Виды социальных лифтов. Каналы социальной мобильности (социальные лифты)

СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ.

В научный оборот понятие было введено П. Сорокиным в 1927 г.

Социальная мобильность - это возможность смены социального слоя. Понятие социальной мобильности близко по значению к понятию социального лифта или карьеры.

Социальная мобильность - изменение индивидом или группой места, занимаемого в социальной структуре (социальной позиции), перемещение из одного социального слоя (класса, группы) в другой (вертикальная мобильность) или в пределах одного и того же социального слоя (горизонтальная мобильность). Резко ограниченная в кастовом и сословном обществе, социальная мобильность значительно возрастает в условиях индустриального общества.

Горизонтальная мобильность - переход индивида из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне (пример: переход в другую религиозную общину, смена гражданства). Различают индивидуальную мобильность - перемещение одного человека независимо от других, и групповую - перемещение происходит коллективно. Кроме того, выделяют географическую мобильность - перемещение из одного места в другое при сохранении прежнего статуса (пример: международный и межрегиональный туризм, переезд из города в деревню и обратно). В качестве разновидности географической мобильности выделяют понятие миграции - перемещения из одного места в другое с переменой статуса (пример: человек переселился в город на постоянное место жительства и поменял профессию).

виды миграции по:

характеру - трудовая и по политическим мотивам:

продолжительности - временная (сезонная) и постоянная;

территории - внутренняя и международная:

статусу - легальная и нелегальная.

Вертикальная мобильность - продвижение человека по служебной лестнице вверх или вниз.

Восходящая мобильность - социальный подъём, движение вверх (Например: повышение в должности).

Нисходящая мобильность - социальный спуск, движение вниз (Например: разжалование)

Межпоколенная мобильность - сравнительное изменение социального статуса у различных поколений (пример: сын рабочего становится президентом).

Внутрипоколенная мобильность (социальная карьера) - изменение статуса в рамках одного поколения (пример: токарь становится инженером, затем начальником цеха, потом директором завода). На вертикальную и горизонтальную мобильности влияют пол, возраст, уровень рождаемости, уровень смертности, плотность населения. В целом мужчины и молодые люди более мобильны, чем женщины и пожилые. Перенаселенные страны чаще испытывают последствия эмиграции (переселение из одной страны в другую по экономическим, политическим, личным обстоятельствам), чем иммиграции (переезд в регион на постоянное или временное жительство граждан из другого региона). Там, где высок уровень рождаемости, население более молодое и поэтому более подвижное, и наоборот.

Пути, по которым происходит перемещение людей из одних социальных групп в другие, называют каналами социальной мобильности, или социальными «лифтами».(к ним относятся: социальный статус семьи; получение образования; физические и умственные способности, внешние данные человека; получение воспитания; смена места жительства; армейская служба; вступление в брак.)

Каналами социальной мобильности могут выступать: школа, образование в целом, семья, профессиональные организации, армия, политические партии и организации, церковь. Эти социальные институты служат механизмами отбора и селекции индивидов, поставляя их в нужный социальный слой. Безусловно, в современном обществе особое значение приобретает образование, институты которого выполняют функцию своеобразного «социального лифта», обеспечивающего вертикальную мобильность. Причем в условиях перехода от индустриального общества к постиндустриальному (информационному), где решающим фактором экономического и социального развития становятся научные знания и информация, роль образования существенно возрастает

Список лифтов социальной мобильности ^

Выбор лифта(канала) социальной мобильности имеет большое значение при выборе профессии и при подборе персонала. Сорокин назвал восемь лифтов вертикальной мобильности, по которым люди перемещаются вверх или вниз по ступеням социальной лестницы в процессе своей персональной карьеры:

Армия . 36 римских императоров (Юлий Цезарь, Октавиан Август и др.) из 92 достигли своего положения благодаря службе в армии.

Религиозные организации . Значение этого лифта достигло апогея в Средние века, когда епископ был одновременно лендлордом, когда Римский Папа мог отправлять в отставку королей и императоров, например, Григорий VII (папа римский) в 1077 г. низложил, унизил и отлучил от церкви императора Священной Римской империи Генриха IV. Католическим священникам было запрещено жениться и иметь детей, поэтому после их смерти освободившиеся позиции занимали новые люди, что препятствовало образованию потомственной олигархии и ускоряло процесс вертикальной мобильности. Пророк Мухаммед сначала был простым купцом, а затем стал правителем Аравии.

