Как выбрать звуковую карту? Звуковая карта компьютера.

Имеет ли смысл оснащать свой ПК дискретным звуковым адаптером, если на подавляющем большинстве системных плат есть интегрированная звуковая подсистема с многоканальным выходом? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо учитывать как специфику задач, для решения которых применяется компьютер, так и индивидуальные особенности его владельца.

Дитя компромиссов

Сейчас интегрированный звуковой адаптер с многоканальным выходом имеется практически на каждой системной плате. Но всегда ли это «условно бесплатное» встроенное решение позволяет в полной мере удовлетворить потребности пользователя? К сожалению, нет.

Прежде всего необходимо понимать, что интегрированная звуковая подсистема (как, впрочем, и любое сверхбюджетное решение) - это дитя множества компромиссов, рожденное под девизом «максимум функций за минимальные деньги». Ради значительного выигрыша в стоимости приходится расплачиваться качеством и функциональностью.

Начнем с того, что количество аппаратных компонентов интегрированной звуковой подсистемы сокращено до минимума. В результате радикального «хирургического вмешательства» интегрированный звуковой адаптер лишился собственного процессора. Его функции (включая обработку, коммутацию и микширование звуковых потоков) реализованы на программном уровне (как правило - в драйвере звуковой подсистемы). Из аппаратных компонентов остались лишь ЦАП и АЦП, операционные усилители с необходимой обвязкой, а также контроллер, обеспечивающий обмен данными с южным мостом чипсета системной платы. И это является принципиальным отличием интегрированного решения от дискретного звукового адаптера.

Таким образом, уже в самой концепции интегрированной звуковой подсистемы заложены принципиальные недостатки. Наиболее очевидным (но не единственным) является значительное увеличение нагрузки на центральный процессор. Разумеется, производительность процессоров даже бюджетных моделей современных ПК позволяет с легкостью решать задачи обработки звука в фоновом режиме. Однако в ситуации, когда центральный процессор загружен практически на 100% (а это может случиться при запуске игр с детальной трехмерной графикой, в процессе декодирования видео высокой четкости и т.п.), даже небольшое увеличение нагрузки может стать критичным фактором, приводящим к нежелательным последствиям. Например, к увеличению задержки звукового сигнала (вследствие чего нарушается синхронность звука и видеоряда), а в некоторых случаях - даже к «заиканиям» или кратко-временному пропаданию звука.

Еще одним существенным недостатком интегрированных решений являются весьма посредственные характеристики аналоговой части звукового тракта (в частности, отношение «сигнал/шум»). Отчасти это объясняется использованием наиболее дешевых компонентов, имеющих не самые совершенные характеристики. Однако необходимо учитывать и другой аспект: все элементы аналоговых цепей смонтированы прямо на системной плате и ничем не защищены от наводок и высокочастотных помех от расположенных в непосредственной близости компонентов и печатных проводников. И даже если отдельные компоненты (в частности, ЦАП и операционные усилители) сами по себе характеризуются относительно низким уровнем собственных шумов, то реальные показатели интегрированного звукового адаптера оказываются гораздо хуже в силу перечисленных причин.

Третий недостаток, не столь очевидный, как два вышеупомянутых, - это весьма ограниченные возможности интегрированной звуковой подсистемы по подключению внешних устройств. Дело в том, что характеристики аналоговой части звукового тракта оптимизированы для работы с мультимедийными акустическими системами, а также наушниками, микрофонами и гарнитурами бюджетного уровня. При подключении устройств более высокого класса (например, Hi-Fi-усилителя или высоко-омных наушников) могут возникнуть определенные проблемы.

Дело в том, что аналоговый тракт, обеспечивающий усиление сигнала линейного выхода фронтальной стереопары (и по совмес-тительству наушников) рассчитан на работу главным образом с маломощными моделями, имеющими импеданс порядка 16-32 Ом. При подключении высокоомных наушников (с импедансом 100 Ом и более) нередко просто не хватает запаса мощности для обеспечения приемлемого уровня громкости. Как следствие, возникают заметные искажения АЧХ. Конечно, подобный недостаток присущ и многим дискретным звуковым адаптерам начального уровня. Однако в большинстве современных моделей при подключении наушников задействуется отдельный усилитель мощности, а в некоторых устройствах даже предусмотрена возможность выбора значения импеданса для соответствующей коррекции.

Не лучше обстоит дело и с подключением микрофонов. Микрофонный усилитель интегрированной звуковой подсистемы рассчитан исключительно на работу с мультимедийными микрофонами и гарнитурами. Увы, реализовать потенциал даже недорогих динамических микрофонов полу-профессионального уровня (не говоря уже о моделях более высокого уровня) интегрированная звуковая подсистема не в состоянии.

Разумеется, всё вышеизложенное отнюдь не означает, что интегрированные решения никуда не годятся. Есть немало задач, для выполнения которых большего и не требуется, - например воспроизведение программ интернет-радиостанций, приложения IP-телефонии и видеоконференц-связи, передача голосовых сообщений в многопользовательских играх и др. Однако важно понимать, что круг задач, которые интегрированная звуковая подсистема способна выполнять с приемлемым качеством, небезграничен. Как только владелец ПК выходит за эти рамки, он сразу же сталкивается с различными проблемами.

Особые задачи

Какие же задачи требуют применения более совершенной звуковой подсистемы? Наиболее очевидный пример - ПК, используемый для работы с музыкальными проектами (Desktop Music Production, DMP). При этом непринципиально, как используется компьютер - лишь в качестве цифрового магнитофона или выполняет функции полноценной виртуальной студии.

Те, кто хотя бы раз сталкивался со специализированным ПО для многодорожечной звукозаписи, по собственному опыту знают, что одним из необходимых условий для работы таких приложений является наличие ASIO-драйверов звуковых устройств. Из­за того что многие функции интегрированной звуковой подсистемы реализованы на программном уровне, уложиться в приемлемые для многоканальной звукозаписи величины задержки сигнала практически невозможно.

Внешний звуковой адаптер M-Audio FastTrack -
одна из популярных моделей сегмента DMP

Конечно, это обусловлено тем, что мультимедийные приложения (с расчетом на потребности которых, собственно говоря, и проектируются интегрированные решения) не предъявляют столь строгих требований ко времени задержки. Например, даже при просмотре видео, отображаемого с частотой 30 кадров в секунду, отставание звукового сопровождения на 30-40 мс от картинки вряд ли будет замечено зрителем. Однако для нормальной работы с приложениями многоканальной звукозаписи необходимо обеспечить задержку сигнала не более 2 мс.

Если в процессе работы над музыкальным проектом потребуется записать вокал или какие­либо инструменты с микрофона, возникнут дополнительные трудности, обусловленные низким качеством микрофонного усилителя интегрированной звуковой подсистемы. Как показывает практика, проблемы возникают даже при оцифровке записей с аналоговых устройств (магнитофонов, проигрывателей грампластинок и т.д.): качество получаемой фонограммы оставляет желать лучшего.

Звуковые карты, ориентированные на сегмент DMP, обеспечивают гораздо более высокую точность преобразования сигнала, а также значительно более низкий уровень шумов и искажений. Достигается это как за счет применения более качественных компонентов (операционных усилителей, ЦАП, АЦП и т.д.), так и благодаря реализации ряда эффективных мер для защиты звукового сигнала от помех и наводок (экранирования аналоговых цепей, установки дополнительных фильтров и стабилизаторов шины питания и т.д.). Кроме того, такие модели обычно оборудованы качественными микрофонными усилителями и универсальными аналоговыми входами с возможностью симметричного подключения и подачи фантомного питания.

