Понятие автоматизированной информационной системы. Дайджест - промышленная безопасность

Автоматизированная система диагностирования работоспособности ПР и роботизированных систем позволяет предотвратить возникновение ОК, КС и АС. Для этого ПР, РТК оснащаются сложной информационной системой, включающей в себя датчики различных типов, регистрирующие давление в гидро- и пневмосети, уровни питающих напряжений, положение управляемых координат технологического оборудования, режимы работы и работоспособности устройств ЧПУ и т. п. Дискретные сигналы датчиков (постоянного тока напряжением 24 В) поступают на отдельный пульт оператора, имеющий развитую систему индикации, которая позволяет ему быстро находить неисправность. 

Информационные потоки сведены в технологические (поток п-го станка) и функциональные (питающее напряжение, параметры гидросистемы и т. п.) группы. Предусмотрена возможность блокировки потоков отдельных технологических групп при необходимости проведения оператором профилактического осмотра, ремонта и переналадки данного оборудования без прерывания работы всего РТК. Информационная система имеет модульное исполнение, что позволяет реализовать любую планировку РТК. 

Все современные атомные электростанции имеют высоконадежные автоматические, очень чувствительные системы контроля и безопасности, которые непрерывно защищают реактор и другие компоненты станции и которые обычно разрабатываются как предохранительные на случай резкого скачка энерговыделения. От оператора не требуется дублирование или замещение автоматического контроля и защитных систем. Однако оператор должен быть способен, если необходимо, почти немедленно отключить реактор и реагировать на любой аспект действия станции, таким образом дополняя собой системы защиты. Оператор должен уметь понимать, диагностировать и предсказывать развитие общей ситуации, пользуясь большим количеством данных, обеспечиваемых автоматическими информационными системами. 

В отличие от последовательного представления данных параллельное (т. е. одновременное) представление считается более надежным, поскольку, как утверждает Поп , человек характеризуется тем, что вся его информационная система представлена в распределенном виде и он способен делать выборку и распределять информацию по времени путем движения глаз и с помощью своих профессиональных навыков интерпретации. Таким образом, преимущество, приписанное параллельному представлению данных по сравнению с последовательным, основано скорее на характеристиках человеческого восприятия и внимания, чем на способе представления данных. Даже когда вся база данных представляется одновременно, узкое поле зрения (2°) высокоразрешающей части сетчатки ограничивает объем данных, который может воспринять наблюдатель за один обзор. Это не является ограничением при наблюдении картин реального мира, поскольку имеются дополнительные механизмы, которые превращают последовательные входные данные в то, что мы обычно воспринимаем как параллельные данные. Вудс показал, каким образом можно улучшить извлечение оператором информации из данных дисплея, если использовать знания познавательной психологии относительно вышеупомянутых механизмов восприятия и внимания при проектировании дисплейной системы. 

Для решения различных эргономических задач применяются методы изучения характера и организации труда, методы наблюдения и опроса, операционно-структурного описания трудовой деятельности, хронометражные, антропометрические, биомеханические, физиологические, психологические, гигиенические, экономические методы и др. В зависимости от особенностей исследуемой системы человек-машина подбирается комплекс методов, который может быть в одних случаях направлен на раскрытие конструктивных недочетов производственного оборудования, вызывающих ухудшение условий труда, в других на оценку конструктивных особенностей органов управления, организации рабочего места и т. п. Специальный комплекс методов должен применяться при изучении информационного взаимодействия оператора и машины. Важное значение имеет применение адекватных методов исследования игнорирование этого требования исключает возможность выявить работоспособность наиболее загруженных систем организма, адресуясь к оценке специфически принадлежащих им функций. 

В структуре любой производственной системы машина не должна требовать от человека неравномерного участия отдельных двигательных органов, групп мышц, нерациональной рабочей позы, больших физических усилий или статических напряжений, чрезмерной скорости и точности движений, а также перегружать фактические возможности зрительного, слухового и обонятельного восприятия или вынуждать оператора выполнять свои функции при чрезмерно больших технических, пространственных, временных и информационных ограничениях ставить перед оператором в единицу времени число задач, превышающее его фактические возможности по их решению. Работа аппаратов и оборудования не должна быть связана с загрязнением рабочего пространства токсичными веществами, шумом, электромагнитными, радиоактивными, тепловыми и другими излучениями. Машина также не должна лишать работающего возможности выбора и смены рабочей позы стоя и сидя или, например, заставлять оператора выполнять работы при чрезмерном напряжении функций внимания, оперативной памяти, мышления и др. длительное время работать в ожидании высоко значимых сигналов, принимать решения по неполной информации, при дефиците времени, иметь большое число движущихся, незащищенных элементов, представляющих опасность травмирования. 

Согласование основных компонентов выполняется в рамках эргономических (необходимых для осуществления деятельности) свойств человека, машины н среды. Комплекс этих свойств (чувственных, двигательных, психических) определяется характеристиками машины и среды. Функциональное и эмоциональное состояние человека, от которого в основном зависят эффективность и безопасность труда его п целостной системы, обусловлены эргономическими характеристиками среды, физической и информационной нагрузкой, распределением функций между человеком и машиной и полнотой учета человеческих факторов при создании машины и всей биотехнической системы. Этот комплекс факторов определяет фактические условия труда человека-оператора в структуре всякой ЧМС. Разностороннее согласование этих факторов с требованиями одновременно всех компонентов и каждого отдельного компонента с целостной системой на функциональном, структурном, материальном, информационном уровнях определяет подлинную безопасность и эффективность деятельности человека, условий его труда. 

Работа по управлению машиной, системой не должна требовать от оператора чрезмерных усилий рук, ног и других органов и групп мышц не должна быть монотонной, перегружать отдельные органы и анализаторные системы человека, накладывать на его деятельность чрезмерные временные, пространственные, информационные и другие ограничения. Человеку во всех случаях предоставляется возможность эффективно и легко воспринимать, опознавать, перерабатывать информацию, принимать правильные решения и своевременно реализовать их. 

Показатели, характеризующие степень соответствия машины эргономическим требованиям по числу и скорости рабочих движений оператора, его силе, условиям приема, переработки и выдачи оператором информации, т. е. по информационному взаимодействию системы ЧСМ, отражают соответствие машины физиологическим, психофизиологическим и психологическим особенностям человека. 

По классификации МАГАТЭ на АС имеются средства обеспечения безопасности, включающие связанную с управляющей системой информационно - вычислительную систему (ИВС) для сбора, обработки и представления данных, передаваемых оператору. Отказ ИВС может приводить к неправильной реакции оператора на аварийную ситуацию, приводящей к нарушению режима функционирования реактора Поэтому надежная работа ИВС будет обеспечивать и высокую степень безопасности эксплуатации АС. Наибольшую опасность представляют отказы по общей причине (ООП), появляющиеся, в основном, при отказах оборудования, Для систем управления, контроля и сбора данных средняя частота ООП достигает 4,7-10 5 ч-1, а без учета отказов программного обеспечения 3,4-10 5 ч-1 /273, 274...278/6. 

Информационное поле (рабочее место с размещенными средствами труда и источниками сведений, используемыми в процессе трудовой деятельности) имеет существенное значение в производственном процессе путем повышения точности и скорости восприятия информации можно обеспечить безопасное ведение работ и высокую производительность труда. Между тем эргономические показатели обзорности с поста управления подъемных агрегатов не оптимальны. Это одна из причин того, что около 30 % аварий и несчастных случаев при текущем и капитальном ремонтах скважин происходят над устьевой площадкой, обзорность которой не удовлетворяет требованиям безопасности и не обеспечивает согласованности действий системы машинист (бурильщик) - агрегат + рабочая площадка - операторы (буровые рабочие) . 

