Грамотный выбор навигатора для автомобиля. Как работает навигатор

Система слежения очень может пригодиться на охоте, особенно, если происходит она в незнакомых местах или в крупных лесных и горных массивах. Кроме того, возможности GPS-слежения позволят контролировать передвижения вашего четвероногого помощника и не потерять его в угодьях.

Что такое GPS

Если сильно не углубляться в специальные термины и детали, то глобальная система позиционирования Global Positioning System – GPS оказывается очень простой. Помните школьную задачку – из пункта А в пункт Б выехал автомобиль со скоростью 100 км/час…Вот GPS и является тем способом, который простым измерением расстояния и времени, потраченного на его преодоление, может определить точное местонахождение передвигающегося предмета или человека.

Для точного определения своих координат не человеку достаточно знать расстояние до трех каких-либо пунктов. В Случае GPS эти три пункта-ориентира – космические спутники.

Немного истории

Первые спутники системы Вооруженные силы США начали размещать на орбите в 1974 году. От Земли они на расстоянии почти 1900 километров. Изначальное количество их было 6 и возросло до 24 в 1994 году. Этого оказалось достаточно, чтобы можно было вычислить местоположение чего-либо или кого-либо в любой точке планеты, включая Антарктиду. Первая система имела аббревиатуру DNSS. Сейчас группа этих спутников носит название NAVSTAR (акроним Navigation Timing and Ranging), а сама система переименована в GPS (не путать с GPRS, которая работает только через Интернет). На 2015 год она включает 29 спутников, 5 из которых – запасные. Они подключаются, когда какой-нибудь из основных выходит из строя или на время замены устаревших новыми, более современными технологически моделями.

Спутники не очень большие – от 1 до 2 тонн каждый, размеры не более 5 метров с развернутыми солнечными батареями, движутся они по 4 штуки на 6 орбитах. Скорость их такова, что за сутки каждый облетает Землю по 2 раза. Орбиты расположены таким образом, что 4 из спутников постоянно могут принимать сигналы из любой точки на планете.

Принцип работы системы GPS

В систему входит также единый центр управления в американском городе Колорадо Спрингс и еще 5 подчиненных пунктов по всему миру, предназначенных только для приема сигналов и мониторинга работы системы GPS. Задача центра управления – проверка соответствия передвижения спутников заданной им орбите. Если какой-то из них отклоняется – то через радиосвязь подается сигнал и с помощью ракетных двигателей, установленных на каждом из спутников, его отправляют на место.


Бесконечно вращаясь вокруг Земли, спутники в унисон ведут радиопередачу на одной частоте – 1,57542 Ггц, к которой подключаются ежесекундно сотни миллионов GPS-приемников в машинах, на кораблях, в карманах пользователей и даже на собачьих и кошачьих ошейниках.

Вообще-то спутники GPS транслируют два сигнала – L1 и L2. Изначально они имели разное назначение. Сигнал L1 предназначался только для гражданского пользования, и в намеренно была заложена погрешность на точность определения координат с разбросом в 100 метров. Сигнал L2 имеет назначения высокоточной навигации авиации и флота, а также, для применения в военных целях. Но с развитием технологий и потребностями гражданских пользователей в более высокой точности в 2002 году было принято решение дать доступ к L2 и гражданским лицам. Хотя в системе предусмотрена возможность в случае надобности моментально поменять код и закрыть доступ к военной системе GPS.


Что примечательно, этой высокоточной навигацией абоненты могут пользоваться бесплатно, а оплачивать надо только стоимость самих устройств.

Как и в стандарте цифровой беспроводной связи CDMA, которую изначально американцы также разработали для военных нужд, в GPS используется принцип «псевдослучайной последовательности», или еще одно название – псведошумовой сигнал. Он отличается такими характеристиками как защита от естественных и искусственных помех, возможность мгновенного оправления и принятия огромных объемов информации от множества объектов. А еще, эти сигналы не требуют большой мощности передаточных и приемных устройств ни на спутниках, ни на аппаратах абонентов.

Скорость, с которой распространяется сигнал, равна скорости света. То есть, если спутник находится прямо над головой, то сигнал с орбиты дойдет чуть меньше чем за 0,06 секунды. При такой скорости погрешность в вычислении координат будет составлять почти 3 километра. Конечно, такая точность не интересует ни гражданских, ни военных, поэтому на каждый спутник установлены и синхронизированы с другими высокоточные атомные часы, дающие погрешность всего в одну наносекунду (0,000000001 секунды) против 0,0001 секунды в обычных электронных часах. На каждом спутнике установлены по 4 такие атомные часы (про запас) и такая точность позволяет допускать погрешность в координатах 3-5 метров.

Как работает GPS-навигатор

Это высокотехнологичное устройство, размером не больше мобильного телефона – приемник и компьютер в одном корпусе. Приемник принимает сигналы с орбиты, а программа его расшифровывает и производит все нужные вычисления, выдавая пользователю нужную информацию.

