Где живут лучшие программисты мира? IT-женщины: самые знаменитые женщины-программисты и их вклад в историю.

HackerRank - это социальная платформа, которая предлагает задания разной сложности по программированию. Запущена платформа была в 2012 году. Сейчас аудитория проекта насчитывает около полутора миллиона пользователей. Статистику по результатам решений заданий своими пользователями ресурс регулярно публикует в виде рейтинга по 50 странам.

Рейтинг HackerRank учитывает задания по 15 наиболее популярным дициплинам. Самые популярные задачи касаются различных алгоритмов, связанных с динамическим программированием, анализом больших данных и другими темами. Для решения таких заданий пользователь может работать с любым языком программирования. Кроме алгоритмов в топ-3 популярных заданий входят задачи по структуре данных и программировании на Java. Такие задания выполняются 9,1% и 9,3% пользователей соответственно. Все баллы специалистов по разным странам анализируются, после чего выводится общий балл для каждой страны из участвующих в рейтинге. Максимальное количество баллов, которое может получить страна - 100.



Список тем, которые наиболее популярны среди пользователей платформы

Отчеты HackerRank показывают, что лучшие программисты живут отнюдь не США. И не в Индии, хотя здесь число разработчиков постоянно увеличивается. Лучшие из лучших живут в Китае и России. Китайские специалисты традиционно сильны в математике, функциональном программировании и работе с данными. Китайцы получили максимальное количество баллов - 100. Русские программисты, получившие 99,9% баллов, доминируют в сфере алгоритмов (в решении заданий из этой сферы пробуют силы около 40% пользователей платформы HackerRank). А вот Индия и США размещаются только на 31-м и 28-м местах соответственно. В тоже время с заданиями по Java и структуре данных работает по 10% пользователей. Наименее популярными являются задания по безопасности и распределенным системам. Кроме Китая и России в топ-10 стран с наиболее талантливыми разработчиками оказались Польша, Швейцария, Венгрия, Япония, Тайвань, Франция, Чехия, Италия.

Китай и Россия доминируют далеко не во всех сферах. Например, задания по SQL и Shell лучше всех решают разработчики из Дании и Чехии.

Программисты некоторых стран участвуют в решении задач по определенным предметам чаще, чем другие. В случае Китая это объясняется тем, что в университетах и колледжах этой страны список доступных для изучения дисциплин несколько меньше, чем в ряде других стран. Поэтому у студентов не такой большой выбор. Плюс в том же Китае многие начинают программировать еще в средней школе, не говоря уже о старшеклассниках. В таблице ниже отображены страны, программисты которых участвуют в решении задач ряда дисциплин чаще, чем другие. В то же время в соседней, третьей колонке показаны страны, программисты которых крайне редко пытаются решать задачи указанного ряда дисциплин.

Как видим, пользователи из Китая чаще других пытаются решать математические задачи. Скорее всего, благодаря этому Китай и занял первое место в математике.

Еще один интересный момент - это распределение популярность языков программирования среди разработчиков из разных стран.

По данным HackerRank, наиболее популярными среди пользователей этой платформы (из разных стран) являются задачи по Java. Исключение - программисты из Малайзии и Пакистана, которые предпочитают С++.

Чаще других успешно решают свои задачи пользователи из Швейцарии. Когда пользователь сдается, не решив задачу, он получает 0 баллов. Процент таких разработчиков максимален в таких странах, как Пакистан, Малайзия и Нигерия. И минимален в Швейцарии, Венгрии и Польше.

Представители HackerRank считают, что если бы сейчас проводилась Олимпиада по программированию, то команда китайцев получила бы золото, россияне стали бы вторыми, завоевав серебро, а поляки - третьими, получив бронзу. А вот Индии и США предстоит изрядно потрудиться, чтобы войти хотя бы в топ-25 олимпийских команд.

Многие могли бы предположить, что в Соединенных Штатах. В конце концов, США является домом таких светил программирования, как Билл Гейтс, Кен Томпсон, Деннис Ритчи и Дональд Кнут. Но та же Индия славится своими университетами, например, Индийским институтом технологий (IIT), а хакеры из России считаются весьма эффективными. Есть ли способ определить, в какой стране программисты лучше?

Исследование HackerRank помогло ответить на этот вопрос.

HackerRank регулярно проводит десятки тысяч соревнований по программированию для разработчиков, чтобы улучшить их навыки в кодинге. Сотни тысяч разработчиков со всего мира участвуют в соревнованиях по различным языкам и областям программирования: от Python до алгоритмов безопасности и распределенных систем. Разработчиков оценивают и размещают в рейтинговой таблице, учитывая скорость и точность выполнения задач.

По данным HackerRank, самые талантливые программисты живут в России и Китае. Китайские программисты обгоняют все остальные страны по математике, функциональному программированию, а также проблемам структур данных, в то время как русские доминируют в алгоритмах - самой популярной и самой конкурентной сфере. Хотя Соединенные Штаты и Индия обеспечивают наибольшее число участников соревнований, в рейтинге они занимают только 28 и 31 места соответственно.

