Информационная сфера как сфера правового регулирования информация - объект правового регулирования. Структура информационной сферы

ТЕМА 2 ИНФОРМАЦИОННАЯ СФЕРА КАК СФЕРА ОБРАЩЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ И СФЕРА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Вопросы для семинара:

1. Определение понятия «информация». Информация как основной объект информационной сферы и правовой системы. Информация в актах законода­тельства Российской Федерации.

2. Юридические особенности и свойства информации. Классификация ин­формации по роли, в которой она выступает в правовой системе Классифика­ция информации по доступу к ней

3. Структура информационной сферы, основные и обеспечивающие области информационной сферы

4. Информационные процессы. Информационные системы

Информационное право составляет правовой фундамент инфор­мационного общества, а следовательно, без скорейшего формирова­ния такого права невозможно и нормальное развитие информацион­ного общества XXI в.

В основе деятельности членов информационного общества лежат информация, информационные ресурсы и информационные продук­ ты, а само существование информационного общества основано на об­ ращении информации. В этой связи основным назначением информа­ ционного права является регулирование отношений, возникающих при обращении информации.

Правовые проблемы обращения инфор­ мации исследуются на основе модели информационной сферы - сфе­ ры производства, преобразования и потребления информации.

Вполне очевидно, что основным объектом информационного права явля­ется собственно информация. Сам термин "информация" в переводе с латинского означает ознакомление, разъяснение, изложение.

"Отец кибернетики" Н. Винер при определении информации указывает лишь то, что "это информация, а не энергия и не материя". Это определе­ние, хотя и интересно с философской точки зрения, для практического ис­пользования непригодно, т. к. лишь говорит о невозможности идентифици­ровать информацию с другими известными объектами материального мира.

Информация не относится к энергии и материи, однако связана с ними. Она в широком смысле присуща любой материи, по определению академи­ка В.М.. Глушкова: "Информация представляет собой меру неоднородности распределения материи и энергии в пространстве и во времени, меру изме­нений, которыми сопровождаются все протекающие в мире процессы" .

Толковый словарь СИ. Ожегова дает определение информации, со­гласно которому это, во-первых, сведения об окружающем мире и проте­кающих в нем процессах и, во-вторых, - сообщения, осведомляющие о положении дел, о состоянии чего-либо.

Современное легальное понятие информации сформулировано в Фе­деральном законе "Об информации, информатизации и защите инфор­мации" (далее - Закон об информации), согласно которому информация представляет собой сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явле­ниях и процессах независимо от формы их представления.

Информация в качестве объекта правового регулирования обладает специфическими особенностями и юридическими свойствами, которые во многом определяют и отношения, возникающие при ее обращении между субъектами, и характер их поведения.

В.А. Копылов выделяет следующие свойства информации как объекта правового регулирования :

- физической неотчуждаемости - информация практически не можетбыть отчуждена от создателя или иного обладателя, т. е. при передачеинформации другому лицу (лицам) она по-прежнему остается у пер­воначального носителя;

- обособляемости - для включения в оборот информация должна быть овеществлена, т. е. закодирована в виде волн {в т. ч. звуковых), сим­волов, знаков и т. п. Вследствие этого она обособляется от создателя(носителя) и существует независимо от него;

- информационной вещи (информационного объекта) - при овеществлении и включении в оборот информация обычно закрепляется на каком-то материальном носителе и распространяется с его помощью;

- тиражируемости (распространяемости) - информация может тиражи­роваться и распространяться в неограниченном количестве экземпля­ров без изменения ее содержания;

- организационной формы - информация, находящаяся в обороте, как правило, является документированной, т. е. существует в виде доку­мента или массива документов;

- экземплярности - информация распространяется, как правило, не са­ма по себе, а на материальном носителе, вследствие чего возможен учет экземпляров информации через учет носителей, содержащих ин­формацию.

Информация может проявляться в различных формах . Основными фор­мами информации являются:

Документированная;

Недокументированная.

Документированная информация - это информация, закрепленная на материальном носителе. Понятие документированной информации (до­кумента) содержится в ст. 2 Закона об информации и обозначает "зафик­сированную на материальном носителе информацию с реквизитами, по­зволяющими ее идентифицировать"

Практически только документированная информация может быть объектом правоотношения; недокументированная информация находится за пределами правового регулирования.

Понятие "документированная информация" основано на двуединстве информации (сведений) и материального носителя, на котором она отраже­на в виде символов, знаков, букв, волн или других способов отображения. Примером документированной информации является книга, CD-диск и др.

В древние времена документирование информации осуществлялось посредством ее закрепления на каких-либо материальных объектах: камне, дереве, глине, коже животных и др. Позднее наиболее распространенным носителем информации стала бумага. Созданный на таком носителе до­кумент, подтвержденный соответствующими реквизитами и снабженный подписями, широко используется в различных правоотношениях и сегодня.

Достоинством данного способа фиксации информации является воз­можность установления в большой долей вероятности ее автора по почерку. Это несколько усложнилось с массовым внедрением машинописи, однако оставалась возможность установления авторства по подписи.

С развитием информационных технологий в качестве материальных носителей информации стали использоваться машиночитаемые (элек­тронные) носители информации: дискеты, CD-диски, постоянная и опе­ративная память компьютеров, электромагнитные волны и т. п.

Электронная информация представляет собой сведения о лицах, предме­тах, фактах, событиях, явлениях и процессах, представленные в форме, по­зволяющей провести их непосредственную машинную обработку.

Электронная информация обладает следующими специфическими свойс­твами:

- трудностью установления авторства - авторство электронной ин­формации чаще всего невозможно установить, если создателем в це­лях защиты своих прав не использовались специальные технические средства типа электронной цифровой подписи;

- изменяемостью - технически несложно произвести несанкциониро­ванное изменение электронной информации без ведома автора. В наибольшей степени это относится к информации, распространяе­мой посредством глобальных электронных сетей;

- распространяемостью - электронная информация легко копируется и может сравнительно легко тиражироваться в большом количестве эк­земпляров, что заметно усложняет охрану ее институтом авторского пра­ва (если таковое на нее распространяется).

В.А. Копылов указывает, что на документированную (овеществлен­ную) информацию распространяется одновременно действие двух инсти­тутов: вещной и интеллектуальной собственности: «Совместное исследование информационных, процессов в инфор­мационной сфере, правовых норм, регулирующих отношения, возни­кающие в этих процессах, с действиями над информацией, позволяет установить такие особенности и свойства. К основным из них можно отнести следующие: … Свойство информационной вещи (информационного объекта). Это свойство возникает в силу того, что информация передается и распространяется только на материальном носителе или с помощью материального носителя и проявляется как «двуединство» информа­ции (ее содержания) и носителя, на котором эта информация (содер­жание) закреплено. Это свойство позволяет распространить на ин­формационную вещь (объект) совместное и взаимосвязанное действие двух институтов - института авторского права и института вещной собственности»

Однако это далеко не всегда является верным.Во-первых, как совершенно справедливо отмечено А.Е Шерстобитовым, "...далеко не во всех случаях материальный носитель информации носит вещный характер" .

С.В. Петровский приводит в связи с этим сле­дующий пример: в случае передачи результатов сканирования по каналам сети Интернет материальный результат деятельности будет присутство­вать в виде изменения магнитных характеристик накопителя информации (жесткого диска) в компьютерной системе заказчика после получения им заказа. Такой материальный результат не имеет признаков вещи .

Во-вторых, не всегда информация является объектом интеллектуаль­ной собственности. Например, в соответствии со ст. 8 Закона РФ от 09.07.1993 г. № 5351-Т "Об авторском праве и смежных правах" (в ред. От 19.07.1995 г.) (далее - Закон об авторском праве) не являются объек­тами авторского права официальные документы (законы, судебные ре­шения, иные тексты законодательного, административного и судебного характера), а также их официальные переводы; государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и иные государственные символы и знаки);-произведения народного творчества; сообщения о со­бытиях и фактах, имеющие информационный характер.

По роли в правовой системе информация разделяется на правовуюи неправовую.

Нормативная правовая информация создается в порядке правотворческой деятельности и содержится в нормативных правовых актах..

Ненормативная правовая информация создается, как правило, в по­рядке правоприменительной и правоохранительной деятельности. С помощью такой информации реализуются предписания правовых норм. Эта информация создается в объекте управления и движется в контуре обратной связи системы правового управления.

К ненормативной правовой информации относятся:

1) общая информация о состоянии законности и правопорядка;

2) информация о гражданско-правовых отношениях, договорных и иных обязательствах (договоры, соглашения и т.п. документы);

3) информация, представляющая административную деятельность органов исполнительной власти и местного самоуправления по испол­нению нормативных предписаний;

4) информация судов и судебных органов (судебные дела, судебныерешения и т.п.);

5) информация, связанная с раскрытием и расследованием право­нарушений.

По степени доступа информация подразделяется на открытую и информацию ограниченного доступа, распространение которой воз­можно в условиях конфиденциальности или секретности.

Документированная информация может быть подразделена и на другие виды. Так, ее можно разделить по создателям, по владельцам, по способам хранения и т. д.

