Социальная образовательная сеть. Социальные сети в образовании: утопия или реальность? Правила действия в социальной сети

В статье рассматриваются механизмы и возможности использования социальных сетей в школьном образовании

«Никому не дано изменить свое вчера, но мы можем изменить своё завтра...»

Сегодня сложно встретить человека не знакомого с интернетом. Количество людей, подключенных к всемирной Сети, ежедневно растет, и вместе с этим сам интернет динамично развивается. Возможности всемирной сети сегодня активно стараются применять и в современном российском образовании. Блоги, вики, социальные закладки, учебные сетевые сообщества нашли широкое применение в учебной практике средней школы. Вместе с тем популярные виртуальные социальные сети («Одноклассники», «В контакте») в отечественном образовании воспринимаются как ресурсы, содержащие исключительно развлекательную информацию, в контексте которой не целесообразна публикация учебного материала и тем более организация учебной деятельности.

Из своих онлайн-практик молодые люди учатся понимать, как работают веб-страницы и понимать пользовательский интерфейс. Они также узнают, как устанавливать программы, как использовать программы и как их настроить. Кроме того, они знакомятся с быстрой сменой программ и интерфейсов с обменом информацией с другими пользователями и, не в последнюю очередь, с помощью цифровой записи и дизайна. Хорошим педагогическим принципом является переход от известного, знакомого и оцененного менее известным, менее знакомым и менее оцененным.

Если урок грамотности в школе отходит от текстовой продукции молодых людей на сайтах социальных сетей, это может побудить их, как студентов, перейти к текстовым жанрам, в которых они иначе не интересовались. Но, как указано в предыдущем разделе, репликация недостаточной цифровой грамотности среди молодежи в классе не хватает, и подлинная образовательная проблема заключается в дальнейшем продвижении этой грамотности, чтобы она превосходила интересы и побуждения, которые ее инициировали в первую очередь.

Однако социальные сети сегодня являются одним из самых популярных сервисов, удерживающих внимание большей части интернет-аудитории. Несмотря на то, что виртуальные социальные сети впервые были представлены интернет-аудитории в США, в нашей стране они снискали наибольшую популярность. По данным компании comScore, в мае 2009 г. пользователи Рунета проводили на подобных сайтах в среднем 6,6 ч в месяц, просматривая при этом по 1 307 страниц. Для сравнения: в общемировом масштабе пользователи проводят в социальных сетях в среднем 3,7 ч в месяц и просматривают по 525 страниц.

Это приводит нас ко второму предположению: новые формы текстового производства поднимают потребность в новых формах текстовой критики. На сайтах социальных сетей молодые люди развивают навыки, которые способствуют компетенциям, предусмотренным в учебной программе, но в то же время эти текстовые практики представляют собой социальное взаимодействие, которое школы пытаются обуздать. Понимание грамотности как социальной практики подразумевает, что вы не можете получить одно без другого. Тот факт, что социальная деятельность молодых людей в Интернете действительно способствует развитию ценностей и поведения, прямо противоположных ценностям, изложенным в национальной учебной программе, указывает на необходимость включения новых элементов в преподавание и изучение текстовой критики в классе.

Таким образом, социальные сети напоминает страну, в которой “проживают”, “встречаются”, и “общаются” жители планеты, которые в противном случае бы не имели такой возможности. Также, не приходится говорить, что в социальных сетях ежедневно, ежеминутно, ежесекундно происходит массовый непрекращающийся обмен информацией — начиная с личной, такой как личные записи, фотографии, видео, так и информацией другого плана — самые свежие новости, статьи, политические и образовательные семинары, да просто все, что душе угодно — легче перечислить, чего в социальных сетях нет, чем что там есть.

Тексты молодых людей, которые производят себя на сайтах социальных сетей, могут стать плодотворной отправной точкой для того, чтобы помочь им понять сложность цифровых текстов. В этом смысле их социальные сетевые практики явно имеют значение и имеют значение для школьников.

