Игры программирование для детей виндоус. Программирование для детей - методики обучения в игровой форме, языки и специальные программы

12 сентября 2017 в 14:40

Опыт обучения программированию детей от 8 лет онлайн

  • Учебный процесс в IT

Почему мы перешли на онлайн-занятия

Раньше у нас был обычный компьютерный класс, дети со всего города приезжали. Когда мы работали в таком формате выявили много того, что нам не совсем нравилось.

1) Когда в одной комнате собирается даже 5-6 учеников, очень сложно поддерживать качество обучения на высоком уровне. Дети часто отвлекаются, мешают друг другу, балуются. Преподавателю приходится тратить очень много времени, чтобы успокоить и настроить учеников на работу. Это совсем не эффективно.

2) Все дети очень разные. У них разный уровень подготовки, кто-то схватывает быстро, кто-то медленно, всем нравится делать разные игры и проекты. В классе сложно обеспечить индивидуальный подход. Невозможно дать одно задание, которое подойдет сразу всем.
Поэтому мы давали всем индивидуальные задания, подготавливали материалы: видео и презентации, чтобы преподавателю было легче. Нужно подходить к каждому ученику отдельно, если не успеваешь быстро ответить на вопрос и помочь – ребенок начинает баловаться и мешать остальным.

3) Достаточно часто возникали проблемы с компьютерами. То дети воду разольют на клавиатуру, то удалят что-нибудь, сломают, ноутбуки тормозят и т.д. Сразу же начинается шум: «Ааа, у меня комп сломался!» И учитель превращается в системного администратора. Отнимает много времени и нервов.

4) Если вы думаете, что такие очные занятия учат работать детей в команде, то это не так. В силу того, что у детей разный уровень, один из команды будет делать, а остальные ковырять в носу. Программирование – интровертный процесс, нужно погрузиться в проблему, чтобы решить задачу. Развивать soft skills и программировать одновременно невозможно. Это разные виды деятельности, и развивать их нужно по отдельности. Можно учить ребят делить большой проект между собой, чтобы потом они могли части своего кода сгруппировать вместе. Но работают они над своим куском отдельно.

5) Родителям нужно привозить и забирать ребенка. И во время занятия тоже не понятно куда себя деть, не всегда успеешь съездить по делам. Многие родители сидели у нас в коридоре 2 часа, ждали пока закончится занятие.

Один из знакомых родителей, чей сын ходил в одну крупную IT-школу рассказал нам такую историю:

«Моему сыну 9 лет, он сейчас пошел в 3-й класс гимназии и параллельно занимается на IT-курсах для детей. Впечатления сложные, скорее, негативные. Там слабо следят за тем, что делают дети за компьютерами. Пока учитель читает лекцию, некоторые ребята умудряются переписать на компьютер с принесенной флэшки Counter-Strike и подначивать соседей по классу поиграть с ними. Ребенку не хватает нормального общения со сверстниками, т.к. нужно завязывать новые отношения. Он тянется к ребятам, прогибается под них и не всегда, к сожалению, ищет общения с примерными одноклассниками. Так и там получилось. Например, один раз его сосед открыл во время лекции на своем компьютере google images и стал искать там фотографии, простите, говна. А мой сын громко смеялся над этими фотографиями, за что его в конце концов и наказали двойкой, настоящего зачинщика при этом не обнаружив. Кроме того, в отличие от гимназии, где ребята в основном хорошие и круг общения в основном складывается из сверстников, на курсах контингент очень разнообразный, и по возрасту, и по воспитанию. В результате общения с разными ребятами у сына на телефоне появляются такие приложения, за которые должно быть стыдно, и которые приходится вычищать, объясняя, почему это гадость. Мы обращались в учебный отдел, нам ответили, мол, учитель физически не может ни видеть, что на каждом экране, ни блокировать компьютеры. Ещё один момент был: если сын что-то где-то не успевал, он стеснялся сразу уточнить задание или попросить помощи у учителя, а потом было уже слишком поздно. Ему явно больше подойдет индивидуальное обучение».

Переход на онлайн

Все эти проблемы крутились в голове. А однажды к нам подошел папа одной из учениц и спросил: «А вы проводите занятия по скайпу? Ребенок уезжает к бабушке в деревню: свежий воздух все дела, но нагрузки на мозги никакой».