К важнейшим проблемам инженерной психологии относятся разработка методов профессионального отбора, обучения и тренировки человека-оператора выявление специфики деятельности операторов в конкретных технологических системах и разработка рекомендаций, норм и стандартов по учету особенностей человеческого фактора при создании и эксплуатации производственных установок проектирование рациональных информационных моделей и органов управления формулирование требований к алгоритмам ЭВМ и способам решения задач человеком-оператором разработка методов контроля функциональных состояний операторов (утомление, напряженность, стресс) разработка принципов построения операторских пунктов в соответствии с требованиями технической эстетики. 

Оператор-наблюдатель, контролер (например, диспетчер технологической линии или транспортной системы). В его деятельности преобладает удельный вес информационных и концептуальных моделей. Оператор работает как в режиме немедленного, так и отсроченного обслуживания в масштабах реального (настоящего) времени. В его деятельности в значительной мере используется аппарат понятийного мышления и опыт, заложенный в образно-концептуальных моделях. Физическая работа здесь играет несущественную роль. 

Информационная совместимость. В сложных системах оператор обычно непосредственно не управляет технологическими процессами. Зачастую он удален от места их выполнения на значительные расстояния. Объекты управления могут быть невидимы, неосязаемы, неслышимы. Оператор видит показания приборов, экранов мнемосхем, слышит сигналы, свидетельствующие о ходе процесса. Все эти устройства называют средствами отображения информации (СОИ). При необходимости оператор пользуется рычагами, ручками, кнопками, выключателями и другими органами управления, в совокупности образующими сенсомоторное поле. СОИ и сенсомоторные устройства - так называемая информационная модель машины (комплекса). Через нее оператор и осуществляет управление самыми сложными системами. Задача эргономики состоит в том, чтобы обеспечить создание такой информационной модели, которая отражала бы все нужные характеристики машины в данный момент и в то же время позволяла оператору безошибочно принимать и перерабатывать информацию, не перегружая его внимание и память. Эта задача очень сложная. От ее решения зависят безопасность, точность, качество, производительность труда оператора. Иначе говоря, информационная модель должна соответствовать психофизиологическим возможностям человека. В этом и заключается требование информационной совместимости. 

Оператор - наблюдатель, контролер (например, диспетчер технологической линии или транспортной системы). В деятельности данного типа преобладает удельный вес информационных и концептуальных моделей. Оператор работает как в режиме немедленного, так и отсроченного обслуживания в масштабах реального (настоящего) времени. В деятельности в значительной мере используется аппарат понятийного мышления и опыт, заложенный в образно-концептуальных моделях. Физическая работа играет несущественную роль в деятельности оператора. 

Анализ структурных аспектов математического обеспечения тренажеров показал, что основой информационно-моделирующей системы тренажера является подсистема имитации функционирования объекта управления в условиях действия оператора при решении поставленных задач. 

Оператор-наблюдатель, контролер (например, диспетчер технологической линии или транспортной системы). В его деятельности преобладает удельный вес информационных и концептуальных моде-20 

При разработке и управлении ГАС необходимо принимать во внимание интеллектуальные качества работников для обеспечения совместимости управления системы с возможностями рабочего, который описывает ее функции. Следовательно, описательный уровень системы нужно перенести от основанного на навыках к основанному на правилах и на знании аспектов человеческого поведения. Для определения операторской модели системы используются соответствующие методы анализа познавательных задач. В этой связи встает вопрос о конструкции средств передачи информации между оператором и компонентами автоматизированной системы на физическом и на когнитивном уровне. Передача информации должна совмещаться с информационными режимами на различных уровнях управления системой, т.е. с визуальным, вербальным, осязательным или гибридным способом передачи информации. Информационная совместимость гарантирует минимальную несовместимость между средством и природой информации. Например, визуальный дисплей лучше всего передает пространственную информацию, тогда как звуковой канал можно использовать для передачи текстовой информации. 

Из определения следует, что в информационной части АСЗ применяются измерительные преобразователи. Применение в системах защиты измерительных приборов подразумевает наличие человека-оператора, принимающего решения. 

В случае применения дистанционного контроля оператор наблюдает за показаниями многочисленных приборов и сравнивает их с нормальными значениями параметров. Прогрессивные системы контроля автоматически выдают информацию о степени отклонения параметров процесса от заданных и оператору достаточно одного беглого взгляда на информационное поле, чтобы для него стало ясным общее состояние технологического процесса. 

В государственном стандарте за этим термином закреплено довольно узкое понятие система человек-машина - это такая система, в которой субъект труда находится не непосредственно у объекта труда, а удален от него и осуществляет управление, используя информационную модель, т.е. субъект управления - оператор. 

Следующей задачей автоматизации является расширение информационной базы АСУАТ, достигаемое включением в нее сведений, не содержащихся в используемой в настоящее время документации. К их числу могут относиться оценочные показатели гигиенических и эргономических условий труда, предварительные (в том числе экспертные) оценки уровней безопасности технологических операций, типовых образцов оборудования, другие характеристики состояния среды на рабочем месте оператора и т.д. Некоторые дополнительные сведения могут заимствоваться в состав информационной базы АСУАТ из других отделов автоматизированной системы управления производством гари условии их структурной совместимости. 

Разработка фундаментальных требований инженерной психологии к формированию общих принципов построения, видов обработки информации и интерактивных свойств дисплеев рассмотренного типа находится на начальной стадии. Различные типы дисплеев идентифицированы по таким общим функциональным признакам, как ввод данных, информационный запрос, меню, система команд, диалоговые возможности. В работе приведены требования инженерной психологии применительно к функциональной классификации экранов, применяемым цветам изображений и методам проектирования экранов. Дополнительная информация, касающаяся повышения производительности и уменьшения ошибок оператора при пользовании вычислительными системами, содержится в работах . 

Ни новичок, ни подготовленный оператор не реагируют на всю доступную в системе информацию, за исключением редких случаев, когда информации недостаточно или когда необходимо различать сложные информационные представления. В большинстве решаемых задач реальная система всегда порождает больше информации, чем это необходимо специалисту или чем может воспринять новичок. Назначение тренажера состоит не в представлении всей обычно имеющейся информации, а только той, которая безусловно необходима для обучения, 

Изучение процесса принятия решений желательно также по той причине, что интерфейсные системы многомерны . Оценка по одному лишь конечному результату не позволяет выявить, какие из многочисленных потенциальных факторов влияют на конкретный конечный результат . Например, если в новом варианте дисплея используется кодирование потоков (например, энергетических, материальных, информационных) в некоторой системе, то конечные результаты будут зависеть от способа реализации кодирования (четкость и адекватность кодирования) и от соответствия дисплейного варианта определенному контексту заданий (способствуют ли дисплеи улучшению деятельности оператора при выполнении некоторого задания). 

Применение подобного иерархического управления в производстве иллюстрирует рис. 7.5. Здесь представлен информационный поток от роботов в автоматизированной гибкой производственной системе. Такие организационные структуры образуют систему диспетчерского (супервизорного) управления, т. е. систему, в которой производственные процессы и производительность труда управляются операторами с помощью терминалов. 

В психологических исследованиях пропускной способности человека часто применяются небольшие наборы дискретных стимулов и ответов (например, ряд лампочек и кнопок). Манипулирование такими параметрами, как количество стимулов и ответов, а также распределения их вероятностей часто используются в различных методиках, позволяющих определять пропускную способность не только отдельных информационных блоков, но и всего человеческого канала. В задачах ручного управления оператор должен реагировать на непрерывно меняющийся стимул (например, движения управляемой системы). Поэтому следует считать, что оператор реагирует не только на определенное число дискретных состояний системы (что имеет место в некоторых ситуациях слежения за ступенчатой функцией), но и на непрерывно меняющийся входной сигнал. В случае непрерывного слежения ограничения на переработку информации обычно выражаются через полосу пропускания (измеряемую в герцах), а не через пропускную способность канала (измеряемую в единицах бит/с). 

