Социальная мобильность. Виды и каналы социальной мобильности

Ниже представлены ученические решения экзаменационных заданий. Оцените каждое из них в соответствии с критериями проверки заданий ЕГЭ. После нажатия кнопки «Проверить» вы узнаете правильный балл за каждое из решений. В конце будут подведены итоги.

Задание № 10052

Назовите любые три канала социальной мобильности, не упомянутых в тексте, и проиллюстрируйте применительно к современному обществу возможность перемещения индивида посредством каждого из них (сначала укажите канал, затем приведите соответствующий пример).


Поскольку вертикальная мобильность присутствует в той или иной степени в любом обществе и поскольку между слоями должны существовать некие «мембраны», «отверстия», «лестницы», «лифты» или «пути», по которым позволительно индивидам перемещаться вверх или вниз из одного слоя в другой, то правомерно и нам было бы рассмотреть вопрос о том, каковы же в действительности эти каналы социальной циркуляции. Функции социальной циркуляции выполняют различные институты... Важнейшими из ряда этих социальных институтов являются... профессиональные организации... Некоторые из этих организаций также играют большую роль в вертикальном перемещении индивидов. Таковы научные, литературные, творческие институты и организации. Поскольку вход в эти организации был относительно свободным для всех, кто обнаруживал соответствующие способности вне зависимости от их социального статуса, то и продвижение внутри таких институтов сопровождалось общим продвижением по социальной лестнице. Многие учёные, юристы, литераторы, художники, музыканты, архитекторы, скульпторы, врачи, актёры, певцы и прочие творцы простого происхождения социально поднялись благодаря этому каналу. То же можно сказать и о представителях средних слоёв, достигших ещё более высоких социальных позиций. Среди 829 британских гениев, исследованных X. Эллисом, 71 были сыновьями неквалифицированных рабочих, поднявшимися до высоких позиций исключительно благодаря этому каналу... В США из 1000 писателей, по крайней мере, 187 достигли известности благодаря этому каналу. 4% наиболее известных учёных России (академиков), достигших высокого социального положения, вышли из крестьянской среды. Здесь должна быть упомянута печать, особенно газеты, как специфический вид профессиональных институтов, как важный канал вертикальной циркуляции. В настоящее время роль прессы в этом отношении значительно увеличилась. Она может обеспечить, по крайней мере, на некоторое время, великолепную карьеру любой бездарности либо разрушить карьеру человеку незаурядных способностей. Прямо или косвенно она выполняет громадную роль «социального лифта». «Известность» - это то, без чего сейчас быстрое продвижение чрезвычайно затруднено. Она приносит славу часто на пустом месте, она открывает или губит талант, она может «преобразовать» средние способности в гениальные, может она и задушить истинного гения. Поэтому те социальные группы, которые контролируют прессу, играют большую роль в социальной циркуляции, ибо она представляет собой один из самых шумных, эффективных и скоростных лифтов циркуляции.

(П. А. Сорокин )

Пояснение

Могут быть названы и проиллюстрированы примерами следующие каналы социальной мобильности:

1) бизнес: начинающий дизайнер Н., открыв индивидуальное предприятие, занимающееся изготовлением печатной продукции, за несколько лет расширил производство, стал руководителем фирмы «Полиграф» и достиг более высокого экономического положения;

2) образование: сотрудница банка Л., успешно завершив обучение

в магистратуре, была переведена на более высокую должность;

3) армия: гражданин В., начавший службу по контракту, был рекомендован командованием части к обучению в военном училище, после окончания которого В. получил офицерское звание и возможность дальнейшего продвижения по службе.

Могут быть названы другие каналы, приведены другие примеры.

Критерии оценивания выполнения задания Баллы
Правильно на­зва­ны три ре­зуль­та­та социализации, к каж­до­му при­ве­де­ны со­от­вет­ству­ю­щие примеры. 3
Правильно на­зва­ны два-три ре­зуль­та­та социализации, к двум из них при­ве­де­ны со­от­вет­ству­ю­щие примеры. 2
Правильно на­зва­ны один–три ре­зуль­та­та социализации, к од­но­му из них приведён(-ы) соответствующий(-е) пример(-ы). 1
Правильно на­зва­ны толь­ко один–три ре­зуль­та­та социализации.

Приведены толь­ко один–три примера.

Приведены рас­суж­де­ния об­ще­го характера, не со­от­вет­ству­ю­щие тре­бо­ва­нию задания.

Ответ неправильный.

0
Максимальный балл 3

Пример 1.

Правильно названы и проиллюстрированы три канала, не упомянутые в тексте.

Оцените это решение в баллах:

Пример 2.

Правильно названы и проиллюстрированы два канала, не упомянутые в тексте.

Вертикальная мобильность в той или иной степени присутствует в любых обществах, поэтому в мембранах расположенных между его слоями, должны присутствовать отверстия, какой-нибудь подъемник или лифт. Функцию таких подъемников, обеспечивающих социальную циркуляцию, выполняют различные социальные институты. Важнейшими среди этих институтов являются армия, церковь, школа, политические, профессиональные и экономические организации.

