Проблема обеспечения информационной безопасности. Проблемы информационной безопасности в россии

Описание проблемы

Сайту, порталу и виртуальному центру данных нужна надежная система безопасности. По мере того как компания двигается в направлении распределенной обработки данных и упрощения доступа к информации, угрозы безопасности приобретают все более масштабный характер. Сочетание этих факторов способствует усилению риска. Необходима система комплексного управления безопасностью (КУБ). Нужно решить, какая роль будет отводиться управляемым службам безопасности и как совладать с нарастающим потоком данных, поступающих от средств защиты. Прибавьте сюда постоянные обновления программного обеспечения и проблемы, связанные с беспроводными системами.

Лишь три процента веб-приложений достаточно надежны, чтобы противостоять хакерам, 97% веб-сайтов имеют "серьезные дефекты в защите", в результате чего данные и системы могут быть взломаны с целью злонамеренного использования. Из 97% обнаруженных серьезных "дыр" почти 40% приложений позволяли взломщикам получать полный контроль и доступ к информации. Около 23% дефектов могли привести к нарушениям конфиденциальности, а 21% обнаруженных ошибок давали возможность "похищать" товары из электронных магазинов. 5% дефектов позволяли взломщикам изменять информацию, а еще 5% - перехватывать транзакции. 2% ошибок в программном обеспечении настолько серьезны, что злоумышленники могут преспокойно удалить веб-сайты.

В развитых странах предприятия расходуют на обеспечение информационной безопасности от 5 до 7% бюджета, отведенного на информационные технологии. В России же компании тратят на эти цели куда меньше - лишь 1-2%

В России приблизительно 48% компаний используют антивирусное программное обеспечение. Вторыми по популярности (около 29%) являются межсетевые экраны и средства построения виртуальных частных сетей (VPN). Примерно одинаковое количество финансовых средств тратится на решения для обнаружения атак (10%) и продукты для идентификации, авторизации и администрирования (11%). В Европе же наибольшее внимание уделяется как раз средствам идентификации, авторизации и администрирования. Рекомендуется защищаться не от угроз «вообще», а от риска простоя информационной системы.

Совершенствуется не только защита, но и нападение. Атаки вирусов становятся комплексными - они распространяются несколькими путями и вред наносят разнообразный: крадут почтовые адреса, блокируют работу некоторых программ, оставляют лазейки для последующих нападений.

В 80% случаев сбои в работе ИТ-систем происходят на программном уровне, то есть из-за программных ошибок, проникновения в систему вирусов, повреждения данных, случайного их удаления и т. д. В 12% случаев простои происходят из-за отказа аппаратных компонентов системы. Причиной еще 8% сбоев являются различные природные катаклизмы, террористические акты, проблемы с электропитанием.

Угрозу для жизнеспособности бизнеса, даже большую, чем терроризм, представляют ошибки или злонамеренные действия сотрудников. Ситуация усугубляется зачастую излишне легкомысленным отношением предприятий к планам по аварийному восстановлению данных. Так, 17% ИТ-менеджеров вообще не имеют плана аварийного восстановления , 57% пересматривают такой план раз в год и реже, 6% - никогда их не пересматривают, а 25% - никогда не тестировали подобные планы.

С простоями вычислительной техники сталкивались 84% всех предприятий. В 26% из них сбои случаются один раз в квартал и чаще. В 14% предприятий продолжительность простоя системы составила от 24 до 48 часов; в 16% - наблюдались потери важных данных.

Влияние нарушений безопасности на деятельность ИТ служб представлено вТабл. 1

Таблица 1

Влияние нарушений безопасности на деятельность ИТ служб

Испорченные, потерянные и недоступные хранимые данные 29%
Недоступные электронная почта и приложения 26%
Неработоспособность сетей 24%
Финансовые потери 5%
Негативное влияние на репутацию торговой марки 4%
Кража интеллектуальной собственности 4%
Нарушение закона 3%
Мошенничество 3%
Кража личной информации (о клиентах или сотрудниках) 3%
Падение цены акций 1%
Вымогательство 1%

Необходимость обеспечения безопасности данных связана со следующими причинами:

  • Непосредственными расходами на восстановление и простой. Эти расходы наиболее существенны и могут быть очень значительными. Сюда же следует отнести расходы на уменьшение работоспособности (например, система устояла, но канал связи оказался забит запросами атакующего) и расходы на отвлечение персонала от их основной работы (крупные сбои могут привлечь на борьбу и восстановление большую часть персонала компании).
  • Снижением доверия клиентов . Крупные сбои не удастся скрыть от общественности, а это создает опасность, что клиенты перейдут к конкуренту, а значит потерю прибыли.
  • Опасностью судебного преследования . Потеря денег клиентов или разглашение частной информации, может привести к судебному разбирательству, а значит потерям на судебные издержки, а возможно и крупные компенсации.
  • Собственно потерей и/или разглашением секретных данных . Не поддается оценке, ущерб просто может быть огромен, вплоть до банкротства фирмы.

