Краткий пересказ параграфа образование славянских государств. Конспект и презентация к уроку истории "образование славянских государств"

) южные славяне (сербы, хорваты, македонцы, болгары и др. славяне Балканского полуострова); 2) западные славяне (поляки и чехи); 3) восточные славяне (русские, белорусы и украинцы) – в основном они, именно русские, живут в России. Вопрос 2. В чём состояла заслуга Кирилла и Мефодия в развитии славянской культуры? Ответ. Кирилл и Мефодий крестили Великую Моравию. Но главное, они создали славянскую азбуку перевели первые книги на славянский язык, а также научили грамоте и богословию первых славян, их ученики понесли знания за пределы Великой Моравии (они были просто оттуда изгнаны). Вопрос 3. Какое славянское государство возникло раньше остальных? В каком веке возникло наибольшее количество славянских государств? Ответ. Первым по-настоящему славянским государством была Великая Моравия (Аварское и Болгарские государства появились раньше, но это были государства кочевников, которым славяне подчинялись). А больше всего славянских государств возникло в IX веке (Приморская Хорватия, Древняя Русь, Великая Моравия). Вопрос 4. Кратко расскажите о знаменитых славянских правителях, предварительно выделив Вопросы, которые необходимо изложить. Ответ. В рассказе нужно выделить: место и время жизни деятеля и то, почему его запомнили потомки. 1) Симеон жил в Болгарии в конце IX и в начале Х веков. Он был самым великим правителем первого Болгарского государства, успешно воевал с Византией, не раз осаждал её столицу. Подчинил себе многие славянские племена. 2) Мешко I – правитель Польского государства Х века. Он принял христианство и крестил свой народ. 3) Болеслав I Храбрый правил Польшей после своего отца Мешко I в конце Х и в XI веках, он объединил больше польских земель, нежели его отец. Вопрос 5. Как связана история славянских государств с известными вам другими средневековыми государствами? Ответ. Связи: 1) болгары нападали на Византию и в итоге были ею на некоторое время покорены; 2) другие южные славяне долго находились под властью Византии; 3) хорваты долго находились под властью франков; 4) Великая Моравия и другие западные славяне конфликтовали с германцами; 5) Древнерусское государство имело тесные контакты со Скандинавией, возможно, даже было создано скандинавами; 6) дружины Древнерусского государства ходили походами на Византию; 7) Древнерусское государство активно торговало с арабами. Вопрос 6. Составьте развёрнутый план параграфа: поделите каждый пункт на отдельные, законченные по смыслу части; затем кратко сформулируйте главную мысль каждой части и запишите её. Ответ. Главная мысль параграфа – пути разных славянских групп рано разошлись, их история разнообразна. Его план: 1) расселение славян а) разделение славян на ветви б) западные славяне в) южные славяне г) восточные славяне 2) занятия и образ жизни славян а) основные занятия славян в мирное время б) система управления славянских племён в) набеги на соседей г) роль добычи в жизни славян 3) Болгарское государство а) завоевание славян болгарами б) создание Болгарского государства в) князь Симеон г) взаимоотношения с Византией д) уничтожение Болгарского государства 4) Великоморавская держава и создатели славянской письменности а) создание Великоморавской державы б) крещение Великой Моравии в) деятельность Кирилла и Мефодия г) особенности славянского алфавита д) судьба наследия Кирилла и Мефодия 5) Образование славянских государств а) образование Древнерусского государства б) образование Чешского государства в) образование Польского государства г) окончательное объединение Польши

Как указывает Пастор Облигадо, испанцы с презрением называли его «миссионером-индейцем». Французский генерал Мигель Брейер, который был по его приказу, а затем был уволен, назвал его «лентой Япею». В возрасте 5 лет приемные родители Хосе Франсис отвезти его в Испанию, зарегистрируют его как своего и дадут ему свою фамилию. Его биологический отец не узнал его, но вместо этого оказал ему финансовую помощь для его военной карьеры в Малаге. Там Жозе Франциско сражается в нескольких сражениях и сталкивается с вторжениями Наполеона.