Еще один аспект - наличие интерфейса MIDI, который может потребоваться для взаимодействия ПК с внешним музыкальным оборудованием (синтезаторами, сэмплерами, модулями обработки и т.д.). Если ранее интерфейсом MIDI были оборудованы даже недорогие мультимедийные звуковые карты, то теперь эта опция доступна лишь в специализированных моделях.

Даже в условиях заметного снижения спроса на дискретные звуковые адаптеры в течение нескольких последних лет было выпущено немало новых моделей (в основном внешних) для сегмента DMP. И это неслучайно. Такие устройства позволяют при вполне приемлемых (даже для непрофессиональных домашних пользователей) затратах значительно повысить качество получаемых записей и к тому же обеспечивают возможность работы с широким спектром источников сигнала (в том числе с микрофонами разных типов, электромузыкальными инструментами и т.д.), подключаемых как по обычной, так и по симметричной линии. Кроме того, внешние звуковые карты этого класса можно подключать к ноутбукам, что позволяет получать качественную запись даже в мобильных условиях.

Довольно часто дискретные звуковые адаптеры используются в игровых ПК. Такое решение позволяет не только повысить качество воспроизведения звукового сопровождения (за счет использования более совершенных компонентов), но и снизить нагрузку на центральный процессор. Не менее важно и то, что только дискретные звуковые адаптеры позволяют в полной мере реализовать потенциал современных игр, поддерживающих новейшие API окружающего звука для максимально реалистичной имитации пространственных эффектов.

Мультимедийная звуковая карта Asus Xonar Essence STX

Необходимо отметить, что время универсальных звуковых карт прошло. Сейчас рынок дискретных звуковых адаптеров четко сегментирован. В частности, можно выделить сегмент моделей для звукозаписи и работы над музыкальными проектами (DMP), а также сегмент мультимедийных звуковых карт для игровых ПК и HTPC. По вполне понятным причинам модели, ориентированные на разные сегменты рынка, имеют существенные различия - это касается и конструкции аппаратной части, и набора функциональных возможностей, и особенностей программных компонентов. Так, для мультимедийных звуковых карт важное значение имеют следующие факторы: наличие многоканального аналогового выхода (для подсоединения активных АС) и цифровых выходов (S/PDIF, HDMI) для подключения к ресиверам и системам домашнего кинотеатра, функция декодирования многоканальных цифровых фонограмм (Dolby Digital, Dolby Digital EX, Dolby TrueHD, DTS и пр.), а также поддержка современных API окружающего звука.

Не картой единой

Установка дискретного звукового адаптера является необходимым, но далеко не всегда достаточным шагом на пути к более качественному звуку. Данная мера будет эффективной лишь при соблюдении как минимум еще двух условий.

Первым является качество исходной фонограммы (это может быть воспроизводимый медиапроигрывателем медиафайл или звуковой поток, программный синтезатор, игровое приложение и т.д.). Вполне понятно, что невозможно получить «кристально чистый звук» на выходе даже самой совершенной звуковой системы при прослушивании интернет-радио или сжатых файлов с битрейтом 128 Кбит/с.

Второе условие - соответствие остальных компонентов звукового тракта (в простейшем случае - активной акустической системы или наушников) уровню применяемого звукового адаптера. Поскольку все компоненты звукового тракта соединены последовательно, то его возможности ограничиваются характеристиками самого худшего из них. Естественно, что дешевая «компьютерная» АС с крохотными широкополосными динамиками, заключенными в пластиковый корпус толщиной с яичную скорлупу, просто не позволит услышать (и тем более оценить) разницу между интегрированным решением и дорогим звуковым адаптером.

Однако далеко не всегда дело ограничивается заменой акустической системы. Чем выше поднимается планка требований к качеству звучания, тем шире становится круг факторов, которые необходимо принимать в расчет. На восприятие звука оказывают влияние акустические особенности помещения, шум от работающего системного блока и т.д. Как следствие, на повестке дня появляются вопросы, о которых пользователь раньше и не задумывался: снижение создаваемого компьютером шума, акустическая обработка помещения, подбор специальной мебели и т.д.

Таким образом, улучшение звучания следует рассматривать как комплексную проблему, ключом к решению которой является построение максимально сбалансированной системы в рамках отведенного на эти цели бюджета.

Как оценить качество

Есть и другая проблема, с которой приходится сталкиваться в процессе поиска оптимального решения для улучшения звуковой подсистемы ПК. Дело в том, что методов, позволяющих однозначно оценить качество звука, выразив его в неких абсолютных единицах, попросту не существует. Конечно, можно измерять такие характеристики звукового тракта, как частотный диапазон, коэффициент нелинейных искажений, отношение «сигнал/шум» и т.д. Однако, как показывает практика, сами по себе числовые значения этих параметров не способны дать полную информацию о возможностях звукового тракта. Более того: сравнение двух звуковых устройств (акустических систем, усилителей и т.п.) исключительно путем сопоставления заявленных производителем характеристик способно скорее ввести в заблуждение, нежели дать представление о его реальном звучании.

Здесь уместно упомянуть об одном из альтернативных методов - сравнении по контрасту, который был предложен в середине 1990-х годов главой компании Audio Note Питером Квортрупом (Peter Qvortrup). Несмотря на то что позиция Квортрупа нередко подвергается критике - как со стороны так называемых ценителей звука (аудиофилов), так и производителей аудиоаппаратуры, - в предложенном им подходе, несомненно, есть рациональное зерно. Кроме того, метод сравнения по контрасту имеет как минимум два неоспоримых достоинства. Во­первых, он доступен всем желающим, поскольку для получения результата не нужна дорогостоящая измерительная аппаратура и специальное «заглушенное» помещение. Во­вторых, данный метод позволяет получить персонифицированный результат - то есть найти оптимальное сочетание компонентов звукового тракта именно с точки зрения того, кто занимается прослушиванием.

Заключение

Что ж, пора вернуться к вопросу, вынесенному в заголовок этой статьи. Нет смысла обсуждать, имеют ли дискретные звуковые адаптеры какие­либо преимущества перед интегрированными решениями. Не сомневайтесь: даже модели стоимостью порядка 1000 руб. (не говоря уже о более дорогих) способны обеспечить безусловное превосходство как по качеству звука, так и по набору функциональных возможностей. Так что, по большому счету, нужно лишь максимально честно ответить на два вопроса: во-первых, способны ли вы лично услышать эту разницу и, во-вторых, считаете ли вы стоимость выбранной звуковой карты оправданной платой за полученные преимущества. Если оба ответа будут положительными, значит дискретный звуковой адаптер вам действительно нужен.

Уважаемые подписчики блога и просто случайные прохожие! Давайте на мгновение закроем глаза и представим себе, что наши персональные компьютеры, ноутбуки и прочие работали бы совершенно беззвучно...
Это значит, мы должны были бы отказаться от прослушивания музыки, просмотра фильмов, игр и многого другого. Хорошо, что это не так, и в этой статье мы рассмотрим подробно, зачем нужна звуковая карта в компьютере.

Познавательная история

Изначально работали в довольно узком диапазоне частот, они издавали сигналы, которые считались предупредительными. Но с учетом нынешнего темпа развития компьютерных технологий, в сфере мультимедиа встала острая потребность в усовершенствовании развлекательного направления, чтобы звук был более качественным, профессиональным.

