нового материала

Слайды, сопровождаемые пояснением учителя, записями учащихся в рабочих тетрадях.

Домашнее задание

Инструктаж перед выполнением практической работы.

Практическая работа

Расширение и атрибуты файла. Архивация файлов.

Итог урока

Оценки за устные ответы учащихся.

Урок № 3 - 9 класс

Тема урока: «Электронные таблицы. Ввод формул. Относительная и абсолютная адресация».

Цели урока:

обучающая - вспомнить понятие «график», разновидности графиков, свойства графиков из курса математики, познакомить учащихся с этапами построения графиков средствами Microsoft Excel, расширить представление учащихся о возможных сферах применения электронных таблиц, показать применение приобретенных знаний из других дисциплин в информатике;

развивающие - развивать познавательные и исследовательские способности, развитие навыков и умений практического применения электронных таблиц в решении конкретных задач, развивать и отработать умение анализировать;

воспитательные - воспитать интерес к предмету, к программе Microsoft Excel.

Задачи урока:

показать этапы построение графиков средствами Microsoft Excel;

рассмотреть несколько примеров построения графиков средствами Microsoft Excel;

воспитать интерес к. предмету и к программе Microsoft Excel в частности.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Вид урока: комбинированный.

Форма проведения урока: рассказ, практическая работа, самостоятельная работа.

Форма работы учащихся: коллективная работа, индивидуальная работа.

Технология: ИКТ, проблемное обучение, интегрированный урок «математика+информатика».

Подготовка кабинета:

компьютеры;

проектор;

презентация для учителя;

программа Microsoft Excel.

План урока:

организационный момент - 1 мин;

актуализация и проверка усвоения изученного материала - 5 мин;

объяснение нового материала - 15 мин;

самостоятельная работа за компьютером (закрепление изученного материала);

домашнее задание;

подведение итогов;

Педагогический эксперимент состоял из 3 частей:

разработка уроков с использованием ИКТ;

проведение уроков;

анализ и интерпретация результатов уроков.

Общей целью проведенных уроков был анализ формирование навыков информационной компетентности у школьников, поэтому для анализа результатов уроков мы определяли, используют ли школьники тот или иной навык для решения учебных познавательных задач

Тема урока: Практическая работа. Работа с WWW.

Поиск информации в Интернете. Сведения, полученные в результате выполненной работы, позволят учащимся:

сформировать представление о средствах передачи информации в жизни человечества;

понять, что средства передачи информации с каждым годом совершенствовались, что дало возможность увеличения скорости передачи информации;

провести анализ преимущества средств передачи информации;

оценить вклад выдающихся ученых в развитие средств передачи информации.

Данное задание, с точки зрения ИКТ-компетентности, нацелено на выявление навыков по поиску и оценке и создании информации. Компетентность выявляется с помощью задания оценить информацию из базы данных с использованием предоставленного механизма поиска, выбрать те ресурсы, которые можно использовать для справки или те, которые отвечают определенным требованиям.

Время на выполнение: 30 минут.

Выявляемые навыки:

управление;

интеграция;

создание информационных продуктов.

Тема «Действия с информацией» 7 класс

Задание 1.

Формируемая компетентность: информационная компетентность (аспект: первичная обработка информации, I уровень - переводит сложную по составу (многоаспектную) информацию из текстового представления в формализованное).

Формируемая компетентность: информационная компетентность (аспект: извлечение вторичной информации, I уровень - самостоятельно формулирует основания, исходя из характера полученного задания, извлекает и систематизирует информацию по двум и более заданным основаниям с элементами первичной обработки информации).

Изучение небесных тел - одна из задач, которую решает астрономия. Знание астрономии позволяет: ориентироваться на местности, определять географические координаты, изучать движение тел, исследовать космические явления. Внимательно изучите информацию, представленную в источнике. Проведите сравнение 4 объектов, выделив для сравнения 4 параметра (свойств, признаков). Оформите результаты своей работы в виде сравнительной таблицы. Сделайте вывод о том, какие из представленных в источниках планеты Солнечной системы не имеют спутников.

Источник 1.

Планеты Солнечной системы.

Расстояние от Юпитера до Солнца 778 млн.км. Диаметр планеты Юпитер 142 800 км. Расстояние от Земли до Солнца 150 млн.км. Диаметр планеты Меркурий 4 880 км. Время обращения Юпитера вокруг Солнца 12 лет. Расстояние от Меркурия до Солнца 58 млн.км. Время обращения Земли вокруг Солнца 365 дней. Время обращения Меркурия вокруг Солнца 88 дней. Время обращения Венеры вокруг Солнца 225 дней. Диаметр планеты Земля 12 756 км. Диаметр планеты Венера 12 100 км. Расстояние от Венеры до Солнца 108 млн.км. Время обращения Марса вокруг Солнца 687 дней.

Источник 2.

Спутники планет Солнечной системы.

Спутников у Меркурия, по современным данным, нет. По современным данным, естественных спутников у Венеры нет. У Земли всего один спутник -- Луна. У Юпитера известно 63 спутника.

Таблица 2.1

Спутники планет Солнечной системы

Таблица 2.2

Шкала оценивания

Вывод: Две планеты Солнечной системы, представленных в источниках, Меркурий и Венера не имеют спутников.

Шкала перевода баллов в отметку:

  • 24 балла - отметка «5»
  • 21-23 балла - отметка «4»
  • 17-20 баллов - отметка «3»

Предложенное задание может быть использовано на этапе усвоения новых знаний. Учащимся вместе с заданием предлагается шкала оценивания и шкала перевода баллов в отметку.

Приведу разработку урока по формированию компетентностей обучающихся, таких как информационные, коммуникативные.

Тема урока: “Компьютер. Программное обеспечение. ОС Windows. Двоичное кодирование информации. Обработка графической, текстовой информации”

Форма урока: деловая игра.

Доминирующая дидактическая цель: Развитие информационной компетентности по теме: “Компьютер. Программное обеспечение. ОС Windows. Двоичное кодирование информации. Обработка графической, текстовой информации”.

образовательные: создать условия для формирования целостной системы знаний по теме: “Компьютер. Программное обеспечение. ОС Windows. Двоичное кодирование информации. Обработка графической, текстовой информации”;

развивающие: создать условия для проявления познавательной активности: развития навыков самостоятельной работы с источником информации, инструментами и технологиями; развития навыков коммуникативности в информационном обмене, в ролевом взаимодействии; развитие навыков мыслительной деятельности при планировании, анализе, синтезе, структурировании, самоанализе, рефлексии;

воспитывающие: создать условия для воспитания культуры учебного труда, воспитание организованности, ответственности, сосредоточенности.

Формы организации познавательной деятельности: групповая, индивидуальная.

Метод обучения: творчески-проблемный.

Оборудование урока:

проектор, персональные компьютеры с инсталлированными на них ОС Windows, текстовым процессором Microsoft Word, Microsoft Power Point;

файл презентации Приложение1.ppt, размещенный на компьютере учителя;

папка для каждой фирмы на компьютере учащихся с семью файлами: файл Журнал учета денежных средств.doc, файл Кроссворд.doc, файл Дополнительные вопросы.doc, файл Сканворд.doc, Критерии оценок фирмы. doc, Оценочный лист сотрудника фирмы. doc, Сводная оценочная таблица эксперта. doc.