Армия играет особенно важную роль во время межгосударственных и гражданских войн, зависимость общества от армии в этот период особенно велика, ведь от её успеха зачастую зависит дальнейшая судьба конкретного общества. В мирное время армия продолжает играть роль канала вертикальной циркуляции, но в такие периоды, значение её гораздо ниже, чем во время войны. История знает немало примеров, когда представители низших слоёв восходили на вершину стратификационной лестницы благодаря армии: «сицилианец Агофокл сделался царём Сиракуз, выйдя не только из людей, но из самого низкого и презренного состояния. Он был сын горшечника и на всех ступенях своего жизненного пути вёл себя злодеем… поступив в войско и пройдя все служебные степени, он сделался претором Сиракуз. Получив эту должность, он задумал стать князем и, не обязываясь перед другими, удерживать одним насилием власть»…, он перебил с помощью своего войска всю правящую элиту, и захватил власть…,»не чьей-либо милостью, а повышением по на военной службе, добытыми с бесконечными трудностями и опасностями, достиг Агофокл власти и затем удержал её…»(Никколо Макиавелли «Государь» 1997г)

Вторым основным каналом вертикальной мобильности является церковь. Но она выполняет эту функцию только тогда, когда наиболее выражена её социальная значимость. В период наибольшей её экспансии, эта роль уменьшается, вследствие закрытия высших слоев, из-за резкого наплыва в эти слои представителей знати. Будучи каналом восходящей мобильности, церковь одновременно являлась средством, обеспечивающим и её нисходящий поток: тысячи униженных, сосланных и просто убитых «еретиков» и прочих «инакомыслящих».

Школа, как институт воспитания и образования, всегда являл собой канал вертикальной социальной мобильности. Общества, где школы доступны всем её членам, школьная система представляет собой социальный лифт, передвигающийся с самых нижних этажей общества на самые высокие. В обществе, где школы доступны лишь высшим слоям, система представляет собой лифт, двигающийся только в пределах верхних этажей социального здания, перемещая вверх и вниз лишь обитателей этих этажей.

Человек, который иногда попадает в разряд мелких чиновников или поступает на службу к влиятельному представителю правящего класса, автоматически начинает подниматься, оказавшись на этом подъемнике, так как во многих странах существует правило автоматического продвижения официальных лиц по службе. Кроме того, чиновник всегда имеет шанс более быстрого продвижения по службе, если его работа окажется особо ценной.

Поскольку в настоящее время немаловажную роль в назначение правителей и лидеров играет институт выборов, роль каналов вертикальной циркуляции выполняют и политические организации. Для того чтобы быть избранным человек, должен каким - то образом проявить свою личность, устремленность и способность выполнять функцию правителя. Поэтому именно политические организации играют сейчас особо важную роль в качестве каналов вертикальной циркуляции. Функции, которые ранее выполняли церковь, армия и другие социальные институты взяли на себя политические партии.

Профессиональные организации как канал вертикальной циркуляции являются наиболее доступными для представителей большинства слоёв - научные, творческие, литературные институты и организации. Поскольку вход в эти организации всегда был относительно свободным, многие учёные, актёры, музыканты, врачи, рождённые в семьях простых людей, возвысились благодаря этому каналу.

Пресса это тоже особого рода социальный институт, играющий важную роль в качестве канала вертикальной циркуляции. Она успешно может создать великолепную карьеру ничтожеству (пусть и на короткое время) и разрушить карьеру человеку незаурядных способностей. Именно поэтому те общественные группы, которые контролируют прессу, играют наибольшую роль в социальной циркуляции.

«Один из самых крикливых, эффективных и скоростных потоков социальной циркуляции…». (П. А Сорокин» Социальная мобильность»2005г)

Организации по созданию материальных благ являются не менее важными каналами вертикальной циркуляции, чем армия и церковь и. т.д. Лица, входящие в эти организации всегда обладали высоким социальным статусом. Так в средние века представители еврейского народа имели статус гораздо более низкий, чем у простолюдинов. Однако те из них кто зарабатывал капитал, посредством ростовщичества, несмотря на то, что занятие это почётом не пользовалось, обладали статусом высоким и были приближенны ко двору правителей, которых финансировали. Даже в первобытные времена действовал принцип - «кто богат, тот и прав».

Семья - один из наиболее древнейших социальных институтов, она возникла в недрах первобытного общества. И сейчас в большинстве примитивных обществ, семья-это единственный реально функционирующий институт. Среди племен центральной Африки, многих народов севера мы не увидим даже намёка на другие формы социальных институтов. И сегодня общественная ценность семьи обусловлена тем, что именно она является основным носителем культурных образцов наследуемых из поколения в поколение. Именно в семье индивид облучается социальным ролям, получает основы образования и навыки поведения. Функция семьи - удовлетворять потребности общества и личности.

Семья, позволяет достаточно быстро подняться по социальной лестнице, за счёт вступления в брак с представителем другого, более высокого класса. В настоящее время семья как социальный институт утратила своё значение, и уступила место школе. Хотя даёт несомненные преимущества: человеку, рождённому в семье людей изначально принадлежащих к элите, нужно преодолеть гораздо меньше препятствий для повышения своего статуса, чем рожденному в семье простых людей.