Это был настоящий прорыв. Аудиокарты так же, как и все остальные устройства компьютера, постоянно совершенствуются разработчиками, как в области ПО, так и аппаратного обеспечения.

Нынешние звуковые карты для компьютера могут похвастать объемным 3D звуком с очень качественным звучанием. Звуковая карта: что за «зверь»? Начнем с того, что это расширенный/интегрированный чипсет. Именно он позволяет воссоздать звук на ПК.
У элемента много вариативных «имен»:

  • Устройство звукового вывода.
  • Кто-то называет ее "Звуковая плата".
  • Аудиокарта с аудиоплатой.

Есть еще несколько названий, но используются в узкоспециализированной среде, поэтому мы на них не будем акцентировать внимание.

Специфика работы

Наибольшее количество звуковых карт, установленных в ПК и ноутбуках, работают на базе цифро-аналоговых преобразователей, которые сокращенно называются «ЦАП». Последние служат для преобразования цифровых сигналов (аудио) в аналоговые. Впоследствии эти самые сигналы поступают в наушники или динамики, через которые мы и слушаем музыку, общаемся в Сети, играем в игры.

Наверняка, вам будет интересно узнать, уважаемые читатели, что на сегодняшний день существуют, конечно, более «продвинутые» варианты для ноутбука и ПК, в которых предусмотрено наличие более одного чипа. Они выполняют одновременно несколько функций и покоряют с первого взгляда оперативностью передачи данных.

Где «живут» аудиокарты?

В нашем блоге регулярно освещаются вопросы, связанные с деталями ПК. Рассматривается их функционал и возможности, а также место расположения, чтобы картина была по максимуму полной. Звуковая карта не стала исключением.

Сразу отметим, что ряд компьютеров прекрасно работает и без нее, но в подавляющем большинстве ситуаций карты подключают в слоты расширения или интегрируют в "материнку". Есть и более простой способ подключения, а именно – через внешние порты.
Звуковые карты могут быть 2-х основных видов:

  • внешние;
  • внутренние(встроенные).

Интегрированные модели не способны в полной мере реализовать все возможности качественного звучания, как это делают более совершенные в техническом плане карты. Что там говорить, даже на дорогостоящих платах звук в многоканальном звучании оставляет желать лучшего.

Также есть неинтегрированные аудиоплаты. Эти платы могут оснащаться такими элементами, как:

  • Миди-интерфейс.
  • SPDIF.
  • Входящие/выходящие порты.
  • Разъем для наушников с регулятором звука.
  • Возможность подключения посредством «PCI»
  • USB-разъем.
  • FireWire

Внешняя и внутренняя звуковые карты: рассматриваем пристально!
Итак, рассмотрим детально звуковые карты, о которых уже написали выше, а именно внешнюю и внутреннюю, чтобы вам проще было понять разницу между ними.


Внешняя звуковая плата может быть подключена через USB-карту, при этом позволяет увеличить количество подключений акустических систем к ПК. Какое же у нее преимущество, кроме того, что можно подключить к ней ряд акустических систем, превратив при этом ПК/лэптоп в хороший аудиоцентр с превосходным звуком?

В частности, дополнительный плюс в том, что они не подвергаются воздействию электромагнитного поля, создающего помехи внутри " " Вам, безусловно, будет полезно приобрести такой вариант в том случае, если вы:

  1. Обрабатываете музыку и занимаетесь этим на профессиональном уровне.
  2. Зачем нужна звуковая карта в компьютере еще? Для полного ощущения эффекта окружения звуком.
  3. При необходимости осуществлять запись звука с нескольких источников.

Что же касается второго пункта, то встроенная звуковая карта идет с разъемами подключения PCI или PCI-E. Последние и вводят/выводят звук на заднюю панель ПК (к разъему). Изредка она может быть снабжена и внешним модулем с системой настройки управления.

Если вы планируете в скором времени , то обязательно стоит учесть несколько актуальных советов в этом векторе (какую выбрать).

Если вы геймер, то вам стоит обратить внимание в первую очередь на карты, позволяющие убедиться на практике в существовании так называемого "эффекта присутствия". Наиболее востребована в этом направлении продукция бренда EAX.

Для домашнего пользования чаще всего опытные люди рекомендуют приобретать модель Creative SB X-Fi Surround 5.1 Pro, пользователи сходятся во мнении, что она оптимальна для хорошего качества звука, как говорится, в быту.

Музыкантам сложно давать грамотные советы, так как выбор огромен. Здесь все будет зависеть от спектра подключаемых инструментов.

Подводя итоги

И напоследок отметим, что чем больше будет разъемов у звуковой карты, тем лучше. Практически все в персональных компьютерах предполагают оснащение встроенными (интегрированными) звуковыми картами и чипами, соответственно, порты можно вывести в любое удобное место, конечно, если вам позволяет конструкция.

Однако, каждый волен использовать и сторонние карты, которые приобретаются отдельно. Впрочем, если вам хватает встроенных ресурсов, можно не думать о таком развитии событий, как подключить дополнительную. Решать вам!

P.S. Обязательно подпишитесь на обновления блога, ведь нас ждет еще много увлекательных занятий в рамках изучения компьютерной «анатомии»!

Дорогой читатель! Вы посмотрели статью до конца.
Получили вы ответ на свой вопрос? Напишите в комментариях пару слов.
Если ответа не нашли, укажите что искали .

С проблемой выбора звуковой карты сталкивался практически любой начинающий музыкант. Давно прошли те годы, когда звуковая карта была у всех одинаковая – Sound Blaster! На сегодняшний день ассортимент оборудования просто огромен, однако выбрать из этого многообразия нужный вариант звуковой карты – задача не из лёгких.

Немного истории.

Раньше отдельной звуковой карты в большинстве компьютеров не было, и многие даже не задумывались о выводе звука из ПК. Другие могли купить единственную представленную на рынке в те далекие годы модель – тот самый SB от фирмы Creative. И карта выглядела действительно как карта.

Прошли годы, и теперь звуковые карты похожи на коробочки различных размеров с кучей разных «крутилок-вертелок», которые для неискушенного пользователя выглядят практически одинаково.

Сегодня мы научимся разбираться в этом многообразии, подбирать оборудование применительно к вашим задачам, покупать то, что вам действительно нужно.

Виды звуковых карт

Давайте разделим звуковые карты на условные категории (так нам будет легче в них разобраться), разберем, для кого предназначена каждая группа и каким основным функционалом она обладает. Это поможет нам определить, какое оборудование нужно для выполнения именно тех задач, которые вы себе ставите.

1. Начнем, пожалуй, с самой простой категории звуковых карт. Это устройства, предназначенные для замены встроенной в материнскую плату ЗК в ноутбуках и персональных компьютерах. Обычно они имеют довольно небольшой корпус, часто неотключаемый провод USB. Основная задача этих устройств – вывести звук из компьютера. Опционально присутствует возможность подключения микрофона/гитары, наушников. Качество этих устройств далеко от профессионального, но и пресловутый АС97 они превосходят.

Такие устройства помогут, если в ноутбуке вдруг вышла из строя звуковая карта либо если вам необходимо выводить звук на внешнее устройство с качеством и задержками, превосходящими тот же RealTek.

Примерами таких звуковых карт могут быть карты серии UCA от Behringer, U24XL и UGM96 от ESI.