Опрос культуры участия

В своем докладе в Белой книге для Фонда МакАртура Генри Дженкинс и его коллеги заявляют о своем намерении выйти за рамки вопросов технологического доступа к рассмотрению «возможностей участия и развития культурных компетенций и навыков, необходимых для полного участия» в культуре участия. Они рассматривают это как изменение фокуса новой медиаграмотности от индивидуального выражения до участия сообщества и указывают на следующие навыки, необходимые для того, чтобы учащиеся стали частью этого.

По данным холдинга Ромир, самыми известными социальными сетями в России являются «Одноклассники», «В контакте», «Мой мир», причем «В контакте» отличается более молодой аудиторией. Так, доля самых молодых респондентов (от 14 до 17 лет), зарегистрированных в этой сети, составила 93 %, а из 10-14-летних пользователей - 85 %. Также «В контакте» является лидером по активности посещения проекта пользователями: 45 % зарегистрированных на этом портале посещают его ежедневно, а 70 % из них - чаще чем раз в день. Каждый третий участник «В контакте» тратит на одно посещение более получаса своего времени.

Таблица 1: навыки Дженкинса и др. Для участия. Но эти навыки для «новой культуры участия» на самом деле не противоречат норвежской национальной учебной программе, которая, по ее введению, указывает, что цель образования заключается в том, чтобы сделать ученика.

Таблица 2: Норвежская национальная учебная программа. Первая часть национальной учебной программы посвящена средствам массовой информации: «СМИ вкладывают молодежь в пассивную роль наблюдателя и в то же время подвергают их противоречивым этическим принципам». Вторая часть национальной учебной программы посвящена цифровым медиа: «Использование цифровых инструментов» является «основным навыком». В любом случае, Генри Дженкинс и навыки его коллег по участию могут фактически быть подчинены значениям, уже выраженным во введении к учебной программе.

Исходя из представленных данных, логично предположить, что социальные сети является самым популярным и интересным социальным ресурсом для школьников. Также со всей долей уверенности можно сказать, что никакие репрессивные методы борьбы с социальными сетями среди школьников не могут увенчаться успехом. В связи с этим возникает резонный вопрос: можно ли рассматривать социальные сети в качестве инструмента достижения образовательных целей сегодня? Однако данный вопрос до сегодняшнего дня не был поставлен на широкое обсуждение общества. Между тем эта проблема прямо или косвенно касается подавляющего большинства жителей нашей страны, около 90 миллионов которых являются активными пользователями интернета и социальных сетей. Образовательные учреждения в большинстве случаев остаются в стороне от обсуждения этой злободневной проблемы. В связи с вышеизложенным, одной из серьезных проблем, которая должна быть вынесена на широкое обсуждение общественности, я считаю следующую: возможность использования потенциала социальных сетей в образовании школьников в современной России.

Таблица 3: навыки Дженкинса и др. Для участия, подчиненные норвежской учебной программе. Дженкинсу и коллегам культура, основанная на участии, является позитивной, поскольку она гарантирует свободу, справедливость и демократию для людей. Белая книга Дженкинса и его коллег на самом деле так же идеалистична и ориентирована на ценность, как и норвежская учебная программа. Разница заключается в том, что в национальной учебной программе в качестве отправной точки «базовые христианские и гуманитарные ценности», а Генри Дженкинс и его коллеги начинают с новых возможностей для участия в цифровой эре.

Конечно помимо сетей, объединяющих пользователей по интересам и предоставляющих возможность проведения досуга, существуют специализированные социальные сети для школьников и студентов (vmesti.ru, scribbler.ru). Последние, несмотря на удобный специализированный учебный функционал, пока не способны конкурировать с развлекательными сетями. Этому мешает так называемый «сетевой эффект», когда человек, обросший сетью контактов и друзей, не оставит привычную социальную сеть. Кроме того, ресурсы, позиционирующие себя как учебные, вызывают естественное отторжение у школьной аудитории и требуют дополнительных усилий от педагогов для введения и удержания учащихся в новом сетевом пространстве. Поэтому в качестве основы для построения сетевого учебного сообщества продуктивнее использовать более популярные социальные сети.