Оценки роли человеческих факторов во время аварии на Три-майл-Айлендской АЭС привели к признанию важности познавательных характеристик для обеспечения высоких профессиональных качеств операторов. Эти характеристики становятся все более важными во всех областях техники (например, на полетной палубе авианосца, при управлении воздушным транспортом, в химико-технологических процессах, в энергетике, при управлении информационной системой данных), поскольку нарастающее использование компьютеров трансформирует роль 

В случае применения дистанционного контроля оператор на-блюдае- за показаниями многочисленных приборов и сравнивает и> с нормальными значениями параметров. Прогрессивные системь контроля автоматически выдают информацию о степени отклонения параметров процесса от заданных и оператору достаточно одного беглого взгляда на информационное поле, чтобы лля него стало ясным общее состояние технологического процесс. 

До сих пор речь шла только о математических моделях, которые в совокупности должны воспроизводить функционирование всех систем КЛА. При этом основное внимание было сосредоточено на входах моделей и их ядрах. Однако каждая модель ха рактеризуется также набором Уг наблюдаемых параметров. В целом множество наблюдаемых параметров всех моделей образует вектор Уа) = [уи /2>--ч Уе] наблюдаемых параметров КЛА. Совокупность значений этого вектора в процессе штатного и нештатного функционирования систем КЛА определяет пространство его состояний, в котором состояние КЛА на рассматриваемый момент времени может быть обозначено в виде некоторой точки, условно называемой изображающей. Для того, чтобы экипаж, находящийся в тренажере, мог воспринять это состояние КЛА, он должен получить представление об изображав ющей точке через свои органы чувств. Достигается это с помощью информационной модели, представляющей собой формируемую в сознании оператора информацию о КЛА, получаемую с помощью взаимосвязанного комплекса приборов и устройстп, отображающих реальную обстановку полета и состояние систем, а также органов управления ими. В состав информационной модели входят также все сигналы, поступающие опе хатору от объекта управления, минуя систему отображения информации (шум. вибрации, перегрузки и т. п.) . С этой целью в состав тренажера включаются, кроме системы математических моделей, также следующие системы  

Безопасность технологического процесса определяется безопасностью составляющих его технологических операций. Специфика нефтегазодобывающего производства требует применения технологических процессов, машин и оборудования, в принципе действия которых содержатся потенциальные опасности для обслуживающего персонала. В совокупности со сложными географо-экономическими и природно-климатическими условиями они формируют определенный уровень интенсивности воздействия на человека неблагоприятных факторов, снижающих безопасность производства. Кроме того, механизация и автоматизация производства, внедрение автоматизированных систем управления, как правило, сопровождаются значительными техническими информационными, пространственными и временными ограничениями для оператора. При определенных условиях это может привести к рассогласованию элементов системы ЧСМ, объективно проявляющему- 

На стадии разработки технического предложения проводят сбор и анализ исходных данных исследование информационных и патентных материалов функциональный, операционный анализ аналогов, прототипов и вариантов проектируемой системы изучение деятельности оператора соматографический анализ составление соответствующего раздела пояснительной записки уточнения, при необходимости вносимые в техническое задание. 

Свойства машин и оборудования, определяющие зарождение и проявление опасных производственных факторов, необходимо рассматривать исходя из работы человека в единой биомеханической (эрготической) системе ЧМС. Вопросами взаимодействия техники и человека занимается- эргономика. Безопасность выступает здесь в роли ограничения. Известно, что явление травмы возможно при пересечении двух событий субстрата опасности и нахождения человека в опасной зоне, вызванного определенными причинами . Кроме того, человек может сам быть инициатором субстрата опасности в результате ошибочных действий при управлении машиной. Возможность травмирования в эрготической системе ЧМС зависит от реализуемости опасных (взрыв, пожар, падение конструкции, электроудар, влияние радиации) и вредных (шум, вибрация, неблагоприятные метеоусловия) факторов, приводящих к травмам и увеличению ошибок биомеханической перегруженности (неудобство позы, значительные усилия), вызванной неправильным конструированием органов управления, рабочего места информационной перегруженности, вызванной неудовлетворительным проектированием средств отображения информации эстетической и социальной неустроенности в группе операторов. 

Ощущения и восприятия лежат в основе более сложной формы отражения - представления. Представление - образ предмета или явлегшя, не воздействующего в данный момент на органы чувств. Сравнивая понятие представления с понятием ощущения и восприятия, можно сказать, что представление - вторичный образ предмета или явления, сохраненный в памяти. Таким образом человек воспринимает отраженную информацию органами чувств, и на ее основе в центральной нервной системе формируется внутренний оперативный образ или концептуальная модель. Концептуальная модель создается в результате осмысливания оператором сложившейся ситуации с учетом стоящих перед ним задач. Она включает в себя алгоритм деятельности оператора, мотивы, знания и ощущения последствий правильного и ошибочного действий, готовность к возможности возникновения аварийной ситуации и т.д. В отличие от информационной концептуальная модель относится к внутренним психическим средствам деятельности оператора. 

При перекачке по трубопроводам определенную опасность представляет образование электрических зарядов. Установлено, что количество зарядов, накапливающихся в жидких диэлектриках в единицу времени, пропорционально средней скорости потока в степени 1,875 и диаметру трубопровода в степени 0,825, что позволяет, меняя скорость перекачки жидкости, снизить величину переносимого потоком заряда за единицу времени. С целью обеспечения нормальных условий эксплуатации объектов повышенного давления должны бьггь шире применены автоматизированные системы контроля и управления процессами. Очень важно в системе контроля управления производством предвидеть потенциальную опасность и возможные ошибочные действия операторов всех звеньев. Для обеспечения безаварийности и надежности процессов необходимы надлежащие современные контрольно-измерительные приборы и системы мониторинга, включая информационные центры. Практика эксплуатации многих объектов показывает, что без глубокого системного анализа и оценки отказов технических систем и возможных просчетов в проектировании и сооружении, а также без учета ошибочных действий операторов достичь безопасности не удается. Для того, чтобы сократить (или даже полностью избежать) непредвиденные чрезвычайные ситуации, необходима разработка новых и совершенствование существующих методов прогнозирования и предупреждения чрезвычайных ситуаций, а также мероприятий по снижению ущерба от них. Кроме того, безаварийность и эффективность могут быть достигнуты как за счет внедрения в технические системы более новых современных защитных и ограничительных средств, так и за счет повышения 

Человек в системе человек-машина является устройством по переработке информации и устройством, осуществляющим управляющее воздействие на машину. Информационная совместимость оператора со средой достигается наличием информации об окружающей среде и возможностью оператора принять и переработать эту информацию. Из всего многообразия такой информации рассмотрим информацию, которая специально служит для предотвращения несчастных случаев, пожаров, аварий цвета сигнальные, знаки и звуковые сигналы безопасности. Цвета сигнальные и знаки безопасности нормированы ГОСТ 12.4.026-76 ССБТ. Цвета сигнальные и знаки безопасности. Этим ГОСТом установлено четыре сигнальных цвета, красный со значением Запрещение, непосредственная опасность, средство пожаротушения желтый - Предупреждение, возможная опасность зеленый - Предписание, безопасность и синий - Указание, информация. 