Какие области наиболее популярны?

HackerRank предлагает разработчикам принять участие в 15 соревнованиях в различных сферах, но некоторые из них более популярны, чем другие. В таблице ниже представлена доля завершенных соревнований для каждой области программирования.

Самая популярная на сегодня область программирования - алгоритмы. В ней соревнуются около 40% всех разработчиков. Эта область включает сложные задачи по сортировке данных, динамическому программированию, поиску ключевых слов и другие основанные на логике задания. Для участия в таких соревнованиях разработчики могут использовать любой язык, но их выбор может частично объяснить, почему тот или иной язык так популярен. (Алгоритмы также имеет решающее значение для технических интервью, по результатам которых программисты могут быть приняты на работу). С большим отрывом в процентном соотношении, второе и третье место занимают задачи на Java и структуры данных, на которые приходится примерно по 10% участников. Распределенные системы и безопасность — наименее популярные области.

Итак, на основе результатов этих соревнований программисты каких стран показали наилучшие результаты?

Для ответа на этот вопрос был взят средний балл каждой страны во всех областях. Прежде чем найти среднее значение, оценки были стандартизированы для каждой области (путем вычитания среднего из каждого счета, а затем делением на стандартное отклонение), что дало так называемый показатель Z, или стандартный показатель. Это позволило сравнить схожие характеристики отдельных показателей в разных областях программирования, даже с учетом того, что некоторые области являются более сложными, чем другие. Затем Z- баллы представили в таблице от 1 до 100 для легкой интерпретации.

В таблице ниже представлены данные для 50 стран с наибольшим числом разработчиков на HackerRank. Люди из этих стран приняли участие в тысячах соревнований (минимум 2000).

Поскольку Китай набрал самый высокий балл, китайские разработчики занимают первую позицию списка со счетом 100. Но Китай выиграл с минимальным преимуществом. Россия набрала 99,9 из 100, в то время как Польша и Швейцария закрывают топ рейтинга с баллами в районе 98. Пакистан, расположившийся на 50 месте, набрал всего 57,4 балла из 100.

Две страны, от которых в соревнованиях принимает участие наибольшее число разработчиков, Индия и США, расположились даже не в верхней половине списка. Индия занимает 31 место с общим счетом 76, а Соединенные Штаты - 28-ое, со счетом 78.

Какую страну представляют лучшие разработчики в конкретных областях?

Хотя Китай превзошел остальные страны по средним показателям, он не доминирует по всем направлениям. Какую страну представляют лучшие разработчики в конкретных областях программирования? Рассмотрим ведущие страны для каждой области.

Неудивительно, что Китай превосходит остальные страны в некоторых областях. Китайские разработчики вне конкуренции в области структур данных, математики и функционального программирования.

С другой стороны, Россия доминирует в алгоритмах - самой популярной области. Здесь же Китай и Польша занимают второе и третье место соответственно.

Чем объясняются уровни успешности разных стран в разных областях? Одно из возможных объяснений связано с тем, что, например, русские программисты более склонны к участию в соревнованиях, связанных с алгоритмами и следовательно больше практикуются в этой области, в то время как китайские разработчики чаще решают задачи по структурам данных.

Было также проведено сравнение, как разработчики из каждой страны распределяют свое время между различными типами заданий, и затем — какие области программирования предпочитает обычный участник HackerRank. Это позволило выяснить, какие страны чаще, чем остальные, оказываются способны пройти тест в той или иной области.

Страны и их вероятность пройти тест в определенной области. Страны со значительно высоким или низким процентом выполнения задач в определенной области. Столбцы слева-направо: область программирования; высокая вероятность; низкая вероятность.

Из приведенной выше таблицы следует, что китайские программисты участвовали в соревнованиях по математике гораздо чаще, чем можно было ожидать, учитывая предпочтения среднестатистического разработчика. Это помогает объяснить, как они заняли первую строчку рейтинга в этой области. А, например, чешские разработчики проявляют огромный интерес к соревнованиям по Shell, области в которой они занимают первое место.

Но помимо этих двух примеров, кажется, в таблице прослеживается мало общего между выбором той или иной страной определенного типа соревнований и ее деятельностью в этой сфере.

Интересно также узнать, имеют ли определенные страны предпочтения в языках программирования? Правда ли, что C++ — наиболее популярный язык в Индии? Или что большинство мексиканцев выбирают Ruby?

Следующая диаграмма показывает долю соревнований на каждом из языков по странам.

В целом, разработчики разных национальностей участвуют в Java-соревнованиях чаще, чем на любом другом языке программирования (с некоторыми исключениями, такими как Малайзия и Пакистан, где предпочитают C++, и Тайвань, где доминирует Python). Шри-Ланка занимает первое место среди стран, предпочитающих Java. Индия, которую представляет наибольшее число разработчиков на HackerRank, занимает 8 место.