Дженкинс и его коллеги могут или не могут одобрить христианские ценности, но их доктрина об участии, несомненно, соответствует «основным гуманитарным ценностям». В целом, трудности, связанные с практикой социальных сетей учащихся, относящимися к школьной грамотности, связаны не с недостатками учебной программы, а с фактическими практиками учащихся в Интернете. На социальных сайтах эта практика контролируется коммерческими интересами, основываясь на краткосрочных интересах студентов, то есть их стремлении к той или иной форме немедленного вознаграждения.

Такие сетевые технологии, как форумы, блоги, вики, образовательные порталы и автоматизированные системы дистанционного обучения, обладая несомненными дидактическими и методическими преимуществами, уступают социальным сетям с точки зрения вовлеченности пользователей в их коммуникационное пространство, а также соответствия интеллектуальным, творческим и социальным потребностям. Формирование основ информационной и коммуникационной культуры у современных школьников и студентов, к сожалению, происходит не на уроках информатики и не с помощью качественных сетевых образовательных ресурсов, созданных педагогами, а в пространстве той или иной социальной сети. Чаще всего это первый сайт, которым учиться пользоваться ребенок, попавший в Интернет. И тот педагогический дизайн, который тщательно выстраивается нами при создании сетевых учебных ресурсов, не всегда понятен ученикам. Педагогам приходится тратить дополнительные усилия по формированию у учащихся навыков работы в новой для них образовательной среде. Обучаемые же в этой ситуации вынуждены искать компромисс между привычной и комфортной для них виртуальной средой обитания и новым образовательным пространством, в которое его приглашает учитель.

Обучение с другой стороны имеет свою основу в долгосрочных интересах студентов, то есть их постепенное приобретение знаний и навыков, необходимых для достижения целей, указанных в учебном плане. В своей всеобъемлющей метастадии Хэтти утверждает, что учитель является самым важным индивидуальным фактором для обучения студентов. Прежде чем мы сможем принять любую позицию относительно значимости использования пользователями социальных сетей в социальных сетях, поэтому необходимо проблематизировать то, как молодые люди действительно участвуют.

Несмотря на то, что эта проблема еще не получила широкого обсуждения у нас в стране, она вызвала широкий резонанс при обсуждении в США и Европе (ведь проблема носит глобальный характер). Так приводились существенные «за» и «против» использования социальных сетей в образовании. Попытаемся отметить эти позиции, а также рассмотреть небольшой опыт применения социальных сетей в образовании у нас в стране.

Дженкинс утверждает, что «политика участия начинается с предположения, что мы можем иметь большую торговую силу, если мы формируем потребительские сообщества». Однако вопрос заключается в том, с чем мы должны торговаться. Если это право преследовать желание той или иной формы немедленного вознаграждения в манере, продиктованной рынком, тогда Дженкинс прав. Если, с другой стороны, это право на развитие качеств, интересов и знаний, основанных на прочных и обязательных связях типа, описанного в учебном плане, то форма власти на переговорах, о которой говорит Дженкинс, имеет мало значения.

· Понятность идеологии и интерфейса социальных сетей большей части интернет-аудитории позволяет значительно сэкономить время, минуя этап адаптации учащихся к новому коммуникативному пространству. А реализация потребностей учащихся к общению и стремлению жизни в коллективе сверстников повышает их мотивацию к обучению

В Интернете педагогические и коммерческие интересы конкурируют на равных, но используют разные средства. Интернет предоставляет полную свободу всем желающим предложить молодым людям что-то, но не тем, кто хочет ограничить доступ молодежи к чему-то. Это значительно облегчает стимулирование краткосрочной мотивации, на которой коммерческие субъекты основывают свои продукты, чем долгосрочные интересы преподавателей в классе. Школа обречена потерять коммерческие интересы на открытом веб-сайте, потому что контент, не относящийся к школе, всегда будет казаться более интересным в структуре, обещая постоянную и немедленную награду.