Наиболее сложной задачей при разработке имитационных моделей химико-технологических объектов является разработка и реализация динамических моделей. Используемые для описания динамики объекта системы нелинейных дифференциальных уравнений в частных производных нельзя применять в имитаторе тренажера, так как они не всегда разрешимы относительно всех информационных переменных. Поэтому при имитации динамических режимов коэффициенты усиления рассчитываются по статическим моделям, а изменения параметров во времени учиты- ваются добавочными операторами в виде динамических звеньев первого и второго порядков с чистым запаздыванием. 

Операционная система подпрограммы состоит из операторов, реализующих на основе информационного обеспечения последовательный расчет всех недостающих параметров системы, определение невязки DEL 1 и сравнение DEL 1 с точностью EPS FI. Если DEL 1 > EPS FI, то с помощью подпрограммы SUBROUTINE TEMP 1 производится выбор нового значения FI7

Классификация сложных систем по данному признаку далеко не так однозначна, как кажется на первый взгляд. Так, например, АС, с одной стороны (в широком смысле), это типичная производственно-промышленная эргатическая система, результатом функционирования которой является тепловая и электрическая энергия, а эргатиче-ский элемент представлен эксплуатационным персоналом. С другой стороны, немного сузив задачу, мы опустимся до рассмотрения АС как человеко-машинной системы, основу которой составляет лишь часть персонала - оперативная, на которую возложены наиболее ответственные функции принятия решений. Этот персонал - операторы блочного (БЩУ) и других щитов управления. Атомная станция (вернее, ее информационная модель) воплощена для них в совокупности приборов и дисплеев автоматизированной системы управления технологическими процессами (АСУ ТП), поставляющих исходную технологическую информацию. Продуктом труда системы оператор - АСУ ТП - щиты управления является управляющая информация, что свидетельствует о принадлежности данной системы к классу информаци-онно-управляющих СЧМ. 

Понятие сложности пока еще определено недостаточно четко, по крайней мере в аспекте исследования поведения чело-века-оператора. Отдельные части, каскады, блоки, маршруты данных, соединения можно, конечно, сосчитать, и в некотором общем смысле их число соотносится со сложностью. Но та сложность, которая представляет действительный интерес, вероятно, есть нечто вроде взвешенной интеллектуальной нагрузки, ассоциируемой с интерпретацией тестовых данных информационных потоков, например нагрузка, приходящаяся на технического специалиста средней квалификации при выходе системы из строя. Эти способы интерпретации, однако, сами бывают ограничены технологическими стандартами, а также уровнем внимания разработчиков к таким вопросам, как обеспечение модульности конструкции, возможность контроля прохождения сигналов, легкость определения последовательности критических тестов. Поэтому понятие сложности часто оказывается специфическим для данного оборудования или данной технологии. Возможно, рабочий критерий для измерения эффективной сложности должен вырабатываться путем осуществления статисти- 

Конечная цель динамического распределения - отсутствие сознательных усилий по распределению со стороны пользователя. Когда слишком возрастает рабочая нагрузка, система автоматически принимает на себя большую ее часть, чтобы высвободить человека-оператора. Современные исследования в биокибернетике предлагают интересную перспективу. Полученные в лабораторных исследованиях и проверяемые сейчас в полевых условиях данные свидетельствуют о том, что рабочая нагрузка оператора может быть измерена посредством таких биологических параметров, как частота сердцебиения и элект-ромозговая активность. Мы можем предсказать день, когда биологические датчики станут привычной частью оборудования для пилотов самолетов и других работников, подвергающихся чрезмерной информационной нагрузке. Как использовать эту информацию, избегая в то же время некоторых опасностей автоматизации, рассмотренных выше, - станет захватывающей прО блемой науки о человеческих факторах в будущем. 

Использование электротактильной системы в качестве информационного канала связано с двумя проблемами. Во-пер-р.ых, с проблемой небольшого диапазона интенсивности от абсолютного порога до болевого, т. е. слишком крутой функциональной зависимостью между воспринимаемой интенсивностью (сенсорной величиной) и интенсивностью электрического тока. Это ограничивает динамический диапазон для передачи информации по электротактильному каналу, так как оператор не способен различать много уровней интенсивности. Однако преимуществом такой крутой функции является относительно низкая величина энергии, необходимой для создания интенсивных уровней ощущения. Во-вторых, существует проблема высокой вариабельности эффекта данного стимула в зависимости от положения электрода и способа прикрепления электрода к коже. Несмотря на эти проблемы, электротактильный канал не был 

Разработка системы для проектировщика - это преобразование требований к системе в физические механизмы в виде технических срёдств, программного обеспечения и методик, позволяющих выполнить поставленные задачи. Для ИЧФ, разрабатывающего системный проект, это тоже преобразование, но несколько более сложное от физического требования к его поведенческим значениям и от них к реальным физическим механизмам, обеспечивающим их выполнение. Почти все без исключения крупные требования к системе имеют физический характер, например скорость, амплитуда, сопротивляемость изнашиванию, потребление энергии и прочность. И почти никогда не ставится четко выраженного поведенческого требования. Требования к поведению выводятся из условия идеального функционирования системы. Например, система не должна слишком обременять обслуживающий ее персонал или пилот самолета должен иметь хороший обзор из кабины. ИЧФ изучает физическое требование, определяет условия, которые оно предъявляет к поведению, и предлагает реальный механизм, обеспечивающий выполнение этих условий. В упрощенном до абсурда, а поэтому и более ясном примере ИЧФ спрашивает себя Что может означать, что заданная система будет функционировать вне помещения в условиях Арктики Тогда, по-видимому, операторы должны будут работать в рукацицах следовательно, ручки управления придется делать достаточно большими, чтобы облегчить такую работу. Операторы будут замедленно реагировать на изменение ситуации значит, те события, которые требуют быстрой реакции, должны быть как можно больше разделены во времени. Этот пример предельно ясен, но могут быть очень не простые. Например, от оператора может потребоваться отслеживать несколько информационных каналов, которые перекрывают друг друга. Что это значит для оператора Какие физические исполнительные механизмы могут быть рекомендованы, чтобы сократить количество ошибок ИЧФ должен быть занят в этом процессе преобразования в течение всего проектирования, но важ- 

В таких ситуациях, по мнению Моури (гл. 4), селективное распределение внимания зависит от внутренней модели статистических свойств окружающей среды, которую построй для себя оператор. Источники информации сканируются с частотой, обратно пропорциональной их информационному содержанию , а пары источников информации сканируются в соответствии с их относительной значимостью. Если мысленная модель оператора верна, то, как показывает характер сканирования приборной панели хорошо тренированным летчиком, маршрут сканирования можно использовать в качестве руководства для расположения приборов. Те приборы, которые сканируются часто, следует расположить в центре и на близком расстоянии друг от друга. Пары приборов, которые должны или могут сканироваться последовательно, также следует располагать рядом. Например, в работе использовалась модель смены зрительных фиксаций для оптимального расположения индикаторов на приборной панели посадочной системы самолета Боинг-707 и получено близкое соответствие межд результатами, основанными на модели, и действующими рекомендациями авиационного ведомства. 

Принято рассматривать ручное управление и слежение как фундаментальную область человеческих факторов вообще и человеческой инженерии в частности. Эта область имеет длинную историю, начинающуюся, вероятно, с лаборатории Дондерса, созданную им для исследований времени реакций реакцию Б-типа (реакцию выбора) можно рассматривать как простейший пример дискретного преследующего слежения. В военное время работы в этой области переросли в исследования управления человеком сложными электромеханическими системами, включая самолеты, морские корабли и орудия. В течение этого периода были разработаны очень общие технические модели че-ловека-оператора, применимые к самым разнообразным задачам. Недавно возникли различные информационные подходы, сосредоточивающиеся преимущественно на познавательных аспектах слежения и управляющей деятельности. Создание новых, более утонченных органов управления, ставшее возможным благодаря компьютерам, а также новых устройств ввода информации и появление задач, касающихся управления в процессе взаимодействия человека с компьютером, обеспечили новую сферу применения методов ручного управления и слежения. 

