Функция автосклеивания панорам: какая программа лучше? Сшиватель панорам Hugin и связанные с ним программы.

Вам когда-нибудь казалось, что фотографии со стандартным для зеркалок соотношением сторон 2:3 какие-то тесные, так хочется заглянуть за их край, перевести взгляд за границу кадра, узнать, что там происходит. А все дело в том, что мы видим гораздо шире, воспринимаем мир панорамно. Так давайте попробуем такие панорамы снять, чтобы затем заглянуть за все края разом.

Текст и фото: Антон Агарков

f/11.0, 1/100, ISO 200.

Киргизия, горное плато близ озера Сон-Куль. Панорама из восьми горизонтальных кадров.

Когда-то панорамная фотография была прерогативой владельцев панорамных камер. Если не брать в расчет не самые качественные “Горизонты”, которые за раз экспонировали сразу два кадра 35-мм пленки, то панорамные фотоаппараты были громоздкими и не самыми дешевыми, и к тому же работали исключительно с фиксами на среднеформатную пленку, где на ролике умещалось всего 4 панорамных кадра. Сложное дело.

С появлением цифровых камер процесс сборки панорамы стала куда проще. Самый примитивный способ сделать панораму - снять обычный кадр и обрезать его до вытянутого формата. Не лучший вариант - в результате вы получите изображение низкого разрешения и такого же качества. Гораздо интереснее снять несколько фотографий и потом склеить их в единую настоящую панораму.

ОбъективAF-S DX NIKKOR 16-80mm f/2.8-4E ED VR,

f/7.1, 1/125, ISO 200

Каньон Конорчек в Киргизии. Панорама из шести горизонтальных кадров

В те недавние времена, когда цифровые камеры еще не обзавелись мегапиксельными матрицами, можно было услышать разумные рекомендации склеивать горизонтальные панорамы из вертикальных кадров. Таким образом удавалось получить панораму большего разрешения, так как короткая сторона панорамы по вертикали будет ограничена высокой вертикалью отдельного кадра-заготовки. Но сейчас технологии шагнули вперед, разрешения камер, в том числе и Nikon D500, достаточно, чтобы склеивать панорамы из горизонтальных кадров. Поэтому вполне достойную панораму можно склеить из 3-4 кадров. Меньше кадров, проще склейка!

Теперь давайте разбираться, как и что снимать. Для начала должна появиться полная ясность с сюжетом. Выберите интересный фрагмент пейзажа и четко определитесь, где будет начало сцены, а где ее окончание. Обычно посыл “сейчас сниму все, а потом обрежу лишнее” не приводит ни к чему толковому - все кажется одновременно и важным, и бесполезным. Не забывайте, что панорамная фотография - это та же самая фотография, только немного другого формата. А это значит, что правил построения композиции и сюжета в панорамном кадре никто не отменял.

Как подготовиться к съемке панорамы? Сделайте замер экспозиции по центральному кадру. Очень важно, чтобы на всех кадрах для будущей панорамы были одинаковый фокус и экспозиции, так что и то, и другое придется зафиксировать. Для фиксации фокуса я предпочитаю использовать рычажок перевода режима фокусировки, который на D500, как и на прочих камерах Nikon, находится под мизинцем левой руки. Его перевод в режим M, по сути, отключает автофокус и фиксирует его в некотором выбранном положении.

Фиксировать экспозицию удобнее всего нажатием кнопки AF-ON, которую можно перепрограммировать. Для удобства съемки панорамы я задаю ей функцию фиксации экспозиции до следующего нажатия. Так вам не придется держать палец на кнопке во время съемки. Также будет удобно включить виртуальный горизонт, чтобы кадры шли на одном уровне, а не сваливались куда-то вниз.

Теперь можно начать снимать заготовки для будущей панорамы. И тут нас поджидает враг всех панорамных фотографов - параллакс. «Когда двоится в глазах», происходит то же самое: объекты меняют свое положение относительно друг друга в зависимости от угла зрения. В начале съемки дерево - справа от камня, в середине процесса - за ним, а в конце и вовсе уходит налево.

