Придумать 5 вопросов образование славянских государств. Конспект и презентация к уроку истории "образование славянских государств"

§ 8. Образование славянских государств

1. Расселение славян. С древнейших времен в Прибалтике, в Центральной и Восточной Европе, к востоку от германцев, жили славяне. Во времена Великого переселения народов они продвинулись далеко на запад и на юг. В VI веке славяне занимали обширные пространства от Лабы (Эльбы) на западе до среднего течения Днепра на востоке, от Балтийского моря на севере до Дуная и Черного моря на юге. С VII века они стали продвигаться и на восток. Позднее многочисленные славянские племена разделились на три ветви: западных, южных и восточных.Западные славяне - это чехи, поляки, словаки. К ним относились также полабские племена, жившие к востоку от Лабы, и поморские племена, расселившиеся на восточном побережье Балтийского моря.Некоторые славянские племена заселили часть Балканского полуострова, и здесь образовались южные славянские народы: болгары, сербы, хорваты и другие.Восточные славяне - это предки трех родственных народов: русского, украинского и белорусского. 2. Занятия и образ жизни славян. Славяне издавна занимались земледелием, разведением скота и ремеслами.В середине первого тысячелетия нашей эры образ жизни славян был сходен с тем, который мы знаем по истории древних германцев. Славяне делились на множество племен. Все важные вопросы в племени решало народное собрание - вече (от слова «вещать» - говорить со знанием дела). Во главе племен стояли военные вожди - князья. У них в подчинении были конные дружины. Совершая набеги и нападения на соседей, князья и их дружинники захватывали рабов-пленников, скот, различные ценности. О положении рабов у славян сообщает историк VI века: «Находящихся у них в плену они не держат в рабстве в течение неограниченного времени, но предлагают им на выбор: желаютли они за известный выкуп возвратиться домой или остаться на положении свободных и друзей». Угроза нападений врагов вынуждала славян объединяться в союзы племен. Обычно эти союзы были непрочными и быстро распадались. Но некоторые из них послужили основой для славянских государств.3. Болгарское государство. Во второй половине VII века славяне, поселившиеся на землях по нижнему течению Дуная, к северу от Балканского хребта, были завоеваны кочевниками-болгарами, тюрками по происхождению. Предки болгар (или булгар) сначала жили в Западной Сибири, но в первые века нашей эры откочевали к средней Волге; отсюда часть их пришла на Балканский полуостров.Здесь возникло Болгарское государство. Постепенно болгары растворились среди завоеванных ими славян, переняли их язык, но дали им свое имя. На севере соседями Болгарии были предки современных румын, а на юге Болгария граничила с Византийской империей. В середине IX века Болгария приняла от Византии христианство. Это способствовало развитию ее связей с остальным христианским миром. Одновременно Болгария вела долгие войны с Византией, временами Византия была вынуждена платить болгарам дань.Выдающимся правителем Болгарии был князь Симеон (893-927). Образованный, энергичный и честолюбивый, Симеон мечтал о подчинении всего Балканского полуострова, о захвате императорского трона Византии. Около 30 лет он вел с Византией войны, не раз осаждал ее столицу. Ему удалось отвоевать часть земель, населенных славянами, подчинить сербов. Симеон называл себя «царем болгар и греков».Но долгие войны истощили страну и разорили население. После смерти Симеона Болгария ослабела, от нее отделилась Сербия. С севера на Болгарию и Византию совершала набеги венгерская конница, а затем полтора столетия - кочевники-печенеги, оттесненные в Северное Причерноморье из глубин Азии.В начале XI века византийский император Василий II, прозванный Болгаробойца, почти ежегодно во главе войска совершал походы в Болгарию. Он разрушал города и деревни, выселял болгар из родных мест. Разгромив болгарское войско, Василий II приказал ослепить 14 тысяч пленных, оставив на каждую сотню слепых по одному одноглазому поводырю, и для устрашения отпустил их домой. Болгарский царь при виде такой массы своих ослепленных воинов умер от сердечного приступа. Используя раздоры болгарской знати в борьбе за власть, Византия в 1018 году полностью подчинила Болгарию. Болгария утратила независимость более чем на полтора столетия.4. Великоморавская держава и создатели славянской письменности. В первой половине IX века в долине реки Моравы возникло государство западных славян - Великоморавская держава. На первых порах оно подчинялось франкам, а после распада империи Карла Великого - Германии. Князья платили ей дань и приняли христианство от немецких епископов. Но затем Великоморавская держава добилась независимости и вступила в борьбу с Германией. Несколько раз германские короли совершали вторжения и свергали с престола неугодных моравских князей, заменяя.их своими сторонниками.Для борьбы с Германией один из моравских князей заключил против нее союз с Византией. Чтобы освободить церковь от влияния немецкого духовенства, он просил направить в Моравию миссионеров для проповеди христианства на родном для славян языке.Первыми славянскими просветителями стали ученые монахи - болгары из Византии братья Кирилл и Мефодий. Кирилл преподавал философию, знал языки разных народов. Мефодий, хороший организатор, около 10 лет управлял византийской областью. Затем он принял монашество и вскоре возглавил монастырь.В 863 году братья были направлены в Вели-коморавскую державу. Перед отъездом Кирилл на основе греческого алфавита создал славянскую письменность. С помощью Мефодия он перевел на славянский язык несколько богослужебных книг. В Моравии братья построили храмы, открыли школу для подготовки священников из местных жителей. Они создали независимую от немецких епископов церковь.После смерти братьев немецкое духовенство начало гонения на их учеников. Некоторые ученики нашли приют в Болгарии. Здесь они продолжали переводить греческие религиозные книги, способствовали подъему болгарской литературы. Из Болгарии славянская письменность перешла на Русь.Длительная борьба с королями Германии ослабила Велико-моравскую державу. Пользуясь этим, венгры в 906 году нанесли ей поражение и захватили часть ее земель. Ве-ликоморавская держава распалась.5. Образование Чехии и Польши. В IX веке образовалось государство восточных славян - Киевская Русь, которое, постепенно разрастаясь и укрепляясь, превратилось в сильное Древнерусское государство.Из распавшейся Великоморавской державы выделилось Чешское государство. В первой половине X века при поддержке знати князья чешского племени, которое проживало около города Праги, объединили под своей властью другие племена. В 1085 году чешский князь принял титул короля - влияние Чехии в Европе возросло.Во второй половине X века польский князь Мёшко I (960-992) подчинил себе племена, обосновавшиеся вдоль реки Вислы. Вместе с 3-тысячной дружиной он принял христианскую веру и этим очень укрепил свою власть. Он положил начало Польскому государству. Ведя борьбу за объединение польских земель, Меш-ко заключил союз со Священной Римской империей против полабских славян, но временами поддерживал германских феодалов против императора.Объединение Польши завершилось в годы правления Болеслава I Храброго (992-1025). Ему удалось присоединить южные польские земли. В город Краков - крупный торговый центр на пути из Киева в Прагу - была перенесена столица Польши. Болеславу I на время удалось захватить Чехию с Прагой, но вскоре Чехия освободилась от его власти. Болеслав ходил походом на Киев, пытаясь посадить на престол своего зятя, но безуспешно. На западе он вел долгие войны со Священной Римской империей. Незадолго до смерти Болеслав был провозглашен королем Польши. В середине XI века Польша вступила в полосу феодальной раздробленности.

