Типы матриц в цифровых фотоаппаратах. Фотоаппараты бывают двух типов

В доцифровую эпоху опытные фотографы говорили: «Рисует объектив», - и были правы, потому что фотопленки были довольно четко стандартизированы. Теперь же времена изменились и изображение формируют цифровые элементы. Мы расскажем об их типах и назначении.

Весьма богатым на революционные новинки в технике оказался далекий 1975-й. Именно в этот год миру был явлен первый персональный компьютер «Altair 8800» - его фотография появилась на обложке январского номера журнала Popular Electronics. Не столь крупно, но на той же обложке анонсировалась знаковая статья «CCD’s - TV Camera Tube Successor?» («ПЗС - преемник видикона?»).

Используя многолетнюю передовую технологию вертолетов, дроны теперь широко адаптированы для широкого спектра применений. Давайте рассмотрим некоторые тайны, которые приводят к этому переходу. Пилотный уровень, необходимый для однополярного вертолета коллективного шага, сопоставим с верховыми одноцилиндрами, где навыки пилота-пилота сопоставимы с велосипедами для верховой езды. Каждый другой беспилотный двигатель попеременно поворачивается по часовой стрелке и против часовой стрелки, чтобы отменить крутящий момент.

В то время как полезная нагрузка по традиционной конструкции вертолета в лучшем случае неудобна, беспилотные летательные аппараты хорошо приспособлены для перевозки камер и карданов с минимальными воздействиями на центр тяжести. Эти инструкции затем передаются и принимаются приемником на гуде. Контроллер беспилотного летательного аппарата служит центральной станцией, где обрабатывается вся поступающая информация. Усовершенствованный датчик ориентации или 3-осевой гироскоп обеспечивает постоянно обновляемый статус полета, в то время как приемник полета связывает инструкции с передатчиком полета, которым управляет пилот.

СССР в июне этого же года запустил автоматические станции «Венера-9» и «Венера-10», ставшие первыми искусственными спутниками Венеры. Вместо фотопленки размещенные на них камеры впервые были оснащены ПЗС-матрицами, разработанными в НИИМП под руководством Бориса Ивановича Сед у нова. В октябре 1975 года спускаемые аппараты этих кораблей совершили посадку на Венеру и передали на Землю венерианскую фотопанораму - впечатляющий дебют!

Даже при правильных инструкциях он все еще зависит от мощности роторов и стабильности структуры квадроптера для выполнения требований полета. Применяя третий закон физики Ньютона - для каждой действующей силы существует равная и противоположная реакция - роторы дронов по часовой стрелке и против часовой стрелки приводят к созданию системы без крутящего момента. Напротив, обычный ротор обычного вращения вертолета заставляет его фюзеляж вращаться против часовой стрелки, что затем противостоит очень сложной и уязвимой системе хвостового ротора.

И, наконец, в том же 1975-м инженер компании Kodak Стивен Сассон создал цифровую фотокамеру на основе первого серийно выпускаемого с 1973 года компанией Fairchild монохромного ПЗС-сенсора, разрешение которого составляло 0,01 мегапикселя (100×100 пикселей).
К настоящему времени прошло 40 лет с момента начала промышленного производства фотографических матриц. Они прочно обосновались практически во всех современных фото- и видеокамерах. Их разнообразие способно удивить даже искушенного фотолюбителя. Мы систематизировали знания о матрицах фотокамер и изложили их в качестве своеобразного гида покупателя.

С 4 роторами, выполняющими работу одного из них, роторы-дроны также не должны вращаться так быстро, чтобы повысить эффективность, уменьшить вибрации и снизить уровень шума. Увеличение и уменьшение скорости вращения ротора на любой стороне создает шаг и вал, ответственные за боковые движения дрона. Синхронизированная скорость всех двигателей обеспечивает дроссельную заслонку для управления высотой беспилотного летательного аппарата. В отличие от использования хвостового ротора для рыскания, гусеница использует разность крутящего момента между пропеллерами против часовой стрелки и против часовой стрелки.

Размер и разрешение матрицы

Матрица формирует изображение, как бы разбивая его на клетки. Каждая клеточка - светочувствительный пиксель. И потому очевидно, что чем больше таких элементов, а соответственно, меньше их размер, тем точнее и тоньше может быть передача мелких деталей на фотографии. Именно опираясь на этот очевидный факт, производители фототехники стараются указывать количество мегапикселей матрицы где-нибудь на самом видном месте корпуса фотоаппарата.