Модель информационной сферы

Прежде чем перейти к изучению вопросов правового регулирова­ния общественных отношений, связанных с информацией, нужно хо­рошо исследовать ту сферу, в которой возникают общественные отно­шения, регулируемые информационным правом или подлежащие та­кому регулированию, определить состав объектов, которые наличествуют в этой сфере, выявить и установить особенности поведе­ния субъектов, действующих в информационной сфере и участвующих в информационных процессах.

Законодатель определил:

Информационную сферу, как «сферу дея­тельности, связанную с созданием, распространением, преобразованием и потреблением информации» (Федеральный закон «Об участии в между­народном информационном обмене»),

А информационные процессы как процессы производства, передачи, поиска, получения и распростране­ния информации {Федеральный закон «Об информации, информатиза­ции и защите информации», а также Федеральный закон «Об участии в международном информационном обмене»).

К информационным сле­дует также относить и процессы создания и применения информацион­ных систем, информационных технологий и средств их обеспечения.

Общественные отношения, подлежащие правовому регулирова­нию в информационной сфере, возникают при выполнении именно этих информационных процессов. Такие общественные отношения называют информационными, а деятельность по осуществлению ин­формационных процессов - информационной деятельностью.

Информационная сфера , исходя из видов и способов представле­ния информации, особенностей ее преобразования и обращения, мо­ жет быть разделена на две части:

Основную часть или часть собствен­но обращения информации

И часть, обес­печивающую обращение информации.

Каждая из них в свою очередь подразделяется на области:

- основ­ ная часть включает три области:

Область поиска, получения и потребления информации

Область производства и распространения исходной и производной информации

Область формирования информационных ресурсов, подготовки информационных продуктов, предоставления информационных услуг

- обеспечивающая – две:

Область создания и применения информационных технологий и средств их обеспечения

Область создания и применения средств и механизмов информационной безопасности

Разделение информационной сферы на области условно, посколь­ку все они тесно связаны между собой. Исходная информация создает­ся под воздействием окружающей среды, а также на основе производ­ной информации и сведений из информационных ресурсов. Произ­водная информация создается на основе как исходной информации, так и сведений из информационных ресурсов. Информационные же ресурсы формируются на основе исходной и производной информа­ции, прежде всего как «запасы» ретроспективной информации. И, на­конец, в результате потребления информации вновь создается новая исходная и производная документированная информация, формиру­ются или дополняются информационные ресурсы. Таким образом, за­мыкается кругооборот движения информации в информационной сфере (обращение информации).

Для выявления субъектов, участвующих в информационных про­цессах, установления разновидностей информации, циркулирующей в информационной сфере, рассмотрим более подробно каждую из ука­занных выше областей на протяжении «жизненного цикла» обраще­ния информации.

Жизненный цикл (обращение) информации

Область поиска, получения и потребления информации - в определенном смысле «задающая» обращение ин­формации. Именно здесь возникают потребности в информации и обеспечивается информацией широкий круг ее потребителей. Основ­ ные субъекты данной области - потребители, или получатели инфор­ мации.

Информация в область создания и распространения исходной и производной информации создается с целью удовлетворения информационных потребностей субъектов рассмотренной выше об­ласти поиска и получения информации. Субъектами, обеспечивающи­ ми функционирование данной области, выступает широкий круг произ­водителей информации .

В области формирования информационных ресурсов, подготовки информационных продуктов, предоставления информационных услуг в отличие от предыдущей сосредоточена ретроспек­тивная документированная информация в форме информационных ресурсов как аккумуляторов (запасов) совокупных знаний человечества, накопленных за долгие годы цивилизации. Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» дает определе­ние понятия информационных ресурсов: «...информационные ресур­ сы - отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архи­ вах, фондах, банках данных, других информационных системах )» (ст. 2).

К объектам в области создания и применения информационных систем, информационных технологий и средств их обеспечения относятся: информационные системы и информационные технологии, средства их обеспечения. Федеральным законом «Об информации, информатизации и защите информации» определено понятие «информационная система» - организационно упо­ рядоченная совокупность документов (массивов документов) и информа­ционных технологий, в том числе с использованием средств вычислитель­ной техники и связи, реализующих информационные процессы {ст. 2)

Область создания и применения средств и механизмов информационной безопасности. В соответствии с Федеральным законом «Об участии в междуна­родном информационном обмене» под информационной безопасно­стью понимается состояние защищенности информационной среды об щества, обеспечивающее ее формирование, использование и развитие в интересах граждан, организаций, государства.

Чаннов С.Е. Информационное право России: Учебник для ссузов. - М: "Приор-издат", 2004.

См.: Бачило И.Л. Методология решения правовых проблем в области информа­ционной безопасности// С.б. Информатика и вычислительная техника. 1992. № 2-3.

Копылов В.А. Информационное право: Учебник. – 2-ое изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2002.

При определении понятия "информационная сфера" следует учитывать, что в настоящее время не существует такого устоявшегося единого правового понятия. Если рассмотреть понятие "информационная сфера" (среда), под которой в законодательстве понимается "сфера деятельности субъектов, связанная с созданием, преобразованием и потреблением информации" (Федеральный закон "Об участии в международном информационном обмене"), то оно носит, на наш взгляд, слишком общий характер.

Кроме того, в Законе, например, отсутствует признак хранения информации, названный одним из основных для документа; вместо признаков, указанных в Конституции РФ (ст. 29, п. 4), предложены другие: вместо "производство" - "создание и преобразование", вместо "поиск, получение, передача, распространение" - "потребление", хотя это признаки не одного порядка. Ниже приведено определение, данное в привязке к объектам и их основным признакам.

Информационная сфера - это среда оборота информации (производство - распространение -потребление), при котором субъекты реализуют свои потребности и возможности по отношению к информации.

Основными объектами информационной сферы являются:

1. Информация, в том числе информационные ресурсы - массивы документов, базы и банки данных, все виды архивов, библиотеки, музейные фонды и пр., содержащие данные, сведения и

знания, зафиксированные на соответствующих носителях информации.

2. Информационная инфраструктура, включающая в себя совокупность информационных систем:

а) организационные структуры, обеспечивающие функционирование и развитие информационной сферы, в частности, сбор, обработку, хранение, распространение, поиск и передачу информации.

б) информационно-телекоммуникационные структуры - территориально распределенные государственные и корпоративные компьютерные сети, телекоммуникационные сети и системы специального назначения и общего пользования, сети и каналы передачи данных, средства коммутации и управления информационными потоками;

в) информационные, компьютерные и телекоммуникационные технологии;

г) системы средств массовой информации.-

Структуру общественных отношений и производных от них правоотношений следует определять исходя из стандартного цикла обращения информации, который можно представить в виде простейшей формулы: производство - распространение - потребление -производство, и основных правомочий субъектов в информационной сфере, установленных, прежде всего, в Конституции РФ: свободно искать, получать, передавать,

производить, распространять информацию, а также иметь право на неприкосновенность частной жизни, на тайну и защиту от так называемой "вредной информации".

При этом необходимо учитывать три основных случая перехода общественных отношений в правоотношения: 1) по воле субъекта, 2) помимо воли и желания субъекта, 3) регулируемые моралью, обычаями, обыкновениями, этическими нормами, где право лишь

гарантирует свободу поведения. Для эффективного регулирования общественных отношений нормами права следует учитывать объективные законы, действующие как в целом в информационной сфере, так и в отдельных ее областях, которые можно выделить на основе общих законов развития природы, общества, мышления применительно к информационной сфере.

Объективные законы развития информационной сферы и информационных отношений

К общим законам для информационной сферы можно отнести объективный закон организации и ограничения информации в социальных системах: чем выше уровень организованности системы (где информация выступает одновременно и средством организации системы, и качественной характеристикой степени ее организованности), тем выше должен быть уровень регуляции и ограничений. В условиях многократно возрастающего объема потребляемой информации, формирования информационного общества, при отсутствии гражданского общества, ответственность за социальное регулирование этих процессов лежит, прежде всего, на государстве. Это положение нашло отражение в Доктрине информационной безопасности РФ, где сделан вывод: "совершенствование правовых механизмов регулирования общественных отношений, возникающих в информационной сфере, является приоритетным направлением государственной политики в области обеспечения информационной безопасности РФ".-

Другим объективным законом развития информационной сферы, что находит свое отражение и в переходном периоде к информационному обществу, является закон информационного опережения: решение проблем информационного взаимодействия должно опережать по времени каждый очередной шаг в других сферах социальной деятельности, что дает возможность полнее координировать реформы, создавать благоприятные условия для функционирования рынков товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, обеспечивать равное право на приобретение в собственность имущества, владение, пользование и распоряжение им, проводить согласованную политику в различных сферах. Единое информационное пространство должно предшествовать созданию единого экономического и правового пространства, равно как информационное обеспечение должно опережать каждый очередной шаг в принятии решения в разных социальных сферах. Из этого следует и обратное - нерешение проблем информационного взаимодействия или запаздывание здесь обязательно приведет к серьезному отставанию и в других сферах социальной деятельности, что сегодня и происходит. По-видимому, и этим продиктован призыв руководителей "восьмерки" в Окинавской Хартии Глобального Информационного Общества (2000) ликвидировать международный разрыв в области информации и знаний, а также обусловлен вывод о том, что "солидная основа политики и действий в сфере ИТ может изменить методы нашего взаимодействия по продвижению социального и экономического прогресса во всем мире".