Чем больше фокусное расстояние объектива, тем меньше влияние параллакса, так что при съемке на телеобъектив о нем можно полностью забыть. Но при съемке на штатник и широкоугольник параллакс может привести к неожиданным дефектам сборки панорамы. Полностью избежать этого неприятного эффекта можно, воспользовавшись специальными панорамными головками. Но это тяжелое и громоздкое устройство, которое не всегда удобно притащить с собой на природу.

Выручает то, что алгоритмы современных программ эффективно распознают и борются с параллаксом. Нужно только дать им пространство для маневра. Это значит, чем меньше фокусное расстояние, тем больше нужно давать перекрытие между кадрами. Если при съемке на телеобъектив достаточно перекрытия в 20-30 процентов, то при съемке на широкоугольник лучше перекрывать кадры на 90 процентов.

Еще надо учитывать, что многие объективы дают существенное виньетирование, от которого можно избавиться, задав гораздо большее перекрытие, чем того требует фокусное расстояние объектива.

ОбъективAF-S DX NIKKOR 16-80mm f/2.8-4E ED VR,

f/8.0, 1/13, ISO 100

Панорама из пяти горизонтальных кадров

У вас получился цикл фотографий, теперь надо склеить из них панораму. Для предварительной обработки я предпочитаю использовать Adobe Camera RAW. Но если вы привыкли работать в Lightroom, то все описанные приемы подойдут и для него. Откройте все фрагменты будущей панорамы. Вам важно, чтобы все кадры панорамы были обработаны с одними настройками. Для этого после обработки одного кадра выделите все загруженные в ACR фотографии, найдите в верхнем левом углу, справа от заголовка Filmstrip небольшую иконку со стопкой полосок, нажмите на нее и выберите опцию Sync Settings (Синхронизировать настройки). В появившемся меню поставьте все галочки, включая Local Adjustments (локальные изменения), и нажмите ok.

Конечно, можно сразу выбрать все файлы и обработка одной фотографии автоматом применится сразу ко всем, за исключением тех самых локальных изменений Local adjustments - то есть разного рода индивидуальных градиентов и раскраски кистями. Так что вам все равно придется синхронизировать изменения через меню Sync Settings.

Сохраните все файлы в TIFF, чтобы избежать потери качества при последующей обработке. Закрывайте ACR и отправляйтесь в Photoshop. Там выберите File - Automate - Photomerge. Это встроенный в Photoshop инструмент, который с недавнего времени начал давать очень качественные результаты при склейке панорамы. В открывшемся меню выберите ваши файлы-заготовки и нажмите OK. В качестве типа панорамы выберите Auto.

Пейзаж - один из самых популярных жанров в фотографии. Чтобы корректно передать зрителю состояние природы в вашей работе, кроме всего прочего, необходимо также подобрать нужные геометрические параметры для данной фотографии.

Один и тот же снимок выглядит совершенно по разному если подать его в разных вариантах кадрирования. Квадрат или панорама - выбирать вам, но главная задача фотографа заключается в том, чтобы зритель, разглядывая изображение, получал эстетическое удовлетворение от просмотра, как можно дольше не отрывал взгляд от вашей работы.

Панорамные снимки природы - фотосъемка

Панорамные снимки природы выглядят эффектно если грамотно расставить акценты при компоновке кадра, правильно позиционировать главные и второстепенные объекты в композиции. В рамках данной статьи эти вопросы рассматривать не буду. В этом материале рассмотрим лишь техническую сторону процесса создания панорам.

Прежде чем приступить к описанию процесса создания панорамы, напомню некоторые важные моменты на которые следует обратить внимание при съёмке.