Об автоматизированной информационной системе «Туристский интернет-портал города Москвы»

В целях информационной поддержки туристов, туроператоров, турагентов и их объединений, а также развития приоритетных направлений туристской деятельности города Москвы постановляет:

1. Утвердить Положение об автоматизированной информационной системе "Туристский интернет-портал города Москвы" (приложение).

2. Установить, что:

2.1.1. Является оператором и государственным заказчиком эксплуатации автоматизированной информационной системы "Туристский интернет-портал города Москвы" (далее - АИС ТПМ).

2.1.2. При создании и распространении информационных материалов о туристской деятельности в городе Москве, в том числе печатной и аудиовизуальной продукции, размещает в них информацию об АИС ТПМ, содержащую ссылку на адрес АИС ТПМ в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

2.1.3. В целях популяризации АИС ТПМ среди населения города Москвы и туристов на регулярной основе взаимодействует с организациями, осуществляющими туроператорскую и турагентскую деятельность, а также с организациями, осуществляющими перевозки пассажиров транспортом общего пользования.

3. Рекомендовать организациям, осуществляющим туроператорскую и турагентскую деятельность, а также организациям, осуществляющим перевозки пассажиров транспортом общего пользования, распространять информацию об АИС ТПМ, включая ссылку на адрес АИС ТПМ в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на министра Правительства Москвы, руководителя Ермолаева А.В.

Мэр Москвы

С.С. Собянин

Приложение

к постановлению Правительства

ПОЛОЖЕНИЕ

ОБ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЕ

"ТУРИСТСКИЙ ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛ ГОРОДА МОСКВЫ"

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение об автоматизированной информационной системе "Туристский интернет-портал города Москвы" (далее - Положение) определяет задачи и функции автоматизированной информационной системы "Туристский интернет-портал города Москвы" (далее - АИС ТПМ), правила формирования информационных ресурсов АИС ТПМ, состав участников информационного взаимодействия с использованием АИС ТПМ (далее - участники информационного взаимодействия), их полномочия.

1.2. АИС ТПМ представляет собой автоматизированную информационную систему города Москвы, обеспечивающую предоставление физическим лицам и организациям информации о туристских ресурсах, туристских продуктах и объектах туристской индустрии города Москвы.

1.3. АИС ТПМ является собственностью города Москвы.

1.4. Основными задачами создания АИС ТПМ являются:

1.4.1. Поддержка и развитие внутреннего и въездного туризма в городе Москве.

1.4.2. Распространение информации о туристских ресурсах города Москвы, туристских продуктах и объектах туристской индустрии города Москвы на внутреннем и мировом туристских рынках.

1.4.3. Обеспечение своевременного и оперативного размещения информации о туристских ресурсах, туристских продуктах и объектах туристской индустрии города Москвы в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

1.5. Функциями АИС ТПМ являются:

1.5.1. Сбор, обработка, хранение и публикация информации о туристских ресурсах, туристских продуктах и объектах туристской индустрии города Москвы в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

1.5.2. Автоматизированное информационное взаимодействие с информационными системами города Москвы в части предоставления информации о туристских ресурсах, туристских продуктах и объектах туристской индустрии города Москвы.

2. Участники информационного взаимодействия

2.1. Участниками информационного взаимодействия являются оператор АИС ТПМ, поставщики информации и пользователи информации.

2.2. Оператор АИС ТПМ - орган исполнительной , осуществляющий деятельность по эксплуатации АИС ТПМ.

2.3. Поставщики информации - органы исполнительной и организации, располагающие необходимой информацией о туристских ресурсах, туристских продуктах и объектах туристской индустрии города Москвы и предоставляющие ее другим участникам информационного взаимодействия.

2.4. Пользователи информации - физические лица и организации, нуждающиеся в информации, содержащейся в АИС ТПМ.

3. Порядок информационного взаимодействия между участниками

информационного взаимодействия

Порядок информационного взаимодействия между участниками информационного взаимодействия определяется Регламентом информационного взаимодействия участников информационного взаимодействия с использованием АИС ТПМ (далее - Регламент информационного взаимодействия), утверждаемым оператором АИС ТПМ совместно с .

4. Полномочия участников информационного взаимодействия

4.1. Оператор АИС ТПМ:

4.1.2. Осуществляет взаимодействие с участниками информационного взаимодействия в целях реализации настоящего Положения.

4.1.3. Осуществляет контроль за соблюдением участниками информационного взаимодействия требований, установленных настоящим Положением и Регламентом информационного взаимодействия.

4.1.4. Обеспечивает функционирование АИС ТПМ в соответствии с требованиями, установленными нормативными правовыми актами Российской Федерации и правовыми актами города Москвы.

Об автоматизированной информационной системе «Система мониторинга информационных систем города Москвы»

В целях обеспечения межведомственного информационного взаимодействия и обеспечения доступа к информационным системам и ресурсам города Москвы постановляет:

1. Утвердить Положение об автоматизированной информационной системе "Система мониторинга информационных систем города Москвы" (приложение).

4.6. Автоматизация процесса сбора информации о функционировании информационных систем и ресурсов города Москвы и повышение оперативности ее обработки в целях стабильного функционирования информационных систем города Москвы и качественного оказания услуг связи для нужд органов исполнительной и подведомственных им государственных учреждений города Москвы.

4.7. Повышение эффективности использования средств бюджета города Москвы, предусмотренных на финансовое обеспечение эксплуатации информационных систем города Москвы и обеспечение услугами связи органов исполнительной и подведомственных им государственных учреждений города Москвы.

5. СМИС состоит из следующих подсистем:

5.1. Служба единого каталога.

5.3. Единая система мониторинга и администрирования телекоммуникационных услуг органов исполнительной .

6. Основными функциями СМИС являются:

6.1. Администрирование учетных записей и прав пользователей для доступа к информационным системам города Москвы, обеспечение авторизации пользователей на рабочих местах и в информационных системах города Москвы с использованием единой учетной записи.

6.2. Оперативный сбор и анализ информации о работоспособности информационных систем города Москвы, информирование органов исполнительной и подведомственных им государственных учреждений города Москвы о сбоях в работе информационных систем и оказании услуг связи.

6.3. Сбор статистической информации о функционировании информационных систем города Москвы.

6.4. Учет, мониторинг и управление услугами связи, оказываемыми органам исполнительной и подведомственным им государственным учреждениям города Москвы, а также информационными ресурсами, используемыми для обеспечения оказания услуг связи.

6.5. Обработка заявок от органов исполнительной на подключение и/или отключение услуг связи, изменение условий их оказания.

6.6. Сбор и обобщение информации о некорректной работе информационных систем города Москвы, сбоях в оказании услуг связи, поступающей от участников информационного взаимодействия с использованием СМИС, являющейся основанием для ведения претензионной работы.

6.7. Автоматизированное взаимодействие с информационными системами операторов связи, оказывающих услуги связи в интересах органов исполнительной и подведомственных им государственных учреждений города Москвы на основании заключенных государственных контрактов, в целях обеспечения контроля качества, объемов и сроков оказания услуг связи.

6.8. Формирование статистических и оперативных отчетов о функционировании информационных систем города Москвы и качестве оказанных услуг связи в интересах органов исполнительной и подведомственных им государственных учреждений города Москвы.

7. Участниками информационного взаимодействия с использованием СМИС являются пользователи и поставщики информации, исполнители оказываемых услуг (работ) по эксплуатации информационных систем города Москвы, услуг связи, оператор СМИС.

9. Поставщиками информации являются органы исполнительной , государственные учреждения города Москвы и исполнители услуг (работ) по эксплуатации информационных систем города Москвы и оказанию услуг связи.

