Blender последняя версия скачать на русском.

Blender - это очень популярная свободная программа для 3d моделирования и проектирования различных трехмерных объектов. Программа используется многими дизайнерами и в том числе для создания известных и популярных проектов. Blender применялся при съемке некоторых фильмов и мультфильмов, а также разработки игр.

В этой инструкции мы рассмотрим основы использования Blender для начинающих, тех, кто еще никогда не пользовался этой программой. Мы разберем навигацию по программе и основные ее возможности чтобы вы могли свободно ориентироваться в ее интерфейсе и не испытывали трудностей.

Это кроссплатформенная программа, которая может быть установлена на WIndows, Linux или MacOS. Установочный файл для Windows и MacOS вы можете загрузить на официальном сайте . Что касается Linux, то в большинстве дистрибутивов можно получить программу из официальных репозиториев. Например, в Ubuntu для этого достаточно выполнить команду:

sudo apt install blender

Затем вы можете запустить программу из главного меню.

Как пользоваться Blender для начинающих

1. Главное окно программы

Главное окно можно поделить на несколько условных областей, которыми вам предстоит пользоваться. Вот они:

  • Основное меню программы;
  • Меню переключения вида;
  • Левая панель навигации;
  • Панель инструментов справа;
  • Основная рабочая область;
  • Строка времени внизу.

Все эти области были подчеркнуты на снимке экрана. По умолчанию в рабочей области отображается 3D фигура - куб. Дальше мы рассмотрим основные действия, которые можно с ней сделать.

2. Основы навигации

Программой очень просто управлять, вот основные приемы навигации:

  • Чтобы изменить угол обзора зажмите среднюю кнопку мыши и перемещайте ее;
  • Чтобы перемещаться вверх-вниз или назад-вперед зажмите кнопку Shift и среднюю кнопку мыши, затем двигайте ее;
  • Для изменения масштаба используйте колесо прокрутки;
  • Чтобы выбрать объект щелкните по нему правой кнопкой или щелкните правой кнопкой вне объекта, чтобы отменить выбор;
  • Для выбора нескольких объектов удерживайте кнопку Shift во время выбора;
  • Чтобы выбрать все объекты нажмите A, и еще раз чтобы отменить выбор, выбранные объекты будут выделены желтым.


3. Режимы работы

Программа для 3D моделирования Blender может работать в нескольких режимах:

  • Режим объекта (Object mode) - позволяет выбирать объекты, перемещать их, поворачивать, и двигать как вам нужно;
  • Режим редактирования (Edit mode) - позволяет изменить вершины объекта, его линии и плоскости, вы можете изменять сетку в этом режиме.
  • Скульптурный режим (Sculpt mode) - режим редактирования 3D сетки;
  • Режим рисования (Vertex Paint mode) - позволяет изменить цвета фигур;
  • Режим рисования текстур (Texture Paint mode) - позволяет раскрашивать текстуры;
  • Режим толщины (Weight Paint mode) - позволяет изменить толщину поверхностей;
  • Сеточный режим (Particle mode) - удобен для работы с системами частиц.

Для переключения между этими режимами можно использовать кнопку Tab или меню:

В этой статье мы будем использовать только первых два режима, они основные.

4. Изменение объектов

3D моделирование Blender начинается с изменения объектов. Обратите внимание на стрелки, которые появляются около объекта, когда вы его выбираете. Это направляющие стрелки, и они указывают на грани системы координат. Красная стрелка соответствует оси X, зеленая - ось Y, а синяя - ось Z. Эти стрелки позволяют более точно перемещать объекты.

Переместить объект можно несколькими способами:

  • Просто перетащите его правой кнопкой мыши;
  • Нажмите G и перетащите объект в нужное место;
  • Нажмите на одной из стрелок и перемещайте объект вдоль нее.


Поворачивать объекты тоже очень просто. Все что нужно сделать - это выбрать объект и нажать кнопку R. Если вы хотите повернуть объект вокруг определенной оси, нажмите R, а затем одну из клавиш X, Y, Z. Они соответствуют осям координат.