Школа и научные организации . В древнем Китае школа была главным лифтом в обществе. По рекомендациям Конфуция была построена система образовательной селекции (отбора). Школы были открыты для всех классов, лучших учеников переводили в высшие школы, а затем в университеты, оттуда лучшие ученики попадали в правительство и на высшие государственные и военные посты. Наследственная аристократия отсутствовала. В современном обществе главными лифтами должны быть бизнес и политика. Сегодня нельзя занимать государственную должность без университетского диплома. К примеру 4 % академиков России вышли из крестьян, например, Ломоносов.

Политический лифт , то есть правительственные группы и партии.

Искусство .

Пресса, телевидение, радио. Газеты и телевидение могут обеспечить известность и продвижение.

Экономические организации . Накопление богатств - это самый надёжный путь наверх в условиях соблюдения законности, в условиях социальных катаклизмов богатство можно легко отобрать. Нищий аристократ не способен сохранить социальный престиж. Средний класс за деньги покупал все желаемые титулы и привилегии.

Семья и брак. По древнеримскому закону если свободная женщина выходила замуж за раба, то её дети становились рабами, сын рабыни и свободного человека становился рабом. Сегодня существует «притяжение» богатых невест и бедных аристократов, когда в случае брака оба партнёра получают взаимную выгоду: невеста получает титул, а жених - богатство.

В то же время следует отметить, что процессы социальной мобильности могут сопровождаться маргинализацией и люмпенизацией общества. Под маргинальностью понимается промежуточное, «пограничное» состояние социального субъекта. Маргинал (от лат.- находящийся на краю) при переходе из одной социальной группы в другую сохраняет прежнюю систему ценностей, связей, привычек и не может усвоить новые (мигранты, безработные). В целом маргиналы как бы утрачивают свою социальную идентичность и потому испытывают большое психологическое напряжение. Люмпен (от нем.- лохмотья), пытаясь в процессе социальной мобильности перейти из старой группы в новую, оказывается вообще вне группы, разрывает социальные связи и со временем теряет основные человеческие качества - способность к труду и потребность в нем (нищие, бомжи, деклассированные элементы). Следует отметить, что в настоящее время процессы маргинализации и люмпенизации получили заметное распространение в российском обществе, а это может привести к его дестабилизации.

Процессы социальной мобильности могут принимать различные формы и даже носить противоречивый характер. Но вместе с тем для сложного общества свободное перемещение индивидов в социальном пространстве - единственный путь развития, в противном случае его могут ожидать социальное напряжение и конфликты во всех сферах общественной жизни. В целом социальная мобильность является важным инструментом анализа динамики общества, изменения его социальных параметров.

Итак, каждый из нас может быть отнесен к той или иной социальной группы, каждый занимает определенное место в социальной структуре. А возможно изменение этого места и как оно происходит?

Ответы на эти вопросы дает теория социальной мобильности. Под социальной мобильностью понимается переход людей из одних общественных групп в другие. При этом различают горизонтальную и вертикальную мобильность. Горизонтальная мобильность подразумевает переход человека в группу, расположенную на том же уровне, что и прежняя, например, переход из одной семьи в другую при повторном браке, с одной фабрики на другую, изменение гражданства. Вертикальная же мобильность предполагает перемещение из одного степени иерархии (ступени) на другой. При этом человек может делать как социальный подъем (от мелкого служащего до управляющего крупной компанией), так и социальный спуск (от среднего предпринимателя к неквалифицированного рабочего).

Примером "закрытого" общества с малой социальной мобильностью может служить кастовый строй в Индии. Человеку, принадлежала к низшей касте, почти невозможно было занять более высокое социальное положение. Напротив, индустриальные, "открытые" общества характеризуются высоким социальной мобильностью.