Дрон должен представлять собой хорошо выровненную качельку. В отличие от крыльев, обеспечивающих подъем на самолете, обширные поверхности гусениц представляют собой значительную ответственность в отношении сопротивления ветра. Это особенно важно в порывистых условиях и когда гудит нисходящий.

Неадекватная инфраструктура может негативно повлиять на более крупные дроны, чем на меньшие системы. Поскольку меньший дрон не обладает ни высоким крутящим моментом, ни длинными рукавами, жесткость на небольших игрушечных дронах не приобретает ту же самую значимость по сравнению с более крупными структурами. Грузоподъемность роторов определяет общий взлетный вес брутто. Если вы исчерпаете этот бюджет с тяжелой структурой, у вас не останется ничего для критической полезной нагрузки. Хотя легкие и более прочные материалы в целом полезны для беспилотных конструкций, более крупные дроны особенно подвержены негативному воздействию пластических компонентов и неадекватных структур.

Однако стоит заметить, что изображение, проецируемое объективом на матрицу, имеет вполне конечный предел резкости, определяемый свойствами оптической системы фотоаппарата, и чем больше площадь матрицы,
на которую проецируется изображение, тем точнее на ней могут быть зафиксированы его детали.

Проще всего это объяснить с помощью такой аналогии: представьте художника (объектив), у которого есть карандаши с толщиной стержня, скажем, 1 мм. Рисуя этими карандашами на большом листе, он вполне сможет отобразить мельчайшие детали рисунка. Но если ему придется рисовать теми же карандашами такую же картину на листке размером с почтовую марку, то рисунок у него получится значительно грубее, пусть даже это будет и клочок миллиметровой бумаги.

Хорошо структурированная дронная архитектура начинается с углеродного волокна и алюминия вместо пластиковых литьевых деталей. Более дешевые дроны обычно прибегают к массовым пластиковым рамам, кронштейнам и кронштейнам, которые приводят к чрезмерному изгибу и весу.

Быстрые вращающиеся шестерни на длинных уязвимых валах - это боль в шее для выравнивания и поддержания на вертолетах. Вы когда-нибудь пытались установить и поддерживать шестерню и шестерню на вертолете? Это кошмар, с которым вам не приходится иметь дело с беспилотным самолетом. На самом деле мы ошарашены, что коммерческие вертолеты не являются беспилотными летательными аппаратами. Одним из возможных сдерживающих факторов является стоимость четырех комплектов двигателей и контроллеров по сравнению с одной.

У обычных компактных фотоаппаратов с небольшой по размеру матрицей предел разрешающей способности их объективов приблизительно соответствует возможностям десятимегапиксельной матрицы. Понимая это, компания Olympus, например, очень долго удерживала разрешение своих компактных камер именно на этом уровне. Вывод: для получения четких фотографий матрица фотоаппарата должна быть как можно больше, а ее разрешение - соответствовать разрешающей способности объектива.

С размахом крыльев от 6 до 12 дюймов, многие игрушечные квадроциклы обычно изготавливаются из формованных пластмассовых деталей и моторов щеток. Эти пластики среднего размера часто представляют собой «звездную рыбу», которые выглядят квадроциклами, которые обычно несут небольшие камеры, но борются с вариантами карданных из-за отсутствия мощности, времени полета и стабильности. Хорошие видеоролики возможны с улучшенными хонинговыми дронами в идеальных условиях работы - другими словами, все звезды должны быть выровнены для приличного видео.

Модельный ассортимент

Чтобы узнать размер светочувствительной матрицы, вам придется заглянуть в раздел технических характеристик фотоаппарата. Размер и разрешение сенсора в совокупности определяют площадь единичного светочувствительного элемента и, как следствие, чувствительность матрицы, а также ее шумность при высоких значениях ISO. Чем больше площадь пикселя, тем больше света он способен поглотить при определенной плотности светового потока, что означает более высокий уровень полезного сигнала и, соответственно, лучшее соотношение сигнал/шум, которое любой пользователь цифровой фотокамеры безошибочно определяет по наличию цветных и яркостных крапинок на фотографии.

Для профессиональных и промышленных применений нет никакой замены полноразмерного дрона с идеальным сочетанием высококачественных компонентов. Только с размахом крыльев, приближающимся на 3 фута или более, может ли дроун вырабатывать достаточную мощность и подниматься для размещения более качественных карданов без ущерба для безопасности и стабильности видео.