Понятие социальной мобильности означает перемещение индивидуумов (иногда групп) между различными позициями в иерархии социальной стратификации, связанное с изменением своего статуса. Согласно определению П. Сорокина, «под социальной мобильностью понимается любой переход индивида… от одной социальной позиции к другой».

Различают горизонтальную и вертикальную социальную мобильность. Горизонтальная социальная мобильность означает изменение социальной позиции без изменения ранга (человек работал учителем в одной школе, но перешел в другую). Вертикальная мобильность означает изменение своего статуса с изменением ранга: учитель становится директором школы, директор становится депутатом и др. Вертикальная социальная мобильность может быть восходящей и нисходящей.

Различают также внутрипоколенную и межпоколенную социальную мобильность. При внутригтоколенной мобильности изменение, социального положения происходит в пределах одной человеческой жизни, при межпоколенной - речь идет об изменении социального положения детей по сравнению с их родителями. Если такого изменения нет, то можно сделать вывод о ригидности (устойчивости, инертности) стратификационной структуры.

Интенсивность социальной мобильности зависит от проницаемости границ между стратами и классами общества. Если эти границы непроницаемы (закрытая структура), то социальная мобильность минимальна, в обществе преобладают предписанные статусы. Если границы между классами проницаемы (открытая структура), то социальная мобильность весьма интенсивна, преобладают достигаемые статусы. Надо отметить, что не существует абсолютно закрытых или абсолютно открытых систем, можно говорить лишь о большей или меньшей степени того или другого.

Наиболее ярким примером общества, близкого к закрытому типу, служит Древняя Индия с ее жесткой системой каст, когда принадлежность к касте наследовалась, освящалась религиозными верованиями и изменению не подлежало, а общение между членами каст ограничивалось. В современной Индии каст тысячи и они по-прежнему влияют на поведение людей. В частности браки представителей разных каст осуждаются.

Стратификационная система средневековых европейских обществ также была близка к закрытой. Рыцарем, аристократом также как и крестьянином человек был от рождения. Однако крестьянин мог стать ремесленником, монахом, торговцем. Феодал также мог стать клириком. В средневековых университетах Европы могли учиться представители почти всех сословий. Т.е. несмотря на трудность изменения социального положения и на то, что такое изменение своего статуса часто осуждалось, возможность для него все же существовала, а значит, система не была абсолютно закрытой.

К варианту абсолютной открытости приближается современное общество. Факт изменения своего положения скорее правило, чем исключение. Однако мы не можем сказать, что современное общество предоставляет всем равные шансы для социального роста. Таких шансов гораздо больше у сына богатых родителей, чем у сына родителей не очень зажиточных, у выпускника престижного ВУЗа больше, чем у выпускника провинциального института, у мужчины до сих пор больше, чем у женщины, у жителя крупного города больше, чем у жителя деревни и т.д. Это говорит о том, что одним людям проще изменить свой социальный статус, чем другим, а также о существовании чего-то подобного средневековым привилегиям. Т.о. и современное общество равных возможностей и всеобщей открытости тоже не является обществом с полностью открытой социальной структурой.

В любом структурированном обществе существуют определенные каналы социальной мобильности, т.е. пути, следуя которым индивид может изменить свой социальный статус. П. Сорокин выделил несколько таких каналов:

1) Образование - с древности и вплоть до сего дня овладение знанием давало шанс повысить свой статус. Поэтому доступ к образованию всегда был затруднен, предполагал достаточно жесткий отбор кандидатов. В принципе, даже в современном обществе при всей доступности образования, существуют элитные образовательные учреждения, доступ в которые ограничен.

2) Армия, или участие в военных действиях (на закате Римской империи преторианцы имели шанс не только выбирать императоров, но и самим становится императорами). Наполеон и де Голль также получили власть благодаря военным действиям. В современных обществах этот путь не самый распространенный. Однако он по-прежнему актуален в обществах, где военные – главная политическая сила.

3) Фаворитизм – близость к тем, кто имеет власть и влияние. Такой путь возвышения наиболее характерен для патриархальных обществ с закрытой структурой стратификации, а к таковым можно отнести все доиндустриальные общества. В современном обществе существует в виде «знакомств», неофициальных протекций и т.д.

4) Экономическая деятельность. В случае успеха приводит к богатству, которое дает возможность для дальнейшего социального восхождения.

5) Удачный брак, то есть брак с представителем более высокого класса.

К этим каналам можно добавить также характерный для современного демократического общества:

6) Участие в политических движениях и партиях. Надо отметить, что в качестве таких каналов могут выступать фактически все социальные институты, а также работа в разного рода бюрократических организациях, структуре которых присуща четкая иерархия уровней, восхождение по которым означает повышение статуса.

В обществе могут существовать и «обходные пути» для социальной мобильности. Это обусловлено тем, что легальные каналы доступны не всем и не в одинаковой мере. Наиболее известным нелегальным каналом является организованная преступность.