Социальная мобильность может быть разной в рамках того же общества на отдельных этапах его развития. Из истории известно, к каким крупных социальных перемещений ведут революции, войны, завоевания. Так, революционные потрясения в Российской империи в 1917 г.. И установления большевизма в Украине привели к ликвидации самых богатых слоев общества: почти вся политическая аристократия была отброшена на низшую ступеньку; потеряла свое социальное положение большая часть предпринимателей и высших специалистов-профессионалов. В то же время в течение нескольких лет на вершину политического, экономического, идеологического жизни выдвинулись представители низших слоев населения. Подобную картину дает революция во Франции 1789, английская революция XVII в.

"СОЦИАЛЬНЫЕ ЛИФТЫ"

Обратимся снова к обществу в его нормальном состоянии. Какими путями происходит перемещение людей из одной группы в другую?

По мнению социолога П. Сорокина, этому способствуют несколько социальных институтов, в первую очередь, армия, церковь, школа.

Начнем с армии. Служба в ней во все времена давала возможность двигаться вверх по социальной лестнице. Потери во время войн среди командного состава вели к заполнению вакансии людьми более низких чинов. Из 92 римских императоров 36 достигли этого высокого социального положения благодаря ратным подвигам.

В Средние века множество простых людей таким же образом ста валы генералами, графами, герцогами. В Новое время примером такого восхождения может стать жизненный путь Наполеона и многих из его окружения. К числу подобных выдвиженцев относятся Кромвель и Вашингтон.

Значительное влияние на перемещение людей степенями социальной лестницы делала церковь. Обратимся к периоду раннего христианства. Напомним, что последователями этого вероучения на начальных этапах были в основном представители низших социальных слоев: рабы, ремесленники, зависимое крестьянство. После государственного признания христианства в Древнем Риме многие из них благодаря церкви получали свободу и достигали высокого положения в обществе. Вместе с тем, церковь строго наказывала вероотступников. Среди "разжалованных" еретиков немало королей, князей, лордов.

Еще одним "социальным лифтом" выступает школа. Образование в ряде случаев открывает доступ к престижным должностей и званий. В современном западном обществе, не закончив университет или колледж, фактически нельзя достичь высокого положения на государственной службе и во многих других сферах.

Учитывая значение школы как важного средства социальной мобильности, правящие группы в ряде стран пытались закрыть доступ к образованию представителям низших слоев. Так, в Англии в XIV в. был выпущен приказ, где говорилось, что ни один крепостной не должен отправлять детей в школу, чтобы не дать им возможность продвигаться в жизни. Аналогичную роль призван выполнять и "циркуляр о кухаркиных детей", изданный в Российской империи в 1886 г.., Который предусматривал не допускать в гимназию детей из низших сословий.

Из некоторых постов у меня сложилось впечатление, что многие комрады не понимают четко выражение «социальный лифт». Основной смысл понятия направлен на того человека, который имеет неординарные способности и талант. Этот человек, а не его дети или внуки, должен иметь возможность самореализоваться, тем самым принеся пользу себе и Отечеству, потому что именно у него есть талант или даже штучная гениальность. Понимаете? Социальный лифт не создает условия для детей или внуков, а позволяет реализоваться именно тому, у кого здесь и сейчас обнаружены недюжинные способности, хотя и родился он в той среде, где его таланты не нужны в полной мере. И в рамках одной, данной этому человеку жизни, наличие у него таланта стремительно возносит человека на верхние этажи любой профессиональной иерархии в стране, не утеряв этот талант для Отечество.

Если в стране до 90% крестьян, совершенно очевидно, что профессиональная ориентация крестьянской жизни не позволит реализовать многим детям крестьян свои склонности к творчеству, к науке или гуманитарным отраслям человеческой деятельности. именно по этому страна не досчитается новых гениев в каждой отрасли человеческой деятельности.

Отсутствие широкого доступа к нормальному образованию любого уровня не позволит даже выявить и оценить уровень талантливости большинства детей страны, которые в большинстве своем являются крестьянскими детьми, которые лишены свободного доступа к высшему и среднему образованию. Ведь, из образования крестьянским детям широко доступна была только начальная школа до 1917 года.