К общим законам информационного взаимодействия следует отнести и группу законов, касающихся организации и деятельности сложных систем, которые открыл еще в начале XX в. А. А. Богданов в своей "Тектологии"-. Суть этих законов (законы аддитивности, (от лат. addere - добавлять) заключается в том, что суммарный потенциал системы

определяется характером взаимодействия ее подсистем. Так, если подсистемы индифферентны (равнодушны) к друг другу, то суммарный потенциал системы эквивалентен потенциалу одной из подсистем. Если же подсистемы находятся в состоянии войны каждой с каждой, то потенциал системы меньше потенциала

самой слабой из подсистем.

И в случае, если взаимодействие всех подсистем носит целенаправленный характер, то потенциал системы много больше суммы потенциалов всех подсистем. Это закон сверхаддитивности, когда целое больше суммы его частей.

В области производства информации действует объективный закон неполного использования информации, в том числе при принятии решений в управленческой деятельности, что определяется как парадоксом избыточности информации, так и неспособностью (недобросовестностью) субъектов к ее полному использованию. В действующем законодательстве в этой области выделяют "производство", "создание", "преобразование" информации. Правовое регулирование присутствует здесь в виде регулятивных норм, способствующих созданию организационных и экономических предпосылок развития и совершенствования информационного производства; в виде гарантий свободы творчества, поведения, образования и т. п.; в виде охраны и защиты прав на объекты интеллектуальной собственности, а также в виде запретов на производство "вредной" информации.

В области распространения информации действует объективный закон искажения информации по мере ее движения, что связано с различной способностью и готовностью субъектов к ее восприятию. Законодатели здесь едины, выделяя только "распространение" информации. В то же время отношения, связанные с передачей информации, что закреплено в ст. 29 Конституции РФ и также относится к распространению информации, не нашли должного отражения в законодательстве. По способу распространения можно выделить непосредственное и опосредованное распространение.

При непосредственном распространении создатель информационного продукта воздействует на потребителя непосредственно (собственно общение, передача идей в воспитательно-образовательной среде, (лекции, конференции, семинары, митинги, театрализованные представления и другие культмассовые мероприятия). Правовое регулирование предусматривает здесь установление запретов на распространение конфиденциальной и "вредной" информации, включая недостоверные сведения и клевету, и ответственности за это, а также правовую охрану и защиту авторских и смежных прав.

Рис. 1. Информационная сфера как объект права ИБОД - информация без ограничения доступа, ИОД - информация с ограничением доступа, ОИС - интеллектуальная собственность, ВрИ - вредная информация, ОДИ - общедоступная информация

При опосредованном распространении между создателем информации и потребителем стоит посредник - средство фиксации и передачи информации, наличие которых предопределяет массовость таких информационных отношений. По мере исторического развития средств и технологий распространения информации росли массовость информационного обмена и значимость информации в обществе, что предопределило высокую степень правового урегулирования в этой сфере, в том числе охрану и защиту прав на целостность и конфиденциальность распространяемой информации, на объекты интеллектуальной собственности, на информационные системы, на защиту от распространения "вредной информации".

В области информационного потребления действует объективный закон принудительного отчуждения и обобществления информации, что связано, как с нежеланием субъектов добровольно отдавать свою информацию, так и необходимостью обобществления информации в интересах реализации информационных прав граждан, построения информационного общества и сохранения и развития единого информационного пространства страны. В действующем законодательстве в этой области выделяют ряд понятий: "потребление", "поиск", "сбор", "получение", "накопление", "хранение". Правовое регулирование должно предусматривать здесь охрану и защиту прав на доступ к информации, прав на неприкосновенность частной жизни, на тайну и на объекты интеллектуальной собственности, прав на защиту от воздействия "вредной" информации, прав на информационные системы и интересов государства по сохранению единого информационного пространства страны.

"Некоторые авторы предлагают в составе информационной сферы рассматривать также и другие компоненты: рынок информационных технологий, средств связи, информатизации и телекоммуникаций, информационных продуктов и услуг; систему взаимодействия информационного пространства России с мировыми открытыми сетями; систему обеспечения информационной защиты (безопасности); систему информационного законодательства. С таким подходом, на наш взгляд, нельзя согласиться, поскольку перечисленные компоненты скорее являются качественными характеристиками, условиями, признаками, при наличии которых совокупность объектов системы образует единое информационное пространство.

2 Реализация этого положения предполагает: оценку состояния и эффективности применения действующих

законодательных и иных нормативных правовых актов в информационной сфере и выработку программы их

совершенствования; создание организационно-правовых механизмов обеспечения информационной

безопасности; определение правового статуса всех субъектов отношений в информационной сфере, включая

пользователей информационных и телекоммуникационных систем, и установление их ответственности за

соблюдение законодательства Российской Федерации в данной сфере; создание системы сбора и анализа

данных об источниках угроз информационной безопасности Российской Федерации, а также о последствиях

их осуществления; разработку нормативных правовых актов, определяющих организацию следствия и

процедуру судебного разбирательства по фактам противоправных действий в информационной сфере, а

также порядок ликвидации последствий этих противоправных действий; разработку составов

правонарушений с учетом специфики уголовной, гражданской, административной, дисциплинарной

ответственности и включение соответствующих правовых норм в уголовный, гражданский,

административный и трудовой кодексы, в законодательство Российской Федерации о государственной

службе. 3 Богданов А. А. Тектология. (Всеобщая организационная наука). В 2-х кн. М, 1989. С. 304, 351; Бодякин В.

И. Куда идешь, Человек? Основы эволюциологии (информационный подход). М., 1998. С. 332.

Еще по теме 4.1. Понятие и структура информационной сферы. Объективные законы ее развития:

  1. Понятие и структура информационных технологий социально-культурного сервиса и туризма
  2. 1.1. Основная терминология. Понятия: информационная система, информационная технология, информационный менеджмент
  3. Раздел 2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ СФЕРЫ
  4. 2.1. Объективные основания для формирования отрасли информационного права
  5. 2. Информационно-правовые отношения: понятие, виды, соотношение с правовой нормой, структура и защита
  6. Деньги, кредит и финансы как объективно необходимая форма развития рыночного хозяйства
  7. § 16. Понятие о законном рождении и законных детях. - Удостоверение законности рождения. - Римское предположение о законности детей, рожденных в браке.
  8. § 4. Тенденции развития социальной структуры и их проявление на современном этапе развития российского общества
  9. Понятие и сущность менеджмента. Особенности общего управления предприятием сферы сервиса
  10. I Применение понятия корреальности вне первоначальной сферы. Противоположение с солидарностью.

- Авторское право - Аграрное право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Акционерное право - Бюджетная система - Горное право‎ - Гражданский процесс - Гражданское право - Гражданское право зарубежных стран - Договорное право - Европейское право‎ - Жилищное право - Законы и кодексы - Избирательное право - Информационное право -

Законодатель определил информационную сферу как «сферу деятельности, связанную с созданием, распространением, преобразованием и потреблением информации» (Федеральный закон «Об участии в международном информационном обмене»), а информационные процессы как процессы производства, передачи, поиска, получения и распространения информации (Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации», а также Федеральный закон «Об участии в международном информационном обмене»). К информационным следует также относить и процессы создания и применения информационных систем, информационных технологий и средств их обеспечения.
Общественные отношения, подлежащие правовому регулированию в информационной сфере, возникают при выполнении именно этих информационных процессов. Такие общественные отношения называют информационными, а деятельность по осуществлению информационных процессов - информационной деятельностью.
Для исследования общественных отношений, связанных с информацией и ее обращением, построим модель информационной сферы (рис. 4).
Информационная сфера, исходя из видов и способов представления информации, особенностей ее преобразования и обращения, может быть разделена на две части - основную часть или часть собственно обращения информации (окружности на рисунке) и часть, обеспечивающую обращение информации (прямоугольники на рисунке), каждая из которых в свою очередь подразделяется на области. Основная часть включает три области, обеспечивающая - две.
Две главные:
Область создания и применения информационных технологий и средств их обеспечения; Область создания и применения средств и механизмов информационной безопасности
Три обеспечивающие:
Область производства и распространения исходной и производной информации; Область поиска, получения и потребления информации; Область формирования информационных ресурсов, подготовки информационных продуктов, предоставления информационных услуг.
Сегодня деятельность в информационной сфере немыслима без применения автоматизированных информационных систем и банков данных, их сетей, других информационных технологий, основанных на использовании средств вычислительной техники, связи и телекоммуникаций. Внедрение информационных технологий создало новые возможности для ускорения и повышения эффективности информационных процессов, повысило качество информационного обслуживания и, по сути дела, совершило революцию в информационной коммуникации. Были созданы новые материальные носители информации, существенно отличающиеся от традиционных, новые механизмы ее тиражирования и распространения. Появилась дополнительная область, обеспечивающая основные области возможностями программно-технических средств, средств связи и телекоммуникаций - область создания и применения информационных технологий и средств их обеспечения.
Создание, преобразование и потребление информации, особенно в условиях современных систем связи и телекоммуникаций, потребовало также акцентировать внимание на проблемах информационной безопасности (вернее, безопасности в информационной сфере).



