Чем характеризуются информационные ресурсы по виду деятельности. Виды информационных ресурсов

Информационные ресурсы - это документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, депозитариях, музейных храненьях и др.).

В течение всей предшествующей XX в. истории развития человеческой цивилизации основным предметом труда оставались материальные объекты. Деятельность за пределами материального производства и обслуживания, как правило, относилась к категории непроизводительных затрат. Экономическая мощь государства измерялась его материальными ресурсами. Еще в конце 70-х годов председатель программы по формированию политики в области информационных ресурсов, профессор Гарвардского университета А. Осттингер писал, что наступает время, когда информация становится таким же основным ресурсом, как материалы и энергия, и, следовательно, по отношению к этому ресурсу должны быть сформулированы те же критические вопросы: кто им владеет, кто в нем заинтересован, насколько он доступен, возможно ли его коммерческое использование? Президент Академии наук США Ф. Хендлер сформулировал эту мысли следующим образом: “Наша экономика основана не на естественных ресурсах, а на умах и на применении научного знания”. В настоящее время идет борьба за контроль над наиболее ценными из всех, известных до настоящего времени ресурсов - национальные информационные ресурсы.

“Мы идем в другие страны не для того, чтобы воспользоваться преимуществами более низких издержек. Мы внедряемся туда потому, что там есть интеллектуальные резервы, и мы должны их перехватить, для того, чтобы успешно конкурировать”.

Термин “информационные ресурсы” стал широко использоваться в научной литературе после публикации известной монографии Г.Р. Громова “Национальные информационные ресурсы: проблемы промышленной эксплуатации”. Сейчас он еще не имеет однозначного толкования, несмотря на то, что это понятие является одним из ключевых в проблеме информатизации общества. Поэтому важной является проблема понимания сущности информационного ресурса, как формы представления данных и знаний, его роли в социальных процессах, а также закономерностей формирования, преобразования и распространения различных видов информационных ресурсов обществе.

Для обеспечения активизации и эффективного использования информационных ресурсов общества необходимо осуществить “электронизацию” информационных фондов. По мнению академика А. Ершова именно “в загрузке и активизации информационного фонда человечества в глобальной компьютерной сети, собственно, и заключается задача информатизации в ее техническом содержании”.

Активными информационными ресурсами является та часть ресурсов, которую составляет информация, доступная для автоматизированного поиска, хранения и обработки: формализованные и законсервированные на машинных носителях в виде работающих программ профессиональные знания и навыки, текстовые и графические документы, а также любые другие содержательные данные, потенциально доступные на коммерческой основе пользователям национального парка компьютеров. Национальные и мировые информационные ресурсы являются экономическими категориями.

Отсюда можно сделать вывод, что эффективность использования информационных ресурсов - это важнейший показатель информационной культуры общества.

Характеристика информационных ресурсов и их потребителя

Основными участниками рынка информационных услуг являются:

  • - производители информации (producers);
  • - продавцы информации (vendors, Вендоры);
  • - пользователи информации(users) или подписчики

Сегодня наиболее распространенным средством доступа к информационным ресурсам являются компьютерные сети, а самым прогрессивным способом получения информации выступает режим онлайн (online - интерактивный, диалоговый режим). Он предоставляет возможность пользователю, войдя в компьютерную сеть, получить доступ к "большому компьютеру" (Host - компьютеру) и к его информационным ресурсам в режиме прямого диалога, реализуемого в реальном времени.

К пользователям такого рода относят как конечных потребителей информации, так и промежуточных, оказывающих своим клиентам услуги при решении информационных задач (специальные информационные центры, имеющие доступ к нескольким онлайн системам, или специалисты-профессионалы, занимающиеся платным информационным обслуживанием клиентов, потребителей информации).

Рынок информационных онлайн услуг включает в себя следующие основные сегменты:

  • -компьютеризированные системы резервирования и финансовые информационные службы;
  • -базы данных (БД), ориентированные на массового потребителя;
  • -профессиональные БД.