Диафрагма и выдержка

Приступая к фотосъёмке, в данном случае съемка рассвета , фотоаппарат желательно устанавливать на штатив, т.к. рассвет и закат требует меньшего отверстия диафрагмы (в частности, для лучшей проработки деталей облаков) и, соответственно, более длительной выдержки. По гидроуровню штатива устанавливаем правильное положение горизонта.

Использование автоспуска

Для предотвращения, или существенного уменьшения вибрации камеры во время срабатывания затвора, рекомендую использовать автоспуск с 10-ти секундной задержкой, или тросик. В настройках камеры желательно установить режим задержки срабатывания затвора , если таковой поддерживается вашей камерой. Баланс белого (ББ) можно оставить в автоматическом режиме если вы снимаете в RAW.

Установка баланса белого

Точка замера экспозиции

Чтобы экспозиция всех кадров оставалась одинаковой, надо сначала произвести замер экспозиции в точке со средним уровнем яркости (это могут быть облака окрашенные в оранжевый цвет) см. рис.1, после чего перейти в ручной режим управления экспозицией (М), установив соответствующие параметры, и отснять все кадры с этой экспозицией. Режим замера для данной фотографии - матричный. Чувствительность - ISO 100.

Склейка панорамы - обработка

Загружаем все фотографии в окно редактора, в данном случае их три. Все исходные файлы формата RAW , если у вас Jpeg - не страшно, важно чтобы они были одинаковы по экспозиции и резкости. Но если не удалось снять всю серию снимков с одинаковой экспозицией, опять же, - не страшно, умный Photoshop сам сделает экспозицию во всех кадрах одинаковой.

Это также работает если в процессе конвертации некоторые кадры получились светлее или темнее по отношению к другим. Но не стоит уж слишком надеяться на сверхвозможности Фотошопа , для корректной работы программы надо иметь исходники оптимального качества, что позволит максимализировать эффективность обработки. Сохраняем файлы без обработки на рабочем столе (01, 02, 03), см. рис.2

Переходим в меню Файл > Автоматизация > Photomerge. В открывшемся окне нажимаем на кнопку «Добавить открытые файлы» и устанавливаем галочки как показано на рисунке ниже, см. рис.3

Нажимаем Ok, и ждем пока программа завершит процесс обработки.

На полученном изображении просматриваются вертикальные границы стыковки фрагментов, и если выключить один из слоев, контуры обрезки становятся доступными для просмотра. Очень редко, но бывает что программа не справляется с точной подгонкой отдельных мелких деталей, поэтому следует проверить по контурам склейки точность подгонки, см. рис.5

Вручную, процесс склейки панорамы занял бы намного больше времени.
Набираем комбинацию клавиш Ctrl+E (объединить слои), после чего фильтром «Пластика» немного подгоним границы изображения к краям рамки, см. рис.6, рис.7


Кадрируем изображение согласно правилам золотого сечения (

Во время путешествий можно создать несколько последовательных снимков для последующего сшивания их в программе. Серия снимков, которые будут объединены в одно большое изображение позволит более полно охватить незабываемые пейзажи гор, моря или другие прекрасные места. При наличии необходимого оборудования можно создавать 360 градусные панорамы. Хотя для телефонов — это уже не проблема. Нужно, что бы устройство отвечало минимальным аппаратным требованиям, а дальше проще простого. А вот для ПК таких программ пока нет. Предлагаю ознакомиться с некоторыми из них. Какая-то одна обязательно найдет место на вашем системном диске.

PTGui

Первая программа PTGui, которая является одним из лучших инструментов по созданию панорамных изображений. Программное обеспечение PTGui использует собственные программные алгоритмы для сшивания панорам. Реализована поддержка аппаратного ускорения обработки на видеоадаптерах.

Некоторые особенности программы:

  • Создание панорам из любого количества изображений;
  • Создание панорамных изображений в несколько кликов;
  • Полная автоматизация;
  • Предварительный просмотр в режиме реального времени;
  • Чтение EXIF информации;
  • Обнаружение параметров объектива и кроп-фактора камеры;
  • Пакетное добавление точек на фото;
  • Создание панорам на основе сохраненного шаблона;
  • Поддержка HDR;
  • Многие другие функции.