Основным назначением информационной безопасности можно считать выявление yгроз и защиту: информации от несанкционированного доступа; информационных прав и свобод личности; личности, общества, государства от воздействия ложной, вредной информации, дезинформации. В этой связи появляется еще одна обеспечивающая область - создания и применения средств и механизмов информационной безопасности.
Область создания и применения информационных систем, информационных технологий и средств их обеспечения возникла и развивается в связи с потребностями всех остальных областей. В то же время ни одна из основных областей немыслима без применения программно-технических и телекоммуникационных средств.
Область создания и применения средств и механизмов информационной безопасности обеспечивает реализацию информационных процессов исходя из требований безопасности личности, общества, государства в информационной сфере. Она возникла и развивается в связи с потребностями всех четырех перечисленных выше областей и обеспечивает их безопасное функционирование.
Разделение информационной сферы на области условно, поскольку все они тесно связаны между собой. Исходная информация создается под воздействием окружающей среды, а также на основе производной информации и сведений из информационных ресурсов. Производная информация создается на основе как исходной информации, гак и сведений из информационных ресурсов. Информационные же ресурсы формируются на основе исходной и производной информации, прежде всего как «запасы» ретроспективной информации. И, наконец, в результате потребления информации вновь создается новая исходная и производная документированная информация, формируются или дополняются информационные ресурсы. Таким образом, замыкается кругооборот движения информации в информационной сфере (обращение информации).
Один и тот же человек (физическое лицо) может выступать в качестве разных субъектов в разных областях. Например, автор научного произведения может работать администратором банка данных в области информационных ресурсов, выступать потребителем информации в области поиска, получения и потребления информации, выступать в качестве специалиста, эксплуатирующего информационную систему, а также участвовать в рамках области информационной безопасности при решении вопросов защиты информации.
Для выявления субъектов, участвующих в информационных процессах, установления разновидностей информации, циркулирующей в информационной сфере, рассмотрим более подробно каждую из указанных выше областей на протяжении «жизненного цикла» обращения информации.
6. Информационные процессы. Информационные системы.



Хранение информации. Люди хранят информацию либо в собственной памяти (иногда говорят - "в уме"), либо на каких-то внешних носителях. Чаще всего - на бумаге.

Те сведения, которые мы помним, всегда нам доступны. Например, если вы запомнили таблицу умножения, то вам никуда не нужно заглядывать для того, чтобы ответить на вопрос: сколько будет пятью пять? Каждый человек помнит свой домашний адрес, номер телефона, а также адреса и телефоны близких людей. Если же понадобился адрес или телефон, которого мы не помним, то обращаемся к записной книжке или к телефонному справочнику.

Память человека можно условно назвать оперативной. Здесь слово "оперативный" является синонимом слову "быстрый". Человек быстро воспроизводит сохраненные в памяти знания. Свою память мы еще можем назвать внутренней памятью. Тогда информацию, сохраненную на внешних носителях (в записных книжках, справочниках, энциклопедиях, магнитных записях), можно назвать нашей внешней памятью.

Человек нередко что-то забывает. Информация на внешних носителях хранится дольше, надежнее. Именно с помощью внешних носителей люди передают свои знания из поколения в поколение.

Передача информации. Распространение информации между людьми происходит в процессе ее передачи. Передача может происходить при непосредственном разговоре между людьми, через переписку, с помощью технических средств связи: телефона, радио, телевидения, компьютерной сети.

В передаче информации всегда участвуют две стороны: есть источник и есть приемник информации. Источник передает (отправляет) информацию, а приемник ее получает (воспринимает). Читая книгу или слушая учителя, вы являетесь приемниками информации, работая над сочинением по литературе или отвечая на уроке, - источником информации. Каждому человеку постоянно приходится переходить от роли источника к роли приемника информации.

Передача информации от источника к приемнику всегда происходит через какой-то канал передачи. При непосредственном разговоре - это звуковые волны; при переписке - это почтовая связь; при телефонном разговоре - это система телефонной связи. В процессе передачи информация может искажаться или теряться, если информационные каналы имеют плохое качество или на линии связи действуют помехи (шумы). Многие знают, как трудно бывает общаться при плохой телефонной связи.

Обработка информации. Обработка информации - третий вид информационных процессов. Вот хорошо вам знакомый пример - решение математической задачи: даны значения длин двух катетов прямоугольного треугольника, нужно определить его третью сторону - гипотенузу. Чтобы решить задачу, ученик кроме исходных данных должен знать математическое правило, с помощью которого можно найти решение. В данном случае это теорема Пифагора: "квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов". Применяя эту теорему, получаем искомую величину. Здесь обработка заключается в том, что новые данные получаются путем вычислений, выполненных над исходными данными.

Вычисление - лишь один из вариантов обработки информации. Новую информацию можно вывести не только путем математических расчетов. Вспомните истории Шерлока Холмса, героя книг Конан Дойля. Имея в качестве исходной информации часто очень запутанные показания свидетелей и косвенные улики, Холмс с помощью логических рассуждений прояснял всю картину событий и разоблачал преступника. Логические рассуждения - это еще один способ обработки информации.

Процесс обработки информации не всегда связан с получением каких-то новых сведений. Например, при переводе текста с одного языка на другой происходит обработка информации, изменяющая ее форму, но не содержание.

К этому же виду обработки относится кодирование информации. Кодирование - это преобразование представления информации из одной символьной формы в другую, удобную для ее хранения, передачи или обработки.

Особенно широко понятие кодирования стало употребляться с развитием технических средств хранения, передачи и обработки информации (телеграф, радио, компьютеры). Например, в начале XX века телеграфные сообщения кодировались и передавались с помощью азбуки Морзе. Иногда кодирование производится в целях засекречивания содержания текста. В таком случае его называют шифрованием.

Еще одной разновидностью обработки информации является ее сортировка (иногда говорят - упорядочение). Например, вы решили записать адреса и телефоны всех своих одноклассников на отдельные карточки. В каком порядке нужно сложить эти карточки, чтобы затем было удобно искать среди них нужные сведения? Скорее всего, вы сложите их в алфавитном порядке по фамилиям. В информатике организация данных по какому-либо правилу, связывающему ее в единое целое, называется структурированием.

Поиск информации. Нам с вами очень часто приходится заниматься поиском информации: в словаре искать перевод иностранного слова, в телефонном справочнике - номер телефона, в железнодорожном расписании - время отправления поезда, в учебнике математики - нужную формулу, на схеме метро - маршрут движения, в библиотечном каталоге - сведения о нужной книге. Можно привести еще много примеров. Все это - процессы поиска информации на внешних носителях: книгах, схемах, таблицах, картотеках.

Информационные процессы в живой природе. Можно ли утверждать, что с информацией и информационными процессами связана только жизнь человека? Конечно нет! Науке известно множество фактов, подтверждающих протекание информационных процессов в живой природе Животным свойственна память: они помнят дорогу к месту своего обитания, места добывания пищи; домашние животные отличают знакомых людей от незнакомых. Многие животные обладают обостренным обонянием, несущим им ценную информацию. Конечно, способности животных к обработке информации значительно ниже, чем у человека. Однако многие факты разумного поведения свидетельствуют об их способности к определенным умозаключениям.

Информационная система – организационно упорядоченная совокупность документов (массивов документов) и информационных технологий, в том числе с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы.

Средства обеспечения автоматизированных информационных систем и их технологий – программные, технические, лингвистические, правовые, организационные средства (программы для электронных вычислительных машин; средства вычислительной техники и связи; словари, тезаурусы и классификаторы; инструкции и методики; положения, уставы, должностные инструкции; схемы и их описания, другая эксплуатационная и сопроводительная документация), используемые или создаваемые при проектировании информационных систем и обеспечивающие их эксплуатации.

К информационным системам относятся и автоматизированные информационные системы разного вида. В первую очередь это Интернет, а также автоматизированные системы управления (АСУ), автоматизированные системы обработки данных (АСОД), автоматизированные системы научно-технической информации (АСНТИ) и т. п., банки данных, базы знаний, экспертные системы, информационно-вычислительные системы, информационно-телекоммуникационные системы и сети, системы связи и телекоммуникации, а также средства обеспечения этих систем и технологий.

Основные технические средства – средства вычислительной техники, копировально-множительная техника, оргтехника, средства связи и телекоммуникаций и др. Программные средства – операцион ные системы, прикладные программы, программные средства телекоммуникации, другие программные средства. Лингвистические средства – словари, тезаурусы, классификаторы, другие лингвистические средства, организационно-правовые средства – нормативные правовые и правовые акты, нормативно-технические документы, положения, уставы, должностные инструкции.

Субъектов в области информационных технологий и средств их обеспечения можно разделить на две группы: субъекты, организующие и осуществляющие разработку информационных систем, информационных технологий и средств их обеспечения, и субъекты, эксплуатирующие перечисленные объекты.

В качестве субъектов, организующих и выполняющих разработку информационных систем, выступают заказчики и разработчики. Это – органы государственной власти, юридические и физические лица – организации и предприятия, специалисты. Субъектами, эксплуатирующими информационные системы, информационные технологии, являются органы государственной власти, их подразделения, юридические и физические лица.

Одним из важнейших направлений деятельности субъектов в этой области должны быть формирование и развитие программно-технической части информационной инфраструктуры современного информационного общества.