Собственно, так постепенно мы и начали пробовать и проводить занятия по скайпу. И нам очень понравилось. Полностью отказались от обычных очных занятий.

Какие плюсы мы выявили:

  • Преподаватель выдает индивидуальное задание, подбирая по желанию и способностям. Ребенок занимается в своем темпе, ни на кого не отвлекается.
  • Все занятие преподаватель видит экран ученика, может сразу же ему подсказать, помочь.
  • Никаких проблем с дисциплиной. Ребенок чувствует, что за ним все время наблюдают, поэтому стесняется даже лишний раз переключиться на «левую» вкладку в браузере.
  • Ребенок может петь себе под нос, бубнить, рассуждать, и никто не будет смеяться или «затыкать» его.
  • Ребенку не надо стесняться. Он может легко спросить обо всем. Может попросить дать задание посложнее или легче, или на другую тему. Сам выбирать чем заниматься именно сегодня.
  • Родителям не нужно никуда ездить, посадил дома за компьютером и все. Если хочешь, можешь посидеть рядом и понаблюдать, как проходит занятие.
  • Можно заниматься из любой точки мира и не прерывать занятия: на отдыхе с родителями, переехали в другую страну, у бабушки на даче. В общем, везде, где есть интернет.
  • Или наоборот, можно закончить и возобновить занятия в любой момент. Ведь ребенок занимается по своей программе, и ему не придется ничего «нагонять».
Конечно же, не все дети смогут учиться в таком формате. Тут не побалдеешь. Нужно 2 часа работать. Но более спокойные, усидчивые ребята – в восторге. Они радуются, когда создают свои игры и программы.

Онлайн занятия ведем больше года, учится уже больше 100 учеников по всему миру.
Мы учим ребят программировать на Scratch, Python и JavaScript. Плюс есть занятия по Photoshop, 3D-моделированию и информационной безопасности.

Иногда прямо сами завидуем, что у нас в детстве такого не было. Например, у нас есть ученик мальчик Эрол, уже в 12 лет копается в клиент-серверных приложениях, сокетах. Хотя начинал со Scratch, потом перешел быстро на Python. Если бы он занимался в классе, то не достиг и не попробовал бы и половины из этого. А так тренер видит и чувствует, что Эрол быстро схватывает, очень усердный, ему самому нравится копаться, и дает все сложнее и сложнее задания.

Если сейчас формат онлайн-занятий еще для многих в новинку, то через лет 5, я уверена, это будет нормой.

Маленькие дети легко осваивают новые языки. Хотя опыт и знания, присущие взрослым индивидуумам, являются ключом к эффективности, молодой мозг характеризуется большей податливостью. Кроме разговорных языков, детей в юном возрасте было бы здорово познакомить и с языками программирования. Программа micro:bit от компании BBC учит малышей азам кодирования, а система Kano представляет собой компьютер типа «сделай сам» (DIY) для детей, позволяющий изучить основы программирования.

Но, поскольку сознание детей и взрослых отличается способностью к запоминанию, методы обучения для них также должны быть различны. Системы кодирования предоставляют широкие возможности для обучения детей программированию. Это забавная, но контролируемая среда. Вместо того чтобы отправлять своих чад на курсы по информатике, ознакомьтесь с приложениями для обучения детей программированию.

Слоган программы Kodable звучит так: «программирование для детей — сделано с любовью». Её несложные уроки ориентированы на малышей от детсадовского возраста до пятиклассников. Хотя учебный курс К-3 содержит лишь основы кодирования, на его 4-м и 5-м уровне обучение ведётся по целенаправленному набору тем. Kodable придерживается стандартов программирования, свойственных JavaScript, который является отличным языком для начинающих. Поэтому базовый курс Kodable обеспечивает фантастические результаты освоения навыков программирования.

Вдобавок, переход от занятия к занятию происходит в развлекательной форме. Элементы игры проявляются в заданиях ученикам, таких как перемещение по лабиринту. Но Kodable не слишком упрощает программирование. Курс включает в себя даже такие понятия, как циклы и ветвление. Система основана на решениях условного типа (операторы if/then) в качестве первоначального представления о концепции программирования. Кроме того, Kodable делает изучение JavaScript забавным, используя игровой подход. В целом, Kodable — это эффективное средство начального уровня для обучения детей программированию.