Ход урока.

В начале урока класс делится на группы по 8-10 человек, учитель предлагает образовать фирмы. У каждой фирмы есть название и сотрудники: четыре программиста, финансист, менеджер, дизайнер и президент. Каждой фирме предоставляется “в собственность” по четыре компьютера. Ребята придумывают все атрибуты фирмы сами. Выбираются 3-4 независимых эксперта из числа лучших учащихся.

Учитель предлагает учащимся обратить внимание на тему урока и задает вопрос: Что мы знаем по этой теме? Что мы умеем? Предлагает учащимся сформулировать цель сегодняшнего урока. Ставится цель урока, т.е. цель деловой игры.

Далее учитель сообщает, что для того чтобы начать нашу игру, фирмам надо заработать начальный капитал, ответив на блиц вопросы кроссворда. Для этого необходимо программистам найти готовый файл с кроссвордом на одном из четырех компьютеров фирмы (путь к папке игры указан, но трудность в том, что в ней находятся и “ненужные” на данный момент времени файлы), совместными усилиями заполнить его, готовый продукт в распечатанном виде предъявить экспертам. В кроссворде 16 слов-терминов, цена каждого слова 100 у.е., то есть максимальный начальный капитал может быть 1600 у.е.

Подводится итог блиц опроса. Эксперты объявляют заработанные денежные средства, финансисты каждой фирмы забирают условные единицы, записывают в журнале, имеющимся в папке игры в виде файла.

Журнал учета денежных средств на лицевом счете банка (для финансиста фирмы) (таблица 2.3).

Таблица 2.3

Учет денежных средств

На данном этапе игры формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее при помощи реальных объектов: компьютер, принтер. Следовательно, формируется информационная компетентность учащихся. Эксперты отслеживают количество открытых “ненужных” файлов, количество правильно отгаданных слов-терминов. Учитель по данным экспертов определяет уровень компетентности, строит диаграмму.

Вопросы кроссворда по горизонтали:

  • 4. Вид программы, к которому относится Лазерный проигрыватель.
  • 5. Одна из стандартных программ.
  • 8. Устройство ввода информации.
  • 10. Синоним жесткого магнитного диска.
  • 11. Вид программы, к которому относится Word Pad.
  • 12. Кнопка, при нажатии которой на экране появится главное меню.
  • 13. Устройство хранения, обработки, передачи информации.
  • 16. Сведения об окружающем мире, повышающие уровень осведомленности человека.

По вертикали:

  • 1. Папка, предназначенная для временного хранения удаленных файлов, папок, ярлыков.
  • 2. Одна из мультимедиа программ.
  • 3. Это устройство может быть матричным, струйным, лазерным.
  • 6. Вид памяти, хранящей программы и данные, обрабатывающие процессором в данный момент времени.
  • 7. Одна из служебных программ для работы с диском.
  • 9. Вид программы, к которому Сведения о системе.
  • 14. Устройство для обмена информации по телефонным каналам связи.
  • 15. Носитель информации с наименьшей информационной емкостью.

Кроссворд Компьютер Программное обеспечение ОС Windows представлен в соответствии с рисунком 2.1.

Рисунок 2.1. Кроссворд

Ответы кроссворда:

По горизонтали: мультимедиа, блокнот, микрофон, винчестер, стандартная, пуск, компьютер, информация.

По вертикали: корзина, звукозапись, принтер, оперативная, дефрагментация, служебная, модем, дискета.

Далее, та фирма, у которой будет наибольшее количество начального капитала, начинает первая “проверять” своих сотрудников (подчиненных) на то, как они понимают своего президента (начальника). В этой проверке участвует половина сотрудников фирмы: программист, менеджер, финансист, президент, остальные сотрудники: три программиста и дизайнер готовят ответы на дополнительные вопросы кроссворда, которые находятся в папке игры в виде файла. (В это же время другая фирма отвечает на дополнительные вопросы кроссворда.)

Программист, менеджер, финансист, совместно с президентом может выбрать любые три раздела из 1 тура компьютерной презентации. На мониторе компьютера учителя открыт слайд с 1 туром компьютерной презентации, его будет видеть только президент фирмы. Выбрав, один из разделов 1 тура президент занимает место за компьютером учителя, остальные сотрудники фирмы не видят, что происходит на экране монитора. Ему можно словами, жестами, мимикой как можно точнее объяснить слова, представленные в выбранном разделе, а сотрудники фирмы должны отгадать объясняемое слово. За каждое верно отгаданное слово команда получает 100 у.е. на лицевой счет фирмы. Каждый раздел “скрывает” пять терминов, то есть максимально увеличиться капитал может на 1500 у.е. Слова-термины можно купить за 100 у.е. каждое, в случае неправильно отгаданного термина.

В презентации при выборе каждого раздела по гиперссылке осуществляется переход на слайд со словами-терминами этого раздела. Термины появляются на слайде по одному слову друг за другом по щелчку мыши. По кнопке возврата можно вернуться на слайд с 1 туром.

Когда три раздела 1 тура разгаданы, то сотрудники фирмы возвращаются на свое “рабочее место” и помогают отвечать на дополнительные вопросы кроссворда. Готовый продукт (ответы на дополнительные вопросы) в распечатанной форме предоставляется экспертам. Дополнительных вопросов кроссворда восемь, то есть максимальная прибавка к капиталу фирмы составит 800 у.е. (Другая фирма в это же время отгадывает слова-термины из оставшихся трех разделов 1 тура компьютерной презентации.)

Дополнительные вопросы к кроссворду:

перечислите все дополнительные устройства компьютера, используемые в кроссворде. Дайте определение каждому из их;

нарисуйте схему функциональной организации компьютера. Впишите устройства, указанные в кроссворде, в соответствии с их видом, в нужные блоки схемы;

сформулируйте из терминов, предложенных в кроссворде пары слов по принципу: прилагательное - существительное. Прилагательное - вид программы, а существительное одна из программ данного вида. Укажите еще несколько примеров программ для каждого вида;

назовите примеры мультимедиа программ, неуказанных в кроссворде. Наличие каких устройств дает возможность работы с данным видом программ;

перечислите носители информации из кроссворда в порядке убывающей последовательности их объемов. Для последнего носителя укажите его информационную емкость;

укажите неиспользованные в кроссворде носители информации, распределив их по группам с общим признаком;

назовите объекты Рабочего стола Windows, используемые в кроссворде. Укажите объекты, которые еще можно разместить на Рабочем столе;

перечислите слова из кроссворда, которые не были использованы в вопросах 1-7 и ответах на них. Дайте определение одному их этих слов-терминов, так чтобы оставшиеся слова “прозвучали” при объяснении термина.

Ответы на дополнительные вопросы к кроссворду:

1. Принтер - устройство вывода графической информации на бумагу. Микрофон - устройство ввода звуковой информации. Модем - устройство для обмена информации по телефонным каналам связи. Устройства компьютера представлены в соответствии с рисунком 2.2.