Глава III. Арабы в VI-XI веках

§ 9. Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад

1. Природа и занятия населения Аравии.Арабы издавна жили на обширном Аравийском полуострове в Юго-Западной Азии. Большую его часть занимают сухие степи и безводные пустыни. Для земледелия были пригодны лишь небольшие оазисы на юге и западе Аравии. Там жили оседлые арабы. Из колодцев и ручьев они брали воду, возделывали сады, рощи финиковых пальм и виноградники, выращивали хлебные злаки, сахарный тростник, хлопчатник.Кочевые арабы - бедуины (что значит «степняки») передвигались со своими стадами по степям, покрытым жесткой травой и колючим кустарником. Они разводили верблюдов, овец и лошадей. Верблюд был неразлучным спутником бедуина. Бедуин питался его молоком и мясом, одевался в ткани из верблюжьей шерсти, укрывался от палящего зноя и холодного зимнего ветра в палатке из верблюжьего войлока. Из кожи верблюда делали обувь, седла, сбрую. При переходе на новые места верблюд перевозил бедуина с семьей и его имущество.Вдоль берега Красного моря пролегал старинный торговый путь из Византии в Африку и Индию. В оазисах на этом пути возникали торговые поселения и города с базарами, постоялыми дворами (караван-сараями) и святилищами местных божеств. Самым крупным из них был город Мекка. Состоятельные горожане жили здесь в больших каменных домах. Дважды в году - летом и зимой - они снаряжали караваны в соседние страны.Каждую весну четыре месяца в Мекке длились ярмарки (ежегодные или сезонные торги). Кочевники пригоняли сюда скот и обменивали его на хлеб, ткани, оружие, посуду. Во время ярмарок в Мекке и ее окрестностях объявляли общий мир: запрещались ссоры, вооруженные стычки, нападения на караваны. Такого же закона придерживались во время ярмарок и в Западной Европе.В Мекке было расположено древнее святилище - храм Кааба (что значит «куб»), служивший святым местом для всех арабов. Знать Мекки руководила религиозными обрядами, снабжением прибывших паломников пищей и одеждой.2. Племена бедуинов. Бедуины делились на множество племен и родов. Из-за пастбищ часто происходили стычки между племенами. Ожесточенные схватки вызывал и уже известный нам по Западной Европе обычай кровной мести: за убийство или оскорбление родича мстил весь род и даже племя. Войны между племенами длились иногда десятилетиями. Каждое племя поклонялось своим божествам, а это еще более усиливало рознь среди арабов.Во главе племен стояли вожди. Они руководили воинами во время набегов, выбирали места для кочевий, разбирали споры между членами племени. Обычно вождя выбирали из богатого рода, чтобы он при нужде мог кормить бедняков и выкупать пленников.Объединение враждовавших между собой арабских племен было ускорено борьбой с внешними врагами. В конце VI века Иран захватил южную часть Аравии, а позднее Византия укрепилась на севере полуострова. Арабская торговля была нарушена.3. Мухаммед - основатель ислама. Объединению арабских племен способствовала новая религия - ислам. Основатель ислама - житель Мекки Мухаммед (в Европе его называли Магомет) шести лет остался сиротой; о нем заботились бедные родственники, а он пас их коз и овец. Его посещали видения - он говорил, что слышит голос Бога. Примерно в 610 году Мухаммед выступил с проповедью новой религии. Он утверждал, что нет других богов, кроме всемогущего единого Бога - Аллаха, а себя называл «посланником Бога» - его Пророком. Мухаммед призывал арабов прекратить вражду и объединиться, приняв одну веру.В проповедях Мухаммед обличал «несправедливо наживающих богатство», призывал богачей помогать бедным и сиротам, выкупать на волю и освобождать рабов. Его сторонники видели в нем посланника небес. Все, кто принимал новую религию, называли себя, мусульманами, то есть «покорными Богу».Влиятельная мекканская знать отнеслась враждебно к проповеди Мухаммеда. Опасаясь за свою жизнь, в 622 году Мухаммед со сторонниками переселился в соседний оазис, позднее названный в его честь Медина - «город Пророка». Год переселения - хиджра - стал начальной датой мусульманского летосчисления.В Медину со всех сторон сходились последователи Мухаммеда. В борьбе с Меккой они постепенно брали верх. В 630 году знать подписала с Мухаммедом соглашение и открыла перед ним ворота Мекки. Большинство арабских племен приняли ислам и признали власть Мухаммеда. Сопротивление непокорных было подавлено посланными против них отрядами. Мекка, как и Медина, превратилась в священный город всех мусульман, а Кааба - в главное их святилище. Мухаммед стал главой Арабского государства и мусульманской церкви. Ко времени его смерти под властью мусульман оказалась большая часть Аравии.4. «Аллах видит то, что вы делаете». Мухаммед высказывал свои мысли как «откровения», переданные ему Богом. Его речи записывали ученики на пальмовых листьях и камнях, заучивали наизусть. После смерти Мухаммеда эти записи были переработаны и составили священную книгу мусульман Коран (в переводе значит «чтение»).Текст Корана состоит из коротких фраз, которые похожи на заклинания. Их легко запомнить. Коран состоит из 114 глав, называемых суры.В Коране (как и в Ветхом Завете Библии) сказано, что Аллах сотворил мир за 6 дней. После всех живых существ Аллах на шестой день сотворил из глины первого человека - Адама и из его ребра - Еву. А седьмой день - у мусульман это пятница - стал днем отдыха.Коран учит, что Аллах - всемогущий и всеведущий, он предопределяет судьбу и поведение каждого человека: «Не постигнет нас ничто, кроме того, что начертал нам Аллах»; «Аллах видит то, что вы делаете». Коран требует полного подчинения его воле. Покорные воле Аллаха после смерти попадают в рай, а грешники - в ад, где горят в негасимом огне.В Коране говорится, что неравенство среди людей установлено Богом. Мусульманин не должен нарушать установленный Богом порядок: «Не засматривайся очами своими на те богатства, какими Мы наделяем некоторые семьи».5. Мораль и право. Считалось, что все законы и правила поведения мусульман изложены Мухаммедом и его ближайшими сподвижниками. Поэтому государство не должно издавать новые законы, а лишь исполнять волю Аллаха, переданную Мухаммедом и записанную в Коране. На основе Корана юристы разработали правила поведения - шариат («правильный путь»). Судили мусульман знатоки Корана, духовные судьи - кади.