Преимущества : Kodable имеет бесплатную версию, основанную на веб-интерфейсе. Она иллюстрирует базовые концепции программирования, такие как циклы и ветвление.

Стоимость : Бесплатная/платная версии

  1. Think and Learn Code-a-Pillar

Программа Think and Learn Code-a-Pillar от компании Fisher-Price предлагает уникальный бонус: это и приложение, и автономная игрушка. Практическое освоение детьми информационных технологий и программирования, безусловно, полезно, но многие часы, проведённые за экраном монитора, могут навредить здоровью малыша. Поэтому разработчики Think-LearnCode-a-Pillar объединили в нём функционал системы обучения и игрушки.

Работая с программой, юные пользователи решают головоломки, которые иллюстрируют основные концепции кодирования. Система рассчитана на маленьких детей в возрасте 3-6 лет. В то же время встроенная игрушка Code-a-Pillar независима от приложения. Некоторые из заданий могут оказаться слишком сложными для самых маленьких учеников. Поэтому лучше всего проводить занятия под присмотром взрослых. Хотя то же самое можно сказать и о возрастной группе 5-6 лет, на которую рассчитаны загадки из раздела «CandyLand». Звуковые эффекты и саундтрек можно отключить. Это полезная возможность, позволяющая ограничить воздействие отвлекающих факторов.

Преимущества : Физическая игрушка является дополнением к автономному приложению. Кроме того, музыку и эффекты можно отключать, чтобы они не отвлекали от обучения.

Стоимость : Платная

  1. Minecraft

Minecraft — это очень популярная игра. Стиль «песочницы» (англ. «sandbox»), когда правила придумывает сам игрок, делает её крайне адаптируемой. Хотя программа не разрабатывалась специально для детей, её контент представляет собой безопасную среду программирования, подходящую для всех возрастов. На интернет-блоге Lifehacker можно даже найти руководство для родителей по игре в Minecraft с малышами. Некоторые моды Minecraft написаны специально для детей (например, LearnToMod). Вы можете использовать Minecraft для того, чтобы объяснить своим чадам, что такое сервер и как настроить игровой Linux-сервер. На самом деле, Linux прекрасно подходит для детей и позволяет приобрести ценный жизненный опыт.

Однако Minecraft не рассчитана на аудиторию из самых маленьких учеников. Для них взрослым придётся выполнить ряд первоначальных настроек. После того как они будут сделаны, через LearnToMod будет доступен набор знаний в области программирования, которые очень легко усвоить. Программа активно обсуждается в интернет-сообществе. Ввиду большого числа дополнительных приложений, Minecraft является более дорогой. Тем не менее, она содержит множество учебников, способствующих развитию навыков программирования в реальном мире. Версия MinecraftPi представляет собой отличную среду, которую можно использовать как мод Minecraft для детей.

Преимущества : моды, такие как LearnToMod с уроками и инструкциями, обучают детей навыкам кодирования.

  1. Tynker

Tynker является отличным приложением. Его название созвучно со словом «мастерить» (англ. «tinkering»), что подразумевает необходимость приложить руки к работе. В целом, Tynker преподаёт программирование блестяще. Как и многие приложения для обучения детей информатике, программа пытается захватывающе преподносить материал. Платформа может похвастаться небольшим выбором заданий. Дети могут программировать роботов и беспилотные самолёты, моды для Minecraft, создавать приложения и игры или проводить научно-технические и инженерно-математические исследования (STEM).

Прежде чем перейти к изучению Python и JavaScript, детям предлагается начать осваивать кодирование при помощи визуальных блоков. Но на каждом этапе программирование сосредотачивается на проектах, что увлекает учеников и ориентирует их на результат. Поскольку, прежде чем перейти к реальному коду, Tynker даёт уроки с визуальными блоками, его метод обучения можно считать очень доходчивым. Всеобъемлющая среда с разбивкой на уровни, соответствующие степени знаний и мастерства, делает приложение одним из лучших среди систем обучения детей программированию. Вы также можете рассмотреть аналогичную программу Scratch , которую разрабатывает Массачусетский технологический институт (MIT).