Рисунок 2.2. Устройства компьютера

  • 3. Стандартная - блокнот, служебная - дефрагментация. Стандартная: калькулятор,Word Pad, Paint. Служебная: проверка диска, сведения о системе, очистка диска, архивация данных, преобразование диска в FAT 32, сжатие данных.
  • 4. Лазерный проигрыватель, регулятор громкости, универсальный проигрыватель. Необходимы: звуковая карта с микрофоном и колонками, и СD-ROM дисковод.).
  • 5. Винчестер, дискета. Информационный объем 3-х дюймовой дискеты 1,44 Мбайта.
  • 6. 1 вариант ответа: группы по принципу работы с информацией на носителе:

CD-DOM, DVD-DOM;

CD-R, DVD-R; CD-RW, DVD-RW.

2 вариант ответа: группы по виду носителя информации:

CD-DOM, DVD -DOM, DVD -R, DVD -RW.

  • 7. Папка Корзина, кнопка Пуск на Панели задач. Можно разместить другие папки, документы, ярлыки.
  • 8. Слова: оперативная, компьютер, информация. Определение: Оперативная память компьютера - память, хранящая информацию, которую обрабатывает процессор в данный момент времени.

На данном этапе игры формируются коммуникативные компетенции, включающие знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Формируется и информационная компетентность учащихся. Эксперты отслеживают количество правильно отгаданных слов-терминов. Учитель по данным экспертов определяет уровень компетентности, строит диаграмму.) Далее, та фирма, у которой будет наибольшее количество капитала на данный момент времени, начинает первая“проверять” своих сотрудников (подчиненных) на то, как они понимают своего президента (начальника). В этой проверке участвуют три программиста, дизайнер и президент, остальные сотрудники: программист, менеджер, финансист, готовят ответы на сканворд, находящийся в папке игры в виде файла. Готовый продукт в распечатанном виде предъявляют экспертам. В сканворде всех слов-терминов двенадцать, то есть максимальное увеличение капитала фирмы составит 1200 у.е. (В это же время другая фирма отгадывает сканворд.)

На мониторе компьютера учителя открыт слайд с 2 туром компьютерной презентации Приложение1.ppt . Все аналогично 1 туру, максимально увеличиться капитал фирмы может на 1500 у.е.

В сканворде фирмам нужно найти зашифрованные слова-термины по определенной теме представленном в соответствии с рисунком 2.3. Из букв, не используемых в названиях терминов, составить название еще одного термина, возможно использование одной буквы в разных словах. Сканворды предложены в двух вариантах: в варианте 1 - слова расположены по горизонтали (справа налево или слева направо) и по вертикали (снизу вверх или сверху вниз), а в варианте 2 - змейкой.

Вариант 1

Вариант 2

Рисунок 2.3. Сканворд Обработка текстовой, графической информации

Ответы сканворда (оба варианты): абзац, шрифт, пиксель, формат, палитра, список, поворот, объект, файл, заливка, страница. Название слова-термина, составленное из неиспользованных букв - выделение.

Далее фирма с наименьшим количеством капитала на данный момент времени выбирает либо место ученика, который будет объяснять слово-термин, либо место того, кто должен отгадать заданное слово. На мониторе компьютера учителя открыт слайд с финальным туром компьютерной презентации. В финале участвуют президенты фирм. Стоимость шести слов-терминов в финале разная: 100 у.е, 150 у.е, 200 у.е, 300 у.е, 350 у.е, 500 у.е

В финале оценивается верное объяснение слова-термина и правильный ответ путем прибавления определенного количества у.е, в соответствии с их стоимостью. Если же объяснение слова-термина или ответ неверны, то осуществляется вычитание определенного количества у.е в соответствии с их стоимостью. Максимально преумножить капитал фирмы можно на 1600 у.е.

Конечный итог игры: подсчитываются условные деньги, объявляется лучшая фирма.

Таблица 2.4.

Критерии оценок фирмы

Президент вносит в оценочный лист оценки каждого сотрудника.

Оценочный лист сотрудника фирмы

Фирма:________________

Президент фирмы:________________


Рисунок 2.5. Оценочный лист

Эксперты дают оценку работе каждого президента фирмы, делают заключение полностью по всей игре, отмечают лучшую фирму, выставляют оценки с комментариями, заполняют сводную оценочную таблицу.

Сводная оценочная таблица эксперта

Эксперт___________

Таблица 2.5. Сводная оценочная таблица

По окончании всей игры учитель дает слово учащимся, проводится рефлексия.

Для проверки сформированности умений применять свои знания в стандартной ситуации входит следующие умения:

подсчитывать информационный объем сообщения;

осуществлять перевод из одной системы счисления в другую;

осуществлять арифметические действия в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления;

создавать и преобразовывать логические выражения;

формировать для логической функции таблицу истинности и логическую схему;

оценивать результат работы известного программного обеспечения;

формулировать запросы к базам данных и поисковым системам.

  • 1. Автоматическое устройство осуществило перекодировку информационного сообщения на русском языке, первоначально записанного в 16-битном коде Unicode, в 8-битную кодировку КОИ-8. При этом информационное сообщение уменьшилось на 480 бит. Какова длина сообщения в символах?
  • 2. В велокроссе участвуют 119 спортсменов. Специальное устройство регистрирует прохождение каждым из участников промежуточного финиша, записывая его номер с использованием минимально возможного количества бит, одинакового для каждого спортсмена. Каков информационный объем сообщения, записанного устройством, после того как промежуточный финиш прошли 70 велосипедистов?
  • 70 бит
  • 70 байт
  • 490 бит
  • 119 байт
  • 3. Дано: а=D716, b=3318. Какое из чисел c, записанных в двоичной системе, отвечает условию a
  • 11011001
  • 11011100
  • 11010111
  • 11011000
  • 4. Для кодирования букв А, Б, В, Г решили использовать двухразрядные последовательные двоичные числа (от 00 до 11, соответственно). Если таким способом закодировать последовательность символов БАВГ и записать результат шестнадцатеричным кодом, то получится
  • 5. Для кодирования цвета фона страницы Интернет используется атрибут bgcolor="#ХХХХХХ", где в кавычках задаются шестнадцатеричные значения интенсивности цветовых компонент в 24-битной RGB-модели. Какой цвет будет у страницы, заданной тэгом

Материал на проверку сформированности умений применять свои знания в новой ситуации входят следующие сложные умения:

анализировать текст программы с точки зрения соответствия записанного алгоритма поставленной задаче и изменять его в соответствии с заданием;

реализовывать сложный алгоритм с использованием современных систем программирования.

  • 1. У исполнителя Калькулятор две команды, которым присвоены номера:
    • А) прибавь 3
    • В) умножь на 4

Выполняя первую из них, Калькулятор прибавляет к числу на экране 3, а выполняя вторую, умножает его на 4. Запишите порядок команд в программе получения из числа 3 числа 57, содержащей не более 6 команд, указывая лишь номера команд.

Например, программа 21211 это программа

умножь на 4

прибавь 3

умножь на 4

прибавь 3

прибавь 3

которая преобразует число 2 в 50.)