Для масштабирования используйте кнопку S. Опять же, для масштабирования по одной из осей нажмите X, Y или Z.

5. Создание объектов

Работа в Blender предполагает не создание нескольких объектов в основной области. Сначала обратите внимание где находится 3D курсор. Именно в этом месте будет вставлен объект. По умолчанию он расположен в начале координат, но вы можете его переместить в любой место просто кликнув левой кнопкой.

Затем откройте меню "Add" в нижней части экрана и выберите нужный тип объектов, например, фигуры (Mesh), а затем саму фигуру. После ее добавления она появится около курсора. Так вы можете добавить любой объект.

6. Редактирование объектов

В режиме редактирования вы можете изменять размеры и характеристики объектов. Можно выбирать отдельные части объектов: вершины, линии и плоскости. Что нужно выбрать можно указать на панели:

Дальше работа похожа на перетаскивание объектов. Выберите нужную часть правой кнопкой и тащите куда нужно. Также в режиме редактирования вы можете выделить несколько вершин и объединить их вместе. Для этого выберите нужные вершины с помощью "Shift" затем нажмите "W" и выберите пункт меню "Merge".


Также в режиме редактирования вы можете вытягивать части объекта. Для этого выберите грань, вершину или плоскость, а затем нажмите "E" и перетащите ее в нужное место.

Вы можете вырезать часто объекта чтобы перетащить ее в другое место или развернуть. Для этого нажмите Ctrl+R и выберите нужную часть просто двигая мышь, затем эта часть будет отмечена и вы сможете сделать с ней все что нужно.



7. Модификаторы

Модификаторы позволяют изменять характеристики вашей фигуры по определенным алгоритмах. Чтобы использовать модификаторы вернитесь в режим объекта, затем на правой панели выберите иконку со значком ключа:


Дальше нажмите "Add Modifier" и выберите нужный модификатор. Вы можете поэкспериментировать с ними. Чаще всего вам придется использовать "subdivision surface". Он позволяет сгладить углы поверхности. Все параметры модификатора будут находиться на правой панели. С помощью пункта "View" вы можете настроить силу скругления:


Мощный бесплатный 3D-редактор, позволяющий создавать трёхмерные модели, анимационные ролики и даже интерактивные 3D-игры.

Информация в этом уроке расположена немного не так, как это обычно делается в книгах и туториалах.

Перво-наперво упомяну, что при загрузке главного окна программы, появится небольшая картинка-заставка с выпадающим меню "Interaction" (Взаимодействие), в которой можно выбрать схему управления:

  • Blender;
  • 3Dsmax;
  • Maya.

Если у Вас нет опыта работы в программах 3D Studio Max и Maya, то здесь лучше всегда выбирать схему "Blender (по умолчанию)", чтобы потом не ломать голову: "Почему у меня не работают горячие клавиши, указанные во всех инструкциях к программе?"

Намотали на ус? Отлично.

Там же (я тут не при чем) Вы увидите изображение, похожее на то, что мы с Вами желаем получить – несколько бокалов с разными жидкостями. Конечно, с тем расчетом, что мы все же, мягко говоря, новички.

Так как рендеринг – финальная операция, мы уже, в принципе, все для нее подготовили.

Правда, есть еще один маленький нюанс – в Блендере есть несколько инструментов, отвечающих за рендеринг, то есть – рендеров. Но я в своей статье описываю работу именно с Blender Render.

Не забудьте перед началом рендеринга еще раз сохранить проект.

Итак, переходим в соответствующую вкладку и нажимаем кнопку Render (Визуализация).

Сначала Вы не увидите никаких изменений, но через некоторое время (в зависимости от мощности компьютера) картинка начнет проявляться. И вот, что у нас получилось! По-моему, похоже =).

На скорее всего, Вас сразу не устроит качество картинки. Чтобы его повысить задаём размеры будущей картинки по X и Y, а также соотношение в процентах от заданного размера (ставим 100% вместо 50, стоящих по умолчанию).