Никто не может сказать, будут ли обладать выдающимися способностями дети или внуки таланта. И потому обществу для своего развития необходимо предоставлять возможности совершенствоваться и реализовываться в спорте борцу Карелину, а не его детям или внукам, о достижениях которых мы совершенно ничего не знаем. Не знаем мы ничего и о достижениях детей Сталина в политике или еще в какой отрасли человеческой деятельности (знатного летчика-генерала все же не будем причислять к числу достигших высот). Слышали ли вы о достижениях детей Вернадского, Королева, Павлова и других великих ученых и организаторов? А ведь есть еще и бездетные великие.Чайковский, Чехов…

Так что, социальный лифт — это возможность в этом же поколении конкретному талантливому человеку самореализоваться.

И не надо путать единичные возможные в царской России неторопливые восхождения из крестьян, которые за несколько поколений выбирались из крестьянской среды и попадали на тот уровень, который с трудом мог обеспечить возможность получения любого высшего образования.

Социальный лифт

Итак… что же такое социальный лифт ?

Начнем с того, что есть социальная лестница — расположение различных слоев общества. Кто-то выше, кто-то ниже. На ней можно стоять (значит, оставаться на месте). Очевидно, по ней можно спускаться или подниматься - ну как бы пешком.

А еще есть социальный лифт . Что-то, что позволяет БЫСТРО перемещаться по социальной лестнице . В идеале - вверх, хотя на лифте можно и вниз спуститься…

Социальный лифт - что это?

Что все-таки такое социальный лифт ? С помощью чего можно быстро подняться вверх по социальной лестнице?

Попробуем посмотреть какие-нибудь наглядные примеры социального лифта .

Пример первый

Один человек, овдовев, женился снова. У него была дочка - молодая девушка. Вместе с мачехой в доме поселились и две ее дочки - злые и вздорные, как и их мать.

Ты уже, надеюсь, догадался, что девушку звали Золушка. Как известно из сказки, в итоге в нее влюбился принц и она из бедной девушки превратилась в принцессу.

Сказка ложь, да в ней намек - удачный брак это один из самых быстрых социальных лифтов .)))

Примеров этому можно найти тысячи не только в сказках, согласен?))

Пример второй

Напомню, что лифт может ехать не только вверх.

Обычная житейская история - хороший парень из благополучной семьи, которому все прочат прекрасное будущее, по глупости, по дурости, по пьянке совершает преступление и попадает в тюрьму. Там у него появляются новые «прекрасные» друзья - наркоманы, подонки, жулики, появляются новые интересы в жизни. Через три года он выходит на свободу другим человеком - социальный лифт увез его на самое дно.

Теперь его будущее - «украл, выпил, в тюрьму»…

Жизненный пример, как ты думаешь?

Пример третий

Молодой человек оканчивает школу. У него есть выбор - бить баклуши, потом пойти в армию, потом подыскать какую-нибудь работу, не требующую особых знаний. То есть остаться на той ступени социальной лестницы , на которой и был. Есть и другие варианты.

Например, получить высшее образование. А что значит высшее образование? Это возможность получить высококвалифицированную и соответственно высокооплачиваемую работу. Это совсем другой круг общения - образованных, интересных и успешных людей. Это возможность получить еще более высокое образование и еще более интересную и высокооплачиваемую работу.

Теперь ты понимаешь, надеюсь, что самый надежный социальный лифт , который везет тебя только наверх - это образование .

Конечно, удачный брак может помочь не только Золушке, но это вопрос случая, тут никто не в силах ничего предсказать. А вот сесть в тот лифт, который точно повезет тебя вверх, как в примере №3, а не вниз, как в примере №2 - для этого нужно только ум и желание.

Социальный лифт — это очень интересный социальный механизм. Эту тему знать просто необходимо для ориентирования в материале по обществознанию. Сколько я ни говорю, что важно уметь приводить факты, ориентироваться в примерах, материале — все как в пустоту говорю. Все какие-то книжки читают, какие-то тесты решают... Просто жесть. В общем завтра будут Разные разговоры #3. Расскажу что не так делаете. А сейчас про социальные лифты.

Понятие социального лифта

Социальный лифт — это механизм повышения (или понижения) социального статуса. Понятие социального лифта напрямую связано в понятием . Но в большей степени — с социальной мобильностью. Социальные лифты повышают (или понижают) четыре основных социальных признака: уровень власти, доходов, престижа и образования.

Названные признаки могут повышаться по одному или все разом. Например, уровень власти — это то количество человек, которое находится у вас в подчинении. Чем больше — тем больше уровень власти. Понятно, что социальным лифтом здесь может служить любая организация, где есть иерархия должностей и статусов.