  • 2. Опишите на русском языке или одном из языков программирования алгоритм получения из заданного целочисленного массива размером 30 элементов другого массива, который будет содержать модули значений элементов первого массива (не используя специальной функции, вычисляющей модуль числа).
  • 3. Для 6 букв латинского алфавита заданы их двоичные коды (для некоторых букв из двух бит, для некоторых - из трех). Эти коды представлены в таблице:

00 100 10 011 11 101

Определите, какая последовательность из 6 букв закодирована двоичной строкой 011111000101100.

XXI век - век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры.

Меняется и роль учителя в информационной культуре - он должен стать координатором информационного потока. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование информационной компетентности учащихся средствами ИКТ

Текст выступления

Сопровождение выступления








Для учителя компьютер - это уже не роскошь – это НЕОБХОДИМОСТЬ .

XXI век - век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры.

Меняется и роль учителя в информационной культуре - он должен стать координатором информационного потока. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком.

Сегодня, когда информация становится стратегическим ресурсом развития общества, а знания – предметом относительным и ненадежным, так как быстро устаревают и требуют в информационном обществе постоянного обновления, становится очевидным, что современное образование – это непрерывный процесс.
Для начальной школы это означает смену приоритетов в расстановке целей образования: одним из результатов обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования. Для реализации этих целей возникает необходимость применения в практике работы учителя начальных классов разных стратегий обучения младших школьников, и, в первую очередь, использование информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе.

Уроки с использованием компьютерных технологий позволяют сделать их более интересными, продуманными, мобильными. Используется практически любой материал, нет необходимости готовить к уроку массу энциклопедий, репродукций, аудио-сопровождения – всё это уже заранее готово и содержатся на маленьком компакт-диске или на флеш-карте.

Организация учебного процесса в начальной школе, прежде всего, должна способствовать активизации познавательной сферы обучающихся, успешному усвоению учебного материала и способствовать психическому развитию ребенка. Следовательно, ИКТ должно выполнять определенную образовательную функцию, помочь ребёнку разобраться в потоке информации, воспринять её, запомнить, а, не в коем случае, не подорвать здоровье. ИКТ должны выступать как вспомогательный элемент учебного процесса, а не основной. Учитывая психологические особенности младшего школьника, работа с использованием ИКТ должна быть чётко продумана и дозирована. Таким образом, применение ИТК на уроках должно носит щадящий характер. Планируя урок (работу) в начальной школе, учитель должен тщательно продумать цель, место и способ использования ИКТ.

Очевидно, что ИКТ – мощный педагогический инструмент в руках учителя, им надо владеть и широко использовать на своих предметных уроках..
Информатизация начального образования проходит по следующим направлениям:
использование ИКТ в качестве дидактического средства обучения (создание дидактических пособий, разработка и применение готовых компьютерных программ по различным предметам, и т. д.);
введение учебного курса «Информатика» как учебного предмета для младших школьников;
проведение урока с использованием ИКТ (применение ИКТ на отдельных этапах урока, использование ИКТ для закрепления и контроля знаний, организация групповой и индивидуальной работы, внеклассной работы и работы с родителями).

Практически на любом школьном предмете можно применить компьютерные технологии. Важно одно – найти ту грань, которая позволит сделать урок по-настоящему развивающим и познавательным. Использование информационных технологий позволяет мне осуществить задуманное, сделать урок современным. Использование компьютерных технологий в процессе обучения влияет на рост профессиональной компетентности учителя, это способствует значительному повышению качества образования, что ведёт к решению главной задачи образовательной политики.
Анализируя опыт использования ИКТ на различных уроках в начальной школе, можно с уверенностью сказать, что использование информационно-коммуникативных технологий позволяет:
обеспечить положительную мотивацию обучения;
проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (музыка, анимация);
обеспечить высокую степень дифференциации обучения (почти индивидуализацию);
повысить объем выполняемой на уроке работы в 1,5 – 2 раза;
усовершенствовать контроль знаний;
рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока;
формировать навыки подлинно исследовательской деятельности;
обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.
Итак, мы видим, что с применением ИКТ на уроках, учебный процесс направлен на развитие логического и критического мышления, воображения, самостоятельности. Дети заинтересованы, приобщены к творческому поиску; и не только дети, но и их родители тоже; активизирована мыслительная деятельность каждого. Процесс становится не скучным, однообразным, а творческим. А эмоциональный фон урока становится более благоприятным, что очень важно для учебной деятельности ребёнка.

В заключении хочу сделать такой вывод: Педагогу в настоящее время необходимо научиться пользоваться компьютерной техникой, так же, как он использует сегодня авторучку или мел для работы на уроке, владеть информационными технологиями и умело применять полученные знания и навыки для совершенствования методики урока.

Для учителя компьютер - это уже не роскошь – это НЕОБХОДИМОСТЬ .


Формирование информационной компетенции у младших школьников.

« Мало знать, надо и применять.

Мало очень хотеть, надо и делать! »

(англ. писатель А́ртур Чарльз Кларк)

Готовясь к очередному уроку, каждый раз учитель задает себе вопрос – как организовать работу на уроке, чтобы умения и навыки стали необходимы ученику в жизни, мотивировали на самостоятельное приобретение новых знаний?
Реализация компетентностного подхода – это важное условие повышения качества образования. Чтобы убедиться, что разработанный урок действительно и в полной мере отражает компетентностный подход, надо спросить себя, на что направлена организованная мною деятельность ученика? То, что они делают, значимо для них, востребовано ли это в современном обществе? Где и в чем выражается применение их сегодняшнего опыта? Умение взаимодействовать в реальных жизненных условиях, а не сумма фактических знаний - вот чему необходимо учить наших ребят.
В современном мире умение мыслить самостоятельно, опираясь на знания и опыт, ценится гораздо выше, чем просто эрудиция, владение большим объёмом знаний без умения применять эти знания для решения жизненных проблем. Поэтому качество образования сейчас во многом связано с умением приобретать новые знания, применяя их в реальной жизни, с формированием новой системы знаний, умений и навыков, а также опытом самостоятельной деятельности и личной ответственности учащихся, то есть с современными ключевыми компетенциями.

Под компетенциями понимают совокупность определенных знаний, умений и навыков, в которых человек должен быть осведомлен и иметь практический опыт работы.

Компетенции для ученика – это образ его будущего, ориентир для освоения. В период обучения у обучающегося формируются те или иные составляющие этих «взрослых» компетенций, и чтобы не только готовиться к будущему, но и жить в настоящем, он осваивает эти компетенции с образовательной точки зрения.

Андрей Викторович Хуторско́й ( доктор педагогических наук ) выделил основные ключевые компетенции, в перечень которых входят: 1.ценностно-смысловая ( это компетенция, связанная с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. ) , 2 . общекультурная ( познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры; духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов; культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций; роль науки и религии в жизни человека) ; 3. учебно-познавательная (способность самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств и ценностей и отвечать за выбор) , 4 . информационная ( способность результативно мыслить и работать с информацией) , 5 . коммуникативная (способность общаться и взаимодействовать с людьми). , 6.социально-трудовая ( выполнение роли гражданина, наблюдателя, представителя, потребителя, покупателя, клиента, производителя, члена семьи. Права и обязанности в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения ) , 7 . личностная компетенция . (направлена на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки).

