Почему российские программисты сильнее всех (6 фото). Знаменитые и великие информатики и программисты

Если вы наберете в Google «известные программисты», то получите колекцию из фотографий преимущественно белых мужчин. Действительно, известные женщины технологических специальностей - удивительная редкость. В списке о великих программистах вы максимум найдете Аду Лавлейс, дочь лорда Байрона, благодаря которой компьютеры стали использоваться для научных расчетов.


1. Бетти Холбертон и ЭНИАК

ЭНИАК и кнопка «stop instruction»

ЭНИАК (электронный числовой интегратор и вычислитель) - первый электронный цифровой компьютер общего назначения, который был создан в рамках секретного проекта Армии США в Филадельфии во время Второй мировой войны.

То было время, когда сфера программирования была еще не совсем «мужской», и женщин нанимали помогать на военных объектах. Правда, тогда оперирование вычислительными машинами считалось «женской работой» как простое нажимание на кнопки.

Инженеры-мужчины наняли группу из шести женщин, которых называли «ENIAC Girls», для ассистирования в программировании ЭНИАК. Никаких книг и самоучителей тогда не было. Шестерка ЭНИАК изучила программу без каких-либо языков или инструментов, но, закончив, они заставили машину высчитывать баллистические траектории за считанные секунды.

ENIAC Girls были обучены понимать внутренние схемы коммутации и могли определять источник проблемы, вплоть до отдельно взятой вакуумной трубки. Так как они знали и приложение, и машину, то научились диагностировать возникающие проблемы так же (если не лучше), как инженеры. В определенных моментах знание и навыки этих женщин смогли оказать значительное влияние на дизайн ЭНИАК и других компьютеров. Программист ЭНИАК Бэтти Холбертон вспоминает особо важный эпизод, когда ей удалось убедить Джона фон Нейманна добавить кнопку «stop instruction». Поначалу он отнесся к этой идее скептично, но в итоге признал необходимость такой функции.

ЭНИАК был представлен общественности в 1946 году, однако его создатели так и остались неизвестными. Но несмотря на это, перед смертью в 2001 году Холбертон сказала: «У меня была фантастическая жизнь. Все, что я делала, было началом чего-то нового».



2. Эрна Шнайдер Гувер

Коммуникации, система с управлением по записанной программе

Если вы когда-либо дозванивались в техподдержку и вам все-таки отвечал оператор - за это нужно благодарить Эрну Шнайдер Гувер. Она революционизировала современные коммуникации - изобрела систему с управлением по записанной программе (stored program control). С ее помощью компьютер автоматически регулирует скорость приема вызова - это помогает избежать перегрузки линий. В то время осуществлялся переход коммутационных узлов с электронных на компьютерные, и у систем была раздражающая привычка зависать, если на линию поступало много звонков.

Доктор Гувер была одной из первых, кто получил патент за разработку ПО, и ее технология до сих пор используется в колл-центрах по всему миру. Без Эрны Гувер вы бы ни за что не дозвонились в какой-нибудь Билайн.



3. Карен Спарк Джонс

Технологии поиска и выдачи информации

Настоящий пионер индустрии вносит вклад в то, без чего мы сегодня не смогли бы представить свою жизнь. Карен Спарк Джонс разрабатывала технологии поиска и выдачи информации (information retrieval, IR), которые позволили юзерам работать с компьютерами, используя обычные слова вместо уравнений и кодов. Этот прорыв имел критическое значение для последующего развития поисковых машин. Результаты этого прорыва мы можем сегодня наблюдать в том же Google.

Ее работа наполнила содержанием большую часть технологий, с которыми мы сейчас работаем ежедневно, от вышеупомянутых поисковых систем до устного поиска документов.

Тем не менее, в Википедии ее работа резюмирована несколькими короткими строчками. А на ресурсах вроде Search Engine History ее имени и вовсе нет. Так что иронично и немного грустно звучит ее известное высказывание: «Я думаю, что очень важно привлекать в область компьютерных технологий больше женщин. Это слишком важно, чтобы оставлять все мужчинам».



4. Джуди Маллой

Первый гипертекстовый роман

В 1992 году критик New York Times назвал молодого автора Майкла Джойса «праотцом полноформатных гипертекстовых романов». Его книга называлась «Полдень» и была выпущена на дискетах в 1987. Однако годом ранее, в тогда еще поднимающейся на ноги Кремниевой долине, программист-самоучка, концептуальная художница и мать-одиночка Джуди Маллой написала и запрограммировала первый гипертекстовый роман «Дядя Роджер». В нем читатель мог кликать и перемещаться между фрагментами в любом порядке, что изменяло ход развития истории.

Маллой изобрела новую систему баз данных для своего романа, и опыт, который получал читатель, был абсолютно новаторским для того времени.

Тем не менее, в то время как некоторые мужчины-пионеры гипертекстов становились профессорами, Маллой и другие женщины не могли найти работу в академической среде или добиться прибавки к зарплате. Это только один из многих случаев, когда мужчина получил признание вместо женщины-изобретателя: женский вклад в исследования ДНК, ядерного распада, сигнальных ракет и даже создания настольной игры Монополии также стерт из истории.



5. Радия Перльман

Мать интернета - протокол остовного дерева

В технологических кругах Радия Перльман известна как «мать интернета» - она сама этот титул не любит, настаивая на том, что нет отдельного человека, который бы заслужил все лавры за это достижение. Однако если воспользоваться всемогущим Google, то мы найдем немало статей о том, что интернет создали «отцы-основатели» - естественно, все мужчины.

Перльман изобрела протокол остовного дерева (spanning tree protocol, STP), который является фундаментальным для работы сетевых мостов.

«Интернет не был изобретен какой-то личностью. Многие люди хотят получить за это все лавры, и их сводит с ума, если кто-то другой хочет того же, поэтому самое разумное - остаться в стороне от всего этого. Однако из-за этого решения «остаться в стороне», заслуга Перльман была забыта историей. Как пишет Уолтер Айзексон в своей книге «Инноваторы», проблема заключается в том, что «миф создания делает героев из индивидуумов, а не из группы».



6. Эвелин Бойд Гранвилль

Одна из первых афроамериканок, получивших PhD, работала в NASA

В 2011 году CNN Money запросили у 20 компаний Кремниевой долины данные по годовым отчетам для Equal Employment Opportunity Commission (EEOC). Только три из них ответили на запрос - Dell, Intel и Ingram Micro (крупный дистрибутор технологических продуктов). Из этих цифр была составлена статистика: 68% из 44 тысяч сотрудников оказались белыми, и только 33% оказались женщинами. Таким образом, технологическая индустрия страдает от сексизма точно так же, как и от расизма. Небелой женщине прорваться здесь в два раза труднее.

Эвелин Бойд Гранвилль - одна из первых афроамериканок, получивших докторскую степень по математике. Она училась в Йеле во времена расовой сегрегации. На протяжении своей карьеры она разработала программы, которые были использованы для анализа траектории проекта Меркурий (первая пилотируемая миссия США в космосе) и проекте Аполлон (американские астронавты на Луне).

Если поискать информацию о Гранвилль, можно найти несколько биографических фактов, но не объемное исследование ее вклада. Это «стирание» исследований и работ черных женщин (и женщин в целом) в прошлом - унылый предшественник текущих проблем. Андре Брук, профессор университета Айовы, сказал в интервью:

Такое отношение распространяется на всю индустрию: инвесторы, финансисты, корпоративные магазины, дома развития, производители, СМИ о технологиях - даже аудитория страдает от предубеждений. Информационные технологии воспринимаются как мужское и преимущественно «белое» занятие. Это становится очевидным, если вы посмотрите на блоги о видеоиграх. Когда авторы вроде Эвана Нарцисса или Патрисии Эрнандез поднимают вопросы расы и пола в играх, комментарии наполняются оскорблениями, пренебрежением и матом.