Он прибывает в ту же лодку, что и Карлос де Альвеар, с которым он разделяет лодж Лаутаро, но с которым он вскоре вступит в противоречие, до такой степени, что Альвеар попытался отделить его от армии и уволить его, когда Сан-Мартин находился в Куйо, готовящем пересечение Анд, Чтобы сформировать свой полк гренадеров на лошадях, Сан-Мартин просит 300 мальчиков-гуарани из Лас-Мисьонес, которых он сражался в Гуарани до битвы при Сан-Лоренцо, что является ключом к независимости Аргентины. В то время как в Тукумане во главе северной армии он предупреждает, что для освобождения своей страны нужно столкнуться с континентальной эмансипацией и напасть на Перу, сердце контрреволюции.

Как римляне называли древние славянские племена?

Что вам известно о жизни славян в первые века нашей эры?

1. Расселение славян. С древнейших времён в Прибалтике, в Центральной и Восточной Европе по соседству с германцами жили славяне. Во времена Великого переселения народов, в VI и VII веках, они продвинулись далеко на восток и на юг. Славяне занимали обширные пространства от Лабы (Эльбы) на западе до среднего течения Днепра на востоке, от Балтийского моря на севере до Дуная и Чёрного моря на юге. Позднее многочисленные славянские племена разделились на три ветви: западные, южные и восточные.

Он не отвечал британским планам, которые Сан-Мартин задумал - как Боливар - континентальный бой. В конечном счете, если им удастся добиться успеха, это было бы потому, что Европа допустила их. Простые послушные и послушные пешки. Само по себе они были бы неспособны. Известный комплекс неполноценности, который длится до сегодняшнего дня. Он освобождает Чили и достигает Перу морем, стратегическим резервом противника. Че Гевара и стратегия Сан-Мартина.

Обращаясь к первой эмансипации Юга нашей Америки и к стратегии, разработанной освободившимися армиями Сан-Мартина, Че Гевара сказал: Простите меня товарищи, мои военные настойчивые руки. Бывает так, что мы вызываем день, когда аргентинский народ проявил свое решение взять независимость против испанской власти и после создания Кабильдо Абиерто, и после тех дискуссий, которые из года в год мы вспоминали в подобных действиях, после послушайте демонстрации испанских епископов, которые отказались от независимости и проявили расовое превосходство Испании, после всего этого пришлось реализовать этот политический триумф момента.

Западные славяне — это чехи, поляки, словаки. К ним относились также полабские племена, жившие к востоку от Лабы, и поморские племена, расселившиеся на юго-восточном побережье Балтийского моря.

Некоторые славянские племена заселили часть Балканского полуострова, и здесь образовались южные славянские народы: болгары, сербы, хорваты и др.

И тогда аргентинский народ должен был взять оружие и изгнать со всех границ испанского захватчика, должен был обеспечить независимость Аргентины, а также обеспечить независимость братских стран Америки. На этом же балансе Че продолжил: И аргентинские армии пересекли Анды, чтобы помочь освобождению других народов. И когда вы помните освободительные дела, всегда наша гордость больше, чем получение свободы нашей территории и знание того, как защитить ее от вторжения реалистической силы, заключается в том, чтобы сотрудничать с освобождением Чили и освобождением Перу с нашими сил, с нашими армиями.

Восточные славяне — это предки трёх родственных народов: русского, украинского и белорусского.

Три ветви славян.

Определите географическое положение территорий расселения каждой из групп славян. Какие славяне принимали участие во вторжении на Балканский полуостров? Почему?

Ручная мельница, топор, серп, глиняные сосуды славян

Это было больше, чем альтруизм революционных сил, это была настоятельная необходимость, диктовка военной стратегии получила континентальную победу, где не могло быть частичных побед, где не могло быть другого результата, кроме общего триумфа или полное поражение революционных идей.

Сан-Мартин командовал регулярным противостоянием, путешествующим морем и высадившимся в Перу, в то время как Северная армия продвигалась от Тукумана, проходя через текущую Боливию на спины испанских войск. Стратегия Сан-Мартина сочетала в себе различные формы борьбы с империей, операции регулярной армии с подразделениями военной работы и партизаны монтонера-гаучо на коне, прямая конфронтация и косвенный подход к испанскому врагу, открытая битва и войну Запы. Задумал войну из учения о людях, находящихся в руках.

2. Занятия и образ жизни славян. Славяне издавна занимались земледелием, разведением скота и ремёслами. В середине первого тысячелетия нашей эры славяне делились на множество племён. Все важные вопросы в племени решало народное собрание — вече (от слова «вещать» — говорить, объявлять, поучать).