Некоторые из моделей дронов полностью собраны, протестированы и готовы к лету, а другие - просто комплекты, требующие сборки и тестирования. И поскольку они легче и более устойчивы к авариям, они часто используются для обучения пилотов-дронов. Из-за ограниченной полезной нагрузки добавление крепежей или карданов для камер в этих системах значительно ухудшит производительность, время полета и качество видео. Если довести их до предела, некоторые из этих беспилотных летательных аппаратов оснащены функциями «авто-возврат к дому», но «вылет» по-прежнему остается постоянной угрозой.

В технических характеристиках камер производители чаще всего указывают размер диагонали матрицы в долях дюйма. Так, 1/2,33 дюйма - размер матриц подавляющего большинства недорогих компактных фотоаппаратов стоимостью до 9000 рублей (2300 гривен) и почти всех ультразумов, цены на которые могут достигать 20 000 рублей (5000 гривен).
Топовые «компакты» стоимостью от 10 000 до 18 000 рублей (2500-4500 гривен) оснащают матрицами в пол-тора-два раза больше. Например, в Olympus XZ-2, Panasonic LX7, Samsung EX2F, сериях Canon G и Nikon P, a также в «беззеркалке» Pentax Q7 используются матрицы размера от 1/1,8 до 1/1,6 дюйма. Компания Fujifilm в компактных камерах серии X и ультразуме X-S1 использует матрицы с размером 2/3 дюйма, что почти на 30% больше, чем у «собратьев» по классу. В более дорогие компактные камеры стоимостью от 18 000 рублей (4500 гривен) и выше производители устанавливают дюймовые матрицы (Sony RX100) и даже матрицы «зеркального» формата APS-C, то есть размером 1,8 дюйма (Nikon Cool-pix A, Sigma DPx Merrill, Ricoh GR и Fujifilm X100S). А фирма Sony отличилась тем, что выпустила компактный аппарат с запредельной ценой, но зато оснащенный полнокадровым сенсором, для которого диагональ указывать даже не принято - его размер соответствует размеру кадра 35-миллиметровой фотопленки.

Складная способность для транспортировки и хранения является важным преимуществом для многих профессиональных приложений. Хотя симуляторы предлагают контролируемую среду, она должна играть лишь дополнительную роль в подготовке пилотов. Более легкие лайнеры размером с ладонь чрезвычайно устойчивы к авариям, поэтому вы будете тратить больше времени на полеты и меньше времени на фиксацию. Первоначально летайте в хвостовой ориентации так, чтобы циклическая палочка передатчика соответствовала направлению гула.

Оставайтесь на высоте не менее 2-3 футов над землей, поэтому мытье с земли не мешает стабильности гула. При последовательной практике тренировки могут затем сосредоточиться на промежуточных ориентациях и узорах. В зависимости от индивидуальной координации рук и глаз, вы должны быть готовы перейти на консервативные полеты на более крупном дроне через 3-15 дней.

Камеры со сменной оптикой предлагают матрицы с диагональю от 1 дюйма (Nikon 1), 1,33 дюйма (Micro 4/3 - Olympus и Panasonic) и до 1,8 дюйма (Sony NEX, Samsung NX, Canon EOS-M. От дюйма начинается размер сенсоров и у любительских и полупрофессиональных «зеркапок». Это самый доступный сегмент, предлагающий аппараты с большой матрицей по цене топовых «компактов».

Глубина резкости

Расовые проблемы требуют постоянно увеличивающегося количества средств правовой защиты. Из углеродных пропеллеров, которые оказывают чрезмерную силу на запасные двигатели на более крупные двигатели, которые оказывают чрезмерную силу на более слабые рамы, каждое решение часто приводит к новой проблеме. Недооценка и преувеличенные заявления об обновлении с фабрик, поставщиков и чрезмерно усердные обзоры «конечных пользователей» часто приводят к нереалистичным ожиданиям. Почти без исключения эти видеоролики взяты в почти идеальных условиях на экспериментальных пилотах, которые проводят дни, собирая опубликованные видео.