Среди БД обычно выделяют следующие типы:

  • -текстовые (полнотекстовые, реферативные, библиографические, словари);
  • -БД, содержащие изображения и использующие средства мультимедиа;
  • -числовые и табличные БД;
  • -БД, содержащие программное обеспечение;
  • -доски объявлений.

Подобные БД хранят также на CD-ROM, дискетах и магнитных лентах. Ниже, однако, речь будет идти о БД, доступ к которым осуществляется в онлайн режиме - "профессиональными онлайновыми БД".

К производителям информации относят как организации, добы-вающие и публикующие информацию (информационные агентства, средства массовой информации, редакции газет и журналов, издатели, патентные ведомства), так и организации, профессионально в течение многих лет занимающиеся ее обработкой (отбором информации, индексацией, загрузкой в базы данных в виде полных текстов, кратких рефератов и т.п.).

Информационные ресурсы в сфере образования и педагогики

Первичный документальный поток как составная часть информационных ресурсов общества. Опубликованные и неопубликованные документы. Видовая структура документального потока. Типы (классы) документов, образующих современный документальный поток. Особенности тематической и типовидовой структуры потока документов по педагогике и образованию.

Первичный документальный поток для детей и юношества (научно-познавательная, художественная, справочная литература и др.).

Закономерности развития и функционирования документального потока по педагогике и образованию: динамика роста, старение и актуализация, рассеяние и концентрация публикаций.

Использование знания закономерностей функционирования современного документального потока в учебно-методической, воспитательной, научно-исследовательской, опытно-экспериментальной, организационно-управленческой и других видах профессиональной деятельности учителя.

Понятие о вторичном документальном потоке как результате аналитико-синтетической переработки информационных ресурсов.

Классификация информационных ресурсов

Для классификации информационных ресурсов в целом, могут быть использованы следующие их наиболее важные параметры.

Тематика информации - общественно-политическая, научная, финансово-экономическая, медицинская и прочие.

Форма собственности - государственная, общественных организаций, акционерная и частная.

Доступность информации - открытая, закрытая, конфиденциальная.

Принадлежность к определенной информационной системе - библиотечной, архивной, научно-технической и т.п..

Источник информации - официальная информация, публикация в СМИ, статистическая отчетность, результаты социологических исследований и т.п..

Назначение и характер использования - массовое, региональное, ведомственное и т.п..

Форма представления - текстовая, цифровая, графическая, мультимедийная.

Вид носителя - бумажная, электронная.

Формы информационных ресурсов

Существуют две формы информационного ресурса как отчуждаемых знаний, становящихся сообщениями: пассивная и активная.

К пассивной форме информационного ресурса относятся книги, журнальные статьи, патенты и банки данных. К ним могут также относиться и знания, привязанные к конкретным предметным областям (например, выборки, извлечения данных и т.п.), если они не комплексные, то есть не достаточны для их целенаправленного применения.

Активные формы информационного ресурса: модель, алгоритм, проект, программа и база знания (БЗ). Эти формы можно трактовать в целом как стадии созревания информационного ресурса, степени доведения его до готовности и превратиться в «силу». Естественно, что каждая из этих форм информационного ресурса имеет разный научно-технический уровень и завершенность.

Модель - это описание системы, отображающее определенную группу ее свойств. Создание модели системы позволяет предсказывать ее поведение в определенном диапазоне условий. Алгоритмы делятся в зависимости от степени общности. Важно стремиться к созданию решающих алгоритмов.

Программа и проект - конечные, синтетические формы существования информационного ресурса в его жизненном цикле. В виде программы и проекта, а часто в виде решающего алгоритма информационного ресурса непосредственно противостоит энтропии рассматриваемого объекта. В этом плане вводится понятие информационной емкости программы и проекта, которое означает величину потенциального уменьшения остаточной энтропии объекта, к которому прилагаются программа и проект. В ходе реализации программы или проекта идет как бы заполнение энтропийного пространства объекта информацией, которая в них сконцентрирована.

Модель, алгоритм, программа, проект и особенно база данных как активные формы информационного ресурса - это антиэнтропийные инструменты. Однако программа и проект выделяются среди них своей завершенностью, готовностью к прямому информационному воздействию на объект целью снятия его энтропии.