Во главе племён стояли военные вожди — князья. У них в подчинении были конные дружины. Совершая набеги и нападения на соседей, князья и их дружинники захватывали рабов-пленников, скот, различные ценности. Угроза нападений врагов вынуждала славян объединяться в союзы племён. Обычно эти союзы были непрочными и быстро распадались. Но некоторые из них послужили основой для славянских государств.

Уже в Перу, сражаясь с тысячами патриотов против тысяч реалистов, провозглашение независимости в латиноамериканском смысле оставляет в Конституции, что все родившиеся в Америке будут считаться гражданами Перу. В то время как в Перу они называют его «Защитником», элитарное и коммерческое правительство Буэнос-Айреса всегда отвергается от него, ограничивает его ресурсами и оставляет его заброшенным. Олигархия Буэнос-Айреса была ограничена тем, что вела хороший бизнес с Англией, не нарушая полностью Испанию.

С другой стороны, Сан-Мартин, как Хосе Гервасио Артигас и Мариано Морено, выступал за то, чтобы противостоять и, наконец, объявить окончательную независимость. Освобождение или внутренние репрессии? В отличие от стратегии Сан-Мартина, элитарное управление Буэнос-Айреса пыталось использовать армию Севера и Анды для внутренних репрессий в гражданских войнах против монтонеро-гаучо из Артигаса. Сан-Мартин отказывается и не подчиняется. Его меч будет сражаться только против европейского колониализма, а не во время внутренней войны.

3. Болгарское государство. Во второй половине VII века славяне, поселившиеся на землях по нижнему течению Дуная, к северу от Балканского хребта, были завоёваны кочевниками-болгарами, тюрками по происхождению. Предки болгар (или булгар) сначала жили в Западной Сибири, но в первые века нашей эры перекочевали к Средней Волге; отсюда часть их пришла на Балканский полуостров.

Каждая капля американской крови, пролитая нашими бедами, доходит до моего сердца. Мой соотечественник, давайте приложить усилия, давайте пройдем все и посвятим себя только уничтожению врагов, которые хотят напасть на нашу свободу. Давайте объединимся против матурранго под основаниями, которые вы создаете, и что правительство Буэнос-Айреса видит более удобным, и после этого у нас нет внешних врагов, мы следуем за борьбой с оружием в руке в терминах, которые каждый верит для удобства; мой меч никогда не будет выведен из своей оболочки политическими взглядами, поскольку они не против испанцев и их зависимости.

Здесь возникло Болгарское государство. Постепенно болгары растворились среди завоёванных ими славян, переняли их язык, но дали им своё имя. На севере соседями Болгарии были предки современных румын, а на юге Болгария граничила с Византийской империей. В середине IX века Болгария приняла от Византии христианство, но одновременно она вела с Византией войны; временами Византия была вынуждена платить болгарам дань.

Это та же мысль о Боливаре, который выступал против «Колумбии» в «войне цветов» между различными частями города. Врагом была испанская империя. В своем завещании, Сан-Мартин дает ему свой меч борьбе с спорным аргентинским Каудильо Хуан Мануэль де Росасом за то, что поддались европейское вторжение в Англии и Франции.

Они вместе около 40 часов. Оба восхищаются друг другом. Они ранее не известны лично, хотя Боливар имеет предыдущие сообщения о личности, характере и психологии Сан-Мартина, предоставленные Мануэлой, который хорошо знал его из Перу за то, что он был близким другом своего любовника Розы Кампусано и за то, что он был украшен Орден Солнца Освободителем юга. Два освободителя беседуют, обсуждают и обсуждают четыре темы, еще более насущные, другие - менее: руководство этой борьбой все еще ожидает от военной империи Испанской империи Боливара в Сан-Мартен, чтобы окончательно ликвидировать испанцев на перуанском нагорье, Ла ситуация в Гуаякиле, которую заявили как Колумбия, так и Перу, и будущая форма правления новых латиноамериканских стран после обретения независимости.

Болгарское государство в VII—X вв.

Как увеличилась территория Болгарского государства с VII по IX в.? Какие земли завоевал царь Симеон?

Чешская королевская корона. XI-XIV вв.

Выдающимся правителем Болгарии был князь Симеон (893—927). Образованный, энергичный и честолюбивый, Симеон около 30 лет вёл с Византией войны, не раз осаждал её столицу. Ему удалось отвоевать часть земель, населённых славянами, подчинить сербов. Симеон называл себя «царём болгар и греков».