Коллективная (групповая) социальная мобильность

Групповая мобильность имеет место тогда, когда свое социальное положение меняет группа, слой или класс. Реформы Российского общества, проводимые с середины 80-х годов, привели к тому, что ряд групп утратил свое положение или существенно понизил свой статус (парт номенклатура, инженерно-технические работники, преподаватели школ и ВУЗов, представители военно-промышленного комплекса и др.). В то же время возникли новые группы и новые элиты в разных сферах деятельности (хотя новые элиты включили и многих наиболее активных представителей старых элит, той же партийной номенклатуры).

Коллективная мобильность характерна именно для обществ, переживающих коренные реформы или революции. Европейская буржуазия, чтобы закрепить свое экономическое господство, прошла через ряд революций, давших ей и политическую власть, оттеснив представителей наследственной аристократии. Российская революция 1917 года привела не только к подавлению, но фактически к полному физическому уничтожению прежний господствующий класс - дворянство, что может служить примером нисходящей групповой мобильности.

Коллективная социальная мобильность сопровождается как правило масштабными изменениями, в системе ценностей данного общества На смену преобладающей культуре прежних элит приходят ценности и нормы новых «хозяев жизни». Приход к власти класса буржуазии, что означало становление нового типа общества – капиталистического, привел к тому, что прежние аристократические ценности (честь рода, щедрость вплоть до расточительности, воинская доблесть, культ прекрасного и т.д.) сменились буржуазными добродетелями (трудолюбие, бережливость, простота и чистота нравов, скромность, расчетливость). В конце 60-х – начале 70-х годов нашего столетия переоценке подверглись и эти буржуазные добродетели. После молодежных бунтов, охвативших в этот период европейские страны и США, получили распространение новые ценности – гедонизм, потакание собственным желаниям, свободное отношение к моральным нормам, ориентация на развитие собственной индивидуальности. Эти ценности лежат в основе современного западного общества потребления и современной массовой культуры, создавая определенные трудности. Трудности заключаются в том, что подобные ценности сложно совместить с социальными обязательствами, долгом и ответственностью, без которых общество существовать не может.

Коллективная мобильность распространена в обществах, где индивидуальная мобильность сведена к минимуму. Примером такого общества служит Индия, где время от времени происходят изменения в положении отдельных каст. Индивиды же остаются прочно «привязанными» к своим кастам.

Произвольный выбор критериев для определения социальных классов и слоев обусловлен целым комплексом процессов в современных обществах, сглаживающих классовые различия. Мы вновь обратимся к данной проблеме в завершение темы № 6, в коротком эссе «Конец общества больших групп

Каким же образом в рамках отличающейся стабильностью социальной структуры общества происходит социальная мобильность , то есть перемещение индивидов по этой самой социальной структуре? Очевидно, что такое перемещение в рамках сложно организованной системы не может происходить спонтанно, неорганизованно, хаотично. Неорганизованные, спонтанные перемещения возможны только в периоды социальной нестабильности, когда социальная структура расшатывается, теряет стабильность, разрушается. В стабильной социальной структуре значимые перемещения индивидов происходят в строгом соответствии с развитой системой правил таких перемещений (стратификационная система). Чтобы изменить свой статус, индивид чаще всего должен не только иметь на то желание, но и получить одобрение со стороны социального окружения. Только в этом случае возможно действительное изменение статуса, что будет обозначать изменение индивидом своей позиции в рамках социальной структуры общества. Так, если юноша или девушка решат стать студентами определенного ВУЗа (приобрести статус студента), то их желание будет лишь первым шагом на пути к статусу студента этого ВУЗа. Очевидно, что кроме личного стремления важно и соответствие абитуриента тем требованиям, которые предъявляются ко всем, кто изъявил желание проходить обучение по данной специальности. Только после подтверждения такого соответствия (например, во время вступительных экзаменов) соискатель добивается присвоения ему желаемого статуса - абитуриент становится студентом.
В современном обществе, социальная структура которого весьма сложна и институциализирована , большинство социальных перемещений связано с определенными социальными институтами. То есть большинство статусов существуют и имеют значение только в рамках конкретных социальных институтов. Статусы студента или преподавателя не могут существовать в отрыве от института образования; статусы врача или пациента - в отрыве от института здравоохранения; статусы кандидата или доктора наук - вне института науки. Отсюда возникает представление о социальных институтах как своеобразных социальных пространствах, в пределах которых происходит большая часть изменений статусов. Такие пространства и получили название каналов социальной мобильности.
В строгом смысле под каналом социальной мобильности понимаются такие социальные структуры, механизмы, способы, которые могут быть использованы для осуществления социальной мобильности. Как было сказано выше, в современном обществе чаще всего в качестве таких каналов выступают социальные институты. Основное значение имеют органы политической власти, политические партии, общественные организации, экономические структуры, профессионально-трудовые организации и союзы, армия, церковь, система образования, семейно-клановые связи. Большое значение сегодня имеют и структуры организованной преступности, которые обладают собственной системой мобильности, но часто оказывают сильное влияние на «официальные» каналы мобильности (например, коррупция).