Снова запускаем рендер и на этот раз качество уже будет достойным того, чтобы сохранить его в виде финальной картинки. Для этого нажимаем кнопку F3 и вводим имя файла.

Затем, чтобы снова вернуться в окно редактирования, нажимаем Esc.

Ну вот, собственно, и все. Мы затратили не так уж много усилий и получили какой-никакой результат. Конечно, это все – весьма низкий уровень. Но никто и не обещал, что будет просто.

Однако нужно понимать, что чтобы достичь хоть какого-то уровня в освоении Блендера, мало выстраивать 3d-модели с помощью подробных инструкций.

В любом случае Вам придется изучить очень много теории, прежде чем Вы добьётесь успеха. Так что, если Вы к этому не готовы – лучше оставить эту затею, ничего путного не выйдет.

Далее, стоит понимать, что создание 3d-модели – это по большей части рутина с сотнями и даже тысячами повторяющимися операциями, когда конечного результата можно добиваться неделями и месяцами, а финальная визуализация может длиться и того дольше.

Достоинства и недостатки программы

Сложно отметить плюсы и минусы Блендера, ведь для этого нужно как-то сравнивать его с другими продуктами. А они платные, и Блендер уступает им не настолько (если вообще уступает), как это обычно бывает с бесплатным и платным аналогами. Но кое-что все же есть.

  • Русский язык и еще множество других языков разной степени локализации, на русский язык программа переведена полностью;
  • Быстрое моделирование по сравнению с аналогами, благодаря тому, что все функции имеют свои горячие клавиши и это очень удобно реализовано. По сути, в программе удобнее работать именно клавишами;
  • Бесплатность. Полная бесплатность программы без каких либо оговорок и ухищрений разработчиков. Тут без комментариев.
  • Блендер иногда вылетает. Особенно в linux. Не забывайте постоянно сохранять проект, в том числе и перед рендерингом.

Выводы

Кроссплатформенность - возможность работать на разных, принципиально различающихся компьютерных платформах .

Программа Blender дает пользователю множество возможностей в моделировании, остается бесплатной и кроссплатформенной. Само существование такой программы показывает, насколько качественным может быть бесплатный продукт безо всяких оговорок.

Конечно, неплохо было бы провести некий анализ и рассказать Вам, чем она лучше или хуже других программ по 3d-моделированию – вроде 3ds Max или Maya, но для этого нужно быть профессионалом в каждой из них.

Скачать и научиться работать в Блендере может каждый, не потратив на это ни копейки. Чего нельзя сказать о времени и усилиях – их придется затратить просто огромное количество, но результат того стоит.

Кроме того, научившись работать в этой программе, Вы получите навыки и знания, которые Вам пригодятся, если Вы решите использовать платные пакеты, озвученные выше.

Блендер существует и развивается благодаря огромному интернациональному сообществу художников, не устающих дополнять и совершенствовать общий бесплатный инструмент.

Надеюсь, Вы скачали программу и, прочитав статью, сделали свою первую модель. Оставьте в комментариях Ваши впечатления о программе и о получившемся результате. Спрашивайте, если есть какие-то вопросы, если Вы что-то не поняли.

Послесловие

Итак, что Вас заинтересовало и заставило присмотреться к 3d-редактору Blender?

Невероятно реалистичные картины, больше похожие на настоящие фотографии или анимационные фильмы, полностью созданные энтузиастами-одиночками в домашних условиях на их средненьких компьютерах? Наверное, это не так уж и важно, главное, что Вы здесь и Вам интересно.

3D-моделирование стало неотъёмлемой частью современного телевидения, кинематографа и мультипликации. Ведь единожды создав несколько моделей и сцен можно использовать их многократно в самых разных ракурсах, что позволяет разнообразить будущий мультфильм или игру, не перерисовывая героев и фоны для каждого нового сюжета. Что в свою очередь значительно снижает затраты на создание новых серий или продолжений игры.

