Комп разъем. Порты компьютера

Исключительно важная характеристика проектора, которую зачастую упускают из виду, -количество и типы имеющихся видео разъёмов, типы видеокабелей, используемых для соединения проектора с источниками сигнала. Тогда как технические характеристики проектора, такие, как соотношение контрастности, или тип объектива, являются основными факторами, определяющими качество проецируемого изображения, качественное соединение может существенно улучшить изображение, а набор разъёмов на задней панели проектора определяет, какие устройства вы сможете, а какие не сможете подключить к нему.

Каждый представленный на рынке проектор оснащается различным числом разъёмов, или входов, позволяющих вам подключать различные устройства-источники сигнала, наподобие ноутбуков и компьютеров. Так, практически все проекторы оснащаются композитным гнездом, это - наиболее распространённый стандарт передачи видео данных. Однако, технологии не стоят на месте, появляются новые способы передачи видео сигналов, со временем ставшие применяться и на проекторах, которые могут быть оборудованы более, чем восьмью вариантами видео входов.

Быстрый переход:












Видео интерфейсы

Устройства-источники видео сигнала оснащаются самыми разнообразными интерфейсами, которые используются для подключения к проекторам. Большинство видео разъёмов просты в подключении: производители бытовой электроники предпочитают устанавливать простые разъёмы, чтобы среднестатистический пользователь мог осуществлять подключение, не завинчивая никаких винтов и защёлок. Эта тенденция – вызов для производителей, которым приходится балансировать между производительностью и удобством.

Композитный видео разъём (Тюльпан, RCA)

Это - наиболее распространённый и старый разъём, впервые использованный с возникновением цветного телевидения. Разработанный РадиоКорпорацией Америки (RCA), этот коннектор широко используется при передаче видео и аудио сигналов. Иногда его именуют «Phono Plug» в связи с тем, что изначальным предназначением RCA было подключение фонографа к усилителю. Как можно понять из сказанного выше, данный разъём вовсе не оптимален для использования с проекторами и не может передавать видео высокого разрешения. Даже изображения в стандартном разрешении, передаваемые по композитному кабелю, теряют в чёткости. Композитное соединение предполагает использование трёх шнуров: один для видео (жёлтый) и два для звука (красный и белый).

S-Video (Separate/Super Video)


Этот стандарт видео создан в 80х и, как подсказывает название, отличается от композитного (составного) видео тем, что разделяет видео на два отдельных сигнала: яркость и цвет. Это приводит к улучшению цветопередачи и чёткости изображения. Тем не менее, S-Video – аналоговый формат, не способный нести сигнал HD TV. К тому же, как и в случае с композитным сигналом, звук должен передаваться по отдельным кабелям.

Компонентный разъём


Компонентные кабели позволяют существенно улучшить качество изображения по сравнению с композитным благодаря разделению на красный, синий и зелёный каналы, каждому из которых соответствует отдельный кабель. Если эти разъёмы маркируются, как Y, Pb и Pr, то кабель позволяет передавать видео высокого разрешения. Независимо от того, передаётся ли изображение в высоком, или стандартном разрешении, оно будет отображаться в значительно лучшем качестве и с лучшей цветопередачей, чем с помощью компонентного кабеля, либо s-video. Тем не менее, данный разъём, как и композитный и s-video, предполагает передачу аудио по отдельным проводам.

DVI (Digital Video Interface)


Интерфейс DVI был создан для соединения компьютера с монитором, но теперь стал одним из стандартных подключений аудиовизуальных устройств, вроде проекторов, благодаря способности интерфейса передавать изображение высокого разрешения. DVI сигнал передаётся по единственному кабелю, который прикручивается к задней панели устройства, подобно VGA коннектору. Как и в случае с перечисленными ранее интерфейсами, DVI не несёт звуковую составляющую. Сам соединитель DVI представляет собой 24 штырька, выстроенных в три горизонтальных ряда, по 8 штырьков. В стороне от этих 24 штырьков располагается широкий плоский штырь заземления. Двухканальный интерфейс обеспечивает два канала TDMS, иначе говоря, две группы «каналов» данных, способных передавать цифровую видео информацию со скоростью более 10 Гб в секунду. Двухканальный кабель обратно совместим с одноканальными, но в большинстве случаев для DVI используется двухканальное соединение DVI-D.

HDMI


HDMI расшифровывается, как «интерфейс мультимедиа высокого разрешения» (High Definition Multimedia Interface) и разработан специально для современной потребительской электроники, поддерживающей HD. Если вам нужно наилучшее качество изображения, то HDMI следует рассматривать в первую очередь. Этот интерфейс привлекателен также и тем, что, помимо HD видео, несёт многоканальный звук Dolby и сигналы управления, он крайне удобен в подключении, а длина кабеля спокойно может достигать 30 метров. HDMI также привлекателен для киностудий тем, что поддерживает антипиратскую технологию HDCP (high bandwidth digital content protection). Текущая версия HDMI несёт один TMDS канал цифрового видео. Используемый во многих устройствах для домашнего кинотеатра и бытовой электроники, в HDMI используется 19-штырьковый коннектор, удерживаемый в разъёме силой трения. Такой коннектор именуется HDMI Type A.

HDMI Mini


Иначе именуется HDMI Type C. Обладая тем же числом штырьков, но в более компактном исполнении, HDMI Mini используется, как правило, в портативных устройствах.

VGA коннектор (он же RGB коннектор, DE-15, HD-15, D- sub 15, mini sub D15)


VGA (Video Graphics Array) - очень распространённый коннектор, используемый, в основном, как интерфейс для компьютеров и мониторов. Его можно найти на проекторах, телевизорах и мониторах высокого разрешения, а также на старых устройствах высокого разрешения, таких как приёмники спутникового сигнала и блоки кабельного телевидения. Стандарт VGA не несёт звуковую информацию. VGA подключение может быть предпочтительно для применения в бизнесе и образовании, так как VGA порт наиболее распространён и является стандартным как для старых, так и современных ПК. HD15 – это коннектор типа «DB» с высокой плотностью видео, по этой причине его также называют HD DB15. Другое популярное название – VGA коннектор, хотя он обычно используется для больших разрешений (SVGA, XGA, UXGA и т.д.). Коннектор HD15 обладает тем же размером, что и DB9, но имеет три ряда по 5 штырьков. На большинстве штепселей HD15 (папа) отсутствует штырёк №9 в среднем ряду. Этот штырёк не используется для передачи какого-либо компонента видеосигнала с компьютера.

USB-A (Universal Serial Bus)


USB интерфейс создан для подключения всевозможных устройств к компьютеру. В наши дни на проекторе может быть установлен USB разъём, позволяющий подключать носители информации для воспроизведения некоторых типов файлов, не используя компьютер. В зависимости от возможностей проектора, с USB носителей воспроизводятся изображения, либо презентации, либо видео и аудио. Некоторые производители проекторов пошли дальше и позволяют заменить USB кабелем видео, аудио кабели, а также позволяют управлять проектором с компьютера через USB. Следует, однако, помнить, что скорость передачи данных USB ограничена и отображение видео может приводить к «подтормаживанию» картинки. И всё же, USB подключение крайне удобно.

BNC


Коннекторы BNC представляют собой штепсель круглой формы с системой крепления в виде байонетного замка и используются с коаксиальными кабелями. BNC обладают хорошими показателями сопротивления, а их фиксирующий механизм надёжно удерживает подсоединённые провода. Из-за того, что BNC дороже, чем RCA и его труднее подсоединить, они часто применяются в дорогих и профессиональных моделях аудио/видео оборудования. BNC – типичное решение для телевидения замкнутого контура и камер наблюдения. Существует несколько теорий, объясняющих аббревиатуру «BNC», но наиболее правдоподобной выглядит «Bayonet-Neill-Concelman», относящаяся к двум людям, разработавшим этот разъём годы назад (Paul Neill из Bell Labs, и Carl Concelman из Amphenol). Наиболее распространённые виды разъёмов BNC – это для 3-BNC (RGB) компонентного видеокабеля и 5-BNC (RGBHV) компонентного видеокабеля. Компонентное соединение передаёт один сигнал яркости и два противоположных по фазе сигнала цветовой составляющей по трём 75-Омным коаксиальным кабелям. Полностью аналоговый компонентный интерфейс 770,3 может похвастаться не меньшей функциональностью, чем RGBHV.