В своей совокупности каналы социальной мобильности действуют как целостная система, дополняя, ограничивая, стабилизируя деятельность друг друга. В результате можно говорить об универсальной системе институционально- правовых процедур перемещения индивидов по стратификационной структуре, которая представляет собой сложный механизм социального отбора. В случае любой попытки индивида улучшить свое социальное положение, то есть повысить свой социальный статус, он будет в той или иной степени «протестирован» на соответствие предъявляемым к носителю данного статуса требованиям. В качестве такого «испытания» могут выступать формальные (экзамен, тестирование), полуформальные (испытательный срок, собеседование) и неформальные (решение принимается исключительно в силу личных склонностей тестирующих, но на основе их представлений о желательных качествах испытуемого) процедуры.
Например, для поступления в ВУЗ необходимо сдать вступительные экзамены. Но для того, чтобы быть принятым в новую семью, нужно пройти длительный процесс знакомства с существующими правилами, традициями, подтвердить свою лояльность по отношению к ним, получить одобрение главенствующих членов этой семьи. Очевидно, что в каждом конкретном случае присутствует как формальная необходимость соответствовать определенным требованиям (уровень знаний, специальная подготовка, физические данные), так и субъективная оценка усилий индивида со стороны испытующих. В зависимости от ситуации большее значение имеет либо первая, либо вторая компонента.

Социальные связи: понятие, структура, виды.

Индивиды, осуществляя свои действия, вступают в связи (взаимосвязи) и отношения (взаимоотношения) между собой. Социальная связь - это действия людей, учитывающие возможные действия других людей. По-другому она называется интеракцией. Социальная связь обусловлена коллективностью человеческой жизни, зависимостью людей друг от друга. Ее можно выразить так: «Я завишу от других, когда предметы, блага, условия, которые требуются мне, находятся в распоряжении других. И наоборот». Например, я сажусь в автобус, оплачиваю проезд, а водитель везет меня по обозначенному маршруту.

Основными элементамисоциальной связи являются: 1) разные люди (например, пассажиры и водители) с их мотивационными механизмами (потребности, ценности, нормы, убеждения, роли); 2) ситуации социальной связи (предметы, деньги, власть, право, статусы людей и т. п.); 3) согласованные действия, исполнение ролей (например, пассажиров и водителей), результат (полученное благо и связанная с ним удовлетворенность или неудовлетворенность) людей.Таким образом, социальная связь - это связь между действиями людей в определенной ситуации, побуждаемая какими-то потребностями, мотивами, стимулами (схема 1).

В зависимости от времени и частоты социальная связь делится на (1)случайную и (2)необходимую (устойчивую). Это сказывается на характере регулировании социальной степени обязательности и ответственности ее участников. С соседом по автобусу вы ведете себя иначе, чем с соседом по дому. С последним вы ведете себя более обязательно, т. с. с учетом всей разнообразной мотивации взаимоотношений, так как отношение соседа к вам во многом определяется вашим отношением к нему.

Социальная связь может быть формальной или неформальной.Неформальная связь характеризуется отсутствием субординации, естественным разделением ее участников по статусам и ролям, выражающим их потребности, ценности, нормы, убеждения, воплощенные в традициях. Такая социальная связь характерна для традиционного (аграрного) общества, семейно-родственных связей. В ее рамках участники не регламентированы правовыми и административными нормами, в ней отсутствует управляющий орган или лидер. Таковой является также дружеская беседа, научная дискуссия, артельная работа и т. п.

Формальная связь предполагает для ее регламентации правовые и административные нормы; она разделяет участвующих в ней на статусы и роли, субординирующие их. В такой социальной связи имеется управляющий орган, который разрабатывает нормы, организует людей, контролирует выполнение указаний и т. п. Таким органом могут быть, например, церковь или государство. Формально-безличная связь - основа индустриального общества (в частности, капиталистического и советского).

Обмен (по Д. Хоумансу) - форма социальной связи, при которой люди взаимодействуют на основе своего опыта, взвешивают возможную прибыль и затраты. Обмен возникает во время купли-продажи, оказания услуг друг другу и т. п.

Конфликт - форма социальной связи, представляющая собой борьбу противоположных мотивов (внутриличностная), людей (межличностная), социальных образований - социальных институтов, организаций, общностей (социальная).

Конкуренция - форма социальной связи, в которой люди вступают в борьбу за выгодные условия работы и сбыта товаров, за политические программы и власть, за новые идеи и организации. Как правило, она ведется в рамках моральных и юридических правил, является источником богатства (по А. Смиту), представляет собой процесс познания, обучения и открытия новых знаний, а также новых товаров, рынков, технологий (по Ф. Хайеку).

Кооперация - форма социальной связи, когда статусы, роли, действия людей четко скоординированы: например, в семье, на заводе, в магазине и т. п. В кооперации социальная связь приобретает форму социального института и организации, т. е. представляет собой систему устойчивых, непосредственных и опосредованных, формальныхи неформальных социальных связей. Кооперация может быть принудительной (административной) и добровольной (демократической). Социальная кооперация характеризуется социальным капиталом ее участников, представляющим набор таких неформальных ценностей и норм, как правдивость, честность (выполнение обязательств), сотрудничество.