Инвестиции организаций в обеспечение информационной безопасности в виде приобретаемых средств защиты, затрат на оплату труда специалистов, на проведение внешнего аудита безопасности и т. п., неуклонно увеличиваясь из года в год, зачастую не окупаются. Происходит это главным образом потому, что большинство организаций продолжают придерживаться фрагментарного подхода, который оправдывает себя только при слабой зависимости организации от ИТ и низком уровне рисков информационной безопасности. Адекватный уровень информационной безопасности в состоянии обеспечить только комплексный подход, предполагающий планомерное использование как программно-технических, так и организационных мер защиты на единой концептуальной основе. При этом организационные меры играют первостепенную роль. Эффективность самых сложных и дорогостоящих механизмов защиты сводится к нулю, если пользователи игнорируют элементарные правила парольной политики, а сетевые администраторы нарушают установленные процедуры предоставления доступа к ресурсам корпоративной сети.

Возможные нарушения безопасности – реальные угрозы

Перехват . Хакерам легче всего заполучить имена сообществ с правами чтения: одной программы-анализатора (наподобие Ethereal) достаточно для чтения запросов от менеджеров управления сетью. Системы, где для защиты доступа не применяются списки контроля доступа, легко становятся жертвами хакеров. Но и защита с помощью списков доступа часто бывает мало эффективной из-за ошибок реализации. Нечистые на руку сотрудники могут обходить списки.

Подбор имени сообщества/метод «грубой силы». Значительный фактор риска представляют собой не удаленные имена сообществ по умолчанию. В Internet можно найти довольно полные списки, на основании которых легко подобрать имена по умолчанию к системам практически любого производителя. Часто администраторы оставляют эти имена после инсталляции, что существенно облегчает хакеру захват систем. Системы сканирования защиты предлагают легко реализуемую атаку на системы SNMP, в рамках которой в процессе подбора имени сообщества, наряду со списками слов, перебираются все доступные последовательности знаков. Если у хакера есть время (несколько недель), то он может провести такую атаку методом «грубой силы» и без заметного увеличения нагрузки на сеть. Однако подобные действия должны распознаваться всякой хорошо сконфигурированной системой обнаружения несанкционированного доступа.

Перехват через систему удаленного мониторинга. Удаленный мониторинг разрабатывается с целью дистанционного анализа сети и нахождения неисправностей и, при условии разумного использования, значительно облегчает обслуживание компьютерной сети. При этом предоставляется справка о компьютерах в сети (hosts), отправителях и получателях наибольшего объема данных (hostTopN, как правило, серверы) и т. п. Нередко «перевербованные» коммутаторы или маршрутизаторы в течение нескольких месяцев используются в качестве исходной базы для хакеров. Так ли уж часто администратор проверяет конфигурацию коммутатора, если он функционирует без сбоев?

Другие атаки. В инструментах управления того или иного производителя можно всегда найти слабые места из-за ошибок реализации. При этом возникает целый ряд проблем безопасности, из-за которых становится возможным доступ к конфигурационным данным, содержащим имена пользователей, пароли и имена сообществ. Излюбленный прием взломщика - переконфигурация маршрутизаторов. Он может контролировать обмен данными с целью их изменения или только считывания и создавать таким образом условия для технически сложных атак с промежуточным звеном (Man in the Middle), при которых он указывает свой маршрутизатор в качестве еще одного пункта следования пакетов на пути между сервером и жертвой.

Коммутаторы позволяют осуществлять анализ через зеркальные порты. В таком случае хакеру удается получить доступ практически ко всем передаваемым коммутатором данным. Единственное условие - достаточная пропускная способность зеркального порта.