Мусульманская мораль, как и христианская, предписывает верующему: не убивай, не кради, не лги, люби ближнего, уважай родителей. Мусульманин должен быть скромным и терпеливым, мужественно сносить жизненные трудности и невзгоды, платить долги. Коран запрещает ростовщичество, но поощряет занятие торговлей. Мусульманам запрещается пить вино, играть в азартные игры, так как то и другое мешает ежедневной молитве.Коран закрепил господство мужчины в семье и обычай многоженства, разрешая мусульманину иметь 4 жены (но не больше), если он может их содержать. Жена не приносит приданого. Напротив: родственники выдавали женщин, даже малолетних, замуж за плату - калым, фактически продавали их, отдавали под полную власть мужа.Ислам имел огромное влияние на культуру, обычаи и нравы, право и мораль не только арабов, но и жителей завоеванных ими стран, в частности Испании.6. Завоевания арабов. После смерти Мухаммеда Арабским государством управляли халифы («заместители» Пророка). Первые четыре халифа были его ближайшими родственниками и учениками.При первых халифах многочисленные отряды арабов вышли за пределы Аравийского полуострова. Главную силу их войска составляла стремительная, легкая конница. Арабы лавиной обрушились на Византию и Иран. Эти страны были истощены длительной войной друг с другом и не оказали арабам сильного сопротивления. Многие города сдавались завоевателям без боя, с условием, что жителям сохранят жизнь и имущество. Местные жители говорили: «Бог мести послал арабов, чтобы освободить нас от жестокости ромеев». В короткий срок арабы захватили богатейшие византийские провинции - Сирию, Палестину и Египет, завоевали огромное Иранское царство.В начале VIII века арабы возобновили наступление. В Северной Африке они подчинили себе племена берберов и вынудили их принять ислам. Постепенно все африканское побережье Средиземного моря стало арабо-мусульманским. В 711 году арабы переправились через Гибралтарский пролив на Пиренейский полуостров. Королевство вестготов, ослабленное борьбой знати за престол, было за несколько лет почти полностью завоевано арабами. Только жители северной, горной части Испании и части Португалии не были покорены. Затем арабская конница перешла через Пиренеи и напала на королевство франков, но, как вы знаете, там арабы были отброшены на юг.На востоке завоеватели встретили сопротивление народов Кавказа и Средней Азии. Лишь направив большие армии и пользуясь раздорами между племенами, арабы покорили Северный Кавказ, но их власть была здесь непрочной. В борьбе за Среднюю Азию арабы столкнулись с Китаем, и в 751 году нанесли китайскому войску поражение. Подчинив Восточный Иран и Афганистан, арабы проникли в Северо-Западную Индию.Так в течение VII и первой половины VIII века образовалось огромное государство арабов - Арабский халифат со столицей в Дамаске. Владения халифата раскинулись от берегов Атлантического океана до границ Индии и Китая. 7. Правление Аббасидов. В 750 году власть в халифате перешла к династии Аббасидов. Во время их правления арабы проникли на такие важные территории, как острова Сицилия, Кипр, Крит и часть юга Италии.Вся земля в халифате считалась собственностью халифа. Своих родственников и приближенных он назначал наместниками провинций. Наместники - эмиры - за счет налогов с населения содержали чиновников и войско, руководили завоевательными походами. Крестьяне в завоеванных областях были обложены высокими налогами.Сначала принявшие ислам освобождались от подушного налога, что подталкивало многих жителей завоеванных стран к переходу в новую веру. Затем эта льгота была отменена. Мусульмане составили большинство населения Сирии, Египта и значительной части Африки, Ирана, Ирака, Афганистана, части Индостана и Индонезии. Позже ислам утвердился в Средней Азии, у ряда народов Северного и Восточного Кавказа и Поволжья.Вскоре после прихода к власти Аббасидов халиф основал на месте небольшого селения на реке Тигр новую столицу - Багдад. Место для столицы было выбрано удачно: в плодородной, густо заселенной долине Междуречья пересекались торговые пути из Аравии, Сирии, Закавказья, Ирана. Государство арабов при Аббасидах называли Багдадский халифат.8. Халиф Харун ар-Рашид. Временем расцвета Багдадского халифата считаются годы правления Харуна ар-Рашида (768-809). Современник Карла Великого, он был героем сборника сказок «Тысяча и одна ночь». В них Харун предстает справедливым государем. Чтобы узнать нужды подданных, он, переодетый, ходит ночами по Багдаду в сопровождении ве-зйра (советника) и телохранителя.На самом деле Харун ар-Рашид был коварным и жестоким деспотом. Подданные его ненавидели, он боялся жить в Багдаде и поселился в крепости за городом. В столицу халиф наведывался, чтобы наказаниями добиться от жителей уплаты недоимок по налогам. Завидуя богатству и влиянию своего визира из знатного иранского рода, он приказал его казнить, а богатства, дворцы и имения забрал в казну. Харун пытался еще более расширить владения халифата. Он воевал с Византией и опустошил ее владения в Малой Азии, но серьезных успехов в этой войне не добился.9. Распад халифата. Все немусульмане в халифате были обложены высокими налогами и должны были содержать за свой счет армию. Жители завоеванных стран не имели права носить оружие, должны были отличаться от арабов одеждой, ездить верхом только на мулах. Им не разрешалось выступать в суде свидетелями против мусульман. В VIII-IX веках по халифату прокатилась волна народных восстаний против владычества арабов, что подтачивало силы халифата.Чтобы успешно подавлять народные восстания, один из халифов приказал набрать войско среди пленных тюрок - жителей Средней Азии. Из них была создана преданная халифу гвардия. Но позднее начальники гвардии приобрели такую власть, что по своей воле возводили на престол и свергали халифов.Наместники-эмиры стали передавать по наследству свои должности вместе с полученными в управление провинциями. Опираясь на собственные военные силы, они отказывались повиноваться халифу и становились независимыми правителями.В середине VIII века один из противников халифа захватил власть в Кордове. Образовалось самостоятельное арабское государство в Испании - Кордовский эмират (с X века - Кордовский халифат).В IX веке от Багдадского халифата отделились Египет и другие провинции в Северной Африке, Средняя Азия, Иран, Афганистан. Под властью багдадского халифа осталась лишь Месопотамия. Но и ее подчинила правившая в Иране династия.К середине XI века большая часть арабских владений на Ближнем Востоке была завоевана турками-сельджуками, пришедшими из Средней Азии. В 1055 году они захватили Багдад. Правитель турок-сельджуков был коронован халифом и получил от него титул султана.