Аудио интерфейсы

Для передачи звука используют большое количество как цифровых, так и аналоговых интерфейсов. Область применения варьируется от домашних кинотеатров, до портативных систем, профессиональных микширующих пультов, используемых Диджеями и другими профессионалами. Простота подключение – это общая черта большинства аудио коннекторов: производители аппаратуры предпочитают использовать простые интерфейсы, которые мог бы без проблем подключать среднестатистический пользователь, не завинчивая винты на замках. Это обстоятельство всегда будет вызовом для производителей, вынужденных балансировать между удобством и качеством.

3,5 мм


Коннектор 3,5мм, также именуемый «стерео мини джек», «mini plug», «TRS connector», «1/8 дюймовый коннектор». Штекер разделён изолирующими кольцами на несколько сегментов, в зависимости от количества каналов: земля и звуковой канал 1 присутствуют всегда (одно изоляционное кольцо). В стерео джеке, либо аудио/видео варианте коннектора, используемого видеокамерами, присутствуют соответственно два и три изоляционных кольца (соответственно 3 и 4 сектора на поверхности штыря). 3.5 мм коннекторы часто используются в аудио картах компьютеров и портативных устройствах для передачи моно и стерео аудио: линейный вход и выход (на динамики), микрофон, наушники, внешний усилитель.

RCA


Коннектор RCA используется для ряда задач. Стандартом протокола является S/PDIF (Sony®/Philips Digital Interface), способный нести сигнал PCM, либо многоканальный Dolby® AC-3/DTS. При использовании аналогового сигнала, используются два RCA коннектора для стерео, обычно маркируемые красным и белым цветом. В домашних кинотеатрах RCA с питанием используется для подключения сабвуфера. В профессиональной аппаратуре RCA может соединять небалансный источник с балансными XLR входом, как часть кабеля XLR на RCA для CD/DVD плееров, микшерных пультов и усилителей. RCA также может соединять балансные линейные выходы с микшерных пультов с небалансными входами записывающих устройств и усилителей.

XLR

Коннектор XLR очень часто используется для передачи аудио сигнала. Разработанный ITT Canon, наиболее часто встречаемая конфигурация представляет собой трёхштырьковый штекер для балансных аудио сигналов. При соединении коннектора с разъёмом, первым подключается штырёк 1 (земля), что предотвращает возможное повреждение оборудования. Балансные аудио сигналы хорошо защищены от электромагнитных шумов и могут иметь большую длину. По этой причине балансное XLR соединение очень часто используется для микрофонов, микшеров, усилителей и других аудио устройств.

USB интерфейс

Universal Serial Bus («универсальная последовательная шина») была разработана в 1990-х с целью сделать проще соединение между компьютерами и периферийными устройствами. Популярность USB связана с совместимостью разъёма со множеством платформ и операционных систем, низкой стоимости установки и простоты использования. Большинство производимых сегодня компьютеров имеют несколько USB портов, USB предпочтителен для большинства устройств домашнего офиса, включая принтеры, камеры, модемы и портативные хранилища информации.

Стандарты USB разрабатываются организацией USB Implementers Forum (USB-IF), «Форум по внедрению USB». В первоначальной спецификации, USB был представлен двумя коннекторами: Тип A и тип B. Пересмотр спецификаций и потребительских запросов привёл к появлению новых USB коннекторов, но большинство устройств по сей день используют типы A и B.

USB B- Type


Коннектор вида B создан для использования с USB периферийными устройствами. Штекер имеет квадратную форму со скосами в верхней части коннектора. Как и разъём B он использует силу трения для того, чтобы надёжно держаться в гнезде. Разъём типа B всегда устанавливается «на стороне источника», поэтому большинство применений USB требуют кабель USB A-B.

USB A- Type


Устанавливаемый, как правило, на компьютерах и управляющих устройствах, USB тип A представляет собой плоский штекер прямоугольной формы. Коннектор держится благодаря силе трения и исключительно прост в подключении. Вместо округлых штырьков в коннекторе используются плоские контакты, позволяющие значительно лучше выдерживать многочисленные подключения. USB A устанавливаются исключительно на главных устройствах и разветвителях и не предназначен для использования на стороне периферийных устройств, так как со стороны главного устройства на один из контактов подаётся постоянный ток 5V. Хоть и не так часто, провода USB A-A всё же используются для соединения двух компьютеров с USB A разъёмами. Тем не менее, для передачи данных между компьютерами этот метод обычно не используется. Необходимо убедиться, что производитель предусмотрел такого рода соединение между двумя устройствами, иначе это может привести к серьёзному повреждению оборудования.

Micro- USB A/ B


Сертифицированный USB-IF, этот коннектор можно обнаружить на новых портативных устройствах: смартфонах, GPS навигаторах, КПК и цифровых камерах. Micro-USB A обеспечивает соединение с Micro-USB B. Оба разъёма крайне миниатюрны, при этом поддерживают скорость передачи данных до 480 Mbps и OTG функционал, благодаря которому устройство может выступать как в роли периферийного при подключении к компьютеру, так и в роли хоста. Держатель разъёма со стороны A белого цвета, со стороны B – чёрного.

Разъём Micro USB A/B позволяет подключить как Micro-USB A, так и Micro USB B кабель. Разъём не устанавливается на кабели, а тол/о на устройства, поддерживающие технологию On-The-Go.

USB Mini- b (пятиштырьковый)


Недостатком разъёма USB тип B является его размер: каждая сторона - почти сантиметр. Этот недостаток сделал USB B неприменимым для многих компактных устройств, таких, как КПК, цифровые камеры, смартфоны. В результате, многие производители портативных устройств начали миниатюризацию USB коннекторов, заменяя тип B на данный разъём. Пятиштырьковый Mini-b является самым популярным и единственным одобренным USB-IF. По умолчанию кабель Mini-b имеет пять штырьков. Этот коннектор по размеру равен примерно 1/3 коннектора USB A.Также данный разъём поддерживает новый стандарт OTG (On-The-Go).

USB 3.0 Тип A

Этот коннектор идентичен по размеру и форму USB Тип A, используемых для USB 2.0 и USB 1.1 передачи данных. Тем не менее, он обладает дополнительными контактами, отсутствующими на USB Тип A. Коннектор USB 3.0 предназначен для передачи данных в режиме SuperSpeed, но позволяет также передавать данные на меньших скоростях, и обратно совместим с USB 2.0 портами. Коннекторы обычно синего света чтобы отличить их от USB более ранних версий.

USB 3.0 Тип B

Коннектор USB 3.0 устанавливается на устройствах, поддерживающих USB 3.0, и предназначен для передачи данных с SuperSpeed скоростью. Кабели под этот коннектор не совместимы с устройствами USB 2.0 и 1.1; однако, устройства USB 3.0 с таким разъёмом могут быть подсоединены кабелями USB 2.0 и 1.1.

USB 3.0 Micro B

Коннектор USB 3.0 Micro B может быть установлен на устройства USB 3.0 и создан для передачи данных со скоростью SuperSpeed. Кабели USB 3.0 Micro B не совместимы с устройствами USB 2.0 и 1.1.

DB9

Разъём DB9 имеет 9 штырьков, расположенных в три ряда один над другим. В верхнем ряду 5 штырьков, в нижнем – 4 и обычно используется для передачи данных по последовательному протоколу RS-232. Многие годы этот интерфейс поставлялся на все ПК, сегодня же большинство современных компьютеров не оснащаются им. На ПК последовательный порт обычно представлен DB9 папой.

"Папа" должен подходить к "маме"

Каждый компьютер, будь то настольная система или ноутбук, использует огромное число разъёмов, как внутри, так и снаружи. Можете ли вы назвать каждый из них и объяснить назначение? В книжках часто бывают слишком плохие описания, либо они недостаточно иллюстрированы. В результате читатели часто путаются и теряются.

В нашем полном руководстве мы постараемся решить эту проблему, разложив по полочкам все существующие интерфейсы. Мы оснастили статью большим количеством иллюстраций, которые наглядно расскажут о слотах, портах и интерфейсах вашего ПК, а также о всём спектре устройств, которые можно к ним подключить. Особенно наше руководство будет полезно новичкам, которые часто не знают предназначение того или иного интерфейса. А периферию подключать требуется уже сейчас.

Но есть одно утешение: почти каждый разъём очень трудно (или вообще невозможно) подключить неправильно. За редкими исключениями, вы не сможете подключить устройство "не туда". Если такая возможность всё же есть, мы обязательно предупредим. К счастью, повреждения, связанные с неправильным подключением, сегодня встречаются уже не так часто, как раньше.

Мы разбили руководство на следующие части.