Преимущества : программа бесплатная, но имеет платные уровни. Tynker позволяет детям реализовать интересные проекты и растёт вместе с их навыками.

Стоимость : Бесплатная/Платная

  1. Nancy Drew: Codes & Clues – Mystery Coding Game

NancyDrew: Codes&Clues – MysteryCodingGame (Нэнси Дрю: коды и подсказки – загадочная игра для программистов) предлагает игровую форму обучения. Более того, она включает в себя отдельную тему STEM со своим главным героем.

Прохождение игры не вызывает сложностей и является эффективным инструментом обучения. В ней есть рассказ о технической ярмарке с загадкой, которую нужно решить. В процессе игры дети перетаскивают блоки визуального кода в подходящие для них места. Некоторые мини-игры требуют подбора костюмов. Эксперты Common Sense Media дали Nancy Drew: Codes & Clues оценку 3/5 за её обучающие возможности и 4/5 за лёгкость игры. Ещё одно приложение для изучения основ программирования — Goldieblox: Adventuresin Coding от компании The Rocket Cupcake – также ориентировано на STEM. Благодаря сбалансированному геймплею, NancyDrew является одним из лучших программных решений для обучения детей программированию.

Преимущества : Интуитивно понятный интерфейс, захватывающий геймплей и темы STEM.

Стоимость : Платная

Платформа : iOS/Android

Многие успешные разработчики программного обеспечения (ПО) делают первые шаги в раннем возрасте и очень благородно помочь им в этом. С чего начать?

Конечно, не стоит начинать с фундаментальных «взрослых» монографий типа «Искусство программирования» (англ. «The Art of Computer Programming»). Хотя книга американского математика и специалиста в области компьютерных наук Дональда Кнута — знаменательная (проект написания книги был начат автором в 1962, а в 1999 книга была признана одной из двенадцати лучших физико-математических монографий столетия), но ребенку точно рановато ее читать. И лучше начинать с практики, а не с теории. Так, чтоб при минимуме усилий был максимальный результат в кратчайшее время. Начать стоит с чего-то более простого и понятного ребенку и, конечно, желательно, чтобы обучение проходило под вашим руководством.

Обучение можно разбить на несколько этапов. Предполагается, что ваше чадо уже умеет включать компьютер, знает кнопку «Пуск» в Windows, умеет запускать приложения (программы), пользоваться Проводником и смотреть интернет через Internet Explorer или другой браузер (Web browser).

Этап 1. Общий ознакомительный

Для начала покажите ребенку «классический» софт от Microsoft Office и других известных разработчиков:

1. MS Word — оформление текста.

2. MS Excel — электронные таблицы и формулы.

3. MS PowerPoint — создание интерактивных презентаций (с триггерами).

4. Графические редакторы (от стандартного Paint до Adobe Photoshop) и и прочие вспомогательные программы.

Создайте документы (файлы) в этих программах и поюзайте («юзать», комп. жарг. — использовать, применять, пользоваться) с ребенком интерфейс этих программ. Пусть ребенок прочувствует хорошо созданные программы и общие подходы и требования к интерфейсу программного обеспечения (под Windows).

Этап 2. О базах данных

Если ваш ребенок осилит, то дайте ему общее представление об основных концепциях и понятиях базы данных, как-то — таблицы, запросы (SQL-запросы) и процедуры. Для практической демонстрации можно использовать следующие популярные программные продукты:

1. MS Access — реляционная СУБД корпорации Microsoft (тоже входит в пакет Microsoft Office). Имеет широкий спектр функций, включая связанные запросы, связь с внешними таблицами и базами данных

2. MySQL — свободная реляционная система управления базами данных. Разработку и поддержку MySQL осуществляет корпорация Oracle.

Этап 3. Непосредственно программы для обучения

В дальнейшем установите и используйте программы и игры, разработанные специально для обучения детей программированию — основам информатики, логике и алгоритмам. Выберете те их них, которые будут подходить вашему ребенку по уровню развития и, главное, будут интересны ему. Вот некоторые инструменты для такого обучения:

1. Язык программирования для детей Scratch.