Применение в виртуальных учебных группах технологий форумов позволяет всем участникам самостоятельно или совместно создавать сетевой учебный материал: глоссарии, статьи, обсуждения, мультимедийные библиотеки и др. Это стимулирует самостоятельную познавательную деятельность, сокращает производственный цикл получения конкретного интеллектуального или творческого результата, способствует совершенствованию навыков всесторонней оценки и сопоставления получаемой информации.

Преподаватель может успешно конкурировать в отдельных случаях, но в целом невозможно добиться успеха без стратегии, направленной на то, чтобы у студентов всегда были неотложные пожелания. Такая стратегия не открыта для школ и учителей. Вообще говоря, участие молодых людей на коммерческих сайтах имеет строго ограниченную педагогическую ценность, а практика одновременно имеет огромный коммерческий потенциал.

Участие студентов на сайтах социальных сетей должно рассматриваться в сочетании с тем, что его мотивирует. Предположение о том, что использование Интернета является педагогически интересным, не должно восприниматься как нечто само собой разумеющееся, но всегда обсуждается на наиболее конкретной основе. Важным вопросом является то, какую роль должны играть коммерческие субъекты на сайтах, где это участие происходит. И наоборот, грамотность молодых людей на коммерческих сетевых сайтах может быть тематизирована, но с трудом практиковалась любым образом в школьном контексте.

Высокий уровень взаимодействия преподавателя и школьника обеспечивает непрерывность учебного процесса. Обсуждение теоретических вопросов курса и проектных работ учащихся выходит за рамки урочных занятий, что повышает эффективность обучения.

Мультимедийность коммуникативного пространства предельно облегчает загрузку и просмотр в виртуальной учебной группе видео- и аудиоматериалов, интерактивных приложений.

Те ученики, у которых лучшая платформа для развития грамотности, соответствующей школе, напротив, тем, кто в своей деятельности в Интернете удается противостоять управлению краткосрочными целями или по крайней мере удается сбалансировать их с долгосрочными целями, которые являются основу, на которой строится норвежская национальная учебная программа.

Дети и культура потребителей. Журнал «Дети и СМИ», 1, 15. Нью-Йорк: издательство Оксфордского университета. Неформальное обучение и цифровые медиа: восприятие, практика и перспективы. Цена информации: критическая грамотность, образование и Интернет сегодня.

· Возможность совмещения индивидуальных и групповых форм работы способствует большей степени понимания и усвоения материала, а также выстраиванию индивидуальных образовательных траекторий.

В качестве проблемных моментов при использовании социальных сетей в образовании следует отметить:

· невысокий уровень мотивации и ИКТ-компетенций преподавателей, не позволяющий им активно использовать социальные сети в своей профессиональной деятельности;

Нью-Йорк: Палгрейв Макмиллан. Кембридж: Пресса Кембриджского университета. Нью-Йорк: Преподавательский колледж. Нью-Йорк: Нью-Йоркская пресса. Беркшир: Открытая университетская пресса. Этика интернет-рекламы для детей младшего школьного возраста. В: Журнал прямых, данных и практики цифрового маркетинга, 8, 30.

Буффало: многоязычные вопросы. Карбондейл: издательство Университета Южного Иллинойса. Скаар, Х. «Грамотность на сайте социальной сети». Потребительские граждане онлайн: структура, агентство и пол в онлайн-участии. В: Дэвид Бакингем, молодежь, личность и цифровые медиа. Вот небольшой выбор того, чего ожидать.

· высокую степень трудозатрат по организации и поддержке учебного процесса в условиях непрерывного обучения для преподавателя;

· частое отсутствие открытого доступа к социальным сетям из учебных аудиторий школ.