  • Внешние интерфейсы для подключения периферии.
  • Внутренние интерфейсы, расположенные в корпусе ПК.

Внешние интерфейсы для подключения периферии

USB

Разъёмы U niversal S erial B us (USB) предназначены для подключения к компьютеру таких внешних периферийных устройств, как мышь, клавиатура, портативный жёсткий диск, цифровая камера, VoIP-телефон (Skype) или принтер . Теоретически, к одному host-контроллеру USB можно подключить до 127 устройств. Максимальная скорость передачи составляет 12 Мбит/с для стандарта USB 1.1 и 480 Мбит/с для Hi-Speed USB 2.0. Разъёмы стандартов USB 1.1 и Hi-Speed 2.0 одинаковы. Различия кроются в скорости передачи и наборе функций host-контроллера USB компьютера, да и самих USB-устройств. Более подробно о различиях можно прочитать в нашей статье . USB обеспечивает устройства питанием, поэтому они могут работать от интерфейса без дополнительного питания (если USB-интерфейс даёт необходимое питание, не больше 500 мА на 5 В).

Всего существует три типа USB-разъёмов.

  • Разъём "тип A": обычно присутствует у ПК.
  • Разъём "тип B": обычно находится на самом USB-устройстве (если кабель съёмный).
  • Разъём мини-USB: обычно используется цифровыми видеокамерами, внешними жёсткими дисками и т.д.


USB "тип A" (слева) и USB "тип B" (справа).


Кабель расширения USB (должен быть не длиннее 5 м).


Разъёмы мини-USB обычно встречаются на цифровых камерах и внешних жёстких дисках.


Логотип USB всегда присутствует на разъёмах.


Кабель-двойник. Каждый USB-порт даёт 5 В/500 мА. Если нужно больше питания (скажем, для мобильного жёсткого диска), то данный кабель позволяет питаться и от второго USB-порта (500 + 500 = 1000 мА).


Оригинально: в данном случае USB всего лишь обеспечивает питание для зарядного устройства.


Адаптер USB/PS2.


Кабель FireWire с 6-контактной вилкой на одном конце и 4-контактной на другом.

Под официальным названием IEEE-1394 скрывается последовательный интерфейс, повсеместно использующийся для цифровых видеокамер, внешних жёстких дисков и различных сетевых устройств. Его также называют FireWire (от Apple) и i.Link (от Sony). На данный момент 400-Мбит/с стандарт IEEE-1394 сменяется 800-Мбит/с IEEE-1394b (также известным как FireWire-800). Обычно устройства FireWire подключаются через 6-контактную вилку, которая обеспечивает питание. У 4-контактной вилки питание не подводится. Устройства FireWire-800, с другой стороны, используют 9-контактные кабели и разъёмы.


Эта карта FireWire обеспечивает два больших 6-контактных порта и один маленький 4-контактный.


6-контактный разъём с питанием.


4-контактный разъём без питания. Такой обычно используется на цифровых видеокамерах и ноутбуках.

"Тюльпан" (Cinch/RCA): композитный видео, аудио, HDTV


Цветовую кодировку можно только приветствовать: жёлтый для видео (FBAS), белый и красный "тюльпаны" для аналогового звука, а также три "тюльпана" (красный, синий, зелёный) для компонентного выхода HDTV

Разъёмы "тюльпан" используются в паре с коаксиальными кабелями для многих электронных сигналов. Обычно вилки "тюльпан" используют цветовое кодирование, которое приведено в следующей таблице.

Цвет Использование Тип сигнала
Белый или чёрный Звук, левый канал Аналоговый
Красный Звук, правый канал (также см. HDTV) Аналоговый
Жёлтый Видео, композитный Аналоговый
Зелёный Компонентный HDTV (яркость Y) Аналоговый
Синий Компонентный HDTV Cb/Pb Chroma Аналоговый
Красный Компонентный HDTV Cr/Pr Chroma Аналоговый
Оранжевый/жёлтый Звук SPDIF Цифровой

Предупреждение. Можно перепутать цифровую вилку SPDIF с аналоговым композитным разъёмом видео, так что всегда читайте инструкцию, прежде чем подключать оборудование. Кроме того, и цветовая кодировка у SPDIF бывает совершенно разная. Наконец, можно перепутать красный "тюльпан" HDTV с правым звуковым каналом. Помните, что вилки HDTV всегда бывают в группах по три, то же самое можно сказать и про гнёзда.


Вилки "тюльпан" имеют разное цветовое кодирование в зависимости от типа сигнала.


Два типа SPDIF (цифровой звук): "тюльпан" слева и TOSLINK (оптоволокно) справа.


Оптический интерфейс TOSKLINK тоже используется для цифровых сигналов SPDIF.


Переходник с разъёма SCART на "тюльпаны" (композитный видео, 2x аудио и S-Video)

Словарик

  • RCA = Radio Corporation of America
  • SPDIF = Sony/Philips Digital Interfaces

PS/2


Два порта PS/2: один окрашенный, другой - нет.

Названные в честь "старушки" IBM PS/2 эти разъёмы сегодня широко используются в качестве стандартных интерфейсов для клавиатуры и мыши, но они постепенно уступают место USB. Сегодня распространена следующая схема цветового кодирования.

  • Фиолетовый: клавиатура.
  • Зелёный: мышь.

Кроме того, сегодня весьма часто можно встретить гнёзда PS/2 нейтрального цвета, как для мыши, так и для клавиатуры. Перепутать разъёмы для клавиатуры и мыши на материнской плате вполне возможно, но никакого вреда это не принесёт. Если вы так сделаете, то быстро обнаружите ошибку: не будет работать ни клавиатура, ни мышь. Многие ПК даже не загрузятся, если мышь и клавиатура подключены неправильно. Исправить ошибку очень просто: поменяйте местами вилки, и всё заработает!

Переходник USB/PS/2.


Порт VGA на графической карте.

ПК достаточно давно использует 15-контактный интерфейс Mini-D-Sub для подключения монитора (HD15). С помощью правильного переходника можно подключить такой монитор и к выходу DVI-I (DVI-integrated) графической карты. Интерфейс VGA передаёт сигналы красного, зелёного и синего цветов, а также информацию о горизонтальной (H-Sync) и вертикальной (V-Sync) синхронизациях.


Интерфейс VGA на кабеле монитора.


Новые графические карты обычно оснащаются двумя выходами DVI. Но с помощью переходника DVI-VGA можно легко изменить интерфейс (справа на иллюстрации).


Этот адаптер предоставляет информацию для интерфейса VGA.

Словарик

  • VGA = Video Graphics Array

DVI является интерфейсом монитора, разработанным, главным образом, для цифровых сигналов. Чтобы не требовалось переводить цифровые сигналы графической карты в аналоговые, а затем выполнять обратное преобразование в дисплее.


Графическая карта с двумя портами DVI может работать одновременно с двумя (цифровыми) мониторами.

Поскольку переход с аналоговой на цифровую графику протекает медленно, разработчики графического оборудования позволяют использовать параллельно обе технологии. Кроме того, современные графические карты легко справятся с двумя мониторами.

Широко распространённый интерфейс DVI-I позволяет одновременно использовать как цифровое, так и аналоговое подключение.

Интерфейс DVI-D встречается весьма редко. Он позволяет только цифровое подключение (без возможности подсоединить аналоговый монитор).

В комплект со многими графическими картами входит переходник с интерфейса DVI-I на VGA, который позволяет подключать старые мониторы с 15-контактной вилкой D-Sub-VGA.


Полный список типов DVI (чаще всего используется интерфейс с аналоговым и цифровым подключениями DVI-I).

Словарик

  • DVI = Digital Visual Interface


Сетевые кабели RJ45 можно найти с различной длиной и расцветкой.

В сетях чаще всего используются разъёмы для витой пары. На данный момент 100-Мбит/с Ethernet уступает место гигабитному Ethernet (он работает на скоростях до 1 Гбит/с). Но все они используют вилки RJ45. Кабели Ethernet можно разделить на два вида.

  1. Классический патч-кабель, который используется для подключения компьютера к концентратору или коммутатору.
  2. Кабель с перекрёстной обжимкой, который используется для соединения между собой двух компьютеров.


Сетевой порт на PCI-карте.


Современные карты используют светодиоды для отображения активности.

В Европе и Северной Америке устройства ISDN и сетевое оборудование используют тот же самый RJ45. Следует отметить, что вилки RJ45 разрешают "горячее подключение", причем, если вы ошибётесь, ничего страшного не случится.


Кабель RJ11.