Интервью он дал в 2012 году. Представьте, с чем Эвелин Бойд Гранвилль приходилось сталкиваться во времена законов Джима Кроу (широко распространённое неофициальное название законов о расовой сегрегации в некоторых штатах США в период 1890 - 1964 годов - прим.ред.).



7. Хэди Ламарр

Изобрела радиоуправляемую торпеду

Хэди Ламарр определенно не выглядит как человек, увлекающийся компьютерами - по крайней мере, если говорить о стереотипах. Она стала кинозвездой и секс-символом, представ обнаженной в сцене фильма «Экстаз» 1933 года. Многие американцы вспомнят ее лицо, но мало кто знает о ее изобретении - технологии расширенного спектра. Манипулируя радиочастотами с нерегулярными интервалами между передачей и приемом, ей удалось сформировать нераскрываемый код, защищенный от перехвата вражескими службами.

В 1942 году она запатентовала систему, позволяющую на расстоянии управлять торпедами. После новости о потопленном эвакуационном корабле, на котором погибло 77 детей 17 сентября 1940 года, вместе со своим другом и композитором Джорджем Антейлом, Хэди Ламарр приступила к изобретению радиоуправляемой торпеды, которую нельзя перехватить или заглушить. Идея Ламарр заключалась в следующем - если дистанционно сообщать координаты цели управляемой торпеде по одной частоте, то враг может легко перехватить сигнал, заглушить его или перенаправить торпеду на другую цель, а если использовать на передатчике случайный код, который будет менять канал передачи, то можно синхронизировать такие же частотные переходы и на приёмнике.

В августе 1942 Ламарр и Антейл получили патент под номером 2 292 387 «Секретная система связи (Secret Communication System)».

Открытие сослужило хорошую службу военным кораблям, а также послужило основой для современных коммуникационных технологий расширенного спектра - таких как Bluetooth, COFDM (используется в Wi-Fi-сетях) и CDMA (использовался в беспроводных телефонах).

Однако ее достижения не были преданы широкой огласке до недавнего времени, хотя и использовались очень широко.

Несмотря на свою внешность, Ламарр отрицала красоту как единственную вещь, за которую человек должен быть признан.

«Любая девушка может быть очаровательной. Все, что ей нужно делать - это стоять и притворяться дурой», - говорила Ламарр.



8. Софи Уилсон

Получила 59 патентов, разработала ARM-процессор

Microsoft не так давно подмочил свою репутацию - CEO Сатья Наделла в речи на Grace Hopper Celebration of Women In Computing сказал, что женщины не должны просить прибавок к зарплате:

Речь на самом деле не о повышении зарплаты, а о знании и вере в то, что система сама даст вам нужные надбавки по мере продвижения. Это может быть одной из «суперсил», которой, если говорить откровенно, обладают женщины, не требующие повышения зарплаты. Это хорошая карма. Все это затем воздастся, потому что кто-то будет знать, что вы тот человек, которому хочется доверять.

Нетактичность Наделлы иллюстрирует последние тенденции сексизма во всех индустриях - ожидание того, что женщина должна быть кроткой и покорной. Но в технологической сфере есть как минимум одна женщина, которая не полагалась на судьбу - Софи Уилсон. За 35 лет своей карьеры получила 59 патентов и является невоспетой героиней 21 века.

Ее вклад включает разработку одних из самых первых коммерчески успешных персональных компьютеров и создание оригинального ARM-процессора, потомки которого в настоящее время стоят внутри большинства мобильных устройств.

Если Радия Перльман - мать интернета, то Уилсон - мать смартфонов и планшетов.

Говоря о своей работе, Уилсон рассказывала:

Большинство инженеров любят идти от шага А к шагу Б, следуя логике. Я - редкий инженер, я говорю: ответ, очевидно, Z - поэтому вы, ребята, будете работать над промежуточными шагами. Это делает меня не самым стабильным сотрудником в IT, но довольно полезным.



9. Карла Менински

Гейм-дизайнер Atari

Многие еще помнят прошлогодний Gamergate - онлайновое анти-феминистическое движение, которое хочет исключить феминисток из диалога о разработке игр и индустрии в целом. Идея о том, что видеоигры «принадлежат» мужчинам, - основной язвительный аргумент геймергейтеров, хотя исследования показывают, что большинство игроков - женщины. Члены этого движения могут быть убеждены, что женщина, вовлеченная в разработку игр - это что-то новое, но на самом деле женщины были вовлечены в это с самого начала.

Карла Менински, например, была нанята гейм-дизайнером для игровой консоли Atari 2600 в начале 80-х годов, хотя ее имя нигде не значится. Дона Бейли также работала инженером в Atari, однако ушла из индустрии из-за давления и критики со стороны коллег-мужчин. К сожалению, мало что изменилось с того времени. Разработчик Брианна Ву была вынуждена бежать из дома из-за угрозы Gamergate.



10. Кимберли Брайант

Основатель Black Girls Code

Кимберли Брайант пока не была стерта из истории технологической индустрии, однако все еще борется за должное признание. Брайант - фаундер Black Girls Code, организации, которая стремится привить девушкам-представительницам меньшинств интерес к информатике. Проблема разнообразия довольно проста: афроамериканки составляют только 2% среди всех работников этой индустрии США, в то время как белые мужчины - 51%. В Google среди сотрудников технических должностей - 17% женщин, из которых 1% - афроамериканки.

В мире, где женщинам говорят быть хорошими девочками и послушно ждать прибавки, которую они заслуживают; где их называют жесткими и заносчивыми за лидерские качества, где мужчин повышают за тот же набор качеств; где угрожают изнасилованием и смертью просто за существование в индустрии, которая считается мужской, где их вклад в технологии забывается; мы должны помнить о том, что на этих женщин нельзя закрывать глаза, а их достижения должны быть записаны, отмечены и восхвалены.

Шэрил Сэндберг, главный операционный директор Facebook, сказала в интервью, что обществу необходимо отдавать должное женщинам за их заслуги: «Путь к этому - тщательное документирование той роли, которую женщины сыграли на заре технологий». Надеемся, что этот список немного в этом поможет.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Программисты


Будучи специалистом, программист специализируется на предметной области, которая охватывает знания, навыки и умения, которыми способен качественно овладеть один человек-самоучка. Широта предметной области и качество навыков для программиста индивидуальны. Они зависят от трудового опыта, образования, интеллекта, врождённых наклонностей, силы воли, социальной отгороженности.

Программисты - специалисты в области вычислительной техники, современного программного обеспечения, автоматизации производственных и других процессов.
Программист - профессия человека, занимающегося разработкой алгоритмов и программ на основе математических моделей.

Условно программистов можно разделить на три категории:

  • Прикладные программисты занимаются разработкой программного обеспечения, необходимого для работы организации. Например, сюда можно отнести программистов 1С.
  • Системные программисты разрабатывают операционные системы, интерфейсы к распределённым базам данных, работают с сетями. Специалисты этой категории являются самыми редкими и высокооплачиваемыми.
  • Web-программисты имеют дело с сетями, но, как правило, с глобальными, такими, как Internet. Они пишут web-интерфейсы к базам данных, создают динамические web-страницы и т.п.