Информационная инфраструктура – организованная совокупность средств вычислительной техники, связи и телекоммуникаций, а также массовой информации и информационных ресурсов, обеспечивающая эффективную и качественную реализацию информационных процессов – процессов производства, сбора, накопления, хранения, поиска, распространения и потребления информации для удовлетворения потребностей личности, общества, государства.

1.9. Информационная сфера общества

Рассмотрим подробнее социальное воздействие широкого распространения информационных технологий в ходе происходящей в настоящее время шестой информационной революции. Информатизация общества, как отмечалось во введении, является процессом, охватывающим все стороны общественной жизни, предусматривающим систематическую реорганизацию и повышение эффективности любой социально значимой деятельности на основе применения современных информационных и коммуникационных систем и технологий. Создание на основе глобальных сетей единой мировой информационной инфраструктуры, обеспечивающей активное взаимодействие людей, предприятий, государственных и общественных организаций, приводит к формированию информационного общества.
Важность этого процесса была осознана широкой научной общественностью. Еще в середине 70-х гг. прошлого века для обозначения новой научной дисциплины, изучающей на основе информационного подхода общественное знание, социальную коммуникацию и управление обществом, был использован термин «социальная информатика». В последующем предмет этой дисциплины неоднократно уточнялся, однако необходимо отметить имеющую место несогласованность в определении перечня и содержания основных понятий социальной информатики. В этом параграфе мы рассмотрим некоторые основные вопросы социальной информатики, полагая ее предметом закономерности и тенденции развития информационной сферы общества и ее взаимодействия с другими сферами общественной жизни.
В Федеральном законе «Об участии в международном информационном обмене» дано определение информационной сферы (среды) как сферы деятельности субъектов, связанной с созданием, преобразованием и потреблением информации. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации раскрывает понятие информационной сферы более подробно, включая в нее совокупность информации, информационной инфраструктуры, субъектов, осуществляющих сбор, формирование, распространение и использование информации, а также системы регулирования возникающих при этом отношений. Таким образом, информационную сферу можно характеризовать как сферу общественной и человеческой деятельности, направленной на удовлетворение информационных потребностей, в которую входят следующие взаимосвязанные компоненты (рис. 1.34):
1. Информационные субъекты (индивидуальные и коллективные), осуществляющие деятельность по реализации информационных процессов.
2. Потоки создаваемой и потребляемой информации.
3. Информационная инфраструктура.
Информационная инфраструктура включает в себя:
1) информационные ресурсы общества;
2) информационную индустрию производства, переработки и распространения информации, оказания информационных услуг, в том числе средства вычислительной техники, связи, массовой информации; производства информационно-комму- никационной техники и программных средств (ИКТ и ПС), создания информационных технологий и систем;

3) системы (государственные, общественные и коммерческие организационные структуры), осуществляющие регулирование и воспроизводство информационной сферы.
Информационные ресурсы, создаваемые обществом и составляющие часть его информационной инфраструктуры, являются основным источником информации, потребляемой обществом и его членами. Некоторые элементы инфраструктуры могут выступать в качестве информационных субъектов. Эти отношения показаны на рис. 1.34 пунктиром.
Рассмотрим подробнее тенденции развития каждого из компонентов информационной сферы.
Существенное повышение роли и места информации в жизни государства, общества, личности превратило ее в мощный, реально ощутимый ресурс, ставший одним из ведущих факторов общественного развития. Понятие информационного ресурса, хотя и является сравнительно новым, нашедшим широкое употребление лишь в 80-х гг. прошлого века, занимает все более важное место в современном научно-техническом и общественно-политическом лексиконе. Информатизация общества не только ставит его в один ряд с остальными видами экономических ресурсов: природными, энергетическими, материальными, трудовыми, финансовыми, но и придает ему приоритетный характер. Федеральный закон «Об информации, информатизации и защи- те информации» определяет информационные ресурсы как отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах). При этом под документированной информацией в этом законе понимается зафиксированная на материальном носителе (документе) информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать. Необходимость введения категории информационного ресурса вызвана, с одной стороны, лавинообразным ростом объема документов, накопленных человечеством, и степени их использования; с другой — превращением их в один из ключевых факторов развития современного общества.
Говоря об информационных ресурсах, необходимо иметь в виду, что они представляют собой подготовленные для социального использования знания создававших их людей, зафиксированные на бумаге, магнитном, оптическом или ином материальном носителе. По способу организации хранения и использования информационных ресурсов выделяют традиционные (массив документов, фонд документов, архив) и автоматизированные (база данных, автоматизированная информационная система, Интернет) формы. Актуальной является задача перевода существующих в традиционной форме ресурсов в автоматизированную форму с использованием массовых технологий. Существуют классификации информационных ресурсов и по другим основаниям: по тематике, по форме собственности, по доступности информации и др.
Как и у других видов ресурсов, у информационных ресурсов имеются собственники и владельцы. Ими могут быть граждане, организации, органы местного самоуправления, органы государственной власти. Собственником информационного ресурса (а также информационных систем, технологий и средств их обеспечения), согласно Федеральному закону «Об информации, информатизации и защите информации», является субъект, в полном объеме реализующий полномочия владения, пользования, распоряжения указанными объектами. В отличие от собственника владелец информационных ресурсов осуществляет владение, пользование и распоряжение ими в пределах, установленных законом и собственником. Необходимо отметить две тенденции развития информационной инфраструктуры, связанные с информационными ресурсами. С одной стороны, происходит все большая децентрализация информационных ресурсов (как объекта собственности и владения), с другой — налицо стремление органов государственной власти, специализированных информационных центров и организаций к интеграции информационных ресурсов на уровне их владения и использования.
Активное вовлечение информационных ресурсов в экономическую и другие сферы общественной жизни, рост масштаба их использования привели к выделению существенной их части, предназначенной не для внутреннего потребления их производителями (собственниками), а для удовлетворения информационных потребностей широкого круга внешних информационных субъектов. Информация из информационных ресурсов распространяется в результате подготовки информационных продуктов и оказания информационных услуг. Информационными продуктами (продукцией) называется документированная информация, подготовленная в соответствии с потребностями пользователей и предназначенная для удовлетворения этих потребностей путем распространения или реализации. Информационные продукты могут распространяться как в вещественной, так и в электронной форме, например по телекоммуникационным сетям. Действия субъектов (собственников и владельцев) по обеспечению пользователей информационными продуктами, согласно Федеральному закону «Об участии в международном информационном обмене», являются информационными услугами.
Диапазон информационных услуг достаточно широк и не ограничивается предоставлением в распоряжение пользователей необходимых им информационных продуктов. К информационным услугам относят также:
— консультационные услуги (результат не обязательно фиксируется документально);
— услуги по передаче информации (информационным продуктом обеспечивается не пользователь услуги, а его адресат);
— услуги по доступу в Интернет (информационный продукт не определен);
— услуги по формированию (предоставлению возможности создания) личных сайтов на сервере провайдера и обеспечению доступа к ним (информационный продукт создает сам пользователь, являющийся его владельцем).
Обобщая эти примеры, назовем информационными услугами действия информационных субъектов по обеспечению выполнения информационных процессов, удовлетворяющих информационные потребности пользователей.
Анализ информационной сферы позволяет выделить в ней три основных вида информационных субъектов, осуществляющих деятельность по реализации информационных процессов:
1) производители информации, информационных ресурсов, продуктов и услуг;
2) обладатели (владельцы) информационных ресурсов и продуктов;
3) потребители информации, информационных ресурсов, продуктов и услуг.
Кроме того, часть субъектов информационной сферы осуществляет деятельность в ее инфраструктуре, например производители информационных систем и технологий, средств их обеспечения, а также собственники этих систем и средств.
Среди производителей информационных ресурсов можно выделить:
— органы государственной власти и управления различных уровней, органы местного самоуправления, формирующие правовые и управленческие документы;
— органы государственной системы статистики, обрабатывающие колоссальные потоки социально-экономической информации;
информационные центры различных министерств и ведомств, органов власти субъектов РФ, а также межведомственные центры, формирующие информационные ресурсы и распространяющие информационные продукты соответствующего профиля;
— когнитивные структуры общества — научные и образовательные организации, аналитические центры, в которых формируются новые знания;
— предприятия и организации различных сфер деятельности;
— средства массовой информации.
В качестве примеров субъектов — производителей информационных ресурсов укажем Министерство юстиции РФ, формирующее и распространяющее базу правовых документов «Эталон», Институт научной информации в области общественных наук (ИНИОН), Всероссийский институт научной и технической информации (ВИНИТИ).
Потребителями информационных продуктов и услуг являются органы государственной власти и управления, органы местного самоуправления, предприятия и организации различных форм собственности и сфер деятельности, а также частные лица.
Характерной чертой информатизации общества является расширение информационной сферы за счет вовлечения в нее все большего числа новых субъектов. Свидетельством этого процесса служит, например, претворение в жизнь концепций электронного правительства (e-govemment), электронного бизнеса (e-business), электронной торговли (e-marketing) электронного (дистанционного) образования (e-education). Информатизация вторгается и в неожиданные области: в мае 2002 г. в Москве прошел фестиваль медиаискусства «Программное обеспечение как произведение искусства, или Художественные игры с софтом», ориентированный на искусство, адекватное информационному обществу. Активность его участников была нацелена на художественное и теоретическое осмысление новой цифровой реальности, создаваемой программным обеспечением, управляющим аудио- и видеорядом, а также артистическое программное обеспечение, являющееся само по себе художественным продуктом.
Информационная инфраструктура общества кроме информационных ресурсов включает в себя также информационную индустрию, приобретающую начиная с 80-х гг. прошлого века все больший удельный вес и влияние на экономическую и социальную жизнь общества. В информационной индустрии выделяют два сектора:
1) сектор производства, переработки и распространения информации, оказания информационных услуг, называемый также информационной техносферой;
2) сектор производства информационно-коммуникационной техники и программных средств, создания информационных технологий и систем, т. е. сектор средств производства информационной техносферы.
В информационную техносферу включают:
— средства вычислительной техники и информатики, обеспечивающие возможность формирования информационных ресурсов на основе электронного представления, хранения и обработки информации;
— средства информационно-телекоммуникационных систем, обеспечивающие передачу данных по каналам связи;
— телевизионные и радиовещательные системы, а также телефонную, телеграфную и радиосвязь;
— сеть проводных, оптоволоконных, радиорелейных, спутниковых и других видов каналов связи, предназначенных для распространения информации в пространстве;
— полиграфическую, копировальную, множительную и другую технику, предназначенную для документирования и тиражирования информационных продуктов;
— средства записи и воспроизведения изображения и звука (электронно-оптические устройства отображения информации, кино- и фотоаппаратура, аудиотехника).
Уровень и тенденции развития информационной техносферы различных стран оцениваются с помощью ряда количественных показателей, как абсолютных, так и относительных (на 1000 человек населения).
В табл. 1.7 приведены взятые из различных источников значения некоторых из этих показателей для ряда ведущих стран мира и России на 1997 г.1 (верхнее число) и на 2001 г.2 К приведенным цифрам следует относиться как к ориентировочным, так как различные источники используют разные методики оценки и могут давать существенно различающиеся значения одного и того же показателя.