Скретч (другое произношение «скрэтч») — это визуальная объектно-ориентированная среда программирования для обучения школьников младших и средних классов. Программы на Скретче состоят из графических блоков, подписи к которым зависят от выбранного для интерфейса языка. Может быть выбран один из 50 языков интерфейса, включая русский. Для программирования сценариев в скретче используется drag-and-drop-подход: блоки из Окна блоков перетаскиваются в область скриптов…

2. Освоение Java, например, по книге для детей — Яков Файн «Программирование на Java для детей, родителей, дедушек и бабушек» (2011).

Яков Файн (автор и соавтор нескольких книг по Java) — программист с многолетним опытом, который имеет звание Java Champion, а подобным могут похвастаться не более сотни человек во всём мире. Эта книга — максимально облегченный и практический учебник — подойдет следующим группам людей: детям в возрасте от 11 до 18 лет; школьным преподавателям информатики; родителям, желающим обучить программированию своих детей; абсолютным новичкам в программировании (возраст значения не имеет). Книга ни в коем случае не является полным самодостаточным руководством, это скорее «приманка», изучение которой должно вызвать интерес к программированию и массу вопросов, на которые уже нужно будет искать ответы во «взрослых» исчерпывающих справочникам.

Порыв к программированию в детстве появляется очень просто — поиграли в игрушку, захотели создать что-то свое, но не знаем как. Берем эту книгу, узнаем о таком языке, как Java, и после прочтения первых 15−20 страниц уже пишем первую программу. Затем устанавливаем Eclipse и пишем вторую программу. Дальше — больше…

Почему язык Java, а не, скажем, C++? C++, как язык программирования, богаче и мощнее, но лучше начать с Java. Язык Java больше учит дисциплине и гораздо меньше подвержен ошибкам, в нем по умолчанию есть поддержка графики, он работает для всех платформ и используется для веб-программирования.

3. Processing — открытый язык программирования, основанный на Java (совместим с ним).

Cоздан в 2001 году Кэйси РИВЗом и Бен Фрайем в Массачусетском Технологическом Институте. Представляет собой лёгкий и быстрый инструментарий для людей, которые хотят программировать изображения, анимацию и интерфейсы. Используется студентами, художниками, дизайнерами, исследователями и любителями для изучения, прототипирования и производства. Он создан для изучения основ компьютерного программирования в визуальном контексте и служит альбомным программным обеспечением (имеется в виду то, что каждый *.pde файл визуальной оболочки Processing’а представляет собой отдельное изображение или анимацию, и т. д.) и профессиональным производственным инструментом. Есть, например, книга для детей — «Яша учится программировать».

4. Компьютерные игры типа Colobot.

Tрёхмерная обучающая стратегическая игра. Разработана компанией Epsitec. Игра призвана обучить детей (от 10 лет и старше) навыкам программирования в игровой форме. Главной особенностью игры является возможность создавать программы, в соответствии с которыми в игре действуют роботы (задавая им алгоритмы самостоятельной работы и заменяя ими монотонные действия, которые может делать и сам игрок), поэтому считается, что игра способствует обучению программированию. Язык программирования, встроенный в игру, похож на C++ или Java…

5. Конструирование, cборка и управление моделями (роботами). Например, LEGO MINDSTORMS.

С помощью LEGO MINDSTORMS вы можете превратить ваши модели LEGO в живых роботов, которые выполняют все ваши команды. Вы можете запрограммировать своего робота так, чтобы он ходил, говорил, двигался и выполнял все, что вы пожелаете, с помощью программного обеспечения LEGO MINDSTORMS EV3 Home Edition; вы можете программировать на интеллектуальном модуле EV3 или загрузив бесплатное приложение Robot Commander для своего смартфона.

Если вашему ребенку стало интересно программирование, то можно задуматься, стоит ли ему дальше учиться на программиста. Об этом .

Однако, если вы решите учить ребенка программированию, особенно в раннем возрасте, то с удивлением обнаружите, что выбор невелик. Отечественные софтверные гиганты, такие как «Яндекс» или «1С», делают упор на старшеклассников или даже на студентов. Школьные уроки информатики вряд ли помогут вам вырастить нового Цукерберга или Дурова. Если вам повезло, то где-нибудь рядом соседский папа-программист ведет кружок для своих детей и их друзей. Мы поймали основателя детской школы программирования и цифрового творчества Дарью Абрамову и поговорили с ней о том, как учить наших детей и превратить компьютерную игру в обучение.