Самые известные программисты мира


12(13) сентября во всем мире отмечается профессиональный праздник программистов. Это 256-й день года, выбранный как символ восьмиразрядного байта, позволяющего выразить идентичное количество значений. В России день программиста стал официальным праздником в 2009 году.

До появления официального праздника День программиста отмечали в разные дни. Например, 19 июля - когда первый программист Ада Августа Лавлейс , математик из Великобритании, дочь Байрона, первые программы для аналитической машины Беббиджа, заложив тем самым теоретические основы программирования. Она впервые ввела понятие цикла операции. В одном из примечаний высказала главную мысль о том, что аналитическая машина может решать такие задачи, которые из-за трудности вычислений практически невозможно решить вручную. Так впервые машина была рассмотрена не только как механизм, заменяющий человека, но и как устройство, способное выполнять работу, превышающую возможности человека.

Джон фон Нейман , венгеро-американский математик сделал важный вклад во многие отрасли науки, такие как квантовая физика, функциональный анализ и информатика. С именем фон Неймана связывают архитектуру большинства современных компьютеров, подразумевающую совместное хранение программ и данных для них в памяти вычислительной машины. В последние годы жизни занимался главным образом разработкой вопросов, связанных с теорией игр, теорией автоматов.

Компьютерный специалист Деннис Ритчи известен по участию в создании языков программирования BCPL, B, C, расширения ALTRAN для языка программирования FORTRAN. Языки C и FORTRAN получили широкую популярность в прикладных задачах, также на базе языка C были разработаны многие более поздние языки программирования. Также Ритчи участвовал в разработке операционных систем Multics и UNIX.

Бьёрн Страуструп - автор языка программирования C++ - одного из самых широко используемых языков программирования, разработанного на базе C. Страуструп стал первопроходцем в области использования объектно-ориентированного программирования, которое позволяет создавать масштабные проекты за короткое время, распределяя задачи между участниками и используя ранее разработанные решения. На базе C++ разработано несколько современных языков программирования.

Алексей Пажитнов - советский программист и изобретатель всемирно известной и любимой всеми игры "Тетрис". С 1996 по 2005 год Пажитнов работал в компании Microsoft, где занимался разработкой головоломок Pandora"s Box. В 2007 и в 2009 годах был удостоен награды Game Developers Choice Awards First Penguin Award.

Евгений Касперский - российский программист, специалист по информационной безопасности, один из основателей, ведущий разработчик и крупнейший акционер ЗАО "Лаборатория Касперского". Также является Лауреатом государственной премии в области науки и технологий за 2008 год. Он является автором большого числа статей и обзоров по проблеме компьютерной вирусологии, регулярно выступает на специализированных семинарах и конференциях в России и за рубежом.

Один из сооснователей поисковой компании "Яндекс" Илья Сегалович . Российский программист, директор по технологиям и разработкам, а также активный участник и организатор помощи сиротам и больным детям. Скончался 23 июля 2013 года.

В 1992 г. Борис Нуралиев вместе с братом - Сергеем Нуралиевым, создали бухгалтерскую программу "1С". В 1996 году возглавляемая им компания выпустила систему "1С:Предприятие", начала заниматься разработкой компьютерных игр. В 2005 году компания "1С" вошла в тройку лидеров российского рынка интегрированных систем управления предприятиями.

Компьютеры - каких их только нет,
И стало модным слово «Интернет»,
Век программистов - 21-й век,
Достиг вершин науки человек!
Программисты - народ удивительный,
Современный и умный народ,
У них всё и всегда относительно
Виртуально стремится вперёд.

HackerRank - это социальная платформа, которая предлагает задания разной сложности по программированию. Запущена платформа была в 2012 году. Сейчас аудитория проекта насчитывает около полутора миллиона пользователей. Статистику по результатам решений заданий своими пользователями ресурс регулярно публикует в виде рейтинга по 50 странам.

Рейтинг HackerRank учитывает задания по 15 наиболее популярным дициплинам. Самые популярные задачи касаются различных алгоритмов, связанных с динамическим программированием, анализом больших данных и другими темами. Для решения таких заданий пользователь может работать с любым языком программирования. Кроме алгоритмов в топ-3 популярных заданий входят задачи по структуре данных и программировании на Java. Такие задания выполняются 9,1% и 9,3% пользователей соответственно. Все баллы специалистов по разным странам анализируются, после чего выводится общий балл для каждой страны из участвующих в рейтинге. Максимальное количество баллов, которое может получить страна - 100.



Список тем, которые наиболее популярны среди пользователей платформы

Отчеты HackerRank показывают, что лучшие программисты живут отнюдь не США. И не в Индии, хотя здесь число разработчиков постоянно увеличивается. Лучшие из лучших живут в Китае и России. Китайские специалисты традиционно сильны в математике, функциональном программировании и работе с данными. Китайцы получили максимальное количество баллов - 100. Русские программисты, получившие 99,9% баллов, доминируют в сфере алгоритмов (в решении заданий из этой сферы пробуют силы около 40% пользователей платформы HackerRank). А вот Индия и США размещаются только на 31-м и 28-м местах соответственно. В тоже время с заданиями по Java и структуре данных работает по 10% пользователей. Наименее популярными являются задания по безопасности и распределенным системам. Кроме Китая и России в топ-10 стран с наиболее талантливыми разработчиками оказались Польша, Швейцария, Венгрия, Япония, Тайвань, Франция, Чехия, Италия.

Китай и Россия доминируют далеко не во всех сферах. Например, задания по SQL и Shell лучше всех решают разработчики из Дании и Чехии.

Программисты некоторых стран участвуют в решении задач по определенным предметам чаще, чем другие. В случае Китая это объясняется тем, что в университетах и колледжах этой страны список доступных для изучения дисциплин несколько меньше, чем в ряде других стран. Поэтому у студентов не такой большой выбор. Плюс в том же Китае многие начинают программировать еще в средней школе, не говоря уже о старшеклассниках. В таблице ниже отображены страны, программисты которых участвуют в решении задач ряда дисциплин чаще, чем другие. В то же время в соседней, третьей колонке показаны страны, программисты которых крайне редко пытаются решать задачи указанного ряда дисциплин.

Как видим, пользователи из Китая чаще других пытаются решать математические задачи. Скорее всего, благодаря этому Китай и занял первое место в математике.

Еще один интересный момент - это распределение популярность языков программирования среди разработчиков из разных стран.

По данным HackerRank, наиболее популярными среди пользователей этой платформы (из разных стран) являются задачи по Java. Исключение - программисты из Малайзии и Пакистана, которые предпочитают С++.

Чаще других успешно решают свои задачи пользователи из Швейцарии. Когда пользователь сдается, не решив задачу, он получает 0 баллов. Процент таких разработчиков максимален в таких странах, как Пакистан, Малайзия и Нигерия. И минимален в Швейцарии, Венгрии и Польше.

Представители HackerRank считают, что если бы сейчас проводилась Олимпиада по программированию, то команда китайцев получила бы золото, россияне стали бы вторыми, завоевав серебро, а поляки - третьими, получив бронзу. А вот Индии и США предстоит изрядно потрудиться, чтобы войти хотя бы в топ-25 олимпийских команд.