Но с появлением новых, простых и бесплатных инструментов создание объёмных моделей перестало быть уделом избранных. Теперь практически любой грамотный школьник, прочитав руководство, может за пару недель создать собственную небольшую игру или мультик, не покупая дорогостоящих программ и не тратя годы на их изучение.

А серьёзные взрослые имеют возможность не менее бесплатно распланировать расстановку мебели в квартире или даже спроектировать на домашнем компьютере свой будущий частный домик с прилегающим участком.

Повторюсь, это делается не за пять минут, но тем не менее, для таких вещей уже не нужны годы и годы. Попробуйте начать с простого, и если понравится, то возможно, впоследствии это может стать Вашей новой, любимой профессией.

Правда, многих сразу же отпугивает сложность подобных программ и то количество знаний, которое придется запихнуть в свою голову. Но, послушайте, чем сложнее путь, тем меньше людей его выбирают и уже совсем немногие доходят до конца.

А это значит, что здесь не такая большая человеческая конкуренция, чем в более простых областях. Каждый профессионал здесь просто на вес золота.

Но я не хочу Вас пугать! Уверяю Вас, уже сегодня (если Вы готовы уделить этому всего несколько часов) Вы сможете собственноручно создать свою первую трехмерную модель! Это поможет Вам понять, насколько Вам вообще это интересно.

Если Вы все-таки решитесь скачать эту программу и окунетесь в процесс изучения 3d-моделирования, Вас ждет невероятный мир, не имеющий границ, запретов, дающий в то же время Вам полную свободу творца.

Став опытным пользователем Блендера, Вы сможете создавать что-то новое, уникальное и совершенно неповторимое. Это настоящее искусство, Ваше самовыражение, а, возможно, и любимая работа, приносящая неплохой доход и массу удовольствия. Не каждому человеку в жизни предоставляется такая возможность. Так что это не просто программа.

О статье

Мануал (англ. user manual) - инструкция по эксплуатации.

Туториал - учебник.

Обычно к каждой программе мы оформляем статью с описанием ее функций и зачастую с небольшим мануалом (туториалом) о том, как на ней работать. Сами понимаете, с таким гигантом, как 3d-редактор Blender, это абсолютно бессмысленно. Одно перечисление его функций займет огромное количество экранного пространства – Вы даже читать не станете =).

Даже если Вы все прочитаете, Вы мало что запомните. Поэтому в данном материале информация будет подаваться, возможно, немного вразброс, но в том порядке, чтобы Вы как можно лучше ее усваивали.

Туториалы и учебники по программам 3d-моделирования обычно изобилуют информацией, скучной и практически энциклопедической. Автор старается сначала обучить новичка азам, дать ему необходимую базу теоретических знаний.

И это правильно, но мало кто все это изучает от начала до конца. Пролистав 1000-страничный том по тому же 3ds Max’у, вы, возможно, наконец, дойдете до моделирования простых объектов. Таким образом, в серьезное 3d-моделирование попадают только всякого рода «гики », готовые положить годы на изучение одной программы.

Я не говорю, что учебники бесполезны или малополезны – они являются отличными справочниками, которые очень удобно и полезно держать под рукой. И все же, они слишком сложны, если не обладать огромным количеством технических знаний.

Но как же быть тем, кто в душе художник, а не технарь? =) Такого человека сложнее увлечь, но если уж он загорелся…. Именно такие люди и делают самые безумные таворческие вещи.

Так вот, чтобы человека заинтересовать, не лучше ли дать ему попробовать сделать пару-тройку простых 3d-моделей, чтобы он сам почувствовал, насколько это круто и интересно? Именно поэтому, я и решил делать статью в таком формате – немного теории и примерно столько же практики.

Есть и еще один момент. Чтобы создать что-то действительно серьезное в плане моделирования, нужны большие вычислительные мощности. То есть, допустим, Вы серьезно решили заняться 3d-моделированием на компьютере. Вы достаточно усидчивы, усердны и технически подкованы (плюс пятерка за год по геометрии).