К осознанию того факта, что размеры матрицы не только определяют техническое качество фотоснимков, но и могут являться средством художественного выражения, фотограф обычно приходит по мере роста опыта. Речь идет о так называемой глубине резко изображаемого пространства (ГРИП) - отрезке вдоль оптической оси объектива камеры, в пределах которого резкость на фотографии максимальна, а за его пределами стремится к своему минимуму Фокусировка на объекте съемки означает то, что этот объект и все, что попадает в зону ГРИП, будет изображено на итоговом кадре максимально резко. В то же время все, что находится дальше или ближе, будет отображаться нерезко, способствуя таким образом визуальному акценту на объекте съемки. ->
Величина ГРИП зависит от многих оптических параметров - прежде всего от величины диафрагмы, фокусного расстояния и расстояния до объекта съемки. Но нас интересует только один из этих параметров - размер матрицы. С ним все просто: чем больше размер матрицы, тем уже может быть ГРИП и, следовательно, выше «художественный потенциал» камеры с такой матрицей.

Запатентованный пропеллер - очень хороший показатель мощности дронов для перевозки полезных нагрузок, потому что вы не заставляете малые двигатели двигать больше после пропеллеров. Если план состоит в том, чтобы придерживаться небольшой камеры без автоматического стабилизированного карданного вала случайные видео, минимум - 9 пропеллеров. Время полета составит около 10-20 минут с камерой на борту. Когда вы используете батареи большей емкости на небольших или средних беспилотных летательных аппаратах, вы торгуете эффективностью и стабильностью видео для увеличения маржинального времени полета и уменьшаете срок службы двигателей с повышенным налогообложением.

Напротив, у фотоаппаратов с маленькой матрицей зона резкости всегда очень велика. Именно поэтому компактные камеры, называемые в народе «мыльницами», и особенно телефоны с их совсем уж крошечного размера матрицами делают такие фотографии, на которых все объекты выглядят резкими.

Казалось бы, с учетом всего вышесказанного напрашивается однозначный вывод: маленькая матрица - враг художника. Но на самом деле не все так просто.

Если вы перейдете за борт с огромной батареей, время полета фактически уменьшится. Для большинства видеооператоров идеальной настройкой является компактная камера, смонтированная на авто стабилизированном кардане с передатчиком видео для живой видеопотоки.

Увеличение на 15 пропеллеров даст 20-25 минут потрясающей стабильности. Но, вообще говоря, наиболее желательные удобные функции уже интегрированы в ведущие диспетчеры. Даже с точки зрения опытного любителя Ардуино представляет собой чрезвычайно сложную задачу.

Это большие дроны, которые больше всего выигрывают от портативного дизайна, потому что вы можете легко сложить его для транспортировки и хранения. Задача заключается в том, что требуется большая глубина дронов для жесткой структуры для увеличения крутящего момента на расширенной раме, которая состоит из более длинных пропеллеров на более длинных рычагах. Давайте рассмотрим несколько примеров. Эти маргинальные складные решения с ухудшенными характеристиками являются стимулом, который стимулировал разработку нового поколения складных беспилотных летательных аппаратов.

Большую глубину резкости, обеспечиваемую маленькой матрицей, используют во благо производители недорогих камер без автофокуса. В содружестве с широкоугольным объективом такие миниатюрные матрицы обеспечивают зону резкости, начинающуюся с 30-50 см от объектива камеры и простирающуюся до бесконечности. Естественно, макросъемка таким моделям недоступна, зато время, необходимое подобному аппарату для фокусировки, фактически равно нулю.

Диапазон передатчика игрушки обычно составляет около 50 футов. Если вы выйдете за пределы этого диапазона, вы, возможно, никогда не увидите маленького дроуна, потому что элементы управления обычно застревают в положении дроссельной заслонки, когда пилот теряет контакт. Даже если передатчик работает с 95% -ной надежностью в минуту на расстоянии 500 футов, вероятность того, что вы потеряете сигналы один раз в каждые 10 полетов.

Технология скачкообразной перестройки частоты позволяет передатчику перескочить и использовать несколько полос пропускания в течение миллисекунд. Авансовые алгоритмы на нескольких приемниках или антеннах реализуются в разных местах для разнесения трактов сигналов.

Кроме того, именно маленькой матрице обязан своим появлением целый класс компактных фотоаппаратов, называемых ультразумами.

И, наконец, свойства небольшой матрицы могут оказаться ценными при макросъемке, ведь при близком расстоянии до объекта зона резкости сужается очень сильно и измеряется считанными миллиметрами, а большая матрица лишь усугубляет этот эффект.