§ 10. Культура стран халифата

1. Образование. В халифат входило много стран с высокой древней культурой: Египет, Сирия, Палестина, Месопотамия, Иран, Средняя Азия. В этих странах широко распространился ислам, а вместе с ним - арабский язык. Его называли «латынью Востока». Но в отличие от латинского языка в Средние века арабский язык был живым, разговорным языком для многих народов Востока. На нем вели дела в суде, его изучали в школах. Арабский язык стал языком науки и литературы.Каждый мусульманин, если собирался занять какую-либо должность, должен был получить образование. Начальные школы у мусульман были частными. Те, кто мог платить, занимались на дому с наемными учителями. Образование можно было продолжить, посещая лекции и беседы знатоков Корана, Сунны1 и шариата. При наиболее известных мечетях2 в больших городах были открыты высшие мусульманские школы - медресе.Каждый знатный человек желал иметь в своем окружении как можно больше выдающихся поэтов, ученых, знатоков Корана. Чем более известные люди его окружали, тем выше были его престиж и слава. Писатели и ученые жили чаще всего при дворцах халифов и эмиров, получали содержание и дары от своих покровителей, за это прославляли их, посвящали им свои произведения. 2. Наука. «Важнейшее украшение человека - знание», - говорили арабские ученые. В халифате успешно развивались математика, астрономия, география, медицина.В VIII-IX веках на арабский язык были переведены научные труды древнегреческих, иранских, индийских ученых.- Особенно много переводов было сделано при Харуне ар-Рашиде и его сыне. В Багдаде тогда был основан «Дом мудрости» - хранилище рукописей, где переводили и переписывали книги. По примеру Багдада и в других больших городах были созданы «Дома мудрости»; в них ученые получали книги, жилье и денежные средства.Арабским математикам были известны труды Пифагора, Евклида и Архимеда, индийских астрономов и математиков. Они создали алгебру, стали пользоваться индийскими цифрами. Постепенно эти цифры, названные арабскими, и их счет проникли в Европу, стали общепринятыми во всем западном мире и очень облегчили развитие математики и основанных на ней наук и практических знаний.В Багдаде и Дамаске действовали обсерватории. Пользуясь сложными инструментами, астрономы сумели приблизительно вычислить окружность Земли, описали положение видимых звезд на небе. Ученый аль-Бируни (973- 1048) из Средней Азии написал множество ценных трудов по различным отраслям знания: географии, истории, астрономии и другим наукам. Он высказал гениальную догадку, что центром нашей Вселенной является Солнце, а Земля движется вокруг него.Письменная история родилась у арабов вместе с исламом. Появились предания и сообщения о Мухаммеде, его биографии, сведения о том, как возник ислам. Историки прославляли завоевания арабов и в кратком виде излагали историю римских, византийских и иранских правителей.В большом почете у арабов была география. Об этом говорит пословица: «Кто отправляется в путь ради науки, перед тем открываются двери рая». Географы не только изучали сообщения о других странах, но и стремились побывать в них, с риском для жизни совершали далекие путешествия. Арабские путешественники и купцы описали страны халифата, Индию, Китай, проникли далеко в глубь Африки и Восточной Европы. Они составили карты известных им стран и морей.Успешно развивалась медицина. В Средней Азии жил великий ученый Ибн Сйна (980- 1037), в Европе его называли Авиценна. Он был очень разносторонним мыслителем - философ, астроном, географ, медик, поэт. Ему принадлежит более ста научных трудов. На Востоке Ибн Сину называли «главой ученых». Особенно прославился Ибн Сина как врач. В своем знаменитом труде по медицине он описал признаки многих болезней, которые до него не умели различать.3. Литература. Вместе с товарами купцы и погонщики верблюдов привозили из других стран чудесные сказки. Их рассказывали во дворцах халифа и знати, на базарах, улицах и в домах Багдада. Многие слушатели любили рассказы об удивительных путешествиях и приключениях. Простой люд передавал смешные истории о хитрецах, которые ловко обманывали судей и чиновников. Из этих сказок позднее был составлен известный всему миру сборник «Тысяча и одна ночь», вобравший в себя предания и легенды многих народов.Еще до ислама у арабов возникла богатая поэзия, отразившая быт и обычаи кочевников. В каждом племени был свой признанный поэт, выступавший на празднествах. Доисламские поэты воспели смелого воина, щедрого и верного данному слову. Знакомство с культурой покоренных народов изменило интересы и вкусы арабов. Поэтов интересовали теперь «вечные» вопросы: о добре и зле, о жизни и смерти, о богатстве и бедности, о любви и измене, о красоте мира и его печалях. Особых успехов достигла поэзия в Иране и Средней Азии; здесь поэты писали произведения обычно на таджикско-персидском языке - фарси.