Интерфейсы RJ45 и RJ11 очень похожи друг на друга, но у RJ11 всего четыре контакта, а у RJ45 их восемь. В компьютерных системах RJ11 используется, главным образом, для подключения к модемам телефонной линии. Кроме того, существует множество переходников на RJ11, так как телефонные розетки в каждой стране могут быть собственного стандарта.


Порт RJ11 на ноутбуке.


Модемный интерфейс RJ11.


Переходники RJ11 позволяют подключать разные типы телефонных розеток. На иллюстрации розетка из Германии.


Интерфейс S-Video.

4-контактная вилка Hosiden использует разные линии для яркости (Y, яркость и синхронизация данных) и цвета (C, цвет). Разделение сигналов яркости и цвета позволяет достичь лучшего качества картинки по сравнению с композитным интерфейсом видео (FBAS). Но в мире аналоговых подключений на первом месте по качеству находится всё же компонентный интерфейс HDTV, за которым следует S-Video. Только цифровые сигналы вроде DVI (TDMS) или HDMI (TDMS) обеспечивают более высокое качество картинки.


Порт S-Video на графической карте.

SCART

SCART является комбинированным интерфейсом, широко распространённым в Европе и Азии. Этот интерфейс сочетает сигналы S-Video, RGB и аналогового стерео. Компонентные режимы YpbPr и YcrCb не поддерживаются.


Порты SCART для телевизора и видеомагнитофона.

Этот переходник преобразует SCART в S-Video и аналоговое аудио ("тюльпаны").

HDMI

Перед нами цифровой мультимедийный интерфейс для несжатых HDTV-сигналов с разрешением до 1920x1080 (или 1080i), со встроенным механизмом защиты авторских прав Digital Rights Management (DRM). Текущая технология использует вилки типа A с 19 контактами.

Пока мы не встречали потребительского оборудования, использующего 29-контактные вилки типа B, поддерживающие разрешение больше 1080i. Интерфейс HDMI использует ту же технологию сигналов TDMS, что и DVI-D. Это объясняет появление переходников HDMI-DVI. Кроме того, HDMI может обеспечить до 8 каналов звука с разрядностью 24 бита и частотой 192 кГц. Обратите внимание, что кабели HDMI не могут быть длиннее 15 метров.


Переходник HDMI/DVI.

Словарик

  • HDMI = High Definition Multimedia Interface

Внутренние интерфейсы, расположенные в корпусе ПК


Четыре порта SATA на материнской плате.

SATA является последовательным интерфейсом для подключения накопителей (сегодня это, в основном, жёсткие диски) и призван заменить старый параллельный интерфейс ATA. Стандарт Serial ATA первого поколения сегодня используется очень широко и обеспечивает максимальную скорость передачи данных 150 Мбит/с. Максимальная длина кабеля составляет 1 метр. SATA использует подключение "точка-точка", когда один конец кабеля SATA подсоединяется к материнской плате ПК, а второй - к жёсткому диску. Дополнительные устройства к этому кабелю не подключаются, в отличие от параллельного ATA, когда на каждый кабель можно "вешать" два привода. Так что накопители "master" и "slave" уходят в прошлое.


Многие SATA-кабели поставляются с колпачками, защищающими чувствительные контакты.


Питание SATA в разных форматах.


Так питаются жёсткие диски SATA.


Кабели поставляются в различных цветах.


Хотя SATA был разработан для использования внутри корпуса ПК, ряд продуктов предоставляют и внешние интерфейсы SATA.


Питание накопителям SATA может обеспечиваться двумя способами: через классическую вилку Molex...


...или с помощью специального кабеля питания.

Параллельная шина передаёт данные с жёстких дисков и оптических накопителей (CD и DVD) и обратно. Она известна как параллельная ATA (Parallel ATA) и сегодня уступает место последовательной ATA (Serial ATA). Последняя версия использует 40-контактный провод с 80 жилами (половина на "землю"). Каждый такой кабель позволяет подключать, максимум, два накопителя, когда один работает в режиме "master", а второй - в "slave". Обычно режим переключается с помощью небольшой перемычки на накопителе.


Ленточный шлейф IDE.


Подключение DVD-привода: красная полоска на шлейфе должна всегда находиться рядом с разъёмом питания.


Интерфейс ATA/133 для классического 3,5" жёсткого диска (внизу) или 2,5" версии (вверху).


Если вы желаете подключить 2,5" накопитель для ноутбуков к обычному настольному ПК, то можно использовать такой же переходник.

Предупреждение: в большинстве случаев подключить интерфейс неправильно невозможно из-за выступа с одной стороны, но у старых кабелей он может отсутствовать. Поэтому следуйте следующему правилу: конец шлейфа, маркированный цветной полоской (чаще всего красной), всегда должен совпадать с контактом номер 1 на материнской плате, а также должен быть ближе к разъёму питания привода CD/DVD. Чтобы предотвратить неправильное подключение, у многих кабелей и разъёмов отсутствует одна контактная ножка или контактное отверстие в середине.


Один шлейф поддерживает подключение двух устройств: скажем, двух жёстких дисков или жёсткого диска в паре с DVD-приводом. Если к шлейфу подключены два устройства, то одно следует настроить как "master", а второе - как "slave". Для этого придётся воспользоваться перемычкой. Обычно она выставляется на ту или иную настройку. Если есть сомнения - обратитесь к документации (или сайту производителя накопителя).

Словарик

  • ATA = Advanced Technology Attachment
  • E-IDE = Enhanced Integrated Drive Electronics


AGP-слот с защёлкой для графической карты.

Большинство графических карт в пользовательских ПК используют интерфейс Accelerated Graphics Port (AGP). У самых старых систем для той же цели применяется интерфейс PCI. Впрочем, на замену обоим интерфейсам призван PCI Express (PCIe). Несмотря на название, PCI Express является последовательной шиной, а PCI (без суффикса Express) - параллельной. В общем, шины PCI и PCI Express не имеют ничего общего, помимо названия.


Графическая карта AGP (сверху) и графическая карта PCI Express (снизу).


Материнские платы для рабочих станций используют слот AGP Pro, который обеспечивает дополнительное питание для прожорливых карт OpenGL. Впрочем, в него можно устанавливать и обычные графические карты. Однако AGP Pro так и не получил широкое признание. Обычно прожорливые графические карты комплектуются дополнительным гнездом питания - для той же вилки Molex, к примеру.


Дополнительное питание для графической карты: 4- или 6-контактное гнездо.


Дополнительное питание для графической карты: гнедо Molex.

Стандарт AGP пережил несколько обновлений.

Стандарт Пропускная способность
AGP 1X 256 Мбайт/с
AGP 2X 533 Мбайт/с
AGP 4X 1066 Мбайт/с
AGP 8X 2133 Мбайт/с

Если вы любите копаться в "железе", то следует помнить о двух уровнях напряжения интерфейса. Стандарты AGP 1X и 2X работают на 3,3 В, в то время как AGP 4X и 8X требуют всего 1,5 В. Кроме того, существуют карты типа Universal AGP, которые подходят для разъёма любого типа. Чтобы предотвратить ошибочную установку карт, слоты AGP используют специальные выступы. А карты - прорези.


У верхней карты есть прорезь для AGP 3,3 В. В середине: универсальная карта с двумя вырезами (один для AGP 3,3 В, второй - для AGP 1,5 В). Снизу показана карта с вырезом справа для AGP 1,5 В.


Слоты расширения материнской платы: PCI Express x16 линий (сверху) и 2 PCI Express x1 линия (снизу).


Два слота PCI Express для установки двух графических карт nVidia SLi. Между ними можно заметить маленький слот PCI Express x1.

PCI Express является последовательным интерфейсом, и его не следует путать с шинами PCI-X или PCI, которые используют параллельную передачу сигналов.

PCI Express (PCIe) является самым современным интерфейсом для графических карт. В то же время, он подходит и для установки других карт расширения, хотя на рынке пока их очень мало. PCIe x16 обеспечивает в два раза большую пропускную способность, чем AGP 8x. Но на практике это преимущество так себя и не проявило.

Графическая карта AGP (сверху) в сравнении с графической картой PCI Express (снизу).


Сверху вниз: PCI Express x16 (последовательный), два интерфейса параллельной PCI и PCI Express x1 (последовательный).