Анализ показателей развития информационной техносферы позволяет выявить следующие тенденции:
— развитие электронных средств массовой информации приводит к вытеснению печатных средств (газет);
— происходит быстрый рост количества домашних компьютеров, число которых становится сравнимым с числом компьютеров, используемых на предприятиях и в организациях;
— в ведущих странах рост числа домашних компьютеров становится сравнимым или превышает рост числа телевизоров;
— доля граждан, охваченных спутниковым и кабельным телевещанием, в развитых странах приближается к 100%; в России в 2002 г. она составляла лишь 20%.
В 2003 г. темпы развития связи и информационных технологий значительно превысили средние показатели по стране (более 40% и 20% соответственно). Объем рынка информационных технологий в 2003 г. — 6,9 млрд долл., в том числе доля продажи аппаратных средств оценивается в 64%, услуг — в 25%, программного обеспечения — в 11%.
Об успешном развитии сектора средств производства информационной техносферы говорит тот факт, что общее количество ЭВМ превысило в 2003 г. 213 млн штук, а плотность ПК составила 9,0 единицы на 100 человек населения против 8,4 в 2002 г. В то же время начиная с 2002 г. отчетливо прослеживается не только значительное вытеснение отечественными производителями западных, но и насыщение спроса на вычислительную технику.
Объем услуг Интернета (без доступа) вырос в 2003 г. на 25% и составил 220 млн долл. Количество пользователей Интернета оценивается в 12—14 млн человек, а среднегодовой прирост числа пользователей — не менее 40% (в 2001 г. было 4,3 млн пользователей). Рост трафика Интернета превысил 180%, из них до 70% замыкается внутри России.
Темпы роста российского рынка легального программного обеспечения сохраняются в пределах 20—40%. В 2004 г. его объем вырос до 760 млн долл. (в 2002 г. — 500 млн долл.).
В 2003 г. в России было установлено 1,8 млн новых телефонов. Число абонентов сотовой связи выросло более чем вдвое и составило 36,4 млн человек. В 2004 г. планируется рост числа пользователей мобильной связи в стране до 55—60 млн.
Согласно эмпирическому закону Мура, вычислительная мощность компьютера удваивается каждые два года. При этом каждое новое поколение программ требует вдвое больше ресур- сов. Еще одно эмпирическое правило указывает, что удвоение пропускной способности каналов связи происходит каждые 10—13 месяцев. Некоторые исследователи делают из этого вывод, что мир больше любит болтать, чем думать.
Государственные, общественные и коммерческие организации, осуществляющие регулирование и воспроизводство информационной сферы, составляют еще один блок информационной инфраструктуры общества. В этом блоке можно выделить:
— органы государственной власти и управления, проводящие политику, направленную на развитие информационной сферы общества путем создания благоприятных условий для деятельности информационных субъектов, а также правовое регулирование отношений в информационной сфере;
— научно-исследовательские, проектные, опытно-конструкторские организации, проводящие теоретические и экспериментальные исследования по определению эффективной структуры и основных направлений развития информационной индустрии, созданию новых средств реализации информационных процессов и разработке перспективных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на их основе;
— учреждения образования, осуществляющие подготовку и повышение квалификации кадров для информационной индустрии, а также обучение широкого круга граждан эффективному использованию современных ИКТ с целью обеспечения их успешной адаптации к новым реальностям современной жизнедеятельности;
— организации, занимающиеся распространением, оптовой и розничной торговлей средствами ИКТ.
Важность процесса информатизации как ключевого фактора развития была осознана органами власти ведущих стран мира.
В 1993 г. правительство США обнародовало планы развития национальной информационной инфраструктуры как технологической основы информационного общества. В специально подготовленном докладе были перечислены основные принципы формирования информационного общества, среди которых:
— обеспечение универсального интерактивного доступа;
— обеспечение доступа к государственной информации;
— защита неприкосновенности личной жизни, безопасности и надежности сетей;
— защита прав интеллектуальной собственности;
— координация государственных усилий, поощрение частных инвестиций и помощь в технологических новациях.
В соответствии с этим докладом США взяли курс на строительство информационной супермагистрали, определяемой как совокупность всех технологий, связанных с производством, обработкой, хранением и распространением информации, включая телевидение, компьютерные сети, спутниковое вещание, мобильную связь, технологии онлайновых услуг.
Разработана стратегия и реализуются рекомендации по вхождению в информационное общество и стран Европы. В июле 1994 г. Комиссией Европейского сообщества был принят план действий «Европейский путь в информационное общество». В 1995 г. Европейская комиссия учредила Форум для обсуждения общих проблем процесса становления информационного общества. Цель работы Форума — проследить этот процесс в таких областях, как воздействие на экономику и занятость; создание новых социальных и демократических ценностей в «виртуальном сообществе»; воздействие на общественные и государственные службы; образование, обучение и переквалификация; культура и средства массовой информации, устойчивое развитие; технология и инфраструктура. В 1998—2002 гг. усилия Европейского союза (641 проект) были сконцентрированы в специальной программе «Технологии информационного общества», которая будет продолжена и в 2002—2006 гг. В качестве основных были определены следующие направления исследований:
— системы и услуги для граждан;
— новые методы работы и электронная коммерция;
— мультимедийное содержание и средства;
— технологии и инфраструктура общего пользования;
— перспективные и вновь возникающие технологии.
Практически каждая из стран Европы также имеет программу, излагающую национальную политику в деле построения информационного общества, невыполнение которой влечет потерю конкурентоспособности страны, сравнительное снижение уровня жизни, потерю темпов развития.
В июле 2000 г. «Большая восьмерка» наиболее промышленно развитых стран мира приняла Хартию глобального информационного общества, которая получила название Окинавской Хартии (по названию японского города, где она была принята). В начальных пунктах Хартии зафиксированы следующие основные положения, которые будут применяться этими странами в процессе формирования и развития информационного общества:
1. Революционное воздействие И КТ, являющихся одним из наиболее важных факторов формирования общества XXI в., касается образа жизни людей, их образования и работы, а также взаимодействия правительства и гражданского общества. И КТ становятся жизненно важным стимулом развития мировой экономики.
2. Суть стимулируемой И КТ экономической и социальной трансформации заключается в ее способности содействовать людям и обществу в использовании знаний и идей. Для более широкого использования людьми своего потенциала руководители стран «Большой восьмерки» будут принимать меры, чтобы ИКТ служили достижению целей обеспечения устойчивого экономического роста, повышения общественного благосостояния, стимулирования социального согласия, укрепления демократии, прозрачного и ответственного управления, международного мира и стабильности.
3. Все люди повсеместно должны иметь возможность пользоваться преимуществами глобального информационного общества. Его устойчивость основывается на стимулирующих развитие человека демократических ценностях, включая свободный обмен информацией и знаниями.
4. Усилия правительств будут направлены на укрепление политики и нормативной базы, стимулирующей конкуренцию и новаторство, оптимизацию глобальных сетей, борьбу со злоупотреблениями, подрывающими целостность сети, сокращение разрыва в цифровых технологиях, инвестирование в людей, обеспечение глобального доступа и участия в этом процессе.
5. Хартия является прежде всего призывом ко всем как в государственном, так и в частном секторе ликвидировать международный разрыв в области информации и знаний. Солидная основа политики и действий в сфере ИКТ может изменить методы взаимодействия стран по продвижению социального и экономического прогресса во всем мире.
В разделе Хартии, посвященном использованию возможностей цифровых технологий, указывается на необходимость реализации полных экономических, социальных и культурных преимуществ информационного общества и выделяются ключевые направления работы, среди которых:
— проведение экономических и структурных реформ в целях создания обстановки открытости, эффективности, конкуренции и использования нововведений, дополняемых мерами по адаптации на рынках труда, развитию людских ресурсов, обеспечению социального согласия;
— рациональное управление макроэкономикой, способствующее более точному планированию со стороны деловых кругов и потребителей, и использование преимуществ новых информационных технологий;
— разработка информационных сетей, обеспечивающих быстрый, надежный, безопасный и экономичный доступ с помощью конкурентных рыночных условий и соответствующих нововведений;
— развитие людских ресурсов, способных отвечать требованиям века информации, посредством образования и пожизненного обучения и удовлетворения растущего спроса на специалистов в области ИКТ во многих секторах экономики;
активное использование ИКТ в государственном секторе и содействие предоставлению в режиме реального времени услуг, необходимых для повышения уровня доступности власти для всех граждан.
Отмечается также, что на правительствах лежит задача создания предсказуемой, транспарентной и недискриминационной политики и нормативной базы, необходимой для информационного общества, в соответствии со следующими основными принципами и подходами:
— содействие развитию конкуренции и открытию рынков для информационно-коммуникационных технологий, продукции и услуг;
— защита права интеллектуальной собственности на информационные технологии;
— обязательство правительств использовать только лицензионное программное обеспечение;
— развитие трансграничной электронной торговли путем содействия дальнейшей либерализации, улучшения сетей, соответствующих услуг и процедур; повышение доверия потребителей к электронным рынкам;
— продвижение рыночных стандартов, включая технические стандарты функциональной совместимости;
— развитие эффективного и значимого механизма защиты личной жизни при обработке личных данных; дальнейшее развитие и эффективное функционирование электронной идентификации, электронной подписи и других средств обеспечения безопасности и достоверности операций.
Подчеркивается важность согласованных действий по созданию безопасного и свободного от преступности киберпространства, необходимость нахождения эффективных политических решений таких актуальных проблем, как несанкционированный доступ и компьютерные вирусы.
Второй раздел Хартии посвящен важному вопросу преодоления электронно-цифрового разрыва внутри государств и между ними. Для обеспечения всеобщего доступа к информационным и коммуникационным сетям предлагается:
— содействовать установлению благоприятных рыночных условий, необходимых для предоставления населению информационных услуг;
— обеспечивать возможность доступа через учреждения, открытые для широкой публики;
— совершенствовать сетевой доступ, в особенности в отсталых городских, сельских и отдаленных районах;
— уделять особое внимание нуждам и возможностям людей, обладающих меньшей социальной защищенностью;
— содействовать дальнейшему развитию «удобных для пользования» технологий, включая мобильный доступ к Интернету, более широкому использованию бесплатного общедоступного информационного наполнения и открытых для всех пользователей программных средств, соблюдая при этом права на интеллектуальную собственность.
Констатируется, что стратегия развития информационного общества должна сопровождаться развитием людских ресурсов, для чего «Большая восьмерка» берет обязательство предоставить всем гражданам возможность освоить и получить навыки работы с ИКТ посредством образования, пожизненного обучения и подготовки.
Два заключительных раздела посвящены вопросам эффективного международного сотрудничества государств, в том числе развивающихся, международных общественных и коммерческих организаций в целях активного формирования глобального информационного общества.
Естественно, что процесс информатизации различных объектов протекает неодинаково. Так, переход различных стран и регионов к информационному обществу начался в разное время и происходит разными темпами. Предполагается, что США завершат этот переход к 2020 г., Япония и страны Западной Европы — к 2030—2040 гг., Россия — к 2050 г.
Одним из основных механизмов перехода нашей страны к информационному обществу призвана стать программа «Электронная Россия» на 2002—2010 гг., реализация которой позволит:
— эффективно использовать интеллектуальный и кадровый потенциал России в сфере ИКТ;
— обеспечить гармоничное вхождение России в мировую экономику на основе кооперации и информационной открытости;
— преодолеть отставание России от развитых стран в уровне использования и развития ИКТ;
— обеспечить равноправное вхождение граждан России в глобальное информационное сообщество на основе соблюдения прав человека, втом числе права на свободный поиск, получение, передачу, производство и распространение информации, а также права на обеспечение конфиденциальности любой охраняемой законом информации, имеющейся в информационных системах.
Для достижения целей программы предусматривается решение следующих задач:
— формирование эффективной нормативной правовой базы в сфере ИКТ, регулирующей в том числе вопросы обеспечения информационной безопасности и реализации прав, гарантированных Конституцией Российской Федерации;
— повышение эффективности взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления как между собой, так и с хозяйствующими субъектами и гражданами на основе использования современных ИКТ;
— обеспечение условий для повышения эффективности и более широкого использования ИКТ в экономической и социальной сфере;
— повышение уровня подготовки и переподготовки кадров за счет совершенствования образования на базе ИКТ;
— содействие развитию независимых средств массовой информации посредством стимулирования внедрения ИКТ в их деятельность;
— содействие развитию телекоммуникационной инфраструктуры и возможностей подключения к открытым информационным системам для граждан и хозяйствующих субъектов, а также существенное повышение качества предоставляемых услуг в этой области;
— формирование единой информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, необходимой для совершенствования работы органов государственной власти и местного самоуправления, предприятий и других организаций;
— формирование условий, необходимых для широкого использования на товарных рынках России механизмов электронной торговли, способствующих ускорению продвижения товаров (услуг), поддержанию стабильного воспроизводства, удовлетворению нужд потребителей и повышению эффективности управления поставками продукции для федеральных государственных нужд.