Одним из самых знаменитых поэтов был Фирдоуси (934-1020). Более 30 лет он работал над поэмой «Шах-намё» («Книга царей»). В ней рассказывается о борьбе иранского народа против завоевателей, прославляются подвиги легендарных героев. Фирдоуси высоко ценил знание: «К словам разумным ты ищи пути, весь мир пройди, чтоб знанья обрести».4. Искусство. Из всех видов искусства более всего в халифате была развита архитектура. Строители возводили для халифов великолепные дворцы, гробницы и крепости. Всему миру известна Альгамбра - дворец эмира в испанском городе Гранаде.В городах сооружали мечети. Мечеть служила не только местом молитвы, но и залом суда, хранилищем книг, а также денег, собранных для бедных, и просто клубом, где можно было потолковать с друзьями.Главное здание мечети - четырехугольный молитвенный зал, открытый во двор. Обширный двор обычно окружала галерея с колоннами, где собравшиеся отдыхали и укрывались от солнца; в середине двора верующие совершали омовение у бассейна с проточной водой. Иногда над мечетью возводили купол, но чаще крыша была плоской. Множество колонн, изящных и легких, заполняли молитвенный зал. Во время молитвы все становились лицом к специальной нише - михрабу, направленному в сторону Мекки, и повторяли все движения стоящего перед ними священнослужителя - муллы, или имама.По сравнению с христианским храмом убранство мечети самое простое: в ней нет ни мебели, ни дорогой утвари, ни музыкальных инструментов. Пол застлан коврами, на которых рассаживаются посетители, предварительно оставив за дверями обувь; стены расписаны - и то не всегда - лишь изречениями из Корана. Но арабская азбука настолько красива, что эти изречения выглядят как прекрасный узор - «вязь из букв». Около мечети возводили один или несколько минаретов - высоких башен, с которых пять раз в день верующих созывали на молитву специальные служители.Арабские постройки богато украшали резьбой по камню, изразцами, мозаикой на стенах и на полу. Стены зданий покрывали арабесками - сложными геометрическими узорами из пересекающихся и переплетающихся линий. Изображение людей и животных мусульманством запрещено.5. Значение культуры халифата. Европейцы восприняли от арабов много ценных научных знаний. Труды арабских математиков, врачей и астрономов служили руководством для ученых средневековой Европы. От арабов европейцы получили не только цифры и новую систему счета, но и знания по астрономии, в том числе названия многих звезд. У арабов они научились чертить более совершенные карты, позднее - пользоваться компасом и глобусом. Сочинение Авиценны по медицине, переведенное на латинский язык, до XVII века было настольной книгой европейских врачей. Мусульманское искусство повлияло на особенности архитектуры, на многие моды и обычаи Испании и Южной Италии, многих стран Африки.С культурой стран халифата европейцы знакомились главным образом через завоеванную арабами Испанию. В Кордове было много высших школ, где лекции читали видные ученые.В огромных библиотеках здесь хранились старинные рукописи. Многие труды древнегреческих ученых и писателей, а также мыслителей из стран халифата стали известны в Европе благодаря арабам.

Конспект урока по истории России

Кроме того, доллар видит, что его стоимость падает против других валют, таких как евро и иена. В октябре индекс потребительского доверия, который показывает расходы домашних хозяйств США, на которых основывается экономический рост, падает до самого низкого уровня, зарегистрированного за последние двенадцать лет. Подпись Артура Андерсена также исчезает.

Министерство обороны и спецслужбы США начинают подготовку к нападению на Ирак. В сентябре Буш говорит, что Ирак «возобновил свои программы по производству оружия массового уничтожения, особенно ядерного оружия, и это создает угрозу для всего человечества». 18 сентября администрация Буша просит через своего министра обороны Дональда Рамсфелда разрешить своему Конгрессу использовать военную силу против режима Саддама Хусейна.

в 6 классе

«Образование славянских государств»

подготовила

методист

Игнатова Ирина Ивановна

Москва 2013

Образование славянских государств.

План изучения нового материала

1. Истоки истории славян.

2. Великая Моравия и судьбы славянской культуры.

3. Болгарское государство.

Эти заявления используются в качестве предлога для включения вопроса о Северной Корее в борьбе с терроризмом. Республиканская партия выигрывает большинство из 51 места в Сенате, против 49 демократов и консолидирует свой контроль в Палате представителей, с 227 республиканцами против 205 демократов.

В результате аварии погибли семь членов экипажа. Считается, что существуют пороки пристрастности. Хотя база Гуантанамо должна быть закрыта, в ближайшем будущем не ожидается, что это произойдет. Посол Уилсон дал понять, что информация необоснованна. Международное агентство по атомной энергии добавляет, что документы, на которых он основывался, были ложными. Несмотря на это, и оппозиция Центрального разведывательного управления, президент Буш включает ложную информацию в своем выступлении в январе.

4. Чехия.

5. Польша.

Понятия и термины: миссионер, глаголица, кирил­лица.

Основные даты

681 г. - образование Болгарского царства.