Scratch мгновенно завоевал Америку, в Европе как-то не прижился, а вот российским школьникам пришелся по душе. Дети ласково называют Scratch царапкой, так как символом этого языка является котенок.

Царапка

Программистам во всем мире платят много потому, что их не хватает и будет не хватать еще больше. Следовательно, производить их нужно промышленным способом и желательно с младенчества. Первыми это поняли американские софтверные гиганты. Те же Google или Microsoft давно щедро спонсируют детское компьютерное обучение. Поэтому логично, что лучшие методики обучения и языки программирования для детей — оттуда. Например, это совместный проект «игрушечной» компании LEGO и MIT Media Lab, самого интересного подразделения Массачусетского технологического института, мирового лидера в научном и инженерном образовании. Ученым удалось адаптировать язык LabView, применяемый в реальном программировании промышленных роботов, к программированию образовательных робототехнических платформ LEGO. На нем дети, как из кубиков конструктора, собирают алгоритмы, заставляя двигаться собранных роботов. Система оказалась настолько интуитивно понятной, что ее используют даже в детских садах. Дальнейшим ее развитием стал визуальный объектно-ориентированный язык Scratch, разработанный для младшеклассников в том же MIT. Среда программирования оказалась столь понятной, что у детей уже после десяти минут занятий персонаж начинает двигаться и говорить. Само собой, дети программируют компьютерные игры — что может быть интереснее.

Scratch быстро завоевал Америку, в Европе как-то не прижился, а вот нашим школьникам пришелся по душе. Дети называют Scratch царапкой: символом этого языка является котенок. Хотя на самом деле молодые американские программисты, создававшие язык, вдохновлялись хип-хопом и диджейской техникой — стретчингом, когда пальцами крутят виниловые пластинки взад-вперед, смешивая музыкальные темы и закольцовывая мелодии. Но где сейчас винил?

Своя игра

«Кодабра» появилась в 2014 году как волонтерское движение. Даша Абрамова по образованию программист и как многие программисты горела желанием нести кодинг в детские массы. Вместе с партнерами она пересмотрела кучу западных инструментов и пришла к выводу, что Scratch доступен как для установки на компьютере, так и для работы в онлайне. Не нужно компилировать и, что очень важно, очень быстро, за 10−15 минут, можно получить готовый результат. Мало того, код можно писать, даже не зная языка, просто перетаскивая пиктограммы на рабочий стол.

«Изначально мы ориентировались на детей семи-восьми лет, задача была заинтересовать их IT, — вспоминает Дарья. — Мой партнер рассказал мне, что его интерес к программированию пришел от игр, — он очень любил SEGA, и мне показалось классной идеей создавать с детьми компьютерные игры на интуитивно понятном языке. Я сама его освоила мгновенно». Что делать и как преподавать, ребята не знали — они не педагоги. Стали через знакомых договариваться со школьными классами и учителями, приходили туда и на волонтерской основе проводили занятия.


Банановая республика

Один из центров «Кодабры» располагается в суперсовременном здании Mail.ru на Ленинградке, стиль которого навеян эстетикой офисов Google. В уютных комнатах со стеклянными дверями идут занятия. Двухмесячные курсы стоят 20 000 рублей и состоят из трехчасовых еженедельных занятий. Они могут проходить в один день с перерывами или разбиваться на все выходные.


В «Кодабре» понимают, что надолго внимание детей удержать трудно, поэтому длинных занятий не проводят. В одной из комнат сидят самые маленькие, на вид — первоклашки. Судя по всему, это одно из первых занятий, пишут классическую игру, где мартышка собирает бананы.

— Выигрываем, если наберем…

— Сто бананов! — радостный хор малышей.

— А проигрываем?

— Если не наберем совсем!

На экране мартышка продолжает собирать бананы, а из соседней комнаты слышится испуганный крик:

— У меня настала ночь!!!

— Не паникуй, ты просто источник света убрал.