Данные проблемы в зарубежных странах решались за счет повышения ИКТ-компетенций преподавателей в рамках программ повышения квалификации; дальнейшего изучения педагогических возможностей социальных сетей; выработки и апробации эффективных методик их применения в образовательном пространстве; материального и морального поощрения педагогов через проведение конкурсов методических разработок использования социальных ресурсов Интернет в образовании.

Точно так же легко представить, что тех, которые мы используем в настоящее время, достаточно. Сколько разных мест вам действительно нужно представить в цифровом я миру, особенно когда это само построено вокруг вашего фактического имени в большинстве случаев. Очевидно, это зависит от каждого человека. Но по-прежнему существуют крупные сети для создания.

В образовании люди поддерживают уникальные индивидуальности и отношения, а оптимальные результаты являются ключевыми для общего качества жизни. Таким образом, он может извлечь выгоду из повышения эффективности, усиления и ускорения, создаваемых сетями.

Также хотелось представить на ваш суд опыт использования социальных сетей в образовании одного из преподавателей английского языка: « Вся современная молодежь сейчас по несколько часов свободного времени проводит в Интернете, на различных порталах, сайтах, а главное - социальных сетях. Вот они и стали моим помощником в методике преподавания и контроля усвоения материалов. Расскажу конкретно на примере социальной сети «В контакте», в которой у меня была своя отдельная группа, где все мои "детки" могли отслеживать задания, изменения в расписании и другую необходимую информацию.

Чтобы в полной мере оценить ценность образовательной сети, которую можно развязать, просто подумайте о той важной роли, которую уже играют более общие сети в том, как мы определяем важные новые идеи и инновации, и распространяем их быстрее. Десять с лишним лет назад ключевое конкурентное преимущество для успеха в бизнесе привело к более эффективному доступу к информации, чем к конкурентам. Те, кто делал это, были лучше информированы, имели больше контекста и могли видеть более четко, где дела обстоят.

Но как вы достигли этого конкурентного преимущества, ситуация изменилась. Сети позволяют задействовать чрезвычайно большое количество взаимодействий и транзакций, частично путем агрегирования и перераспределения доверия. Мы участвуем в различных занятиях в самых разных средах, и часто отношения, которые мы поддерживаем в этих средах, уникальны для этого мира. понять, сколько людей, которых люди поддерживают, - просто посмотреть в своих шкафах. У нас есть разные одежды для разных аспектов нашей идентичности и разных способов поведения.

В аудиозаписи и видеозаписи группы я добавляла материал, записанный лично мной или найденный в Интернете. Школьники размещали в этой группе свои выполненные задания в специально отведенной для этого категории. Сейчас можно ставить друг другу под видео или аудио «мне нравится» (есть такой специальный значок), кто больше набрал таких отметок, получает высший балл, далее оценки по нисходящей траектории. Соответственно, у школьника появляется стимул не просто получить хорошую оценку, а заслужить авторитет у своих друзей.
Каждое задание становится мини-конкурсом, и по своему опыту скажу - это отлично влияет на качество образования. Со школьниками надо разговаривать на их языке, зачем насиловать их консерваторскими методами, уже давно ставшими неэффективными?»

Таким образом, обсуждение проблемы социальных сетей в образовании за рубежом выявило аргументы « pro » и « contra ». Широкая фаза обмена мнений по этому вопросу там уже завершилась, большинство социальных сетей активно используют как образовательную интернет-среду, созданы даже специальные руководства для педагогов. У нас в стране наиболее остро эта проблема встает сегодня. Учитывая крайне неоднородную социальную структуру нашего общества, можно с уверенностью сказать, что она вызовет бурную полемику. Естественно, чем скорее данная проблема будет поставлена на широкое обсуждение общественности, чем быстрее будут расставлены все точки над «и» в данном вопросе, тем больший эффект это будет иметь для развития российского школьного образования.

Конечно, виртуальные социальные сети не являются единственным средством сетевого обучения. Педагогическое сообщество должно стремиться к многообразию форм учебной деятельности. Но сегодня возможности социальных сетей в решении образовательных задач явно недооценены. И этот вопрос ждет своего обсуждения.

