Информационное общество. наличием особых социальных ценностей и норм, определяющих их поведение

Понятие " информационного общества " - правопреемник понятия "постиндустриального общества", его детализация. Синонимы: "интеллектуальное общество", "общество знания ", "образованное общество". Информационное общество как информационная (знаниевая) ступень развития материальной и духовной культуры постиндустриальной цивилизации - это цивилизационная формация.

Первые упоминания понятия информационного общества относятся к 60 гг. 20 в. (США, Япония). В ту пору полагалось, что главным отличительным признаком нового общества будет информационная экономика, основным продуктом и ресурсом которой станет информация и ее высшая форма - знание, а основной функцией - экономия времени с помощью информационных технологий. В то же время высказывались опасения, что информация может стать мощным властным ресурсом, концентрация которого потенциально может привести к возникновению информационного варианта тоталитарного государства.

Со временем стало ясно, что одной информационной экономикой информационное общество не обойдется. Чтобы не возникло в нем упомянутой опасности для демократии, чтобы общество развивалось гармонично и в интересах всех граждан, оно должно быть многогранным, учитывающим все стороны жизни. Иными словами, необходимые признаки информационного общества не должны ограничиваться материально-экономическими интересами граждан, но учитывать и их духовные потребности.

В настоящее время сложилось следующая совокупность таких признаков:

  • * культ знаний;
  • * информационная экономика;
  • * информационная культура;
  • * информационный рынок труда;
  • * информационная инфраструктура;
  • * информатизация социальных технологий;
  • * информационное законодательство.

Возможно, перечисленные необходимые признаки, строго говоря, недостаточны. Как бы то ни было, материальная и духовная жизнь общества в целом должна от прежних потребительских ценностей индустриального общества перейти к новым "информационным ценностям", безусловное следование которым и делает общество информационным в полном смысле данного понятия.

Культ знаний - не то же самое, что экономическая категория производства знаний. Культ знаний означает, что в общественной морали устойчиво преобладает тяга к духовному самосовершенствованию над стимулом материального благополучия. Культ знаний - это социально-психологическая установка, влияющая на все остальные подобные установки граждан информационного общества.

Информационная экономика должна быть ориентирована на высокие технологии (Hi-Tech) - микро, нано электронику, глобальные коммуникации, накопление и распространение данных и знаний, экономию времени, энергии и других общественных ресурсов, разработку и внедрение интеллектуальных продуктов. Информационная экономика страны должна вписываться в глобальный информационно-экономический процесс.

Информационная культура - часть общей культуры социума, организующая социальную жизнь через информационную сферу. Внешняя информационная культура есть культура коммуникации и управления (данных и команд). Внешняя информационная культура общества и личности безотрывно связана с их внутренней информационной культурой, под которой понимается культура познания (знания).

Информационный рынок труда должен охватывать более половины трудоспособного населения. Это значит, что более 50% трудовых ресурсов общества должно работать в информационной сфере (компьютерные технологии; телекоммуникации; информационные услуги, включая библиотеки и сферу искусства; СМИ и рекламное дело; безлюдные производства под управлением АСУ и роботов; микропроцессорные и нано технические системы и устройства; наука и образование и т.п.).

Информационная инфраструктура включает аппаратно-программные средства поддержки информационной сферы деятельности общества.

Информационное законодательство есть совокупность законов, нормативных актов и других форм правового регулирования в сфере обращения и производства информации и применения информационных технологий.

Все признаки информационного общества должны быть не провозглашаемыми, а действующими, должны "работать" все вместе. Вычленение хотя бы одного признака как неработающего приводит к ликвидации (самоликвидации) информационного общества. Так, например, известны многие государства с развитой информационной инфраструктурой, но отсутствием информационной культуры, культа знаний, действующего информационного законодательства и др. В таких государствах нет информационного общества, как нет его и в тех странах, которые не вписались в глобализационные процессы планетарного масштаба, исповедуют изоляционизм, закрытость, попрание демократических норм и прав человека. Локальные информационные общества нежизнеспособны. Приоритетным для человечества является глобальное (планетарное) информационное общество, но достижимо ли оно в современном разнополярном мозаичном мире, полном противоречий и взаимного непонимания?! Без компромиссов не обойтись!