В GPS-навигатор встроены также высокоточные часы, но не атомные (их стоимость – 75 тысяч долларов), а кварцевые, погрешность которых учитывается при компьютерных расчетах, и производится их корректировка.

Все модели навигаторов GPS отображают на экране текущее его место положения, географические координаты точки, а также траекторию пройденного пути от предыдущей отмеченной точки (все эти данные сохраняются в памяти компьютера). Кроме того, все приборы двух последних поколений имеют несколько страниц, на которых отображается разная информация: положение спутников относительно точки расположения прибора, карту с пройденным путем, страничку навигации с указанием самого короткого и удобного пути к выбранной точке. Это может быть сделано различными способами: стрелочкой на экране путевого компьютера или голосовыми предупреждениями. При этом программа учитывает скорость передвижения и отмечает уже пройденное расстояние.

В программе уже заложена часть совместимых с ним карт, но производители рекомендуют загружать более точные в стране использования прибора, что позволяет получать не только географические координаты, но и отметку на карте конкретной местности, что гораздо удобнее и нагляднее.

В чем особенности автомобильных GPS-навигаторов

По принципу действия они практически ничем не отличаются, просто оснащены дополнительным оборудованием: креплением для передней панели автомобиля, шнуром питания в прикуривателе и разъемом для выносной антенны. Последний момент очень важен, так как в салоне часть неба закрыта крышей — и сигнал от части спутников не достигает приемного устройства. Кроме того, именно в автомобильных навигаторах чаще всего предусмотрена функция голосовых подсказок, а также, возможность прокладывания и расчета маршрута только по заданной конечной точке, в автоматическом режиме, без участия человека.



Эта функция удобная и необходимая в условиях передвижения на незнакомой местности и позволяет сгенерировать весь маршрут, конечной точкой которого может быть конкретный город, улица и даже дом.

Но эта функция поддерживается только при загрузке определенных карт с подробной информацией о дорогах, развязках, знаках. При этом программа сама выбирает из всех возможных вариантов маршрута тот, который будет самым коротким, комфортным для автомобиля и максимально пролегающим по качественным дорогам.

На карте при этом фиксируются путевые точки (отправная и конечная) а также точки POI – точки интереса. Они хранятся в памяти устройства и недоступны для редактирования пользователем. Точки POI – это координаты АЗС, полицейские посты, СТО, магазины, кафе и рестораны, отели, кемпинги, развлекательные заведения и пр. Библиотеку POI можно пополнять, но только с фирменных CD, с информацией о конкретных регионах и городах. Последние версии с библиотеками точек интереса содержат не только точный адрес и название, но и номер телефона заведения или учреждения.

GPS-навигатор на охоте – есть ли в нем потребность?

Система слежения очень может пригодиться на охоте, особенно, если происходит она в незнакомых местах или в крупных лесных и горных массивах. В азарте поиска и преследования дичи охотник может потерять ориентиры и заблудиться. Или же охотник получил ранение и не имеет возможность самостоятельно передвигаться. Сколько раз уже находили останки охотников (даже промысловиков), которые так и не нашли выход из тайги. Часто в таких диких местах мобильная связь недоступна, зато поисковые службы могут определить местонахождение потерявшегося или раненого человека по сигналу GPS-трекера (более простой, бюджетный вариант, работающий через сотовую связь) или навигатора (независимое устройство). Кроме того, навигатор поможет найти кратчайший путь до нужной точки: например, до охотничьей базы или ближайшей дороги.

GPS-ошейники для собак

Еще одно, наверное, чаще всего используемый функционал системы позиционирование – контроль за местоположением собаки на охоте.


Она может убежать за дичью и потерять любую связь с охотником, а может стать в крепкую стойку и найти ее в высокой траве или зарослях будет крайне сложно. Каждый охотник наверняка вспомнит такой случай в своей практике, когда приходится по несколько часов рыскать по угодьям, свистя и срывая голос, в поисках пропавшего помощника. Специальный ошейник с трекером раз и навсегда избавит от этой проблемы. Мы не будет описывать все системы – а их более 10-ти от разных производителей, просто предоставляем советы охотников, которые уже испытали несколько доступных в нашей стране вариантов и рекомендуют выбирать модели:

  • в которых есть двухсторонняя связь;

  • встроено устройство экономии энергии;

  • зарядка аккумулятора действует больше 24 часов;

  • корпус устройства должен быть водонепроницаем;

  • есть возможность слежения в режиме реального времени;

  • есть кнопка подачи тревожного сигнала (дай Бог, чтобы никогда не пригодилась).

    Такие модели незначительно дороже, но они того стоят, особенно если вы собираетесь на серьезную охоту.