Следует также упомянуть имеющиеся почти в любом программном обеспечении уязвимости вследствие переполнения буфера. Хакеры используют ошибки программирования путем ввода сверхдлинных последовательностей знаков, которые приводят либо к сбою соответствующего процесса/системы, либо к исполнению недопустимых шагов программы на атакованной системе. Особенно много найдется таких уязвимых мест у сконфигурированных через сервер Web маршрутизаторов.

Источники «информационных катастроф» являются: неверная, неполная, бесполезная информация, информационная перегрузка.

Технологии развиваются, и инструментарий, который может использоваться для атак на системы, по своим возможностям всегда будет опережать продукты, предназначенные для их защиты. И помните: только хорошо обученные, квалифицированные пользователи, осознающие важность этой проблемы, смогут поддерживать целостность и защиту информации и ресурсов перед лицом постоянно растущей угрозы.

Анализ уязвимости бывает двух видов: пассивный и активный . При пассивном подходе производится сканирование системы, делая предположение о возможности проведения вторжения. А активный подход предполагает попытки проведения контратаки.

нарушений безопасности

При разработке любой стратегии защиты, прежде всего, необходимо точно определить, что именно надо защищать. Начните с выяснения реальных ограничений систем, безопасность которых вы намерены обеспечить. ИТ-системы представляют собой комплексы физических компонентов, программного обеспечения, данных, служб связи и бизнес-процессов. Важно отметить, что система вовсе не обязательно состоит из компьютеров, связанных друг с другом или с чем-то еще. Например, у каждого из разъездных агентов есть свой мобильный компьютер, все эти компьютеры служат для выполнения одной и той же работы и контролируются уполномоченным на это специалистом. Все мобильные компьютеры тоже следует защищать.

После того, как вы выяснили, что представляет собой система, которую вам предстоит защитить, вы можете лучше понять, кто и что ей угрожает. Теперь нужно определить, насколько важен каждый из компонентов для решения того круга задач, которые стоят перед данным подразделением. Информация, хранящаяся в системе, физическая инфраструктура, программное обеспечение и специалисты, работающие с данной системой, должны оцениваться с точки зрения трех основных типов потенциальных угроз - тех, что приводят к снижению готовности, надежности и к раскрытию секретной или конфиденциальной информации.

Нынешнее состояние информационной безопасности России - это состояние нового, только оформляющегося с учетом веления времени государственно-общественного института. Многое на пути его становления уже сделано, но еще больше здесь проблем, требующих самого оперативного решения. За последние годы в РФ реализован ряд мер по совершенствованию информационной безопасности. Назовем самые важные из них.

Во-первых, начато формирование базы правового обеспечения информационной безопасности. Принят ряд законов, регламентирующих общественные отношения в этой сфере, развернута работа по созданию механизмов их реализации. Этапным результатом и нормативно-правовой основой дальнейшего решения проблем в этой сфере стало утверждение Президентом РФ в сентябре 2001 г. Доктрины информационной безопасности Российской Федерации (далее - Доктрина). Она представляет собой совокупность официальных взглядов на цели, задачи, принципы и основные направления обеспечения информационной безопасности России. В Доктрине рассматриваются:

объекты, угрозы и источники угроз информационной безопасности;

возможные последствия угроз информационной безопасности;

методы и средства предотвращения и нейтрализации угроз информационной безопасности;

особенности обеспечения информационной безопасности в различных сферах жизнедеятельности общества и государства;

основные положения государственной политики по обеспечению информационной безопасности в РФ.

На основе Доктрины осуществляются:

формирование государственной политики в области обеспечения информационной безопасности;

подготовка предложений по совершенствованию правового, методического, научно- технического и организационного обеспечения информационной безопасности;

разработка целевых программ обеспечения информационной безопасности.

Во-вторых, к настоящему времени проведены первоочередные мероприятия по обеспечению информационной безопасности в федеральных органах государственной власти, органах власти субъектов РФ, на предприятиях, в учреждениях и организациях независимо от форм собственности. Развернута работа по созданию защищенной информационно-телекоммуникационной системы специального назначения в интересах органов государственной власти.

В-третьих, обеспечению информационной безопасности способствуют созданные:

государственная система защиты информации;

система лицензирования деятельности в области защиты государственной тайны;

система сертификации средств защиты информации.