Доход — это вся совокупность материальных ценностей, которые получает индивид за определенный период. Доход, как и власть, в одном социальном лифте может повышаться, а в другом — нет. Например, вы можете быть архивариусом (статус-то какой!), но зарплата может быть просто нищенской.

Что такое престиж и уровень образования более детально, равно как и два предыдущих признака социальной мобильности, разбирали в видеокурсе «Обществознание: ЕГЭ на 100 баллов»

Примеры социального лифта

Питирим Сорокин — нобелевский лауреат и российско-американский социолог признавал лишь три социальных лифта: армия, семья и церковь.

В армии можно выслужиться с рядового до генерала — при усердии и должном трудолюбии. К примеру, возьмем какого-нибудь паренька из деревни «Ключи», которая находится в сердце Камчатки. Как вы понимаете, туда прилетает вертолет, выбрасывает медикаменты, продукты раз в месяц и улетает. Какие реальные шансы у паренька из такой деревни «выбиться в люди»? ЕГЭ он не сдаст, потому что на весь район одна школа, и там всего 3-4 учителя, которые ведут все дисциплины.

Кстати, мне как-то писала девочка вот из такой глухомани — приобрела у меня видеокурс по истории и сдала — на баллы — лучшие в регионе... Поступила в вуз и счастья ее не было предела. Ну а нашему пареньку-то как быть? Усердием он особо не отличается — ему бы по лесу бегать, да в футбол гонять... Армия — единственный доступный социальный лифт, куда его с руками и ногами возьмут вот за просто так. А он-то здоровый — небось в отправится. Вот армия и будет для него офигенным социальным лифтом.

Церковь — тоже классный социальный лифт. К примеру, был ты обычным пареньком — а стал священнослужителем. Тут и карьерный рост есть, и едой, жильем (кельей) обеспечат. Словом, ничего себе . Только надо греческий да латынь подтянуть.

Семья — как пример социального лифта. Если ты родился в семье со связями, то тебе гарантирована серьезная карьера. Папа — директор завода, мама — мэр города, дядя — глава МВД -выбирай, что называется — не прогадаешь. Однако сегодня, в постиндустриальное общество появились и другие социальные лифты. Например, образование и Интернет.

Примером такого случая может служить Игорь Растеряев. Кто знал этого талантливого певца и музыканта до 2011 года, когда он на ютубе спел свою знаменитую песню про комбайнеров? Да никто. А после того, как его клип посмотрели и оценили 10 миллионов человек, стал востребованным певцом и музыкантом! Про образование как социальный лифт — сами додумаетесь — ничего сложного.

Подписывайтесь на новые статьи! Пишите в комментах ваши примеры социальных лифтов.

С уважением, Андрей Пучков

Обычно «социальный лифт» представляют в виде некого волшебного механизма, который позволяет людям подниматься из условных низших социальных слоёв общества в высшие.

Вот, например, Леонид Ильич Брежнев. Родился в семье рабочих, работал на заводе, параллельно получал образование. В 21 год окончил техникум, в 29 лет - институт. Продолжил учиться. Отслужил в армии, стал директором техникума, потом продвигался по партийной линии… к 60 годам стал генеральным секретарём ЦК КПСС и возглавил Советский Союз.

Помните песню про «заводскую проходную, что в люди вывела меня»? Брежнев, по рассказам современников, эту песню очень любил:

http://www.youtube.com/watch?v=XBWiSbqW4Tc

Так вот, из карьеры Брежнева многие ностальгирующие делают ошибочный вывод, будто в СССР существовал некий волшебный «социальный лифт». И что любому достаточно было зайти в этот лифт, нажать на кнопку - и неведомая сила тут же начинала поднимать его наверх, к уютным директорским креслам, к личным водителям и к партийным дачам.

При этом мало кому из поклонников советского социального лифта приходит в голову простой вопрос: если всё было так просто, почему же большая часть советского народа трудилась не в уютных кабинетах, а в цехах и на полях? Вряд ли только из-за любви к физическому труду.