Какая страна никогда не проигрывает?

Когда разработчик подает заявку на участие в соревновании HackerRank, до того как показать некий прогресс, он имеет 0 баллов. Швейцария имеет самый низкий процент разработчиков с нулевым показателем, что позволяет назвать швейцарских кодеров самыми усердными программистами в мире.

Какая страна победит на Олимпийских играх по программированию?

Каждый день разработчики по всему миру конкурируют друг с другом, чтобы стать следующим Гейтсом или Кнутом. Если провести Олимпиаду среди разработчиков, на основании рассмотренных выше данных, можно предположить, что Китай возьмет золото, Россия - серебро, а Польша - бронзу. Хотя они, безусловно, заслуживают похвалу уже за те результаты, которые демонстрируют сейчас, в то время как США и Индия не входят даже в топ-25.

Представляем Вашему вниманию, Топ 10 лучших программистов мира!

1. Сергей Брин — соучредитель GOOGLE. Сергей Михайлович Брин является одним из самых лучших программистов на данный момент, также это американский ученый и предприниматель в итернете.

2. Сара Хайдер — инженер-программист Twitter. Сара штатный инженер-программист в Twitter, и не только, она также технический руководитель в Android на Vine Labs, наставник по развитию новых экстремальных стартапов. Раньше работала в Google, и очень даже неплохо себя проявляла.

3. Джон Дал — бывший соучредитель и генеральный директор Zencoder, Inc. экс соучредитель и генеральный директор Zencoder, которые предлагают услуги по шифрованию и облачные хранение информации для компаний, Джон в настоящее время работает в сфере шифрования.

4. Кайла Макдональда — разработчик в Phoenix — В настоящее время работает в качестве разработчика Phoenix Group, Кайла уже ранее работал с Web Developer Squareflo более трех лет. Отличилась тем что, может общаться на языке жестов и и знает: HTML, CSS, JavaScript, JQuery, и многое другое.

5. Аманда Викстенд — сотрудник Zynga, работает в сфере разработки игр — Аманда в настоящее время основатель и владелец Meteor Grove Software, она утверждала, популярна, благодаря этому. Zynga и ведет разработку мобильных приложений. Она также получила предложение от Instagram, она его отклонила, в надежде развития своего проекта.

6. Лия Калвер — основатель и генеральный директор Grove — Лия явлась соучредителем сайтов микро-блогов Pownce в 2007 году, компания была приобретена Six Apart. В декабре 2008 года она оставила Six Apart и в феврале 2010 года и стала соучредителем Convore, который был посвящен чату в режиме реального времени, в 2011-2012 году в Convore добавлен новый продукт, Grove.io, фокусируется на размещенную в режиме реального времени в чате для компаний и объявил, что обслуживание Convore будет прекращено с 1 апреля, 2012. Калвер был названа в числе самых влиятельных женщин в Web 2.0 по Fast Company Magazine в ноябре 2008 года.

7. Джейд Реймонд — производитель «Кредо Убийцы» и управляющий директор Ubisoft Toronto. — Она начала свою карьеру с программированием для Sony и стала мгновенной знаменитостью в сфере видеоигр. У Джейд огромное количество поклонников, наличие не малого количества удивительных игр. В настоящее время она управляющий директор Ubisoft Toronto, разработчик и программист.

8. Коррин Ю — экс-главный программист Microsoft, программист, ведет разработки для XBOX 360, PS3, PC и. известен как один из самых влиятельных людей в игровой индустрии.

9. Павел Дуров — основатель Вконтакте, и на данный момент занят разработкой и уже выпущенного продукта «Теллеграм» — мобильно приложение для общения.

10. Мэтт Малленвег — основатель и ведущий разработчик WordPress — известен как автор программного обеспечения, поддерживающего более 15 процентов всей сети интернет (Действительно впечатляюще). Он является самым известным в сфере разработки бесплатного и с открытым исходным кодом веб-программного обеспечения.

Данные взяты по подсчету аналитиков из Европы и Америки.

Обзор мифов о программировании, пугающих, вводящих в заблуждение и мешающих развиваться новичкам и опытным разработчикам.

Сфера информационных технологий для непосвященного кажется загадочной и непостижимой. Любая тайна рано или поздно начинает обрастать стереотипами и мифическими образами, не избежало этой участи и программирование. В Волшебной Стране IT, где всегда тепло, а деньги растут прямо на деревьях, появились новые герои и артефакты: Всесильный Хакер, Идеальный Язык и Загадочная Женщина-Программист, подобная коту Шредингера .

Тру-программист, какой он

Существует множество мифов о программировании, которые приоткрывают завесу тайны над таинственным образом Настоящего Программиста. Этот герой предстает в разных обличьях, но его сверхспособности не подвергаются сомнению.

Настоящий Программист – это супермен, способный одним щелчком пальцев разобраться со злыми вирусами, с помощью рентгеновского зрения поставить диагноз заболевшему компьютеру и тут же на месте починить его силой мысли.