Может случиться так, что Вы положите не меньше года на всестороннее изучение такой программы, как Blender, но когда Вы выйдите за пределы моделирования интерьера своей комнаты и всего, что видите вокруг, у Вас могут возникнуть проблемы.

Рендеринг (англ. rendering - «визуализация») - финальная отрисовка 3D-изображения.

Скажем, одна сцена может «рендериться» несколько суток на Вашем домашнем ПК . Плюс для такой сцены можно потратить несколько недель или даже месяц на ее скрупулезное составление. И это еще даже не анимация.

Получается, что человек зря потратил столько времени? Ведь когда я говорю о серьезной вычислительной технике, речь не идет о просто очень дорогих домашних ПК.

Нет, конечно, знания и опыт не пропадут. Они всегда будут востребованы, и хорошо владея 3d-моделированием, можно получить весьма неплохую работу, где Вас обеспечат всем необходимым. Но все же, это делает самостоятельное обучение очень сложным.

Именно поэтому я, понимая, что любой поверхностный подход вредит, пишу эту статью в стиле «научись за 30 минут». Понятно, что я не смогу передать и тысячной части всего того, что нужно знать, чтобы моделировать.

Но очевидно, что есть ниша, которую нужно заполнить. Например, бывают такие случаи, когда надо смоделировать простую фигуру (или тот же интерьер). Не профессионально, конечно. Так вот, данная статья поможет Вам это сделать.

P.S. Разрешается свободно копировать и цитировать данную статью при условии указания открытой активной ссылки на источник и сохранения авторства Вячеслава Протасова.

P.P.S. Можно украсить созданную анимацию с помощью специальных эффектов, получаемых при использовании частиц. Для этого пригодится вот такая программа:






Обучающие видеоуроки по началу работы с 3D-редактором Blender

подпишитесь на новые видеоуроки!

Blender - объектно-ориентированная программа для создания трехмерной компьютерной графики. Это не только моделирование, но и анимация, рендеринг, создание игр, обработка видеоматериалов.

Данный пакет инструментов распространяется по свободной лицензии, поэтому у вас есть возможность скачать Blender бесплатно на русском языке. Новая версия уже ждет вас в каталоге.

Blender 3D систематически обновляется группой разработчиков и постоянно развивается. Этому он и обязан своей популярностью. Кроме того, вес дистрибутива всего восемь мегабайт!

Программа Блендер: функции

Программа Блендер 3Д будет интересна и полезна не только профессионалам, но и новичкам. Какие же функции есть у этого редактора?

  • Кроссплатформенная русская версия.
  • Большое количество встроенных примитивов: кривые Безье, полигональные модели, векторные шрифты, система быстрого моделирования в subdivision surface режиме, NURBS поверхности, метасферы, скульптурное моделирование.
  • Встроенные инструменты рендеринга и интеграция с YafRay, LuxRender и пр.
  • Набор инструментов анимации: инверсная кинематика, динамика мягких и твёрдых тел (на базе Bullet), нелинейная анимация, скелетная анимация и сеточная деформация, редактирование весовых коэффициентов вершин, ограничители и т. д.
  • Blender 3D использует Python для создания инструментов и прототипов, системы логики в играх, движения файлов, автоматизации.
  • Базовое комбинирование видео.
  • В редакторе есть Game Blender, реализующий интерактивные функции (определение коллизий, движок динамики, программируемая логика).
  • Создание дополнительных real-time приложений.

Интерфейс, которым обладает 3D редактор, нельзя назвать простым. Он далек от стандартного, поэтому вам придется разобраться, как пользоваться. Есть специальные уроки, которые также можно скачать через торрент или просмотреть онлайн.

Горячие клавиши соответствуют определенным функциям. Есть объектный режим (отдельные объекты) и Режим редактирования (работа с данными объекта). Практически все манипуляции выполняются с помощью клавиатуры.