Внешняя звуковая карта для компьютера BEHRINGER UCA222

2. Следующая категория размером крупнее и функционалом шире. Эти Ззвуковые карты уже имеют на борту микрофонный предусилитель (часто с фантомным питанием), высокоомный вход для гитары, разъем для наушников. Могут обеспечить Direct Monitoring и т. д. Тем не менее это все еще портативные устройства, которые можно брать с собой, например, в парк, чтобы музицировать на открытом воздухе. Внешнего питания им не нужно, а функционала с лихвой хватает для большинства электронных музыкантов, начинающих рэперов и независимых композиторов. Так же эта группа устройств будет интересна блогерам Youtube, ведь большинству из них вряд ли нужно подключить больше одного микрофона. Качество преобразователей этих устройств на ступеньку выше, а наличие микрофонного предусилителя с фантомным питанием позволит добиться более прозрачного звучания вокала, более разборчивой записи речи.

На фото – звуковая карта Steinberg UR12 для подключения одного микрофона

3. Третья обширная категория состоит из двухканальных устройств, которые в стандартной комплектации имеют 2 входа и 2 выхода. В этой группе есть как бюджетные, так и значительно более дорогие звуковые карты. По факту от предыдущей группы они отличаются незначительно. Наличие двух полноценных входов (часто на комбинированных разъёмах) позволяет писать одновременно 2 микрофона, либо 2 гитары, либо синтезатор/пианино в стерео. Некоторые устройства этой группы имеют не 2, а 4 выхода, что позволяет подключить в небольшой студии 2 пары мониторов либо отдать звук на внешний эффект-процессор. Также интересны устройства, имеющие в качестве дополнительных цифровые разъемы S/P-DIF, которые можно использовать для подключения внешних устройств, исключая преобразование в аналог.

M-audio M-Track, Focusrite Scarlett 2i2/2i4, Behringer UMC202/UMC204, Steinberg UR22/UR242, Roland Duo/Quad-capture – популярные и любимые многими устройства, которые отлично подойдут для небольшой домашней студии либо музыкантам, которым необходимо писать 2 канала по входу одновременно.

На фото – небольшая домашняя студия звукозаписи

4. Мы подошли к самой функциональной, самой мощной категории ЗК. Это многоканальные интерфейсы, чаще всего выполненные в рековом или полурековом корпусе, с кучей различных кнопочек, лампочек, крутилочек и издалека похожие на пульт управления самолетом.

В этой категории есть как бюджетные устройства, например, Behringer FCA1616, M-audio M-Track Quad, Tascam US 4*4/US 16*08, Focusrite Scarlett 18i8, Presonus audiobox 1818vsl, так и профессиональные звуковые интерфейсы фирм RME, Universal Audio, Avid, Prism sound, позволяющие писать около 12–30 каналов одновременно. Стоимость такого оборудования может достигать сотен тысяч рублей, поэтому эти устройства в основном выбирают профстудии. Устройства этого класса оборудованы высококачественными микрофонными предусилителями, обеспечивающими прозрачное и нейтральное звучание. Для таких устройств характерна низкая задержка при работе с аудио. Если вы профессионально занимаетесь музыкой, если вам необходимо писать живую ударную установку, хор, ансамбль – эти устройства именно для вас.

Профессиональная звуковая карта TASCAM US 16 x 08

Дополнительные функции.

После того как мы разобрались с группами устройств, давайте рассмотрим, какие у них могут быть дополнительные функции, наличие или отсутствие которых поможет вам определиться с выбором интерфейса:

Не все устройства оснащаются микрофонными предусилителями с фантомным питанием, поэтому если вы предполагаете использование конденсаторного микрофона, наличие такого предусилителя просто необходимо;

Не все устройства оборудуются инструментальным входом, если вы пишете только вокал, если вы видеоблогер или исполнитель рэп-музыки, вам это может быть неважно. Гитаристам же этот вход жизненно необходим;

Некоторые устройства могут обладать не одним, а двумя выходами для наушников, что будет очень полезным при записи вокала.

Для некоторых музыкантов могут быть очень полезны устройства со встроенным DSP-процессором. Этот процессор позволит применять некоторые эффекты без подключения внешнего процессора. Список возможных эффектов обычно ограничивается парой реверов, компрессором и эквалайзером, но и этого бывает достаточно.

Отдельно хотелось бы отметить устройства Universal Audio Apollo, имеющие на своем борту до четырех DSP-процессоров, с возможностью использования различных плагинов. В магазине UA можно приобрести качественные ревербераторы, эквалайзеры, компрессоры, эмуляторы ленты и другие эффект-процессоры. Работают они на этих картах практически без задержки, позволяя обогатить звучание вашего произведения.

Аудиоинтерфейс Apollo 8 Thunderbolt 2

В заключение.

Обобщая вышесказанное, при выборе интерфейса необходимо определиться со следующими параметрами:

Количество входов/выходов. Нужно вам писать себя любимого или хор?
- Их конфигурация. Пишем конденсаторный микрофон, гитару или все вместе?
- Наличие раздельных регуляторов основного микса и наушников.
- Наличие нескольких выходов для наушников.
- Наличие цифровых входов/выходов, MIDI-интерфейса, S/PDIF, ADAT.
- Возможность работы без блока питания.
- Наличие DSP-процессора.
- Удобные драйверы, дополнительное программное обеспечение.

Ответив на эти вопросы, вы сможете с легкостью выбрать звуковую карту, которая максимально подходит под ваши требования, имеет весь необходимый функционал на текущий момент и, может быть, даже имеет некоторый запас на будущее.

Любой персональный компьютер состоит из определенных комплектующих, которые совместной работой позволяют пользователю выполнять определенные действия. Однако многие не знает, зачем компьютеру нужны оперативная память, видеокарта, процессор, материнская плата, блок питания, жесткий диск, и т. д. Давайте попробуем разобраться, что это за элементы, и какова их роль в устройстве современного ПК.

Процессор

Сердцем любого компьютера является процессор, который еще можно назвать микропроцессором. Такое комплектующее представляет собой микросхему, основная задача которой ‒ обработка информации, получаемой от устройств ввода-вывода и ОЗУ. Даже для просчета двух чисел необходимо обращение к определенной команде процессора. В течение всего времени работы компьютера этот элемент производит вычислительные операции. В современных ПК процессоры используются даже в видеоадаптерах (видеокартах), что позволяет снять большую часть нагрузки с центрального процессора.

Некоторые персональные компьютеры обладают видеокартами с очень мощными Комплектующими, которые способны мгновенно производить сложные расчеты графики при запуски игр. Конечно, неопытному человеку невозможно до конца понять, зачем нужен процессор в компьютере, так как тонкостей его работы чрезвычайно много. Главное, понять суть. Она же сводится к вычислениям и обработке данных, получаемых от периферийных устройств. Иными словами, даже шевеление мышкой ‒ обрабатываемая процессором операция, результат которой пользователь видит как движение курсора по экрану.

Современные элементы обладают несколькими ядрами. Это отдельные процессоры, работающие параллельно на базе одной схемы. Подобное разделение чипа на ядра позволяет практически вдвое поднять эффективность и скорость обработки информации, что влечет за собой высокую скорость работы системы в целом. Есть четырех- и восьмиядерные процессоры. Однако количество таких элементов не всегда означает повышение эффективности работы устройства.