Более подробно я расскажу об информационной компетентности.

Для того чтобы быть успешным в современном обществе человек должен обладать высоким уровнем информационной компетентности.

Информационная грамотность учащихся является основой, начальным уровнем формирования информационной компетентности и включает совокупность знаний, умений, навыков, поведенческих качеств учащегося, позволяющих эффективно находить, оценивать, использовать информацию для успешного включения в разнообразные виды деятельности и отношений.

Информационная компетентность характеризуется как способность пользоваться, воспроизводить, совершенствовать средства и способы получения и воспроизведения информации в печатном и электронном виде.

Чтобы перейти к обучению, необходимо задать компетенции в деятельностной форме. В этом случае само название компетенции будет определять суть соответствующего метода обучения.

Информационные компетенции включают в себя:

    владение навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, атласами, картами, энциклопедиями, словарями, Интернетом;

    самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее;

    ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое; уметь осознанно воспринимать информацию, распространяемую по каналам СМИ;

    владеть навыками использования информационных устройств: компьютера, телевизора, магнитофона, телефона, мобильного телефона, пейджера, факса, принтера, модема;

    применять для решения учебных задач информационные и телекоммуникационные технологии: аудио и видеозапись, электронную почту.

Важной составляющей информационной компетентности учеников является преобразование информации из одной формы в другую и выбор наиболее удобной для себя формы. Это могут быть тексты, таблицы, схемы, иллюстрации.

Все это обуславливает необходимость решения задачи развития критического мышления, т.к. именно в этой технологии представлены приемы, направленные на формирование информационных компетенций.

На примере урока русского языка.

Одним из способов графической организации и логико-смыслового структурирования материала является:

1.Таблица “З-Х-У” (“Знаю – Хочу знать – Узнал”)

Форма удобна, так как предусматривает комплексный подход к содержанию темы.Она используется как в работе с печатным текстом, так и для лекционного материала. Ее графическая форма отображает те три фазы, по которым строится процесс в технологии развития критического мышления: вызов, осмысление, рефлексия.

Цели ее применения:

1. Обучение умению определять уровень собственных знаний.

2. Пробуждение интереса к получению новой информации.

3. Обучение умению соотносить новую информацию со своими установившимися представлениями.

Пошаговое описание метода.

1 шаг: До знакомства с текстом учащиеся самостоятельно или в группе заполняют первый и второй столбики “ Знаю”, “Хочу узнать”.

2 шаг : По ходу знакомства с текстом или же в процессе обсуждения прочитанного, учащиеся заполняют графу “Узнали”.

3 шаг: Подведение итогов, сопоставление содержания граф.

Дополнительно можно предложить детям еще 2 графы – “источники информации”, “что осталось не раскрыто”.

На уроке обобщения знаний о глаголе используется интерпретация таблицы:

2.Кластер (как и все графические схемы) является моделью изучаемой темы, позволяет увидеть её целиком, “с высоты птичьего полёта”. Повышается мотивация, т.к. легче воспринимаются идеи. Человеку всегда нужны графические образы. Мозг запоминает модели. Представление информации учащимися в виде кластера способствует её творческой переработке, поэтому обеспечивает усвоение информации на уровне понимания. Кластеры (как и другие схемы) позволяют развить мышление, сделать его более гибким, избавиться от стереотипов, догматическое мышление превратить в критическое.Работу по составлению кластеров ученики воспринимают положительно и демонстрируют более высокий уровень усвоения учебного материала.

Слово “кластер” происходит от английского cluster – гроздь, рой, скопление. Кластер – графический способ, позволяющий представить большой объём информации в структурированном и систематизированном виде, выявить ключевые слова темы. Это графическая схема из овалов. В центре кластера, в главном овале, – основная проблема, тема, идея. В овалах следующего уровня – классифицирующие признаки или основания для систематизации, в овалах третьего уровня – дальнейшая детализация и т.д. Кластеры могут сильно ветвиться, поэтому всегда нужно уметь остановиться на разумном уровне детализации. Кластер содержит ключевые слова, ключевые идеи с указанием логических связей между текстовыми субъектами, которые придают картине целостность и наглядность.Важно и то, что построение кластеров позволяет выявить систему ключевых слов, которые могут быть использованы для поиска информации в интернете, а также для определения основных направлений исследований учащихся, выбора тем учебных проектов.

Построение кластеров воспринимается учащимися как творческая работа, где возможна реализация собственного видения проблемы, собственного подхода, вариативности, как средство самореализации, самоутверждения. Возможность индивидуальной, парной, групповой и коллективной работы создаёт психологический комфорт в учебном процессе. Включение каждого ученика в три вида деятельности (думаю, пишу, проговариваю) обеспечивает внутреннюю обработку информации. Эти факторы способствуют усвоению нового материала на уровне понимания и осмысления, развитию учебно-познавательной мотивации и активности (особенно у тех, кто плохо вписывается в систему традиционного, иллюстративно-объяснительного обучения). И самое главное – учащиеся практически осваивают способ самостоятельного приобретения нового знания, самостоятельного обучения на основе текстов, который могут применять в дальнейшем, и с удовольствием учиться в течение всей жизни. У них формируется функциональная грамотность, информационно-коммуникативная компетенция.

Возможности использования кластера:

​ При систематизации, повторении материала;

​ При работе с текстом;

​ При повторении в начале урока;

​ При введении в тему;

​ При сборе необходимого языкового материала;

​ При контроле;

Пример: Пользуясь кластером, расскажите о формах глаголов:

Пошаговое описание метода.

​ В центре классной доски или большого листа бумаги записываем ключевое слово (предложение).

​ По мере поступление идей записываем их на доске (листе бумаги).

​ Затем устанавливаем совместно подходящие связи между понятиями и идеями.

Вышеописанная технология обучения на основе творческой переработки текста позволяет учить интересно, быстро, качественно и даёт учащимся чувство удовлетворения.

На примере урока окружающего мира.

1) При изучении темы « Земля в космосе», учащимся необходимо прибегнуть к различным источникам информации (Интернет, справочники, словари, энциклопедии и т.д.), чтобы узнать о планетах солнечной системы – используется информационная компетенция.

2) Урок окружающего мира

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №3 р. п. Линево»

Формирование информационной компетентности

на уроках литературного чтения

первой квалификационной категории

р. п. Линево

1. Пояснительная записка ……………………………………………………. 3

2. Понятие информационной компетентности……………………………… 4

3. Цели и задачи формирования информационной компетентности……… 5

4. Анализ учебника «Литературное чтение» и

учебника «Азбука» ………………………………………… 5

5. Методы и приемы формирования информационной компетентности…10

6. Диагностическое исследование …………………………………………. 12

7. Литература ………………………………………………………………... 17

8. Приложение ………………………………………………………………. 18

Пояснительная записка

Приоритетом современного образования, гарантирующим его высокое качество, становится обучение, ориентированное на саморазвитие и самореализацию личности. Цель сегодняшнего общего образования-становление человека, готового к свободному, гуманистически ориентированному выбору, обладающего многофункциональными компетентностями, что позволит ему самостоятельно решать различные проблемы в повседневной, профессиональной и общественной жизни. Это ответ на «вызовы времени», которое требует не просто подготовки людей, умеющих выполнять определённый набор действий, но и способных оценить эти действия с этических, моральных и нравственных позиций.