10. Поставщики информации:

10.1. Размещают в СМИС информацию об используемом оборудовании информационных и телекоммуникационных систем и параметрах его настройки, о требуемых услугах связи и их параметрах, о возникших сбоях, неполадках в работе информационных систем и ресурсов города Москвы, о ненадлежащем качестве оказания услуг связи и затем актуализируют ее в порядке и сроки, устанавливаемые .

10.2. Назначают лиц, уполномоченных на выполнение операций по размещению информации в СМИС, организуют получение уполномоченными лицами идентификаторов (логинов) и паролей для работы в СМИС.

10.3. Обеспечивают полноту, достоверность и актуальность информации, предоставляемой в СМИС, а также внесение указанной информации в СМИС в сроки, установленные .

11. Порядок информационного взаимодействия между его участниками, регламент доступа и работы в СМИС, сроки предоставления информации в СМИС определяются .

12. Оператор СМИС:

12.1. Осуществляет методическое руководство пользования СМИС, в том числе оказывает консультации пользователям и поставщикам информации по вопросам технической поддержки и функционирования СМИС.

12.2. Обеспечивает функционирование и техническую поддержку работоспособности СМИС в круглосуточном режиме.

12.3. Организует выполнение работ по развитию (модернизации) и эксплуатации СМИС.

12.4. Осуществляет подключение к СМИС информационных систем города Москвы, отвечающих техническим требованиям, установленным .

12.5. Обеспечивает взаимодействие с информационными системами исполнителей работ по эксплуатации информационных систем города Москвы и оказанию услуг связи.

12.6. Обеспечивает разграничение прав доступа к СМИС, ведет учет и статистику пользовательской активности в соответствии с регламентом доступа и работы в СМИС.

12.7. Организует работы по обеспечению сохранности информации, размещаемой в СМИС.

12.8. Осуществляет консультационную поддержку участников информационного взаимодействия по вопросам использования СМИС.

13. Подключение и взаимодействие информационных систем города Москвы с использованием СМИС осуществляется в соответствии с требованиями к такому подключению и взаимодействию, утверждаемыми .

14. Оператор СМИС не несет ответственность за содержание, качество и достоверность информации, передаваемой в СМИС поставщиками информации.

15. Отдельные функции оператора могут быть переданы подведомственному ему государственному учреждению города Москвы или иной организации по решению в соответствии с законодательством Российской Федерации и города Москвы.

В целях обеспечения межведомственного информационного взаимодействия и обеспечения доступа к информационным системам и ресурсам города Москвы Правительство Москвы постановляет:

1. Утвердить Положение об автоматизированной информационной системе "Система мониторинга информационных систем города Москвы" ().

2. Установить, что Департамент информационных технологий города Москвы является оператором и государственным заказчиком создания, развития, эксплуатации автоматизированной информационной системы "Система мониторинга информационных систем города Москвы".

3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на министра Правительства Москвы, руководителя Департамента информационных технологий города Москвы Ермолаева А.В.

Мэр Москвы С.С. Собянин

Положение
об автоматизированной информационной системе "Система мониторинга информационных систем города Москвы"

1. Настоящее Положение об автоматизированной информационной системе "Система мониторинга информационных систем города Москвы" (далее - Положение) определяет назначение, структуру, функции, правила использования автоматизированной информационной системы "Система мониторинга информационных систем города Москвы" (далее - СМИС).

2. СМИС является автоматизированной информационной системой города Москвы, содержащей информацию, программные и аппаратные средства, обеспечивающие автоматизацию процессов взаимодействия между оператором СМИС, поставщиками информации, обрабатываемой в СМИС, и пользователями информации с целью управления и оперативного контроля качества эксплуатации информационных систем города Москвы и обеспечения оказания услуг связи для нужд органов исполнительной власти города Москвы и подведомственных им государственных учреждений города Москвы.

3. СМИС является собственностью города Москвы.

4. Задачами СМИС являются:

4.1. Автоматизация процесса организации и обеспечения непрерывного и качественного функционирования информационных систем и ресурсов города Москвы, а также оказываемых органам исполнительной власти города Москвы и подведомственных им государственным учреждениям города Москвы услуг связи.

4.2. Обеспечение единого информационного пространства и организация централизованного управления доступом к сервисам и функциональным возможностям СМИС в рамках корпоративной мультисервисной сети Правительства Москвы.

4.3. Повышение качества эксплуатации информационных систем и ресурсов города Москвы за счет оперативного выявления и реагирования на технические сбои в работоспособности информационных систем города Москвы и оказании услуг связи для органов исполнительной власти города Москвы и подведомственных им государственных учреждений города Москвы.

4.4. Контроль качества, объема и своевременности выполнения обязательств исполнителями по государственным контрактам, заключенным Департаментом информационных технологий города Москвы в целях обеспечения эксплуатации информационных систем и ресурсов города Москвы и оказания услуг связи для органов исполнительной власти города Москвы и подведомственных им государственных учреждений города Москвы.

4.5. Выведение процесса контроля качества эксплуатации информационных систем города Москвы, а также обеспечения оказания услуг связи для органов исполнительной власти города Москвы и подведомственных им государственных учреждений города Москвы на новый уровень за счет создания функционала для проведения анализа по нескольким параметрам с возможностью использования критериев отбора и агрегирования данных, а также обоснованного ведения претензионной работы с исполнителями по государственным контрактам, заключенным Департаментом информационных технологий города Москвы.

4.6. Автоматизация процесса сбора информации о функционировании информационных систем и ресурсов города Москвы и повышение оперативности ее обработки в целях стабильного функционирования информационных систем города Москвы и качественного оказания услуг связи для нужд органов исполнительной власти города Москвы и подведомственных им государственных учреждений города Москвы.

4.7. Повышение эффективности использования средств бюджета города Москвы, предусмотренных на финансовое обеспечение эксплуатации информационных систем города Москвы и обеспечение услугами связи органов исполнительной власти города Москвы и подведомственных им государственных учреждений города Москвы.

5. СМИС состоит из следующих подсистем:

5.1. Служба единого каталога.

5.2. Мониторинг информационных систем и ресурсов органов исполнительной власти города Москвы.

5.3. Единая система мониторинга и администрирования телекоммуникационных услуг органов исполнительной власти города Москвы.

6. Основными функциями СМИС являются:

6.1. Администрирование учетных записей и прав пользователей для доступа к информационным системам города Москвы, обеспечение авторизации пользователей на рабочих местах и в информационных системах города Москвы с использованием единой учетной записи.

6.2. Оперативный сбор и анализ информации о работоспособности информационных систем города Москвы, информирование органов исполнительной власти города Москвы и подведомственных им государственных учреждений города Москвы о сбоях в работе информационных систем и оказании услуг связи.

6.3. Сбор статистической информации о функционировании информационных систем города Москвы.

6.4. Учет, мониторинг и управление услугами связи, оказываемыми органам исполнительной власти города Москвы и подведомственным им государственным учреждениям города Москвы, а также информационными ресурсами, используемыми для обеспечения оказания услуг связи.

6.5. Обработка заявок от органов исполнительной власти города Москвы на подключение и/или отключение услуг связи, изменение условий их оказания.

6.6. Сбор и обобщение информации о некорректной работе информационных систем города Москвы, сбоях в оказании услуг связи, поступающей от участников информационного взаимодействия с использованием СМИС, являющейся основанием для ведения претензионной работы.

6.7. Автоматизированное взаимодействие с информационными системами операторов связи, оказывающих услуги связи в интересах органов исполнительной власти города Москвы и подведомственных им государственных учреждений города Москвы на основании заключенных Департаментом информационных технологий города Москвы государственных контрактов, в целях обеспечения контроля качества, объемов и сроков оказания услуг связи.