Кстати, о такой же вопрос разбиваются и светлые предания о бесплатных советских квартирах: если квартиру в СССР было так просто получить, почему же тогда далеко не самые бесталанные люди десятилетиями ютились в коммунальной тесноте?

Впрочем, ладно, про квартиры поговорим как-нибудь потом. Вернёмся к социальному лифту. Гораздо правильнее было бы называть социальный лифт не лифтом, а… лестницей. Ведь для того, чтобы ехать на лифте, достаточно ткнуть пальцем в кнопку, тогда как подъём по лестнице потребует значительных затрат сил. И если нажать на кнопку сможет каждый, то вот годами идти по лестнице будут далеко не все: у кого-то не хватит сил, у кого-то терпения, а кто-то и скатится кубарем вниз, поскользнувшись на банановой кожуре.

На всякий случай сразу оговорюсь, что выражение «социальная лестница» принадлежит не мне. Происхождение термина теряется в глубине веков - достаточно вспомнить хотя бы знаменитую «Лествицу» Иоанна Лествичника, которая представляет собой руководство к духовному росту, и которая была написана в конце IV века, почти полторы тысячи лет назад:

Мотивы восхождения на воображаемую лестницу без труда прослеживаются и у древних греков и у древних евреев и в других исторических слоях.

Так вот, коллеги. Нас с вами обманывали. Чудесных самоходных лифтов в реальном мире мало, на всех их не хватает, а те, что доступны каждому, движутся столь медленно, что сорока лет стандартной человеческой карьеры хватает только на то, чтобы преодолеть незначительную часть пути - скажем, от младшего менеджера торгового зала до старшего менеджера торгового зала. Или от прапорщика до прапорщика в отставке. Зато в реальном мире в изобилии встречаются лестницы, при помощи которых, приложив значительные усилия, можно забраться на следующий социальный уровень.

Вернёмся к нашему дорогому Леониду Ильичу. Если мы поглядим на его биографию, мы увидим, что всю свою молодость он потратил на получение образования.

1915-1921 : Классическая гимназия.
1923-1927 : Землемерно-мелиоративный техникум.
1930-1935 : Металлургический институт.
1935-1936 : Курсы моторизации и механизации Красной Армии.

В тридцать лет Брежнев имел уже очень хорошее для того времени образование - поэтому нет ничего удивительного в том, что его немедленно начали ставить на руководящие должности. В России всегда наблюдался кадровый дефицит, а уж в тридцатые годы двадцатого века нехватка образованных людей ощущалась особенно остро.

Конечно, путь Брежнева от секретаря обкома до генерального секретаря - вопрос отдельный. Там, само собой, одного стремления учиться было мало…

Я знаю, сейчас специалисты возмущённо потянутся к клавиатуре. Согласен, седобородые доктора наук в статьях про «социальный лифт» обычно живописуют именно «верхние этажи» социального лифта: путь из какой-нибудь «гипоэлиты» в правящую элиту. Однако мне сегодня более интересен термин «социальный лифт» в том его смысле, в котором он употребляется в сетевых дискуссиях. Мы рассмотрим «нижние этажи» - путь из рабочих в директора.

Для определённости: под условным «директором» я буду понимать некого руководителя достаточно высокого ранга, владельца небольшого свечного заводика или представителя творческой элиты, лицо которого изредка появляется в телевизоре. То есть, того, кто находится в верхней части среднего класса или в нижней части высшего класса.

Начну с перечисления «лестниц».

1. Образование. Хорошие специалисты всегда в цене - поэтому обладатель диплома MBA или, скажем, крутых сертификатов по программированию может рассчитывать на очень хорошую зарплату. Наверное, излишне пояснять, что образование нужно выбирать тщательно. Некоторые вузы выдают на гора откровенный брак, а некоторые специальности предполагают весьма скудную оплату даже для первоклассных специалистов.

2. Капитал. Банальное накопление денег с большой долей вероятности сделает вас через какое-то время богатым человеком. Конечно, деньги можно потерять сотней разных способов и, конечно, для того, чтобы что-то откладывать, нужно хорошо зарабатывать. Тем не менее, эта «лестница» работает и очень многие выбирают именно её.