К счастью, многие из более продвинутых камер могут автоматически компенсировать движения дронов. Непрерывные сигналы от бортового датчика положения или 3-осевого гироскопа в сочетании с вашим входом передатчика эффективно инструктируют сервопривод карданов или двигателей к компенсации и стабилизируют изображение, позволяя оператору направлять ось наклона, чтобы указать камеру вверх или вниз. Как и в случае с каждым устройством, существуют ограничения в отношении того, насколько быстро могут работать сервомоторы или двигатели.

Таким образом, стабильность беспилотного летательного аппарата имеет первостепенное значение для обеспечения качественных кадров, которые впоследствии можно использовать. С другой стороны, даже самые быстрые многоосевые камеры и самое умное стабилизирующее программное обеспечение не могут нейтрализовать чрезмерные вибрации видео. Эти критические элементы необходимо решать на нескольких уровнях. Корень большинства проблем с вибрацией начинается с роторов беспилотного летательного аппарата с двигателями балансировочного баланса и пропеллерами, создающими меньше вибраций.

Все фотографические матрицы представляют собой массив полупроводниковых светочувствительных элементов, накапливающих электрический заряд, величина которого пропорциональна интенсивности светового потока, их облучающего. Различия между двумя основными типами матриц начинаются в момент считывания с них информации.
У матриц типа CCD (прибор с зарядовой связью, ПЗС) накопленные в ячейках заряды выталкиваются последовательно пиксель за пикселем, строка за строкой, что оказывается небыстрым делом даже на тактовых частотах в десятки и сотни мегагерц. Заряды преобразуются в уровни напряжения пропорциональной величины, которые могут усиливаться или ослабляться усилителем, а в конечном итоге дискретизируются аналого-цифровым преобразователем.

ПЗС-матрицы были первыми и потому прошли большой путь развития. Основной вклад в него внесли фирмы Kodak, Sony и Fujifilm. Некоторые из таких разработок приобрели статус культовых - например, Super CCD Fujifilm. Благодаря усилиям вышеназванных компаний CCD-матрицы избавились от многих своих недостатков, сохранив преимущества. Практически «неизлечим» оказался только главный их минус, заложенный в сам принцип считывания информации, - низкая скорость работы. Именно поэтому фотоаппаратам с таким типом сенсоров за редким исключением так и не покорилась запись видео в формате высокой четкости (Full HD), не говоря уже о скоростной видеосъемке.

Матрицы типа CMOS (КМОП - комплементарный металлооксидный полупроводник) выполнены на основе одноименной технологии, которая изначально предназначалась исключительно для производства интегральных схем. Чувствительность к свету таких схем была отмечена даже раньше изобретения ПЗС-сенсоров, но возможность использовать ее для регистрации изображения появилась лишь в начале 1990-х годов. Тогда развитие технологии сделало возможным изготовление более тонких соединительных цепей, а также позволило оснастить каждый светочувствительный элемент CMOS-матрицы индивидуальным транзисторным усилителем и преобразователем. С этого момента началось стремительное развитие этой более удобной, быстрой и перспективной технологии.

На первых порах коэффициент заполнения площади CMOS-матрицы светочувствительными элементами был невелик, и по этой причине новый тип матриц уступал CCD-решениям по светочувствительности и уровню шума. Однако этот недостаток был быстро преодолен.
Сначала помогло заимствование у CCD-матриц технологии HAD - массива микролинз, собирающих свет с большей площади и направляющих его на небольшой светочувствительный элемент. А затем начались разработки уже собственных ноу-хау, присущих исключительно этому типу сенсоров. Одним из последних значительных усовершенствований CMOS-матриц стала технология обратной засветки - BSI (Back Side Illumination), смысл которой заключается в проецировании изображения на обратную сторону матрицы - ту, которая свободна от вспомогательных цепей управления и считывания информации, загораживающих светочувствительные пиксели от света.

За счет прямого преобразования заряда в напряжение и возможности произвольной адресации к любой ячейке (то есть пикселю) скорость матрицы CMOS несравненно выше и, что не менее важно, выше и удобство использования таких матриц производителями фотокамер. Потребитель тоже оказывается в выигрыше, получая расширенные видеовозможности своей фототехники, скоростную фотосъемку с помощью «электронного затвора», реализацию разнообразных эффектов и фотографических приемов вроде мультикадрового шумопонижения или расширения динамического диапазона снимка путем совмещения быстро сделанных кадров с разной экс-
позициеи, а также множества других вспомогательных функций, появившихся в современных камерах благодаря возможностям CMOS-матриц.