Число линий PCI Express Пропускная способность в одном направлении Суммарная пропускная способность
1 256 Мбайт/с 512 Мбайт/с
2 512 Мбайт/с 1 Гбайт/с
4 1 Гбайт/с 2 Гбайт/с
8 2 Гбайт/с 4 Гбайт/с
16 4 Гбайт/с 8 Гбайт/с

PCI является стандартной шиной для подключения периферийных устройств. Среди них можно отметить сетевые карты, модемы, звуковые карты и платы захвата видео.

Среди материнских плат для широкого рынка больше всего распространена шина PCI стандарта 2.1, работающая на частоте 33 МГц и имеющая ширину 32 бита. Она обладает пропускной способностью до 133 Мбит/с. Производители так широко и не приняли шины PCI 2.3 с частотой до 66 МГц. Именно поэтому карт данного стандарта очень мало. Но некоторые материнские платы этот стандарт поддерживают.

Ещё одна разработка в мире параллельной шины PCI известна как PCI-X. Данные слоты чаще всего встречаются на материнских платах для серверов и рабочих станций, поскольку PCI-X обеспечивает более высокую пропускную способность для RAID-контроллеров или сетевых карт. К примеру, шина PCI-X 1.0 предлагает пропускную способность до 1 Гбит/с с частотой шины 133 МГц и разрядностью 64 бита.


Спецификация PCI 2.1 сегодня предусматривает напряжение питания 3,3 В. Левый вырез/выступ предотвращает установку старых 5-В карт, которые показаны на иллюстрации.


Карта с вырезом, а также PCI-слот с ключом.


RAID-контроллер для 64-битного слота PCI-X.


Классический 32-битный слот PCI сверху, а три 64-битных слота PCI-X снизу. Зелёный слот поддерживает ZCR (Zero Channel RAID).

Словарик

  • PCI = Peripheral Component Interconnect

В следующей таблице и на иллюстрациях приведены различные типы разъёмов питания.


Стандартный разъём питания.

AMD
Socket 462
Стандарт питания ATX12V 1.3 или выше
Вилка ATX 20-контактная
Вилка AUX (6-контактная) Не используется
Редко используется
Socket 754
Стандарт питания ATX12V 1.3 или выше
Вилка ATX
Вилка AUX (6-контактная) Не используется
Разъём P4 (4-контактный 12 В) Иногда присутствует
Socket 939
Стандарт питания ATX12V 1.3 или выше
Вилка ATX 20-контактная, иногда 24-контактная
Вилка AUX (6-контактная) Не используется
Разъём P4 (4-контактный 12 В) Иногда нужен
Intel
Socket 370
Стандарт питания ATX12V 1.3 или выше
Вилка ATX 20-контактная
Вилка AUX (6-контактная) Редко используется
Разъём P4 (4-контактный 12 В) Редко используется
Socket 423
Стандарт питания ATX12V 1.3 или выше
Вилка ATX 20-контактная
Вилка AUX (6-контактная) Редко используется
Разъём P4 (4-контактный 12 В) Нужен
Socket 478
Стандарт питания ATX12V 1.3 или выше
Вилка ATX 20-контактная
Вилка AUX (6-контактная) Не используется
Разъём P4 (4-контактный 12 В) Нужен
Socket 775
Стандарт питания ATX12V 2.01 или выше
Вилка ATX 24-контактная, иногда 20-контактная
Вилка AUX (6-контактная) Н/Д
Разъём P4 (4-контактный 12 В) Нужен
Разъём P4 (8-контактный 12 В) Чипсету 945X с поддержкой двуядерных CPU или выше нужен данный разъём


Вилка ATX с 24 контактами (Extented ATX).


20-контактная вилка ATX для материнской платы.


20-контактный кабель ATX.


6-контактный разъём EPS.


Пришёл и ушёл: разъём питания дисковода.


20/24-контактный разъём (ATX и EATX)


Не делайте этого. 4-контактный расширитель с 20 до 24 контактов вилки ATX нельзя использовать для 12-В дополнительного разъёма AUX (впрочем, он находится слишком далеко). 4-контакный расширитель предназначен для порта Extended ATX и не используется на 20-контактных материнских платах ATX.


Вот как нужно: отдельная 4-контактная вилка вставляется в 12-В порт AUX. Её легко распознать: два золотистых и два чёрных кабеля.


Многие материнские платы требуют подключения дополнительного питания.


Для чего нужны те или иные разъёмы компьютера на его задней стенке? Как подключить монитор? Куда воткнуть микрофон или многоканальную акустику? Обо всём этом читайте в статье, посвящённой компьютерным портам.

Если спросить у людей старшего поколения или не слишком продвинутых пользователей, что такое компьютер, то они, в большинстве своём, покажут нам на монитор. Но, мы-то знаем, что компьютер - это то, что находится внутри системного блока (который некоторые называют процессором:))).

Однако, даже самая совремненная рабочая станция или геймерский ПК не являются самодостаточными и не могут функционировать без подключения к ним различных устройств. Как минимум нам нужен монитор, мышь и клавиатура... Однако, это далеко не всё, что можно подключить к компьютеру. На его задней стенке находится куча разъёмов, позволяющих подсоединить буквально что угодно!

О предназначении самых распространённых портов Вы, скорее всего, знаете, однако у каждого есть пара-тройка "дырок", назначение которых вызывает сомнения. Если хотите узнать всё о компьютерных разъёмах, тогда статья ниже именно для Вас.

Минимальный набор разъёмов

Набор портов на задней стенке компьютера у всех может быть разным. Это зависит от того, насколько старый ПК, кто является производителем материнской платы или какие карты расширения у Вас установлены. Однако, есть некоторые разъёмы, которые присутствуют у всех:

  1. Порты PS2 для мыши и клавиатуры (в современных ПК могут отсутствовать или быть представлены одним совмещённым портом).
  2. Разъём подключения стандартного монитора (VGA или DVI).
  3. Сетевой порт стандарта RJ-45 для подключения к Интернету или локальной сети.
  4. Несколько универсальных USB-портов.
  5. Разъёмы аудиокарты (если установлена).

В этот список можно также добавить разъём подключения в электросеть на блоке питания (обычно находится в самом верху системного блока). Однако, по-сути, он не служит для подсоединения к компьютеру какой-либо периферии и должен быть априори, чтобы обеспечить работу ПК.

Все вышеперечисленные порты обычно имеются на материнской плате. Однако, существуют платы, на которых, например, нет отдельных разъёмов под мышь и клавиатуру или отсутствуют разъёмы видео-/аудиокарт. В таком случае недостающие порты можно компенсировать только подключением соответствующих плат расширения с ними. Без них работать за ПК не выйдет.

Правда, есть один нюанс. Вместо подключения новых плат можно воспользоваться внешними девайсами, заменяющими их по функционалу. Подключить такие девайсы (например, USB-мышь и клавиатуру или внешнюю видеокарту) к компьютеру можно при помощи универсальных портов.

Универсальные разъёмы

Последовательный порт

Ещё когда о персональных компьютерах не было и речи, разработчики уже задумались над созданием универсального интерфейса для подключения различных периферийных устройств. Так в конце 1969 года появился стандарт RS-232 (сокр. англ. "Recommended Standard"), который являл собой 9-контактный (реже 25-контактный) разъём, получивший в обиходе название COM-порт или последовательный порт:

Изначально COM-порт (от англ. "communications port") использовался для подключения к компьютеру консоли, заменявшей монитор. С появлением традиционных дисплеев к нему стали подключать мышь или модем. А с распространением ПК последовательный порт начали широко использовать для подключения различной техники, вроде сканеров штрих-кодов, кассовых аппаратов, консолей видеонаблюдения и т.п.

В наше время этот разъём практически не используется, поскольку был вытеснен более передовым USB-портом. На различных же предприятиях, где RS-232 ещё в ходу, часто используют внешний COM-порт в виде USB-переходника.

Параллельный порт

Ещё одним анахронизмом, который можно встретить на некоторых материнских платах, является так называемый, параллельный порт или LPT (сокр. англ. "Line Print Terminal" - "порт терминала печати"):

Как видно из названия, данный разъём изначально (в 1981-году) был разработан как стандартизированный порт подключения принтеров, сканеров и подобных им устройств. Своё простонародное название "параллельный" этот порт заслужил тем, что, в отличие от COM-порта, мог передавать параллельно несколько потоков данных.

Стандартный LPT-разъём, который обычно можно встретить на не слишком старых ПК, имеет 25 контактов. Из-за этого его часто путают с 25-пиновым COM-портом. Однако, между ними есть существенная разница: COM-порт - всегда имеет тип "папа" (со штырьками), а LPT - "мама" (с дырочками):

Как и последовательный, параллельный порт со временем стал использоваться не только для подключения принтеров. С его помощью, например, можно было организовать прямую передачу данных с компьютера на компьютер, подсоединять запоминающие устройства, а также различные контрольно-измерительные и сигнальные приборы.