Информатизация общества вносит фундаментальные изменения в профессиональную деятельность, преобладающей формой которой становится умственная деятельность. При этом мозг подвергается неведомым прежде нервно-психологическим нагрузкам, пропорциональным все возрастающему потоку информации (знаний). Человек добровольно переходит из родного ему естественного мира в искусственный мир информационной техники, что таит угрозу самой человеческой природе. В процессы информатизации молодежь вовлекается чаще и интенсивнее, чем старшие поколения. В этих условиях дети, юноши и девушки, у которых завершается анатомо-физиологическое формирование организма и становление личности, подвергаются скрытой опасности, исходящей от неблагоприятных факторов с их кумулятивным (накопительным) механизмом воздействия. Ежедневное нерегламентированное во времени общение с виртуальным миром синтезированных текстов, изображений и звуков, с органами управления информационной техники, с виртуальной жизнью, виртуальными играми и персоналиями создает серьезные проблемы для воспитания личности, работы чувства. Конечно, человек живуч и гибко адаптируется к любой среде. Но эту способность нельзя беспредельно эксплуатировать.

Данная проблема не интересна для ИТ-бизнеса по понятным причинам, но для информационного общества она не безразлична. Решать ее придется в рамках междисциплинарных исследований, находящихся на стыке естественных, гуманитарных и технических научных дисциплин.

Не следует пренебрегать и проблемой подконтрольности, которую человек взвалил на себя вместе с переходом от информационной и коммуникативной техники коллективного пользования к персональным компьютерам и персональным (мобильным) телефонам. Теперь каждый "юзер", каждый телефонный абонент не может чувствовать себя в безопасности, находясь в сетевом информационно-коммуникационном пространстве, ибо каждый шаг в нем кем-то и где-то может фиксироваться в рамках и вне рамок закона. Это создает дополнительную психологическую нагрузку "несвободы" для людей в информационном обществе, которое по замыслу его устроителей должно было бы освободить человека.

ПРЕДПОСЫЛКИ ПЕРЕХОДА РОССИИ К ИНФОРМАЦИОННОМУ ОБЩЕСТВУ

В России за последние 7-10 лет сформировались такие факторы социально-экономического, научно-технического и культурного развития, которые можно рассматривать как предпосылки перехода к информационному обществу. К таким предпосылкам следует отнести: 1.1. Информация становится общественным ресурсом развития, масштабы ее использования стали сопоставимыми с традиционными (энергия, сырье и т.д.) ресурсами. Уже сегодня объем продаж в России только средств вычислительной техники и информатики (в основном ПЭВМ и периферии) достигает величины более одного миллиона штук в год и оценивается, примерно, в 1,5 млрд. долларов. Как показывает мировой опыт стоимость продаж программного продукта, обычно равна или несколько больше затрат на технику, а затраты на персональные средства связи, аудио и видеоаппаратуру обычно соизмеримы с затратами на средства вычислительной техники. Эти минимальные приближенные оценки суммарно составляют 4,5 млрд. долларов, что составит порядка 5% ВВП России в 1997г. Эта величина суммарных затрат на информацию уже имеет макроэкономическую значимость и характеризует рост использования ресурса "информация". 1.2. Можно говорить о том, что в России сформировался и успешно развивается отечественный рынок телекоммуникаций, информационных технологий, продуктов и услуг. Объем средств, циркулирующих на российском рынке, достигает 5-7,5 млрд. долл/год. 1.3. В целом в стране, несмотря на экономический спад, растет парк ЭВМ, ускоренными темпами идет развитие систем и средств телекоммуникации. Растет количество корпоративных информационных сетей и непрерывно увеличивается число абонентов мировых открытых сетей. Количество российских пользователей Интернета приближается к миллиону. Интенсивно расширяется национальная сеть связи, использующая спутниковые каналы. Успешно осуществляется телефонизация страны и стремительно растет рынок средств мобильной связи. 1.4. В значительной степени информатизированы многие отрасли хозяйства, банковская сфера и сфера государственного управления. 1.5. В общественном мнении складывается понимание актуальности задачи перехода к информационному обществу с политической и экономической точек зрения. Об этом свидетельствует широкий общественный резонанс Концепции государственной информационной политики, которая может рассматриваться как политика обеспечения начального этапа перехода России к информационному обществу. 1.6. Сегодня Россия является частью мирового политического и экономического сообщества в такой степени, в какой она никогда не была в прошлом. В прямом и переносном смысле Россия подсоединена к остальному миру кабельными и спутниковыми каналами связи, активно используемыми сотнями тысяч сотовых и простых телефонов, факсов, компьютеров и т.д. 1.7. Сформирована и функционирует государственная структура, ответственная за создание и развитие информационно-технологического базиса обеспечение процессов перехода.

ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

ИО – общестов, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы – знаний. Признаки: 1) осознание обществом приоритетности И. перед другим продуктом деятельности человека; 2) первоосновой всех направлений деятельности человека (экон., производ., полит., образоват., научной и т.д.) является И.; 3) И. является продуктом деятельности современного человека; 4) И. в чистом виде является предметом купли-продажи; 5) равные возможности в доступе к И. всех слоев населения; 6) безопасность ИО, И.; 7) защита интеллектуальной собственности; 8) взаимодействие всех структур гос-ва между собой на основе ИКТ; 9) управление ИО со стороны гос-ва, общественных организаций. 28.05.1999 Концепция формирования ИО в РФ к характерным чертам и признакам ИО относит: 1) формирование единого информационно-коммуникационного пространства РФ как части мирового информационного пространства, полноправное участие РФ в процессах информационной и экономической интеграции регионов, стран и народов; 2) становление и в последующем доминирование в экономике новых технологических укладов, базирующихся на массовом использовании перспективных информационных технологий, средств вычислительной техники и телекоммуникаций; 3) создание и развитие рынка информации и знаний как факторов производства в дополнение к рынкам природных ресурсов, труда и капитала, переход информационных ресурсов общества в реальные ресурсы социально-экономического развития, фактическое удовлетворение потребностей общества в информационных продуктах и услугах; 4) возрастание роли информационно-коммуникационной инфраструктуры в системе общественного производства; 5) повышение уровня образования, научно-технического и культурного развития за счет расширения возможностей систем информационного обмена на международном, национальном и региональном уровнях и, соответственно, повышение роли квалификации, профессионализма и способностей к творчеству как важнейших характеристик услуг труда; 6) создание эффективной системы обеспечения прав граждан и социальных институтов на свободное получение, распространение и использование информации как важнейшего условия демократического развития.

Для начала необходимо точно уяснить, что же такое «постиндустриальное общество».

Общество, в котором мы с вами живем в начале XXI века, называют информационным обществом.

Термин «информационное общество» появился в США в одноименной теории в 70-е годы XX столетия. Так стали называть общество, которое переросло индустриальное.

В современной литературе дается много определений постиндустриальному обществу, но я в своей курсовой работе выбрал, на мой взгляд, наиболее полное и точное определение.

Итак, между постиндустриальным обществом и информационным можно поставить знак равенства, т.к. современное постиндустриальное общество в своей повседневной деятельности не обходится без информационных технологий.

Информационное общество (Information society) - концепция постиндустриального общества; новая историческая фаза развития цивилизации, в которой главными продуктами производства являются информация и знания.

Постиндустриальное общество (Postindustrial society) в свою очередь являет собой общество, в котором сфера услуг имеет приоритетное развитие и превалирует над объемом промышленного производства и производства сельскохозяйственной продукции.

В социальной структуре постиндустриального общества возрастает численность людей, занятых в сфере услуг и формируются новые элиты: технократы, сциентисты.

Отличительными чертами информационного общества являются:

1.) увеличение роли информации и знаний в жизни общества; 2.) возрастание доли информационных коммуникаций, продуктов и услуг в валовом внутреннем продукте; 3.) создание глобального информационного пространства, обеспечивающего:

а) эффективное информационное взаимодействие людей;

б) их доступ к мировым информационным ресурсам;

в) удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах.

Сфера услуг подразумевает массовое обслуживание населения. Именно благодаря зарождению такой сферы как сферы услуг произошло зарождение глобальной информационной инфраструктуры, пользователями которой является все информационное общество.

Новые информационные технологии используются практически во всех областях деятельности и оказывают огромное влияние на социальную реальность, сильно ее изменяют.

Главное изменение философы связывают с появлением новой общественной структуры - информационной инфраструктуры.

Прежде всего, дадим определение понятию «информационная инфраструктура».

Информационная инфраструктура - это совокупность средств по обработке и использованию информации, объединенных в компьютерные и информационные сети. Тоффлер считает, что информационная инфраструктура станет основой социальной и экономической деятельности будущего, а также позволит любому человеку в любое время и в любом месте получить всю интересующую его информацию.