Вместе с тем анализ состояния информационной безопасности показывает, что ее уровень не в полной мере соответствует требованиям времени. Все еще существует ряд проблем, серьезно препятствующих полноценному обеспечению информационной безопасности человека, общества и государства. Доктрина называет следующие основные проблемы данной сферы. 1.

Современные условия политического и социально-экономического развития страны все еще сохраняют острые противоречия между потребностями общества в расширении свободного обмена информацией и необходимостью действия отдельных регламентированных ограничений на ее распространение. 2.

Противоречивость и неразвитость правового регулирования общественных отношений в информационной сфере существенно затрудняет поддержание необходимого баланса интересов личности, общества и государства в этой области. Несовершенное нормативное правовое регулирование не позволяет завершить формирование на территории РФ конкурентоспособных российских информационных агентств и средств массовой информации. 3.

Необеспеченность прав граждан на доступ к информации, манипулирование информацией вызывают негативную реакцию населения, что в ряде случаев ведет к дестабилизации социально-политической обстановки в обществе. 4.

Закрепленные в Конституции РФ права граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, тайну переписки практически не имеют достаточного правового, организационного и технического обеспечения. Неудовлетворительно организована защита собираемых федеральными органами государственной власти, органами власти субъектов РФ, органами местного самоуправления данных о физических лицах (персональных данных). 5.

Нет четкости при проведении государственной политики в области формирования российского информационного пространства, а также организации международного информационного обмена и интеграции информационного пространства России в мировое информационное пространство, что создает условия для вытеснения российских информационных агентств, средств массовой информации с внутреннего информационного рынка, ведет к деформации структуры международного обмена. 6.

Недостаточна государственная поддержка деятельности российских информационных агентств по продвижению их продукции на зарубежный информационный рынок. 7.

Не улучшается ситуация с обеспечением сохранности сведений, составляющих государственную тайну. 8.

Серьезный урон нанесен кадровому потенциалу научных и производственных коллективов, действующих в области создания средств информатизации, телекоммуникации и связи, в результате массового ухода из этих коллективов наиболее квалифицированных специалистов. 9.

Отставание отечественных информационных технологий вынуждает федеральные органы государственной власти, органы власти субъектов РФ и органы местного самоуправления при создании информационных систем идти по пути закупок импортной техники и привлечения иностранных фирм. Из-за этого повышается вероятность несанкционированного доступа к обрабатываемой информации и возрастает зависимость России от иностранных производителей компьютерной и телекоммуникационной техники, а также программного обеспечения.

10. В связи с интенсивным внедрением зарубежных информационных технологий в сферы деятельности личности, общества и государства, а также с широким применением открытых информационно-телекоммуникационных систем, интеграцией отечественных и международных информационных систем возросли угрозы применения информационного оружия против соответствующей инфраструктуры России. Работы по адекватному противодействию этим угрозам ведутся в условиях недостаточной координации и слабого бюджетного финансирования. Не уделяется необходимое внимание развитию средств космической разведки и радиоэлектронной борьбы.

Обеспечение информационной безопасности требует решения целого комплекса задач. Доктрина перечисляет наиболее важные из них:

разработка основных направлений государственной политики в области обеспечения информационной безопасности, а также мероприятий и механизмов, связанных с реализацией этой политики;

развитие и совершенствование системы обеспечения информационной безопасности, реализующей единую государственную политику в этой области, включая совершенствование форм, методов и средств выявления, оценки и прогнозирования угроз информационной безопасности, а также системы противодействия этим угрозам;

разработка федеральных целевых программ обеспечения информационной безопасности;

разработка критериев и методов оценки эффективности систем и средств обеспечения информационной безопасности, а также их сертификации;

совершенствование нормативно-правовой базы обеспечения информационной безопасности;

установление ответственности должностных лиц федеральных органов власти и местного самоуправления, юридических лиц и граждан за соблюдение требований информационной безопасности;

координация деятельности органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности в области обеспечения информационной безопасности;

развитие научно-практических основ обеспечения информационной безопасности с учетом современной геополитической ситуации, условий политического и социально-экономического развития России и реальности угроз применения информационного оружия;

создание механизмов формирования и реализации государственной информационной политики России;

повышение эффективности участия государства в формировании информационной политики государственных телерадиовещательных организаций, других государственных средств массовой информации;

обеспечение технологической независимости Российской Федерации в важнейших областях информатизации, телекоммуникации и связи, определяющих ее безопасность, в первую очередь в области создания специализированной вычислительной техники для образцов вооружения и военной техники;