USB

В современных компьютерах параллельный порт, как и последовательный, практически повсеместно вытеснили более скоростные и современные разъёмы. Основным из них, без сомнения, можно назвать USB (сокр. англ. "Universal Serial Bus" - "универсальная последовательная шина"), который появился в 1995 году и актуален по сей день:

Как видно из названия, USB передаёт данные последовательно, однако, с более высокой частотой, нежели устаревший COM-порт. За счёт этого в современных соединениях на базе USB 3.0 становится реальным достижение скоростей передачи данных вплоть до 10 Гбит/с (режим Super-speed). Правда, наиболее распространённый USB 2.0 работает значительно медленнее и обеспечивает один из трёх режимов:

  • Low-speed - от 10 до 1500 килобит в секунду (принтеры, сканеры, мышки и другие устройства ввода).
  • Full-speed - от 0.5 до 12 мегабит в секунду (устройства видеозахвата, внешние аудиокарты, современные принтеры и сканеры).
  • High-speed - от 25 до 480 мегабит в секунду (внешние видеокарты, внешние жёсткие диски).

Модификаций у USB-портов существует довольно много, что свидетельствует об их востребованности и популярности, однако в компьютерах обычно можно встретить только разъёмы типа А. На материнских платах, которые выпускались до 2011 года можно встретить только порты USB 2.0, однако, современные ПК могут быть оснащены и портами USB 3.0, которые имеют синюю или красную маркировку.

USB поистине универсален. Имея всего 4 проводника (в версии 3.0 добавили ещё 5), этот разъём позволяет одновременно передавать и получать данные, а также осуществлять питание подключаемых устройств током в 5 вольт (500 миллиампер для версии 1.0-2.0 и до 1 ампера для 3.0). Это позволило применять USB практически в любых устройствах, которые только можно подключить к ПК.

FireWire

Однако, не один лишь USB актуален сегодня. В том же 1995 году на свет появилась спецификация IEEE 1394, которая получила известность под маркой FireWire от всем известной компании Apple:

Изначально FireWire задумывался как скоростной внешний интерфейс для передачи и обработки мультимедиа-данных на лету. Этому способствовала пропускная способность от 100 до 400 мегабит в секунду. Впоследствии скорость была повышена сначала до 800 Мбит/с, а позже до 3.2 Гбит/с. Это позволило использовать порт для создания гигабитных локальных сетей и подключения внешних жёстких дисков.

Несмотря на хороший потенциал и явный выигрыш в скорости передачи данных, FireWire всё же распространён гораздо меньше, нежели USB. А с приходом высокоскоростного USB 3.0 можно предположить, что данный разъём так и останется нишевым, и будет использоваться только в профессиональной аппаратуре.

eSATA

Ещё одним "игроком" в борьбе за универсальность среди портов компьютера является разъём eSATA (от англ. "external SATA" - "внешний SATA"), появившийся на рынке в 2004-2005 годах, почти на 10 лет позже USB и FireWire:

Этот порт предназначен в первую очередь для подключения внешних жёстких дисков и обеспечивает скорость передачи данных до 3 Гбит/с. В начале разработки порт (как и обычный внутренний SATA) не имел собственного питания, однако, практически все современные материнские платы с данным разъёмом используют спецификацию eSATAp ("p" - "power").

Характерной особенностью eSATAp является совместимость со стандартными штекерами USB типа А. Внутренняя шина разъёма имеет аналогичную 4-контактную распайку и обеспечивает питание +5 Вольт. На внешние же клеммы в боковых выемках порта подаётся напряжение +12 Вольт. Правда, в ноутбуках их нет из-за нерациональности: максимальное выходное напряжение стандартных лептопов обычно не превышает 5 Вольт.

eSATA вряд ли составит сильную конкуренцию USB и FireWire в плане многофункциональности, но в деле подключения жёстких дисков у него есть огромное преимущество. Дело в том, что при подключении внешних запоминающих устройств по тому же USB сигнал должен перекодироваться в команды SATA или PATA. На что уходит дополнительное время. eSATA же передаёт данные сразу в SATA-формате, поэтому никаких задержек не происходит.

Разъёмы видеокарты

Итак, с основными распространёнными универсальными разъёмами на задней стенке компьютера, надеюсь, мы разобрались. А теперь настал черёд разобраться с портами более специализированного назначения. И в первом ряду здесь идут интерфейсы подключения монитора, которые имеются на видеокарте ПК.

Первым делом следует сказать, что видеокарты могут быть встроенными (интегрированными), дискретными (обычно на шине PCI-Express) или внешними (подключаются по USB или FireWire). Самым производительным решением являются отдельные видеокарты, которые поставляются в виде платы расширения под внутренний порт PCI-Express:

Преимущество интегрированных видеокарт в готовности компьютера к подключению монитора уже "из коробки", а также в том, что они, как правило, потребляют значительно меньше энергии, нежели дискретные. Отдельные же видеокарты являются лучшими по производительности, поскольку либо не расходуют ресурсы ПК вовсе, либо используют незначительное количество оперативной памяти для кеша.

Внешние видеокарты обычно используются владельцами ноутбуков со слабой встроенной графикой для игр или работы с видео и 3D. Они в теории могут быть не хуже дискретных, однако тут свои ограничения может накладывать тип подключения. Например, внешняя видеокарта той же модели, что и дискретная, подключённая через порт USB 2.0 будет работать значительно медленнее...

Естественно, что в зависимости от типа Вашей видеокарты на ней могут присутствовать или отсутствовать некоторые разъёмы. Рассмотрим вкратце их все.

VGA (D-Sub)

Одним из самых старых (разработан в 1987 году) портов видеокарт является 15-пиновый аналоговый видеовыход VGA (сокр. англ. "Video Graphics Adapter" - "адаптер видео графики") или D-Sub (от англ. "D-subminiature" - "D-образный субминиатюрный"):

Этот порт обычно присутствует в качестве единственного видеовыхода во встроенных видеокартах (хотя современные интегрированные карты могут быть оснащены и другими разъёмами). Он позволяет подключать к компьютеру ЭЛТ-мониторы, а также большинство ЖК-дисплеев и проекторов. Максимальное разрешение видео с порта - 1280×1024 пикселя.

S-Video (S-VHS)

Ещё одним стареньким аналоговым портом, который часто встречается на видеокартах, является разъём S-Video (сокр. англ. "Separate Video" - "раздельное видео"):

Данный порт был разработан в конце 80-х компанией JVC для подключения к ПК их видеомагнитофонов и видеокамер. Своё название разъём получил за то, что позволял передавать раздельно такие компоненты видеосигнала как яркость и цветность. За счёт этого получаемую картинку можно было довольно гибко настраивать, регулируя отдельно её цвета и насыщенность.

По сути, данный разъём был одной из первых попыток создать нечто, вроде, карты видеозахвата для оцифровки аналогового видеосигнала. На то время пропускной способности S-Video было достаточно для передачи обычного телевизионного сигнала (для современного HDTV разъём, увы, непригоден).

Порт изначально существовал в 4-пиновом исполнении, а в 90-х появилась его расширенная версия на 7 контактов. Эта версия позволила реализовать прямую совместимость S-Video с композитными разъёмами бытовой техники (телевизоры, видеомагнитофоны и камеры) типа RCA ("тюльпан").

DVI (сокр. англ. "Digital Visual Interface" - "цифровой видеоинтерфейс")

В 1999 году, когда стало окончательно ясно, что будущее не за аналоговыми технологиями, а за цифровыми, производители мониторов решили, что VGA (1987-го года выпуска) устарел и выдали новый стандарт, который получил название DVI:

DVI-порты существуют двух типов: DVI-I (с поддержкой аналогового сигнала стандарта VGA) и DVI-D (поддерживают только цифровой сигнал). Они отличаются наличием (или отсутствием) четырёх дополнительных контактных гнёзд в левой части. Зато штекеров к DVI-разъёмам имеется аж 5 видов:

  1. DVI-I Dual Link - штекер с самым полным набором контактов. Поддерживает передачу по одному аналоговому и двум цифровым каналам.
  2. DVI-I Single Link - отсутствует 9 центральных контактов. Поддерживает передачу по одному аналоговому и одному цифровому каналу.
  3. DVI-A - штекер для передачи данных только по одному аналоговому каналу. Используется в переходниках DVI-VGA.
  4. DVI-D Dual Link - удалены четыре контакта в левой части. Поддерживает передачу только по двум цифровым каналам.
  5. DVI-D Single Link - удалены четыре контакта в левой части и 9 в центральной. Поддерживает передачу только по одному цифровому каналу.