Немного юмора

Чтобы 100%-но найти утку, надо ее поймать и прикрепить навигатор — теперь трофей точно будет ваш

Возможности устройства — обнаружены 8 белых грибов и 1 лисица

Видео

Видеосюжет о возможностях навигатора

Как выбрать навигатор

Навигатор для охоты и рыбалки

У автовладельца возникает вопрос, как выбрать надёжный прибор. На рынке представлен большой выбор устройств, поэтому выбор навигатора становится трудной задачей.

Что такое GPS-навигатор

Чтобы легко и быстро ориентироваться на местности, нужен навигатор. При этом не имеет значения, где вы: в мегаполисе, горах или лесу. Автомобильные навигаторы всегда установят ваше месторасположение и укажут направление движения. А их правильный выбор уже при первом использовании оправдает себя.

Как работает навигатор

Чтобы определить ваше местонахождение, навигатор определяет координаты, в частности параметры долготы, широты и высоты, в которых вы находитесь, и соответствующую им карту. В основе работы навигатора - глобальная система позиционирования. Она состоит из нескольких спутников, расположенных на земной орбите. С помощью специальной антенны навигатор получает сигнал с зашифрованными данными и определяет ваше месторасположение. Спутники должны оставаться в зоне видимости, а на качество сигнала влияет местность и погодные условия.

Параметры

Выбирая навигатор для автомобиля, обязательно нужно учитывать его параметры и функции.

  1. Дисплей или экран . Именно на него смотрит водитель, уделяя при этом основное внимание дороге. Экран должен быть крупным и с высоким разрешением. Уточните, имеет ли экран антибликовое покрытие. С ним водитель имеет возможность хорошо видеть изображение даже в солнечную погоду. Не менее удобен сенсорный экран, когда управление осуществляется непосредственно через экран. Впрочем, клавишами на корпусе пользоваться не менее удобно.
  2. Выбор карты и объём памяти - этот важный параметр определяет качество и эффективность навигатора. Заранее определитесь, карты какого региона будут использоваться в поездках, уточните, есть ли они в приглянувшемся вам приборе. Если нет, насколько реально установить их. Все автомобильные навигаторы оснащены функцией прокладки маршрута. В этом случае прибор покажет не только пункт назначения, но и подскажет, как лучше доехать до него. Карты, загружаемые в навигаторы, отличаются точностью детализации и содержат большое количество информации. Это и влияет на объёмы их памяти. Почти всегда в современных навигаторах используются флеш-карты, которые либо входят в комплект, либо их можно купить самостоятельно. Встроенная память необходима, если прибор обладает мультимедийными способностями. Сегодня возможности карт достаточно разнообразны: голосовое сопровождение, трёхмерное изображение, адреса общественных объектов и др.
  3. Внешний вид прибора . Значение имеют способы крепления навигатора в салоне автомобиля. Его нужно располагать так, чтобы дисплей был виден водителю и при этом обеспечивался хороший приём сигнала. С учётом того, что лобовые стекла некоторых моделей с обогревом, а часть неба закрывается крышей, оптимальный вариант размещения навигатора - подключение к приёмнику внешней антенны. Последняя устанавливается на крыше и обеспечивает уверенный приём сигналов. Выбирая навигатор, посмотрите на его кнопки: чем они меньшего размера, тем удобнее пользоваться прибором. Также следует проверить наличие кабеля подключения к питанию автомобиля через .
  4. Прокладка маршрута в автоматическом режиме . Эта функция актуальна, если вы находитесь в незнакомой местности. Она позволяет проложить маршрут до пункта назначения. Опция работает только при наличии специальных карт, на которых записана информация о дорогах и знаках дорожного движения.
  5. Способность навигатора объезжать пробки . Для это очень важный параметр. Современные GPS-навигаторы через специальный УПИ-модуль способны получать информацию о пробках, но чаще используется GPRS-соединение.
  6. Навигатор-телефон . Определённые модели, представленные на рынке, могут звонить, что удобно в большинстве ситуаций. Наличие Bluetooth значительно облегчит жизнь автомобилиста, благодаря ему навигатор превращается в комплект громкой связи. Достаточно подключить телефон к прибору и общаться.
  7. Дополнительные опции . При выборе GPS-навигатора важно обратить внимание и на небольшие функции. К примеру, голосовые подсказки информируют о приближающемся повороте, расстоянии до конечной точки, прибытии в пункт назначения.
  8. Путевые точки, количество которых должно быть не меньше 500. Описание каждой из них включает название и иконку, которая отображается на карте. Это могут быть автозаправочные станции, посты ДПС, магазины, больницы, а также конечный пункт назначения.
  9. Компьютерный интерфейс обеспечивает связь GPS-навигатора с ПК, благодаря чему появляется возможность сохранять точки и маршруты на компьютере. Также можно загружать сторонние карты.
  10. Встроенный МРЗ-плеер, видеопроигрыватель, переводчик.