Настоящий Программист в миру – это бородатый человек в толстом свитере с кофейными пятнами. В ночи он крадется к компьютеру, чтобы немного покодить в тишине, а днем прячется от людей по темным углам.

Миф 1. Программисты не любят общаться

Основной сюжет большинства мифов о программировании – герой-социофоб, замкнутый в себе и неохотно идущий на контакт с внешним миром. Действительно, специфика разработки ПО такова, что специалист много времени проводит один на один с компьютером, сосредоточенно создавая код.

Однако это не мешает программисту тесно общаться со своими коллегами, обсуждать рабочие вопросы, посещать разнообразные конференции и просто тусоваться с друзьями. В этой сфере очень ценится теплая атмосфера и сплоченность коллектива. Считается, что чем комфортнее человеку работать, тем лучший продукт он способен создать.

Миф 2. У программистов скучная жизнь

По распространенному мнению, программисты не имеют хобби, не занимаются творчеством, все свое время проводят за монитором компьютера, питаясь полуфабрикатами быстрого приготовления. Вступая на тропу программирования, насмотревшийся стереотипных фильмов новичок опасается, не станет ли он таким же.

На самом деле программисты, как и люди любой другой профессии, разные. У каждого свои увлечения: танцы, рисование, экстремальный спорт, путешествия. Есть у них только одна общая беда – нехватка времени на все эти радости.

Миф 3. Хороший программист может все

В десятках мифов о программировании главный герой самоотверженно решает проблемы, прямо или косвенно связанные с компьютером.

Основные суперсилы тру-программиста:

  • , систем безопасности банков и государственных предприятий;
  • починка всех возможных неисправностей ПК, ноутбуков, принтеров и прочего периферийного оборудования;
  • установка и настройка различных операционных систем.

Конечно же, это не так. В сфере информационных технологий существует огромное количество направлений деятельности, не связанных напрямую друг с другом: кто-то работает с «железом», кто-то – с программами, кто-то – с сетями. Не станем же мы требовать от высококлассного педагога младшей школы провести ребенку операцию по удалению гланд только потому, что объект манипуляций тот же самый?

Миф 4. Программисты умеют только писать код

Создатели подобных мифов о программировании несомненно очень далеки от этой сферы и не представляют, как происходит процесс разработки.

Проблемы, решаемые компьютерными программами, далеко выходят за область информационных технологий. Взять хотя бы инструменты для бухгалтерского учета: чтобы создать качественный продукт, программист должен в общих чертах разбираться в этой предметной области.

Идеальным представляется вариант сотрудничества профессионального бухгалтера, который знает, чего он хочет, и кодера, который разбирается в программировании и знает, как объяснить машине, что нужно делать. Увы, так это не работает.

Бухгалтер в большинстве случаев слишком далек от компьютерных наук и просто не способен в деталях объяснить, чего он ждет от продукта. Вот и приходится программисту самостоятельно вникать в экономические понятия и схемы.

Миф 5. Тру-программист все пишет с нуля

Получив новую задачу, хороший специалист садится за компьютер и создает всю архитектуру на пустом месте. Классный программист не нуждается в чужой помощи. Он абсолютно уверен в каждом элементе своей программы и может поручиться за его бесперебойную работу.

В этом случае не появилось бы 90% всех существующих программных продуктов, работа которых основана на других программах, библиотеках и фреймворках. В программировании господствует идеология разделения труда и переиспользования уже готовых компонентов системы, модульность. Это позволяет в разы упростить и ускорить разработку, повышая ее качество.

Как стать тру-программистом

Дорога к вершинам профессионального мастерства настолько таинственна и неопределенна, что народное творчество предлагает сразу несколько мифов о программировании с противоположными вариантами развития событий.

Миф 6. Долгий тернистый путь

В программировании уже давно преобладают самоучки. Все больше профессионалов вырастает из людей, которые никогда не посещали лекций по процедурам языка Паскаль .

К сожалению, университет, каким бы хорошим он ни был, не в состоянии сделать из незаинтересованного студента мотивированного работника. А заинтересованный человек и без вуза найдет, где и чему научиться. В сфере информационных технологий работодатели прекрасно об этом осведомлены.

Это, однако, не отрицает пользы академического образования в области программирования. Глубокое понимание базовых концепций, большой опыт решения задач – великолепный фундамент для будущей работы.

Миф 7. Легкий приятный путь

Стать программистом можно за 30 минут в день. Достаточно пройти какие-нибудь курсы или посмотреть пару видеоуроков. Это очень просто, почему все люди еще не начали писать код?

Мы уже перестали верить в то, что можно за неделю выучить иностранный язык. В программировании ситуация ничуть не радужнее. Знания + реальный опыт – это единственно возможный рецепт успеха. Набираясь опыта по 30 минут в день, придется потратить долгие годы.