Современные видеокарты обычно комплектуются разъёмом DVI-I, к которому можно подключить любые DVI-штекеры. Однако, иногда на совместимости с аналоговыми устройствами экономят и ставят DVI-D. В этом случае Вы сможете подключить к компьютеру только полностью цифровой монитор. Максимальное разрешение видео с порта - 2560×1600 пикселей.

HDMI (сокр. англ. "High Definition Multimedia Interface" - "мультимедийный интерфейс высокого разрешения")

Внедрение DVI решило проблему прямой передачи цифрового видеосигнала на монитор. Однако, на практике разъём получился довольно громоздким и не совсем удобным. Поэтому уже в 2002 году ассоциацией, в которую входили такие крупные компании как Hitachi, Panasonic, Philips, Sony и другие был разработан и внедрён новый стандарт HDMI:

Порт HDMI избавился от поддержки аналоговых устройств, почти вдвое уменьшился в размерах и обрёл способность передавать не только видеосигнал, но и многоканальный звук. По сути, HDMI стал цифровым аналогом таких стандартов как SCART и RCA (в простонародье "тюльпан").

По техническим характеристикам HDMI представляет собой тот же DVI-D, но с дополнительными звуковыми проводниками. Максимальное разрешение видео с порта - 2560×1600 пикселей.

DisplayPort (с англ. "разъём дисплея")

На сегодняшний день самым новым и перспективным является, разработанный в 2006 году, разъём DisplayPort:

Как и HDMI, DisplayPort может передавать одновременно и звук, и видеосигнал. Однако, максимальное разрешение видео у него выше и составляет 3840×2400 пикселей. Также, за счёт повышенной пропускной способности, DisplayPort может передавать 3D-видеосигнал на телевизор или монитор.

Существовала также версия разъёма miniDP, однако, на сегодняшний день она практически не используется. Встретить такие порты можно, разве, в ноутбуках MacBook от компании Apple. Обычный же DisplayPort с 2010 года является практически обязательным разъёмом, поэтому его можно встретить как на современных видеокартах, так и на любой видеоаппаратуре.

Разъёмы аудиокарт

Если разъёмы видеокарт различаются по своему внешнему виду и можно сразу определить, что за порт перед нами, то на звуковых картах почти все гнёзда представляют собой обычные "мини-джеки". Осложняется всё ещё и тем, что каждый порт имеет одностороннюю передачу данных только на вход или на выход.

Обычно разобраться в разъёмах позволяет цветовая маркировка портов. Однако, есть аудиокарты, где все разъёмы, например, чёрного цвета и понять, где и что можно только по надписям или инструкции. Попробуем всё же разобраться, объединив знания о цветовой и текстовой маркировках.

MIDI-порт (от англ. "Musical Instrument Digital Interface" - "цифровой интерфейс музыкальных инструментов")

Начнём, пожалуй, c одного из самых старых и заметно отличающихся внешне разъёмов - игрового порта:

Порт имеет маркировку DA-15 (15 пин) и изначально разрабатывался в 80-х годах для подключения различных игровых манипуляторов, типа джойстик. С распространением технологии MIDI данный порт также приспособили для подключения музыкальных инструментов (в основном синтезаторов). Для этого использовался специальный MIDI-кабель с переходником на штекеры DIN-5.

В наше время джойстики и большинство музыкальных инструментов перешло на USB-шину, поэтому сегодня MIDI-порт встречается нечасто.

S/PDIF или S/P-DIF (сокр. англ. "Sony/Philips Digital Interface Format" - "формат цифрового интерфейса Sony/Philips")

В 90-х годах персональные компьютеры и полупрофессиональная бытовая электроника начали широко распространяться во всём мире. Возникла необходимость их коммутации, поэтому примерно в это время топовые звуковые карты стали оснащаться помимо прочих разъёмов ещё и портом S/P-DIF:

Данный порт предназначен для подключения аудиоаппаратуры (или аудиовыходов видеокамер и видеомагнитофонов) посредством одного из двух типов кабелей: оптического (спецификации TOSLINK) или электрического коаксильного (спецификации RCA ("тюльпан")).

В наше время S/PDIF применяется в основном для вывода звука ПК на звуковоспроизводящую аппаратуру полупрофессионального и профессионального уровней. Поддерживает передачу объёмного звука в форматах Dolby Digital и Digital Theatre System (DTS).

Mini-Jack

Вот мы и подошли к тем разъёмам, которые есть на любой звуковой карте (если это не узкоспециализированная профессиональная плата для S/PDIF, конечно). Я имею в виду те разноцветные мини-джеки, которых обычно имеется от 1 до 6 (бывает также 8 и даже 12, но это частные случаи, которые не так распространены):

Самыми распространёнными наборами мини-джеков являются 1, 3 и 6. В случае наличия только одного порта, он обычно предназначен для подключения колонок или наушников и называется линейным выходом. В некоторых ноутбуках линейный выход объединяется с входом для микрофона за счёт дополнительного контакта.

Конфигурация из 3-х мини-джеков - самая распространённая на недорогих и встроенных аудиокартах. Обычно они реализуют линейный выход (светло-зелёного цвета), а также линейный (голубой) и микрофонный (розовый) входы. Разница между линейным и микрофонным входами в том, что звук, получаемый микрофонным, проходит дополнительную обработку (шумоподавление), а в линейном никаких обработок нет.

Наконец, существуют аудиокарты с 6-ю мини-джековыми разъёмами. Здесь, добавляется три дополнительных выхода, которые позволяют подключить к ПК акустическую систему стандарта 5.1 или 7.1. Цветовая маркировка дополнительных портов у разных фирм производителей может быть разной, но чаще всего имеем чёрный, оранжевый и серый. В них подключаются боковые колонки акустики, сабвуфер и задние колонки соответственно.

Если все разъёмы на звуковой карте одного цвета, то они обязательно будут снабжены надписями с условными обозначениями портов:

  1. Микрофонный вход: Mic In или Mic.
  2. Линейный вход: Line In или Line.
  3. Линейный выход: Line Out, Out, Speaker или Front (подразумеваются фронтальные колонки многоканальной акустики).
  4. Выход на боковые колонки: Side Out или Side.
  5. Выход на сабвуфер: Sub Out, Sub или Sbw.
  6. Выход на задние колонки: Rear Out или Rear.

Ориентируясь на вышеупомянутые надписи, Вы сможете без особых проблем подключить к компьютеру любые звуковые устройства.

Выводы

Изначально мною планировалось написать небольшую обзорную статью о наиболее распространённых разъёмах компьютера. Однако, при более тщательном изучении темы начало всплывать множество нюансов, не упомянув о которых, я бы не мог сказать, что рассказал всё самое главное. Таким образом, статья получилась довольно увесистой...

К сожалению, рассмотреть все возможные порты даже в рамках получившейся "простыни" никак нельзя. Поэтому я ограничился только теми, которые можно встретить на компьютерах чаще всего, уделив пристальное внимание мультимедийным и универсальным разъёмам. На практике же при помощи дополнительных плат расширения Вы можете оснастить свой компьютер буквально любым нужным Вам интерфейсом!

Надеюсь, статья будет полезной и пригодится кому-нибудь, кто задумает подключить к ПК то или иное устройство. За сим откланиваюсь и желаю всем поменьше путаницы в компьютерных делах и в жизни вообще:)

P.S. Разрешается свободно копировать и цитировать данную статью при условии указания открытой активной ссылки на источник и сохранения авторства Руслана Тертышного.

Из этой статьи Вы узнаете про то, что такое внешние разъемы компьютера, где они находятся и для чего они надо, а также познакомитесь с такими понятиями как разъём-«мама» и разъём-«папа». Перед началом прочтения статьи рекомендую ознакомиться с материалами:

Устройства в компьютере обмениваются данными, «мозг» и распределитель потоков данных находится в системном блоке. В статье, посвящённой его Вы могли увидеть кабели питания и кабели для передачи данных, которые используются для внутренних устройств. С внешними всё то же самое. Вообще, чтобы соединить одно устройство с другим, обычно используется кабель. Почему обычно? Потому что есть технологии беспроводной передачи данных: возможно Вы уже видели компьютерную мышь или клавиатуру, от которых не тянется провод. А если не видели, то полюбопытствуйте в компьютерном магазине. Однако удовольствие не использовать провода достаточно дорогое на данный момент. Поэтому возникает вопрос, куда же эти провода подсоединять. На задней и передней внешней панели системного блока компьютера Вы можете увидеть множество разнообразных отверстий, некоторые круглые или неправильной формы с дырочками, некоторые вытянутые — всё это разъёмы (или гнезда). Они-то и надо для того, чтобы подключать внешние устройства. Давайте воспользуемся жаргонными, но весьма полезными для понимания словами, как разъём-«мама» — с дырочками под штырьки разъёма-«папы» .