Разновидности GPS-навигаторов

На видео рассказывается о том, как выбрать GPS навигатор:

Все существующие модели навигаторов можно разделить на классы:

  • заводские устройства - являются частью электронной системы автомобиля;
  • персональные приборы - приобретаются отдельно и крепятся на лобовом стекле машины с помощью присосок и подставок или к ;
  • навигаторы для пешеходов - компактные устройства размером не больше сотового телефона, предназначены для использования во время прогулок;
  • подключаемые модули навигации;
  • GPS-трекеры - устройства, позволяющие следить за перемещениями объекта.

Правила выбора GPS-навигатора

Задумываясь, какой выбрать навигатор для автомобиля, нужно чётко понимать, что это за прибор, знать, что навигаторы делятся на несколько видов, различающихся функциями и параметрами.

Прежде всего, определитесь, для чего вам необходим GPS-навигатор. Подумайте, где вы чаще всего будете ездить - в пределах страны или же будете . Для первого варианта подойдут приборы с отечественным программным обеспечением, во втором - более практичными будут зарубежные GPS-устройства.

На сегодняшний день большой ассортимент карт и программного обеспечения для автомобильных навигаторов предлагают многие фирмы. Это Garmin, PocketGPS Pro, TomTom, iGO, Navteq, Автоспутник, Навител. Определённые модели, именно благодаря ПО, способны работать с несколькими картами одновременно, причём неважно, от какого они производителя. Но есть и те, которые привязаны к собственному программному обеспечению, следовательно, загрузка других карт запрещена. Заранее предустановленные карты работают качественно, а дополнительно загруженные могут функционировать с перебоями и не раскрывают возможностей навигатора.

У каждого разработчика существует собственный сайт, где можно найти любую интересующую вас информацию. Благодаря этому работать с прибором очень легко. К таким сведениям относятся: территории, для которых предусмотрены карты с дорогами, возможности выполнять поиск в адресной строке и др. Для поездок по России можно выбрать практически любую навигационную программу, в других случаях проконсультируйтесь с менеджером магазина.

Значение имеет и материал, из которого выполнен корпус прибора. Чаще всего это пластик, реже алюминий. Конкретный выбор зависит от условий эксплуатации прибора. Комфортную работу навигатора обеспечивает мощный процессор. Лучше всего выбирать модель из новинок. В этом случае у него более современный процессор. Важно знать и объём ОЗУ.

При покупке навигатора следует выбрать подходящее навигационное программное обеспечение. Если предполагается использование нескольких картографических программ, желательно ознакомиться с особенностью каждой из них. Как правило, функционал у большинства из них одинаковый, но иногда встречаются особенности. К стандартным функциям относятся: адресный поиск, прокладка маршрута, в том числе с пробками, голосовая помощь. К более продвинутым опциям относятся: оповещение о по ходу движения, движение по полосам, запоминание маршрутов. Такой функционал характерен для более дорогих устройств.

При первой покупке следует учитывать диагональ дисплея, разрешение и качество картинки.

Самые популярные навигаторы

Видео поможет вам выбрать хороший GPS-навигатор:

Современный рынок предлагает большое разнообразие моделей. Среди них можно выделить:

  1. Garmin - признанный лидер по производству автомобильных GPS-навигаторов. Компания работает на рынке давно, её продукция отличается надёжностью и многофункциональностью. Карты, используемые в устройствах - самые масштабные по территории России. Навигаторы этой компании покажут, есть ли на маршруте пробки и . Эта функция работает с помощью FM-антенны, которой оснащаются все устройства Гармин. Ассортимент продукции достаточно большой и представлен навигационными приборами для туризма, спорта, мореплавания и автомобильными GPS-навигаторами.
  2. TomTom - этой фирме принадлежит пятьдесят процентов рынка в Европе, а продукция поставляется более чем в тридцать стран мира. В устройства устанавливается программное обеспечение собственного производства, а популярность обеспечивается разнообразием полезных опций.
  3. Mio - фирма, продукция которой очень популярна в России. Лёгкость управления и стильный дизайн в сочетании с высоким уровнем качества выделяют эту компанию среди других и являются причиной неизменно высокого спроса.
  4. Navitel - отечественная компания, которая постоянно совершенствует свою продукцию. Среди особенностей можно отметить размеры монитора и уже загруженные карты навигации России, Финляндии, Казахстана. В некоторых моделях предусмотрена возможность получать информацию о пробках.
  5. ТМ Shturmann - отечественный производитель, который предлагает качественные устройства навигации. Продукция имеет понятный интерфейс, картография, используемая в приборах, является собственной разработкой компании. Среди отличительных особенностей - способность работать с мультимедийными приложениями, а также наличие дополнительных опций.