Путь к профессиональным высотам никогда не заканчивается. Отучившись в университете, окончив курсы, прочитав кучу учебников, нельзя останавливаться. Хороший программист учится всю жизнь.

Миф 8. Все курсы одинаковые / Идеальный курс

На просторах мировой сети и на полках книжных магазинов можно найти сотни самых разнообразных учебников, курсов, шпаргалок по программированию. Конечно же, они отличаются друг от друга. Как минимум, у них разные авторы со своей манерой изложения, подачей и выбором материала. И это замечательно, потому что все люди учатся по-разному.

Нет суперкурса, который подошел бы каждому ученику. В поисках идеального по всем параметрам материала можно прошерстить много неподходящих, это совершенно нормально.

Поэтому большинство курсов предлагают слушателям короткий бесплатный пробный период, и этой возможностью нужно пользоваться.

Миф 9. Начинать следует со сложных языков и концепций

Неизвестно откуда взялся этот нелогичный миф, однако он довольно распространен среди новичков в программировании.

Особенно полезны эти навыки для детей. Да-да, уже с 7-8 лет ребенок вполне способен понять базовые концепции и алгоритмы. Для детей даже существуют и среды разработки, например, Scratch. Подобные занятия развивают логику, память, аналитическое мышление.

Миф 18. Женщины не могут быть хорошими программистами

Рождение этого стереотипа кажется особенно странным, если вспомнить, сколько талантливых женщин-программистов знает история.

Дело в том, что представительницы прекрасного пола реже мужчин выбирают такой профессиональный путь, поэтому их в принципе меньше в этой сфере. Но объективных факторов для того, чтобы заинтересованная женщина не добилась успеха на стезе программирования, не существует.

Языки программирования

Когда преодолены страхи, пройден начальный этап обучения, и адепт уже решительно готов стать тру-программистом, на его пути встают новые стереотипы.

Миф 19. Все языки одинаковые / разные

Языки программирования похожи между собой, но одинаковыми их никак нельзя назвать.

Сходство объясняется базовыми концепциями, логикой, которая лежит в основе всего. Но каждый язык был создан для собственной цели: обучения, веб-разработки, повышенной производительности, работы с . Это определяет особенности синтаксиса и семантики, а также дополнения, отличающие один язык от другого.

В большинстве случаев программист, освоивший один язык, достаточно легко может разобраться в программе, написанной на другом. Впрочем, для детального понимания ему наверняка потребуется справочник.

Конечно, существуют низкоуровневые, высокоуровневые и другие специфические языки, непохожие ни на кого, но их мало + они узконаправленные.

Миф 20. Идеальный язык

Новички, приходя в программирование, первым делом задаются вопросом, какой из всего многообразия существующих языков самый лучший, удобный, полезный – идеальный!

Программисты, как верные своим болотам кулики, очень любят те языки, на которых преимущественно пишут, и беззастенчиво их нахваливают. Однако таинственный Идеальный Язык по-прежнему не найден.

Не нужно искать Святой Грааль программирования: его не существует. Новичку следует просто выбрать себе понравившийся язык и познавать его возможности.

Миф 21. Веб-программирование – это несерьезно

Долгое время язык среди разработчиков считался, мягко говоря, несерьезным. Сделанный на коленке, он просто не мог стать основой чего-то большого и сложного. Сейчас мнение изменилось, PHP занял свою нишу в IT-сфере.

JavaScript всегда был игрушечным языком, пригодным только для простенькой анимации веб-страниц. Сейчас этот язык усердно борется за звание самого универсального, успешно осваивая серверную сторону разработки.

– большая и активно развивающаяся сфера. Сейчас это очень серьезно.

Миф 22. Программирование – это скучно

Одно из самых упоительных чувств, испытываемых программистом – чувство творца. Благодаря ему из небытия возникают программы, которые могут приносить людям пользу и радость.

Навыки программирования применимы во всех сферах жизни: от сельского хозяйства до авиастроения и космической промышленности. Программисты , социальные сети, мобильные приложения – разве это скучно?

Волшебная Страна IT

Окутанная туманом стереотипов и мифов о программировании, Волшебная Страна IT завлекает молодых адептов иллюзиями и обещаниями.

Миф 23. Программист = миллионер

Есть мнение, что программисты прилично зарабатывают. Действительно, зарплаты многих работников имеют весьма приятные размеры. Многих, но не всех.

Спрос на IT-специалистов на рынке труда высок, но работодатели ищут работников с опытом, поэтому первое время придется довольствоваться небольшими зарплатами и нарабатывать портфолио.

Чтобы достичь профессиональных высот нужно много работать, либо придумать и создать по-настоящему крутой продукт.

Миф 24. Новички никому не нужны

Противоположный миф утверждает, что новичку в программировании невозможно и начать зарабатывать, пока он не набьет руку и не сформирует портфолио.