Дополнительные возможности Blender 3D

Перечислим еще несколько важных особенностей программы:

  • Объекты и их данные разделены.
  • Внутренняя файловая система.
  • Различные элементы, объекты, плагины, материалы, шаблоны, текстуры, звуки, изображения сохраняются в единый «.blend» файл.
  • Возможность экспорта в такие форматы, как obj, dxf, stl, 3ds и др.
  • Цветовые схемы, прозрачные плавающие элементы - поспешите обновить ПО, последняя версия может вас удивить своими новшествами.

Загрузите программу прямо сейчас для Windows 7 или других версий, а также для Linux, OS X, Solaris и BSD. Создавайте собственные 3D модели, рисуйте, наделяйте персонажи оснасткой.

Трехмерная компьютерная графика ждет знакомства с вами. Уже более 250 000 человек пользуются этим пакетом, поддержка реализована по всему миру!

КДПВ. По мотивам.

О чем пост

Пост написан по мотивам этого комментария . Особенно вдохновила картинка в ответах к этому комментарию. Изначально хотел здесь написать про UI и основы моделлинга в Blender, но выходит многовато (я словообилен). Поэтому, про моделлинг - позже (если публика захочет). А здесь - про UI Blender с точки зрения непрофессионала.

Вступление/предисловие/disclaimer.

Сварщик я ненастоящий и 3D-моделлингом занимаюсь просто для удовольствия и довольно эпизодически (как видно моим результатам в КДПВ). И очень хочу это подчеркнуть. Ни одна моя модель дальше моего компа не уходила и оценку я давал сам себе. Начинал, как и многие, с 3Ds Max Studio Autodesk (до сих пор не в курсе, как же правильно Тридэмакс зовется). Что такое стек операций, как текстурировать, делать полупрозрачный материал и рендерить – я освоил. Как сделать лодку при помощи NURBS – нет.

После очередной переустановки системы и попытки разобраться, чем «Autodesk 3ds Max 2009» лучше «Discreet 3dsmax 7» и на основании этих данных отдать выбранной версии пакета время на скачивание и гигабайты системного раздела на установку (с попутным загрязнением системы всякими дополнительными программами) я сдался. Мое хобби – моделлинг, а не рендер гигахайполиполуторачасовых мультиков для очередной версии Варкрафта.

К тому времени я уже хорошенько полазил по интерфейсу макса (в основном, чтобы решить очередную проблему типа «как же вернуть отображение стрелочек поворота/масштабирования»), чтобы для себя решить, что макс – это как ворд, почти все пользуются 5% функциональности, остальные 95% нужны профессионалам, которых самих – 5%. Цезарю – цезарево.

В общем и целом, я был готов смириться с потерей возможности назначать волосы на шарик взамен на более manageable программу моделлинга. Поизучав рынок, отбросив остальные комбайны типа Maya и LightWave, не восприняв SketchUp, я поставил Blender. Скажу сразу – мне повезло, и ко времени моих поисков ребята из Blender Foundation ушли от своего старого интерфейса:


Рисунок 0. Интерфейс версии 2.4, который я, к счастью, не застал.

Программа оказалась:

  • Бесплатной – без комментариев.
  • Легковесной:
    • Blender-2.76b-windows64.msi: 79.8 Mb
    • Autodesk 3ds Max 2016 x64 (даже боюсь представить, как инсталлятор выглядит): 7000 Mb (по показаниям рутракера)
  • Manageable. Windows, MacOs, Linux, FreeBSD. Можно скачать.zip-пакет. Скучая за служебным компом с линуксом в командировке, можно вполне себе отдаться хобби, удалив потом после себя следы.
  • Покрывающей все мои хотелки даже с лихвой (сейчас вот вроде они рендер-движок Cycles вовсю полируют – случайно нагугленный пост на хабре , например). NURBS, inverse kinematics, скульптинг – you name it, как говорится. Не хочу быть продавцом бесплатного продукта, просто посмотрите www.blender.org/features , там есть картинки.
  • Способной общаться с внешним миром. Из коробки есть экспорт/импорт в том числе для:
    • .fbx (эти ваши Unity с этими вашими анимациями)
    • .stl (SolidWorks одобряэ, например)
    • .obj (что-то вроде стандарта для 3D пакетов)
    • .3ds (ну а вдруг?!)
В общем, я начал с ней осваиваться, а потом и пользоваться. Процесс идет уже несколько лет. Процесс эпизодичный, и, повторюсь, в виде хобби. Ниже, собственно, мои результаты освоения.