Автомобильный GPS-навигатор: цена

Один из немаловажных критериев выбора навигатора - его стоимость. Разделить приборы на ценовые категории можно достаточно условно. Несколько лет назад стоимость варьировалась от двух до десяти тысяч, что зависело от наличия дополнительных функций. Сегодня большинство моделей находятся в одной ценовой категории - от трёх до пяти тысяч рублей. И только отдельные из них выделяются за счёт новизны и передовых технологий. Поэтому к выбору навигатора следует подходить с практической точки зрения.

И топовая, и бюджетная модели свою основную функцию выполняют одинаково. Все изменения, как правило, касаются дополнительных функций. Но хороший недорогой навигатор - это не всегда возможно. Например, для устройств Гармин установлена совершенно другая ценовая градация. Эта фирма является мировым лидером в производстве навигационного оборудования, поэтому у неё нет дешёвых моделей, но есть очень дорогие. И гарантия на модели в три года неслучайна. Именно поэтому порядка десяти процентов покупателей отдают предпочтение именно этой марке.

Самый быстрый способ выбрать навигатор для автомобиля - составить небольшой список с указанием всех интересующих вас характеристик. После этого передайте его в специализированный магазин, где для вас подберут наиболее подходящие модели. Вам останется только выбрать автомобильный GPS-навигатор с учётом требований к дизайну и цене.

Сегодня очень быстрыми темпами развиваются и совершенствуются технологии для навигации с помощью систем глобального позиционирования. Каждому человеку доступны любые из многочисленных GPS-навигаторов – от самого простого до самого сложного и точного. С помощью GPS-устройств решаются и упрощаются многие задачи в различных отраслях деятельности человека.

Этот материал написан в качестве разовой справки, и все последующие материалы по GPS-приёмникам на нашем сайте будут на него ссылаться. Впоследствии этот материал мы будем расширять и дополнять.

Глобальная система позиционирования GPS – это система, позволяющая с точностью не меньше нескольких десятков метров определить местоположение объекта, то есть его широту, долготу и высоту над уровнем моря, а также направление и скорость его движения. Кроме того, с помощью GPS можно определить время с точностью до 1 наносекунды.

GPS состоит из совокупности определённого количества искусственных спутников Земли и наземных станций слежения, объединённых в общую сеть. В качестве пользовательского оборудования служат индивидуальные GPS-приёмники, способные принимать сигналы со спутников и по полученной информации вычислять своё местоположение.

Созвездие спутников GPS

Созвездие спутников GPS

В состав спутниковой системы GPS входят как минимум 24 искусственных спутника Земли, находящихся на различных круговых орбитах, плоскости которых разнесены по долготам через 60° и наклонены к плоскости экватора на 55°. Период обращения одного спутника составляет порядка 12 часов.

Регулярно спутники передают на Землю:

  • свой статус (сообщение об исправности или неисправности)
  • текущую дату
  • текущее время
  • данные альманаха (орбитальные данные всех спутников)
  • точное время отправки всей совокупности сообщений
  • бортовые эфемериды (расчётные координаты своего положения в этот момент времени)

GPS-приёмник на основании полученной со спутников информации определяет расстояние до каждого спутника и вычисляет свои координаты по законам геометрии. При этом для определения двух координат (широта и долгота) достаточно получить сигналы с трёх спутников, а для определения высоты над поверхностью Земли – с четырёх.

С учётом распространения радиосигналов расстояние до спутников определяется по задержке времени приёма сообщения GPS-приёмником относительно времени отправки сообщения с борта спутника. Конечно, для точного определения этой задержки часы на спутниках и часы в GPS-приёмнике должны быть синхронны, что обеспечивается синхронизацией часов приёмника по информации, содержащейся, как указывалось выше, в сигналах спутников.

Основным источником погрешности в системе GPS было наличие так называемого режима «ограниченного доступа». В этом режиме в сигналы спутников Министерством обороны США априорно вводилась погрешность, позволяющая определять местоположение с точностью 30-100 м, хотя принципиально точность GPS-систем может достигать нескольких сантиметров. С 1 мая 2000 года режим «ограниченного доступа» был отключён. Теперь любой человек в любой точке Земли может пользоваться этой системой. Другими источниками погрешности являются неудачная геометрия взаимного расположения спутников, многолучевое распространение радиосигналов (влияние переотражённых радиоволн на приёмник), ионосферные и атмосферные задержки сигналов и др.

Система GPS позволяет определить местоположение в любой точке на суше, на море и в околоземном пространстве.

Как уже упоминалось, изначально система GPS была разработана для военных целей. Однако через некоторое время стало ясно, что эта система может очень сильно помогать людям для достижения других, «гражданских» целей.

На сегодняшний день система GPS очень широко используется в решении навигационных и картографических (геодезических) целей.