Глобальная информационная инфраструктура (Global information infrastructure - GII) - информационное образование, которое начало формироваться в 1995 году группой развитых стран.

Глобальная информационная инфраструктура разрабатывается как общемировая информационная сеть массового обслуживания населения планеты на основе интеграции глобальных и региональных информационно-телекоммуникационных систем, а также систем цифрового телевидения и радиовещания, спутниковых систем и подвижной связи.

Итак, информационная революция запустила процесс построения информационного общества. Некоторые теоретики (например, Й. Масуда) прогнозируют его установление в развитых странах в середине XXI века.

Понятие и особенности современного информационного общества. Информация и ее виды. Информационный ресурс. Основные задачи информатизации.

Информационное общество - общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы - знаний.

Ученые считают , что в информационном обществе процесс компьютеризации даст людям доступ к надежным источникам информации, избавит их от рутинной работы, обеспечит высокий уровень автоматизации обработки информации в производственной и социальной сферах. Движущей силой развития общества должно стать производство информационного, а не материального продукта. Материальный же продукт станет более информационно емким, что означает увеличение доли инноваций, дизайна и маркетинга в его стоимости.

В информационном обществе изменятся не только производство, но и весь уклад жизни, система ценностей, возрастет значимость культурного досуга по отношению к материальным ценностям. По сравнению с индустриальным обществом, где все направлено на производство и потребление товаров, в информационном обществе производятся и потребляются интеллект, знания, что приводит к увеличению доли умственного труда. От человека потребуется способность к творчеству, возрастет спрос на знания.

Материальной и технологической базой информационного общества станут различного рода системы на базе компьютерной техники и компьютерных сетей, информационной технологии, телекоммуникационной связи.

Признаки информационного общества

1. Осознание обществом приоритетности информации перед другим продуктом деятельности человека.

2. Первоосновой всех направлений деятельности человека (экономической, производственной, политической, образовательной, научной, творческой, культурной и т.п.) является информация.

3. Информация же является продуктом деятельности современного человека.

4. Информация в чистом виде (сама по себе) является предметом купли – продажи.

5. Равные возможности в доступе к информации всех слоев населения.

6. Безопасность информационного общества, информации.

7. Защита интеллектуальной собственности.

8. Взаимодействие всех структур государства и государств между собой на основе ИКТ.

9. Управление информационным обществом со стороны государства, общественных организаций.

Кроме положительных моментов прогнозируются и опасные тенденции:

· все большее влияние на общество средств массовой информации;

· информационные технологии могут разрушить частную жизнь людей и организаций;

· существует проблема отбора качественной и достоверной информации;

· многим людям будет трудно адаптироваться к среде информационного общества.

· существует опасность разрыва между "информационной элитой" (людьми, занимающимися разработкой информационных технологий) и потребителями.

Термин «информация» происходит от латинского «informatio», что означает разъяснение, осведомление, изложение. С рационалистической позиции информация есть отражение реального мира с помощью сообщений. Сообщение – это форма представления каких-либо сведений в виде речи, текста, изображения, цифровых данных, графиков, таблиц и т.п.

Информация (лат. Informatio - разъяснение, осведомление, изложение) – это сведения об окружающем мире, которые повышают уровень осведомленности человека.

Если рассматривать информацию как ресурс (материальный, трудовой, денежный), то это новые сведения, позволяющие улучшить процессы, связанные с преобразованием информации.

Для потребителя информация – это новые сведения, принятые, понятые и оцененные как полезные.

Выделяют три фазы существования информации :

I. Ассимилированная информация – представление информации в сознании человека, наложенная на систему его понятий и оценок.

II. Документированная информация – сведения, зафиксированные в знаковой форме на каком-либо носителе.

Знаковая система – это набор знаков, для которых существует указанное согласование.

Знак – это сигналы, которые могут передавать информацию при наличии соглашения об их смысловом содержании между источниками и приемниками информации.

III. Передаваемая информация – сведения, рассматриваемые в момент передачи информации от источника к приемнику.

В настоящее время наибольшим спросом пользуется экономическая информация. Она дает знания обо всех сферах деятельности человека в различных видах (текстовая, табличная, цифровая и т.д.)

В ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» дается следующее определение информации и информационных ресурсов:

Информация - сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления

Информационные ресурсы - отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах).