6.8. Формирование статистических и оперативных отчетов о функционировании информационных систем города Москвы и качестве оказанных услуг связи в интересах органов исполнительной власти города Москвы и подведомственных им государственных учреждений города Москвы.

7. Участниками информационного взаимодействия с использованием СМИС являются пользователи и поставщики информации, исполнители оказываемых услуг (работ) по эксплуатации информационных систем города Москвы, услуг связи, оператор СМИС.

8. Пользователями информации являются органы исполнительной власти города Москвы.

9. Поставщиками информации являются органы исполнительной власти города Москвы, государственные учреждения города Москвы и исполнители услуг (работ) по эксплуатации информационных систем города Москвы и оказанию услуг связи.

10. Поставщики информации:

10.1. Размещают в СМИС информацию об используемом оборудовании информационных и телекоммуникационных систем и параметрах его настройки, о требуемых услугах связи и их параметрах, о возникших сбоях, неполадках в работе информационных систем и ресурсов города Москвы, о ненадлежащем качестве оказания услуг связи и затем актуализируют ее в порядке и сроки, устанавливаемые Департаментом информационных технологий города Москвы.

10.2. Назначают лиц, уполномоченных на выполнение операций по размещению информации в СМИС, организуют получение уполномоченными лицами идентификаторов (логинов) и паролей для работы в СМИС.

10.3. Обеспечивают полноту, достоверность и актуальность информации, предоставляемой в СМИС, а также внесение указанной информации в СМИС в сроки, установленные Департаментом информационных технологий города Москвы.

11. Порядок информационного взаимодействия между его участниками, регламент доступа и работы в СМИС, сроки предоставления информации в СМИС определяются Департаментом информационных технологий города Москвы.

12. Оператор СМИС:

12.1. Осуществляет методическое руководство пользования СМИС. в том числе оказывает консультации пользователям и поставщикам информации по вопросам технической поддержки и функционирования СМИС.

12.2. Обеспечивает функционирование и техническую поддержку работоспособности СМИС в круглосуточном режиме.

12.3. Организует выполнение работ по развитию (модернизации) и эксплуатации СМИС.

12.4. Осуществляет подключение к СМИС информационных систем города Москвы, отвечающих техническим требованиям, установленным Департаментом информационных технологий города Москвы.

12.5. Обеспечивает взаимодействие с информационными системами исполнителей работ по эксплуатации информационных систем города Москвы и оказанию услуг связи.

12.6. Обеспечивает разграничение прав доступа к СМИС, ведет учет и статистику пользовательской активности в соответствии с регламентом доступа и работы в СМИС.

12.7. Организует работы по обеспечению сохранности информации, размещаемой в СМИС.

12.8. Осуществляет консультационную поддержку участников информационного взаимодействия по вопросам использования СМИС.

13. Подключение и взаимодействие информационных систем города Москвы с использованием СМИС осуществляется в соответствии с требованиями к такому подключению и взаимодействию, утверждаемыми Департаментом информационных технологий города Москвы.

14. Оператор СМИС не несет ответственность за содержание, качество и достоверность информации, передаваемой в СМИС поставщиками информации.

15. Отдельные функции оператора могут быть переданы подведомственному ему государственному учреждению города Москвы или иной организации по решению Департамента информационных технологий города Москвы в соответствии с законодательством Российской Федерации и города Москвы.

Обзор документа

Автоматизированная информационная система "Система мониторинга информационных систем г. Москвы" (СМИС) создана с целью автоматизации процесса организации и обеспечения непрерывного и качественного функционирования информационных систем и ресурсов города, обеспечения единого информационного пространства, повышения качества эксплуатации информационных систем и ресурсов города, автоматизации процесса сбора информации о функционировании информационных систем и ресурсов и т. д. СМИС состоит из подсистем: служба единого каталога; мониторинг информационных систем и ресурсов органов исполнительной власти; единая система мониторинга и администрирования телекоммуникационных услуг органов исполнительной власти.

Определены функции пользователей поставщиков информации, исполнителей оказываемых услуг (работ) по эксплуатации информационных систем, услуг связи, операторов СМИС.

Подключение и взаимодействие информационных систем города с использованием СМИС осуществляется в соответствии с требованиями утверждаемыми Департаментом информационных технологий.

В целях обеспечения межведомственного информационного взаимодействия и обеспечения доступа к информационным системам и ресурсам города Москвы Правительство Москвы постановляет:

1. Утвердить Положение об автоматизированной информационной системе "Система мониторинга информационных систем города Москвы" (приложение).

2. Установить, что Департамент информационных технологий города Москвы является оператором и государственным заказчиком создания, развития, эксплуатации автоматизированной информационной системы "Система мониторинга информационных систем города Москвы".

3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на министра Правительства Москвы, руководителя Департамента информационных технологий города Москвы Ермолаева А.В.


Мэр Москвы С.С. Собянин


ПОЛОЖЕНИЕ ОБ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЕ "СИСТЕМА МОНИТОРИНГА ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ ГОРОДА МОСКВЫ"

1. Настоящее Положение об автоматизированной информационной системе "Система мониторинга информационных систем города Москвы" (далее - Положение) определяет назначение, структуру, функции, правила использования автоматизированной информационной системы "Система мониторинга информационных систем города Москвы" (далее - СМИС).

2. СМИС является автоматизированной информационной системой города Москвы, содержащей информацию, программные и аппаратные средства, обеспечивающие автоматизацию процессов взаимодействия между оператором СМИС, поставщиками информации, обрабатываемой в СМИС, и пользователями информации с целью управления и оперативного контроля качества эксплуатации информационных систем города Москвы и обеспечения оказания услуг связи для нужд органов исполнительной власти города Москвы и подведомственных им государственных учреждений города Москвы.

3. СМИС является собственностью города Москвы.

4. Задачами СМИС являются:

4.1. Автоматизация процесса организации и обеспечения непрерывного и качественного функционирования информационных систем и ресурсов города Москвы, а также оказываемых органам исполнительной власти города Москвы и подведомственным им государственным учреждениям города Москвы услуг связи.

4.2. Обеспечение единого информационного пространства и организация централизованного управления доступом к сервисам и функциональным возможностям СМИС в рамках корпоративной мультисервисной сети Правительства Москвы.

4.3. Повышение качества эксплуатации информационных систем и ресурсов города Москвы за счет оперативного выявления и реагирования на технические сбои в работоспособности информационных систем города Москвы и оказании услуг связи для органов исполнительной власти города Москвы и подведомственных им государственных учреждений города Москвы.

4.4. Контроль качества, объема и своевременности выполнения обязательств исполнителями по государственным контрактам, заключенным Департаментом информационных технологий города Москвы в целях обеспечения эксплуатации информационных систем и ресурсов города Москвы и оказания услуг связи для органов исполнительной власти города Москвы и подведомственных им государственных учреждений города Москвы.

4.5. Выведение процесса контроля качества эксплуатации информационных систем города Москвы, а также обеспечения оказания услуг связи для органов исполнительной власти города Москвы и подведомственных им государственных учреждений города Москвы на новый уровень за счет создания функционала для проведения анализа по нескольким параметрам с возможностью использования критериев отбора и агрегирования данных, а также обоснованного ведения претензионной работы с исполнителями по государственным контрактам, заключенным Департаментом информационных технологий города Москвы.

4.6. Автоматизация процесса сбора информации о функционировании информационных систем и ресурсов города Москвы и повышение оперативности ее обработки в целях стабильного функционирования информационных систем города Москвы и качественного оказания услуг связи для нужд органов исполнительной власти города Москвы и подведомственных им государственных учреждений города Москвы.