Каждому из рассмотренных типов матриц присущи свои мелкие недостатки - например, «боязнь» CCD-решениями точечных источников света или искажение CMOS-моделями формы быстро движущихся объектов. Впрочем, возникновение такого рода эффектов в современных камерах на основе сенсора любого типа сведено к минимуму и вряд ли может служить основанием для выбора в пользу какой-то одной технологии.

Формально выбор в пользу CMOS фотоиндустрией уже сделан, хотя споры о том, какая из методик обеспечивает лучшую цветопередачу фотографий, не утихают до сих пор. Так, CCD-матрицы все еще устанавливаются в бюджетные компактные камеры из ценового диапазона до 5000 рублей (1300 гривен) или же наоборот - в сверхдорогие среднеформатные модели типа Pentax 645D либо цифровые задники Phase One, где такие недостатки CCD-технологии, как необходимость внешнего АЦП, становятся достоинством, позволяющим производителю использовать сверхточные приборы.

Преимущества в цвете и качестве изображения у матриц типа CCD весьма субъективны, если даже не иллюзорны, в то время как плюсы современных CMOS-мат -риц носят вполне осязаемый характер. Если вам не требуется видеозапись с разрешением больше 720р и вы не собираетесь пользоваться эффектами вроде мультикадрового шумоподавления или HDR (расширенного динамического диапазона), то тип матрицы, установленной в приобретаемую вами фотокамеру, не имеет принципиального значения.

Цифровой цвет

Светочувствительные элементы фотографических матриц примерно одинаково восприимчивы к видимому свету с любой длиной волны и даже к невидимому - например, инфракрасному и ультрафиолетовому. В этом они похожи на кристаллы галогенидов серебра, используемые в фотографических пленках. Иными словами, сама по себе матрица цифровой фотокамеры черно-белая по своей сути. Способы научить матрицу цифрового фотоаппара-
та различать цвета напоминают историю развития цветной пленочной фотографии.

В 1903 году братья Люмьер запатентовали растровый принцип цветной фотографии Autochrome, при котором цветоделение осуществлялось с помощью окрашенных красной, синей и зеленой красками микроскопических крахмальных гранул, расположенных над чернобелой фотопластинкой. Они работали как светофильтры и во время экспонирования, и во время проецирования готового изображения.

В 1976 году сотрудником компании Kodak, доктором Брайсом Э. Байером, был запатентован массив цветных фильтров, предназначенный для покрытия «черно-белых» пикселей цифровой фотоматрицы и наделения таким образом их возможностью избирательной чувствительности к трем основным цветам спектра - красному, синему и зеленому.

В фильтре Байера цветной пиксель составной. Его цвет складывается из расположенных рядом четырех субпикселей основных цветов. Большее количество зеленых субпикселей хорошо согласуется с цветовосприятием человеческого глаза, у которого желто-зеленые оттенки воспринимаются колбочками обоих типов.

На заре становления цветной цифровой фотографии многие производители фотоматриц модифицировали шаблон Байера. Например, Sony один из двух зеленых светофильтров заменяла на сине-зеленый (в терминах компании - изумрудный). Это позволяло улучшить цветопередачу фотоснимков.

В Kodak экспериментировали с введением в шаблон светофильтров пикселей белого цвета, что заметно улучшало чувствительность матрицы и ее фотографическую широту, но ценой худшей цветопередачи.

Однако все эти модификации массива светофильтров Байера приносили и дополнительные сложности - например, необходимость в более сложных и ресурсоемких алгоритмах дебайеризации (восстановления цветовой информации). Но самое главное, они не могли решить основные проблемы метода цветоделения с помощью массива светофильтров - малую разрешающую способность цветовой информации и возникновение муара на изображениях с регулярной структурой. Для борь-
бы с последним явлением перед матрицей устанавливают оптический низкочастотный фильтр (Low-pass filter, называемый также Anti-Aliasing filter), который, по сути, слегка размывает картинку, снижая ее четкость. В течение долгого времени рядовые фотолюбители вынуждены были мириться с присутствием этого нежелательного оптического элемента перед матрицами своих камер. В фотоаппаратах премиум-сегмента компания Olympus стала устанавливать более тонкую версию сглаживающего фильтра, и лишь редкие модели, позиционировавшиеся как профессиональные, были его лишены. Однако с ростом разрешения матриц от 20 и более мегапикселей вероятность возникновения муара сильно снижалась, поэтому в конце концов у производителей фототехники появилась возможность не устанавливать оптический низкочастотный фильтр.