UI

Дефолтное окно



Рисунок 1. Окно версий 2.6+ по умолчанию после старта. Обратите внимание на обведенные красными квадратами кнопки.

Выглядит не мегапросто, но, имхо, это потому, что ребята из BF верят в «показ товара лицом».

Как видно из надписей на картинке, ситуация при старте с настройками по умолчанию следующая:

  • На сцену добавлен кубик, лампа и камера. Что, теоретически, дает нам возможность мгновенно запустить рендер сцены (F12 для старта, Esc для выхода) и получить не черный экран.
  • Открыты панели управления областью 3D-сцены, что, опять же, теоретически, дает возможность сходу потюнить отображаемую сцену.
  • Добавлена область таймлайна на случай, если нам опять же, сходу, захочется кубик поанимировать.
На мой взгляд, решение спорное. Но, с другой стороны, оно показывает сразу и возможность открыть несколько областей, и как замоделенные объекты выглядят, и о настроечных панелях говорит.

На самом деле

Так или иначе, на самом деле, вы видите следующее:


Рисунок 2. Структура окна Blender.

Акцентирую внимание на отсутствие порядковых номеров возле слов «Область». На самом деле, окно самого блендера – это рабочий стол с управляемым набором областей (в программе их называют Area). Меню (в самом верху) – это тоже область. Их можно ресайзить (как обычно, мышкой за край области), разбивать/склеивать (опять же, мышку на край области, правый клик, выбрать желаемый вариант), менять тип (меню – это тоже тип области).


Рисунок 3. Слева - меню разделения/склеивания областей, справа - кнопка смены области (см. также рисунок 1).

Можно сделать ностальгический лэйаут (я таким поначалу пользовался, потом выучил кнопки смены видов в 3D области (NumPad 1,3,7 - спереди, справа, сверху. Если вместе с Ctrl - то противоположные - сзади, слева, снизу. NumPad 5 - переключение между ортогональностью и перспективой)):


Рисунок 4. 3DS Max - подобный интерфейс.


Рисунок 5. Слева помечена кнопка выбора существующего лэйаута, справа - кнопки добавления и удаления текущего лэйаута.

Важно отметить, что в Blender есть функция сохранения настроек UI (File->Save Startup File).

По итогу, я удалил со сцены пред-созданные лампу, камеру и кубик, а так же склеил область анимации с областью 3D сцены, убив таким образом всю задумку ребят из BF . После чего воспользовался указанной функцией. Теперь у меня на старте окно такое:


Рисунок 6. 4 области - меню, аутлайнер (содержимое сцены), настроечная и, собственно, 3D-сцена.

Когда я начинаю новую модель - это самый необходимый минимум. Далее, зная вышеописанное, можно наворотить в плане отображения что угодно.

Резюмируя. Это не Blender страшный, это дефолтные установки спорные.

Навигация

Левая клавиша – установка 3D курсора (о нем ниже) в указанную точку.
Правая клавиша – выбор чего нибудь (объекта, грани и т.п.).

Средняя клавиша:
Драг – вращение вокруг центра сцены (или вокруг курсора, об этом ниже).
Скролл – удаление/приближение от/к центру сцены / куросору.
Tab – переключение режима редактирования (ниже).
Пробел – окно поиска команды.
100500 сочетаний клавиш – остальные команды (о некоторых – ниже).