Так зачем нужны ядра в компьютере? В первую очередь они необходимы для повышения скорости обработки информации, во вторую ‒ для экономии потребления энергии. В ноутбуках, где используются мобильные процессоры, часто применяются четырехъядерные элементы, в которых два ядра являются высокопроизводительными, а другие два ‒ энергоэффективными. Последние начинаю работать, когда от процессора не требуется обработка большого объема данных. Однако когда количество информации и сложность задач для обработки увеличиваются, то задействуются высокопроизводительные ядра. Мощность резко повышается, и энергопотребление растет.

Зачем компьютеру нужна видеокарта?

Видеокарта ‒ это практически тот же процессор. Однако он в большей степени производит вычисления, связанные с графикой. Что это значит? В играх его работа особенно важна, так как графический процессор обрабатывает огромное количество вычислений и преобразовывает их в сигнал для монитора, чтобы пользователь на дисплее мог видеть красивые текстуры, тени, движение листьев на ветру и т. д.

Благодаря специальным алгоритмам часть вычислений может возлагаться и на центральный процессор, что может увеличить скорость обработки данных. Все это лишь приблизительно дает понять, зачем компьютеру нужны такие комплектующие.

Оперативная память

Говоря о комплектующих, уместно рассказать, зачем нужна оперативная память в компьютере. Если говорить простыми словами, то подобный элемент системы ‒ это временный контейнер для информации и данных, которые на текущий момент запущены на ПК и используются системой. Любая программа занимает определенный объем оперативной памяти (ОЗУ). Есть ли исключения? Даже открытое окно или документ Word ‒ это объекты, которые занимают оперативную память компьютера. Иными словами, на момент набора текста весь этот текст находится в оперативной памяти, и только при сохранении он попадает в физическую память жесткого диска. И там он будет храниться до тех пор, пока пользователь его не удалит.

По сути, оперативная память ‒ это временное хранилище для файлов, доступ к которым осуществляется за считанные секунды. Эти файлы, хранящиеся в оперативной памяти, регулярно запрашиваются и обрабатываются центральным процессором и процессором видеокарты.

Довольно часто оперативную память пытаются подменить памятью жесткого диска. Для этого есть даже специальный инструмент в операционной системе. Однако стоит понимать, что винчестер работает медленно. Поэтому использовать его в качестве другого элемента не получается. Суть оперативной памяти сводится к высокой скорости доступа к файлам, в ней хранящихся.

Звуковая карта

Также некоторые пользователи пытаются понять, зачем нужна звуковая карта в компьютере. Исходя из названия, несложно догадаться, для чего нужен подобный элемент. Он представляет собой слот расширения или интегрированный в материнскую плату чипсет для создания звука. Какие функции выполняет? Благодаря этой карте может быть воспроизведен звук в колонках или наушниках, подключенных к звуковой карте посредством разъема Jack.

Работа карты проста: она получает цифровой сигнал и преобразовывает его в аналоговый. Этот сигнал могут улавливать наушники, простые колонки или другие акустические устройства.

Зачем в компьютере нужны жесткие диски?

Жесткие диски или HDD представляют собой цифровые носители информации - хранилища для файлов. Именно на диске находится фильм, который можно воспроизвести на компьютере. Там же хранятся игры, музыка, документы и другие файлы. В отличие от оперативной памяти, файлы на жестком диске будут находиться до тех пор, пока пользователь сам их не удалит.

Материнская плата

Материнская плата - это связующее звено. Именно к ней подключаются все комплектующие компьютера. Это жесткий диск, видеокарта, процессор, оперативная память, звуковая карта. Последняя часто является встроенной (интегрированной) в материнскую плату. Именно на базе этого элемента собираются все компьютеры.

В заключение

Теперь вы приблизительно понимаете, зачем в компьютере нужны перечисленные выше комплектующие. Именно из них состоит каждый системный блок ПК. Без любого упомянутого устройства (за исключением звуковой карты) работа компьютера невозможна в принципе.

Эволюция порой меняет предметы до неузнаваемости. Взгляните на тех же обезьян… Конкретно в IT-индустрии это происходит настолько быстро, что зачастую старые названия предметов уже никак не могут соответствовать сути. Разве повернется язык назвать килограммовую махину в железном боксе с кучей ручек «картой»? А ведь иначе никак…

Историческая справка

PC Speaker был первым. И, что удивительно, до сих пор существует во всех современных PC. Включая компьютер вы слышите его немелодичные трели…

PC Speaker реально использовался для воспроизведения музыки в старых DOS’овских игрушках и простейших программах для написания музыки, в основном обучающих - «пищалка» умела и умеет воспроизводить элементарные звуки заданной частоты. В 80-х PC Speaker использовали также для воспроизведения более сложной музыки, но очень недолго.

В 1982 году появилась звуковая плата Tandy. Вернее, платой это чудо назвать трудновато: штуковина имела встроенный динамик и воспроизводила через него звуки заданной частоты и громкости.

Затем был Covox. Это довольно несуразное устройство, которое подключалось к компьютеру через принтерный (!) LPT-порт и воспроизводило звук с помощью первого в истории PC цифроаналогового преобразователя. В Сети до сих пор валяется достаточно много руководств по созданию самодельного Covox’а.

Первой же массовой компьютерной звуковой платой стала Adlib. Секрет успеха состоял в том, что она использовала чип от Yamaha, разработанный для использования в игровых автоматах. Помните PacMan’а? Душераздирающие пищащие звуки были перенесены в первые DOS-игры, что радовало первых PC-геймеров невероятно. Все приличные игры с 1987 начали использовать возможности Adlib-синтезатора. Плата была способна воспроизводить девять видов музыкальных инструментов и шесть ударных, что по тем временам было вершиной инженерной PC-мысли.

Ну а в 1989 появился Sound Blaster. Новая плата была откровенным клоном Adlib, но к музыкальному синтезатору добавила поддержку цифровых записей - Sound Blaster’ы позволяли воспроизводить и записывать любые звуки в формате 8 бит, 22кГц. SB мгновенно стал стандартом де-факто; все игры и музыкальные программы поддерживали Sound Blaster.

Далее пошли SB-модификации: SB 2.0, SB Pro с поддержкой стерео, и венец творения - Sound Blaster 16. Последняя плата стала объектом клонирования самыми различными азиатскими производителями, за счет чего заявление о SoundBlaster-совместимости стало синонимом высококлассной для первой половины 90-х звуковой платы.

Стандартом мультимедиа стал режим 16 бит, 44кГц - так называемое «CD-качество», будучи, впрочем, таковым только формально. На самом же деле качество звучания плат тех лет было настолько отвратительным, что ни о каком CD-качестве и речи не шло.

Одним из самых значительных переворотов в мире звуковых плат стал Sound Blaster Live!. Он ознаменовал переход с устаревшей шины ISA на PCI, что дало море новых возможностей: огромную пропускную способность, использование памяти компьютера для хранения сэмплов и многое другое. Качество звучания Live! было значительно выше всех своих предшественников и остается приемлемым до сих пор.

На этом история заканчивается, и начинается «наша эра».

Зачем они нужны

Сегодня звуковые карты – это целый класс устройств, многие из которых служат гораздо более высоким целям, чем простой вывод MP3-файлов в пятидолларовые колонки. Они становятся центрами домашних кинотеатров, Hi-Fi систем, домашних и профессиональных студий…

Кстати, платы называли платами собственно потому что они представляли из себя печатную плату, вставляемую в ISA или PCI-слот. Сегодня же звукокарты подключают и через USB, FireWire, PCMCIA… Короче, пора разобраться.