На самом деле на рынке есть много и юниоров, где соискатель сможет набраться опыта на реальных проектах и даже получать небольшую зарплату. В будущем возможно полное трудоустройство в эту же компанию. Кроме того, существуют фриланс-биржи, где можно найти задания, соответствующие уровню исполнителя.

Миф 25. Навыки программирования нужны только программистам

Программирование – умение специфическое, и оно нужно лишь тем, кто занимается им непосредственно? Это не так.

Компьютеры сейчас доступны и удобны, с их помощью можно существенно упростить себе жизнь и повысить собственную эффективность. Умные машины могут выполнять за человека рутинные повторяющиеся долгие операции, например, составлять отчеты, считать статистику, форматировать тексты, обрабатывать видео. Но для этого их нужно запрограммировать.

Основы компьютерной грамотности должны стать таким же естественным знанием, как умение умножать числа.

Если вы наберете в Google «известные программисты», то получите колекцию из фотографий преимущественно белых мужчин. Действительно, известные женщины технологических специальностей - удивительная редкость. В списке о великих программистах вы максимум найдете Аду Лавлейс, дочь лорда Байрона, благодаря которой компьютеры стали использоваться для научных расчетов.


1. Бетти Холбертон и ЭНИАК

ЭНИАК и кнопка «stop instruction»

ЭНИАК (электронный числовой интегратор и вычислитель) - первый электронный цифровой компьютер общего назначения, который был создан в рамках секретного проекта Армии США в Филадельфии во время Второй мировой войны.

То было время, когда сфера программирования была еще не совсем «мужской», и женщин нанимали помогать на военных объектах. Правда, тогда оперирование вычислительными машинами считалось «женской работой» как простое нажимание на кнопки.

Инженеры-мужчины наняли группу из шести женщин, которых называли «ENIAC Girls», для ассистирования в программировании ЭНИАК. Никаких книг и самоучителей тогда не было. Шестерка ЭНИАК изучила программу без каких-либо языков или инструментов, но, закончив, они заставили машину высчитывать баллистические траектории за считанные секунды.

ENIAC Girls были обучены понимать внутренние схемы коммутации и могли определять источник проблемы, вплоть до отдельно взятой вакуумной трубки. Так как они знали и приложение, и машину, то научились диагностировать возникающие проблемы так же (если не лучше), как инженеры. В определенных моментах знание и навыки этих женщин смогли оказать значительное влияние на дизайн ЭНИАК и других компьютеров. Программист ЭНИАК Бэтти Холбертон вспоминает особо важный эпизод, когда ей удалось убедить Джона фон Нейманна добавить кнопку «stop instruction». Поначалу он отнесся к этой идее скептично, но в итоге признал необходимость такой функции.

ЭНИАК был представлен общественности в 1946 году, однако его создатели так и остались неизвестными. Но несмотря на это, перед смертью в 2001 году Холбертон сказала: «У меня была фантастическая жизнь. Все, что я делала, было началом чего-то нового».



2. Эрна Шнайдер Гувер

Коммуникации, система с управлением по записанной программе

Если вы когда-либо дозванивались в техподдержку и вам все-таки отвечал оператор - за это нужно благодарить Эрну Шнайдер Гувер. Она революционизировала современные коммуникации - изобрела систему с управлением по записанной программе (stored program control). С ее помощью компьютер автоматически регулирует скорость приема вызова - это помогает избежать перегрузки линий. В то время осуществлялся переход коммутационных узлов с электронных на компьютерные, и у систем была раздражающая привычка зависать, если на линию поступало много звонков.

Доктор Гувер была одной из первых, кто получил патент за разработку ПО, и ее технология до сих пор используется в колл-центрах по всему миру. Без Эрны Гувер вы бы ни за что не дозвонились в какой-нибудь Билайн.



3. Карен Спарк Джонс

Технологии поиска и выдачи информации

Настоящий пионер индустрии вносит вклад в то, без чего мы сегодня не смогли бы представить свою жизнь. Карен Спарк Джонс разрабатывала технологии поиска и выдачи информации (information retrieval, IR), которые позволили юзерам работать с компьютерами, используя обычные слова вместо уравнений и кодов. Этот прорыв имел критическое значение для последующего развития поисковых машин. Результаты этого прорыва мы можем сегодня наблюдать в том же Google.

Ее работа наполнила содержанием большую часть технологий, с которыми мы сейчас работаем ежедневно, от вышеупомянутых поисковых систем до устного поиска документов.

Тем не менее, в Википедии ее работа резюмирована несколькими короткими строчками. А на ресурсах вроде Search Engine History ее имени и вовсе нет. Так что иронично и немного грустно звучит ее известное высказывание: «Я думаю, что очень важно привлекать в область компьютерных технологий больше женщин. Это слишком важно, чтобы оставлять все мужчинам».