Информацией называют сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления. Данные — это удобная форма представления информации, а информация — это полезное содержание данных. Тип данных определяет не только способы представления информации для ее хранения, передачи и обработки, но и набор операций, которые можно производить с этими данными.
Работа с большими наборами данных легче автоматизируется, если элементы данных расположены в наборе в соответствии с некоторыми правилами, образуя заданную структуру данных.
Основными свойствами (показателями качества) информации являются ее ценность, полезность, понятность и доступность.
Информация проявляется в информационных процессах. Наиболее общими информационными процессами являются регистрация, распространение и использование информации. Разновидностями системной организации реализации информационных процессов являются информационные технологии и информационные системы. Информационная технология — системно организованная совокупность методов и способов реализации информационных процессов на базе определенного класса инструментальных средств. Автоматизированная информационная система — это взаимосвязанная совокупность информации, автоматизированных информационных технологий, а также обеспечивающих их реализацию программно-техничес- ких средств и специалистов, предназначенная для эффективного выполнения комплекса работ, необходимых в деятельности пользователя АИС.
Для успешного информационного взаимодействия человека с компьютером необходимо уметь кодировать все типы информации: текстовую, графическую, аудио- и видеоинформацию.
Основой представления информации в современных компьютерах и других цифровых устройствах является двоичный код, состоящий из двух символов: 0 и 1.
Алгоритмическую обработку информации в информационной системе можно моделировать с помощью взаимодействующих с пользователем вложенных абстрактных машин. Любой алгоритм можно представить с помощью трех базовых конструкций структурного программирования: «следование», «ветвление» и «цикл-пока».
В истории развития цивилизации выделяют шесть информационных революций, заключавшихся в кардинальном изменении средств и способов хранения информации, а также объема информации, доступной активной части населения. Шестая информационная революция, происходящая в настоящее время, вызвана формированием и развитием глобальных информационно-ком- муникационных сетей, охватывающих все страны, проникающих в каждый дом, на каждое рабочее место, вызывающих коренные изменения в организации производственной, торговой и иной профессдсжальной деятельности.
Сферу общественной и человеческой деятельности, направленной на удовлетворение информационных потребностей, называют информационной сферой. В нее входят субъекты, осуществляющие деятельность по реализации информационных процессов, потоки создаваемой и потребляемой информации, информационная инфраструктура, включающая информационные ресурсы общества, информационную индустрию и системы регулирования и воспроизводства информационной сферы.

Контрольные вопросы

1. Что характеризуют прагматический, семантический и синтаксический аспекты информации?
2. В чем заключается отличие информации от данных?
3. Назовите три основных типа структур данных и поясните соответствующие им способы адресации.
4. Что такое информационный процесс?
5. Как представляется в двоичном коде текстовая информация?
6. Как представляется в двоичном коде графическая информация?
7. Что такое алгоритм и каковы его основные свойства?
8. Что такое абстрактная машина и в чем заключается ее взаимодействие с пользователем?
9. Опишите основные базовые конструкции структурного программирования.
10. Назовите основные черты каждой из информационных революций.
11. Что такое информационная сфера и каков ее состав?
12. Что такое информационные услуги и каковы их основные виды?
13. Поясните содержание каждого из общих информационных процессов, используя входящие в них основные процессы.
14. Что такое информационная технология и какими аспектами она характеризуется?
15. Каковы основные тенденции развития автоматизированных информационных технологий?
16. Опишите обобщенную архитектуру АИС.
17. Какие виды АИС выделяются при использовании различных классификационных признаков?