Разъёмов, конечно, много, разных видов , но запутаться и подключить что-то не туда практически нереально. Во-первых штырьки «папы» должны совпадать с гнездами «мамы», во-вторых форма самого гнезда часто подсказывает как надо, чтобы мы не перепутали верх и низ, а в третьих некоторые разъёмы «мама» и «папа» помечены одинаковым цветом, чтобы опять же облегчить нашу с вами жизнь. К последним относятся как правило разъёмы клавиатуры и мыши старого типа (круглые, про подключение клавиатуры и мыши поговорим отдельно, на всякий случай), а также наушников и микрофона. Ещё одной особенностью разъёмов является то, что для каждого устройства они находятся на собственной металлической полоске. Давайте взглянем на фотографию:

снизу вверх идут полоски с разъёмами разных плат. Сначала сетевой, потом видеокарты, у кого есть звуковая карта, будет ещё полоска. Помните, мы заглядывали внутрь и видели эти платы? Потом есть большая полоска сверху, там кучками разъёмы для клавиатуры и мыши (сверху), усилителей (наушников) и микрофона снизу. Также там есть такие плоские разъёмы, где-то я встретил их сравнение с клювиком уточки и оно мне очень понравилось, поэтому можете запомнить и так.

Из этой статьи Вы узнали:

  • Что такое разъем компьютера
  • Где находятся разъемы
  • Что такое разъем «мама» и разъем «папа»

Можно смело утверждать, что разъемы компьютера появились одновременно с самим компьютером. Даже у самых первых элетронно-вычислительных машин, размером с небольшой заводик, были свои разъемы. К ним подключалась различная периферия, актуальная на тот момент: считыватели перфокарт, магнитные или даже ртутные накопители, одним словом, устройства для всевозможных вычислительных надобностей. Годы идут, компьютерная техника постоянно модернизируется - меняются, соответственно, и разъемы, однако неизменным остается одно. Они по-прежнему являются неотъемлемой частью любого компьютера.

Разъем и его назначение

Порты и разъемы компьютера - это набор контактов, которые обеспечивают соединение самого компьютера со всевозможными внешними и внутренними устройствами. К таковым относятся: принтеры и сканеры, дисководы, фотоаппараты, видеокамеры, накопители, мониторы, клавиатуры и другое. Пожалуй, на то, чтобы перечислить всю возможную для подключения периферию, уйдет немало времени.

Есть разница между портами и разъемами? Лишь умудренный опытом профессионал сможет провести четкую грань между этими двумя понятиями, однако в повседневной практике разницы практически нет. В принципе, правильно будет использовать оба определения.

Какие бывают разъемы

Принято все порты и разъемы компьютера делить на внешние и внутренние. Хотя при желании можно предложить множество видов всевозможной классификации.

К внешним портам принято относить те, которые вынесены наружу, за или ноутбука. К ним подключаются всевозможные устройства, не входящие непосредственно в его состав: сканер, принтер, телефон, мышка или клавиатура. Иначе говоря, все, что подключается извне.

К внутренним же портам и разъемам относятся те, которые спрятаны внутри системного блока или корпуса устройства. К таким портам подключаются встроенные устройства: дисководы, жесткие диски, видеокарты, звуковые или сетевые карты и многое другое.

Внешние порты

Как уже отмечалось, внешний порт - это разъем, посредством котрого подключаются всевозможные устройства извне. Поскольку таковых устройств насчитывается довольно много - пожалуй, несколько миллионов - то разработчики пришли к закономерному выводу, что нужно стандартизировать хотя бы часть из них. Порты и были изначально призваны объединить многочисленные способы соединения внешнего устройства и ПК.

Порты различаются по скорости передачи данных, по их формату и и по другим признакам. Приведем самые основные из них:

  • Ethetnet - порт для организации компьютерной проводной сети.
  • USB - универсальный порт, через который сегодня присоединяется большинство устройств.
  • (FireWire) - еще один порт для обмена данными между компьютером и внешним устройством.
  • S-Video - для подключения аналоговых видео устройств.
  • eSATA и его разновидности.
  • SCSI.
  • RS-232.
  • PS/2 - устаревшие порты для подключения мышей и клавиатур.
  • VGA, HDMI, Display Port - видеовыходы для компьютера.
  • Bluetooth - беспроводной порт для обмена данными.
  • COM и LPT - также устаревшие порты, но ими до сих пор часто оснащаются и современные машины.
  • PCMCIA, Express Card - порты для всевозможных модулей расширения.

И это лишь основные внешние разъемы компьютера. В реальности их гораздо больше. Но они менее распространены.

Внутренние порты

К внутренним портам подключаются не периферийные, а внутренние устройства, которые входят непосредственно в аппаратную часть каждого компьютера. Их также немало, основная их часть располагается на материнской плате:

  • разъемы для подключения видеокарты, звуковой и сетевой карты и т.д.;
  • разъемы для подключения планок оперативной памяти;
  • разъемы для IDE-устройств - сюда относятся всевозможные дисководы;
  • SATA - для подключения также всевозможных дисков и приводов;
  • сюда же относятся многочисленные контакты для лампочек и кнопок, вынесенных на корпус компьютера.

Все это лишь основные виды разъемов компьютера. За годы своей эволюции они прошли немалый путь, какие-то из них навсегда «ушли со сцены», другие - трансформировались и усовершенствовались, как, например, это произошло с портами SATA или USB.

Можно ли отремонтировать разъем

Нередко, особенно в устройствах невысокого качества сборки, порты выходят из строя. Это может выражаться по-разному: некорректная работа присоединяемого устройства или вовсе отказ работы. Существует и множество причин поломок порта: «разболталась» конструктивная часть, произошла распайка контактов или их оплавление, окисление, выход соответствующих контроллеров из строя.

В любом случае будет актуален вопрос о том, возможен ли ремонт разъемов компьютера. Все зависит от характера поломки и самого разъема. Например, выход из строя разъема на материнской плате чаще всего не поддается «излечению». А вот внешние порты нередко можно отремонтировать (например, если произошла распайка контактов). Однако часто бывает и так, что проще и дешевле целиком заменить весь порт, нежели пытаться его починить.

Однако самостоятельно произвести ремонт порта или разъема у рядового пользователя вряд ли получится. Если же тянуть с обращением в мастерскую, то рано или поздно это закончится окончательным «разбалтыванием» разъема в гнезде и, возможно, к замыканию.

Естественно, ремонтировать разъемы компьютера самостоятельно можно лишь тогда, когда присутствует полная уверенность в своих силах. В противном случае лучше все-таки обратиться в специализированную мастерскую.

Что такое распиновка

Говоря научным языком, распиновка - это маркирование (обозначение) контактов внутри какого-либо разъема. Ну, а проще - назначение каждого из штырьков или отверстий в разъеме. Например, один контакт может отвечать за питание устройства, другой - за отправку данных, третий - за их прием, четвертый за заземление и т.д.

В схемах распиновка чаще обозначается либо цифровым или буквенным методами, либо разным цветом.

Распиновка разъемов компьютера помогает как при ремонте порта, так и может быть предназначена для того, чтобы попробовать соединить устройство, которое штатно не подключается к заданному порту, но может быть подключено через распайку необходимых контактов (хотя результат не гарантирован).

Будущее портов

Конечно, ни порты, ни разъемы еще очень долгое время никуда не уйдут из компьютерной техники. Безусловно, они будут видоизменяться, совершенствоваться, появятся новые стандарты обмена сигналами. Словом, все будет еще лучше и быстрее. Возможно, осуществится переход от физических портов к виртуальным. Фантазировать на эту тему можно бесконечно долго.

Также наблюдается тенденция постепенного ухода от проводных портов. Уже сегодня производители при первой же возможности стараются внедрить в свои устройства беспроводные порты. Однако разъемы компьютера как таковые, безусловно, сохранятся еще не один десяток лет.