Социальная связь (обмен, конкуренция, конфликт, кооперация) можетбыть демографической, экономической, политической, духовной и т. п. в зависимости от предмета, характера и субъекта связи. Например: предметом экономического взаимодействия является экономическое благо (деньги, прибыль, богатство, себестоимость, акции и т. п.); взаимодействие носит финансово-экономический характер, предполагает определенные знания, действия, опыт; экономический субъект обладает экономической потребностью, мотивом, ценностной ориентацией, которая побуждает его к экономическому взаимодействию.

Социальное взаимодействие: социальные контакты и социальное действие. Основные теории социального взаимодействия: М.Вебера о типах и видах социального действия, Т.Парсонса о системе социального действия.

Сущность социального действия. Впервые в социологию понятие "социальное действие" было введено и научно обосновано Максом Вебером. Социальным действием он называл "действие человека (независимо от того, носит ли оно внешний или внутренний характер, сводится ли к невмешательству или к терпеливому принятию), которое по предполагаемому действующим лицом или действующими лицами смыслу соотносится с действием других людей или ориентируется на него"

Всякому социальному действию предшествуют социальные контакты, однако в отличие от них социальное действие - достаточно сложное явление. Любое социальное действие должно включать в себя: 1. действующее лицо; 2. потребность в активизации поведения; 3. цель действия; 4. метод действия; 5. другое действующее лицо, на которое направлено действие; 6. результат действия.

Под социальным взаимодействием понимается система взаимообусловленных социальных действий, связанных циклической причинной зависимостью, при которой действия одного субъекта являются одновременно причиной и следствием ответных действий других субъектов . Это означает, что каждое социальное действие вызывается предшествующим социальным действием и одновременно является причиной последующих действий. Таким образом, социальные действия - это звенья в неразрывной цепи, называемой взаимодействием. Общаясь с друзьями, коллегами по работе, родственниками, человек постоянно осуществляет социальные взаимодействия, которые еще разнообразнее по формам проявления, чем социальные действия.

Парсонс продолжил разработку теории социального действия Вебера. Предметом социологии он считаетсистему (социального) действия , которая в отличие от социального действия (действия индивида) включает в себя организованную деятельность многих людей. Система действия включает в себя подсистемы, выполняющие взаимосвязанные функции: 1) социальная подсистема (группа людей) - функцию интеграции людей; 2) культурная подсистема - воспроизводства образца поведения, используемого группой людей; 3) личностная подсистема - целедостижения; 4) поведенческий организм - функцию адаптации к внешней среде.

Подсистемы системы социального действия различаются функционально, имея одинаковую структуру.Социальная подсистема занимается интеграцией поведения людей и социальных групп. Разновидностями социальных подсистем выступают общества (семья, деревня, город, страна и т. п.).Культурная (религиозная, художественная, научная) подсистема занята производством духовных (культурных) ценностей - символических значений, которые люди, организованные в социальные подсистемы, реализуют в своем поведении. Культурные (религиозные, моральные, научные и т. п.) смыслы ориентируют человеческую деятельность (придают ей смысл). Например, человек поднимается в атаку, рискуя жизнью, ради зашиты родины.Личностная подсистема реализует свои потребности, интересы, цели в процессе какой-то деятельности ради удовлетворения этих потребностей, интересов, достижения целей. Личность - главный исполнитель и регулятор процессов действия (последовательности каких-то операций).Поведенческий организм представляет собой подсистему социального действия, включающую человеческий мозг, органы движения человека, способные физически воздействовать на природную среду, приспосабливая ее к потребностям людей. Парсонс подчеркивает, что все перечисленные подсистемы социального действия являются «идеальными типами», абстрактными понятиями, не существующими в действительности. Отсюда известная сложность в толковании и понимании Т. Парсонса.

Идеальные типы социальных действий по Веберу

Тип Цель Средства Общая характеристика
Целерациональ-ное Осознается ясно и отчетливо. Предвидятся и оцениваются последствия Адекватные (целесообразные) Полностью рациональное. Предполагает рациональный расчет на реакцию окружения
Ценностно- рациональное Само действие (как самостоятельная ценность) Адекватные заданной цели Рациональность может оказаться ограниченной - иррациональностью заданной ценности (ритуал; этикет; дуэльный кодекс)
Традиционное Минимальное целеполагание (осознание цели) Привычные Автоматическая реакция на привычные раздражители
Аффективное Не осознается Подручные Стремление к немедленному (или максимально быстрому) удовлетворению страсти, снятию нервно-эмоционального напряжения

Понятие социальной мобильности означает перемещение индивидуумов (иногда групп) между различными позициями в иерархии социальной стратификации, связанное с изменением своего статуса. Согласно определению П. Сорокина, «под социальной мобильностью понимается любой переход индивида… от одной социальной позиции к другой».

Различают горизонтальную и вертикальную социальную мобильность. Горизонтальная социальная мобильность означает изменение социальной позиции без изменения ранга (человек работал учителем в одной школе, но перешел в другую). Вертикальная мобильность означает изменение своего статуса с изменением ранга: учитель становится директором школы, директор становится депутатом и др. Вертикальная социальная мобильность может быть восходящей и нисходящей.