Одним из основных приоритетов в целях современного общего образования становится информационная компетентность. Исследователи отмечают, что в разные возрастные периоды развития личности необходимо формировать разные ключевые компетентности (так, в школьном детстве – в первую очередь личностные и коммуникативные; в школьный период – общекультурные, учебно-познавательные, информационные, коммуникативные; в период профессиональной подготовки – ценностно-смысловые, общекультурные, социально-трудовые, информационные, коммуникативные, политические и социальные, компетенции жизни в многокультурном обществе, компетенции, реализующие способность и желание учиться всю жизнь). Однако есть ряд компетентностей, которые необходимо формировать на протяжении всей жизни человека. К таким компетентностям относится и информационная.


Понятие информационной компетентности.

Понятие «информационная компетентность» многие авторы рассматривают, как способность личности самостоятельно искать, выбирать, анализировать, организовывать, представлять и передавать информацию. Так, к примеру, рассматривает информационную компетентность как « универсальные способы поиска, получения, обработки, представления и передачи информации в знание». под информационной компетентностью понимает «умение ориентироваться в обширном, бурно обновляющемся и растущем информационном поле, быстро находить необходимую информацию и встраивать ее в свою систему деятельности, применять для решения практических и исследовательских задач». и рассматривают информационную компетентность как способность получать и обрабатывать большие объемы информации с помощью современных мультимедийных средств. включает в информационную компетентность умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее при помощи реальных объектов и информационных технологий . Данная компетентность обеспечивает навыки деятельности ученика с информацией, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а так же в окружающем мире.

Цель работы учителя начальных классов: заложить основы формирования информационной компетентности учащихся. Чтобы заложить основы формирования информационной компетентности решаю следующие задачи:

1) создать условия для развития учебно-информационных навыков на уроках;

2) развивать навыки получения и обработки информации ;

3) воспитать личность, способную адаптироваться в современном мире.

Реализацию данных задач я стремилась осуществлять на всех уроках, но особое внимание уделяю литературному чтению.

Стратегическая цель литературного образования в школе – воспитание интеллигентной личности, чутко и с пониманием относящейся к миру (к окружающим людям, животным, природе), живущей «по законам красоты» (Лев Толстой).

Более конкретная цель – воспитание образованного творческого читателя, который имеет сформированную потребность в чтении.

«Истинное чтение-это чтение, которое по словам М. Цветаевой, есть соучастие в творчестве».

Анализ учебника «Литературное чтение»

и учебника «Азбука» .

Литературное чтение как учебный предмет имеет большое значение в решении задач развития и образования учащихся и играет ключевую роль в деле их воспитания, поскольку на этих уроках дети знакомятся с художественными произведениями, нравственный потенциал которых очень высок, а его освоение учениками-читателями будет способствовать присвоению ими нравственных ценностей, созданных человечеством.

В учебнике «Литературное чтение» произведения подобраны таким образом, чтобы развернуть перед школьниками ценности мира. Тексты, вопросы и задания к ним показывают школьнику, как трудно и как важно стать человеком.

Методика работы с текстом учитывает:

1) принципиальную целостность художественного образа, важность,

«неслучайность»;

2) возможность личностного восприятия, «индивидуального» прочтения


художественного образа;

3) ведущую роль играют чувства как основа мотивации интереса к чтению.

Навык осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения вырабатывается при размышлении над особенностями текста в процессе его слушания и перечитывания с различными целями.

Вопросы и задания учебника составлены таким образом, чтобы ученик несколько раз перечитывал текст произведения, т. е. направлены на мотивацию перечитывания: «прочти с разной интонацией, с разным настроением». Отрабатывая выразительное осмысленное чтение, применяю разные виды работы:

Чтение целыми словами с выбором интонации;

Чтение по ролям, наизусть;

Инсценирование произведений;

Устные и письменные высказывания по образу, с опорой на картинку и в свободной форме.

Материал учебника позволяет развивать и другие общеучебные навыки, такие как учебно-информационные.

«Азбука» , не только помогает начинающему читателю овладеть навыком чтения, а читающему совершенствовать этот навык, но и научиться работать с информацией.

Анализ учебника «Азбука» . Задания, формирующие информационную компетентность:

Страница учебника

Формулировка задания

Направлено на формирование умений

Сколько в твоей семье мам, пап, детей? Теперь вокруг своей семьи нарисуй родственников, друзей, знакомых – тоже в виде звездочек.

анализировать обобщать, обрабатывать информацию.

- «Словами человек называл все, что узнавал и создавал сам». Неужели действительно все имеет свое название. Проверь! А еще как можно назвать дом?

поиск, обработка информации, обобщение.

На сколько частей распалось каждое слово? Подумай, почему?

анализировать, выбирать.

Выбери отгадки к загадкам. Почему? Обоснуй ответ.

выбирать, анализировать, систематизировать, обобщать, передавать информацию.

Как ты поступишь в такой ситуации?

выбирать, анализировать информацию.

«Слова, слова…»

Объяснить историческое происхождение слов, сделать вывод.

искать, обобщать обрабатывать информацию.

Какую роль из этой сказки хочешь играть ты?

выбирать, передавать информацию.

«Что за этой дверью?» ПК

анализировать, искать, отбирать необходимую информацию.

Что ты можешь сказать об этих словах? (попугай, павлин, Пушок, пингвин)? А о предметах?

анализировать, отбирать, передавать информацию.

Кто это? Пастух? Чабан? Ковбой?

Почему их так назвали? Подсолнух, колокольчик, одуванчик, снегирь, земляника?

Объясни запись?

Здоровье это…

анализировать, выбирать, представлять и передавать информацию.

Ты вступил в спор. Выбирай: топот ног, спокойный тон, кулаки, улыбку, крик, добродушие.

обработка, обобщение, передача информации. Самостоятельно выбирать, анализировать, передавать информацию.

«Почему их так назвали?» (предметы и обстановка на кухне).

обобщать и передавать информацию.

«Почему мы так говорим?»

поиск, обработка, передача информации.

«Кто прислал пожелание?» (слова, высказывание героев). Представь, что было бы…

самостоятельно анализировать, выбирать и передавать информацию.

Выполни задание поэта и заполни пропуски. («Что без чего не бывает?»)

Что означают имена? Что означает твое имя?

Почему тебя назвали именно так?

самостоятельно искать, выбирать, организовывать, представлять информацию.

Что ты сможешь сказать о словах в столбиках? О любом из этих столбиков слов?

Когда мы так говорим?

обобщение, обработка, превращение информации в знания.

Впиши в клетку «лишнюю» букву. Объясни свой выбор: ж п ы й …

выбирать, анализировать.

Придумай и разыграй сценки с данными словами.