Спутниковые методы определения пространственных координат нашли массовое применение в современных геодезических измерениях, в первую очередь благодаря системе GPS, стабильно работающей на протяжении всего своего существования и ставшей доступной широкому кругу гражданских пользователей. Однако всё чаще возникают обсуждения того, что дальнейшее повышение точности и надёжности определения пространственных координат в любой точке Земли может быть обеспечено только за счёт совместного использования различных глобальных навигационных спутниковых систем, таких, например, как российская ГЛОНАСС и разворачиваемая в Европе Galileo.

Несмотря на то что уровень развёртывания ГЛОНАСС в настоящее время не находится в полном функциональном состоянии, приём и совместная обработка сигналов ГЛОНАСС и NAVSTAR позволяют увеличить производительность при выполнении спутниковых геодезических измерений в сложных условиях (например, городской застройки), когда число видимых спутников системы NAVSTAR сокращается. Поэтому в настоящее время многие разработчики аппаратуры пользователей создают спутниковые приёмники, способные работать одновременно с различными системами (например, компания Topcon Positioning System). Эти приёмники, в отличие от приёмников GPS, принимающих только сигналы NAVSTAR, называют GNSS-приёмниками (Global Navigation Satellite System, аналог русского обозначения ГНСС), а используемые методы обработки – GNSS-технологиями.

Система GPS выглядит предпочтительнее для навигационных целей, чем ГЛОНАСС. Это связано с тем, что навигационных решений под ГЛОНАСС для обычных пользователей практически не существует и рынок ГЛОНАСС пока слабо развит.

Современные геодезические измерения невозможно представить без использования спутниковых технологий определения пространственных координат. Первые GPS-приёмники появились ещё в начале 1980-х годов. За время существования они претерпели серьёзные изменения, но неизменным остался способ определения координат. Главной особенностью современного развития геодезического оборудования является стремление упростить процесс измерений и объединить всё необходимое в одном приборе.

Итак, в зависимости от характера решаемых задач GPS-системы можно разделить на два класса – навигационные приёмники и системы геодезической точности.

Навигационные приёмники обеспечивают устойчивое определение текущих координат с точностью десятков метров и являются относительно недорогими устройствами. Приборы этого класса просты в эксплуатации, портативны, а время, необходимое для получения координат в точке, составляет секунды или единицы минут.

Геодезические GPS-системы являются значительно более сложными устройствами, но они позволяют достигать точности привязки объекта до долей сантиметра, соответственно, стоимость таких систем существенно выше и может составлять десятки тысяч долларов.

Хотя повышение точности результатов желательно в любой раgботе, для задач привязки на местности различных объектов точность, обеспечиваемая навигационными приёмниками, является вполне удовлетворительной, а в особо критичных случаях может быть повышена за счёт проведения большого числа измерений и их последующей статистической обработки.

В целом весь спектр моделей GPS-приёмников по особенностям использования можно разделить на четыре большие группы.

  • Персональные GPS-приёмники индивидуального применения. Эти модели отличаются малыми габаритами и широким набором сервисных функций: от базовых навигационных, включая возможность формирования и расчёта маршрутов следования, до функции приёма и передачи электронной почты.
  • Автомобильные GPS-приёмники, которые предназначены для установки в любом наземном транспортном средстве и имеют возможность подключения внешней приёмо-передающей аппаратуры для автоматической передачи параметров движения на диспетчерские пункты.
  • Морские GPS-приёмники, оснащённые ультразвуковым эхолотом, а также дополнительными сменными картриджами с картографической и гидрографической информацией для конкретных береговых районов.
  • Авиационные GPS-приёмники, используемые для пилотирования летательных аппаратов, включая коммерческую авиацию.

Важно отметить, что использование GPS в навигационных целях тесно связано с применением современных информационных технологийкомпьютерных баз данных и Геоинформационных систем (ГИС).

Как можно понять, далеко не все из вышеперечисленных устройств интересны нашим читателям, а, как следствие, и нам. Поэтому сложнейшие геодезические приборы мы учитывать не будем. А своё внимание сконцентрируем на персональных, автомобильных и, возможно, морских GPS-приёмниках, а также на аксессуарах для них.

21 век войдёт в историю человечества как век цифровых технологий, которые буквально взорвали спектр технологических возможностей по всем направлениям производства и потребления.
В этом перечне завоеваний цифровой информационной революции на одном из первых мест стоит и навигационная система глобального позиционирования, с использованием навигационных спутников.

Ещё несколько лет назад подобные навигационные системы определения местоположения объекта на местности были прерогативой исключительно военных ведомств, но цифровые технологии позволили учёным создать мобильные, компактные и достаточно недорогие навигационные приборы, использующие привязку к местности с помощью орбитальных спутников.

К их числу относятся и автомобильные навигаторы, которые разделяются по привязке к той или иной орбитальной группировке навигационных спутников, и которых действующих на сегодня всего две: американская GPS и российская ГЛОНАСС.