Wilhelm Schickard

(1592 - 1635)

Компьютер история начинается в 1623 году, когда Wilhelm Schickard построен человечества, первый автоматический калькулятор.
Schickard игровая машина может выполнять базовые арифметические операции над целочисленными входы. Его письма Кеплер, открывший законы движения планет, объяснить применение его "расчет часов" для расчета астрономических таблиц.
Non - programmable Schickard машина была основана на традиционной десятичной системе счисления. Лейбниц впоследствии обнаружил более удобный двоичной системе (1679 г.), важным элементом первой в мире рабочей программы - контролируемым компьютером, из-за Zuse (1941).



Готфрид Вильгельм фон Лейбниц

(1646-1716)

Лейбниц, который иногда называют последний универсальный гений, изобрел, по крайней мере, две вещи, которые важны для современного мира: исчисление и двоичная арифметика на основе биты.

Современные физики, математики, инженерии, было бы немыслимо без бывших: фундаментальный метод работы с бесконечно малыми числами. Лейбниц был первым, чтобы издать его. Он разработал его вокруг 1673. В 1679 году он усовершенствовал нотацию для интеграции и дифференциации, которые все еще используют сегодня.

Двоичная арифметика на основе дуальной системы он изобретен около 1679 г., и опубликована в 1701 году. Это и стало основой практически всех современных компьютеров.

Чарльз Бэббидж

Британский математик и изобретатель, автор трудов по теории функций, механизации счета в экономике; иностранный член-корреспондент Петербургской АН (1832). В 1833 разработал проект универсальной цифровой вычислительной машины - прообраза ЭВМ. Бэббидж предусмотрел возможность вводить в машину инструкции при помощи перфокарт. Однако и эта машина не была закончена, поскольку низкий уровень технологий того времени стал главным препятствием на пути ее создания. Чарльза Бэббиджа часто называют «отцом компьютера» за изобретенную им аналитическую машину, хотя ее прототип был создан через много лет после его смерти.



Лавлейс Августа Ада

А.Лавлейс разработала первые программы для аналитической машины Баббеджа , заложив тем самым теоретические основы программирования. Она впервые ввела понятие цикла операции. В одном из примечаний высказала главную мысль о том, что аналитическая машина может решать такие задачи, которые из-за трудности вычислений практически невозможно решить вручную. Так впервые машина была рассмотрена не только как механизм, заменяющий человека, но и как устройство, способное выполнять работу, превышающую возможности человека. Хотя аналитическая машина Баббеджа не была построена и программы Лавлейс никогда не отлаживались и не работали, однако ряд высказанных ею общих положений сохранили свое принципиальное значение и для современного программирования. В наши дни А.Лавлейс по праву называют первым программистом в мире.

АЛАН ТЬЮРИНГ
(1912-1954) Алан Матисон Тьюринг переформулировать Kurt Goedel s unprovability результаты в терминах машин Тьюринга (ТМС). Тесно связанные с ранее работа была проделана Тьюринга советник Алонсо церкви. TMs впоследствии стал наиболее широко используются абстрактные модели вычислений. Универсальный TMs может эмулировать любой другой ТМ, или любым другим известным компьютера.
Во время Второй мировой войны Тьюринг помог (с Welchman) расшифровать нацистской код. Некоторые источники говорят, что эта работа была решающей для победы над третьим Рейхом.
Позже Тьюринг предложил свой знаменитый тест оценки, является ли компьютер разумного (больше на Истории искусственного интеллекта). Информатика самых востребованных премия носит его имя: премию Тьюринга.


Курт Гедель

(1906-1978)

В 1931 году, всего через несколько лет после Юлиус Лилиенфельд запатентовал транзистор Курт Гедель (или " Goedel", а не " Godel") заложил основы теоретической информатики с его работы на универсальных формальных языков и лимиты на доказательство и вычисление. Он построен формальных систем, позволяющих самореферентную заявления, которые говорят о себе, в частности, о том, могут ли они быть получены из enumerable заданного набора аксиом с помощью вычислительной процедуры доказательства теорем. Гедель пошли дальше построить отчетности, которые утверждают, что их собственные unprovability, чтобы продемонстрировать, что традиционная математика либо недостатки в определенной алгоритмической смысле или содержит недоказуемые, но истинные утверждения.

Неполноты Геделя результате широко рассматривается как наиболее замечательным достижением 20-го века математики, хотя некоторые математики говорят, что это логика, а не математика, и другие называют это фундаментальный результат теоретической информатики (переформулировать церкви & Post & Тьюринга вокруг 1936), дисциплина, которая еще не официально существование еще тогда, но был фактически создан через Геделя работы. Он имел огромное влияние не только на информатике, но и по философии и других областях.

Джон фон Нейман
(28.12.1903, Будапешт, - 8.2.1957, Вашингтон)

Американский математик, член Национальной АН США (1937). В 1926 окончил Будапештский университет. С 1927 преподавал в Берлинском университете, в 1930-33 - в Принстонском университете (США), с 1933 профессор Принстонского института перспективных исследований. С 1940 консультант различных армейских и морских учреждений (Н. принимал, в частности, участие в работах по созданию первой атомной бомбы). С 1954 член комиссии по атомной энергии.
Основные научные работы посвящены функциональному анализу и его приложениям к вопросам классической и квантовой механики. Н. принадлежат также исследования по математической логике и по теории топологических групп. В последние годы жизни занимался главным образом разработкой вопросов, связанных с теорией игр, теорией автоматов; внёс большой вклад в создание первых ЭВМ и разработку методов их применения. Наиболее известен как человек, с именем которого связывают архитектуру большинства современных компьютеров (так называемая архитектура фон Неймана )

Конрад Цузе
(22 июня 1910, Берлин - 18 декабря 1995, Хюнфельд)


Немецкий инженер, пионер компьютеростроения. Наиболее известен как создатель первого действительно работающего программируемого компьютера (1941) и первого языка программирования высокого уровня (1945).
Занимался созданием программируемой счётной машины.

1935-1938 : Konrad Zuse строит Z1, первый в мире программно-управляемый компьютер. Несмотря на ряд проблем машиностроения нем были все основные составляющие современных станках, с использованием двоичной системы счисления и сегодня стандартное разделение хранения и управления. Цузе в 1936 году заявки на патент (Z23139/GMD Nr. 005/021), также свидетельствует о фон Нейман архитектура (повторно изобретена в 1945 году) с программы и данные, изменяемые в процессе хранения.

1941 : Zuse завершает Z3, первый в мире полностью функциональный программируется с компьютера.

1945 : Zuse описывает Plankalkuel, первый в мире программирования высокого уровня язык, содержащий в себе множество стандартных функций современных языков программирования. FORTRAN пришел почти десять лет спустя. Цузе также используется Plankalkuel к проектированию первой в мире шахматной программы.

1946 : Zuse основывает первый в мире запуск компьютера компании: Zuse-Ingenieurbüro Хопферау. Венчурного капитала, привлеченного через ETH Zürich и IBM-вариант на Цузе патенты.

Кроме вычислительных машин общего назначения, Цузе построил несколько специализированных вычислителей. Так, вычислители S1 и S2 использовались для определения точных размеров деталей в авиационной технике. Машина S2, помимо вычислителя, включала ещё и измерительные устройства для выполнения обмеров самолетов. Компьютер L1, так и оставшийся в виде экспериментального образца, предназначался Цузе для решения логических проблем.

1967 : фирма Zuse KG поставила 251 компьютер, на сумму около 100 миллионов дойчмарок.