Различают также внутрипоколенную и межпоколенную социальную мобильность. При внутригтоколенной мобильности изменение, социального положения происходит в пределах одной человеческой жизни, при межпоколенной - речь идет об изменении социального положения детей по сравнению с их родителями. Если такого изменения нет, то можно сделать вывод о ригидности (устойчивости, инертности) стратификационной структуры.

Интенсивность социальной мобильности зависит от проницаемости границ между стратами и классами общества. Если эти границы непроницаемы (закрытая структура), то социальная мобильность минимальна, в обществе преобладают предписанные статусы. Если границы между классами проницаемы (открытая структура), то социальная мобильность весьма интенсивна, преобладают достигаемые статусы. Надо отметить, что не существует абсолютно закрытых или абсолютно открытых систем, можно говорить лишь о большей или меньшей степени того или другого.

Наиболее ярким примером общества, близкого к закрытому типу, служит Древняя Индия с ее жесткой системой каст, когда принадлежность к касте наследовалась, освящалась религиозными верованиями и изменению не подлежало, а общение между членами каст ограничивалось. В современной Индии каст тысячи и они по-прежнему влияют на поведение людей. В частности браки представителей разных каст осуждаются.

Стратификационная система средневековых европейских обществ также была близка к закрытой. Рыцарем, аристократом также как и крестьянином человек был от рождения. Однако крестьянин мог стать ремесленником, монахом, торговцем. Феодал также мог стать клириком. В средневековых университетах Европы могли учиться представители почти всех сословий. Т.е. несмотря на трудность изменения социального положения и на то, что такое изменение своего статуса часто осуждалось, возможность для него все же существовала, а значит, система не была абсолютно закрытой.


К варианту абсолютной открытости приближается современное общество. Факт изменения своего положения скорее правило, чем исключение. Однако мы не можем сказать, что современное общество предоставляет всем равные шансы для социального роста. Таких шансов гораздо больше у сына богатых родителей, чем у сына родителей не очень зажиточных, у выпускника престижного ВУЗа больше, чем у выпускника провинциального института, у мужчины до сих пор больше, чем у женщины, у жителя крупного города больше, чем у жителя деревни и т.д. Это говорит о том, что одним людям проще изменить свой социальный статус, чем другим, а также о существовании чего-то подобного средневековым привилегиям. Т.о. и современное общество равных возможностей и всеобщей открытости тоже не является обществом с полностью открытой социальной структурой.

В любом структурированном обществе существуют определенные каналы социальной мобильности, т.е. пути, следуя которым индивид может изменить свой социальный статус. П. Сорокин выделил несколько таких каналов:

1) Образование - с древности и вплоть до сего дня овладение знанием давало шанс повысить свой статус. Поэтому доступ к образованию всегда был затруднен, предполагал достаточно жесткий отбор кандидатов. В принципе, даже в современном обществе при всей доступности образования, существуют элитные образовательные учреждения, доступ в которые ограничен.

2) Армия, или участие в военных действиях (на закате Римской империи преторианцы имели шанс не только выбирать императоров, но и самим становится императорами). Наполеон и де Голль также получили власть благодаря военным действиям. В современных обществах этот путь не самый распространенный. Однако он по-прежнему актуален в обществах, где военные – главная политическая сила.

3) Фаворитизм – близость к тем, кто имеет власть и влияние. Такой путь возвышения наиболее характерен для патриархальных обществ с закрытой структурой стратификации, а к таковым можно отнести все доиндустриальные общества. В современном обществе существует в виде «знакомств», неофициальных протекций и т.д.

4) Экономическая деятельность. В случае успеха приводит к богатству, которое дает возможность для дальнейшего социального восхождения.

5) Удачный брак, то есть брак с представителем более высокого класса.

К этим каналам можно добавить также характерный для современного демократического общества:

6) Участие в политических движениях и партиях. Надо отметить, что в качестве таких каналов могут выступать фактически все социальные институты, а также работа в разного рода бюрократических организациях, структуре которых присуща четкая иерархия уровней, восхождение по которым означает повышение статуса.

В обществе могут существовать и «обходные пути» для социальной мобильности. Это обусловлено тем, что легальные каналы доступны не всем и не в одинаковой мере. Наиболее известным нелегальным каналом является организованная преступность.

Коллективная (групповая) социальная мобильность

Групповая мобильность имеет место тогда, когда свое социальное положение меняет группа, слой или класс. Реформы Российского общества, проводимые с середины 80-х годов, привели к тому, что ряд групп утратил свое положение или существенно понизил свой статус (парт номенклатура, инженерно-технические работники, преподаватели школ и ВУЗов, представители военно-промышленного комплекса и др.). В то же время возникли новые группы и новые элиты в разных сферах деятельности (хотя новые элиты включили и многих наиболее активных представителей старых элит, той же партийной номенклатуры).