Достаточно мощный программный продукт, который автоматически расставит контрольные точки и выполнит сшивание нескольких фото в единое панорамное изображение. Кроме полной автоматики можно переходить в ручной режим и выполнять детальные настройки для различных параметров. Фото будут соединены так, что никаких линий сшивки видно не будет.

Кроме обычных, программа умеет создавать 360 ° панорамы, экспортировать их и генерировать виртуальные туры.

Некоторые особенности:

  • Сшивание панорам в автоматическом режиме;
  • Коррекция цветов;
  • Удаление эффекта привидения, используя технологию Smartblend;
  • Создание виртуальных туров;
  • Полная поддержка HDR;
  • Пакетный рендеринг;
  • Другие функции.

Hugin

Полностью бесплатная программа Hugin предлагает создавать панорамные изображения как в автоматическом так и в ручном режиме, что вполне позволяет контролировать весь процесс. Реализована поддержка изображений HDR. Программа имеет три режима работы: простой, продвинутый и экспертный. Поэтому Hugin подойдет для всех — от новичков до профессиональных пользователей. Объективы определяются автоматически, благодаря чему информация о них будет использована для как наилучшего сшивания панорамы. Для этого Hugin вносит геометрическую коррекцию. Имеются инструменты для внесения цветокоррекции, управления экспозицией, работы с масками и др.

Pano2VR — программное обеспечение для преобразования панорам (сферических и цилиндрических) в форматы QuickTime VR (QTVR), Adobe Flash 8 и Flash 9/10 (SWF). Есть возможность для создания шаблонов собственных панорам. Можно добавлять звуки, анимации, настраивать автоматическое вращение. Также имеется функция динамического исправления исходного изображения, что позволяет загружать в программу не всю панораму, а только необходимую для редактирования часть изображения.

Для удобного размещения панорамы на сайте или блоге можно экспортировать все элементы панорамы в единый SWF файл. Виртуальные туры создаются с 360 градусным обзором. Одним из форматов экспорта может быть современный HTML5.

Программное обеспечение от компании Майкрософт — Image Composite Editor (ICE) предлагает расширенную сшивку панорамных изображений. Программа анализирует выходные фото и затем на основе полученных данных создает панорамы высокого качества. Готовые панорамы могут быть сохранены в одном из следующих форматов: JPEG, TIFF и Photoshop PSD / PSB.

Image Composite Editor может добавлять недостающие пиксели. Поэтому все неполные фото будут иметь плавные границы. Интерфейс программы довольно прост и поэтапно проведет по всем шагам создания панорамы.

Во время работы изображения можно увеличивать и видеть все детали, исправлять возможные недостатки.

Особенности:

  • Работа на многих ядрах процессора;
  • Поддержка очень больших размеров изображений;
  • Поддержка слоев Photoshop;
  • Автоматическое смешивание экспозиции;
  • Выбор проекции;
  • Автоматическая обрезка панорамы;
  • Поддержка большого количества форматов;
  • Другое.

Профессиональное программное обеспечение Panoweaver позволит за несколько кликов создать панораму. Поддерживаются различные типы изображений на основе которых можно создавать панорамы, включая 360 ° панорамы для создания виртуальных туров.

Профессионалы отметят возможность поддержки Raw & HDR. Среди форматов, которые экспортируются следующие: Html Flash VR, QuickTime movie (* .mov), автономный swf, панорама HTML5 для iPhone, iPad, Android. Панорамы можно встраивать на сайты.

Режим пакетной сшивки позволит быстро и автоматически обрабатывать сотни снимков, экономя много времени. Поддерживается добавление GPS координат. А использование графического процессора NVIDIA или AMD только ускорит рендеринг изображения.