Работа с программой

Отступление

Как уже указывалось ранее, программа может многое, при этом выглядит удобоваримо со старта. Концептуально говоря, все эти пляски с лэйаутами, на мой взгляд, служат одной цели – позволять пользователю сфокусироваться на определенном типе задачи, ценой отбрасывания ненужных на данном этапе возможностей (сравните предустановленные лэйауты, например, скриптинга и моушен-трекинга).

То есть, программа на разных этапах выглядит по-разному и, в общем случае, требует разных знаний (что лично мне позволяет не загружать мозги редактированием видео, например).

Возвращаясь к максу – я как-то читал, что первые версии были написаны под дос и, соответственно, имели ограничение в 640 Кб (вот можно глянуть прототип вообще vimeo.com/9652184). Отсюда решение – набор программ вместо одной программы. То есть, чтобы отрендерить объемную букву, надо было:

  1. Открыть программу рисования 2D-линий, которая позволяла делать сплайны, например, и нарисовать букву. Сохранить файл, закрыть программу.
  2. Открыть программу 3D-моделлинга с поддержкой Bevel, вытянуть букву в 3D, сохранить, закрыть.
  3. Открыть текстурную программу, натянуть текстуру, сохранить, закрыть.
  4. Открыть программу рендера, отрендерить.
Похожая механика мне видится и здесь, с той лишь разницей, что переключение между видами задач – мгновенное. Задачу, при этом, определяете вы сами. И, что важно для меня, интерфейс остается чистым.

Вступление

Вот тут, по-моему, самое место написать самую важную мантру Blender, которую вы (если начнете с ним знакомиться), встретите практически везде: “Используй горячие клавиши”. Мало кто начинает работу с новой программой, выучив все ее горячие клавиши. На этот случай и предусмотрена панель работы с объектами (см. рис. 1) - обратите внимание на табы слева панели. Кстати, обе панели на области 3D-сцены скрываются/отображаются по нажатию T и N. Окно поиска команды (пробел) - тоже из этой оперы.

Но использование горячих клавиш (по крайней мере, в моделлинге) - лично я очень рекомендую. Благо, основных операций не так уж и много, штук 10-15. За время работы над одной не самой элементарной моделью выучиваются влегкую. Надо признать, что интерфейс позволяет сделать что угодно, не нажав ни одной горячей клавиши. Просто это займет больше времени. Тут как в старкрафте - или ты гоняешь Джима Рейнора по карте и яростно ставишь все его 3 мины кликами по абилкам внизу справа, или контролишь дроп против корейцев.

В следующей серии - про моделлинг.

Теги: Добавить метки

Blender – популярная, дизайнерская программа, предназначенная для создания трехмерной графики и анимации на Windows. Приложение поддерживает технологию Python, что позволяет использовать его в качестве инструмента по созданию игр. Все создаваемые 3D модели и анимацию пользователь сможет просматривать в режиме предварительного просмотра.

Большой набор встроенных инструментов дает пользователям Blender широкие возможности для 3D разработки на Windows. Кроме того, эти возможности могут быть расширены за счет подключения дополнительных плагинов. Существует также множество расширений, созданных самими пользователями программы. Бесплатно скачать Blender на русском языке вы сможете на нашем сайте.

Особенности программы Blender:

  • Поддержка широкого набора инструментов 3D моделирования и анимации.
  • Реалистичная эмуляция физики создаваемых трехмерных моделей (ткани, волос, воды и т.д.).
  • Эмуляция различных физических явлений – столкновения объектов, силы притяжения, ветра и многих других.
  • Поддержка рендеринга, интеграция с рендерерами LuxRender и YafRay.
  • Набор инструментов для создания и обработки трехмерного видео с возможностью комбинирования видео.
  • Широкий комплекс опций для разработки интерактивных игр.
  • Большой выбор визуальных 3D эффектов.
  • Приложение содержит большое количество примитивов (цилиндры, сферы, кубы, кольца и т.д.), из которых можно легко создавать свои собственные модели.
  • Возможность создания красивых 3D картин с обеспечением фотографического качества.
  • Поддержка нелинейного редактирования.