передавать информацию.

Исправь опечатки.

«Кому что принадлежит?»

систематизировать, обобщать.

Исследуй, какие звуки может обозначать согласная буква Ц: мягкий, твердый, звонкий, глухой?

самостоятельно искать, выбирать, анализировать.

Сравни рифмующиеся слова. Соответствует ли стихотворение своему названию по содержанию и звучанию? («Синичья скороговорка»).

Может ли буква Х обозначать твердый и мягкий звук?

А буквы Ж, Щ, Ц?

выбирать, анализировать, представлять, анализировать, обобщать, превращать информацию в знание.

Из каких пар слов можно составить ребус.

Сочини сказку с этими героями.

выбирать анализировать, представлять и передавать информацию.

По каким признакам составлены группы названий животных.

выбирать, анализировать, обобщать.

Исследуй, какие звуки могут обозначать буквы Ч, Щ?

самостоятельно отбирать, обрабатывать информацию

Ты гуляешь по улице. У тебя нет часов. Ты не знаешь, пора ли тебе идти домой. Какой ты найдешь выход?

В каждой группе найди, «третьего лишнего». – - Сколько нашел вариантов?

самостоятельно искать, выбирать, анализировать, обобщать.

Методы и приемы формирования информационной компетентности

Для формирования основ информационной компетентности наиболее эффективным принципом является работа с информацией. Мои исследования помогли выявить компоненты информационной компетентности, которые обеспечивают возможность:

Усвоения учебного материала;

Формирование умений анализировать обобщать, систематизировать и отбирать полученную информацию;

Минимальная помощь извне.

Продвинутый (творческий)

Умение прогнозировать возможные затруднения и проблемы на пути поиска решения;

Умение проектировать сложные процессы;

Умелый перенос имеющихся знаний, умений, способов

деятельности в новую незнакомую ситуацию;

Отсутствие помощи извне;

Оказание помощи другим участникам совместной

деятельности;

Умение отрефлексировать свои действия.

Диагностическое исследование

Так как я начала изучать тему, когда мои дети учились в 3-м классе, то результаты диагностики на тот момент были таковы, что учащиеся имели в основном обязательный уровень сформированности информационной компетентности, что составляет 66.7%, а ребята со среднем уровнем возможностей -33.3%. (Приложение 1).

В 4-м классе на уроках литературного чтения я пробовала на практике изученный материал по данной проблеме.

Привожу пример диагностического материала, позволяющего отследить уровень формирования информационной компетентности. (Приложение.2, анкета 1.)

Анализ данного тестирования показал:

1. Анализ данного источника информации – 75%.

2. Отбор необходимого материала (получение необходимой

информации) – 62%.

3. Организация материала (умение ориентироваться в книге) – 65%.

4. Преобразование информации (умение дополнить содержание) – 53%.

Вернувшись к таблице (с.11) обращаю внимание на изменения, которые произошли в результате формирования основ информационной компетентности у учащихся 4 класса :

Низкий уровень (обязательный) 6 чел.- 25% ;

Средний (уровень возможностей) 14 чел.- 58.3%;

Продвинутый (творческий) 4 человека%.

Среди учащихся выделяются 4 человека, которые могли выполнить задание без посторонней помощи, оказывать помощь другим участникам совместной деятельности.

При наборе детей в 1 класс меня волновала проблема найти учебник, заменяющий «Русскую азбуку» , т. к. по моему мнению, материал данного учебника не помогает осуществлять компетентностный подход в обучении.

«Азбука» , анализ которой я сделала и привела в таблице (с.6-9) не только помогает начинающему читателю овладеть навыком чтения, а читающему совершенствовать этот навык, но и научиться работать с информацией.

Работу по формированию основ информационной компетентности простраивала с начала учебного года.

Я оценивала сформированность основ данной компетентности, опираясь на уровневую таблицу.

В силу возрастных особенностей, учащиеся первого класса добывают необходимую информацию с помощью взрослых (родители, учитель – первые помощники). Поэтому, результаты 1-го полугодия таковы:

Обязательный уровень составляет 69.5%;

Средний (уровень возможностей) 30.4%.

Работая по «Азбуке» , я стремилась уроки чтения сделать результативными, что помогало мне использование трех форм организации работы на уроке: индивидуальной, фронтальной, групповой.

Формируя основы информационной компетентности, я планирую постепенное «перемещение» учащихся с обязательным уровнем на средний, а из среднего – в творческий.

Для того, чтобы учащиеся умели оказывать помощь другим участникам совместной деятельности (сформированный способ деятельности на творческом уровне (продвинутом)), необходимо учебное сотрудничество. Чтобы научить детей успешно работать совместно, необходимо развивать коммуникативные способности. Среди них я выделила:

Умение договариваться;

Умение обмениваться мнениями;

Умение выслушивать партнёра;

Умение оценивать друг друга и себя.

Мои ребята с удовольствием работали на уроках чтения группами, оценивали работу друг друга, давали рекомендации.

Привожу диагностику отслеживания процесса сформированности основ информационной компетентности (Приложение 3, анкета 2).

Данное тестирование показывает следующие результаты формирования основ отслеживаемой компетентности:

Анализ источника (вид источника) информации - 85%;

Отбор необходимого материала - 52%;

Организация материала (умение ориентироваться в книге)-75%.

На уроках литературного чтения в 1 классе я так же простраивала работу, анализируя задания, дополняя необходимым материалом, который помогал мне формировать основы информационной компетентности (Приложение 4).

Считаю, что я заложила основы формирования информационной компетентности, что позволило достичь следующих результатов.

Таблица результатов обученности.

Литературное чтение.

Год обучения

Класс

Количество учащихся

Качество %

Успешность

Результаты, занесенные в таблицу, показывают как повышается качество знаний изучаемого предмета в результате формирования основ информационной компетентности.

Формирование информационной компетентности учителя.

Пестов Сергей Алексеевич,

аспирант Уральского Государственного Педагогического Университета, г . Екатеринбург,

старший преподаватель Нижнетагильской Государственной Социально-Педагогической Академии.

Современный этап развития человеческого обществахарактеризуется возросшим значением информационных и коммуникационных технологий, увеличением объемов информации,появлением высоких технологий, что является определяющим фактором развития экономики, политики, науки, образования.

В нормативных документах РФ в области образования задачам информатизацииуделяется большое значение. Законы Российской Федерации «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года», Государственные образовательные стандарты поставили перед ВУЗами задачуподготовки выпускника как активного субъекта педагогической деятельности, способного вырабатывать собственную стратегию профессиональной деятельности, в том числе и в области информатизации образовательного процесса. В «Проекте профессионального стандарта педагогической деятельности» говорится о знаниипедагогом современных достижений в области методики обучения, в том числе и использование новых информационных технологий в учебномпроцессе,современных методов обучения.

Освоение педагогами новой техники - это не только знакомство с новыми информационными технологиями (ИТ), но и умение грамотно их использовать в своей профессиональной деятельности. По мнению американского ученого М. Ш. Ноулза, внесшего большой вклад в развитие теории и практики образования, одной из основных задач в сфере высшего профессионального образования является подготовка компетентных специалистов, которые были бы способны применять свои знания в изменяющихся условиях, а «... основная компетенция заключалась бы в умении включиться в постоянное самообучение на протяжении всей своей жизни».