Кемени Джон (Янош)

Математик, профессор Дартмутского колледжа (США). Вместе с Томасом Курцем разработал язык программирования ВАSIС и сетевую систему пользования несколькими компьютерами одновременно ("time sharing"). Вместе с родителями эмигрировал в США из Венгрии в 1940 году. Окончил Принстонский университет, где изучал математику и философию. В 1949 году защитил диссертацию, а в 1953 году был приглашен в Дартмут. Будучи деканом Математического факультета Дартмутского колледжа с 1955 по 1967 год и даже находясь на посту президента колледжа (1970-1981), не оставлял преподавательской деятельности. Явился одним из пионеров преподавания основ программирования: считал, что этот предмет должен быть доступен всем студентам, вне зависимости от их специализации.

Дейкстра Эдсгер Вайб
(11 мая 1930 - 6 августа 2002)

Выдающийся специалист в области теоретического программирования, автор ряда книг, в том числе классической монографии "Дисциплина программирования". Вся его научная деятельность была посвящена разработке методов создания "правильных" программ, корректность которых может быть доказана формальными методами. Будучи одним из авторов концепции структурного программирования , Дийкстра проповедовал отказ от использования инструкции GOTO. В 1972 году его научные заслуги были отмечены премией Тьюринга. При вручении премии один из выступающих так охарактеризовал деятельность Дийкстры: "Это образец ученого, который программирует, не прикасаясь к компьютеру, и делает все возможное, чтобы его студенты поступали также и представляли информатику, как раздел математики".


Ершов Андрей Петрович
(19 апреля 1931 – 8 декабря 1988)

Выдающийся программист и математик, академик АН СССР, автор первой в мировой практике монографии по автоматизации программирования . Под руководством Ершова разрабатывались одни из первых отечественных программирующих программ («интегральные разработки» языка и системы программирования). Сформулировал ряд общих принципов программирования как нового и своеобразного вида научной деятельности, затронул аспект, который впоследствии будет назван дружественностью к пользователю, одним из первых в стране поставил задачу создания технологии программирования. Стал одним из создателей так называемой «школьной информатики» и признанным лидером отечественной школьной информатики, вошел в число ведущих мировых специалистов в этой области.

Американский изобретатель Дуглас Энгельбарт из Стэнфордского исследовательского института представил первую мире компьютерную мышь в 1968 году 9 декабря.
Изобретение Дугласа Энгельбарта представляло собой деревянный куб на колесиках с одной кнопкой. Своим именем компьютерная мышь обязана проводу – он напоминал изобретателю хвост настоящей мыши.
Позже идеей Энгельбарта заинтересовалась компания Xerox. Ее исследователи изменили конструкцию мыши, и она стала похожа на современную. В начале 1970-х компания Xerox впервые представила мышь как часть персонального компьютера. Она имела три кнопки, вместо дисков шарик и ролики, а стоила 400 долларов!
Сегодня существует два вида компьютерных мышей: механические и оптические. Последние лишены механических элементов, а для отслеживания передвижения манипулятора относительно поверхности используют оптические датчики. Последней новинкой техники стали беспроводные мыши.

Никлаус Вирт
(15 февраля 1934)Швейцарский инженер и исследователь мира программирования. Автор и один из разработчиков языка программирования Паскаль . Н.Вирт был одним из первых, кто ввел в практику принцип пошагового уточнения как ключевого для систематического создания программ. Помимо Паскаля, создал и другие алгоритмические языки (в их числе Модула-2 и Оберон). Они не слишком известны «производственным» программистам, но широко используются для теоретических исследований в области программирования. Вирт является одним из самых авторитетных в мире ученых в области компьютерных наук, его книга «Алгоритмы + структуры данных = программы» считается одним из классических учебников по структурному программированию.

Билл Гейтс

(28 октября 1955)
Американский предприниматель и разработчик в области электронно-вычислительной техники, основатель ведущей компании в мире в области программного обеспечения Microsoft .
В 1980 Microsoft разработала операционную систему MS-DOS, ставшую к середине 1980-х годов основной операционной системой на американском рынке микрокомпьютеров. Затем Гейтс приступил к разработке прикладных программ - электронных таблиц Excel и текстового редактора Word, и к концу 1980-х годов Microsoft стала лидером и в этой области.
В 1986, выпустив акции компании в свободную продажу, Гейтс в возрасте 31 года стал миллиардером. В 1990 компания представила оболочку Windows 3.0, в которой вербальные команды были заменены на пиктограммы, выбираемые с помощью «мыши», что значительно облегчило пользование компьютером. К концу 1990-х годов около 90% всех персональных компьютеров в мире были оснащены программным обеспечением Microsoft. В 1997 Гейтс возглавил список самых богатых людей в мире.

Пол Аллен

Американский предприниматель, соучредитель Корпорации Майкрософт , которую он вместе со своим школьным приятелем Биллом Гейтсом основал в 1975 году.

В 1975 году впервые Аллен и Гейтс использовали название "Micro-Soft". В исходный код интерпретатора языка BASIC, созданного ими по заказу MITS.

В совместном бизнесе Пол Аллен занимался техническими идеями и перспективными разработками, Гейтсу ближе оказались переговоры, контракты и прочее деловое общение. И все же основные вопросы приятели решали вместе – порой, как признавался позже Гейтс, споры продолжались по 6-8 часов кряду. Для совместного детища Аллена и Гейтса звездный час наступил в 1980 году. Именно тогда IBM обратилась к не слишком-то крупной и еще не особо известной компании Microsoft с предложением адаптировать несколько языков программирования для их использования на персональном компьютере IBM PC, который должен был появиться на рынке в 1981 году. В ходе переговоров выяснилось, что представители IBM не прочь были бы найти и исполнителя, который подрядился бы разработать операционную систему для нового компьютера. Партнеры взялись за эту работу. Однако Аллен и Гейтс не разрабатывали новую операционную систему. Они знали, что Тим Патерсон, работавший в Seattle Compute Products, к этому времени уже разработал Q-DOS (Quick Disk Operating System – быстрая дисковая операционная система) для 16-разрядных процессоров Intel. Трюк заключался в том, что в ходе переговоров о приобретении Q-DOS ни в коем случае нельзя было дать понять продавцам, что у Аллена и Гейтса уже есть покупатель на эту систему. Гейтсу, как основному переговорщику, пришлось изрядно попотеть над этим, но комбинация блестяще удалась. Правда, систему пришлось подвергнуть переработке, ведь ей предстояло работать на 8-разрядных процессорах. Стремясь уложиться в срок, они работали едва ли не круглыми сутками и, по утверждению самого Аллена, был день, когда они вместе с Биллом, не отрываясь, просидели за компьютером 36 часов подряд. За PC-DOS, приобретение которой обошлось в несколько десятков тысяч долларов, IBM заплатил сразу же 6 тыс. долларов, при этом, по условиям подписанного сторонами договора, IBM взяла на себя обязательство продавать компьютеры только с PC-DOS, отчисляя при этом Microsoft проценты с каждой проданной единицы техники.



Касперский Евгений Валентинович
(4 октября 1965г.)