Там дети постарше осваивают игровой движок Unity — инструмент для разработки трехмерных игр. На экранах носятся машины, которые исчезают в телепорталах, появляются не там где надо, а солнце по небу ходит по неправильной траектории. Наставник, который по внешнему виду не сильно отличается от учеников, терпеливо помогает исправлять ошибки.


Сейчас курсы «Кодабры» существуют только в Москве и Санкт-Петербурге. Дарья говорит, что они ориентируются не на вундеркиндов, а на массовость, поэтому после первого двухмесячного курса остается процентов 60 детей. Вместе с детьми растет и сложность занятий — добавляются новые модули, появляются курсы, «заточенные» под виртуальную реальность, мультипликацию, графический дизайн. Помимо них «Кодабра» организует выездные лагеря, проводит мастер-классы с родителями, устраивает квесты, где код встраивается в задания — дети что-то ищут в разных комнатах, находят код, соединяют, запускают ракету на экране, программируют двигатели.

Основные принципы «Кодабры» не меняются с тех пор, когда основатели волонтерили, пропустив через себя большое количество детей от первого до седьмого класса, разных школ и районов, включая детские дома. «Мы понимаем, что детям нужно давать информацию маленькими порциями, чтобы они постоянно видели результат, чтобы знали, к чему в конце занятия придут, — говорит Дарья. — В группах мы поддерживаем распределение ролей: сегодня один ребенок — системный администратор, а другой — HR, следит за посещаемостью. Завтра все поменялись местами».

Хочется детям привить любовь к созданию чего-то, а не потреблению, говорит напоследок Даша. И под этой фразой готовы подписаться все родители.

Тут стремятся создать такую атмосферу, как будто дети уже работают в индустрии. Занятия проходят в настоящих офисах, а ведут их основатели и сотрудники крупных IT-компаний. «Мы готовим детей к поступлению в ведущие вузы, созданию бизнеса, работе в российских или международных технологических компаниях. Через программирование мы учим их думать самостоятельно и раскрывать свой потенциал», — говорит руководитель школы Оксана Селендеева. В Coddy преподают базовые и узкоспециализированные предметы: всего более 30 курсов. Программы построены таким образом, что окончив любую из них, ученик может перейти на следующий уровень и продолжить изучать курс углубленно. Занятия проходят 1 раз в неделю, в субботу или воскресенье, и длится 3 астрономических часа с небольшим перерывом.

Стоимость — 6000 рублей в месяц. Учебные площадки расположены на Курской, Белорусской, Павелецкой, Дмитровской и Площади Ильича. Подробности

1С: Клуб программистов для школьников

Это не школа и не технический кружок, а клуб для детей от 11 до 17 лет. Всего проект включает в себя 162 филиала по России и СНГ, 7 из которых — в Москве. Цель клуба — познакомить ребят с программированием, пробудить интерес к профессии. Здесь учат программировать на самых актуальных языках, которые используются везде: от мобильных телефонов и интернета до суперкомпьютеров. Также есть курсы по системному администрированию и управлению разработкой. А еще тут целенаправленно готовят к олимпиадам и ЕГЭ по информатике (средний балл по клубу - 72). Каждая программа рассчитана на пару лет в режиме 1-2 раза в неделю.

Стоимость — 700 рублей/занятие. Учебные площадки расположены на Бауманской, Новослободской, Алексеевской, Тимирязевской, ВДНХ и Ленинском проспекте. Подробности

Кодабра

Кодабра — это курсы для детей от 6 до 14 лет, ориентированные на создание игр. Здесь стремятся перенаправить в полезное русло любовь детей к компьютерным играм. Если ребенок тратит все свободное время на игры, то курсы по их созданию — это хороший способ сменить вектор с развлечений на развитие. В процессе обучения затрагивают физику, математику и другие базовые науки. Поскольку курсы разработаны cпециально для детей, учеба сопровождается играми. После каждого занятия у ребенка есть результат, который он может показать родителям и друзьям. Длительность одного урока — 1,5 часа, каждый курс длится 2 месяца (16 занятий).