Социальные сети на сегодняшний день являются одним из самых популярных сервисов, удерживающих внимание большей части интернет-аудитории. Вместе с тем «Одноклассники», «В контакте» и подобные им проекты в отечественном образовании воспринимаются как ресурсы, содержащие развлекательную информацию, в контексте которой не целесообразна публикация учебного контента и, тем более, организация учебной деятельности.
http://pandia.ru/text/78/372/images/image001_323.gif" width="30">Исходя из представленных данных, логично предположить, что «В контакте» является самым популярным и интересным социальным ресурсом для школьников и студентов, и именно его можно рассматривать в качестве инструмента для учебной работы с молодой аудиторией. Конечно, виртуальные социальные сети не являются единственным средством сетевого обучения. Педагогическое сообщество должно стремиться к многообразию форм учебной деятельности. Но на сегодняшний день возможности социальных сетей в решении образовательных задач недооценены.
Можно выделить следующие преимущества использования социальных сетей в учебном процессе.
Понятность идеологии и интерфейса социальных сетей большей части интернет-аудитории позволяет значительно сэкономить время, минуя этап адаптации учащихся к новому коммуникативному пространству. А реализация потребностей учащихся к общению и стремлению влиться в коллектив сверстников повышает их мотивацию к обучению.
Коммуникативное пространство социальной сети позволяет выстроить неформальное общение между преподавателем и студентами, что позволяет преподавателю лучше узнать обучающегося: его интересы, мировосприятие, а значит и организовать личностно-ориентированное обучение.
Применение в виртуальных учебных группах технологий форумов и вики позволяет всем участникам самостоятельно или совместно создавать сетевой учебный контент: глоссарии, статьи, обсуждения, мультимедийные библиотеки и др. Это стимулирует самостоятельную познавательную деятельность , сокращает производственный цикл получения конкретного интеллектуального или творческого результата, способствует совершенствованию навыков всесторонней оценки и сопоставления получаемой информации.
Высокий уровень взаимодействия преподавателя и студента обеспечивает непрерывность учебного процесса. Обсуждение теоретических вопросов курса и проектных работ учащихся выходит за рамки аудиторных занятий, что повышает эффективность обучения.
Мультимедийность коммуникативного пространства предельно облегчает загрузку и просмотр в виртуальной учебной группе видео - и аудиоматериалов, интерактивных приложений.
Возможность совмещения индивидуальных и групповых форм работы способствует большей степени понимания и усвоения материала, а также выстраиванию индивидуальных образовательных траекторий. Кроме того, общее для всех участников учебного процесса коммуникативное пространство дает возможность коллективной оценки процессов и результатов работы, наблюдения за развитием каждого участника и оценки его вклада в коллективное творчество.
В качестве проблемных моментов при использовании социальных сетей в образовании следует отметить:
невысокий уровень мотивации и ИКТ-компетенций преподавателей, не позволяющий им активно использовать социальные сети в своей профессиональной деятельности ;
высокая степень трудозатрат по организации и поддержке учебного процесса в условиях непрерывного обучения для преподавателя;
частое отсутствие открытого доступа к социальным сетям из учебных аудиторий школ и вузов;
недопустимое для несовершеннолетних пользователей содержимое, поэтому при работе «В контакте» невозможно обеспечить информационную безопасность школьников и предотвратить их знакомство с контентом для «взрослых».
Решение названных проблем представляется возможным за счет повышения ИКТ-компетенций преподавателей в рамках программ повышения квалификации ; дальнейшего изучения педагогических возможностей социальных сетей; выработки и апробации эффективных методик их применения в образовательном пространстве; материального и морального поощрения педагогов через проведение конкурсов методических разработок и использование социальных ресурсов Интернет в образовании. Партнерское сотрудничество педагогического сообщества с разработчиками социальных медиа и законодательное регулирование этой сферы может обеспечить условия для принятия конструктивных решений проблемы информационной безопасности несовершеннолетних пользователей виртуальных сетей.