Информационное общество - это общество, структуры, техническая база и человеческий потенциал которого приспособлен для оптимального превращения знаний в информационный ресурс и переработки последнего с целью перевода пассивных форм (книги, статьи, патенты 1 т.п.) в активные (модели, алгоритмы, программы, проекты). Но особое значение для активизации информационного потенциала общества имеет создание современных баз знаний. Это достигается на путях: качественного преобразования традиционных баз данных (БД), рожденных ранними поколениями ЭВМ до появления искусственного интеллекта (ИИ) , в базе знаний.

В отличие от БД, содержащих сведения о количественных и качественных характеристиках конкретных объектов, БЗ содержит концептуальные, понятийные знания, выраженные на естественном, языке в терминах предметной области, т.е. знания о стоящих за этими терминами классах объектов, их свойствах и логических связях которыми может оперировать машина логического вывода как элемент ИИ.

Знания, индивидуальные и общечеловеческие, оставались и всё еще остаются вне БЗ. Лишь поверхностное, рутинное, легко поддающееся формализации в области искусственного потенциала включалось в машинные системы. Между тем рост совокупно объема знаний и усложнение общественных связей ведут к тому, что отдельные люди теряют возможность получать нужные им знания, общество лишается ценнейших индивидуальных знаний. Это противоречие и должны ликвидировать ЭВМ пятого поколения коммуникационные системы как средство перехода к развитой информатике, позволяющей резко актуализировать информационный потенциал общества на основе БЗ общего и специального назначения.

В информационном обществе все большее внимание уделяется не традиционным видам ресурсов (материальные, природные, трудовые, финансовые, энергетические и т.д.), а информационным, которые приобретают первостепенную значимость. Сегодня овладение информационными ресурсами рассматривается как экономическая категория.

Введение термина "информационный ресурс" вызвало достаточно много дискуссий. С принятием Федерального закона "Об информации, информатизации и защите информации" большая часть неопределенности была снята. Сегодня принято следующее определение понятия "информационные ресурсы":

Информационные ресурсы - это совокупность данных, организованных для получения достоверной информации в самых разных областях знаний и практической деятельности. Законодательство Российской Федерации под информационными ресурсами подразумевает отдельные документы и отдельные массивы документов в информационных системах.

Ресурсы определяют как запасы, источники чего-либо.

В современном мире объем информации увеличивается лавинообразно. Все труднее становится выбрать из нее ту, которая более всего отвечает существующему запросу. Различают пертинентную (подробней >>) и релевантную (подробней >>) информацию. В конце ХХ века возникает понятие "информационные ресурсы".

Сегодня понятие "информационные ресурсы" достаточно многопланово и включает в себя все многообразие документов на традиционных и нетрадиционных носителях. В данном пособии мы расскажем о наиболее полных из них, содержащих информацию по профилю Российской экономической академии им. Г.В. Плеханова.

Информационные ресурсы подразделяются по классам собираемой информации.

К первично собираемой информации, т.е. той, которая отражает специфику ее источника, области или сферы создания, возникновения, относится информация, образующаяся самостоятельно в природных условиях (например, количество колец на спиле дерева, свидетельствует о его возрасте). Информация о количественных и качественных характеристиках разных социальных процессов образуют класс "снимаемой информации". Выделенные по этому признаку информационные ресурсы можно классифицировать как естественные, производственные, социально-экономические. Например, информация о росте населения.

Другой класс информационного ресурса образуют сведения, данные, получаемые искусственно в процессе научно-исследовательской деятельности, а также любой творческой работы. Она базируется на обработке уже имеющейся информации по специальным параметрам и моделям (математическая обработка, логическая, семантическая и т.д.). К этому же классу относятся и объекты, создаваемые как авторские произведения в области литературы, искусства. Важным компонентом этих ресурсов является информация, получаемая в результате интеллектуальной деятельности человека. Выделяется вторичная информация, возникающая на основе переработки уже имеющейся информации, и новая, фиксирующая то, что человечество до сих пор не знало. Сюда относятся открытия, прогнозы в области различных социальных и природных процессов.