Из наиболее острых вопросов, которые обсуждались, многое обсуждалось в отношении военной помощи, которую Сан-Мартин нуждался в Боливаре, что было ключевым в этом вопросе. Сан-Мартин не смог закончить свою работу в Латинской Америке, потому что олигархия Буэнос-Айреса и его политические кадры отвернулись от него, бросили его и ограбили от экономических ресурсов и бойцов в обмен на бесчестные переговоры с европейцами. Олигархия Буэнос-Айреса ненавидела Боливара так же сильно, как он презирал Сан-Мартин.

Это на самом деле «великая тайна», о которой никто не упоминал или не анализировал, о дискуссиях между двумя освободителями в интервью Гуаякиля, как отметил писатель Родольфо Уолш в своих биографических заметках о Сан-Мартине. Эта первоначальная нехватка помощи углубилась на протяжении многих лет, чтобы стать практически враждебной. Без этого центрального факта ничего не понимают о встрече в Гуаякиле, ее результатах или решении, принятом Сан-Мартином. Политические субъекты и классовые союзы.

Византийский военный трактат VI—VII веков о славянах

(отрывок)

Племена славян многочисленны, выносливы, легко переносят жар, холод, дождь, недостаток в пище. К прибывающим к ним иноземцам они относятся ласково и, оказывая им знаки своего расположения, охраняют их. Находящихся у них в плену они не держат в рабстве, как прочие племена, в течение неограниченного времени, но, ограничивая (срок рабства) определённым временем, предлагают им на выбор: желают ли они за известный выкуп возвратиться восвояси или остаться там на положении свободных?

Оба освободителя превышают ограниченную цель и мелкие программы креольских буржуазии, в которых они первоначально поддерживали себя. Преодолевая эти первоначальные ограничения, соткайте мечты о братстве, равенстве и справедливости. В сложном, но непрерывном процессе они одобряют требования большого популярного большинства, чтобы понять, что главным героем войны за независимость являются люди, находящиеся под угрозой, в той мере, в какой политические предательства могущества показывают им колебания у власти. выше и героическое и жертвенное самоотречение тех, кто ниже.

У них большое количество разнообразного скота и плодов земных, лежащих в кучах, в особенности проса и пшеницы. Они селятся в лесах, у неудобнопроходимых рек, болот и озёр. Необходимые для них вещи они зарывают в тайниках, ничем лишним открыто не владеют... Мужественно выдерживают они пребывание в воде, так что часто некоторые, будучи застигнуты внезапным нападением, погружаются в пучину вод. При этом они держат во рту специально изготовленные выдолбленные внутри камыши, доходящие до поверхности воды, а сами, лёжа навзничь на дне, дышат с помощью их; и это они могут проделывать в течение многих часов.

Сан-Мартин не только принял мулату как свою правую руку. Он также обратился к войне гаучо и монтонерам гаучо на лошадях и копье во главе с Мартином Мигелем де Гюмесом, а также войной республиканцев и партизанами Хуана Азурдуи и Мануэля Асенсио Падилья на территориях коренных жителей Верхнего Перу.

Он сплел союзы с индейцами Пеэуэнса, чтобы пересечь горный хребет Анд и направил прокламации на языках кечуа и аймара в Перу. С этим указом Сан-Мартин дважды ударил, испанская рабовладельческая империя и та же рабская аристократия Лимы. По словам Мануэля де Олазабала, очевидца, Сан-Мартин рассказал коренным касикам: Я вызвал вас, чтобы вы знали, что испанцы собираются переехать из Чили со своей армией, чтобы убить всех индейцев и украсть их жен и детей. Затем, по прибытии в Перу, Сан-Мартин начинает объявление в Кечуа, Аймаре и Кастилии, отменяя индийскую дань: Для естественных индейцев Перу: соотечественники, все потомки друзей инков.

Не имея над собой главы и враждуя друг с другом, они не признают военного строя, не способны сражаться в правильной битве, показываться на открытых и ровных местах... Имея большую помощь в лесах, они направляются к ним, так как среди теснин они умеют отлично сражаться.

1. На основании текста перечислите занятия древних славян. Насколько высоко было развито их хозяйство? 2. Что может сообщить документ об обществе и управлении славянских племён в то время? 3. Сопоставьте текст документа и учебника, как в дальнейшем сложилась судьба славянских народов и их отношения с Византией?