разработка современных методов и средств защиты информации, обеспечения безопасности информационных технологий, прежде всего в системах управления войсками и оружием, экологически опасными и экономически важными производствами;

развитие и совершенствование систем защиты информации и государственной тайны; создание защищенной технологической основы управления государством в мирное время, в чрезвычайных ситуациях и в военное время;

расширение взаимодействия с международными и зарубежными органами и организациями для обеспечения безопасности информации, передаваемой с помощью международных телекоммуникационных систем и систем связи;

обеспечение условий для активного развития российской информационной инфраструктуры, участия России в процессах создания и использования глобальных информационных сетей и систем;

создание системы подготовки кадров в области информационной безопасности и информационных технологий.

Важнейшая задача в деле обеспечения информационной безопасности России - осуществление комплексного учета интересов личности, общества и государства в данной сфере.

Доктрина эти интересы определяет следующим образом:

интересы личности в информационной сфере заключаются в реализации конституционных прав человека и гражданина на доступ к информации, на использование информации в интересах осуществления не запрещенной законом деятельности, физического, духовного и интеллектуального развития, а также в защите информации, обеспечивающей личную безопасность;

интересы общества в информационной сфере заключаются в обеспечении интересов общества в этой сфере, упрочении демократии, создании правового социального государства, достижении и поддержании общественного согласия, в духовном обновлении России;

интересы государства в информационной сфере заключаются в создании условий для гармоничного развития российской информационной инфраструктуры, реализации конституционных прав и свобод человека (гражданина) в области получения информации. Одновременно требуется использование этой сферы только в целях обеспечения незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и правопорядка, развитии равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества.

Соблюдение принципа баланса интересов граждан, общества и государства в информационной сфере предполагает законодательное закрепление приоритета этих интересов в различных областях жизнедеятельности общества, а также использование различных форм общественного контроля над деятельностью федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ. Реализация гарантий конституционных прав и свобод человека и гражданина, касающихся деятельности в информационной сфере, является важнейшей задачей государства в области информационной безопасности.

Общие методы решения ключевых задач в деле обеспечения информационной безопасности Доктрина объединяет в три группы: правовые;

организационно-технические; экономические.

К правовым методам относится разработка нормативных правовых актов, регламентирующих отношения в информационной сфере, и нормативных методических документов по вопросам обеспечения информационной безопасности РФ (они подробно рассматриваются в гл. 4 настоящего пособия).

Организационно-техническими методами обеспечения информационной безопасности являются:

создание и совершенствование систем обеспечения информационной безопасности; усиление правоприменительной деятельности органов власти, включая предупреждение и пресечение правонарушений в информационной сфере;

совершенствование средств защиты информации и методов контроля эффективности этих средств, развитие защищенных телекоммуникационных систем, повышение надежности программного обеспечения;

создание систем и средств предотвращения несанкционированного доступа к информации и воздействий, вызывающих разрушение, уничтожение, искажение информации, изменение штатных режимов функционирования систем и средств информатизации и связи;

выявление технических устройств и программ, представляющих опасность для функционирования информационно-телекоммуникационных систем, предотвращение перехвата информации по техническим каналам, применение криптографических средств защиты информации, контроль за выполнением специальных требований по защите информации;

сертификация средств защиты информации, лицензирование деятельности в области защиты государственной тайны, стандартизация способов и средств защиты информации;

совершенствование системы сертификации телекоммуникационного оборудования и программного обеспечения автоматизированных систем обработки информации по требованиям информационной безопасности;

контроль за действиями персонала в информационных системах, подготовка кадров в области обеспечения информационной безопасности;

формирование системы мониторинга показателей и характеристик информационной безопасности в наиболее важных сферах жизни и деятельности общества и государства.

Экономические методы обеспечения информационной безопасности включают в себя: разработку программ обеспечения информационной безопасности и определение порядка их финансирования;

совершенствование системы финансирования работ, связанных с реализацией правовых и организационно-технических методов защиты информации, создание системы страхования информационных рисков физических и юридических лиц.