4. Джуди Маллой

Первый гипертекстовый роман

В 1992 году критик New York Times назвал молодого автора Майкла Джойса «праотцом полноформатных гипертекстовых романов». Его книга называлась «Полдень» и была выпущена на дискетах в 1987. Однако годом ранее, в тогда еще поднимающейся на ноги Кремниевой долине, программист-самоучка, концептуальная художница и мать-одиночка Джуди Маллой написала и запрограммировала первый гипертекстовый роман «Дядя Роджер». В нем читатель мог кликать и перемещаться между фрагментами в любом порядке, что изменяло ход развития истории.

Маллой изобрела новую систему баз данных для своего романа, и опыт, который получал читатель, был абсолютно новаторским для того времени.

Тем не менее, в то время как некоторые мужчины-пионеры гипертекстов становились профессорами, Маллой и другие женщины не могли найти работу в академической среде или добиться прибавки к зарплате. Это только один из многих случаев, когда мужчина получил признание вместо женщины-изобретателя: женский вклад в исследования ДНК, ядерного распада, сигнальных ракет и даже создания настольной игры Монополии также стерт из истории.



5. Радия Перльман

Мать интернета - протокол остовного дерева

В технологических кругах Радия Перльман известна как «мать интернета» - она сама этот титул не любит, настаивая на том, что нет отдельного человека, который бы заслужил все лавры за это достижение. Однако если воспользоваться всемогущим Google, то мы найдем немало статей о том, что интернет создали «отцы-основатели» - естественно, все мужчины.

Перльман изобрела протокол остовного дерева (spanning tree protocol, STP), который является фундаментальным для работы сетевых мостов.

«Интернет не был изобретен какой-то личностью. Многие люди хотят получить за это все лавры, и их сводит с ума, если кто-то другой хочет того же, поэтому самое разумное - остаться в стороне от всего этого. Однако из-за этого решения «остаться в стороне», заслуга Перльман была забыта историей. Как пишет Уолтер Айзексон в своей книге «Инноваторы», проблема заключается в том, что «миф создания делает героев из индивидуумов, а не из группы».



6. Эвелин Бойд Гранвилль

Одна из первых афроамериканок, получивших PhD, работала в NASA

В 2011 году CNN Money запросили у 20 компаний Кремниевой долины данные по годовым отчетам для Equal Employment Opportunity Commission (EEOC). Только три из них ответили на запрос - Dell, Intel и Ingram Micro (крупный дистрибутор технологических продуктов). Из этих цифр была составлена статистика: 68% из 44 тысяч сотрудников оказались белыми, и только 33% оказались женщинами. Таким образом, технологическая индустрия страдает от сексизма точно так же, как и от расизма. Небелой женщине прорваться здесь в два раза труднее.

Эвелин Бойд Гранвилль - одна из первых афроамериканок, получивших докторскую степень по математике. Она училась в Йеле во времена расовой сегрегации. На протяжении своей карьеры она разработала программы, которые были использованы для анализа траектории проекта Меркурий (первая пилотируемая миссия США в космосе) и проекте Аполлон (американские астронавты на Луне).

Если поискать информацию о Гранвилль, можно найти несколько биографических фактов, но не объемное исследование ее вклада. Это «стирание» исследований и работ черных женщин (и женщин в целом) в прошлом - унылый предшественник текущих проблем. Андре Брук, профессор университета Айовы, сказал в интервью:

Такое отношение распространяется на всю индустрию: инвесторы, финансисты, корпоративные магазины, дома развития, производители, СМИ о технологиях - даже аудитория страдает от предубеждений. Информационные технологии воспринимаются как мужское и преимущественно «белое» занятие. Это становится очевидным, если вы посмотрите на блоги о видеоиграх. Когда авторы вроде Эвана Нарцисса или Патрисии Эрнандез поднимают вопросы расы и пола в играх, комментарии наполняются оскорблениями, пренебрежением и матом.

Интервью он дал в 2012 году. Представьте, с чем Эвелин Бойд Гранвилль приходилось сталкиваться во времена законов Джима Кроу (широко распространённое неофициальное название законов о расовой сегрегации в некоторых штатах США в период 1890 - 1964 годов - прим.ред.).



7. Хэди Ламарр

Изобрела радиоуправляемую торпеду

Хэди Ламарр определенно не выглядит как человек, увлекающийся компьютерами - по крайней мере, если говорить о стереотипах. Она стала кинозвездой и секс-символом, представ обнаженной в сцене фильма «Экстаз» 1933 года. Многие американцы вспомнят ее лицо, но мало кто знает о ее изобретении - технологии расширенного спектра. Манипулируя радиочастотами с нерегулярными интервалами между передачей и приемом, ей удалось сформировать нераскрываемый код, защищенный от перехвата вражескими службами.

В 1942 году она запатентовала систему, позволяющую на расстоянии управлять торпедами. После новости о потопленном эвакуационном корабле, на котором погибло 77 детей 17 сентября 1940 года, вместе со своим другом и композитором Джорджем Антейлом, Хэди Ламарр приступила к изобретению радиоуправляемой торпеды, которую нельзя перехватить или заглушить. Идея Ламарр заключалась в следующем - если дистанционно сообщать координаты цели управляемой торпеде по одной частоте, то враг может легко перехватить сигнал, заглушить его или перенаправить торпеду на другую цель, а если использовать на передатчике случайный код, который будет менять канал передачи, то можно синхронизировать такие же частотные переходы и на приёмнике.