В настоящее время существуют различные трактовки термина “профессиональная компетентность”. Одна из них - «профессиональная компетентность - способность учителя к эффективному осуществлению своей профессиональной деятельности».[ 5.с.176]

Профессиональная компетентность учителя – понятие многогранное. В частности, А.С. Белкин определяет порядка 70 компетентностей педагога. Одной из основных компетентностей на современном уровне развития образования является информационная компетентность (ИК).

Информационная компетентность учителя проявляется в умении технологически мыслить и предусматривает наличие аналитических, проективных, прогностических и рефлексивных умений в усвоении и применении информации в педагогической деятельности. Кроме того, ИК является составной частью информационной, технологической культурыучителя, выполняет интегративные функции, служит связующим звеном общепедагогических и специальных знаний и умений. Следует отметить, что в современном толковании термина «информационная компетентность» чаще всего подразумевает использование компьютерных информационных технологий, а более точное определение следует трактовать как «компьютерная информационная компетентность». Кроме того, Я.И Кузьминов в понятие «информационная компетентность» вкладывает и методический аспект деятельности учителя.

П.В. Беспалов определяет информационную компетентность как «...интегральную характеристику личности, предполагающую мотивацию к усвоению соответствующих знаний, способность к решению задач в учебной и профессиональной деятельности с помощью компьютерной техники и владение приемами компьютерного мышления.» [ 2.с.176]

Информационная компетентность учителяформируется на этапах изучения компьютера, применения информационных технологий в качестве средстваобучения в процессе профессиональной деятельности и рассматривается как одна из граней профессиональной зрелости. Анализ педагогической деятельности учителя позволяет выделить следующиеуровни формирования информационной компетентности:

Уровень потребителя информации;

Уровень пользователя компьютером;

Уровень логического функционирования и знания характеристик оборудования;

Уровень предметно-специфических задач на основе творческого, межпредметного подхода.

Основными педагогическими условиями, на взгляд автора, влияющими наформирование ИК педагога являются:

а) создание профессионально ориентированных задач, педагогических ситуаций на уроке, создающих мотивацию овладения информационными технологиями;

б) обучение с помощью наглядных моделей, средств мультимедиа, Интернет-ресурсов, стимулирующих процесс формирования ИК;

в) выполнение творческих проектов с учетом учебной специализации педагогов с использованием информационных технологий.

Основными элементами процесса формирования ИК являются:

Умение применять информационные технологии для демонстрации печатныхи графических документов;

Умение использовать информационные технологии для демонстрации аудио- и видеоматериалов на уроке;

Умение создавать презентации;

Умение систематизировать и обрабатывать данные с помощью таблиц, технологических карт;

Умение строить сравнительные таблицы и выявлять закономерности с помощью компьютера;

Умение применять информационные технологии для моделирования процессов и объектов, выполнения чертежей и эскизов;

Умение использовать компьютерное тестирование;

Умение использовать сеть Интернет для решения педагогических вопросов, сбора информации, участия в телеконференциях, доступа к научным, педагогическим, методическим данным.

Информационная компетентность учителя предполагает широкое использование компьютерной техники, электронных вариантов учебных материалов, обучающих программ, педагогических технологий творческого характера. Учитель должен обладать необходимой подготовкой длякорректной дифференциации возможностей учащихся в учебной группе в зависимости от индивидуальных особенностей, мотивации, возрастных и психологических особенностей.

Обеспечение урока с использованием компьютерной техники включает несколько составляющих (см . рис. 1).

Рис. 1.

Наш опыт работы с педагогами позволяет выделить некоторые особенности, которые должны быть учтены при разработке и реализации учебных программ ВУЗов, системы повышения квалификации педагогов, связанных с формированием информационной компетентности. Такими особенностями являются:

Преобладание в учебной нагрузке практических и лабораторных занятий с использованием компьютера и организацией самостоятельной работы педагогов;

Предварительное изучение в ВУЗе студентами методики преподавания профильных педагогических и методических дисциплин. Учебные дисциплины, связанные с использованием информационных технологий в учебном процессе, должны изучаться на старших курсах;

Отражение особенности специализации учителей (русский язык, физика, технология) в содержании учебных дисциплин, связанных с формированием ИК;

Освоение педагогами методики использования информационных технологий на различных этапах урока (организационно-подготовительном, теоретическом, практическом, подведении итогов занятия).

ИК - одна из основных компетентностей современного педагога, имеющая объективную и субъективную стороны. Объективная сторона выражается в требованиях, которые общество предъявляет к профессиональной деятельностипедагога. Субъективная сторона ИК определяетсяиндивидуальностью учителя, его профессиональной деятельностью, особенностями мотивации в совершенствовании и развитии педагогического мастерства.

Задачи, связанные с проблемой формирования информационной компетентности учителя, могут быть разделены на три группы:

Выражающие интересы общества;

Отражающие функции и содержание профессионально-педагогической деятельности учителя;

Выражающие индивидуальные профессиональные потребности и интересы учи теля.

Формирование ИК учителя предполагает:

Освоение ими знаний и умений из области информатики и информационно-коммуникационных технологий;

Развитие коммуникативных способностей учителя;

Умение ориентироваться в информационном пространстве, анализировать информацию, осуществлять рефлексию своей деятельности и ее результатов.

В составе ИК учителя можно выделить четыре составляющие:

· мотивационную - наличие мотива достижения цели, готовность и интерес к работе, постановка и осознание целей информационной деятельности;

· когнитивную -наличие знаний, умений и способности применять их в профессиональной деятельности, анализировать, классифицировать и систематизировать программные средства;

· операционно-деятельностную - демонстрирует эффективность и продуктивность информационной деятельности, применение информационных технологий на практике;

· рефлексивную - обеспечивает готовность к поиску решения возникающих проблем, их творческому преобразованию на основе анализа своей профессиональной деятельности.

Формирование ИК учителя является важной составляющей его профессионализма. Системное, целостное представление об информационной компетентности, выделение ее структуры, обоснование критериев, функций и уровней ее сформированности, позволяет целенаправленно и эффективно организовать учебный процесс в рамках образовательной деятельности, повысить уровень предметно-специальных знаний, принимать эффективные решения в учебной работе, целенаправленно и системно развивать ученика.

Литература.

1. Белкин А.С.Педагогическая компетентность. - Екатеринбург.: Издательский отдел УрГПУ, 2003.

2. Беспалов П . В . «Компьютерная компетентность в контексте личностно -ориентированного обучения » //Педагогика.- 2003, №4.-Ст. 45-50.

3. Кузьминов Я.И. Профессиональный стандарт педагогической деятельности (проект) // Вестник образования.2007.- № 7.- Ст. 17-24.

4. Ноулз М.Ш. Современная практика образования взрослых. Андрагогика против педагогики. – М.: Издательский отдел НМЦ СПО, 1998.

5. Репкин В.В. Учебный словарь русского языка. – М.: «Высшая школа», 1995.