Согласно Доктрине, государство в процессе реализации своих функций по обеспечению информационной безопасности:

проводит объективный и всесторонний анализ и прогнозирование угроз информационной безопасности, разрабатывает меры по ее обеспечению;

организует работу органов власти по реализации комплекса мер, направленных на предотвращение, отражение и нейтрализацию угроз информационной безопасности;

поддерживает деятельность общественных объединений, направленную на объективное информирование населения о социально значимых явлениях общественной жизни, защиту общества от искаженной и недостоверной информации;

осуществляет контроль за разработкой, созданием, развитием, использованием, экспортом и импортом средств защиты информации посредством их сертификации и лицензирования деятельности в области защиты информации;

проводит необходимую протекционистскую политику в отношении производителей средств информатизации и защиты информации на территории РФ и принимает меры по защите внутреннего рынка от проникновения на него некачественных средств информатизации и информационных продуктов;

способствует предоставлению физическим и юридическим лицам доступа к мировым информационным ресурсам, глобальным информационным сетям;

Рассматривая вопрос о том, насколько важна для фирмы информационная безопасность и определяя бюджет на её обеспечение, необходимо четко ориентироваться в этом понятии. Только так можно наметить приоритетные направления и составить план соответствующих действий.

Информационная безопасность в сетях включает в себя широкий круг проблем. Для благополучия бизнеса информационная безопасность имеет основополагающее значение, поэтому мы рассмотрим все задачи, которые она решает, подробно.

Итак, первое направление – это обеспечение целостности данных . Сегодня вся коммерческая информация, бухгалтерские данные, финансовая отчетность, клиентские базы, договора, новаторские идеи сотрудников фирмы, планы и стратегия её развития, хранятся в локальной информационно-компьютерной сети. Далеко не всегда и не все документы дублируются на бумажных носителях, ибо объем информации очень велик. В таких условиях информационная безопасность предусматривает систему мер, которые призваны обеспечить надежную защиту серверов и рабочих станций от сбоев и поломок, ведущих к уничтожению информации или её частичной потере. Серьезный подход к данному вопросу означает, что информационная безопасность должна базироваться на профессиональном аудите всей IT - инфраструктуры фирмы. позволяет провести оценку состояния сети и оборудования, сделать анализ потенциальных угроз, выявить и вовремя устранить «слабые» места кабельной системы, серверных и рабочих станций, дисковых систем и нарушений в конфигурации оборудования. Таким образом, снижаются технические риски возможной потери информации.

К повреждению данных приводит и некорректная работа систем архивации, сетевого и прикладного ПО. Обеспечивая информационную безопасность вашей фирмы, наши сотрудники проводят тестирование программного обеспечения и проверяют его соответствие современным требованиям.

Следующая важнейшая задача - обеспечение конфиденциальности информации . Защита коммерческих секретов напрямую влияет на конкурентоспособность фирмы и её устойчивость на рынке. Здесь сталкивается с внешними и внутренними преднамеренными угрозами, направленными на хищение данных. Хакеры, промышленный шпионаж и утечка информации по вине собственных сотрудников представляют наибольшую угрозу. Соблазн продать ценную коммерческую информацию велик не только у увольняемых сотрудников, но и у тех, амбиции которых на рабочем месте неудовлетворенны. В данном случае, информационная безопасность принимает превентивные меры, направлены на контроль инсайдеров и многоступенчатую защиту серверов от хакерских атак.

Поэтому меры по противодействию несанкционированному доступу должны быть направлены на достижение двух целей:

  • Cоздавать условия, когда случайные или умышленные действия, приводящие к потере данных, становятся невозможны. Информационная безопасность решает эту проблему путем создания системы аутентификации и авторизации пользователей, разделения прав доступа к информации и контроля доступа.
  • Также важно создать систему, при которой сотрудники или злоумышленники не смогли бы скрыть совершенных действий. Здесь в помощь специалисту по ИБ приходит система контроля событий безопасности, аудит доступа к файлам и папкам.
    Эффективными средствами защиты, как от внешних угроз, так и от внутренних, являются также: введение системы паролей пользователей, применение для особо важной информации криптографических методов защиты (шифрование), ограничение доступа в помещения, применение индивидуальных цифровых ключей и смарт-карт, использование межсетевых экранов, установка систем защиты от утечек информации через электронную почту, FTP -серверы и Интернет-мессенджеры, защита информации от копирования. При рассмотрении потенциальных угроз, мы рекомендуем своим клиентам установить контроль над исходящими информационными потоками.