863г. - создание славянской письменности.

Имена: Ростислав, Симеон, Василий II Болгаробойца, Кирилл и Мефодий, Мешко I, Болеслав I Храбрый.

Метапредметные и предметные учебные дей­ствия

В ноябре Соединенные Штаты объявляют об открытии переговоров по Соглашению о свободной торговле с Латинской Америкой. Коммерческие власти 34 стран континента встречаются, за исключением Кубы. При объявлении мнения в ноябре Верховный суд штата указывает, что он не может отрицать защиты, льготы и обязательства, которые гражданские браки предоставляют двум лицам того же пола, которые хотят жениться.

Гигантское затемнение происходит из-за сбоя в генераторе Огайо, который вызывает цепную реакцию. В течение нескольких часов после гигантского затемнения, которое вынуждает сотни тысяч жителей Нью-Йорка спать на улицах, власти США и Канады обвиняют друг друга в неудаче.

Характеризовать занятия, образ жизни славянских пле­мён, опираясь на текст и иллюстрации учебника. Составлять развёрнутый план темы занятия. Рассказывать об образовании славянских государств, опираясь на содержание развёрнутого плана. Систематизировать материал об образовании славян­ских государств в форме таблицы. Объяснять значение деятельности Кирилла и Мефодия для развития славянской культуры.

Хотя они не так сильны и будут использоваться в конкретных случаях, аналитики опасаются глобальной эскалации вооружений. Служба продовольственной инспекции и безопасности министра сельского хозяйства делает объявление во время пресс-конференции. В связи с этим несколько стран, которые потребляют американские говядины, временно приостанавливают импорт мяса.

Таким образом, без протеста, путешественники, проходящие через 115 аэропортов и 14 портов, должны приблизить свое лицо к экрану, который фотографирует, в частности, радужную оболочку глаза; Кроме того, они имеют отпечатки пальцев. Эта мера, которая освобождает граждан Канады, Японии, Австралии и Европейского союза, вызывает длительные очереди и задержки в нескольких аэропортах, а также протесты и отклонения в разных странах, включая Бразилию, что также накладывает равное отношение к американцам.

Приёмы, формы организации познавательной деятельности на уроке

В начале занятия уместно провести проверку изученно­го материала по заданиям рабочей тетради и вопросам к § 5-6, которые можно дополнить: «Объясните, поче­му в отличие от Западной Римской империи Византий­ская смогла устоять под ударами варваров. Какова была власть императора в Византии? Как понять слова импе­ратора Юстиниана о том, что в империи должна быть одна власть, один закон и одна вера? Какие цели пресле­довал Юстиниан, отправляя войска в Италию, Северную Африку и Испанию? Назовите два самых ярких деяния императора Юстиниана. Объясните ваш выбор. Какие достижения византийской культуры вы считаете глав­ными?»

Буш предлагает конституционную реформу, запрещающую гомосексуальные браки. Однако, после того, как судья Верховного суда Калифорнии отказался прекратить однополые браки, 20 февраля в Сан-Франциско губернатор Калифорнии Арнольд Шварценеггер просит государственного обвинителя взять немедленные меры, чтобы приостановить браки между гомосексуалистами и отменить 500, которые уже имели место. Семь дней спустя Высокий суд отклонил ходатайство, но 12 марта Верховный суд Калифорнии приказал приостановить эти браки в Сан-Франциско.

Между тем, запреты на поездки американцев в Ливию устраняются после того, как Муаммар Каддафи принял на себя ответственность за нападение Локерби и согласился ликвидировать свою программу вооружений. Буша арестовывают в начале мая за его неприязнь к фотографиям, в которых американские солдаты злоупотребляют заключенными, содержащимися в тюрьме на окраине Багдада. 5 мая комитет Сената США проводит закрытое заседание для расследования нарушений со стороны американских солдат против иракских заключенных в тюрьме Абу-Грейб.

План изучения темы соответствует логике построения темы занятия. Сначала обучающиеся знакомятся с местоположе­нием славянских племён, их расселением и разделением на три ветви. Далее кратко даётся характеристика заня­тий, и образа жизни славян. Основная часть материала знакомит обучающихся с образованием славянских государств.

Затем министр обороны Дональд Рамсфельд извиняется за совершенные нарушения. 18 мая глава офиса Международного комитета Красного Креста в Вашингтоне уходит в отставку по личным причинам в разгар кризиса, созданного в докладе организации о злоупотреблениях против иракских заключенных силами США.

Ожидается, что это будет самое высокое здание в мире. Буш утверждает, что он не сожалеет о вторжении, хотя признает, что «что-то не удалось в информации». В конце февраля Сенат подтверждает Кондолиза Райс в качестве нового госсекретаря администрации Буша.

Занятие целесообразно организовать как урок объяс­нения нового материала. Материал пособия изложен логично и доступно, что даёт возможность педагогу орга­низовать самостоятельную работу детей с его тек­стом. Одним из вариантов организации самостоятельной работы может стать составление обучающимися раз­вёрнутого плана темы занятия. Предлагаем детям вспом­нить: «Какие народы вторгались на территорию Византии после смерти Юстиниана? На какие народы византийская культура оказала наиболее сильное влияние?» Отметив тесное взаимодействие славянских народов и Византий­ской империи, формулируем тему и содержание задания для самостоятельной работы.

Рис, 50 ​​лет, становится первой черной женщиной, занимающей такую ​​престижную позицию. Президент начинает свой срок с популярности 51%, самого низкого из переизбранных президентов после Ричарда Никсона. Президент обещает «прекратить тиранию» и принести свободу и демократию в самые отдаленные уголки мира.

Мера охватывает 70 молодых убийц, которые должны были быть казнены. Буш прекратил эвтаназию. Президент США принял закон, принятый Конгрессом, который передал это дело от правосудия штата Флорида федеральной юрисдикции. 1 апреля Терри Шиаво, женщина, которая была 15 лет в вегетативном состоянии, умерла через 13 дней после того, как она удалила по решению суда зонд, который ее кормил. Случай с Терри Шиаво потряс общество США и открыл всемирную дискуссию об эвтаназии. Родители женщины начали юридическую битву несколько лет назад, чтобы не допустить, чтобы правосудие заказывало разъединение подающей трубки.