Классификация звуковых карт

Встроенные звуковые карты

Куда они встроены? В материнские платы. Прямо на «мать» напаивают входы/выходы и кодеки, а всю вычислительную обработку на себя берет центральный процессор. Подобное звуковое решение почти бесплатно, потому и для непритязательных пользователей более чем приемлемо – несмотря на отвратительное качество звучания. Не пытайтесь использовать эти устройства для воспроизведения MP3-файлов с качеством выше 96кб/с! Не почуствуете разницы. Во избежание шока ни при каких условиях не втыкайте в эти платы микрофон – не узнаете свой голос.

В последних материнских платах встроенные карты предусматривают 5.1-выход – то есть, теоретически, даже с помощью такой штуки можно построить «домашний кинотеатр», подключив комплект акустики 5.1. Но этот вариант – для самых ярых ненавистников звука в современном кино.

Ценовой диапазон: $0-4 (в виде доплаты за материнскую плату с аудио).

Мультимедийные звуковые карты

Это наиболее древняя категория плат: именно они появились первыми и сделали компьютер средством воспроизведения и записи музыки. Эти карты, в отличие от встроенных, обладают собственным звуковым процессором, который занимается обработкой звука, расчетом трехмерных звуковых эффектов используемых в играх, микшированием звуковых потоков и т.п., что позволяет разгрузить центральный процессор компьютера для обработки более важных задач.

Как правило, качество звука в отдельных мультимедиа-картах действительно выше оного у встроенных. К ним можно не стесняясь подключать не самые плохие компьютерные колонки и наборы акустики – хотя до уровня Hi-Fi тут еще очень далеко. Домашний кинотеатр будет звучать уже более-менее пристойно в сочетании с комплектами 5.1-акустики, сделанными специально для компьютерного применения.

Более того, записывать звук с помощью мультимедийных карт уже кое-как можно: на уровень караоке вполне потянет. Да и несложные программы для работы со звуком будут нормально функционировать.

Несколько лет назад рынок мультимедийных плат был весьма насыщенным, велись бои производителей и их продуктов… Самыми яркими конкурентами были Aureal и Creative. Карты этих компаний использовали разные алгоритмы работы с 3D-звуком – у каждой были свои поклонники.

С приходом материнских плат со встроенным аудио конфликты разрешились сами собой: все производители дешевых звуковых карт умерли. На плаву осталась только Creative со своей линейкой Sound Blaster Audigy/Audigy2, считающейся топовым уровнем в мультимедиа.

Ценовой диапазон: $15-80.

Полупрофессиональные звуковые карты

Собственно называть эти платы можно по-разному – либо полупрофессиональные, либо топовые мультимедийные… Но скорее это все же полупрофессиональные платы. Как правило их выпускают производители профессионального оборудования, ориентируясь не на музыкантов, а на любителей хорошего звука. Иными словами – карты для аудиофилов.

Они отличаются от мультимедийных в первую очередь профессиональными схемотехническими решениями и высоким качеством воспроизведения звука. При этом в них, как правило, не используются серьезные звуковые процессоры, и опять же всю тяжесть обработки 3D-звука взваливает на себя центральный процессор.

Зато для прослушивания музыки эти карты подходят идеально. При наличии хорошей акустики, лишенной позорного определения «компьютерная», или приличных наушников вы сможете получить звучание, близкое к недорогой Hi-Fi системе. Вы наконец-то сможете отличить MP3-файлы от нормальных записей… И начнете бояться низкокачественных «эмпэтришек» как огня.

В качестве основы для кинотеатрального звука такие карты также вполне сгодятся. Звук будет чистым, не искаженным – вобщем, очень приличным.
Как правило, карты от производителей профессионального оборудования комплектуются драйверами для профессиональных же программ для работы с музыкой и звуком. Так что такая плата станет отличным стартом для начинающего музыканта. Впрочем, многие из этих карт непригодны для профессиональной записи звука и в этом плане ничуть не лучше своих мультимедийных коллег.

Ценовой диапазон: $80-200.

Профессиональные звуковые карты

Эти карты рассчитаны на профессиональных музыкантов, аранжировщиков, музыкальных продюсеров… Всех, кто занимается производством и записью музыки. В соответствии с задачами – и особенности: высочайшее качество воспроизведения и записи звука, минимум искажений, максимум возможностей для работы с профессиональным ПО и подключения профессионального оборудования.

У профессиональных карт как правило нет мультимедийных драйверов и поддержки DirectX, что делает многие из них бесполезными в играх. Они не поддерживают даже стандартные системные регулировки громкости – каждый канал регулируется в специальной контрольной панели, показывающей уровень сигнала в децибеллах.

Входы/выходы вместо стандартного «миниджека» выполнены либо на «тюльпанах» RCA, либо на «больших джеках», либо в виде разъемов XLR, выведенных с помощью специальных интерфейсных кабелей. Многие карты располагают внешним блоками, куда выводятся все разъемы для удобства подключения. Компьютерные колонки здесь просто некуда воткнуть… Эти карты рассчитаны на подключение профессиональных студийных акустических мониторов, микшерных пультов, предусилителей и прочих «серьезных» устройств.

Впрочем, недорогие профессиональные карты могут стать лучшим выбором для настоящего ценителя качественного звука. Карты с разъемами на RCA очень удобны для подключения Hi-Fi аппаратуры и станут хорошим источником звука для приличной аудиосистемы. Карты с выходами «стереоджек» позволят подключать дорогие наушники без переходников и сопутствующих искажений. Впрочем, как основа для домашнего кинотеатра подойдут лишь немногие из профессиональных плат, количество выходов которых позволит подключить все шесть АС. Ведь здесь главное не количество каналов, а качество звучания каждого из них.

Ценовой диапазон: $200-$...

Внешние звуковые карты

Это относительно свежая тенденция в мире звуковых плат, получившая свое развитие лишь за последний год. Внешние звуковые платы подключаются к компьютеру с помощью интерфейсов USB, USB 2.0 или FireWire.

Для чего делают эти устройства?

Во-первых, вынос карты за пределы корпуса PC позволяет легко решить некоторые проблемы, связанные с наводками и помехами, идущими от других компонентов компьютера и влияющих на качество звука. Производители дорогих плат решают эти проблемы с помощью качествнных элементов, специальной изоляции и т.п., что повышает стоимость устройства.

Во-вторых, все большую популярность набирают barebone-системы – небольшие системные блоки с большим количеством интерфейсных разъемов и, как правило, не более чем одним PCI-слотом, занять который, возможно, придется чем-то более нужным для пользователя чем звукокарта.

В-третьих, портативная профессиональная звуковая плата, подключаемая «на лету» к любому компьютеру – это готовая портативная студия!

Но есть и проблемы. Первые выпущенные для USB устройства не обрели должной популярности из-за невысокой пропускной способности этого интерфейса. Вводились ограничения на количество и качество передаваемых сигналов. Тем не менее на рынке еще достаточно мультимедийных USB-карт, предоставляющих пристойное звучание и небольшое количество вводных/выводных каналов.

Сегодня наблюдается настоящий бум на профессиональные карты, подключаемые по шине FireWire: за счет высокой пропускной способности интерфейса не возникает практически никаких проблем с количеством каналов и качеством сигнала.

Ценовой диапазон: $60-$1000-...

Из чего они сделаны

Прежде чем перейти к обзору конкретных устройств, следует разобраться с тем, из чего же собственно сделаны сами звуковые платы. Что влияет на качество звука? В чем принципиальные отличия между картамии за $10, за $100 и за $1000?