Информационные ресурсы являются объектами отношений физических, юридических лиц, государства, составляют информационные ресурсы России и защищаются законом наряду с другими ресурсами.

Документирование информации является обязательным условием включения информации в информационные ресурсы. Документирование информации осуществляется в порядке, устанавливаемом органами государственной власти, ответственными за организацию делопроизводства, стандартизацию документов и их массивов, безопасность Российской Федерации.

Информационные ресурсы могут быть государственными и негосударственными и как элемент состава имущества находятся в собственности граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений. Отношения по поводу права собственности на информационные ресурсы регулируются гражданским законодательством Российской Федерации.

Развитие мировых информационных ресурсов позволило :

1. создавать информационные услуги;

2. оказывать информационные услуги;

3. образовать всевозможные базы данных ресурсов, регионов и государств, к которым возможен сравнительно недорогой доступ;

4.повысить обоснованность и оперативность принимаемых решений в фирмах, банках, биржах и др. за счет своевременного использования необходимой информации.

Информатизация – процесс, при котором создаются условия, удовлетворяющие потребностям любого человека в получении необходимой информации.

Информатизация общества - это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности в сфере общественного производства является сбор, накопление, продуцирование, обработка, хранение, передача и использование информации, осуществляемые на основе современных средств микропроцессорной и вычислительной техники, а также на базе разнообразных средств информационного обмена.

Цели информатизации:

1. обеспече­ние устойчивого экономического роста

2. повышение общественного благосос­тояния

3. укрепление социального согласия

4. реализация потенциала большинства стран мира в области развития демократии

5. обеспечение международной стабильности и ответственного управления в мировом сообще­стве.

Информатизация общества обеспечивает:

· активное использование постоянно расширяющегося интеллектуального потенциала общества, сконцентрированного в печатном фонд, и научной, производственной и других видах деятельности его членов;

· интеграцию информационных технологий в научные и производственные виды деятельности, инициирующую развитие всех сфер общественного производства, интеллектуализацию трудовой деятельности;

· высокий уровень информационного обслуживания, доступность любого члена общества к источникам достоверной информации, визуализацию представляемой информации, существенность используемых данных.

Вопросы ТиП МИ

Функции журналистики.

Ж - профессиональная (общественная) деятельность по сбору, обработке и распространению инф-и, представляющей соц. значимый интерес.

Ж есть деятельность по отражению в СМИ событий, фактов, явлений действ-ти.

Вскрывать противоречивые явления дейст-ти;

Привлекать к ним вним-е об-ва

Выносить их на публичное обсуждение с целью изучения, исс-я, анализа и поиска оптим.путей решения.

Жур-т и его деят-ть всегда в центре внимания социума. Ж-т - производное, продукт соц.-полит. системы об-ва, отражающий ход его развития в конкретный момент исторического общенац. и мирового социокультурного процесса.

Аудитория - объект рационального и эмоц.-псих. возд-я жур-а посредством специфических форм творческой литературно-публицистической деят-и: жур. текстов, произведений.

Развитие жур-ки обусловлено полит., эконом., соц. факторами. Жур-ка мгновенно откликается на противоречивые явления дейст-ти. Она сиюминутна, полит. конъюнктурна, развивается по сценарию общ.-полит. системы об-ва.

Жур-ка отражает ОМ и одноврем. влияет на процессы его форм-я. Вместе с тем, она всегда в центре вним-я об-ва. Ж-ка также оказывает влияние на процессы интерпретации инф-и посредством аудитор. ожид-й и предпочтений.

Функции журналистики:

Базовую о-ву теории ж-ки составляют ее функции. Они позволяют применять комплексный, системный и историч. подходы к изучению СМИ.

Парадигма - набор незыблемых правил (комплекс правил). Парадигма ф-й ж-ки является усл-ем и фактором методолог. работы по изучению СМИ, в т.ч. в таких науках, как филология и политология.

Теория ж-ки включает ф-и - целесообрасзность, свойственность, естественность, деятельность.

СМИ - часть технолог. системы, к-я обеспеч. устойчив. состояние об-ва.

Информационная (базовая, элементарная ф-я ж-ки в СМИ). свидет. о том, что СМИ является источником инф-и для массовой аудитории о важных событиях полит. и соц.-культ. жизни. насыщение нашего сознания соц. инф-й. Выпуски ТВ-, радионовостей, инф. агентства, ежедневные газеты выполняют инф. функцию.