Приступая к выполнению задания, педагогу не следует переоценивать умения детей составлять само­стоятельно сложный план. Формирование умения синте­за содержания текста достаточно сложная и длительная работа. Поэтому целесообразно данную работу выполнить при непосредственном сопровождении преподавателя.

Объяснив цель этой работы (выделить главное, чтобы пересказать в определённом порядке), преподаватель на практи­ке показывает приёмы составления развёрнутого плана на примере темы «Расселение славян», опираясь на уме­ния учеников, приобретённые в 5 классе: деление содержания текста раздела на законченные смысловые части; выделение в каждой из них существенной (главной) час­ти; отработка названия каждой части (подпунктов пла­на). Предупреждая типичные ошибки обучающихся, разъ­ясняем им требования к развёрнутому плану: подпункты должны охватывать всё основное содержание пункта пла­на; в подзаголовках не должны повторяться одни и те же мысли. Далее учебный текст первого раздела читается по абзацам. В результате работы дети убеждают­ся, что один подпункт плана может отражать содержание иногда одного абзаца, а иногда и двух.

Катрина оставляет сотни смертей и миллионы долларов в виде потерь. По данным Международного комитета Красного Креста, было сообщено более 613 человек. Испытание представляло собой первую атомную бомбу, которая была «успешно» построена в результате работы, проведенной группой ученых под руководством Дж. Когда его спросили, что он думал, после того, как бомба была взорвана, Оппенгеймер решил процитировать свое стихотворение Индуистский фаворит, Бхагавад-Гита: «Я стал смертью, разрушителем миров».

Менее чем через месяц результат научной работы Оппенгеймера и его команды дважды упал в японских городах Хиросима и Нагасаки, оставив темное наследие, которое все еще помнят сегодня. Последствия этого события побудили тогдашнего президента США Франклина Делано Рузвельта создать призыв, главная цель которого была ясна: создать оружие массового уничтожения перед немцами.

Примерный развёрнутый план с подпунктами разделов пара­графа:

I. Истоки истории славян.

1. Где жили предки славян?

2. Происхождение названия «славяне».

3. Расселение славян.

4. Три ветви славян: западные, восточные, южные.

5. Занятия и образ жизни славян.

6. Религиозные и политические условия возникновения сла­вянских государств.

В середине того же месяца доклад Организации Объединенных Наций просит закрыть тюрьму Гуантанамо на Кубе при проверке актов пыток в отношении заключенных. Согласно статистическим данным, в Соединенных Штатах насчитывается 35 миллионов иммигрантов, 12 из которых находятся в нерегулярных или недокументированных условиях. Однако эти лица, не имеющие документов, составляют почти 40 процентов рабочей силы в таких штатах, как Техас, Калифорния и Флорида. В мае сенаторы утверждают иммиграционную реформу, которая облегчит легализацию 12 миллионов иммигрантов, не имеющих документов.

II. Великая Моравия и судьбы славянской культуры.

1. Союз Моравии с Византией.

2. Создание Кириллом и Мефодием славянского алфавита.

3. Распространение славянской письменности в Болгарии, Сер­бии, Хорватии и на Руси.

4. Распад Великой Моравии в конце IX в.

III. Болгарское царство.

1. Завоевание кочевниками-болгарами славян на Дунае.

Его обвиняют в сокрытии информации, которая предотвратила бы нападения с самолетами. Буш назначает генерала ВВС Майкла Хейдена, директора Центрального разведывательного управления. В середине июля Буш уверяет, что все заключенные из Гуантанамо из других военных центров будут защищены Женевской конвенцией.

Власти захватили 24 подозреваемых. Во всех аэропортах мира безопасность чрезвычайно. Многие считают, что 300 миллионов человек могут быть не американским ребенком, а сыном незаконных иммигрантов, незаконным иммигрантом, который пересек границу или кем-то, кто прибыл на самолете. В Соединенных Штатах каждые 7 секунд рождается ребенок, и каждые 31 иммигрант приходит.

2. Образование Первого Болгарского царства.

3. Принятие христианства Болгарией от Византии.

4. Князь Симеон - «царь болгар и греков».

5. Натиск византийского императора Василия II Болгаробой-цы на Болгарию.

6. Подчинение Болгарии Византийской империей в начале XI в.

1. Возникновение Чешского государства.

У. понес серьезные военные поражения. Однако он настаивает на том, что американские войска не покинут арабскую страну. Вторжение в Ирак происходит в марте. По словам вице-мэра Нью-Йорка Эд Скайлера, с новыми выводами количество фрагментов, обнаруженных работниками частных компаний, работающих на месте, увеличено до ста.

Исходящий президент Мексики Висенте Фокс сравнивает барьер со стеной стыда, построенный в Берлине в Фокс, говорит, что проект является актом «лицемерия» со стороны нации, созданной иммигрантами. Убивает или уносит раненых американских солдат. Он известен как Джуба и стал террором иностранных сил в Ираке. Атаки, когда солдаты спускаются с Хамви. 28 октября таинственный убийца выпускает видео в Интернете, через которое он показывает, как он действует. Снайпер стреляет в нижней части позвоночника, между ребрами и в верхней части сундука.

2. Крещение чешского князя и дружины по римскому об­ряду.

3. Чехия в составе Священной Римской империи.

V. Польша.

1. Образование Польского государства.

2. Князь Мешко I и принятие христианства в его римском варианте.

3. Польское королевство при Болеславе I Храбром.

4. Католицизм и латинская письменность в Чехии, Польше, Моравии, Хорватии.

По словам экспертов, Джуба использует винтовку Тобука, предназначенную для стрельбы более чем в тысячу метров. У. и просит ее отменить. 72-летний Рамсфельд привел Соединенные Штаты к двум войнам. Симпсон, раскрывает аспекты, связанные с преступлением его бывшей жены, Николь Браун и его друга Рональда Голдмана. «Силос сделал бы», название книги, остался позади, потому что родственники жертв протестовали против объявления публикации, запланированной на конец ноября.