Подробное описание устройства звуковой платы вы найдете в отдельной публикации в этом номере журнала -- мы же остановимся на самых основных элементах.

Если устройство правильно и без явных огрехов спроектировано, важнейшим элементом, отвечающим за качество звучания будет ЦАП – цифроаналоговый преобразователь. Это чип, выполняющий единственную задачу: преобразовать входной цифровой поток звука в аналоговый сигнал, который после усиления подается во все звуковоспроизводящие устройства – наушники, акустические системы. ЦАП является неотъемлемым элементом любого устройства, имеющего дела с цифровым звуком: CD-, DVD-плееры, флэш-плееры, MD-плееры…

Дешевые ЦАПы обходятся с сигналом плохо: выходной поток богат на искажения, имеет невысокий динамический диапазон, шумит; впрочем, в шуме часто виноваты другие неудачные схемотехнические решения на плате. Именно поэтому звук получается недетальным, нечетким, неестественным.
Более серьезные преобразователи используют различные системы фильтрации, коррекции, сглаживания сигнала, интерполяции и прочего, что в результате благоприятно сказывается на качестве звука.

Таким образом, лишь увидя преобразователь, установленный на плате, можно вынести предварительный вердикт о уровне звучания устройства. Например, в мультимедийных и встроенных картах очень распространены копеечные преобразователи компании Sigmatel, которые звучат весьма отвратительно. Не радуют звуком и худшие преобразователи Crystal, Philips.

На более дорогих платах можно встретить преобразователи AKM, Wolfson, Burr-Brown – их наличие говорит о хорошем потенциале продукта. Конечно, у каждого производителя есть свои топовые и дешевые чипы – но эти две марки в производстве откровенного ширпотреба замечены пока не были.

Очень широка линейка преобразователей Crystal: кроме упомянутых убогих компания делает ЦАПы для профессиональных и супердорогих устройств, устанавливаемых на картах ценой более $1000.

Таким образом, наш лозунг таков: «скажи мне какой у тебя ЦАП – и я скажу тебе кто ты!». Именно поэтому, например, все заявления о суперзвучании карты Creative Audigy по сравнению с ее предшественником SB Live! опровергались изучением маркировки на DA-чипе. Маркировка говорила о преобразователе Sigmatel отнюдь не топовой серии. Опять пожадничали поставить что-нибудь получше... А вот в Audigy2 красуется достаточно серьезный чип от Crystal – отсюда и гораздо более качественный звук последней карты Creative.

Что касается записи звука – здесь все в точности так же, только вместо ЦАПа работает АЦП – аналого-цифровой преобразователь.

Будет неверным утверждать, что ЦАП – единственное звено, ответственное за качество звука. Условия может испортить дешевая схемотехника на плате, вносящая помехи, шумы и искажения в аналоговый сигнал, а также драйверы и DSP-процессор платы. Например, в большинстве мультимедийных плат существует огрех, связанный со стандартом AC’97, устанавливающим основную частоту дискретизации звука равной 48кГц. При этом большинство звукового материала записано в частоте 44кГц – так как самым популярным аудионосителем звука до сих пор является компакт-диск. Поэтому при прослушивании любой звук конвертируется драйверами или DSP-чипом в формат 48кГц, что вносит достаточно серьезные искажения в звучание.

Думаю, теории уже хватит – пора перейти к конкретным экземплярам.

К делу

Итак, на разделочном столе лежит четыре звуковых карты – четыре ярких представителя различных классов, каждая со уникальными возможностями и особенностями. Наша задача – разобраться наконец, что же творится на рынке современного компьютерного аудио.

M-Audio Revolution 7.1

Выходы: 4 аналоговых стереовыхода (minijack), 1 цифровой выход S/PDIF (RCA, «тюльпан»)
Входы: 1 стерео линейный, 1 моно микрофонный (minijack)


Поддержка технологий 3D-звука: DirectSound 3D, EAX 1.0/2.0, Sensaura, 7.1 surround
Цена: $115

M-Audio – известное имя в сфере профессионального аудио, и Revolution 7.1 – первая мультимедийная звуковая плата этого производителя. В чем же ее отличия от более серьезных продуктов?

По сути, в мелочах. Во-первых, все аналоговые разъемы выполнены на «мини-джеках», что облегчает подключение компьютерных колонок, недорогих гарнитур и наушников. Во-вторых, плата оснащена микрофонным входом, что бывает либо на дешевых, либо на очень дорогих устройствах. В-третьих, драйверы и возможности карты заточены под работу с 3D-звуком в играх: поддерживаются технологии Sensaura и EAX. Что касается спецификации 7.1 – пока это скорее роскошь, и реально записей (фильмов), использующих схему объемного звука 7.1 почти нет. Впрочем, при расчете эффектов в играх используются все 8 каналов.

Гораздо интереснее узнать, что же малютке Revolution досталось в наследство от своих втрое дорогих профессиональных братьев.

Во-первых, карта построена на звуковом чипе VIA Envy24HT, последней модификации процессора Envy24, установленного на огромном количестве профессиональных плат разных производителей. Процессор позволяет работать с цифровым аудио в форматах до 24бит/192кГц и количеством выходных каналов до 8, что и задействовано платой. Еще одним следствием использования столь серьезного чипа становится полноценная работа платы в профессиональных аудиоприложениях – прилагаются драйвера ASIO 2.0 (их использует ПО, построенное на технологии VST – Cubase, Samplitude и т.п.). За счет этого высокие задержки, корторыми славятся все мультимейдиные карты, Revolution не грозят.

Ну и последнее – наличие качественных преобразователей AKM. Карта построена на двух DAC’ах: недорогом 6-канальном AK4355 и продвинутом стереоЦАП AK4381. Первый используется для вывода звука на surround-каналы, второй заведует основным стеревыходом. Таким образом, качество звука основного канала выше остальных; это значит, что Revolution в качестве многоканальной платы вывода непригоден.

Преобразователь АЦП – AKM AK5380, также не топовый, но достаточно приличный. Записывать с помощью Revolution можно – например, оцифровывать аналоговые записи, подключать внешние плееры и т.п.

Резюме: Revolution – прекрасная плата для качественного прослушивания музыки и просмотра DVD, обладающая высоким качеством звука, имеющая бескомпромисные возможности для работы с профессиональным аудиософтом.

Audiotrak Maya44 MKII

Выходы: 2 аналоговых стереовыхода (1/4 Jack), 2 цифровой выхода S/PDIF: RCA, оптический
Входы: 2 стерео линейных (1/4 Jack), микрофонный предусилитель
Воспроизведение: до 24бит/96кГц
Воспроизведение: до 24бит/96кГц

Цена: $139

Audiotrak – это подразделение известной в профессиональных кругах компании ESI, выпускающей дорогие аудиоинтерфейсы, профессиональные мониторы и т.п. Audiotrak занимается производством бюджетных профессиональных и мультимедийных звуковых плат. Maya44 MKII – это топовый продукт профессиональной линейки компании. Разница в цене с M-Audio Revolution – минимальная, а вот возможности и предназначение плат совершенно разные.

Итак, Maya44 MKII рассчитана прежде всего на музыкантов. Соответственно, задачи плата решает следующие: качественно воспроизводить и записывать аудио, работать в профессиональном звукозаписывающем ПО.