Куклы, и что вы будете сотрудничать со всеми силами в торжестве освободительной экспедиции, в которой участвуют ваша свобода, ваше состояние и ваше спокойное покое, а также постоянное благо всех ваших детей. Будьте уверены в защите вашего друга и соотечественника генерала Сан-Мартина. Там Сан-Мартин обратился к памяти о старых местных повстанческих лидерах и о недавних партизанских боевиках республиканцев как священник Ильдефонсо Эсколастико де лас Мунекас. Весьма вероятно, что один из главных источников восхищения Сан-Мартеном для народного народа коренных народов был вызван работой Инки Гарсиласо де ла Вега, писателя, который Сан-Мартин усердно читал и даже предлагал переиздавать в Кордове.

Страница рукописи на глаголице. Болгария. X в.

Между тем долгие войны истощили страну. После смерти Симеона Болгария ослабела, от неё отделилась Сербия.

В начале XI века византийский император Василий II, прозванный Болгаробойца, почти ежегодно во главе войска совершал походы в Болгарию. Он разрушал города и деревни, выселял болгар из родных мест. Разгромив болгарское войско, Василий II приказал ослепить 14 тысяч пленных, оставив на каждую сотню слепых по одному одноглазому поводырю, и для устрашения отпустил их домой. Болгарский царь при виде такой массы своих ослеплённых воинов умер от сердечного приступа.

Серьезный и тщательный анализ сложной связи Симона Боливара и Сан-Мартина не оставляет сомнений в том, что с начала века он приближается. Хотя оба освободителя имеют разнообразное семейное и классовое происхождение, психологические профили, личные стили и происходят из разных национальных культур, два являются частью одного и того же проекта независимости и континентальной революции. Боливар мог подумать о каком-то примере своей жизни в исполнительной власти на всю жизнь и в наследственном сенате.

Это видение сгущено в его проекте конституции для Боливии. В свою очередь, Сан-Мартин мог подумать, в какой-то момент, вместе с Мануэлем Белграно, что конституционная монархия инков может стать возможной или желанной. Однако эти два политических диагноза и те две полностью конъюнктурные институциональные спекуляции действительно являются второстепенными, если они анализируются из макро и глобального угла. Что-то подобное происходит с спорными и спорными смертями Пиара в Венесуэле и Мануэлем Родригесом в Чили.

Используя раздоры болгарской знати в борьбе за власть, Византия в 1018 году полностью подчинила Болгарию, лишив её независимости более чем на полтора столетия.

4. Великоморавская держава и создатели славянской письменности. В первой половине IX века в долине реки Моравы возникло государство западных славян — Be ликоморавская держава. На первых порах оно подчинялось франкам, а после распада империи Карла Великого — Германии. Князья платили ей дань и приняли христианство от немецких епископов. Но затем Великоморавская держава добилась независимости и вступила в борьбу с Германией.

Один из моравских князей заключил против неё союз с Византией. Чтобы освободить церковь от влияния немецкого духовенства, он просил направить в Моравию миссионеров для проповеди христианства на родном для славян языке.

Первыми славянскими просветителями стали учёные монахи — болгары из Византии братья Кирилл и Мефодий. Кирилл преподавал философию, знал языки разных народов. Мефодий около 10 лет управлял одной из византийских областей. Затем он принял монашество и вскоре возглавил монастырь.

Кирилл и Мефодий

Почему Кирилл и Мефодий изображены с нимбами над головой?

Какие буквы со свитка сохранились в русском алфавите?

В 863 году братья были направлены в Великоморавскую державу как миссионеры. Перед отъездом Кирилл на основе греческого алфавита создал славянскую письменность. С помощью Мефодия он перевёл на славянский язык несколько богослужебных книг.

В Моравии братья построили храмы, открыли школу для подготовки священников из местных жителей. Они создали независимую от немецких епископов церковь.

После смерти братьев немецкое духовенство начало гонения на их учеников. Некоторые ученики нашли приют в Болгарии. Здесь они продолжали переводить греческие религиозные книги, способствовали развитию болгарской литературы. Из Болгарии славянская письменность перешла на Русь.

Длительная борьба с королями Германии ослабила Великоморавскую державу. Пользуясь этим, венгры в 906 году нанесли ей поражение и захватили часть её земель. Великоморавская держава распалась.

5. Образование славянских государств. В последней четверти IX века образовалось государство восточных славян с центром в Киеве, сильное Древнерусское государство. Крестившиеся по византийскому обряду, древние русичи многое переняли из этой страны.