В последнее время получили большое распространение такие способы взлома сетей, как распространение вредоносных компьютерных программ, выполняющих функции сбора и передачи информации (троянские программы), программ-шпионов. Для того, чтобы устранить подобные внешние риски, информационная безопасность предусматривает установку мощного антивирусного ПО и серверной защиты.

Информационная безопасность сети предполагает также защиту от атак извне, направленных на прекращение работоспособности серверов, компьютеров или компонентов сети. Речь идет о DDos -атак, попытках подбора паролей (bruteforce -атаки). Для защиты от подобных угроз информационная безопасность требует применения специального программного обеспечения – межсетевых экранов и систем проактивной защиты.

И самое главное, для чего нужна информационная безопасность – это доступность информации для легитимных пользователей . Все меры обеспечения информационной безопасности бесполезны, если они затрудняют работу легитимных пользователей или блокируют ее. Здесь на первый план выходит надежно работающая аутентификация и грамотно реализованное разделение прав пользователей.

Наша компания приложит все усилия, чтобы информационная безопасность Вашей компании была организована на уровне, делающем ее практически неуязвимой.

Информация - это сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления. Информация уменьшает степень неопределенности, неполноту знаний о лицах, предметах, событиях и т.д.

Защита информации - это процесс создания и использования в автоматизированных системах специальных механизмов, поддерживающих установленный статус ее защищенности .

В настоящее время всеобщей компьютеризации благополучие и даже жизнь многих людей зависят от обеспечения информационной безопасности множества компьютерных систем обработки информации, а также контроля и управления различными объектами. К таким объектам (их называют критическими) можно отнести системы телекоммуникаций, банковские системы, атомные станции, системы управления воздушным и наземным транспортом, а также системы обработки и хранения секретной и конфиденциальной информации.

Конфиденциальная информация - это субъективно - определяемая характеристика или свойство информации, указывающая на необходимость введения ограничений на круг субъектов, имеющих доступ к данной информации, и обеспечиваемая способностью системы сохранять указанную информацию в тайне от субъектов, не имеющих полномочий доступа к ней. Конфиденциальная информация, которая может представлять интерес для конкурентов должна быть защищена . Сокрытие информации мотивируется не только перед страхом утечки конфиденциальных данных, но и попытки внести изменения в базы данных или рабочую документацию, что может привести не только к убыткам, но и остановить работу предприятия.

Для нормального и безопасного функционирования систем необходимо поддерживать их безопасность и целостность.

На сегодняшний день сформулировано три базовых принципа информационной безопасности , которая должна обеспечивать:

целостность данных - защиту от сбоев, ведущих к потере информации, а также неавторизованного создания или уничтожения данных;

конфиденциальность информации;

Компьютеры, часто объеденные в сеть, могут предоставлять доступ к колоссальному количеству самых разнообразных данных. Широкое развитие компьютерных сетей, интеграция их с информационными системами общего пользования помимо преимуществ порождает новые угрозы безопасности информации.

Причины возникновения новых угроз характеризуются :

сложностью и разновидностью, используемого программного и аппаратного обеспечения сетей;

большим числом узлов сети, участвующих в электронном обмене информацией, их территориальной распределенностью и отсутствием возможности контроля всех настроек;

доступностью информации систем внешним пользователям (клиентам, партнерам и пр.) из-за ее расположения на физически соединенных носителях.

Поэтому люди беспокоятся о безопасности информации и наличии рисков, связанных с автоматизацией и предоставлением гораздо большего доступа к конфиденциальным, персональным или другим критическим данным.

Электронные средства хранения даже более уязвимы, чем бумажные: размещенные на них можно и уничтожить, и скопировать, и незаметно видоизменить.

Число компьютерных преступлений растет - также увеличиваются масштабы компьютерных злоупотреблений. По оценке специалистов, ущерб от компьютерных преступлений увеличивается на 35 процентов в год . Одной из причин является сумма денег, полученная в результате преступления: в то время как ущерб от среднего компьютерного преступления составляет 560 тысяч долларов, при ограблении банка - всего лишь 19 тысяч долларов. По данным Миннесотского университета США, 93 процента компаний, лишившихся доступа к своим данным на срок более 10 дней покинули свой бизнес, причем половина из них заявила о своей несостоятельности немедленно.

Число служащих в организации, имеющих доступ к компьютерному оборудованию и информационной технологии, постоянно увеличивается. Доступ к информации больше не ограничивается только узким кругом лиц из верхнего руководства организации. Чем больше людей получают доступ к информационной технологии и компьютерному оборудованию, тем больше возникает возможностей для совершения компьютерных преступлений.