К информационным ресурсам относятся: библиотеки, архивы, базы данных, СМИ и т.п.) и информационные сервисы (Информационные сервисы - это группа сайтов, на которых можно воспользоваться разнообразными сервисными услугами: электронной почтой, блогом (подробней >>), а также познакомиться с механизмом его ведения, поиском, различными каталогами, словарями, справочниками, прогнозом погоды, телепрограммой, курсами валют и т.д. Пример: http://yandex.ru, http://rambler.ru , http://aport.ru) и т.п.

Развитие мировых информационных ресурсов позволило:

Превратить деятельность по оказанию информационных услуг (получение и предоставление в распоряжение пользователя информационных продуктов - совокупности данных, сформированную производителем для распространения в вещественной или невещественной форме) в глобальную человеческую деятельность;

Сформировать мировой и внутригосударственный рынок информационных услуг;

Образовать всевозможные базы данных ресурсов регионов и государств, к которым возможен сравнительно недорогой доступ;

Повысить обоснованность и оперативность принимаемых решений в фирмах, банках, биржах, промышленности, торговли и др. за счет своевременного использования необходимой информации.

По существующей классификации, информационные ресурсы могут быть государственными и негосударственными и как элемент состава имущества находятся в собственности граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений.

В настоящее время существуют следующие виды информационных ресурсов:

1) Средства массовой информации. К ним относятся различного рода новостные и семантические сайты (или электронные версии СМИ). Их отличительной чертой является высокий уровень посещаемости (например, сайт НТВ, "Вести" и т.п.), быстрая смена информации, наличие видеоряда на сайте.

2) Электронные библиотеки. Электронная библиотека - распределенная информационная система, позволяющая надежно сохранять и эффективно использовать разнородные коллекции электронных документов через глобальные сети передачи данных в удобном для конечного пользователя виде.

3) Электронные базы данных. В самом общем смысле база данных - это набор надписей и файлов, специальным образом организованных. Один из типов баз данных - это документы, набранные при помощи текстовых редакторов и сгруппированные по темам. Другой тип - это файлы с электронными таблицами, которые объединены в группы по характеру их использования.

4) Сайты. Корпоративный сайт – это Интернет-ресурс, посвященный какой-то организации, фирме, предприятию. Как правило, он знакомит пользователей с фирмой, направлениями и видами ее деятельности, отражает различные справочные материалы: прайс-листы, условия поставок и оплаты; рекламную информацию: наличие сертификатов качества, участие в выставках, публикации в прессе т.п.; контактную информацию. В отличие от корпоративного сайта выделяют персональный и любительский сайт, домашнюю страничку. Они отличаются полнотой представляемой информации и профессионализмом исполнения. Как правило, на сайте можно познакомиться с информацией узкотематической направленности. Глубина ее раскрытия может быть разной: от чисто ознакомительной, поверхностной до высокопрофессиональной, освещающей все стороны деятельности. Определяет информативность сайта его владелец. На сайтах может быть представлено большое количество гиперссылок, которые помогают ориентироваться в нем.

5) Сервисы – это группа сайтов, на которых можно воспользоваться разнообразными сервисными услугами: электронным почтовым ящиком, блогом (а также познакомиться с правилами его ведения), поиском, различными каталогами, словарями, справочниками, прогнозом погоды, телепрограммой, курсами валют и т.д. Например, Яндекс, Рамблер и т.п. Информационный портал – это веб-сайт, организованный как многоуровневое объединение различных ресурсов и сервисов, обновление которого происходит в реальном времени. Примером информационного портала может служить портал информационной поддержки единого государственного экзамена http://www1.ege.edu.ru/content/view/14/35/.