Его участие было преобладающим в подготовке войны в Ираке. Буш получает в Белом доме влиятельного иракского шиитского священнослужителя Абдель Азиза аль-Хакима, с которым он говорит о том, как снизить темпы сектантского насилия, которые появляются в Ираке. Аль-Хаким не имеет министерской должности, но он оказывает значительное влияние на политические решения в своей партии, бригаде Барда.

5. Православие и кириллица в Болгарии, Сербии и на Руси.

На всех этапах составления развёрнутого плана необ­ходимо исправлять и предупреждать типичные ошибки обучающихся: повторы и перекрещивания названий под­пунктов развёрнутого плана, потерю некоторых из них.

Порядок действий при выполнении нового приёма закрепля­ется в памятке «Учись составлять развёрнутый план»:

Эта новость известна 6 декабря, спустя месяц после поражения Республиканской партии, которой принадлежит президент Джордж Буш, на выборах в законодательные органы. Назначение Гата подтверждается Комиссией по вооруженным силам Сената во главе с бывшим госсекретарем Джеймсом Бейкером.

Буш подписывает соглашение с Индией, касающееся ядерной помощи. По словам президента, это соглашение поможет безопасности Соединенных Штатов, поскольку это позволит Индии присоединиться к международным усилиям по предотвращению распространения ядерного оружия.

1. Внимательно прочитайте текст, вдумайтесь в его содержа­ние. Разбейте текст на законченные части (пункты).

2. Придумайте название каждому пункту по ведущей мысли и обозначьте его римской цифрой.

3. Выделите в каждом пункте несколько положений, уточняю­щих и раскрывающих содержание пункта (подпункты). Обозначьте подпункты арабскими цифрами.

4. Проверьте правильность своей работы: раскрывает ли план содержание темы, выявляет ли причины исторических событий, можно ли с его помощью рассказать о событиях, сделать какие-либо выводы.

В процессе обсуждения результатов работы детей необходимо привлечь их внимание к ответу на вопрос: «В чём заключаются черты сходства и различия в образо­вании славянских государств и государств Западной Евро­пы?» Общей чертой образования государств может быть названо влияние принятия христианства на государствен­ное развитие страны. Однако крещение могло оказать­ся мощным орудием в руках как двух империй (Визан­тия, Священная Римская империя), стремившихся допол­нить своё церковное главенство над славянскими странами политическим влиянием или даже прямым подчинением, так и славянских стран, отстаивавших свою свободу.

Обобщение содержания темы занятия проводится в процес­се обсуждения ответов обучающихся на вопрос: «Что приобрела страна, её правитель и народ в результате при­нятия христианства?»

Оба варианта проведения занятия предполагают актив­ное обращение к карте «Болгария и Великая Моравия в VII-IX вв.». Обсуждая факты истории Вели­кой Моравии и Болгарии, следует не только проследить по карте их границы, но и задать детям вопрос: «Как их географическое положение влияло на отношения с более сильными и развитыми соседями?»

Возможно, педагог сочтёт необходимым в рамках дан­ной темы более подробно раскрыть процесс образования Древнерусского государства. Кроме того, данный подход оправдан тем, что формирует зону ближайшего развития обучающихся. Ниже помещены некоторые дополнительные материалы для рассказа преподаваеля или подготовки сообще­ний детьми.

«Повесть временных лет» так рассказывает о начале Древнерусского государства. В середине IX в. славян­ские и угро-финские племена севера Руси изгнали за море варягов, которым они платили дань. И тут между ними началась вражда, род восстал на род. Решили они искать себе князя, чтобы правил и судил по правде. Направи­ли послов к одному из варяжских племён и в 862 г. призвали править ими князя Рюрика с братьями Сине-усом и Трувором. Братья Рюрика вскоре умерли. Сам Рюрик стал князем в древнем русском городе Новгороде. В 879 г. он умер, и новым князем стал его родственник Олег, потому что сын Рюрика Игорь был ещё совсем мал.

Потомки Рюрика - Рюриковичи - правили нашей страной почти семь с половиной столетий. Древнерус­ское государство возникло у восточнославянских племён в IX в. Двумя центрами, откуда началось государство, были Киев на юге и Новгородская земля на севере.

В Киеве также начало складываться государство во главе с киевскими князьями. Среди них «Повесть вре­менных лет» называет Аскольда и Дира - дружинни­ков Рюрика. В 882 г. князь Олег вместе с малолетним Игорем двинулся из Новгорода на юг. По пути он захва­тывал города, облагал данью славянские племена, всюду устанавливал свою власть. Наконец добрался до Киева.

Отряд князя был небольшим, и, чтобы захватить город, Олег пошёл на хитрость. Он спрятал воинов за бор­тами кораблей, а сам назвался купцом, направляющимся в Византию. Олег пригласил к себе Аскольда и Дира, а когда они пришли, воины выскочили из ладей и по приказу Олега убили их. Аскольда и Дира похоронили в Киеве. Место, где была могила Аскольда, и в наше вре­мя известно. Став князем в Киеве, Олег сказал: «Да будет это мать городам русским!»

Учебно-методическая литература

Андюсев Б. Е. Опорные конспекты по истории Средних веков: пособие для учителя: 6 кл. / Б. Е. Андюсев.- М., 2001.

Арасланова О. В. Универсальные поурочные разработ­ки по истории Средних веков: 6 кл. / О. В. Арасланова, К. А. Соловьёв. - М., 2008.

Ведюшкин В. А. История Средних веков: поурочные рекомен­дации: 6 кл. / В. А. Ведюшкин, И. В. Ведюшкина.-М., 2008.

Ведюшкин В. А. История Средних веков: методические реко­мендации: 6 кл. / В. А. Ведюшкин.-М., 2004.

Девятайкина Н. И. История Средних веков: 6 кл. / Н. И. Девятайкина.- М., 2008.

7