Коллективная мобильность характерна именно для обществ, переживающих коренные реформы или революции. Европейская буржуазия, чтобы закрепить свое экономическое господство, прошла через ряд революций, давших ей и политическую власть, оттеснив представителей наследственной аристократии. Российская революция 1917 года привела не только к подавлению, но фактически к полному физическому уничтожению прежний господствующий класс - дворянство, что может служить примером нисходящей групповой мобильности.

Коллективная социальная мобильность сопровождается как правило масштабными изменениями, в системе ценностей данного общества На смену преобладающей культуре прежних элит приходят ценности и нормы новых «хозяев жизни». Приход к власти класса буржуазии, что означало становление нового типа общества – капиталистического, привел к тому, что прежние аристократические ценности (честь рода, щедрость вплоть до расточительности, воинская доблесть, культ прекрасного и т.д.) сменились буржуазными добродетелями (трудолюбие, бережливость, простота и чистота нравов, скромность, расчетливость). В конце 60-х – начале 70-х годов нашего столетия переоценке подверглись и эти буржуазные добродетели. После молодежных бунтов, охвативших в этот период европейские страны и США, получили распространение новые ценности – гедонизм, потакание собственным желаниям, свободное отношение к моральным нормам, ориентация на развитие собственной индивидуальности. Эти ценности лежат в основе современного западного общества потребления и современной массовой культуры, создавая определенные трудности. Трудности заключаются в том, что подобные ценности сложно совместить с социальными обязательствами, долгом и ответственностью, без которых общество существовать не может.

Коллективная мобильность распространена в обществах, где индивидуальная мобильность сведена к минимуму. Примером такого общества служит Индия, где время от времени происходят изменения в положении отдельных каст. Индивиды же остаются прочно «привязанными» к своим кастам.

Произвольный выбор критериев для определения социальных классов и слоев обусловлен целым комплексом процессов в современных обществах, сглаживающих классовые различия. Мы вновь обратимся к данной проблеме в завершение темы № 6, в коротком эссе «Конец общества больших групп?»

§ 5. Что такое маргинальность ?

Маргинальность – это специальный социологический термин для обозначения пограничного, переходного, структурно-неопределен­ного социального состояния субъекта. Людей, по разным причинам вы­падающих из привычной социальной среды и неспособных примкнуть к новым общностям (зачастую по причинам культурного несоответст­вия), испытывающих большое психологическое напряжение и пережива­ющих своеобразный кризис самосознания, называют маргиналами.

Теория маргиналов и маргинальных общностей была выдвинута в первой четверти XX в. одним из основателей Чикагской социологиче­ской школы (США) Р. Э. Парком. Но еще К. Маркс рассма­тривал проблемы социального де­классирования и его последствий, а М. Вебер прямо сделал вывод о том, что движение общества начина­ется тогда, когда маргинальные слои организовываются в некую соци­альную силу (общность) и дают толчок социальным изменениям – ре­волюциям или реформам.

С именем Вебера связана более глубокая трактовка маргинальности, которая позволила объяснить формирование новых профессиональных, статусных, религиозных и подобных им сообществ, которые, конечно же, не во всех случаях могли возникать из «социальных отб­росов» – индивидов, насильственно выбитых из своих общностей (безработных, беженцев, мигрантов и др.) или асоциальных по выб­ранному стилю жизни (бродяг, наркоманов и т. п.). С одной стороны, социологи всегда признавали безусловную связь между возникнове­нием массы людей, исключенных из системы привычных (нормальных, т. е. принятых в обществе) социальных связей, и процессом формиро­вания новых общностей: негэнтропийные тенденции и в человеческих сообществах действуют по принципу «хаос должен быть как-то упоря­дочен». (Именно подобные процессы происходят в современном рос­сийском обществе.)

С другой стороны, возникновение новых классов, слоев и групп на практике почти никогда не связано с организованной активностью попрошаек и бомжей, скорее оно может рассматриваться как строи­тельство «параллельных социальных структур» людьми, чья общест­венная жизнь до последнего момента «перехода» (который часто выг­лядит как «прыжок» на новую, заранее подготовленную структурную позицию) была вполне упорядоченной.

Под маргиналами понимаются индивиды, их группы и общности, формирующиеся на границах социальных слоев и структур и в рам­ках процессов перехода от одного типа социальности к другому или в пределаходного типа социальности при его серьезных деформа­циях.

Среди маргиналов могут быть этномаргиналы: национальные меньшинства; биомаргиналы, чье здоровье перестает быть предметом забо­ты социума; социомаргиналы, как, например, группы, находящихся в процессе незавершенного социального перемещения; возрастные маргиналы, формирующиеся при разрыве связей между поколениями; поли­тические маргиналы: их не устраивают легальные возможности и легитимные правила общественно-политической борьбы; экономичес­кие маргиналы традиционного типа (безработные) и так на­зываемые «новые бедные»; религиозные маргиналы – стоящие вне ко­нфессий или не решающиеся осуществить выбор между ними; и, нако­нец, криминальные маргиналы; а возможно, еще и просто те, чей ста­тус в социальной структуре не определен.

Классическим примером социомаргинала-мигранта можно назвать главного героя кинофильма «Афоня» (режиссер Г. А. Да­нелия, 1974 г.).