На карте вместо миниджеков напаяны разъемы стереоTRS – в народе «большие джеки». Обычно на профессиональных устройствах эти разъемы монофонические – то есть по одной «дырке» на каждый канал. Здесь же каждый разъем стереофонический. С одной стороны, удобно – можно напрямую подключать профессиональные наушники без переходников на миниджек, с другой – подключение, например, усилителя или активных АС придется проводить как раз с помощью переходника.

Плата построена на том же процессоре, что и Revolution -- Envy24HT, вернее, специальной «урезанной» версии, обладающей меньшим количеством выходных каналов. Все плюсы на месте: полноценная работа с профессиональным ПО с помощью ASIO 2.0, низкие задержки. Признак профессиональной карты – в системе Maya44 MKII видится как несколько устройств, каждое из которых является одним из входов/выходов карты. Т.е. вы можете посылать звуковые потоки с разных программ напрямую на разные выходы. Еще одна интересная особенность – функция DirectWire, позволяющая соединять любые виртуальные входы и выходы друг с другом на программном уровне – без каких-либо потерь в качестве сигнала.

Например, чтобы записать звук из WinAmp в секвенсор Cubase вы должны соединить выходы WDM (стандартный аудиодрайверы Windows) со входом ASIO. Таким образом можно, например, записать запрещенные к редактированию и копированию файлы WMA, не потеряв ни бита качества исходного файла.

На Maya44 MKII установлены не самые дорогие преобразователи Wolfson, дающие, тем не менее, очень чистый без искажений звук, недоступный мультимедийным звуковым платам. Карта более чем пригодна для начального уровня профессиональной записи и воспроизведения звука.
Резюме: Учитывая цену, Audiotrak Maya44 MKII является лучшим решением для начинающего музыканта.

M-Audio Firewire 410

Выходы: 8 аналоговых моновыходов (1/4 Jack), два выхода на наушники (1/4 Jack), 2 цифровой выхода S/PDIF: RCA, оптический
Входы: 2 моно линейных (1/4 Jack), 2 моно микрофонных, 2 цифровых S/PDIF: RCA, оптический, MIDI 1x1
Воспроизведение: до 24бит/192кГц
Воспроизведение: до 24бит/96кГц
Поддержка технологий 3D-звука: 7.1 surround
Цена: $475

Еще один продукт компании M-Audio – на этот раз из совсем другого сектора и ценовой категории. Firewire 410 – это, как ясно из названия, внешний аудиоинтерфейс, подключающийся к компьютеру с помощью Firewire. О плюсах такого подключения мы уже говорили: отсутствие наводок от начинки системного блока PC, удобство коммутации (не надо каждый раз лезть к задней панели компьютера), а также – мобильность, т.е. возможность использования устройства как портативной студии при наличии рядом любого компьютера: PC, ноутбука, Mac’а.

Интерфейс спроектирован с учетом профессиональных нужд, так как и ориентирован в первую очередь на профи. Здесь уже все по-взрослому: аналоговые разъемы – монофонические, в виде «большого джека» и микрофонных XLR. Наличествуют цифровые входы и выходы разных типов – коаксикальный, оптический, а также MIDI-интерфейс для подключения внешних синтезаторов, MIDI-клавиатур и прочего подобного зверья. Самое главное – наличие двух микрофонных/инструментальных предусилителей, позволяющих подключать любые профессиональные микрофоны, в отличие от подавляющего большинства лишенных этой возможности плат. Очень удобно и наличие двух выходов на наушники: каждый – с собственным регулятором уровня. Одни «уши» берет себе звукорежиссер, вторые – сам исполнитель, и во время записи одновременно слышат что у них получается. Кстати, наличие 8 аналоговых выходов позволяет использовать Firewire 410 для построения 7.1-системы.

Что касается программной части – с дровами Firewire 410 с ходу разберется только профессионал. Контрольная панель предусматривает широкие возможности роутинга (перенаправления) сигналов с любых входов на любые выходы карты, создание шин, в которые собираются аудиопотоки от различного ПО, и т.п. На интерфейсе предусмотрена специальная ручка, на которую можно назначать самые различные параметры: от регулировки общей громкости до управления уровнем звука отдельной программы.

А теперь – внимание. Интерфейс Firewire410 построен на тех же ЦАП/АЦП, что и его почти вчетверо более дешевый друг Revolution 7.1: основной стереовыход – AKM AK4381, остальные выходы – 6-канальный AK4355, вход – АЦП AKM AK5380. О чем это говорит – о «ширпотребности» Firewire 410 или о серьезности Revolution 7.1? Скорее, о втором. Впрочем, звучание плат нельзя назвать одинаковым: при тех же преобразователях измеренные параметры Firewire 410 несколько лучше оных у Revolution: вероятно, за счет лучшей схемотехники, отсутствия помех PC, профессионально-заточенных драйверах и т.п. Разницу почуствует, впрочем, толоько обладатель высококлассной акустики стоимостью сильно за $500.

Резюме: Firewire410 – идеальное, хоть и недешевое, решение для портативной и серьезной домашней студии, обладающее всеми средствами для полноценной профессиональной записи.

Echo Indigo

Выходы: 1 аналоговый стереовыход (миниджек), 1 выход на наушники (миниджек)
Входы: нет
Воспроизведение: до 24бит/96кГц
Воспроизведение: нет
Поддержка технологий 3D-звука: нет
Цена: $135

И напоследок – самый нетривиальный продукт: PCMCIA-звуковая плата, т.е. аудиоинтерфейс исключительно для ноутбуков. Карта создана для тех, кто не желает довольствоваться как правило отвратным встроенным аудио обычного ноутбука. Вообще, Echo Indigo – первое звено целой линейки PCMCIA-плат, среди которых Indigo DJ (имеет два независимых выхода) и Indigo IO (один вход, один выход). Соответственно, «просто» Indigo позволяет только выводить один канал аудио, DJ-версия создана для DJ-ев, использующих ноутбук вместо вертушек/CD-плееров (два выхода позволят подключить ноут к нормальному DJ-пульту), Indigo IO – для тех, кому нужна высококачественная запись.

Серия Indigo создана еще одной известной в профи-кругах компанией Echo на основе своей популярнейшей PCI-платы Echo Mia ($250), служившей эталоном по качеству звучания для своего ценового диапазона. В Indigo установлены те же конвертеры и тот же 24-разрядный DSP Motorola. При этом Indigo значительно, почти вдвое, дешевле своего прародителя.

Одной из фишек карт Echo является наличие 8 виртуальных входов – система видит Echo как 8 устройств, на каждое из которых можно подавать сигнал независимо. Сигналы микшируются аппаратно с помощью DSP-процессора платы, за счет чего можно получать высокое качество звучания – аппаратное микширование зачастую лучше программного.

Резюме: Indigo – самое удобное и недорогое решение, чтобы превратить свой ноутбук в Hi-Fi проигрыватель.

Выводы

Наиболее внимательным читателям все уже ясно. Ценовой диапазон плат с высококачественным звучанием очень широк; приемлемые решения начинаются со $100. Студийные карты стоимостью в районе $500 зачастую используют те же элементы, что и в несколько раз более дешевые бюджетные решения от тех же производителей, даря покупателям недорогих устройств серьезное звучание. По этой же закономерности, топовые продукты производителей ширпотреба мало чем отличаются от их low-end продуктов.

В любом случае, чтобы уловить разницу нужны качественные акустические системы или наушники – рекомендуем обратиться в сторону недорогого Hi-Fi или бюджетных профессиональных мониторных АС, либо просто хорошей пары наушников.