Пропагандистская (пропаганда - расп-е религ. идей). зак-ся в мощном возд-и, влиянии СМИ на об-ва. проявляется во внушении, навязывании социуму опред. моделей личного и группового поведения. любая инф-я является пропагандой, управлением об-м.

Агитационная. СМИ способны оказать агит. возд-е на аудиторию, призывать/убеждать совершить те или иные дейст-я, поддержать/отвергнуть ту или иную идею. агит-я выр-ся в лозунгах, призывах, сжатых фразах, слоганах.

Организаторская (орг-я и упр-е об-м) прдполагает, что через СМИ до насления доводятся законы, уставы, распоряжения, приказы органов исполн., законодат., судебной власти, инф-я о решениях и действиях иных органов и предприятий, в т.ч негос-х. любое кач-ное издание выполняет орг. функцию.

Воспитательная (СМИ оказ. воспит. возд-е на аудиторию, формируют стереотипы. модели поведения в об-ве). этикет, правила повед-я в отн-х с родителями, уменя общаться в коллективе.

Дезорганизация

Выр-е и форм-е ОМ. СМИ не только отражают полит. настр-я социума, дают возм-ть аудитории высказать их, но и сами СМИ воздействуют на об-во, особым образом оказывая влияние на становление и эволюцию взглядов и мнений представителей социума по различным проблемам соц. дейст-ти. в СМИ появляется множественность мнений по актуал. проблемам развития страны (НТВ - "свобода слова", "ОМ", "Времена", "Диалог с городом")

Эстетическая. спосбность СМИ прививать аудитории тягу и чувства, вызывать симпатии/антипатии к прекрасному/безобразному, способности разграничивать прекрасное/безобразное, предлагая аудитории сделать свои суждения и оценки; а) оформление текста, б) содержание текста. (культура, "серебряный шар")

Просветительская. способность СМИ просвещать, обучать аудиторию. научные, образовтельные, познавательные программы.

Развлекательная (рекреативная). возм-ть СМИ веселить, развлекать и отвлекать аудиторию, предоставлять ей легкую, не требующую бол. интеллект. затрат инф-ю, расчитанную на усред. вкусы и усред. сознание. отвлечение от болевого синдрома тревожности нашего времени. неправомерное увеличение объема развлек. продукции в СМИ ведет к отвлечению об-ва от реальных противоречий действ-ти.

Разные СМИ могут спец-ся на разных ф-ях, но есть и те, где они представлены комплексно, т.е задействованы в той или иной мере каждая

Понятие и сущность информационного общества.

Общество, в котором мы с вами живем в начале XXI века, называют информационным обществом.

Термин «информационное общество» появился в США в одноименной теории в 70-е годы XX столетия. Так стали называть общество, которое переросло индустриальное.

Итак, между постиндустриальным обществом и информационным можно поставить знак равенства, т.к. современное постиндустриальное общество в своей повседневной деятельности не обходится без информационных технологий.

Информационное общество (Information society) - концепция постиндустриального общества; новая историческая фаза развития цивилизации, в которой главными продуктами производства являются информация и знания.

Постиндустриальное общество (Postindustrial society) в свою очередь являет собой общество, в котором сфера услуг имеет приоритетное развитие и превалирует над объемом промышленного производства и производства сельскохозяйственной продукции.

В социальной структуре постиндустриального общества возрастает численность людей, занятых в сфере услуг и формируются новые элиты: технократы, сциентисты.

Отличительными чертами информационного общества являются:

1.) увеличение роли информации и знаний в жизни общества;

2.) возрастание доли информационных коммуникаций, продуктов и услуг в валовом внутреннем продукте;

3.) создание глобального информационного пространства, обеспечивающего:

а) эффективное информационное взаимодействие людей;

б) их доступ к мировым информационным ресурсам;

в) удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах.

Сфера услуг подразумевает массовое обслуживание населения. Именно благодаря зарождению такой сферы как сферы услуг произошло зарождение глобальной информационной инфраструктуры, пользователями которой является все информационное общество.

Новые информационные технологии используются практически во всех областях деятельности и оказывают огромное влияние на социальную реальность, сильно ее изменяют.

Главное изменение философы связывают с появлением новой общественной структуры - информационной инфраструктуры.