Можно говорить также о делении информационных ресурсов по другим признакам. А именно:

  • По целевому предназначению
    • личные,
    • корпоративные,
    • бизнес,
    • образовательные,
    • политика,
    • учреждения и организации,
    • сервисы и услуги,
    • доски объявлений,
    • культура,
    • чаты,
    • хранилища ПО,
    • спорт,
    • отдых,
    • изображения и фото,
    • развлекательные порталы
  • По способу представления
  • По виду носителя
    • твердая копия (книга, газета, рукопись и т.д.)
    • на машиночитаемых носителях (кино- фотопленка, аудио- и видеозапись, данные на винчестере компьютера, дискете, CD, флэш и т.д.)
    • на канале связи (TV, радио)
  • По способу организации хранения и использования
    • документы на традиционных носителях (книги, газеты, журналы)
    • массив документов
    • фонд документов
    • архив
    • автоматизированные формы
  • По форме собственности
    • общероссийское национальное достояние
    • государственная собственность
    • собственность субъектов РФ (в том числе муниципальная)
    • частная (личная, корпоративная) собственность
  • По содержанию
    • Тематическая информация
    • Научные публикации
    • Рекламная информация
    • Справочная информация
    • Новости
    • Вторичная (библиографическая) информация
  • По национально-территориальному признаку.
  • Информационные ресурсы делятся по языковому признаку и географической территории.
    • По языковому признаку. Основным языком в сети Интернет является английский, но практически все основные языки мира представлены в Сети. Некоторые из сайтов поддерживают несколько языков - на выбор пользователя.
    • По географическому признаку. Информационный ресурс в большинстве случаев принадлежит какой-либо организации, расположенной и осуществляющей свою деятельность на определенной территории, подчиняющейся ее законам. Информация в некоторых случаях может быть предназначена для аудитории, находящейся преимущественно в пределах региона. Таковы, например, сайты объявлений. Вряд ли информация о купле-продаже в Костроме интересна жителю Вологды. Доступ к этим ресурсам возможен из любой точки, независимо от места нахождения пользователя.

Форма подачи информации определяет структуру информационного ресурса, ее разнообразие зафиксировано в типологии информационных ресурсов.


Типы информационных ресурсов

Коллекция электронных изданий - коллекция произведений с информационно-поисковыми системами (ИПС) сетевая или на носителях, а также сетевые электронные издания (журналы), имеющие печатные аналоги.

Коллекция электронных документов - электронная библиотека, электронный музей, галерея и др.

Хранилище данных - предметно-ориентированное, интегрированное, поддерживающее хронологию, неизменяемое собрание данных, ориентированных на процессы принятия управленческих решений.

Специальный массив научных данных - электронная модель объектов, массив экспериментальных данных, и др.

База знаний – диагностическая, экспертная система.

Конструкторско-технологическая документация , создаваемая в рамках CALS-технологий.

ГИС-система и электронные карты - массивы гео-данных.

Мультимедийные системы :

· компьютерные игры, изображения (тематические сборники фотографий, рисунков, пиктограмм и т.п.);

· видео (кино и видеофильмы, клипы и т.п.);

· аудио (музыкальные произведения, песни, их сборники и т.п.); презентации (организаций, информационных и других систем, ролики и т.п.).

Обучающие системы (системы типа электронных экзаменаторов в ГАИ по правилам дорожного движения, другие обучающие и тестирующие системы).

Информационно-поисковые и справочные системы - тематические справочные системы с встроенным информационно-поисковым аппаратом, предназначенные для поиска необходимой информации в рамках тематики в т.ч.:

· научно-технические ИПС - охватывающие различные области знаний;

· консультационные ИПС - обеспечивающие юридическими и другими сведениями по различным жизненным вопросам;

· бытовые ИПС - телефонные справочники, приготовление различных блюд, городские справочные системы (улицы, транспорт), транспортные расписания железной дороги, авиалиний, автобусов и т.п.

Использование информационных ресурсов в повседневной практике чаще всего направлено на подготовку текстовых документов, аналитических таблиц и баз данных. Для этого достаточно овладеть навыками работы с информацией и программным сопровождением, обеспечивающим технологические приемы в области поиска, отбора, обработки и хранения информации. Грамотное использование информационных ресурсов – это сложная, но посильная задача, решение которой по мере развития практики приводит к умению более высокого уровня, заключающегося в управлении информационными ресурсами.


Информационные системы и технологии в экономике и управлении: Учеб. / Под. ред. проф. В.В. Трофимова - М.: Высшее образование, 2006, с. 25.