4.7. Повышение эффективности использования средств бюджета города Москвы, предусмотренных на финансовое обеспечение эксплуатации информационных систем города Москвы и обеспечение услугами связи органов исполнительной власти города Москвы и подведомственных им государственных учреждений города Москвы.

5. СМИС состоит из следующих подсистем:

5.1. Служба единого каталога.

5.2. Мониторинг информационных систем и ресурсов органов исполнительной власти города Москвы.

5.3. Единая система мониторинга и администрирования телекоммуникационных услуг органов исполнительной власти города Москвы.

6. Основными функциями СМИС являются:

6.1. Администрирование учетных записей и прав пользователей для доступа к информационным системам города Москвы, обеспечение авторизации пользователей на рабочих местах и в информационных системах города Москвы с использованием единой учетной записи.

6.2. Оперативный сбор и анализ информации о работоспособности информационных систем города Москвы, информирование органов исполнительной власти города Москвы и подведомственных им государственных учреждений города Москвы о сбоях в работе информационных систем и оказании услуг связи.

6.3. Сбор статистической информации о функционировании информационных систем города Москвы.

6.4. Учет, мониторинг и управление услугами связи, оказываемыми органам исполнительной власти города Москвы и подведомственным им государственным учреждениям города Москвы, а также информационными ресурсами, используемыми для обеспечения оказания услуг связи.

6.5. Обработка заявок от органов исполнительной власти города Москвы на подключение и/или отключение услуг связи, изменение условий их оказания.

6.6. Сбор и обобщение информации о некорректной работе информационных систем города Москвы, сбоях в оказании услуг связи, поступающей от участников информационного взаимодействия с использованием СМИС, являющейся основанием для ведения претензионной работы.

6.7. Автоматизированное взаимодействие с информационными системами операторов связи, оказывающих услуги связи в интересах органов исполнительной власти города Москвы и подведомственных им государственных учреждений города Москвы на основании заключенных Департаментом информационных технологий города Москвы государственных контрактов, в целях обеспечения контроля качества, объемов и сроков оказания услуг связи.

6.8. Формирование статистических и оперативных отчетов о функционировании информационных систем города Москвы и качестве оказанных услуг связи в интересах органов исполнительной власти города Москвы и подведомственных им государственных учреждений города Москвы.

7. Участниками информационного взаимодействия с использованием СМИС являются пользователи и поставщики информации, исполнители оказываемых услуг (работ) по эксплуатации информационных систем города Москвы, услуг связи, оператор СМИС.

8. Пользователями информации являются органы исполнительной власти города Москвы.

9. Поставщиками информации являются органы исполнительной власти города Москвы, государственные учреждения города Москвы и исполнители услуг (работ) по эксплуатации информационных систем города Москвы и оказанию услуг связи.

10. Поставщики информации:

10.1. Размещают в СМИС информацию об используемом оборудовании информационных и телекоммуникационных систем и параметрах его настройки, о требуемых услугах связи и их параметрах, о возникших сбоях, неполадках в работе информационных систем и ресурсов города Москвы, о ненадлежащем качестве оказания услуг связи и затем актуализируют ее в порядке и сроки, устанавливаемые Департаментом информационных технологий города Москвы.

10.2. Назначают лиц, уполномоченных на выполнение операций по размещению информации в СМИС, организуют получение уполномоченными лицами идентификаторов (логинов) и паролей для работы в СМИС.

10.3. Обеспечивают полноту, достоверность и актуальность информации, предоставляемой в СМИС, а также внесение указанной информации в СМИС в сроки, установленные Департаментом информационных технологий города Москвы.

11. Порядок информационного взаимодействия между его участниками, регламент доступа и работы в СМИС, сроки предоставления информации в СМИС определяются Департаментом информационных технологий города Москвы.

12. Оператор СМИС:

12.1. Осуществляет методическое руководство пользования СМИС, в том числе оказывает консультации пользователям и поставщикам информации по вопросам технической поддержки и функционирования СМИС.

12.2. Обеспечивает функционирование и техническую поддержку работоспособности СМИС в круглосуточном режиме.

12.3. Организует выполнение работ по развитию (модернизации) и эксплуатации СМИС.

12.4. Осуществляет подключение к СМИС информационных систем города Москвы, отвечающих техническим требованиям, установленным Департаментом информационных технологий города Москвы.

12.5. Обеспечивает взаимодействие с информационными системами исполнителей работ по эксплуатации информационных систем города Москвы и оказанию услуг связи.

12.6. Обеспечивает разграничение прав доступа к СМИС, ведет учет и статистику пользовательской активности в соответствии с регламентом доступа и работы в СМИС.

12.7. Организует работы по обеспечению сохранности информации, размещаемой в СМИС.

12.8. Осуществляет консультационную поддержку участников информационного взаимодействия по вопросам использования СМИС.

13. Подключение и взаимодействие информационных систем города Москвы с использованием СМИС осуществляется в соответствии с требованиями к такому подключению и взаимодействию, утверждаемыми Департаментом информационных технологий города Москвы.

14. Оператор СМИС не несет ответственность за содержание, качество и достоверность информации, передаваемой в СМИС поставщиками информации.

15. Отдельные функции оператора могут быть переданы подведомственному ему государственному учреждению города Москвы или иной организации по решению Департамента информационных технологий города Москвы в соответствии с законодательством Российской Федерации и города Москвы.


  • Методические указания о порядке внесения заявительных документов для регистрации информационных ресурсов… Методические указания о порядке внесения заявительных документов для регистрации информационных ресурсов и систем в Реестре государственных и муниципальных информационных ресурсов и систем Московской области
  • Распоряжение Департамента информационных технологий г. Москвы от 11.03.2012 N 64-16-157/12 Об утверждении регламента подключения информационных систем к государственной информационной системе "Единый центр хранения и обработки данных", регламента доступа к информации, обрабатываемой в государственной информационной системе "Единый центр хранения и обработки данных", и порядка ведения реестра поставщиков информации в государственную информационную систему "Единый центр хранения и обработки данных"
  • Распоряжение Минэкономики МО от 14.05.2010 N 30-РМ О внесении изменений в Перечень информационных ресурсов и информационных систем Министерства экономики Московской области, утвержденный распоряжением Министерства экономики Московской области от 05.11.2008 N 49-РМ "Об утверждении Регламента предоставления информации из информационных ресурсов и информационных систем Министерства экономики Московской области"
  • Распоряжение Главного управления ЗАГС МО от 27.08.2013 N 42 О внесении изменений в Административный регламент по предоставлению государственной услуги по предоставлению пользователям информации из государственных информационных ресурсов и информационных систем Московской области, находящихся в ведении Главного управления записи актов гражданского состояния Московской области, и Перечень информационных ресурсов и информационных систем Главного управления ЗАГС Московской области
  • Распоряжение Правительства Москвы от 20.12.2007 N 2858-РП О вводе в промышленную эксплуатацию автоматизированной информационной системы "Единый городской фонд данных экологического мониторинга. Сбор, анализ и прогноз экологической обстановки в городе Москве и предоставление экологической информации органам государственной власти и населению. ГИС "Экология города" и первой очереди автоматизированной информационной системы "Реестр зеленых насаждений
  • Распоряжение Департамента информационных технологий г. Москвы от 22.11.2012 N 64-16-1048/12 Об утверждении регламента функционирования автоматизированной информационной системы "Типовое решение портала органа исполнительной власти города Москвы" и требований к подключению и взаимодействию с пользователями автоматизированной информационной системы "Типовое решение портала органа исполнительной власти города Москвы"
  • Постановление Правительства Москвы от 09.12.2014 N 722-ПП Об автоматизированной информационной системе "Информационно-аналитическая система мониторинга криминогенной обстановки и общественной безопасности в городе Москве"