До 1991 года работал в многопрофильном научно-исследовательском институте Министерства обороны СССР. Начал изучение феномена компьютерных вирусов в октябре 1989 года, когда на его компьютере был обнаружен вирус «Cascade» (англ.). С 1991 по 1997 год работал в НТЦ «КАМИ», где вместе с группой единомышленников развивал антивирусный проект «AVP» (сейчас - «Антивирус Касперского »). В 1997 году Евгений Касперский стал одним из основателей «Лаборатории Касперского» .
На сегодняшний день Евгений Касперский - один из ведущих мировых специалистов в области защиты от вирусов. Он является автором большого числа статей и обзоров по проблеме компьютерной вирусологии, регулярно выступает на специализированных семинарах и конференциях в России и за рубежом. Евгений Валентинович Касперский - член Организации исследователей компьютерных вирусов (CARO), которая объединяет экспертов в этой области.
В числе наиболее значительных и интересных достижений Евгения Валентиновича и возглавляемой им «Лаборатории» в 2001 году можно назвать открытие ежегодной конференции Virus Bulletin - центрального события в антивирусной индустрии, а также успешное противостояние всем глобальным вирусным эпидемиям, произошедшим в 2001 году.


Евгений Рошал
(10 марта 1972, Челябинск)

Российский программист, автор известного файлового менеджера FAR Manager, формата сжатия RAR, архиваторов RAR и WinRAR , особенно популярных в России и странах бывшего СССР.

Евгений Рошал окончил Приборостроительный факультет Челябинского политехнического института по специальности «Вычислительные машины, комплексы, системы и сети».

Осенью 1993 года выпустил первую публичную версию архиватора RAR 1.3, осенью 1996 года - FAR Manager. Позднее, с ростом популярности Microsoft Windows, выпустил архиватор для Windows WinRAR. Название RAR означает Roshal ARchiver.




Сергей Брин

Сергей Михайлович Брин родился в Москве в еврейской семье математиков, переехавшей на постоянное место жительства в США в 1979 году, когда ему было 6 лет.
В 1993 году поступил в Стэнфордский университет в Калифорнии, где получил диплом магистра и начал работать над диссертацией. Уже во время учёбы он стал интересоваться Интернет-технологиями и поисковыми машинами, стал автором нескольких исследований на тему извлечения информации из больших массивов текстовых и научных данных, написал программу по обработке научных текстов.
В 1995 году в Стэнфордском университете Сергей Брин встретился с другим аспирантом-математиком - Лэрри Пейджем, вместе с которым в 1998 году они основали компанию Google . Первоначально они яростно спорили при обсуждении любых научных тем, но затем подружились и объединились для создания поисковой системы для своего кампуса. Вместе они написали научную работу «Анатомия системы крупномасштабного гипертекстного Интернет-поиска» (The Anatomy of a Large-Scale Hypertextual Web Search Engine), в которой, как считается, содержится прообраз их будущей сверх успешной идеи.
Брин и Пейдж доказали состоятельность их идеи на университетской поисковой машине google.stanford.edu, разработав её механизм в соответствии с новыми принципами. 14 сентября 1997 года был зарегистрирован домен google.com. Последовали попытки развития идеи и превращения её в бизнес. Со временем проект покинул стены университета и сумел собрать инвестиции для дальнейшего развития.
Совместное дело росло, приносило прибыль и даже продемонстрировало завидную устойчивость в момент краха доткомов, когда разорились сотни других компаний. В 2004 году имена основателей были названы журналом Forbes в списке миллиардеров.

Эндрю Таненбаум

(16 марта, 1944 года)
ПрофессорАмстердамского свободного университета, где возглавляет группу разработчиков компьютерных систем; защитил докторскую диссертацию по физике в Калифорнийском университете в Беркли. Известен как автор Minix (свободная Unix-подобная операционная система для студенческих лабораторий), книг по компьютерным наукам и RFID-вируса. Также является главным разработчиком пакета «Amsterdam Compiler Kit». Сам он считает свою преподавательскую деятельность наиболее важной.
Эндрю Таненбаум родился в Нью-Йорке и вырос в Уайт Плэйнс, штата Нью-Йорк. Получил учёную степень бакалавра по физике в MIT в 1965 году, также получил степень доктора физики в Калифорнийском университете Беркли в 1971 году.
Позже переехал с семьёй в Нидерланды, сохранив при этом гражданство США. Эндрю Таненбаум преподаёт курсы по организации компьютеров и операционных систем, также получил Ph. D. В 2009 году получил грант в размере 2,5 миллиона евро от Европейского исследовательского совета на развитие MINIX.



Линус Торвальдс
(28 декабря 1969)
Создатель известной во всем мире операционной системы. В начале 1991 года он принялся писать собственную платформу, ориентированную на среднего потребителя, которую можно было бы распространять бесплатно посредством Интернета. Новая система обрела название Linux , полученное из сочетания имени ее создателя с наименованием UNIX. За десять лет Linux стал реальным конкурентом продуктов, выпускаемых Microsoft, способным потеснить монополию этой компании на рынке системного и серверного программного обеспечения.
Тысячи «заинтересованных программистов», хакеров, специалистов по компьютерным сетям с радостью подхватили идею Линуса и принялись дописывать, доделывать, отлаживать то, что предложил им Торвальдс. Почти за десять лет Linux прошел путь от игрушки нескольких сотен фанатов и энтузиастов, выполнявшей пару десятков команд в примитивной консоли, до профессиональной многопользовательской и многозадачной 32-разрядной операционной системы с оконным графическим интерфейсом, по спектру своих возможностей, стабильности и мощности многократно превосходящей Microsoft Windows 95, 98и NT и способной работать практически на любом современном IBM-совместимом компьютере.
Сегодня Linux - это мощная UNIX-подобная платформа, включающая в себя практически все функции и еще целый комплекс собственных, нигде больше не встречающихся свойств. Благодаря высокой производительности и надежности она стала одной из самых популярных платформ для организации http-серверов.

Бьёрн Страуструп, Бьярне Строуструп

(11 июня 1950 (по другим сведениям, 30 декабря), Орхус, Дания)
Автор языка программирования C++.
Окончил Орхусский университет (Дания, 1975) по математике и информатике, защитил диссертацию (Ph. D.) по информатике в Кембридже (1979).
До 2002 возглавлял отдел исследований в области крупномасштабного программирования в компании AT&T (Computer Science Research Center of Bell Telephone Laboratories). Ныне профессор Техасского университета, А&М.
Бьёрн родился и вырос в городе Орхус («Aarhus»), втором по величине городом в Дании. Он поступил в государственный университет на отделение компьютерных наук. Закончив его, он получил степень магистра.
Бьёрн Страуструп получил степень доктора философии, когда работал над конструированием распределённой системы в Компьютерной Лаборатории Кэмбриджского Университета (Англия).

Если не выходить за границу «объектно-ориентированных» методов,
чтобы остаться в рамках «хорошего программирования
и проектирования», то в итоге обязательно получается нечто, что
является в основном бессмысленным.
Страуструп Бьёрн

Мартин Фаулер (англ. Martin Fowler)

Автор ряда книг и статей об архитектуре ПО, объектно-ориентированному анализу и разработке, языку UML, рефакторингу, экстремальному программированию.
Родился в Англии, жил в Лондоне до переезда в Америку в 1994 г. В настоящее время живёт в Бостоне, штат Массачусетс.
Одна из книг "Рефакторинг. Улучшение существующего кода": Мартин Фаулер с соавторами пролили свет на процесс рефакторинга, описав принципы и лучшие приемы его осуществления, а также указав, где и когда следует начинать углубленное изучение кода с целью его улучшения.
Основу книги составляет подробный перечень более 70 методов рефакторинга, для каждого из которых описываются мотивация и техника испытанного на практике преобразования кода с примерами на Java .
Рассмотренные в книге методы позволяют поэтапно модифицировать код, внося каждый раз небольшие изменения, благодаря чему снижается риск, связанный с развитием проекта.

Любой дурак может написать программу, которую поймет
компилятор. Хорошие программисты пишут программы,
которые смогут понять другие программисты.

Фаулер Мартин

Сид Мейер

(24 февраля 1954, Детройт)
Американский разработчик компьютерных игр. Выпускник Университета штата Мичиган (Michigan State University). В 2002 году его имя вписали в Зал Славы Компьютерного музея Америки (Computer Museum of America’s Hall of Fame).
В 1991 году MicroProse приступила к продажам игровой энциклопедии исторически узнаваемых образов Civilization. В 1993 году крупная вертикально интегрированная компания Spectrum HoloByte, Inc. предпринимает усилия по поглощению MicroProse.
По завершении юридических процедур к 1994 году у Мейера и нового CEO фирмы Луи Гилмана (Gilman Louie) наметились некоторые расхождения в вопросах относительно того, куда, как и зачем развивать совместный игровой бизнес.

«Игра - последовательность
интересных выборов»

Дональд Эрвин Кнут
(10 января 1938)
Американский учёный, почётный профессор Стэнфордского университета и нескольких других университетов в разных странах, иностранный член Российской академии наук, преподаватель и идеолог программирования, автор 19 монографий (в том числе ряда классических книг по программированию) и более 160 статей, разработчик нескольких известных программных технологий.
Автор всемирно известной серии книг, посвящённой основным алгоритмам и методам вычислительной математики, а также создатель настольных издательских систем TEX и METAFONT , предназначенных для набора и вёрстки книг, посвящённых технической тематике (в первую очередь - физико-математических).
Большее влияние на юного Дональда Кнута оказали работы Андрея Петровича Ершова, впоследствии его друга.
Профессор Кнут удостоен многочисленных премий и наград в области программирования и вычислительной математики, среди которых премия Тьюринга (1974), Национальная научная медаль США (1979) и AMS Steele Prize за серию научно-популярных статей, премия Харви (1995 год), премия Киото (1996) за достижения в области передовых технологий, премия имени Грейс Мюррей Хоппер (1971).
В конце февраля 2009 года Кнут занимал 20 место в списке самых цитируемых авторов в проекте CiteSeer.

Лучший способ в чём-то разобраться до конца - Японский разработчик свободного ПО, создатель языка программирования Ruby .
В инте рвью «Japan Inc." он говорил, что сам учился программировать ещё до окончания школы. Он окончил университет города Цукуба, где он занимался исследованиями языков программирования и компиляторов.
С 2006 года возглавляет отдел исследований и разработок Network Applied Communication Laboratory, японский системный интегратор свободного ПО.
Родился в 1965 в префектуре Осака, но в возрасте четырёх лет переехал в город Ёнаго префектуры Тоттори, поэтому часто представляется как уроженец Ёнаго. В настоящее время проживает в городе Мацуэ префектуры Симанэ.
Юкихиро является членом Церкви Иисуса Христа Святых последних дней и занимается миссионерской деятельностью. Он женат и имеет четырёх детей.
Я хочу, чтобы компьютер был моим слугой,
а не господином, поэтому я должен уметь
быстро и эффективно объяснить ему, что делать.

Мацумото Юкихиро

Стив Джобс

(24 февраля 1955, Сан-Франциско, Калифорния - 5 октября 2011, Пало-Альто, Санта-Клара, Калифорния)


Американский предприниматель, получивший широкое признание в качестве пионера эры IT-технологий. Один из основателей, председатель совета директоров и CEO корпорации Apple . Один из основателей и CEOкиностудии Pixar.
В конце 1970-х годов Стив и его друг Стив Возняк разработали один из первых персональных компьютеров, обладавший большим коммерческим потенциалом. Компьютер Apple II стал первым массовым продуктом компании Apple, созданной по инициативе Стива Джобса. Позже Джобс увидел коммерческий потенциал графического интерфейса, управляемого мышью, что привело к появлению компьютеров Apple Lisa и, год спустя, Macintosh (Mac).
Проиграв борьбу за власть с советом директоров в 1985 году, Джобс покинул Apple и основал NeXT - компанию, разрабатывавшую компьютерную платформу для вузов и бизнеса. В 1986 году он приобрёл подразделение компьютерной графики кинокомпании Lucasfilm, превратив его в студию Pixar. Он оставался CEO Pixar и основным акционером, пока студия не была приобретена The Walt Disney Company в 2006 году, что сделало Джобса крупнейшим частным акционером и членом совета директоров Disney.
Трудности с разработкой новой операционной системы для Mac привели к покупке NeXT компанией Apple в 1996 году, для использования ОС NeXTSTEP в качестве основы для Mac OS X. В рамках сделки Джобс получил должность советника Apple. Сделка была спланирована Джобсом. К 1997 году Джобс вернул контроль над Apple, возглавив корпорацию. Под его руководством компания была спасена от банкротства и через год стала приносить прибыль. В течение следующего десятилетия Джобс руководил разработкой iMac, iTunes, iPod, iPhone и iPad , а также развитием Apple Store, iTunes Store, App Store иiBookstore . Успех этих продуктов и услуг, обеспечивший несколько лет стабильной финансовой прибыли, позволил Apple стать в 2011 году самой дорогой публичной компанией в мире. Многие комментаторы называют возрождение Apple одним из величайших свершений в истории бизнеса. В то же время Джобса критиковали за авторитарный стиль управления, агрессивные действия по отношению к конкурентам, стремление к тотальному контролю за продукцией даже после её реализации покупателю.

Джобс получил общественное признание и ряд наград за оказанное влияние на индустрию технологий и музыки. Его часто называют «визионером» и даже «отцом цифровой революции». Джобс был блестящим оратором и вывел презентации инновационных продуктов на новый уровень, превратив их в увлекательные шоу. Его легко узнаваемая фигура в чёрной водолазке, потёртых джинсах и кроссовках окружена своеобразным культом.


От 100 тысяч рублей

Согласно индексу популярности языков программирования TIOBE, уже 17 лет на вершине списка остаётся Java. И в 2017 году он опередил ближайших конкурентов – C и C++ – в два раза. Такая востребованность обусловлена широтой применения. Java-технологии привлекали для создания Amazon, eBay, LinkedIn, Yahoo!, его используют компании SAP, IBM, Oracle и многие другие, но главное – на Java разрабатываются мобильные приложения для Android.

Именно из-за этого зарплаты варьируются очень сильно: в крупных компаниях или стартапах с привлечением существенных инвестиций они могут быть в несколько раз выше, чем у рядовых участников рынка. И куда большую роль здесь играет не само знание языка, а квалификация специалиста. На рынке труда очень много junior-программистов Java, и получают они оплату на уровне рынка, а middle (developer) и senior – намного выше – из-за нехватки кадров такого уровня подготовки.

Дарья Касаурова

HR-менеджер компании «Фогcофт»

Кроме востребованности Java на рынке (которая зависит от тенденций в области ИТ-индустрии) на зарплату влияет порог входа при его освоении программистом. Он довольно высок для перечисленных объектно-ориентированных технологий: требуется время для изучения, знание математики, теории алгоритмов, теории обработки информации, баз данных, системного анализа и многого другого. Желательно высшее образование в области ИТ либо математики. Действительно хороших специалистов, пишущих на этих языках, на рынке не хватает.

Objective-C и C++

От 120 до 240 тысяч рублей

Языки программирования, на которых написана большая часть программного обеспечения, используются для разработки операционных систем, а потому стабильно занимают вторую строчку в рейтинге TIOBE, порой конкурируя с Java. При этом Objective-C используется компанией Apple, что только добавляет ему популярности, а пишущим на нём программистам - зарплат. Приятным бонусом здесь становится возможность работать удалённо из любой точки мира в крупнейших компаниях отрасли.

Анастасия Аулова

Старший консультант практики «Высокие технологии» рекрутинговой компании «Марксман»

Этот язык используется для разработки под Apple уже десятки лет. На нем написана большая часть существующих проектов мобильной разработки. Те, кто кодит под iOS, имеют хороший доход. Ожидается, что рост мирового рынка мобильных приложений продолжится, и компании вкладывают всё больше средств в развитие этих технологий. Специализация разработчика мобильных приложений достаточно новая, и опытных профессионалов пока недостаточно, поэтому среди работодателей наблюдается конкуренция.

PHP

100-150 тысяч рублей

Насколько популярен и востребован Интернет и веб-приложения, настолько же актуален и язык PHP, который поддерживает большинство хостинг-провайдеров. Это бесспорный лидер рынка динамических веб-сайтов.

Однако найти высокооплачиваемые вакансии крайне сложно – все зарплаты «вертятся» вокруг суммы в 100-150 тысяч рублей. Причина как раз в том, что язык PHP уж очень распространён и популярен у кодеров. Освоить его легче, чем многие другие, порой для этого не требуется даже специальное образование. Порог входа низкий, предложений на рынке труда больше, чем спрос, а в числе претендентов на вакансии оказываются едва ли не школьники, поэтому раскошеливаться на баснословные зарплаты работодатель и не спешит.

Visual Basic.NET

100-135 тысяч рублей

Visual Basic.NET – один из новичков в рейтинге популярных языков программирования. Конкурировать с более востребованными из них он начал только в 2010 году, и сейчас приближается к C#, C++ и C. Он специально был разработан для создания приложений Microsoft Windows на собственной платформе.NET.

Простой синтаксис языка делает его более доступным для изучения начинающими программистами. Однако специалистов, предпочитающих VB, на рынке труда не так уж много. Это сказывается и на зарплатах, они не высоки, хотя и держатся на уровне рынка. При этом многие эксперты отрасли отмечают, что Visual Basic если не на грани вымирания, то наверняка движется по тупиковой ветви развития, а потому пишущие на нём рано или поздно останутся без работы.

1С: Предприятие

80-130 тысяч рублей

Сам программный продукт 1С:Предприятие, предназначенный для автоматизации деятельности компаний, написан на языках C++, C#, SQL, но для конфигурирования используется собственный встроенный язык программирования. Его синтаксис близок к Visual Basic, но ни о каком участии в рейтингах популярности и востребованности речи идти не может, потому что сфера применения языка 1С ограничена географически.

Эксперты в один голос сходятся во мнении, что специалисты 1С уже стали или вот-вот станут самым низкооплачиваемыми в ИТ-сфере. Они не смогут устроиться в западную компанию и, соответственно, получать западные зарплаты, им вряд ли предстоит профессионально развиваться и самосовершенствоваться. Если, конечно, они не захотят выбрать другое IT-направление. И единственные, кому по-настоящему комфортно писать на языке 1С – это региональные кодеры, которые не хотят переезжать или работать удалённо. Поскольку подавляющее большинство компаний используют 1С: Предприятие и так или иначе нуждаются в услугах программистов, то зарплаты здесь сравнимы с московскими.

SQL

50-180 тысяч рублей

SQL – язык структурированных запросов, широко применяется в системах управления базами данных, универсален и не зависит от конкретной СУБД. Само по себе знание языка не гарантирует ни высоких зарплат, ни стабильного трудоустройства. Другое дело, что , специализирующиеся в других сферах и пишущие на других языках, часто параллельно знают ещё и SQL, что сказывается на карьерном росте и на зарплате.

Если говорить о разработчиках баз данных, то и тут можно зарабатывать вполне приличные деньги, имея за плечами опыт проектирования архитектуры баз данных и работы с большими объёмами данных, в том числе хранилищами. Почти наверняка работать такому профессионалу придётся на линейных позициях в крупной компании – о стартапах и инновациях применительно к SQL речь идёт крайне редко.

Pascal и Delphi

40-130 тысяч рублей

Паскаль, пожалуй, самый известный язык программирования, и связано это, прежде всего, с тем, что именно его используют для обучения программированию в школе и на первых курсах вузов. На деле заработать существенные деньги таким программистам крайне сложно. Компаний, которые используют Pascal и Delphi, всё меньше и меньше.

Однако знание этих умирающих языков может стать и преимуществом.

Илья Вислоцкий

Директор центра архитектуры клиентских решений Stack Group

Многие проекты начинали создаваться именно на паскале, когда он ещё был популярным и стабильно поддерживаемым языком программирования. У любого из языков есть своё время жизни, но далеко не все компании готовы перезапускать проекты заново. Поэтому они могут заплатить больше за узко специализированного работника, чтобы тот «вернулся в прошлое».

Наиболее высокооплачиваемый язык – это устаревающий язык или его поколение, которое было популярно в недалёком прошлом. Delphi как раз может служить ярким примером.

Редкие языки

По данным TIOBE, за последний год в двадцатку самых популярных и востребованных ворвались языки программирования Go и Scratch, о которых ещё в 2010 году мало кто слышал. Увеличилась популярность таких языков, как Swift, R, SAS, D, Dart, ABAP, COBOL. Некоторые из них применяются в узкоспециализированных направлениях, другие – для суперпопулярной разработки мобильных приложений. Но в любом случае специалистов требуемого уровня в этой отрасли в России в десятки раз меньше, чем открытых вакансий.

Татьяна Жильникова

Ведущий менеджер по персоналу RCNTEC

В России крайне сложно найти разработчиков уровня Middle и Senior Developer.

Хотя многие в резюме и пишут эти заветные слова, на практике, не дотягивают до указанного уровня. Тут нет ничего удивительного – это новые направления, и ещё 2 года назад для них не было даже русскоязычных обучающих курсов. В 2014 году, «перековыряв» весь рынок труда, мы практически не нашли «рубистов» – и в 2015 провели обучение языку Ruby сами. Сейчас на рынке труда уже появились продвинутые специалисты в этих областях, но их мало.

Семён Умилин

Генеральный директор веб-мастерской Productors

Разработчики, работающие на специфических языках программирования, могут получать очень хороший оклад. Основная их проблема в том, что после ухода с нынешнего места работы, они могут долго находиться на рынке труда – неизвестно, когда и кому понадобятся их специфические знания.

Зависимость между языком программирования и зарплатой

Любой рейтинг зарплат программистов очень условный, потому что Junior, пишущий на одном языке, может получать намного больше, чем Senior, пишущий на другом. При этом кодеры одного и того же уровня, использующие один и тот же язык, могут получать в разных компаниях сильно отличающиеся зарплаты просто потому, что кому-то из них больше повезло с работодателем.

Разработчику стоит чутко следить за уровнем цен на специалистов на рынке труда и обращать больше внимания на западные вакансии. Новые веяния на российский пока приходят оттуда, поэтому резкий скачок уровня зарплат у программистов со знанием определённого языка или платформы может стать сигналом к смене рода деятельности и необходимости чему-то поучиться.

*зарплаты указаны на основе вакансий московских работодателей и могут отличаться от реального положения дел в конкретной компании

При использовании материалов сайта сайт указание автора и активная ссылка на сайт обязательны!