Блог - от англ. blog, web log - "сетевой журнал или дневник событий" - web-сайт, основное содержание которого составляют регулярно добавляемые записи, изображения или мультимедиа. Блоги характеризуются недлинными записями временной значимости, отсортированных в обратной хронологии. Блоги открыты, предполагают сторонних читателей, которые могут вступить в полемику с автором (в отзывах или своих блогах). Возможность публикации отзывов посетителями является характерной чертой блогов.

Информационный ресурс и его составляющие

Ресурс – запасы, источники чего–нибудь. Такая трактовка приведена в словаре русского языка С.И. Ожегова.

В индустриальном обществе, где большая часть усилий направлена на материальное производство, известно несколько основных видов ресурсов, ставших уже классическими экономическими категориями:

- материальные ресурсы – совокупность предметов труда, предназначенных для использования в процессе производства общественного продукта, например сырье, материалы, топливо, энергия, полуфабрикаты, детали и т.д.;

- природные ресурсы – объекты, процессы, условия природы, используемые обществомдля удовлетворения материальных и духовных потребностей людей;

- трудовые ресурсы – люди, обладающие общеобразовательными и профессиональными знаниями для работы в обществе;

- финансовые ресурсы денежные средства, находящиеся в распоряжении государственной или коммерческой структуры;

- энергетические ресурсы – носители энергии, например уголь, нефть, нефтепродукты, газ, гидроэнергия, электроэнергия и т.д.

В информационном обществе акцент внимания и значимости смещается с традиционных видов ресурсов на информационный ресурс, который, хотя всегда существовал, не рассматривался ни как экономическая, ни как иная категория; никто специально о нем не говорил и тем более не вводил никаких определений.

Одним из ключевых понятий при информатизации общества стало понятие «информационные ресурсы», толкование и обсуждение которого велось с того момента, когда начали говорить о переходе к информационному обществу. Этому вопросу посвящено довольно много публикаций, в которых отразились и разные мнения и определения, и разные научные школы, рассматривающие эти понятия.

С принятием Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации» большая часть неопределенности была снята. Руководствуясь не научной стороной этого вопроса, а скорее прагматической позицией потребителя информации, целесообразно воспользоваться тем определением, которое приведено в этом законе. Тем более нельзя не учитывать тот факт, что юридическое толкование во всех случаях является для пользователя информации опорой при защите его прав.

Информационные ресурсы – отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах).

В общем случае под информационным ресурсом (ИР) понимается вся совокупность сведений, получаемых и накапливаемых в процессе развития науки и практической деятельности людей, для их многоцелевого использования в общественном производстве и управлении.


Данный термин начал широко использоваться в конце 70 - начале 80 гг. XX века в результате осознания растущей зависимости промышленно развитых стран, отдельных организаций и фирм от источников информации (технической, политической, военной и т.д.), а также от уровня развития и использования средств передачи и переработки информации.

Отличием ИР от других материальных видов ресурсов (например, полезных ископаемых) является их воспроизводимость. Как и другие виды ресурсов ИР являются объектами импорта-экспорта, а также - конкуренции, политической и экономической экспансии. Следует отметить, что границы понятия ИР в настоящее время четко не установлены. Так, некоторые дефиниции и, следовательно, - ученые включают в его толкование также степень профессиональной подготовки общества или его части, а также способность воспроизводить и использовать ИР. Другие ограничивают ИР только совокупностью зафиксированных в документах и данных сведений, «представляющих ценность для учреждения (предприятия)». Заметим, что в последнем случае в понятие ИР не включены также средства передачи и переработки информации.

Виртуальные (информационные) ресурсы - Информационные ресурсы других организаций, предприятий, фирм и т.п., доступные пользователям в режиметеледоступа по каналам глобальной связи, например, Интернет.

Развитие мировых информационных ресурсов позволило:

Превратить деятельность по оказанию информационных услуг в глобальную человеческую деятельность;

Сформировать мировой и внутригосударственный рынок информационных услуг;

Образовать всевозможные базы данных ресурсов регионов и государств, к которым возможен сравнительно недорогой доступ;

Повысить обоснованность и оперативность принимаемых решений в фирмах, банках, биржах, промышленности, торговле и др. за счет своевременного использования необходимой информации.