3. Бизнес. Пожалуй, самый прямой и понятный путь. Начав с крошечного пыльного офиса можно, приложив известную толику труда и мозгов, дорастить свою фирму до средних размеров компании с сотней человек персонала. Легко на этом пути не будет, однако и каких-то особенных трудностей на нём тоже нет: бизнес по своей природе весьма демократичен.

4. Мастерство. Это путь музыкантов, журналистов, художников, поваров и прочих представителей творческих профессий. Если изо дня в день проводить долгие часы, совершенствуя свою способность играть на скрипке, рано или поздно вы таки станете очень хорошим скрипачом. Есть даже эмпирическое правило «10 тысяч часов», согласно которому для достижения виртуозного мастерства в любом искусстве нужно затратить на упражнения около 10 тысяч часов.

5. Связи. Удивительных успехов может достичь человек с лёгким характером, который является желанным гостем на разного рода вечеринках и пикниках. В истории современной России можно привести массу примеров, когда коммуникабельность открывала перед её носителем двери в высшее общество.

6. Карьера. Если умело играть в аппаратные игры и не мариновать себя годами в бесперспективных тупиках, за пару десятилетий вполне реально дорасти до весьма высоких кресел - причём безо всяких там подлостей и лизоблюдства, которыми так любит народная молва несправедливо окружать идейных карьеристов.

7. Репутация. Ответственные люди, на которых можно положиться, всегда в большой цене: с ними удобно и приятно работать, поэтому они постоянно получают массу интересных предложений о сотрудничестве. Что характерно, ответственные люди нужны на любом уровне - вплоть до уровня министров. Если вы всегда приходите на работу вовремя и прикладываете значительные усилия, чтобы выполнить свои обещания, знайте, вы на верном пути.

Разумеется, кроме этих семи лесенок есть и ещё масса других - известность, брак по расчёту, разные криминально-коррупционные варианты, всяческие авантюры, военная служба или даже писательское дело.

Лесенки можно объединять. Например, лестница дворника проста, но весьма невысока: опытный дворник зарабатывает практически столько же, сколько и начинающий. А вот лестница писателя может поднять музоносца до любых вершин, но при этом на первой тысяче ступенек жрать будет физически нечего.

Таким образом, объединив лестницу дворника с лестницей писателя мы получим вполне работоспособный (и уже проверенный опытом десятков писателей) вариант: ремесло дворника даст начинающему писателю кусок хлеба на первых порах, пока он не станет достаточно знаменитым, чтобы жить на гонорары от своих книг.

Плавно перехожу теперь к сути поста.

У всех перечисленных мной социальных лестниц есть нечто общее. Нацелившийся на подъём по ним должен будет значительную часть своего времени посвятить процессу… накопления . То есть, складывать монетку к монетке, учебник к учебнику, аккорд к аккорду и так далее - пока не накопит достаточно, чтобы перелезть на следующий уровень.

Со времён Александра Сергеевича принято смеяться над теми, кто копит. Скупой рыцарь, помещик Плюшкин, толстые мальчики со свиньями-копилками из советских фильмов… Копить считается занятием недостойным, уделом слабаков, которые не могут разрубить гордиев узел одним ударом кавалерийской шашки.

Кроме того, сейчас принято к месту и не к месту цитировать классиков психологии, которые невольно повесили на всех методичных и бережливых людей клеймо «анальной фиксации». Банки и ломбарды, опять-таки, темпераментно рекламируют нам сладкую жизнь в кредит.

В итоге получается противоречие. Вместо того, чтобы неторопливо подниматься по одной из многочисленных лестниц, типичный потребитель заходит в обклеенный рекламой макет лифта и безуспешно давит там на разные кнопки. «Социальный лифт не работает!», - справедливо восклицает бедолага и садится на пол в ожидании доброго лифтёра, который (в воображении потребителя) прилетит на волшебном вертолёте, чтобы исправить поломку лифта.

Иногда очень многое зависит от правильно выбранного термина. Если бы я мог отправлять письма в прошлое, я бы написал письмо петербуржцу Питириму Сорокину и попросил бы его назвать социальный лифт, например, лестницей. Однако не факт что Сорокин - революционер и романтик - согласился бы с тем, что для смены социального класса ещё недостаточно одной лишь только выслуги лет.

PS . Про другие инфекции мышления, которыми можно заразиться в обществе потребления, я писал вот здесь.