Программное обеспечение от Arcsoft всегда меня привлекало своей простотой и качеством. Фото анализируются, после чего создаются бесшовные панорамы. Программа работает в автоматическом режиме и в большинстве случаев не требует участия пользователя.

Доступны вертикальные, горизонтальные панорамы, сетка, 360 градусные панорамы и автоматический режим.

Кроме автоматической работы имеются инструменты для ручного внесения изменений, расстановка точек, границ для склеивания и др.

Яркость, контраст, обрезка, коррекция цветов, добавление текста и рамок также входят в возможности программы.

По словам разработчиков программа Pos Panorama в автоматическом режиме найдет контрольные точки и создаст панорамные фото. Поддерживаются горизонтальные и вертикальные фото. Поддерживаются основные форматы изображений: JPG, BMP, PNG, TIFF і GIF.

Продолжаем, PanoramaStudio Pro — использует один из лучших алгоритмов для выявления границ на фото. Создавайте панорамы быстро и качественно. Есть редактор, который поможет отрегулировать освещенность и цвет фото, подгоняя снимки в случае, если они сильно отличаются по выше описанным параметрам. Кроме автоматического, также присутствует ручной режим для отметки контрольных точек.

Готовые панорамы можно экспортировать во флэш формат для создания виртуальных туров. HDR поддержка в наличии. Также присутствует возможность создания сферических панорам.

Поддержка различных моделей объективов гарантирует более качественную работу. Вы можете экспортировать готовые панорамы как заставки, 3D-панорамы и в виде обычных изображений в одном из графических форматов.

Бесплатный инструмент для просмотра различных панорам. Поддерживаются все виды панорам, включая сферические.

STOIK PanoramaMaker — создаст панорамы в три этапа: импорт исходных фото, анализ и как можно лучшую сшивку и в завершение — экспорт в выбранный вами формат.

Присутствует автоматический и ручной режимы. Алгоритмы программы могут давать хороший результат даже если ваши фото сфотографированы с наклоном или имеют другие недостатки, например при съемке деревьев ветреной погоды.

Учитывается геометрическая компенсация и коррекция искривления объектива. При неудовлетворительных результатах автоматического режима можно переключиться на ручной.

Если вы занимаетесь фотографией, то возможно рано или поздно захотите создать «настоящую панораму» какой-либо местности или помещения. Хорошо, если ваша фотокамера поддерживает такую возможность. А если нет?

Конечно можно нащелкать кучу фотоснимков требуемой местности, а затем открыв какой-либо графический редактор, занятся кропотливой работой по совмещению десятков снимков в один. Вполне возможно, что через десяток-другой часов это и приведет к какому-то более-менее приемлемому результату. Хотя возможно и то, что поковырявшись некоторое время наш фотолюбитель просто пошлет куда подальше всю эту затею:)

Ведь для правильного составления панорамы нужно не только точно совместить различные изображения между собой, но и привести их к одинаковому размеру, подобрать нужные параметры яркости, контрастности и цветности. Кроме того, нужно выровнять возможные перекосы фотографий произошедших во время сьемки. Все это приводит к тому, что «ручное» составление панорамы занимает много времени и сил.

К счастью, разработчики програмного обеспечения уже давно обратили свое внимание на эту проблему, и сегодня существует несколько неплохих программ автоматизирующих процесс создания панорамы. Подавляющее их большинство является коммерческими продуктами, но есть и приятные исключения. Например, герой сегодняшней заметки — программа Microsoft Image Composite Editor.

Microsoft Image Composite Editor — мощная бесплатная программа для склеивания фотографий в панораму. С ее помощью можно взять комплект фотографий сделанных с одной точки и создать панораму содержащую все эти фотографии в высоком разрешении. Полученное изображение можно сохранить в различных форматах (от обычных JPEG и TIFF, и до специальных HD View или Silverlight Deep Zoom).