Из распавшейся Великоморавской державы выделилось Чешское государство. В первой половине X века князья чешского племени, которое проживало около города Праги, объединили под своей властью другие племена. В 1085 году чешский князь принял титул короля — влияние Чехии в Европе возросло.

Во второй половине X века польский князь Мешко I (960—992) подчинил себе племена, обосновавшиеся вдоль реки Вислы. Вместе с 3-тысячной дружиной он принял христианскую веру и этим очень укрепил свою власть. Он положил начало Польскому государству.

Образование славянских государств в IX—XI вв.

Назовите государства, образовавшиеся на территориях западных, восточных и южных славян. Какие из указанных на карте народов не принадлежат к славянам?

Страница средневековой славянской рукописной книги

Объединение Польши завершилось в годы правления Болеслава I Храброго (992—1025). Ему удалось присоединить южные польские земли. В город Краков — крупный торговый центр на пути из Киева в Прагу — была перенесена столица Польши. Болеславу I на время удалось захватить Чехию с Прагой, он ходил походом на Киев, вёл долгие войны со Священной Римской империей. Незадолго до смерти Болеслав был провозглашён королём Польши. В середине XI века Польша вступила в полосу феодальной раздробленности.

1. На какие ветви делятся славянские народы? Потомки какой из них преимущественно проживают в нашей стране? 2. В чём состояла заслуга Кирилла и Мефодия в развитии славянской культуры? 3. Какое славянское государство возникло раньше остальных? В каком веке возникло наибольшее количество славянских государств? 4. Кратко расскажите о знаменитых славянских правителях, предварительно выделив вопросы, которые необходимо изложить. 5. Как связана история славянских государств с известными вам другими средневековыми государствами? 6. Составьте развёрнутый план параграфа: поделите каждый пункт на отдельные, законченные по смыслу части; затем кратко сформулируйте главную мысль каждой части и запиши те её.

1.Что общего было в истории образования и начале существования славянских государств? 2. Докажите, что для чешского князя и для польского правителя Болеслава I Храброго было важно провозглашение их королями. 3. Как повлияло на судьбу славянских народов принятие ими христианства? 4. Расскажите об отношениях Болгарии и Византии: а) с точки зрения средневекового болгарина; б) с точки зрения византийца. По итогам работы обсудите в классе, почему современники могут иметь разные взгляды на одно и то же событие или явление истории

Подведём итоги

Вы узнали, что:

Восточная Римская империя (Византия) не была разорена варварами и сохранила власть императоров, развитую науку и культуру;

Наивысшего развития Византия достигла в VI веке при императоре Юстиниане;

Архитектура Византии прославилась храмами различных типов, самым знаменитым был храм Святой Софии в Константинополе;

В VII—X веках были образованы первые славянские государства;

Византия оказала огромное культурное влияние на славянские страны;

В IX веке у славян появилась собственная письменность, созданная просветителями Кириллом и Мефодием.

Вопросы и задания к главе II

1. Какую роль в истории Византийской империи сыграл император Юстиниан? 2. В чём проявлялось влияние античных традиций на византийское образование и науку? 3. Какие достижения Византии в раннем Средневековье вы считаете самыми важными? 4. В истории каких славянских государств контакты с Византией в эпоху раннего Средневековья занимают особое место и почему? 5. Расположите в хронологической последовательности события истории Византии и славян в VI-XI веках: а) провозглашение Болеслава королем Польши; б) реформы императора Юстиниана; в) создание славянской письменности Кириллом и Мефодием; г) возникновение Восточной Римской империи. 6. Что прославило культуру Византии (выберите правильные ответы): а) Ахенская капелла; б) храм Святой Софии; в) изобретение «греческого огня»; г) «Дворцовая академия»?

Творческие работы и проекты

Творческий проект «Византийская мозаика». Используя художественные альбомы, интернет-ресурсы, найдите образцы византийской мозаики, вылепите особенности этой техники, приёмы, с помощью которых достигался изобразительный эффект. Подготовьте презентацию но данной теме.

Информационный проект «Создание славянской азбуки». С помощью дополнительной, справочной литературы и интернет-ресурсов соберите информацию о Кирилле и Мефодии, истории создания ими славянской письменности, её родстве с другими алфавитными системами, о двух древних азбуках глаголице и кириллице. Проиллюстрируйте свой текст образцами глаголического и кириллического письма. Логически расположите собранный материал и оформите работу.