В августе 1942 Ламарр и Антейл получили патент под номером 2 292 387 «Секретная система связи (Secret Communication System)».

Открытие сослужило хорошую службу военным кораблям, а также послужило основой для современных коммуникационных технологий расширенного спектра - таких как Bluetooth, COFDM (используется в Wi-Fi-сетях) и CDMA (использовался в беспроводных телефонах).

Однако ее достижения не были преданы широкой огласке до недавнего времени, хотя и использовались очень широко.

Несмотря на свою внешность, Ламарр отрицала красоту как единственную вещь, за которую человек должен быть признан.

«Любая девушка может быть очаровательной. Все, что ей нужно делать - это стоять и притворяться дурой», - говорила Ламарр.



8. Софи Уилсон

Получила 59 патентов, разработала ARM-процессор

Microsoft не так давно подмочил свою репутацию - CEO Сатья Наделла в речи на Grace Hopper Celebration of Women In Computing сказал, что женщины не должны просить прибавок к зарплате:

Речь на самом деле не о повышении зарплаты, а о знании и вере в то, что система сама даст вам нужные надбавки по мере продвижения. Это может быть одной из «суперсил», которой, если говорить откровенно, обладают женщины, не требующие повышения зарплаты. Это хорошая карма. Все это затем воздастся, потому что кто-то будет знать, что вы тот человек, которому хочется доверять.

Нетактичность Наделлы иллюстрирует последние тенденции сексизма во всех индустриях - ожидание того, что женщина должна быть кроткой и покорной. Но в технологической сфере есть как минимум одна женщина, которая не полагалась на судьбу - Софи Уилсон. За 35 лет своей карьеры получила 59 патентов и является невоспетой героиней 21 века.

Ее вклад включает разработку одних из самых первых коммерчески успешных персональных компьютеров и создание оригинального ARM-процессора, потомки которого в настоящее время стоят внутри большинства мобильных устройств.

Если Радия Перльман - мать интернета, то Уилсон - мать смартфонов и планшетов.

Говоря о своей работе, Уилсон рассказывала:

Большинство инженеров любят идти от шага А к шагу Б, следуя логике. Я - редкий инженер, я говорю: ответ, очевидно, Z - поэтому вы, ребята, будете работать над промежуточными шагами. Это делает меня не самым стабильным сотрудником в IT, но довольно полезным.



9. Карла Менински

Гейм-дизайнер Atari

Многие еще помнят прошлогодний Gamergate - онлайновое анти-феминистическое движение, которое хочет исключить феминисток из диалога о разработке игр и индустрии в целом. Идея о том, что видеоигры «принадлежат» мужчинам, - основной язвительный аргумент геймергейтеров, хотя исследования показывают, что большинство игроков - женщины. Члены этого движения могут быть убеждены, что женщина, вовлеченная в разработку игр - это что-то новое, но на самом деле женщины были вовлечены в это с самого начала.

Карла Менински, например, была нанята гейм-дизайнером для игровой консоли Atari 2600 в начале 80-х годов, хотя ее имя нигде не значится. Дона Бейли также работала инженером в Atari, однако ушла из индустрии из-за давления и критики со стороны коллег-мужчин. К сожалению, мало что изменилось с того времени. Разработчик Брианна Ву была вынуждена бежать из дома из-за угрозы Gamergate.



10. Кимберли Брайант

Основатель Black Girls Code

Кимберли Брайант пока не была стерта из истории технологической индустрии, однако все еще борется за должное признание. Брайант - фаундер Black Girls Code, организации, которая стремится привить девушкам-представительницам меньшинств интерес к информатике. Проблема разнообразия довольно проста: афроамериканки составляют только 2% среди всех работников этой индустрии США, в то время как белые мужчины - 51%. В Google среди сотрудников технических должностей - 17% женщин, из которых 1% - афроамериканки.

В мире, где женщинам говорят быть хорошими девочками и послушно ждать прибавки, которую они заслуживают; где их называют жесткими и заносчивыми за лидерские качества, где мужчин повышают за тот же набор качеств; где угрожают изнасилованием и смертью просто за существование в индустрии, которая считается мужской, где их вклад в технологии забывается; мы должны помнить о том, что на этих женщин нельзя закрывать глаза, а их достижения должны быть записаны, отмечены и восхвалены.

Шэрил Сэндберг, главный операционный директор Facebook, сказала в интервью, что обществу необходимо отдавать должное женщинам за их заслуги: «Путь к этому - тщательное документирование той роли, которую женщины сыграли на заре технологий». Надеемся, что этот список немного в этом поможет.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter