Пример статистического наблюдения. Организация статистического наблюдения

Цель программы статистического наблюдения — получение достоверной информации для выявления закономерностей развития явлений и процессов социально-экономической жизни.

Объект наблюдения — определенная статистическая совокупность, в кᴏᴛᴏᴩой происходят исследуемые социально-экономические явления и процессы (отдельные граждане, население, предприятия, имущество, природные ресурсы)

Стоит сказать, что каждый объект наблюдения состоит из отдельных элементов — единиц наблюдения, кᴏᴛᴏᴩые будут носителями признаков, подлежащих регистрации.

Единица наблюдения — первичный элемент программы статистического наблюдения. Так например, объктом при переписи населения будет совокупность всех жителей страны, а единицей наблюдения — каждый отдельный человек.

Программа статистического наблюдения — перечень признаков регистрируемых в процессе наблюдения. Это перечень вопросов, на кᴏᴛᴏᴩые должны быть получены достоверные ответы по каждой единице наблюдения.

Требования к программе статистического наблюдения:

  • Программа должна содержать существенные признаки непосредственно характеризующие изучаемые явления.
  • В программу не следует включать второстепенные вопросы, кᴏᴛᴏᴩые затрудняют работу по сбору информации, ее обработке и анализу.
  • В программу следует включать вопросы контрольного характера, служащие целям проверки и уточнения информации.

Для записи ответов на вопросы программы наблюдения разрабатывается формуляр наблюдения.
Формуляр наблюдения — ϶ᴛᴏ особым сформированный бланк, в кᴏᴛᴏᴩом содержатся перечень вопросов программы. Статистический формуляр должен быть удобен для чтения, записи и обработки. К формулярам составляется инструкция, где подробно разъясняется, как следует заполнить статистический формуляр.

В процессе статистического наблюдения собирается первичная информация, кᴏᴛᴏᴩая затем подвергается систематизации обобщению и анализу.

От качества первичной информации зависит успех всего исследования, по϶ᴛᴏму к информации предъбудет ряд требований:
1. Достоверность — ϶ᴛᴏ ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙие тому, что есть на самом деле.
Достоверность зависит:

  • Статиста — профессиональная подготовка, организационные навыки, добросовестность.
  • Качества инструментария наблюдения — программа наблюдения, формуляр, инструкция по заполнению.

2. Сопоставимость - сравнимость данных с прошлыми исследованиями. Сопоставимость обеспечивается использованием одних и тех же единиц измерения, наблюдением в одно и тоже время и по единой методологии.

Программа статистического наблюдения представляет собой перечень вопросов, на которые нужно получить ответы в процессе сбора статистических сведений по каждой исследуемой единицы. Один и тот же объект может быть обследован с разных сторон. Поэтому состав и содержание вопросов программы наблюдения зависит от задач исследования и особенностей объекта. Она должна охватывать широкий и полный круг сведений. Чем шире а программа, тем полнее освещается изучаемое явление. Однако у нее не следует включать лишних вопросов, которые могли бы усложнить и растянуть срок разработки данных. В то же время не следует составлять программу на. ГТО узко, ведь в исследования могут не попасть важным вопросомитання.

При составлении программы большое значение имеет четкая формулировка вопросов, поскольку в большинстве статистических наблюдений это сложная и трудоемкая работа, в исполнении которой участвуют десятки и даже со. Офни тысяч (при переписи населения) человек. Поставленные вопросы должны быть одинаково понятны всех.

Ответы на вопросы программы наблюдения записывают в документ особой формы - статистический формуляр . Он представляет собой первичный документ, в котором фиксируются ответы на вопросы программы по каждой из единиц совокупности, это носитель первичной информации. Формуляры имеют разные названия: форма первичного учета аб потому отчетности, акт, бланк, табель, карточка (фишка), анкета, опросный лист. Для всех перечисленных видов формуляров характерны некоторые обязательные элементы: содержательная часть, включающая перечень вопросов программы, сведена графа или несколько граф для записи ответов и шифров (кодов) ответов, титульная и адресная части. На титульной странице записывается название статистического наблюдения (например,"Перепись скота в частном секторе"), название организации, которая проводит наблюдения, а также указывается, кем и когда утвержден формуляр или статистического наблюденияпостереження.

В адресную часть записывают адрес обследуемых (опрашиваемых) единиц наблюдения. Кроме того, в формах статистической отчетности указывается, когда и куда надо посылать полученную информацию. Правильность д данных обследования утверждается подписями ответственных осиіб.

В практике статистического наблюдения применяют формуляры двух видов: карточный и списочный

карточный (или индивидуальным) называется статистический бланк (фишка), который содержит данные лишь об одну единицу наблюдения. Общее количество карт должно равняться количеству единиц изучаемой совокупности ості.

. Списочный формуляр - это статистический бланк, в котором регистрируются сведения по нескольких единицах наблюдения. Например, при переписи населения 1970 г списочный формуляр было рассчитано на регистрацию в нем сведений по шести лицах, при переписи населения в 1989 г-по двухвох.

Формуляры-карты удобны для ручной обработки занесенных в них данных, но требуют значительно больших трудовых и материальных затрат, чем формуляры-списки. Последние экономичнее и удобнее для машинной обработки ки и контроля данных. Карточные формуляры используются при составлении отчетов предприятий и учреждений, которые нуждаются в широкой программы статистического наблюденияня.

списки формуляры чаще используются при периодических наблюдениях. Примером такого формуляра может быть переписной лист переписи населения 1989 г. Конструкция статистических формуляров зумовлюеть ься значительной мере влиянием со стороны технических средств обработки информации. Это находит свое проявление в том, что формуляры статистического наблюдения в некоторых случаях выступают одновременно и непосредственными н осиямы информации при вводе их в. ЭВМ. Именно в таких условиях решается вопрос непрерывной технологии автоматизации статистических работ, когда первичная информация заносится в автоматизированный-банк даны х (АБД) с помощью перфолент, магнитных лент, магнитных дисков и по каналам связи, которые соединяют вычислительные центры предприятий и государственной статистиктики.

Влияние автоматизированной системы обработки статистической информации на конструкцию формуляров находит проявление в том, что ответы в них расположены в удобном для шифрования (кодирования) порядка

Эффективность выполнения разработанной программы наблюдений значительной мере предопределяется качеством инструктивного материала. Для этого составляют инструкцию (иногда ее называют. Статистической инструкцией, или. К повествовательной инструкции).

. Инструкция - это документ, который объясняет вопросы программы статистического наблюдения, его цели, порядок заполнения статистического формуляра и частично организационные вопросы (Инструкция является одним из важнейших в. Документом наблюдения. Она может содержать указания относительно тех вопросов, которые возникают в процессе проведения наблюдения: объект и единица наблюдения, время и сроки проведения, критический момент спос тереження и т и ін.

Во многих случаях необходимы дополнительные объяснения, как правильно понимать данный вопрос и как правильно записать ответ на него. Как правило, инструкции пишут для лиц, осуществляющих перепись или зап дополняют формы статистической отчетности. Они очень важны для обеспечения одинакового понимания вопроса во всех спорных и сомнительных случаях. Например, при переписи населения 1989 г ставился вопрос" национальность"Для записи ответа лицам, осуществлявшим перепись, надо было дать определенные указания, чтобы предотвратить разнобоя в ответах. Для этого были даны инструкции, где указывалось:"Записывается н ациональнисть, которую указывает сам опрашиваемый. Национальность детей определяется родителями. Лишь в тех семьях, где отец и мать принадлежат к разным национальностям и родители затрудняются сами определить национ. Альнисть детей, следует предпочесть национальности матери"Такое уточнение порядка записей на вопросы переписи дает пригоден для обработки первичной материиля обробки первинний матеріал.

Отсутствие в инструкции толкований определенного вопроса приведет к тому, что каждое лицо (счетчик) будет понимать вопросы по-своему, вследствие чего собранные материалы совершенно обесценятся

Указания инструкции должны быть конкретные и четкие, а текст сжатым и лаконичным. Инструкции к формам статистической отчетности основном печатаются на самой форме документа

Итак, главное назначение инструкции состоит в объяснении содержания вопросов программы, как надо давать на них ответы и заполнять формуляр. Наиболее типичные ситуации должны рассматриваться на примере

Следует отметить, что методология разработки программы статистического наблюдения в последние 20 лет претерпела довольно значительные изменения в связи с функционированием автоматизированной системы государственной статистики (АС. СДС), которая обусловила создание автоматизированных банков данных (АБД). Наличие последних позволила ввести в отрасли материального производства регистровую форму статистического наблюдения, которая заключается в создании регистра, или автоматизированной картотеки совокупности единиц статистического наблюдения определенного типа. Переход к автоматизированной статистической информационной системы (ACIC) создает широкие возмож ти усовершенствования программы наблюдения, а именно: происходит объединение информационных баз государственной статистики, отраслевых и региональных органов управления, предприятий, объединений и других звеньев в правленияня.

Приведем пример разработки программы и проведение статистического наблюдения

Проводится статистическое наблюдение результатов работы за хозяйственный год арендных сельскохозяйственных предприятий района. Поставлена??задача изучить общее производство продукции этими пред. ЛИЦА и его связь с основными факторами производства. По каждому предприятию является данные годовых отчетов и качественной оценки земллі.

Разработать программу, провести статистическое наблюдение и осуществить контроль данных

Рассмотрим последовательность выполнения поставленной задачи по следующим этапам

1. Выясняют вопрос, что собой представляет продукция предприятий и показатели, которыми определяется ее объем. Известно: а) арендные предприятия производят два вида продукции - растениеводческую и животноводческую б) обся яг продукции по каждому продукту учитываются в натуральном выражении, а в целом-по стоимости в сопоставимых фактических ценах. Исходя из поставленной задачи, изучение общего объема производства продук кции, в программу наблюдения включают данные о производстве не отдельных видов продукции, а всей продукции в денежном выражении. Чтобы иметь возможность сопоставления объемов производства продукции по наблюдения жуваних предприятиях, стоимость продукции принимают не в фактических, а в сопоставимых ценаінах.

2. Выясняют основные факторы, определяющие объем производства продукции. Теоретически известно, что основными факторами производства в сельском хозяйстве является земля, трудовые ресурсы, основные средства произ водства, удобрения и кормми.

Итак, в программу наблюдения включают показатели объема указанных факторов: 1) площадь сельскохозяйственных угодий, га, 2) площадь пахотных земель, га, 3) среднегодовая численность работников предприятий ва, чел; 4) денежные затраты на удобрения, 4) денежные затраты на использованные корма, 6) балл оценки качества землі.

3. Решают вопрос о порядке записи в программе наблюдения выбранных показателей. С целью удобства проведения обследования располагают показатели в соответствии с последовательностью их наведения в формах уво итности: указывают номера страниц, строк, граф, где записаны эти данные. Показатель качества пахотных земель, который берется из материалов оценки почв, записывают в конце программами.

Таким образом, получаем программу в виде: 1) стоимость валовой продукции сельского хозяйства в сопоставимых ценах, всего, грн (здесь и далее в скобках указывают номера страниц, строк и граф) 2) в то ом числе продукция растениеводства, грн (); 3) среднегодовая численность работников на предприятии, чел (); 4) среднегодовая стоимость основных производственных фондов сельскохозяйственного назначения, тыс. грн (); 5) сумма расходов на органические и минеральные удобрения, грн (); 6) площадь сельскохозяйственных угодий, га (); 7) в том числе пашни, га (); 8) сумма расходов на вскормлены корма, грн земли, бале оцінка якості землі, балів.

4 разрабатывает формуляр статистического наблюдения, в который записывают значения признаков по каждому арендному предприятию. Таким формуляром может быть ведомость. Но для нашего случая лучше для каждого подп предприятия открыть карточки в виде так называемых фишек (рис 1. 1).

. Рис 1. Формуляр статистического наблюдения (фишка)

Как видим, в формуляр занесено значение признаков в пронумерованы строки (графы) в той последовательности, в которой они указаны в программе наблюдения: в строку 1 записано стоимость валовой продукции всего, в р строка 9 - балл оценки качества земл.

5 осуществляет статистическое наблюдение, а именно - заносят в фишки значение перечисленных в программе признаков по каждому предприятию, как это показано на примере арендного предприятия"Свиточ"

6. Проводят контроль полученной информации (способы контроля материалов наблюдения будут рассмотрены далее)

ПРОГРАММНО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ СТАТИСТИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ.

Цель наблюдения. Статистические наблюдения чаще всего преследуют практическую цель – получение достоверной информации для выявления закономерностей развития явлений и процессов. Задача наблюдения предопределяет его программу и формы организации. Неясно поставленная цель может привести к тому, что в процессе наблюдения будут собраны ненужные данные или, наоборот, не будут получены сведения, необходимые для анализа.

Объект и единица наблюдения. Отчётная единица.

При подготовке наблюдения кроме цели следует точно определить, что именно подлежит обследованию, т.е. установить объект наблюдения.

Под объектом наблюдения понимается некоторая статистическая совокупность, в которой протекают исследуемые социально-экономические явления и процессы. Объектом наблюдения может быть совокупность физических лиц (население отдельного региона), физические единицы (станки, машины), юридические лица (предприятия, коммерческие банки). Чтобы определить объект статистического наблюдения, необходимо установить границы изучаемой совокупности. Для этого следует указать важнейшие признаки, отличающие его от других сходных объектов. Всякий объект статистического наблюдения состоит из отдельных элементов – единиц наблюдения.

В статистике единицей наблюдения называют составной элемент объекта, являющийся носителем признаков, подлежащих регистрации.

Единицу наблюдения следует отличать от отчётной единицы. Отчётной единицей выступает субъект, от которого поступают данные о единице наблюдения. Единица наблюдения и отчётная единица могут совпадать. Например, если надо определить объём освоенных за год капитальных вложений, то предприятие – застройщик будет одновременно и единицей наблюдения, и отчитывающейся организацией.

Всякое явление обладает множеством различных признаков. Собирать информацию по всем признакам нецелесообразно, а часто и невозможно. Поэтому необходимо отобрать те признаки, которые являются существенными, основными для характеристики объекта исходя из цели исследования. Для определения состава регистрируемых признаков разрабатывают программу наблюдения. Программа наблюдения – это перечень признаков (или вопросов), подлежащих регистрации в процессе наблюдения. Чтобы составить правильно программу наблюдения, исследователь должен ясно представить задачи обследования конкретного явления или процесса, определить состав используемых в анализе методов. Обычно программа выражается в форме вопросов переписного (опросного) листа. К программе статистического наблюдения предъявляются следующие требования:



Программа должна содержать существенные признаки, непосредственно характеризующие изучаемое явление, его тип, основные черты, свойства.

Вопросы программы должны быть точными и недвусмысленными, а также лёгкими для понимания во избежание лишних трудностей при получении объектов.

При разработке программы следует не только определить состав вопросов, но и их последовательность. Логичный порядок вопросов поможет получить достоверные сведения о явлениях и процессах.

Целесообразно включать вопросы контрольного характера для проверки и уточнения собираемых данных. Вопросы в программе задаются в различной форме.

Для обеспечения единообразия получаемых сведений от каждой единицы программа оформляется в виде документа, называемого статистическим формуляром. Статистический формуляр – это документ единого образца, содержащий программу и результаты наблюдения. Обязательными элементами статистического формуляра являются титульная и адресная части. Первая содержит наименование статистического наблюдения и органа, проводящего наблюдение, информацию о том, кто и когда утвердил этот формуляр, иногда его номер. Вторая включает адрес отчетной единицы, её подчинённость. Различают 2 системы статистического формуляра: индивидуальную (карточную) и списочную . Индивидуальный предусматривает запись на нём ответов на вопросы только об одной единице наблюдения, списочный – о нескольких. Кроме формуляра разрабатывается инструкция, определяющая порядок проведения наблюдения и заполнение форм отчётности, переписного листа, анкеты. Формуляр и инструкция по его заполнению составляют инструментарий статистического наблюдения.

Программа статистического наблюдения.

Всякое явление обладает множеством различных признаков. Собирать информацию по всем признакам нецелесообразно, а часто и невозможно. Поэтому необходимо отобрать те признаки, которые являются существенными, основными для характеристики объекта исходя из цели исследования. Для определения состава регистрируемых признаков разрабатывают программу наблюдения. Программа наблюдения – это перечень признаков (или вопросов), подлежащих регистрации в процессе наблюдения. Чтобы составить правильно программу наблюдения, исследователь должен ясно представить задачи обследования конкретного явления или процесса, определить состав используемых в анализе методов. Обычно программа выражается в форме вопросов переписного (опросного) листа. К программе статистического наблюдения предъявляются следующие требования:

  • - программа должна содержать существенные признаки, непосредственно характеризующие изучаемое явление, его тип, основные черты, свойства.
  • -вопросы программы должны быть точными и недвусмысленными, а также лёгкими для понимания во избежание лишних трудностей при получении объектов.
  • - при разработке программы следует не только определить состав вопросов, но и их последовательность. Логичный порядок вопросов поможет получить достоверные сведения о явлениях и процессах.
  • - целесообразно включать вопросы контрольного характера для проверки и уточнения собираемых данных. Вопросы в программе задаются в различной форме.
  • - для обеспечения единообразия получаемых сведений от каждой единицы программа оформляется в виде документа, называемого статистическим формуляром. Статистический формуляр – это документ единого образца, содержащий программу и результаты наблюдения. Обязательными элементами статистического формуляра являются титульная и адресная части. Первая содержит наименование статистического наблюдения и органа, проводящего наблюдение, информацию о том, кто и когда утвердил этот формуляр, иногда его номер. Вторая включает адрес отчетной единицы, её подчинённость. Различают 2 системы статистического формуляра:индивидуальную (карточную) и списочную .Индивидуальный предусматривает запись на нём ответов на вопросы только об одной единице наблюдения,списочный – о нескольких. Кроме формуляра разрабатывается инструкция, определяющая порядок проведения наблюдения и заполнение форм отчётности, переписного листа, анкеты. Формуляр и инструкция по его заполнению составляют инструментарий статистического наблюдения.

Место и время наблюдения.

Выбор места проведения обследования зависит от цели наблюдения. Если необходимо получить данные для изучения состава населения по стране, то в этом случае наблюдение охватит территорию всей страны.

Выбор времени наблюдения заключается в решении 2-х вопросов:

  • - установление критического момента (даты) или интервала времени;
  • - определение срока (периода) наблюдения.

Под критическим моментом понимаются конкретный день года, час дня, по состоянию на который должна быть проведена регистрация признаков по каждой единице исследуемой совокупности. Выбор критического момента или интервала времени зависит от цели исследования.

Срок (период) наблюдения – это время, в течение которого происходит заполнение статистических формуляров, т.е. время, необходимое для проведения массового сбора данных. Этот срок определяется исходя из объёма работы (числа регистрируемых признаков и единиц в обследуемой совокупности), численности персонала, занятого сбором информации.

Программа статистического наблюдения представляет собой перечень вопросов, на которые нужно получить ответы в процессе сбора статистических сведений по каждой исследуемой единицы. Один и тот же объект может быть обследован с разных сторон. Поэтому состав и содержание вопросов программы наблюдения зависит от задач исследования и особенностей объекта. Она должна охватывать широкий и полный круг сведений. Чем шире а программа, тем полнее освещается изучаемое явление. Однако у нее не следует включать лишних вопросов, которые могли бы усложнить и растянуть срок разработки данных. В то же время не следует составлять программу на. ГТО узко, ведь в исследования могут не попасть важным вопросомитання.

При составлении программы большое значение имеет четкая формулировка вопросов, поскольку в большинстве статистических наблюдений это сложная и трудоемкая работа, в исполнении которой участвуют десятки и даже со. Офни тысяч (при переписи населения) человек. Поставленные вопросы должны быть одинаково понятны всех.

Ответы на вопросы программы наблюдения записывают в документ особой формы - статистический формуляр . Он представляет собой первичный документ, в котором фиксируются ответы на вопросы программы по каждой из единиц совокупности, это носитель первичной информации. Формуляры имеют разные названия: форма первичного учета аб потому отчетности, акт, бланк, табель, карточка (фишка), анкета, опросный лист. Для всех перечисленных видов формуляров характерны некоторые обязательные элементы: содержательная часть, включающая перечень вопросов программы, сведена графа или несколько граф для записи ответов и шифров (кодов) ответов, титульная и адресная части. На титульной странице записывается название статистического наблюдения (например,"Перепись скота в частном секторе"), название организации, которая проводит наблюдения, а также указывается, кем и когда утвержден формуляр или статистического наблюденияпостереження.

В адресную часть записывают адрес обследуемых (опрашиваемых) единиц наблюдения. Кроме того, в формах статистической отчетности указывается, когда и куда надо посылать полученную информацию. Правильность д данных обследования утверждается подписями ответственных осиіб.

В практике статистического наблюдения применяют формуляры двух видов: карточный и списочный

карточный (или индивидуальным) называется статистический бланк (фишка), который содержит данные лишь об одну единицу наблюдения. Общее количество карт должно равняться количеству единиц изучаемой совокупности ості.

. Списочный формуляр - это статистический бланк, в котором регистрируются сведения по нескольких единицах наблюдения. Например, при переписи населения 1970 г списочный формуляр было рассчитано на регистрацию в нем сведений по шести лицах, при переписи населения в 1989 г-по двухвох.

Формуляры-карты удобны для ручной обработки занесенных в них данных, но требуют значительно больших трудовых и материальных затрат, чем формуляры-списки. Последние экономичнее и удобнее для машинной обработки ки и контроля данных. Карточные формуляры используются при составлении отчетов предприятий и учреждений, которые нуждаются в широкой программы статистического наблюденияня.

списки формуляры чаще используются при периодических наблюдениях. Примером такого формуляра может быть переписной лист переписи населения 1989 г. Конструкция статистических формуляров зумовлюеть ься значительной мере влиянием со стороны технических средств обработки информации. Это находит свое проявление в том, что формуляры статистического наблюдения в некоторых случаях выступают одновременно и непосредственными н осиямы информации при вводе их в. ЭВМ. Именно в таких условиях решается вопрос непрерывной технологии автоматизации статистических работ, когда первичная информация заносится в автоматизированный-банк даны х (АБД) с помощью перфолент, магнитных лент, магнитных дисков и по каналам связи, которые соединяют вычислительные центры предприятий и государственной статистиктики.

Влияние автоматизированной системы обработки статистической информации на конструкцию формуляров находит проявление в том, что ответы в них расположены в удобном для шифрования (кодирования) порядка

Эффективность выполнения разработанной программы наблюдений значительной мере предопределяется качеством инструктивного материала. Для этого составляют инструкцию (иногда ее называют. Статистической инструкцией, или. К повествовательной инструкции).

. Инструкция - это документ, который объясняет вопросы программы статистического наблюдения, его цели, порядок заполнения статистического формуляра и частично организационные вопросы (Инструкция является одним из важнейших в. Документом наблюдения. Она может содержать указания относительно тех вопросов, которые возникают в процессе проведения наблюдения: объект и единица наблюдения, время и сроки проведения, критический момент спос тереження и т и ін.

Во многих случаях необходимы дополнительные объяснения, как правильно понимать данный вопрос и как правильно записать ответ на него. Как правило, инструкции пишут для лиц, осуществляющих перепись или зап дополняют формы статистической отчетности. Они очень важны для обеспечения одинакового понимания вопроса во всех спорных и сомнительных случаях. Например, при переписи населения 1989 г ставился вопрос" национальность"Для записи ответа лицам, осуществлявшим перепись, надо было дать определенные указания, чтобы предотвратить разнобоя в ответах. Для этого были даны инструкции, где указывалось:"Записывается н ациональнисть, которую указывает сам опрашиваемый. Национальность детей определяется родителями. Лишь в тех семьях, где отец и мать принадлежат к разным национальностям и родители затрудняются сами определить национ. Альнисть детей, следует предпочесть национальности матери"Такое уточнение порядка записей на вопросы переписи дает пригоден для обработки первичной материиля обробки первинний матеріал.

Отсутствие в инструкции толкований определенного вопроса приведет к тому, что каждое лицо (счетчик) будет понимать вопросы по-своему, вследствие чего собранные материалы совершенно обесценятся

Указания инструкции должны быть конкретные и четкие, а текст сжатым и лаконичным. Инструкции к формам статистической отчетности основном печатаются на самой форме документа

Итак, главное назначение инструкции состоит в объяснении содержания вопросов программы, как надо давать на них ответы и заполнять формуляр. Наиболее типичные ситуации должны рассматриваться на примере

Следует отметить, что методология разработки программы статистического наблюдения в последние 20 лет претерпела довольно значительные изменения в связи с функционированием автоматизированной системы государственной статистики (АС. СДС), которая обусловила создание автоматизированных банков данных (АБД). Наличие последних позволила ввести в отрасли материального производства регистровую форму статистического наблюдения, которая заключается в создании регистра, или автоматизированной картотеки совокупности единиц статистического наблюдения определенного типа. Переход к автоматизированной статистической информационной системы (ACIC) создает широкие возмож ти усовершенствования программы наблюдения, а именно: происходит объединение информационных баз государственной статистики, отраслевых и региональных органов управления, предприятий, объединений и других звеньев в правленияня.

Приведем пример разработки программы и проведение статистического наблюдения

Проводится статистическое наблюдение результатов работы за хозяйственный год арендных сельскохозяйственных предприятий района. Поставлена??задача изучить общее производство продукции этими пред. ЛИЦА и его связь с основными факторами производства. По каждому предприятию является данные годовых отчетов и качественной оценки земллі.

Разработать программу, провести статистическое наблюдение и осуществить контроль данных

Рассмотрим последовательность выполнения поставленной задачи по следующим этапам

1. Выясняют вопрос, что собой представляет продукция предприятий и показатели, которыми определяется ее объем. Известно: а) арендные предприятия производят два вида продукции - растениеводческую и животноводческую б) обся яг продукции по каждому продукту учитываются в натуральном выражении, а в целом-по стоимости в сопоставимых фактических ценах. Исходя из поставленной задачи, изучение общего объема производства продук кции, в программу наблюдения включают данные о производстве не отдельных видов продукции, а всей продукции в денежном выражении. Чтобы иметь возможность сопоставления объемов производства продукции по наблюдения жуваних предприятиях, стоимость продукции принимают не в фактических, а в сопоставимых ценаінах.

2. Выясняют основные факторы, определяющие объем производства продукции. Теоретически известно, что основными факторами производства в сельском хозяйстве является земля, трудовые ресурсы, основные средства произ водства, удобрения и кормми.

Итак, в программу наблюдения включают показатели объема указанных факторов: 1) площадь сельскохозяйственных угодий, га, 2) площадь пахотных земель, га, 3) среднегодовая численность работников предприятий ва, чел; 4) денежные затраты на удобрения, 4) денежные затраты на использованные корма, 6) балл оценки качества землі.

3. Решают вопрос о порядке записи в программе наблюдения выбранных показателей. С целью удобства проведения обследования располагают показатели в соответствии с последовательностью их наведения в формах уво итности: указывают номера страниц, строк, граф, где записаны эти данные. Показатель качества пахотных земель, который берется из материалов оценки почв, записывают в конце программами.

Таким образом, получаем программу в виде: 1) стоимость валовой продукции сельского хозяйства в сопоставимых ценах, всего, грн (здесь и далее в скобках указывают номера страниц, строк и граф) 2) в то ом числе продукция растениеводства, грн (); 3) среднегодовая численность работников на предприятии, чел (); 4) среднегодовая стоимость основных производственных фондов сельскохозяйственного назначения, тыс. грн (); 5) сумма расходов на органические и минеральные удобрения, грн (); 6) площадь сельскохозяйственных угодий, га (); 7) в том числе пашни, га (); 8) сумма расходов на вскормлены корма, грн земли, бале оцінка якості землі, балів.

4 разрабатывает формуляр статистического наблюдения, в который записывают значения признаков по каждому арендному предприятию. Таким формуляром может быть ведомость. Но для нашего случая лучше для каждого подп предприятия открыть карточки в виде так называемых фишек (рис 1. 1).

. Рис 1. Формуляр статистического наблюдения (фишка)

Как видим, в формуляр занесено значение признаков в пронумерованы строки (графы) в той последовательности, в которой они указаны в программе наблюдения: в строку 1 записано стоимость валовой продукции всего, в р строка 9 - балл оценки качества земл.

5 осуществляет статистическое наблюдение, а именно - заносят в фишки значение перечисленных в программе признаков по каждому предприятию, как это показано на примере арендного предприятия"Свиточ"

6. Проводят контроль полученной информации (способы контроля материалов наблюдения будут рассмотрены далее)