Прежде всего, дадим определение понятию «информационная инфраструктура».

Информационная инфраструктура - это совокупность средств по обработке и использованию информации, объединенных в компьютерные и информационные сети. Тоффлер считает, что информационная инфраструктура станет основой социальной и экономической деятельности будущего, а также позволит любому человеку в любое время и в любом месте получить всю интересующую его информацию.

Глобальная информационная инфраструктура (Global information infrastructure - GII) - информационное образование, которое начало формироваться в 1995 году группой развитых стран.

Глобальная информационная инфраструктура разрабатывается как общемировая информационная сеть массового обслуживания населения планеты на основе интеграции глобальных и региональных информационно-телекоммуникационных систем, а также систем цифрового телевидения и радиовещания, спутниковых систем и подвижной связи.

Итак, информационная революция запустила процесс построения информационного общества. Некоторые теоретики (например, Й. Масуда) прогнозируют его установление в развитых странах в середине XXI века.

Информационное общество как научное понятие не имеет единого, общепризнанного определения. В книге «Виртуальный новый мир», подготовленной к парламентской Ассамблее Совета Европы 1997 года, дается самое краткое определение информационного общества как «общества, основанного на информации». В сущности, эта позиция и лежит в основе практически всех определений, расширяющих и уточняющих понятия данной формы общественного устройства.

Идея информационного общества была сформулирована в конце 60-х - начале 70-х годов XX века. Термин «информационное общество» ввел Ю.Хаяши, профессор Токийского технологического института. Исследователями и разработчиками теории информационного общества являются также: М.Кастельс, Ф.Уэбстер, Э.Гидденс, Ю.Хабермас, Д. Мартин, Г. Молитор, Э. Тоффлер, Д.Белл, З.Бжезинский, А.Кинг, Д.Несбит, А. Турен, П. Дракер, М.Маклюэн и др.

В информационном обществе изменятся уклад жизни, система ценностей индивидов и социальных групп, возрастает значимость информационных ценностей по отношению к материальным. Т. Стоуньер отмечал, что сделки по поводу материальных вещей ведут к конкуренции, а информационный обмен между индивидами и социальными группами ведет к сотрудничеству. Индивидам и социальным группам в условиях становления информационного общества предстоит переосмыслить свою жизненную позицию, происходящее перераспределение жизненных ценностей. Определяющим фактором социальной дифференциации информационного общества является уровень знаний, а не собственность Э. Тоффлер отмечает, что в условиях становления информационного общества будут происходить «радикальные изменения в сфере производства, которые неизбежно повлекут за собой захватывающие дух социальные изменения».

При рассмотрении вопроса о формировании информационного общества в России представляют интерес выводы В.А. Ядова, обобщившего многолетнюю дискуссию социологов по теоретико-методологическим основаниям изучения России как трансформирующегося общества. Он формулирует выводы, отражающие специфику развития российского социума. Особый интерес представляет один из них, касающейся информации и ее роли в российском обществе. В.А.Ядов отмечает, что у России есть своя специфика, заключающаяся в низкой социальной значимости информации, выражающаяся в информационной пассивности граждан. Ведомственная закрытость являлась основной чертой советской информационной среды, долгие годы существовал режим секретности, который породил глубоко укоренившийся коммуникационный барьер, нежелание делиться информацией. Становление информационного общества требует изменения такого менталитета, что в свою очередь, сопряжено с продолжительным периодом времени и целенаправленными усилиями по модификации текущего состояния.

Обобщая итоги, анализа подходов российских исследователей процесса перехода к информационной модели общественного устройства, сформулируем следующие выводы:

Эффективное развитие информационного общества заключается в конструктивном взаимодействии трех субъектов информационной трансформации: государства, бизнеса и индивидов, социальных групп;

Основными задачами в период перехода к информационному обществу являются: стремление к социальной, политической, информационной экономической и структурной равномерности национального информационного общественного пространства; расширение образовательных возможностей; переориентация экономики и общества с сырьевого на инновационный, наукоемкий характер развития;

Внедрение и развитие современных информационных технологий;

Проработка и детальный анализ информационной политики государства, раскрывающей способ использования имеющих информационных потоков и ресурсов со стороны различных институтов (например, государства, организаций, индивидов и социальных групп, которые могут иметь свои представления и интересы при работе с информацией), количественный контроль за протеканием информационных потоков и контроль за распределением потока информации.