Автомобильные навигаторы представляют собой навигационный прибор, определяющий местоположение автомобиля на местности, скорость движения, стороны света, расход топлива, предоставляет возможность оптимального выбора маршрута и информацию по всем сервисам на пути следования. Всё это происходит в автоматическом режиме и выдаётся на дисплей прибора-навигатора в реальном времени.

Все автомобильные навигаторы состоят из двух основных частей. Это:

1. Приёмник, задача которого принимать сигналы с навигационных спутников и с помощью адаптированных программ встроенного в навигатор компьютера и определять географические координаты самого навигатора на местности.

2. Модуль отображения карт, основная функция которого - отображение на дисплее всей необходимой информации / отображение карт местности, координат местоположения приёмника, маршрута, скорости движения, времени и много другой информации/.
Как правило, указанные выше части навигатора смонтированы в одном корпусе и настроены соответственно на работу с передатчиками спутников своей орбитальной группировки, будь то GPS, или ГЛОНАСС. В последнее время навигаторы производятся универсальные, то есть - работающие с обеими группировками спутников одновременно, что значительно расширяет их возможности.

Автомобильные навигаторы GPS и ГЛОНАСС оснащены мультиплексными или многоканальными приёмниками сигналов от спутников. Первые – автоматически переключаются на приём сигналов от того спутника, который находится в зоне приёма. Вторые - имеют несколько модулей, которые, принимают сигналы от нескольких спутников одновременно.

Точность определения местоположения гражданских GPS-навигаторов несравненно ниже, чем военных, и составляет 30 – 150 м, в то время как для нужд военных точность достигает нескольких метров.

Автомобильных GPS-навигаторов производится большое число разных видов, разными фирмами и в различном ценовом сегменте. Подробную информацию по ним можно без труда найти в сети Интернет через поисковые системы. Выбор подходящего навигатора всегда остаётся за автомобилистом.

Не поверите, но самый дорогой компьютер в мире 2012 цена очень удивила на сайте http://crediteuropages.ru/richness/samyi-dorogoi-kompyuter.php . Стоимость этого огромного компьютера превышает цену десяти ноутбуков Luvaglio.


Предлагаю в качестве подарка скачать бесплатную книгу: причины зависаний на ПК, восстановление данных, компьютерная сеть через электропроводку и много других интересных фишек.
Еще больше интересных новостей, а главное общение, решений ваших проблем! Добавляйтесь в телеграм -

Навигатор в машину, как устройство, очень популярен среди авто путешественников, курьеров, и простых автомобилистов, по долгу работы вынужденных часто выезжать по незнакомым маршрутам.

Как понятно из названия, навигатор в машину - это электронный прибор, который транслирует карту местности с нанесенной разметкой, а также прокладывает наиболее удобный маршрут, автоматически определяя местонахождение автомобиля.

Как же это работает и какой навигатор приобрести? Начнем с теории.

Принцип работы автомобильного навигатора

Навигационную систему GPS (а, точнее - NAVSTAR GPS) разработали и запустили американцы в середине 90-х годов. Она состоит из 24 космических спутников, движущихся по определенным орбитам вокруг Земли.

Спутники с высоты 20 тысяч километров охватывают каждый уголок нашей планеты, посылая на землю определенные радиосигналы. Эти сигналы и улавливают наземные GPS-навигаторы.

Преобразуя их по определенному алгоритму, навигатор определяет, где находится автомобиль, куда он движется.

Навигатор в машине принимает сигнал от трех разных спутников, координаты которых заранее известны и методом «трилатерации» определяет свои точные координаты на координатной сетке, которой условно разделена вся планета.

Часто используется сигнал и четвертого спутника для окончательной коррекции местоположения.

Таким образом, точность определения координат весьма высока – до 1-2 метров!

Запущен и в настоящее время успешно функционирует российский аналог американской системы – группировка ГЛОНАСС, принцип работы которой – аналогичен.

Однако, объективности ради, стоит сказать, что пока навигаторов, работающих в стандарте ГЛОНАСС немного меньше,чем работающих с GPS.

Устройство и функции навигатора

1)Дисплей.

Навигаторы представляют собой мини телевизоры с цветным дисплеем, на котором транслируется динамическая карта местности с необходимыми дорожно-инфраструктурными обозначениями, а также местоположение автомобиля.

Навигаторы различаются по размеру экрана. Они бывают от миниатюрных, с дисплеем в 3.5 дюйма до весьма внушительных 7-дюймовых и более аппаратов. Разрешающая способность экранов невелика, обычно 800х480 пикселей – для отображения графики вполне достаточно.

Большинство экранов имеют сенсорную конструкцию, т.е. управление функциями навигатора путем нажатия непосредственно на экран прибора. Размер аппарата подбирается индивидуально, с учетом удобства, личных предпочтений, автомобиля, «посадочного» места.