Литература

1. Аладьев В.З., Хунт Ю.Я., Шишаков M.Л. Основы информатики. М.: Филинъ, 1998. С. 11—51.
2. Информатика / Под ред. Н.В. Макаровой. М.: Финансы и статистика, 2002. С. 13—118.
3. Информатика в терминах и определениях российского законодательства / Под ред. В.А. Никитова. М.: Славянский диалог, 2000. С. 96-108.
4. Колин К.К. Фундаментальные основы информатики: социальная информатика. М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000. С. 12-35, 41-69, 95-213.
5. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М.: ГУ ВШЭ, 2000. С. 25-80.
Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» // Собрание законодательства Российской Федерации. М.: Юридическая литература; Администрация Президента Российской Федерации, 1995. С. 1213—1225.

ИНФОРМАЦИЯ И ИНФОРМАЦИОННАЯ СФЕРА


1. Понятие информации

В современном мире, построенном на повсеместном использовании компьютерной техники, совершенно изменился подход к пониманию информации. С появлением вычислительных машин информация начала восприниматься как одна из неотъемлемых составляющих жизни любого человека. Одновременно отношение к информации изменилось от восторженного до обыденного.

Необходимо обратить внимание, что компьютерная техника, которая еще называется электронно-вычислительной техникой, на самом деле очень мало чего вычисляет. Время, затрачиваемое на вычисления современной компьютерной техникой, составляет не более 10% от всего времени ее работы. Все остальное время компьютерная техника занимается обработкой информации. Причем подобная пропорция касается не только техники, но и людей, организаций и т.д.

Что же такое информация? Почему ей необходима обработка и, тем более, правовая защита? На такой вопрос коротко ответить очень трудно. И чем короче будет ответ, тем он будет ошибочнее.

Одним из таких «ответов» может служить следующее: информация - это то, что каждый из нас интуитивно понимает под этим словом, а переработка - что-то из области технологии, где в качестве исходного материала выступает не металл, дерево или что-либо еще, а сама информация. Слов нет, функция вычислений и поныне остается одной из важнейших не только в науке, но и в хозяйстве, и, тем не менее, не вычислениями едиными живо человечество. Его потребности в переработке информации значительно больше. Дело в том, что вычисления являются лишь одним частным случаем переработки информации, но никак не наоборот. Вычислять - значит перерабатывать информацию. Но перерабатывать информацию - это вовсе не только вычислять. К переработке информации относятся, например, ее передача от одного абонента к другому, преобразование из одной формы в другую, запоминание, поиск определенных данных в большом информационном массиве, моделирование процессов и многое другое. При выполнении каждой из этих функций могут использоваться вычисления, но это лишь их вспомогательная роль и применяются эти вычисления потому, что машина вычислительная.

Понятие информации является одним из фундаментальных в современной науке . Информацию, наряду с веществом и энергией, рассматривают в качестве важнейшей сущности мира, в котором мы живем. Однако если задаться целью формально определить понятие «информация», то сделать это будет чрезвычайно сложно. Аналогичными «неопределяемыми» понятиями, например, в математике является «точка»или«прямая». Так, можно сделать некоторые утверждения, связанные с этими математическими понятиями, но сами они не могут быть определены с помощью более элементарных понятий.

Однозначного ответа на вопрос, что такое информация, дать нельзя, поскольку в зависимости от подхода и области применения меняются и определения. В первую очередь нас интересует юридический подход, основы которого приведены во введении, однако большинство человечества воспринимает понятие информации не так, как юридическая наука.

Об информации до сих пор много говорят, пишут, спорят и до сих пор не приходят к единой точке зрения, приемлемой для всех. Одни видят в информации одно, другие - совсем иное. Наличие разных мнений по одному и тому же поводу чаще всего говорит о том, что мы имеем дело с плохо изученным явлением. Причин этому может быть много. Среди них основной является сложность этого явления. Именно таким сложным объектом является информация.

В качестве примера можно привести несколько определений информации, которые встречаются в различной литературе:

информация - это несистематизированные, неупорядоченные и не устоявшиеся сведения;

информация - сведения, не прошедшие проверку на истинность и достоверность, т.е. «сырой» материал;

информация - фактические данные;

информация - сведения, не относящиеся к области науки и техники, а используемые в обыденной жизни (донаучные сведения). Впрочем, некоторые считают наоборот;

информация - это сведения, снимающие неопределенность системы;

информация - сведения, обладающие новизной;

информация - сведения о том, где находятся эти сведения, т.е. сведения о сведениях (в современной терминологии - метаинформация);

информация - все то, что, так или иначе, зафиксировано в знаковой форме в виде документов;

информация - текущие поступления в документальные фонды;

информация - это то, что поступает в наш мозг из многих источников и во многих формах, и, взаимодействуя там, образуют нашу структуру знания;

информация - это единственный и универсальный способ передачи знаний, эмоциональных переживаний и волевых усилий между людьми.

Перечень таких «определений» можно продолжать долго, но с тем же самым эффектом. Некоторые ученые считают, что информацией вообще можно называть только новые знания, а то, что давно известно – информацией не является. Причем не уточняется, кому известно и насколько давно.

Совершенно особый подход к понятию информации применил Норберт Винер, который определил, что информация является одной из философских категорий: «Информация есть информация, а не материя и не энергия...». Подобный подход также имеет право на существование, однако не дает полного и конечного ответа на вопрос о том, что же такое информация.

Различные точки зрения на информацию составляют основу для многочисленных теорий информации, выражающих аспекты этого сложного явления. Рассмотрим некоторые из них. Начнем с простейшей ситуации - выясним, дома или нет наш приятель? Будет ли при этом получена информация и какая? Естественно считать, что информация будет получена: раньше не знали, позвонили - узнали. Это и есть информация, точнее, информация есть прирост знания.

Следующий вопрос: сколько информации мы получаем? Естественно связывать объем получаемой информации со степенью неожиданности. Чем более неожиданно сообщение, тем больше оно содержит информации. Если приятеля не обнаружим дома в рабочее время, то информация, полученная при этом, не будет большой. А вот если ночью? Таким образом, объем информации связывается с вероятностью события: чем менее вероятное событие произошло, тем больше информации содержит сообщение о том, что оно совершилось. Но и этого мало. На объем информации влияет не только вероятность события, но и заинтересованность в нем человека, получающего это сообщение. Так, узнав, что Анны Ивановны, незнакомой вам, не оказалось ночью дома, вы останетесь равнодушны, так как полученная при этом информация не будет велика (малая заинтересованность здесь разве что заставит вежливо спросить, а кто эта Анна Ивановна). Если же ей окажется ваша жена, то эта информация будет огромной.

Другой аспект измерения количества информации связан с ее последствиями для вашего поведения. Если эти последствия не требуют изменения поведения, то информации мало или вообще нет. Но если, получив сообщение, вам придется, сломя голову, бежать куда-то, чтобы срочно что-то сделать, то можно смело сказать, что полученная информация велика.

А теперь обратимся к вычислительным машинам, перерабатывающим информацию. Переработка информации машиной позволяет получить на ее выходе нечто такое, что не подавалось на вход компьютера. Так, при решении задачи 2x2=? на вход машины подается две двойки и операция умножения. Они не содержат искомой четверки, которая является результатом работы машины по решению указанной задачи. Поэтому можно сказать, что компьютер вырабатывает информацию, т.е. создает новую информацию.

На основе приведенных примеров видно, что человеку свойственно субъективное восприятие информации через некоторый набор ее свойств: важность, достоверность, своевременность, доступность и т.д. В этом смысле одно и то же сообщение, передаваемое от источника к получателю, может передавать информацию в разной степени. Так, например, вы хотите сообщить о неисправности компьютера. Для инженера из группы технического обслуживания сообщение «компьютер сломался» явно содержит больше информации, чем для вахтера. Но, в свою очередь, для инженера сообщение «не включается дисплей» содержит информации больше, чем первое, поскольку в большей степени снимает неопределенность, связанную с причиной неисправности компьютера. Как видно, одно и то же сообщение для различных пользователей несет различную информацию.

Использование терминов «больше информации» или «меньше информации» подразумевает некую возможность ее измерения (или количественного соотнесения). При субъективном восприятии измерение информации возможно лишь в виде установления некоторой порядковой шкалы для оценки «больше» - «меньше», да и то субъективной, поскольку на свете немало людей, для которых, например, оба сообщения, использованных выше в качестве примера, вообще не несут никакой информации. Такое становится невозможным при введении объективных характеристик, из которых для информации важнейшей является количество. Однако при объективном измерении количества информации следует заведомо отрешиться от восприятия ее с точки зрения субъективных свойств, примеры которых перечислены выше. Более того, не исключено, что не всякая информация будет иметь объективно измеряемое количество - все зависит от того, как будут введены единицы измерения. Не исключено и то, что при разных способах введения единиц измерения информация, содержащаяся в двух допускающих измерение сообщениях, будет по-разному соотноситься.

Понятие информации нельзя считать лишь техническим, междисциплинарным и даже наддисциплинарным термином. Информация - это фундаментальная философская категория. Дискуссии ученых о философских аспектах информации надежно показали несводимость информации ни к одной из этих категорий. Концепции и толкования, возникающие на пути догматических подходов, оказываются слишком частными, односторонними, не охватывающими всего объема этого понятия.