Стоимость курсов от 5500 до 11 000 рублей в месяц. Занятия проходят по будням, на Шаболовской и Павелецкой. Подробности

КрашПро

В центре дополнительного образования для детей 6-16 лет КрашПро стремятся дать детям актуальные знания в востребованных областях и помочь им реализовывать собственные проекты. Всего в школе 10 программ, посвященных инженерным, творческим и digital-профессиям. Для большинства предметов в КрашПро нужно подрасти: они рассчитаны на учеников от 12 лет и старше. Для малышей от 6 лет работает курс робототехники: здесь учатся создавать роботов с помощью конструкторов Lego WeDo. В каждом из курсов ученики разбиваются на творческие группы и работают над выпускным проектом. В это время ребята узнают на практике, что такое «цели», «задачи» и «deadline».

Курс длится 3 месяца, стоимость семестра занятий по одной программе составляет 80 000 рублей (исключение — робототехника, 18 000 рублей). Занятия проходят в самом центре — на Воздвиженке. Подробности

Московская школа программистов

Трехгодичные курсы для учеников 8-10 классов, совместный проект «Яндекса» и Мытищинской школы программистов. Здесь используют не «школьный» подход к обучению, а, скорее, «университетский». Курсы делятся на обязательные и факультативные — определяющие специализацию. Обязательный курс включает основы, которые помогают изучить любой язык программирования. Это алгоритмическое мышление, некоторые «нешкольные» разделы математики, базовая кибернетика. Чтобы поступить в школу, нужно сдать вступительный экзамен. Знания по программированию на нем не требуются, зато проверяют математику и логику.

Курсы дорогие (стоимость одного семестра составляет 22 500 рублей), но эффективные: ученики школы регулярно выигрывают олимпиады всех уровней. Занятия проходят 1-2 раза в неделю по выходным в московском офисе «Яндекса» на улице Льва Толстого. Подробности

Moscow Coding School

Moscow Coding School не специализируется на детях, но предлагает несколько « детских» курсов. В конце ноября стартуют занятия по веб-программированию (HTML, CSS и JavaScript) для школьников 10-13 лет. В курс включили игровые блоки, практические самостоятельные задания и командную работу над кодом. За 6 занятий по 5 часов придется выложить 39 999 рублей. В декабре открывается еще одна программа для детей, посвященная цифровому творчеству и созданию электронных инсталляций. Во время этих занятий преподаватели постараются сформировать у студентов школы более чем 12 полезных навыков в программировании и креативном мышлении.

Стоимость этого курса 24 999 рублей за 4 занятия. Занятия проходят по субботам и воскресеньям с 10.00 до 15.00, в здании DI Telegraph на Тверской. Подробности

GoTo

В этот проект входят образовательные программы трех типов: летняя школа GoTo School, хакатон GoTo Hack и лагерь GoTo Camp. На GoTo Camp каждые каникулы собираются ученики 8-11 классов со всей России и ближнего зарубежья. Участник лагеря GoTo получает возможность реализовать проект или провести исследование в сфере программирования, робототехники, биоинформатики, анализа данных и других высокотехнологичных областей. Проекты курируют преподаватели лучших университетов страны и эксперты IT-компаний: МФТИ, ВШЭ, Иннополис, Яндекс, КРОК, Microsoft, Nival, Rambler&Co, Intel и др. Лагерь на зимних каникулах откроется в Подмосковье с 3 по 10 января.

Стоимость одной смены составляет от 16 000 до 26 000 рублей, также действует система грантов на обучение. Подробности

IT школа Samsung


Для самых старших школьников, в основном, учеников 10 класса, работает бесплатная образовательная программа от Samsung и ведущих преподавателей МФТИ. Основное направление — разработка мобильных приложений для Android. Вступительные экзамены проходят каждый год весной, до этого в течение года необходимо заполнить заявку. Занятия начинаются в сентябре. Продолжительность обучения в школе - 1 год. За это время ученики проходят 5 учебных модулей: основы программирования на Java, объектно-ориентированное программирование, алгоритмы и структуры данных, основы программирования Android приложений, основы разработки серверной части мобильных приложений. Выпускники, успешно окончившие обучение, получают сертификат от компании Samsung, который дает дополнительные баллы при поступлении в ВУЗы-партнеры.

Занятия проходят 2 раза в неделю по 2 академических часа. Площадки расположены возле станций Преображенская площадь и Римская, а также в корпусах РУДН на Шаболовке и в Беляево. Подробности