Имеется несколько стандартных типоразмеров, наиболее часто встречающихся в продаже:

  • Диагональ 3,5 дюйма;
  • Диагональ 4,3 дюйма с соотношением сторон 16:9 – широкоформатный экран. Маркируется обычно латинской буквой W (от английского Wide - широкий);
  • Диагональ 5 дюймов (широкоформатный);
  • Диагональ 6 дюймов (широкоформатный);
  • Диагональ 7 дюймов (широкоформатный);

При выборе между соотношением сторон 4:3 и 16:9 (широкоформатным) рекомендуется выбирать последний, так как на таком экране умещается значительно больше необходимой информации.

Большинство современных навигаторов в машине имеют функцию голосового сопровождения. Иногда, особенно в плотном потоке, на больших скоростях – небезопасно отвлекаться на карту.

3)Беспроводная связь.

Наличие беспроводной связи Wi-Fi и/или Bluetooth значительно расширяет функционал навигационного устройства. Можно подключать дополнительные приборы, например – гарнитуру "HandsFree", а также коммуникатировать с вашим мобильным телефоном, получая информацию, например, о пробках или дорожной обстановке.

При этом не нужен дополнительный модуль GSM. Наличие Wi-Fi позволяет самостоятельно выходить в Интернет, скачивать карты и прочее.

4)FM-трансмиттер.

Это функция вывода аудиосигнала навигатора на штатную аудиосистему автомобиля через использование обычного радиоприемника.

Навигатор в этом случае представляет собой некого рода радиостанцию, которую необходимо «поймать». Функция полезна, когда громкости штатного динамика недостаточна, или вокруг очень шумно (например, движение в оживленном тоннеле).

5)GSM/GPRS модуль.

Это модуль связи с сотовой сетью, используемый в мобильных телефонах. При его наличии, навигатор в машине может самостоятельно «звонить» куда нужно, чтобы получить информацию о пробках, погоде, дорожной обстановке, ремонтах на автомагистрали.

Для выхода в сеть используется SIM-карта для навигатора со специальными условиями. Это, безусловно, дополнительные расходы, что увеличивают стоимость прибора, и оправданы лишь при постоянной работе на «колесах» в черте крупных городов.

Информационное обеспечение

Самый современный навигатор в автомобиле совершенно бесполезен без навигационных карт местности. Это специальное программное обеспечение, состоящее из статичной графической информации (карт, обозначений) и динамичной (координаты, пробки и пр.).

Выбор программ достаточно широк, но лишь для густонаселенных районов. Многие районы нашей страны пока не имеют подробных карт.

На сегодня имеется несколько наиболее популярных навигационных программ. Самые известные - Навител, Garmin, Автоспустник, CityGuide, iGo и другие.

При покупке навигаторов нужно обязательно уточнять совместимость их с определенным программным обеспечением, так как зачастую не все программное обеспечение подходит.

Часто наименование программного обеспечения указывается непосредственно в названии прибора, сразу за техническим наименованием, например «TeXet TN-710BT CityGuide»

Ценовая линейка

Как и любой вид электронных устройств, навигаторы имеют несколько градаций по цене и функциональности.

Бюджетные. Наиболее доступные модели, с диагональю дисплея до 4.3 дюйма и только основными функциями.

Функциональные. Экран 4.3 – 5 дюймов с прекрасным разрешением, наличие модулей Bluetooth и, часто – GSM. Как правило – FM-трансмиттер.

Полнофункциональные. Широкий экран 5-7 дюймов, разрешение на уровне HD, функции мультимедиа, Bluetooth, Wi-Fi, GSM, FM - трансмиттер.

Премиум-класс. Полностью весь технологически доступный функционал плюс множество дополнительных функций – современные протоколы связи, дополнительные сервисы.

Нужно отметить, что навигаторы постоянно совершенствуются, и то, что на сегодняшний день есть только в топовых моделях, уже завтра доступно и в бюджетных.

  1. Нет плохих навигаторов. Все навигаторы имеют разные возможности, приобретайте именно тот, который в полной мере вас удовлетворяет.
  2. В разных магазинах один и тот же навигатор может идти с разными наборами карт и предустановленными функциями - корпоративные акции.
  3. Обратите внимание на способ крепления навигатора, полностью исключив его нахождение в зоне срабатывания подушек безопасности.
  4. Не стоит приобретать сразу весь пакет карт. Это довольно дорого, а навигационная карта Колумбии вам вряд ли когда-либо понадобится, если, конечно, вы не авто путешественник.

Если данная статья была полезной для вас, поделитесь ею со своими друзьями в социальных сетях, оставьте свое мнение в комментариях.

По теме дополнительного оборудования, Вы можете почитать статьи блога.