Компьютерным преступником может быть любой. И молодой хакер и служащий. Компьютерные преступления, совершенные служащими, составляют 70 - 80 процентов ежегодного ущерба, связанного с компьютерами.

Признаки компьютерных преступлений :

Кражи частей компьютеров;

Кражи программ;

Физическое разрушение оборудования;

Уничтожение данных или программ.

Это только самые очевидные признаки, на которые следует обратить внимание при выявлении компьютерных преступлений. Иногда эти признаки говорят о том, что преступление уже совершено, или что не выполняются меры защиты. Они также свидетельствуют о наличии уязвимых мест, и указывают, где находится брешь в защите.

Под информационной безопасностью понимается защищенность информации и поддерживающей ее инфраструктуры от любых случайных или злонамеренных воздействий, результатом которых может явиться нанесение ущерба самой информации, ее владельцам или поддерживающей инфраструктуре . Задачи информационной безопасности сводятся к минимизации ущерба, а также к прогнозированию и предотвращению таких воздействий.

Действия, которые наносят ущерб информационной безопасности организации можно разделить на несколько категорий .

  • 1. Действия, осуществляемые авторизованными пользователями
  • 1.1. Целенаправленная кража уничтожение данных на рабочей станции или сервере;
  • 1.2. Повреждение данных пользователем в результате неосторожных действий.
  • 2. «Электронные» методы воздействия, осуществляемые хакерами
  • 2.1. Несанкционированное проникновение в компьютерные сети
  • 2.2. DOS - атаки

Целью несанкционированного проникновения извне в сеть предприятия может быть нанесение вреда (уничтожение данных), кража конфиденциальной информации и использование ее в незаконных целях, использование сетевой инфраструктуры для организации атак на узлы третьих фирм, кража средств со счетов и т.п. Атака типа DOS (сокр. от Denial of Service - «отказ в обслуживании») - это внешняя атака на узлы сети предприятия, отвечающие за ее безопасную и эффективную работу (файловые, почтовые сервера). Злоумышленники организуют массированную отправку пакетов данных на эти узлы, чтобы вызвать их перегрузку и, в итоге, на какое - то время вывести их из строя. Это, как правило, влечет за собой нарушения в бизнес - процессах компании - жертвы, потерю клиентов, ущерб репутации и т.п.

3. Компьютерные вирусы - это разновидность вредоносных программ, отличительной особенностью которых является способность к размножению, повреждению или полностью уничтожению данных .

Отдельная категория электронных методов воздействия - компьютерные вирусы и другие вредоносные программы. Они представляют собой реальную опасность для современного бизнеса, широко использующего компьютерные сети, Интернет и электронную почту. Проникновение вируса на узлы корпоративной сети может привести к нарушению их функционирования, потерям рабочего времени, утрата данных, краже конфиденциальной информации и даже прямым хищением финансовых средств. Вирусная программа, проникшая в корпоративную сеть, может предоставить злоумышленникам частичный или полный контроль над деятельностью компании.

4. Спам (англ. spam) - сообщения, массово рассылаемые людям, не давшим согласие на их получение (относится к электронным письмам) .

Электронная почта в последнее время стала главным каналом распространения вредоносных программ;

Спам отнимает массу времени на просмотр и последующее удаление сообщений, вызывает у сотрудников чувство психологического дискомфорта;

Как частные лица, так и организации становятся жертвами мошеннических схем, реализуемых спамерами (зачастую подобного рода события потерпевшие стараются не разглашать);

Вместе со спамом нередко удаляется корреспонденция, что может привести к потере клиентов, срыву контрактов и другим неприятным последствиям, опасность потери корреспонденции особенно возрастает при использовании черных списков RBL и других «грубых» методов фильтрации спама.

«Естественные» угрозы

На информационную безопасность компании могут влиять разнообразные внешние факторы: причиной потери данных может стать неправильное хранение, кража компьютеров и носителей, форс - мажорные обстоятельства и т.д.

Процесс информатизации общества наряду с положительными последствиями имеет и ряд отрицательных сторон. Ежегодно возрастает количество преступлений, в которых объектом преступных посягательств является информация, а также тех, где информация в свою очередь служит средством совершения преступлений.