К настоящему времени многие крупнейшие изготовители фотографических матриц отказались от попыток модернизировать цветовой шаблон Байера и вернулись к его классическому виду, а фундаментальные недостатки данного метода теперь предпочитают исправлять несколько иными способами.

Матрицы Super CCD EXR

Компания Fujifilm в деле усовершенствования шаблона светофильтров Байера не остановилась и зашла, пожалуй, дальше других. В своих матрицах, выполненных по технологии Super CCD, она, помимо множества разных технологических ухищрений, сделала один из двух зеленых пикселей большим по размеру, чтобы повысить его светочувствительность, и добилась таким образом впечатляющего увеличения динамического диапазона. Давно снятые с производства фотокамеры Fujifilm с матрицами Super CCD последнего поколения приобрели в настоящее время культовый статус у множества фотографов благодаря красивой цветопередаче и высочайшему динамическому диапазону.

Наследницей легендарной технологии Super CCD в современных КМОП-матрицах компании Fujifilm стала технология EXR. Главным образом данная методика реализуется в компактных камерах «продвинутой» серии F. В них она дает фотографу возможность выбирать между
большим разрешением снимков, высокой чувствительностью матрицы с низким уровнем шумов или широким динамическим диапазоном фотографий. Последние два режима, правда, достигаются ценой двукратного снижения разрешения снимков.

С помощью собственной версии шаблона светофильтров компания FujiFilm борется с муаром, исключив из конструкции низкочастотный фильтр. Матрица с таким фильтром получила название X-Trans CMOS. Она устанавливается в камеры серии X, относящиеся к самой верхней линейке продуктов компании.

Матрицы Foveon

Несмотря на то что по большинству формальных признаков цифровая фотография превзошла пленочную, цветные пленочные снимки все же остаются эталоном для цифровых изображений. Поэтому уподобление цифрового сенсора структуре фотопленки безоговорочно является комплиментом для первого. Ближе всего к данному идеалу на сегодняшний день подошла фотографическая матрица, изобретенная Ричардом Мерриллом - сотрудником калифорнийской компании Foveon Inc. Принцип цветоделения у сенсоров этого типа основан на разной глубине поглощения света с разной же длиной волны в кристалле кремния.

Иными словами, пиксель такой матрицы является полноцветным. Матрицы данного типа свободны от муара и потому не нуждаются в оптическом низкочастотном фильтре. При этом их цветовое разрешение в точности равно количеству пикселей на матрице без интерполяции. Например, у 16-мегапиксельных матриц последнего поколения, получивших название Merrill в честь Ричарда Меррила, визуальное разрешение сопоставимо с разрешением 36-мегапиксельной матрицы Nikon D800 с байеровском фильтром.

В настоящее время фирма Foveon вошла в состав компании Sigma - известного производителя оптики. Последняя выпускает на основе матриц Foveon собственную линейку фотокамер. В нее входят единственная «зер-калка» Sigma SD1 Merrill (стоимостью от 60 ООО руб./ 15 ООО грн.) и три компактных фотоаппарата с фиксированными объективами: Sigma DPI Merrill (с фокусным расстоянием 28 мм), Sigma DP2 Merrill (45 мм) и Sigma DP3 Merrill (75 мм), цены которых начинаются от 30 ООО рублей (7600 гривен).

Однако у данной технологии есть и недостатки. Самый главный из них - низкая чувствительность (базовое значение ISO 200) и стремительная потеря цвета (в первую очередь красного) в условиях недостаточного освещения из-за поглощения света верхними непрозрачными слоями кремния.

Кроме того, матрицы Foveon крайне чувствительны к боковой засветке и потому требуют использования те-лецентрических объективов, как это и было сделано в камерах серии DP Работа с данными моделями требует очень больших вычислительных ресурсов для сложной, восстанавливающей цвет, обработки больших массивов данных. Ведь, например, для матриц серии Merrill эквивалентное количество мегапикселей равно 48.