Основные возможности Microsoft Image Composite Editor:

— Мощный, полностью автоматический алгоритм составления панорамы с определением ее типа.
— Расширенные настройки ориентации позволяют создать панораму в плоской, цилиндрической и даже сферической проекции.
— Поддержка различных типов движения камеры.
— Отличное смешивание экспозиции с помощью быстрого алгоритма Пуассона.
— Автоматическое обрезание полученного изображения по максимальной площади изображения.
— Нет лимита размеру изображения.
— Поддержка 64-битных операционных систем.
— Поддержка широкого спектра выходных форматов: HD View, Silverlight Deep Zoom, TIFF, JPEG, PNG, и др.

Для того чтобы создать, с помощью Microsoft Image Composite Editor, панораму ненужно никаких дополнительных ухищрений или каких-то подготовительных манипуляций. Все просто как раз, два, три…

Достаточно перетянуть все исходные изображения в окно программы и… все. Программа самостоятельно определит очередность размещения фотографий и приведет их к одному значению экспозиции. В зависимости от количества фотографий и их размера, формирование панорамы занимает от нескольких секунд до нескольких минут.

В качестве примера можете посмотреть как из трех исходных изображений было сделано одно (но большое:):

Скажу чесно — после получения результата, я был шокирован. Такого безупречного соединения я не мог и предположить. Я просто не смог найти никакого перехода между составляющими панорамы. Ну, а если не верите — можете :)

Следующий пример сложнее. Здесь было задействовано более 30 изображений, сделанных с небольшим разрывом во времени и пространстве (что конечно отразилось на результате):

Создание панорамы это не только правильная съемка красивых видов, но и последующая работа по объединению сегментов в одно изображение. Поэтому статья о и вторая часть — будут неполными без описания работы по сведению конечного изображения. Я пользуюсь программой Adobe Photoshop CS4, но все рецепты рассматриваемые здесь действуют начиная с версии CS3. Если у вас более ранняя версия, то обработка панорам будет намного более сложным делом. Так же в конце статьи будут даны ссылки на альтернативные программы.

В фотошоп начиная с CS3 все очень просто. Сначала необходимо подготовить снимки для создания панорамы. Если съемка велась в , то нужно перевести их в JPG. Теперь открываем фотошоп и в меню «File » выбираем «Automate » («Файл»-«Автоматизация») и «Photomerge » («Объединение фото»). На экране появляется окно объединения панорам.

Окно объединения панорам

Нажав на кнопку «Browse «, находим нужные нам файлы и открываем их. Дальше остается только проверить настройки. Должна стоять галочка на «Auto » и на «Blend Images Together «. Нажимаем «Ok » и запускается процесс слияния снимков. В зависимости от мощности компьютера и количества объединяемых кадров, это может занимать разное, иногда продолжительное время. Сам процесс обработки не требует нашего вмешательства, и, кроме непосредственно объединения фотографий, фотошоп автоматически приводит экспозицию к одной величине и исправляет некоторые геометрические искажения на снимках. После завершения работы программы мы получаем почти готовую панораму.

Перед дальнейшими действиями нужно слить все слои, иначе могут остаться видимыми места стыков. Это можно сделать в меню «Layer » («Слой») нажав «Flatten Image » («Объединить все слои»). После этого можно обрезать ненужные области при помощи «Crop Tool » и панорама готова. В панораме выше при обрезании остается небольшая белая область сверху ближе к правому краю. Небо достаточно однородное и чтобы не обрезать слишком много можно аккуратно закрасить эту область при помощи инструмента «Clone Stamp » . Сначала при нажатой клавише «ALT » выбираем область радом с закрашиваемой, кликаем по ней мышкой, и закрашиваем нужную область.

В итоге у нас получается необычное изображение с широким углом охвата и высокой детализацией, которое гарантированно произведет более сильное впечатление на зрителя, чем набор отдельных фотографий.

В начале я писал, что для пользователей Photoshop версии ниже CS3 есть определенные трудности. Они связаны с тем, что программа не так хорошо исправляет недостатки исходных фотографий, в остальном последовательность действий такая же.